Научная статья на тему 'Проблемы диагностирования различных расстройств речи у детей'

Проблемы диагностирования различных расстройств речи у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / GENESIS / ДИЗАРТРИЯ / DYSARTHRIA / РИНОЛАЛИЯ / RINOLALIYA / АЛАЛИЯ / ALALIA / АФАЗИЯ / APHASIA / ДИСФОНИЯ / DYSPHONIA / ДИСЛАЛИЯ / DYSLALIA / ЗАИКАНИЕ И ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / STUTTERING AND DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев И. А., Гаджиева Ф. Г.

Статья посвящена актуальной теме выявлению различных расстройств речи у детей дошкольного возраста перед поступлением в общеобразовательную школу. Для правильной оценки всей функции речи недостаточно данных только первичного обследования моторной сферы ребёнка и его произношения, но требуется динамическое изучение и наблюдение за ребёнком. Для того чтобы правильно принять диагностическое решение, необходимо в каждом случае суметь увидеть и отделить симптомы от симптомов, представляющих собой прямые и отстранённые от них последствия. К сожалению, диагностирование расстройств речи чаще всего всё ещё проводится не на должном уровне. Авторы приходят к выводу, что решением проблемы должна стать система организации последипломного обучения специалистов в области логопедии в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают своевременные сведения из различных знаний, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев И. А., Гаджиева Ф. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DIAGNOSTICS OF VARIOUS DISORDERS OF SPEECH IN CHILDREN

The article is dedicated to a topic of identifying different disorders of speech in children of preschool age before entering secondary school. For a correct evaluation of the entire function of speech only is not enough data initial examination of the motor sphere of the child and his pronunciation, but requires a dynamic study and observation of the child. In order to properly make a diagnostic decision, it is necessary in each case to be able to see and separate symptoms, providing immediate and remote effects. Unfortunately, the diagnosis of speech disorders is often held at an improper level. The authors come to the conclusion that the solution to the problem should be an entire system of organization of postgraduate training of specialists in the field of speech therapy in institutions with appropriate clinical database, where the specialists in different fields receive timely information from a variety of knowledge, allowing them to work at a higher professional level.

Текст научной работы на тему «Проблемы диагностирования различных расстройств речи у детей»

го труда. Проведённая работа показала, что вся деятельность вузовского коллектива по организации самостоятельной работы первокурсников должна быть составным звеном в общей системе работы по оказанию помощи студентам нового приема в период адаптации. Вместе с тем, перед первокурсниками должна быть поставлена задача постоянного формирования в ходе самостоятельной работы индивидуального оптимального стиля умственной деятельности.

Библиографический список

Таким образом, психологический аспект решения проблемы адаптации студентов заключается не только в выявлении и изучении трудностей и психологических барьеров адаптационного периода. Первостепенное значение имеет определение системы факторов, обеспечивающих ускорение социально-психологической, дидактической и профессиональной адаптации и её реализации в учебно-воспитательной деятельности вузов.

1. Агаджаян Н.А. Студенчество как самостоятельная социальная группа населения. Здоровье населения. Москва, 1997: 7 - 23

2. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. 2009; 3: 101 - 107.

3. Агарагимова В.К. К проблеме антропокультурной компетентности социального работника. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 5 - 6.

4. Агарагимова В.К. Социально-педагогическая проблема воспитания дагестанской молодежи. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки 2015; 2 (25): 20 - 25.

5. Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова РЮ. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 6 - 8.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. Москва, 1980; Т.1.

7. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. Вопросы психологии. 1988; 1.

8. Гасанова С.Г., Кабардиева Ф.А., Агарагимова В.К. Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе профессионального обучения. Вестник Академии права и управления. 2015; 41: 164 - 167.

References

1. Agadzhayan N.A. Studenchestvo kak samostoyatel'naya social'naya gruppa naseleniya. Zdorov'e naseleniya. Moskva, 1997: 7 - 23

2. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2009; 3: 101 - 107.

3. Agaragimova V.K. K probleme antropokul'turnoj kompetentnosti social'nogo rabotnika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 5 - 6.

