Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATION / ONLINE LEARNING / STUDENTS / UNIVERSITY / SOCIOLOGICAL STUDY / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Елена Николаевна

В статье предлагается анализ личного опыта дистанционного преподавания с использованием приложения «Microsoft Teams». Автор дает определение дистанционного образования как форму взаимодействия преподавателя и студента и самостоятельную работу студента с использованием информационных технологий в соответствии с образовательной программой. В статье приводятся результаты авторского точечного социологического исследования, проведенного с помощью качественных и количественных методов сбора информации. Было проведено 30 свободных неструктурированных интервью и небольшой анкетный опрос. 250 респондентов. По результатам опроса делается вывод, что как вынужденную меру большинство участников образовательного процесса восприняли этот вид обучения позитивно. В дальнейшем дистанционное образование можно рекомендовать для применения в очно-заочном формате обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE USE OF DISTANCE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article analyzes personal experience in distance learning using the Microsoft Teams application. The author defines distance education as a form of interaction between a teacher and a student and a student’s independent work using information technology in accordance with the educational program. The article presents the results of the author’s sociological study, conducted with the help of qualitative and quantitative methods of information collection. 30 free unstructured interviews and a small questionnaire survey were conducted. There were 250 respondents. The results of the survey lead to the conclusion that as a forced measure, most participants in the educational process took this type of training positively. In the future, distance education can be recommended for use in full-time and part-time educational formats.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 37

DOI: 10.31862/1819-463X-2020-5-37-43

ББК 74

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Е. Н. Юдина

Аннотация. В статье предлагается анализ личного опыта дистанционного преподавания с использованием приложения «Microsoft Teams». Автор дает определение дистанционного образования как форму взаимодействия преподавателя и студента и самостоятельную работу студента с использованием информационных технологий в соответствии с образовательной программой. В статье приводятся результаты авторского точечного социологического исследования, проведенного с помощью качественных и количественных методов сбора информации. Было проведено 30 свободных неструктурированных интервью и небольшой анкетный опрос. 250 респондентов. По результатам опроса делается вывод, что как вынужденную меру большинство участников образовательного процесса восприняли этот вид обучения позитивно. В дальнейшем дистанционное образование можно рекомендовать для применения в очно-заочном формате обучения.

Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-обучение, студенты, вуз, социологическое исследование, информационные технологии.

EXPERIENCE IN THE USE OF DISTANCE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

E. N. Yudina

Abstract. The article analyzes personal experience in distance learning using the Microsoft Teams application. The author defines distance education as a form of interaction between a teacher and a student and a student's independent work using information technology in accordance with the educational program. The article presents the results of the author's sociological study, conducted with the help of qualitative and quantitative methods of information collection. 30 free unstructured interviews and a small questionnaire survey were conducted. There were 250 respondents. The results of the survey lead to the conclusion that as a forced measure, most participants in the educational process took this type

© Юдина Е. Н., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

of training positively. In the future, distance education can be recommended for use in fulltime and part-time educational formats.

Keywords: distance education, online learning, students, university, sociological study, information technologies.

В связи с пандемией коронавируса все высшие учебные заведения вынуждены перейти на дистанционное обучение. Современные вызовы требуют современных решений. Поэтому внезапный и всеобщий переход на всеобщее он-лайн-обучение в вузах - интересный опыт как для студентов, так и для преподавателей. Большинство участников образовательного процесса восприняли его как вынужденную меру и надеялись быстро вернуться к привычному формату учебы и образу жизни. Целостную картину мы сможем увидеть лишь по прошествии определенного времени. Мнения участников образовательного процесса о новой форме образования весьма неоднозначны. В социальных сетях по поводу дистанционного обучения преобладают негативные оценки.

Поэтому автор хотел бы поделиться личным опытом и точечным социологическим исследованием. Исследование проводилось в Московском городском педагогическом университете в апреле 2020 г. с помощью качественных методов сбора информации (30 свободных неструктурированных интервью) и небольшим количественным опросом.

Принято считать, что дистанционное обучение - взаимодействие преподавателей и студентов между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].

Приведем другое определение. «Система дистанционного образования в России -это целый комплекс образовательных услуг, представляемых широким слоям населения

с помощью передовых информационных, компьютерных и иных технологий в рамках специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена информацией» [2, с. 58].

