Научная статья на тему 'Проблемы дипломатии в процессе евразийской интеграции'

Проблемы дипломатии в процессе евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
699
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ДИПЛОМАТИЯ ЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / СНГ / EURASIAN SPACE / EURASIAN UNION / THE EU INTEGRATION DIPLOMACY / CUSTOMS UNION / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дурдыева Антонина Александровна

Ключевыми трендами развития международных отношений сегодня являются регионализация и интеграция. Создание союзов, международных организаций, институализация договорных отношений в различных областях деятельности в последнее время приобрели глобальные масштабы. Среди крупных интеграционных объединений ЕС, АСЕАН, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР одним из наиболее амбициозных проектов современности является проект Евразийского союза, нацеленный на экономическую, культурную и политическую интеграцию государств на пространстве СНГ. Эволюция ЕАС от идеи до основных этапов реализации заняла достаточно длительный период времени. Современная политическая инициатива лидеров России, Казахстана и Белоруссии является вызревшей правовой формой, содержанием которой стало действительное, исторически сложившееся стремление народов постсоветского пространства к единству. Основными предпосылками проекта Евразийского союза стали успешная деятельность Таможенного союза и Единого экономического пространства. Особую структурообразующую функцию выполнили такие объединения, как Союзное государство России и Белоруссии, а также Организация договора о коллективной безопасности. Сегодня создание ЕАС стало одним из определяющих трендов российской политики. Пройдены основные этапы интеграции, но ещё остаётся нерешённой большая часть экономических и политических задач будущего ЕАС. Одним из камней преткновения является проблема выбора модели будущей евразийской дипломатии. Оформление выбранной модели на практике сталкивается с неизбежными и подчас непредвиденными препятствиями. Их преодолению поможет, прежде всего, нормативно-правовой, дипломатический и экономический интеграционный опыт других международных объединений. Серьёзный опыт был наработан в процессе создания Европейского союза. Возможность перенесения формы дипломатической системы ЕС на ЕАС нельзя отвергать, несмотря на существующие политические, культурные и экономические ограничения. Создание ЕАС с помощью механизмов, используемых при формировании дипломатической системы ЕС, способно привести к уникальной системе интеграционного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DIPLOMACY IN THE PROCESS OF EURASIAN INTEGRATION

Nowadays regionalization and integration are key trends in international relations. The creation of alliances and international organizations and the establishment of contractual relations in various spheres have acquired global dimensions. Among such prominent integration groupings as the EU, ASEAN, APEC, NAfTa, MERCOSUR, the African Union and others, one of the most ambitious is the project of the Eurasian Union, which is aimed at the economic, cultural and political integration of states in the CIS area. The evolution of the EAU from idea to the main stages of implementation took quite a lot of time. The modern political initiative proceeding from the leaders of Russia, Kazakhstan and Belarus represents a mature legal form, which actually reflects the historically prevalent tendency of the post-Soviet peoples to associate with each other. The successful functioning of the Customs Union and the Common Economic Space were preconditions to the project of the Eurasian Union. The Union State of Russia and Belarus and Organization of the Collective Security Treaty associations played a particular role in structuring the EAU. Today the establishment of the Union has become one of the defining trends of Russian policy. The basic stages of integration are completed; however, a large number of the economic and political challenges of the future EAU are still to be faced. One of the stumbling blocks is the problem of choosing the model of the future Eurasian diplomacy. The appearance of the chosen model is actually confronted with inevitable and sometimes unforeseen obstacles. The integration experience of other international organizations (primarily in legal, diplomatic and economic spheres) will help to overcome them. In particular, considerable experience has been gained by the European Union. Despite a number of political, cultural and economic constraints, the possibility of transferring the EU diplomatic system to the EAU can''t be rejected. The EAU establishment through the legal, economic and political mechanisms used by the EU in elaborating its diplomatic system may lead to a unique system of diplomatic cooperation. The EU experience analysis and the possibility to prevent its mistakes will allow the EAU to make use of the existing integration, political and economic resources more efficiently on its way toward establishment.