4. Agaragimova V.K. Social'no-pedagogicheskaya problema vospitaniya dagestanskoj molodezhi. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki 2015; 2 (25): 20 - 25.

5. Agaragimova V.K., Valieva P.O., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 6 - 8.

6. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1980; T.1.

7. Asmolov A.G., Petrovskij V.A. O dinamicheskom podhode k psihologicheskomu analizu deyatel'nosti. Voprosy psihologii. 1988; 1.

8. Gasanova S.G., Kabardieva F.A., Agaragimova V.K. Samoobrazovanie kak sredstvo povysheniya professional'noj kompetentnosti buduschih pedagogov v processe professional'nogo obucheniya. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 41: 164 - 167.

Статья поступила в редакцию 14.06.16

УДК 378.2

Gadzhiev I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: aripov50@mail.ru

Gadzhieva F.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: aripov50@mail.ru

THE PROBLEM OF DIAGNOSTICS OF VARIOUS DISORDERS OF SPEECH IN CHILDREN. The article is dedicated to a topic of identifying different disorders of speech in children of preschool age before entering secondary school. For a correct evaluation of the entire function of speech only is not enough data initial examination of the motor sphere of the child and his pronunciation, but requires a dynamic study and observation of the child. In order to properly make a diagnostic decision, it is necessary in each case to be able to see and separate symptoms, providing immediate and remote effects. Unfortunately, the diagnosis of speech disorders is often held at an improper level. The authors come to the conclusion that the solution to the problem should be an entire system of organization of postgraduate training of specialists in the field of speech therapy in institutions with appropriate clinical database, where the specialists in different fields receive timely information from a variety of knowledge, allowing them to work at a higher professional level.

Key words: genesis, dysarthria, rinolaliya, alalia, aphasia, dysphonia, dyslalia, stuttering and delayed speech development.

И.А. Гаджиев, канд. пед. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Почётный работник высшего обр. РФ, г. Махачкала, Е-mail: aripov50@mail.ru

Ф.Г. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Почётный работник общего обр. РФ, Е-mail: aripov50@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РАССТРОЙСТВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Статья посвящена актуальной теме - выявлению различных расстройств речи у детей дошкольного возраста перед поступлением в общеобразовательную школу. Для правильной оценки всей функции речи недостаточно данных только первичного обследования моторной сферы ребёнка и его произношения, но требуется динамическое изучение и наблюдение за ребёнком. Для того чтобы правильно принять диагностическое решение, необходимо в каждом случае суметь увидеть и отделить симптомы от симптомов, представляющих собой прямые и отстранённые от них последствия. К сожалению, диагностирование расстройств речи чаще всего всё ещё проводится не на должном уровне. Авторы приходят к выводу, что решением проблемы должна стать система организации последипломного обучения специалистов в области логопедии в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают своевременные сведения из различных знаний, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.

Ключевые слова: генезис, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дисфония, дислалия, заикание и задержка речевого развития.

В статье представлены статистические данные, обратившихся с 2009 по 2015 год в логопедический кабинет ДГПУ из различных дошкольных и школьных учреждений и регионов с различными расстройствами речи.

Как известно, при различных расстройствах речи, школьное обучение становится затруднительным по всем предметам. Естественно, дети из дошкольных учреждений должны поступать в школу вполне подготовленными к обучению. С 1971 года проводится систематический осмотр детей дошкольных учреждений. Нас интересовал вопрос преемственности, результативности в устранение речевых расстройств в процессе учёбы.