Применительно к нашему случаю (учебных занятий в период самоизоляции) - под дистанционным обучением мы будем понимать форму взаимодействия преподавателя и студента и самостоятельную работу студента с использованием информационных технологий как основной платформы для получения знаний в соответствии с образовательной программой. Личный опыт автора статьи связан с программой дистанционного обучения, в основе которой лежит приложение «Microsoft Teams».

В марте 2020 г. Московский городской педагогический университет был переведен на обучение с применением дистанционных технологий. Первая неделя была тяжелой. Все преподаватели и студенты пытались в ускоренном режиме освоить учебную работу в новой, никому до этого пока никому неизвестной программе «Microsoft Teams». Техническим службам было очень сложно организовать и структурировать учебу, а главное - сделать ее понятной для преподавателей и студентов.

Сейчас «Teams» стал вполне удобной платформой для проведения занятий, консультаций, проведения заседаний кафедры и просто общения между участниками учебного процесса. Но во всем есть плюсы и минусы. Огромным плюсом дистанционной формы является возможность слушать лекции, принимать участие в дискуссиях, защищать свои проекты, не выходя из дома. Особенно это было актуально для студентов и преподавателей, которым приходилось тратить много времени, чтобы добираться до вуза. Студенты из разных регионов России

смогли уехать из столицы, где эпидемиологическая ситуация была особенно тяжелой, и могли заниматься удаленно, не беспокоясь о качестве учебного процесса. Преимущество «Teams» было также в том, что была возможность быть на связи с любого современного гаджета, будь то ноутбук, планшет или телефон - студенты или преподаватели всегда могли подключиться к занятиям.

В концентрированном виде позитивные оценки дистанционного обучения выражены в следующем высказывании студентки:

- Для меня к преимуществам такого формата учебы относится то, что не приходится тратить время на долгую дорогу до вуза и обратно. В связи с этим появляется много свободного времени, которое я трачу на изучение иностранных языков, чтение книг и рисование. Дистанционное обучение помогает нам воспринимать информацию на слух, не видя преподавателя вживую. Этот навык восприятия информации может пригодиться в будущем. На мой взгляд, к плюсам относится то, что можно проводить больше времени с семьей, ведь моя семья не живет в Москве и в обычном режиме мы виделись очень редко. Я стараюсь ценить это время и проводить его с пользой (Надежда Н., 18 лет).

Но недостатки новой формы обучения, разумеется, студенты тоже отмечали. Как самый большой минус студенты отмечают недостаток живого общения:

- Вступить с преподавателем в диалог, защитить собственный проект, просто поговорить с подругой - всего этого поистине не хватает (Дарья Н., 20 лет).

Также в качестве существенного минуса выделяют плохое качество Интернета у некоторых студентов и преподавателей, что мешает проведению занятий, а иногда и вовсе их срывает. Но самый большой минус - новая форма обучения плохо отражается на здоровье студентов:

- У меня уже после второй пары болят глаза. Очень хорошо, что университет позаботился и сделал перерыв внутри занятия на 10 минут, можно немного отдо-

хнуть. Но помимо зрения страдают еще наши мышцы. Если во время очного обучения ты двигаешься, когда идешь в институт, на перемене переходишь в другой кабинет, идешь в столовую, то сейчас ты перемещаешься только в своей квартире (Дарья Т., 18 лет).

Многие студенты жаловались на ухудшение здоровья. Приведем еще одно типичное высказывание:

- Организму сложно находиться постоянно у электронных приборов, учитывая еще тот факт, что на улицу выходить тоже нельзя. Также во время очного обучения дорога в университет обеспечивала неплохую активность для поддержания физической формы, а сейчас у большинства сидячий образ жизни, что лично мне приходится компенсировать домашними тренировками, на которые затрачивается прилично времени, а его не всегда хватает. Из плюсов можно отметить тот факт, что я могу просыпаться на час позже, также я могу заварить себе чай или кофе, перекусить чем-нибудь во время лекции и при этом не помешать никому (Анастасия Н., 20 лет).

Некоторые студенты сформировали полезные привычки в борьбе с гиподинамией.

- Чтобы онлайн-обучение проходило эффективно и легко, я по утрам делаю зарядку, устраиваю небольшую прогулку на свежем воздухе, делаю свое место более комфортным и уютным (Юна А., 20 лет).