Текст научной работы на тему «Проблемы дипломатии в процессе евразийской интеграции»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ДИПЛОМАТИИ В ПРОЦЕССЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

А.А. Дурдыева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Ключевыми трендами развития международных отношений сегодня являются регионализация и интеграция. Создание союзов, международных организаций, институализация договорных отношений в различных областях деятельности в последнее время приобрели глобальные масштабы. Среди крупных интеграционных объединений - ЕС, АСЕАН, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР - одним из наиболее амбициозных проектов современности является проект Евразийского союза, нацеленный на экономическую, культурную и политическую интеграцию государств на пространстве СНГ. Эволюция ЕАС от идеи до основных этапов реализации заняла достаточно длительный период времени. Современная политическая инициатива лидеров России, Казахстана и Белоруссии является вызревшей правовой формой, содержанием которой стало действительное, исторически сложившееся стремление народов постсоветского пространства к единству. Основными предпосылками проекта Евразийского союза стали успешная деятельность Таможенного союза и Единого экономического пространства. Особую структурообразующую функцию выполнили такие объединения, как Союзное государство России и Белоруссии, а также Организация договора о коллективной безопасности. Сегодня создание ЕАС стало одним из определяющих трендов российской политики. Пройдены основные этапы интеграции, но ещё остаётся нерешённой большая часть экономических и политических задач будущего ЕАС.

Одним из камней преткновения является проблема выбора модели будущей евразийской дипломатии. Оформление выбранной модели на практике сталкивается с неизбежными и подчас непредвиденными препятствиями. Их преодолению поможет, прежде всего, нормативно-правовой, дипломатический и экономический интеграционный опыт других международных объединений. Серьёзный опыт был наработан в процессе создания Европейского союза. Возможность перенесения формы дипломатической системы ЕС на ЕАС нельзя отвергать, несмотря на существующие политические, культурные и экономические ограничения. Создание ЕАС с помощью механизмов, используемых при формировании дипломатической системы ЕС, способно привести к уникальной системе интеграционного взаимодействия.

Ключевые слова: Евразийское пространство, Евразийский союз, дипломатия ЕС, интеграция, Таможенный союз, СНГ.

Ключевыми трендами развития международных отношений сегодня являются регионализация и интеграция. Создание союзов, международных организаций, институ-ализация сотруднических договорных отношений в различных областях деятельности сегодня приобрели глобальные масштабы. Не вызывает сомнений тот факт, что «региональная интеграция, а весь мир идёт по этому пути, - наиболее действенное средство для максимального использования внутренних ресурсов роста, повышения конкурентоспособности на мировых рынках» [1]. Среди крупных интеграционных объединений, таких, как Евросоюз, АСЕАН, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР, амбициозным является проект Евразийского союза, нацеленный на экономическую, культурную и политическую интеграцию государств на пространстве СНГ.

Конкретным выражением идеи евразийства стал проект создания Союза Суверенных Государств (ССГ), реализация которого была прервана, прежде всего, из-за демонстративной декларации рядом республик (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения) своей политической независимости. В дальнейшем данный проект был признан утратившим политическую целесообразность по причине создания 8 декабря 1991 г. Содружества Независимых Государств. Точкой отсчёта для проекта «Евразийский союз» принято считать статью В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии -будущее, которое рождается сегодня» [4, 5].

Ранее, в марте 1994 г., в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил модельный проект Евразийского союза государств [6]. Основной предпосылкой осуществления проекта Евразийского союза стала успешная реализация проектов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Так, «для России Таможенный союз стал третьим по значимости рынком после ЕС и Китая. С 2010 по 2012 г. товарооборот со странами Таможенного союза увеличился на $15 млрд и достиг $58 млрд, то есть на четверть» [7].

Особую структурообразующую функцию выполнили такие объединения, как Союзное государство России и Белоруссии, а также Организация договора о коллективной безопасности. С учётом существующих форм интеграции, отладки работы задействованных в ней структур создание Евразийского союза представляет собой процесс модернизации и гармонизации, выступает в качестве практической реализации опыта экономического взаимодействия и переводит на иной уровень политическое взаимодействие суверенных государств.

Несмотря на все плюсы создания Евразийского союза, отношение к нему самих предполагаемых участников не всегда однозначно. Инициатором и наиболее последовательным сторонником создания ЕАС является Российская Федерация. Это вытекает из анализа программных документов ЕАС. Основным для

России является налаживание добрососедских отношений со странами СНГ, создание общих экономических, политических и военных форм интеграции, которые способствовали бы росту конкурентоспособности каждого из государств-участников.