Ежегодно из детских дошкольных учреждений на учёбу в первый класс поступают дети с расстройствами речи: 1972 г. -30,7%; 1973 г. - 35,7%; 1974 г. - 32%; 1975 г - 28,8%; 1976 г. -29,1%; 1977 г. - 29,2%; 1978 г. - 28,7%; 1979 г - 30,1%; 1980 г. -31%; 2006 - 30,2%. Эффективности в устранении недостатков речи у детей дошкольных учреждений не наблюдалась даже в таких детских садах, где в наличии были логопедические единицы. По этой причине в 1986 году логопедические единицы в дошкольных детских учреждениях упразднены. Для сравнительной характеристики приводим данные расстройств речи у детей дошкольных учреждений за 1986 - 94 гг.: в наличии логопедические кабинеты в детсадах - №30, 31, 34, 37, 43, 44, 45, 49, 52, 54. Осмотрено 6339 детей, выявлено 2013 (31,6%) с расстройством речи. Детские сады, в которых отсутствуют логопедические кабинеты: №1, 5, 8, 10, 12, 21, 24, 28, 38, 58. Осмотрено 4870 детей, выявлено с расстройством речи - 1529 (31,3%). По этой причине подлежали сокращению логопедические кабинеты. Помимо статистического описания речевых нарушений возникла задача - раскрыть продуктом каких изменений они являются. Для правильной оценки генезиса того или иного, отклонения нами различались происхождения изменений развития и сами изменения, их последовательное образование, причинно-следственных зависимостей между ними (неустроенность родителей, плохие материальные условия, посттравматические стрессы и т. п.). В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые по своему внешнему проявлению напо-

минают дислалию, но имеют длительную сложенную динамику устранения. Природа данного явления остается ещё не вполне раскрытой. Исследователи для его изучения предлагают различные термины: артикуляционная дислалия (М. Марей 1957); центральная органическая дислалия (М. Зееман, 1961; Л.В. Мелехова, 1967); сложное косноязычие (О.В. Правдина, 1960).

Для правильной оценки всей функции речи недостаточно данных только первичного обследования моторной сферы ребёнка и его произношения, но требуется динамическое изучение и наблюдение за ребёнком. Для того чтобы правильно принять диагностическое решение, необходимо в каждом случае суметь увидеть и отделить симптомы от симптомов, предоставляющих собой прямые и отстранённые от них последствия. Чёткое членораздельное произношение на уровне грамматической абстракции требует такой умственной детальности, которая свидетельствует о высоком умственном развитии школьника. Вышеописанные различные речевые нарушения ещё более усугубляются в условиях социальной неуспеваемости, педагогической запущенности, ограниченного речевого окружения, при посттравматических расстройствах, при отсутствии своевременной грамотной коррекционно-педа-гогической работы, при слабом выпуске специалистов, если повышением квалификации педагогических кадров (логопедов) занимаются далекие от науки люди, а также бесконтрольность в детских и школьных учреждениях. Из-за отсутствия своевременной логопедической помощи дети пополняют ряды неуспевающих. При таком положении появились попытки сокращать логопедические единицы в дошкольных и школьных учреждениях. Ответственным работникам надо знать поле деятельности, вникнуть в работу специалистов и установить контроль над деятельностью и конечными результатами. В республике большая патология речи у детей и взрослых. Приводим данные нарушений речи и обращаемость за логопедической помощью в логопедический кабинет кафедры КПП ДГПУ.

Представим учёт обратившихся в логопедический кабинет кафедры коррекционной педагогики и спецпсихологии ДГПУ для сравнения за период 2009 и 2015гг. (таблицы 1 - 3).

Таблица 1

Данные нарушений речи и обращаемость за логопедической помощью в логопедический кабинет кафедры КПП ДГПУ

за 2009 год

№ Откуда было Классификация нарушений ДОУ Школьники ВУЗ Поликлиника Город и село РД Города РФ Зарубежные Итог

1. Дислалия 7 5 2 5 2 21

2. Ринолалия 5 2 1 2 1 11

3. Заикание 3 10 2 6 4 Астрахань - 2. Сирия - 1, Африка - 1. 29

4. ЗРР 4 2 5 5 16

5. Нарушение голоса 1 4 4 2 11

6. Дизартрия 10 4 4 3 21

7. Алалия 1 2 1 4

8. Афазия 2 1 3

Итого 31 27 5 30 19 2 2 116

№ Откуда было направление Классификация нарушений ДОУ Школьники ВУЗ Поликлиника Город и село РД Города РФ Зарубежные Итог