Сначала многие студенты, узнав, что им придется учиться дистанционно, обрадовались. Во-первых, потому что опасный вирус очень быстро распространялся и перевод на домашнее обучение был оправданным решением, повышающим личную безопасность. Во-вторых, многие для того, чтобы попасть в университет, просыпались очень рано, накопилась усталость, а во время дистанционного обучения студенты надеялись немного отдохнуть. Но такие ожидания были до начала учебы. Вскоре выяснилась, что на дистанционном обучении расслабиться совсем не получается. Студенты отмечали возросшее количество домашних заданий. Причем некоторые задания, кото-

рые выполнялись во время занятий, теперь приходилось делать самостоятельно в дополнительное время. Часть изучаемого материала сложно воспринимается дистанционно, несмотря на то что платформа «Teams» действительно удобная и преподаватели могли в онлайн-режиме показывать материалы лекции. Поэтому некоторым учащимся необходимо было дополнительно заниматься для того, чтобы самостоятельно разобраться в учебном материале.

Дистанционное обучение предъявляет особые требования к способности самоорганизации учащихся. Приведем еще одно высказывание:

- Такой вид обучения помогает вырабатывать силу воли, ведь нужно правильно организовать свое время и выполнить все задания, а это делать не всегда хочется, но нужно. Если подытожить, то дистанционное обучение оказалось совсем не таким, каким я себе его представляла, но важно отметить, что качество образования, по сути, не изменилось, я продолжаю получать полезные для меня знания. Искренне надеюсь, что в скором времени нам удастся победить пандемию, и мы вновь сможем вернуться в наш университет (Надежда Т., 18 лет).

Следующая сложность дистанционного обучения - это, безусловно, проблема мотивации. Студенты тоже об этом пишут:

- Когда ты находишься все время в домашней обстановке и нет возможности видеться с одногруппниками, лично слушать лекции преподавателей, и когда они все превращаются в маленькие кружочки на экране, то как бы теряется ощущение вовлеченности в учебный процесс и в учебную группу. Еще один минус в том, что постоянно приходится слушать в наушниках и смотреть в экран. Из-за этого к вечеру уши и голова часто болят, глаза начинают сохнуть. Поэтому дистанционное обучение может быть менее качественным, чем вживую (Юна А., 20 лет).

Поскольку в дистанционное обучение вовлечены не только учащиеся вузов, но и младшие школьники, у студентов нередко возникают семейные обязанности по воспитанию младших братьев и сестер и контролю

за ними. Конечно, это сказывается на возможности обучения. Некоторые студенты даже во время занятий вынуждены были уделять внимание младшим братьям и сестрам.

Следующая проблема - техническая. Она состоит в том, что не у всех есть доступ к высокоскоростному Интернету, а если и есть, то скорость может сильно отличаться. Это сразу заметно, если сравнивать он-лайн-работу студентов из мегаполисов и небольших городов страны. Есть также и семьи, у которых нет возможности иметь хорошую компьютерную технику:

- Могу точно сказать, что в Якутии во многих сельских населенных пунктах не у всех есть доступ к Интернету, а в некоторых до сих пор нет. Интернет также бывает очень медленным (Юна А., 20 лет).

Неудобства еще возникают из-за различия часовых поясов. Если в Москве основные занятия заканчиваются в 16:30, то в Якутии или в Хабаровске они заканчиваются в 22:30.

За месяц с небольшим учебных занятий пока рано делать выводы. Но уже можно констатировать, что при дистанционном обучении увеличилась посещаемость занятий. Она нередко достигала 100%. Это уже о многом говорит. Прежде всего, о том, что у студентов была высока потребность в продолжении учебы. Дистанционное образование помогало поддерживать жизненный тонус и, по выражению одной из студенток, «не думать о плохом».

Актуальным является вопрос: как же сделать такой формат обучения более интересным? Приведем несколько практически проверенных методических приемов дистанционных занятий, которые позволяют повысить интерес студентов.

1. Усиление наглядности

В большинстве случаев это презентации или визуальные материалы, которые привлекают взгляд, помогают удержать внимание. Кроме того, студентам удобнее записывать, глядя на слайд. Программа дает возможность учащимся самостоятельно переключать слайды. В целом презентации воспринимаются лучше, чем сухой текст.

2. Обсуждения и дискуссии

Слушать лекцию, записывать материал и смотреть слайды - это, конечно, полезно, но если при этом нет обратной связи или каких-то комментариев от других студентов, нет заинтересованности, то учебный материал плохо воспринимается. Несколько уточняющих вопросов преподавателя, просьба привести примеры из жизни по теме занятия, узнать личное мнение учащегося о какой-либо проблеме - ключ к насыщенному полноценному занятию.