Подобная точка зрения звучала и в выступлениях глав государств будущего Евразийского экономического союза - России, Казахстана и Белоруссии, на заседаниях Высшего евразийского экономического совета и пресс-конференциях, проведённых после заседания [8]. Был разработан предварительный проект институциональной части договора о Евразийском экономическом союзе, в котором, по словам В.В. Путина, «определён международно-правовой статус, задачи, механизмы деятельности будущего союза, отражены базовые принципы евразийского интеграционного процесса» [9]. Подписание договора о Евразийском экономическом союзе запланировано на май 2014 г. До конца 2014 г. парламенты стран-участниц должны будут внимательно изучить и ратифицировать договор.

Основными препятствиями к полноценной интеграции являются отдельные экономические и политические противоречия. К экономическим препятствиям относятся, прежде всего, изъятия и ограничения по отдельным категориям товаров. Поскольку каждая страна стремится к удовлетворению своих экономических интересов, достаточно остро стоит вопрос о создании абсолютной экономической открытости границ, в которой товар, произведённый на территории стран-членов Союза, считался бы произведённым в своей стране. По данной проблематике часто высказывается Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко.

Анализ эволюции Евразийского экономического союза в сравнении со сложившейся экономической и нормативно-правовой системой Европейского союза позволит выявить объективные противоречия и механизмы их разрешения. Основной целью экономических и политических мероприятий при создании Европейского союза является максимально возможное устранение существующих препятствий для свободной конкуренции. Предполагается, что расширение рынка и унификация политических и правовых норм в европейских странах станет стимулирующим фактором развития производства высокотехнологичных товаров, наделённых высокой добавленной стоимостью.

Подобный ориентир развития сотрудничества выбран и участниками проекта Евразийского экономического союза, которые во главу угла поставили согласованную экономическую политику, развитие реальных секторов экономики в своих странах с особым вниманием к высокотехнологичным товарам, а также с максимально полной свободой перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Общим интеграционным трендом является и поэтапность процесса объединения и эволюционность интеграцион-

ных процессов посредством процедуры нормативно-правовой и экономической унификации.

Общими и объективными как для ЕС, так и для ЕАС факторами, затрудняющими процесс интеграции, являются:

1. Различие в степени развитости демократии в странах ЕС и СНГ. Поскольку любой наднациональный союз неизбежно влечёт за собой утрату части полномочий национальными политическими элитами, в ЕАС можно будет наблюдать соперничество стран-участниц в сфере общей внешней политики и борьбу за влияние внутри союза. Подобные процессы наблюдались и в ЕС, где элиты шли на потерю части своих полномочий под большим давлением и с серьёзными оговорками. Для преодоления политических разногласий необходимо использовать такой механизм интеграции, который бы обеспечивал экономические и личные рейтинговые выгоды, превышающие потери полномочий в национальной политике. Тем не менее первым шагом как в ЕС, так и в ЕАС является обеспечение совместного роста экономик, который, в свою очередь, должен ускорить эволюционный рост гражданского общества.

2. Наличие межнациональных конфликтов в СНГ и мультикультурных конфликтов на территории ЕС. Как показывает практика, экономическими методами снимается лишь симптоматика подобных напряжений, что вводит власти в заблуждение о преодолении проблем. Однако улучшение экономической ситуации в проблемных регионах способствует устранению безработицы и постепенного образования среднего класса - гаранта социальной стабильности. Такой подход позволит перейти к дальнейшей культурной, научно-образовательной интеграции и, как следствие - к устранению причин конфликтов.

Коренным отличием проекта ЕАС от ЕС и основной проблемой интеграции является реальное неравенство экономического развития и уровня жизни в странах СНГ. Если члены ЕС в той или иной степени обладают сопоставимым технологическим уровнем производства, доходом на душу населения, позволяющим поддерживать достаточно высокий уровень качества жизни, то в странах СНГ интеграция в ЕАС расценивается как возможность решения своих внутренних проблем. Ещё одно отличие процессов интеграции в ЕС и ЕАС - отношение к централизации политических процессов. В Европейском союзе понятие центра становится достаточно размытым, что подчас препятствует оперативному принятию решений, требуя согласия членов ЕС. В ЕАС фактическим центром Союза является Москва. Вопрос централизации политических институтов будущего ЕАС уже стало предметом споров между странами-участницами. Так, лидер Казахстана Н.А. Назарбаев считает, что союзный парламент необходимо разместить в Астане - центре будущего Евразийского экономического союза.