1. Дислалия 13 9 2 4 4 Ханты-Мансийск - 2 - 44

2. Ринолалия - 1 1 4 - - 6

3. Заикание 4 7 2 7 8 Нальчик- 1 29

4. ЗРР 6 - - 16 5 Осетия - 1 - 28

5. Дисфания 2 - - 2 - Москва - 2 6

6. Дизартрия 3 1 - 8 2 - 14

7. Алалия - 2 - 2

8. Афазия 1 1

Итого 28 18 5 44 19 6 - 120

Таблица 2

Данные нарушений речи и обращаемость за логопедической помощью в логопедический кабинет кафедры КПП ДГПУ

за 2015 год

Таблица 3

Оказание помощи детям РД и обратившихся из других регионов (в %)

№ Учреждения 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1. ДОУ 26,7% 20% 32,2% 30,6% 33,3% 21,5% 21,5%

2. Школы 23,2% 16,2% 16,4% 16,6% 15,2% 10% 13,8%

3. ВУЗы 4,3 % 10,2% 10% 5,9% 6,9% 18% 13,8%

4. Поликлиника 25,8% 26,5% 26,5% 30% 30,5% 33,8% 41,5%

5. Город и село РД 16,3% 21,3% 7% 13,4% 9,7% 13% 14,6%

6. Города РФ 1,7% 4,2% 5,4% 2,2% 2,7% 2,8% 4,6%

7. Зарубежные 1,7% - 1,5% 2,2% - - -

Таким образом, как видно из таблиц, число обратившихся остаётся стабильно высоким. Однако, как показывает практика, далеко не все обратившиеся получают квалифицированную помощь. Это связано с тем, что не все работники логопедических кабинетов обладают высокой квалификацией.

Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а так же «Институтов», дающих лишь фрагментарные знания в области патологии речи, только усложняют создавшиеся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии. Решением проблемы должна стать система организации последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу,

Библиографический список

где специалисты разного профиля получают своевременные сведения из различных знаний, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне. К сожалению, диагностирование чаще всего всё ещё проводится не на должном уровне. При безграмотном диагнозе нельзя достичь хороших результатов.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к заключению о создании координирующей организации высоко квалифицированными специалистами со своей комиссией, что способна дать объяснительные заключения о профессиональной пригодности, которая в состоянии помочь в повышении квалификации работников, о создании курсов повышения квалификации при ДГПУ, но вопрос остаётся открытым.

1. Гаджиев И.А., Гаджиева Ф.Г. Логопедическая работа с заикающимися в условиях двуязычия. Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2015. Махачкала, 2015: 132 - 134.

2. Гаджиев И.А. Взаимообусловленность задержки психического и речевого развития. Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2015. Махачкала, 2015: 128 - 132.

References

1. Gadzhiev I.A., Gadzhieva F.G. Logopedicheskaya rabota s zaikayuschimisya v usloviyah dvuyazychiya. Materialy Yubilejnojnauchnojsessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov DGPU, posvyaschennoj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 2015. Mahachkala, 2015: 132 - 134.

2. Gadzhiev I.A. Vzaimoobuslovlennost' zaderzhki psihicheskogo i rechevogo razvitiya. Materialy Yubilejnoj nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov DGPU, posvyaschennoj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 2015. Mahachkala, 2015: 128 - 132.

Статья поступила в редакцию 14.06.16

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: krik020304@mail.ru

DIDACTIC POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. In this article, based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the relevance of the problem and the fictitious organization of independent work of students as the main activity of students in the conditions of realization of the ideas the federal state educational standards of new generation is stated. The article also discusses didactic possibilities of modern information-communication technologies in shaping skills of independent research activities of students. The author concludes that the Internet resources in organization of independent work of students possess a range of features and offers its users a variety of information. A basic set of services may include: e-mail, teleconference, videoconference, publishing their own information, creating their own home page and place it on a web server, accessing to reference directories, search engines, free access to the electronic library, etc. All of these resources can be actively used by students when performing tasks for independent work.

Key words: independent work, information-communication technologies, research, educational environment of high school.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: krik020304@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы обосновывается актуальность проблемы эффективности организации самостоятельной работы студентов, как основного вида деятельности обучающихся, в условиях реализации идей Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Автор делает вывод о том, что интернет ресурсы в организации самостоятельной работы студентов обладают целым спектром возможностей и предлагает своим пользователям многообразие информации. Его базовый набор услуг может включать в себя:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.