3. Практические задания

Практические задания. Студенты относятся к практическим заданиям настороженно. Но самой лучшей иллюстрацией такого подхода служит следующее высказывание:

- Не скажу, что мы от этого в восторге, но, по крайней мере, это заставляет работать (Михаил Н., 21 год).

4. Введение игровых моментов

В основе игры лежит ролевое соревнование участников в том, кто найдет оптимальное решение той или иной актуальной проблемы, определит наиболее удачный выход из трудной ситуации [3, с. 114]. В дистанционном обучении нужны приемы, которые повышают позитивный эмоциональный фонд, такие элементы, которые заставляет получать не только знания, но и проявить особые личные качества. «В ходе таких учебных игр происходит активное усвоение пройденного материала, а сам процесс усвоения становится увлекательным» [4, с. 90].

Закончить анализ высказываний студентов по поводу дистанционного обучения можно двумя позитивными суждениями:

- И как вывод, хочу сказать, что это неплохой опыт, который нам очень необходим. Можно с уверенностью сказать, что дистанционному обучению стоит выделить отдельное местечко и чаще к нему прибегать. Я на нейтральной позиции, меня все устраивает. И я даже рад, что живу в такое время перемен. Прокачиваем эти новые технологии. Тяжело в учении - легко в бою, как говорится. Мы справимся (Михаил Н., 18 лет);

- Дистанционное обучение - поистине интересный опыт для нас всех. Я уверена,

что даже после режима самоизоляции все мы будем скучать по парам на диване. Думаю, институт образования пересмотрит отношение к очному обучению, и дистанционные технологии мы будем встречать еще чаще в различных сферах нашей жизни (Анастасия А., 20 лет).

Помимо свободных неструктурированных интервью, анализ которых был приведен выше, студентам было дано задание провести онлайн-опрос своих ровесников, дистанционно обучающихся в «Teams» и с помощью других информационных платформ. Всего в опросе участвовали 250 респондентов. Среди них 120 студентов, которые учатся в системе «Teams» и 130 студентов, которые учатся в иных системах (ZOOM, ГУГЛ-класс и др.). Была составлена небольшая анкета, к которой подробно выяснялось отношение к дистанционному обучению Данные опроса студентов приведены в таблице.

Анализ данных таблицы показывает, что опрошенные студенты в целом позитивно восприняли введенное дистанционное обучение. 72% респондентов, использующих «Microsoft Teams», отметили, что новая система дистанционного образования несомненно способствует повышению компетентности учащихся. Как уже отмечалось, опрашивались студенты, обучающиеся на разных информационных платформах. Данные опроса наглядно показывают, что опрошенные, использующие «Microsoft Teams», дают более позитивные оценки дистанционному обучению. Среди студентов, пользующихся другими платформами, позитивно оценивают рост своей компетентности уже гораздо меньше опрошенных (48%). Существенно меньше студентов считают, что дистанционное обучение лучше, чем обучение в реальных аудиториях. Такого мнения придерживаются только 48% опрошенных, использующих «Microsoft Teams», и 33% студентов, обучающихся на других образовательных платформах. При этом большинство (83%) полагают, что некоторые стороны новой системы дистанционного образования плохо продуманы. Это совершенно не удивительно, поскольку продумывать было

Таблица

Отношение к дистанционной системе (Россия, N = 250, 2020), в % к опрошенным

Согласен Не согласен

Мнение студентов teams не teams teams не teams

1. Новая система дистанционного образования, несомненно, способствует повышению компетент- 72 48 28 52

ности учащихся

2. В целом эта система лучше той, что применялась прежде 48 33 52 67

3. Некоторые стороны новой системы дистанционного образования плохо продуманы 83 78 27 22

4. Как и любая другая системы дистанционного образования, новая система имеет немало минусов 78 73 22 27

5. Новая система дистанционного образования удачно сочетает старые и новые подходы к образованию 78 57 22 53

6. Доводы в пользу новой системы дистанционного образования не очень убедительны 37 44 63 56

7. В прежней системе было немало хорошего, что утрачено в новой системе 67 73 33 27

8. Преимущества новой системы дистанционного образования совершенно не ясны 29 68 71 32

некогда, так как переход на новую форму обучения был произведен в считанные дни.