Более продуктивному устранению противоречий, возникающих при создании проекта договора ЕАС будет служить изучение эволюции формирования ЕС и анализ его дипломатической системы и институтов. Изначальное стремление выступать самостоятельным субъектом международных отношений ведёт к становлению дипломатической системы Европейского союза. Пример самостоятельной наднациональной политики ЕС в международной жизни можно назвать беспрецедентным. Однако сегодня формирование наднациональной дипломатии посредством организации союзов государств становится ведущим трендом развития дипломатии будущего.

Политико-правовыми регуляторами дипломатической системы ЕС стали:

а) положения проекта Конституции ЕС, в которые «Европейский конвент ...включил положение о Европейском союзе как едином правопреемнике»;

б) комплекс поправок Лиссабонского договора, который стал правовым актом, окончательно утверждающим положение о союзе «как едином юридическом лице, обладающем правосубъектностью на мировой арене» (ст. 47 Договора о ЕС) [10, 12, с. 226].

Договор открыл ЕС возможность вступления в формат международного взаимодействия с третьими странами и принимать самостоятельные решения. Дипломатическая система ЕС начала складываться путём наращивания экономической мощи и постепенного формирования политической системы с дальнейшим подписанием Маастрихтского, Амстердамского и Ниццкого договоров. С момента подписания Лиссабонского договора 13 декабря 2007 г. ЕС конвертировал накопленные экономические и политические возможности в новое качество, создав собственную дипломатическую службу -Европейскую службу внешних действий (ЕСВД), возглавляемую Кэтрин Эштон.

Сегодня ЕСВД активно выстраивает сеть дипломатических представительств: проводятся встречи и переговорные процессы на высоком уровне, развёрнуто широкое участие в конференциях. Обновлённая европейская дипломатическая служба сегодня активно заявляет о себе, стремясь оказывать влияние на всевозможные международные процессы. Несмотря на существующие политические, культурные и экономические ограничения, возможность перенесения такой формы дипломатической системы на Евразийский союз отвергать нельзя. Особое внимание необходимо обратить на интеграционные механизмы, которые использовались при достижении ЕС правосубъектного статуса, а не на уже существующие в рамках ЕС институты. Создание ЕАС с помощью правовых, экономических и политических механизмов, используемых при формировании дипломатической системы ЕС, способно привести к уникальной системе дипломатического взаимодействия.

Стоит принять во внимание, что страны Евразийского союза по своим культурно-идеологическим и по уровням технологического и экономического развития разительно отличаются от стран Европейского союза и располагают собственными, недоступными остальным, социально-культурными интеграционными механизмами. Евразийский союз, становясь политическим и экономическим конкурентом ЕС, имеет возможность использовать свои специфические механизмы интеграции, в частности:

- межкультурные контакты;

- публичную дипломатию;

- лояльную миграционную политику и др.

Если же говорить об экономических механизмах интеграции, то здесь необходимо развивать прежде всего известные формы экономического взаимодействия, особенно в области высоких технологий. Кроме того, в случае формирования благоприятного климата на территории Евразийского экономического союза экономическая политика должна быть ориентирована

на развитие реального промышленного сектора, а не только финансового.

Речь идёт не об экономической, а о хозяйственной, не об идеологической, а о культурной, не о политической, а о правовой интеграциях. Применение механизмов интеграции должно происходить с крайней степенью осторожности и сопровождать каждый шаг информационным и социологическим изучением общественного мнения. Применение опыта ЕС при реализации проекта ЕАС на современном этапе развития отношений между странами СНГ необходимо рассматривать исходя из общей тенденции трансформации моделей дипломатии [11]. На примере дипломатической системы ЕС выясняется, что сущность этого процесса состоит в усилении интеграции стран и унификации дипломатических служб с последующим формированием нового уровня дипломатических отношений - уровня дипломатии между наднациональными объединениями.

Список литературы

1. Путин В.В. Заседание Высшего Евразийского экономического совета [Электронный ресурс Президента России]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19484 (дата обращения: 11.03. 2014).