По нашему мнению, сейчас должен быть поставлен вопрос, как опыт дистанционного обучения может быть применен тогда, когда самоизоляция закончится. С нашей точки зрения, часть занятий со студентами, например, индивидуальные или групповые консультации или работа над проектами, может быть перенесена в виртуальную среду. Может быть предложена более широкая постановка проблемы. В последние годы эмпирические исследования убедительно демонстрируют, что возможность получения высшего образования для различных слоев общества расширись [5, с. 73].

«Образование - это вид инвестиций в человеческий капитал и норма отдачи от вложений в человеческий капитал для общества выше нормы прибыли для отдельного человека» [6, с. 19]. Поэтому общество заинтересовано в расширении образовательных возможностей граждан. Дистанционное образо-

вание может быть рекомендовано для очно-заочной формы обучения как усиление такого формата. Оно может обеспечить персонификацию обучения, учет возрастной специфики, предшествующего образования и профессионального и жизненного опыта учащихся [7, с. 8]. По нашему мнению, введение дистанционных занятий для очно-заочной формы обучения будет способствовать более прочному усвоению знаний.

Итак, всеобщий переход вузов на он-лайн-обучение произошел достаточно быстро. Мы проанализировали опыт студентов и преподавателей, полученный в ходе дистанционного обучения. Большинство участников образовательного процесса восприняли его как вынужденную меру, которую оценили достаточно позитивно, поскольку надеялись быстро вернуться к обычным занятиям в вузовских аудиториях и привычному образу жизни. Такой вид обучения может быть рекомендован для применения в очно-заочном формате.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дистанционная форма обучения: что это такое? URL: http://www.sano.ru/articles/ distanczionnaya-forma-obucheniya-chto-eto-takoe.html (дата обращения: 03.05.2020).

2. Каменецкая М. С., Петрова Е. Б., Лоскутова И. М. О дистанционном образовании в России // Наука и школа. 2000. № 3. С. 58-59.

3. Юдина Е. Н. Интерактивные опросы в теле- и радиоэфире: разработка сценария деловой игры // Социологические исследования. 2005. № 1 (249). С. 114-117.

4. Инновационные подходы в обучении студентов социально-гуманитарного профиля высшей школы: моногр. / под ред. Л. Ю. Овчаренко, Э. Н. Рычихиной. М.: РИТМ, 2019. 168 с.

5. МИГУ в фокусе социологических исследований: моногр. / под общ. ред. М. А. Будановой, Е. Н. Юдиной. М.: Спутник +, 2018. 165 с.

6. Лоскутова И. М., Юдина Е. Н. Особенности накопления человеческого капитала (образовательный аспект) // Экономика образования. 2012. № 6 (73). С. 19-29.

7. Юдина Е. Н., Дурнев В. С. Методика преподавания юридических дисциплин при заочной форме обучения // Наука и школа. 2016. № 5. С. 7-13.

REFERENCES

1. Distantsionnaya forma obucheniya: chto eto takoe? Available at: http://www.sano.ru/ar-ticles/distanczionnaya-forma-obucheniya-chto-eto-takoe.html (accessed: 03.05.2020).

2. Kamenetskaya M. S., Petrova E. B., Loskutova I. M. O distantsionnom obrazovanii v Rossii. Nauka i shkola. 2000, No. 3, pp. 58-59.

3. Yudina E. N. Interaktivnye oprosy v tele- i radioefire: razrabotka stsenariya delovoy igry. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2005, No. 1 (249), pp. 114-117.

4. Ovcharenko L. Yu., Rychikhina E. N. (eds.) Innovatsionnye podkhody v obuchenii stu-dentov sotsialno-gumanitarnogo profilya vysshey shkoly: monogr. Moscow: RITM, 2019. 168 p.

5. Budanova M. A., Yudina E. N. (eds.) MPGU v fokuse sotsiologicheskikh issledovaniy: monogr. Moscow: Sputnik +, 2018. 165 p.

6. Loskutova I. M., Yudina E. N. Osobennosti nakopleniya chelovecheskogo kapitala (obra-zovatelnyy aspekt). Ekonomika obrazovaniya. 2012, No. 6 (73), pp. 19-29.

7. Yudina E. N., Durnev V. S. Metodika prepodavaniya yuridicheskikh distsiplin pri zaoch-noy forme obucheniya. Nauka i shkola. 2016, No. 5, pp. 7-13.

Юдина Елена Николаевна, доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой теоретической и специальной социологии по науке, Московский педагогический государственный университет

e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru

Yudina Elena N., ScD in Sociology, Professor, Deputy Chairperson, Theoretical and Special Sociology in Science Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 06.05.2020 The article was received on 06.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.