2. Исход к Востоку (сборник статей) // под ред. О.С.Широкова. М.: Добросвет, 1997 .

3. Сахаров А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии (Проект) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Constitution.htm. (дата обращения: 12.02.2014).

4. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. // Известия. 04.03.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/502761#comments (дата обращения: 11.03.2014).

5. Евразийская интеграция в XXI веке / ред. группа: А.А.Климов, В.Н. Лексин, А.Н.Швецов. М.: ЛЕНАНД, 2012 г. 288 с.

6. См.: Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего // Известия. 25.10.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/504908 (дата обращения: 12.03.2014 г.).

7. Назарбаев Н.А., Путин В.В., Лукашенко А.Г. Сочинительный Союз // Газета.ш. 24.12.2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru /business/2013/12/24/5818017.shtml (дата обращения: 11.03.2014).

8. Заседание Высшего Евразийского экономического совета // Президент России. 24. 12.2013 г. [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19914 (дата обращения: 11.03. 2014).

9. Путин В.В. Заявление для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета [Электронный ресурс Президента России]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19918 (дата обращения: 11.03. 2014).

10. Council of the European Union. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the functioning of the European Union. Brussel, 15.04.2008. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&t=PDF&gc=true&sc=false&f=ST%206655%202008%20 INIT (дата доступа: 12.03.2014 г.).

11. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития // РОССПЭН. 2003. 336 с.

12. Зонова Т.В. Дипломатия. Модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс, 2013. 348 с.

13. Подберёзкин А.И., Боришполец К.П., Подберёзкина О.А. Евразия и Россия. М.: МГИМО-Университет. 2013. 517 с.

14. Кашкин С.Ю. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве. М.: Инфра-М, 2013г. 224 с.

15. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического Союза / отв. ред. Е.Г.Моисеев. М.: Проспект, 2014. 176 с.

16. Кавешников Н. «Гибкая интеграция» в Европейском Союзе // Международные процессы (Журнал теории международных отношений и мировой политики). Т. 9, № 2 (26). Май - август 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty-sixth/006.htm (дата обращения: 11.03.2014).

17. Бабынина Л.О. Гибкая интеграция в Европейском союзе: Теория и практика применения. М.: 2012 г. 304 с.

Об авторе

Дурдыева Антонина Александровна - аспирант кафедры дипломатии в МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF DIPLOMACY IN THE PROCESS OF EURASIAN INTEGRATION

A.A. Durdyyeva

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: Nowadays regionalization and integration are key trends in international relations. The creation of alliances and international organizations and the establishment of contractual relations in various spheres have acquired global dimensions. Among such prominent integration groupings as the EU, ASEAN, APEC, NAFTA, MERCOSUR, the African Union and others, one of the most ambitious is the project of the Eurasian Union, which is aimed at the economic, cultural and political integration of states in the CIS area. The evolution of the EAU from idea to the main stages of implementation took quite a lot of time. The modern political initiative proceeding from the leaders of Russia, Kazakhstan and Belarus represents a mature legal form, which actually reflects the historically prevalent tendency of the post-Soviet peoples to associate with each other. The successful functioning of the Customs Union and the Common Economic Space were preconditions to the project of the Eurasian Union. The Union State of Russia and Belarus and Organization of the Collective Security Treaty associations played a particular role in structuring the EAU. Today the establishment of the Union has become one of the defining trends of Russian policy. The basic stages of integration are completed; however, a large number of the economic and political challenges of the future EAU are still to be faced. One of the stumbling blocks is the problem of choosing the model of the future Eurasian diplomacy. The appearance of the chosen model is actually confronted with inevitable and sometimes unforeseen obstacles. The integration experience of other international organizations (primarily in legal, diplomatic and economic spheres) will help to overcome them. In particular, considerable experience has been gained by the European Union. Despite a number of political, cultural and economic constraints, the possibility of transferring the EU diplomatic system to the EAU can't be rejected. The EAU establishment through the legal, economic and political mechanisms used by the EU in elaborating its diplomatic system may lead to a unique system of diplomatic cooperation. The EU experience analysis and the possibility to prevent its mistakes will allow the EAU to make use of the existing integration, political and economic resources more efficiently on its way toward establishment.

Key words: Eurasian space, the Eurasian Union, the EU integration diplomacy, the Customs Union, the CIS.

References

1. Putin V.V. Zasedanie Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta [Meeting of the Supreme Eurasian Economic Council. President of Russia], 24. 10.2013. Available at: http://www.kremlin.ru/news/19484. (in Russ.).

2. Ishod k Vostoku (sbornik statej) [Exodus to the East. Anthology] / ed. O.S.Shirokov. Moscow, Dobrosvet. 1997. 264 р. (in Russ.).

3. Sakharov A.D. Konstitucija Sojuza Sovetskih Respublik Evropy i Azii (Proekt). [The Constitution of the Union of Soviet Republics of Europe and Asia (the Project)]. Available at: http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/ Constitution.htm. (in Russ.).

4. Putin V.V. Novyj integracionnyj proekt dlja Evrazii - budush^ee, kotoroe rozhdaetsja segodnja. [A new integration project for Eurasia - a future that is born today]. Izvestija. 04.03.2011. Available at: http://izvestia. ru/news/502761# comments. (in Russ.).

5. Evrazijskaja integracija v XXI veke [Eurasian integration in the XXI Century] / Ed. A.A.Klimov, V.N. Lexin, A.N.Shvetsov. - M.: LENAND, 2012. 288 p. (in Russ.).

6. Nazarbayev N.A. Evrazijskij Sojuz: ot idei k istorii budushhego [Eurasian Union: from the idea to the history of the future]. Izvestija. 25.10.2011. Available at: http://izvestia.ru/news/504908. (in Russ.).

7. Nazarbayev N.A., Putin V.V., Lukashenko A.G. Sochinitel'nyj Sojuz [Coordinating conjunction]. Gazeta.ru. Available at: http://www.gazeta.ru/business/2013/12/24/ 5818017.shtml. (in Russ.).

8. Zasedanie Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta [Meeting of the Supreme Eurasian Economic Council]. President of Russia, 24. 12.2013 г. Available at: http://www.kremlin.ru/news/19914. (in Russ.).

9. Putin V.V. Zajavlenie dlja pressy po itogam zasedanija Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta [Statement to the press after a meeting of the Supreme Eurasian Economic Council]. President of Russia. 24. 12.2013. Available at: http://www.kremlin.ru/transcripts/19918 (in Russ.).

10. Council of the European Union. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the functioning of the European Union. Brussel, 15.04.2008. Available at: http://register.consilium.europa. eu/doc /srv?l=EN&t= PDF&gc=true&sc=false&f=ST%206655%202008%20INIT.

11. Zonova T.V. Sovremennaja model' diplomatii: istoki stanovlenija i perspektivy razvitija. [The modern model of diplomacy: the origins of the formation and development prospects]. Moscow. ROSSPEN. 2003. 336 p. (in Russ.).

12. Zonova T.V. Diplomatija. Modeli, formy, metody. [Diplomacy. Models, forms, methods]. Moscow. Aspect Press, 2013. 348 p. (in Russ.).

13. Padbyarozkin A.I., Borishpolets K.P. Padbyarozkin O.A. Evrazija i Rossija [Eurasia and Russia]. Moscow: MGIMO-University. 2013. 517 p. (in Russ.).

14. Kashkin S.Y. Osnovy pravovogo regulirovanija integracionnyh processov na postsovetskom prostranstve. [Regulatory Framework of integration processes in the post-Soviet space]. Moscow. Infra-M. 2013. 224 p. (in Russ.).

15. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sozdanija i funkcionirovanija Evrazijskogo jekonomicheskogo Sojuza. [International legal framework for the establishment and functioning of the Eurasian Economic Union] / ed. E.G.Moiseev - M.: Prospect, 2014. 176 p. (in Russ.).

16. Kaveshnikov N. «Gibkaja integracija» v Evropejskom Sojuze. ["Flexible integration" in the European Union] // International Processes (Journal of international relations and world politics). V.9, № 2 (26). May - August 2011. Available at: http://www.intertrends.ru/twenty-sixth/006.htm. (in Russ.).

17. Babynina L.O. Gibkaja integracija v Evropejskom sojuze: Teorija i praktika primenenija. [Flexible integration in the European Union: Theory and Practice]. Moscow. 2012. 304 p. (in Russ.).

About the author

Antonina A. Durdyyeva - is on the post-graduate course at MGIMO University, Chair of Diplomacy since 2012.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.