Научная статья на тему 'Проблемы диагностики системы освоения и выпуска новой продукции'

Проблемы диагностики системы освоения и выпуска новой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы диагностики системы освоения и выпуска новой продукции»

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ОСВОЕНИЯ И ВЫПУСКА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ Л.М. Белых, старший преподаватель Воронежский государственный технический университет

В экономике нет единого подхода к определению объекта, предмета, целей и задач диагностики. Некоторые авторы отмечают, что экономическая диагностика - это направление анализа хозяйственной деятельности, позволяющее выявить и локализовать нарушения нормального хода воспроизводственного процесса на основе минимального числа показателей, взятых в динамике, т.е. экономическая диагностика представляет собой способ определения характера нарушений и области хозяйственной деятельности, в которой происходят отклонения соответствующих показателей.

В экономической литературе часто не разграничивается понятие «диагностика» и «диагностический анализ», т.е. диагностика во многом переплетается с системным анализом как по задачам, так и по методам, взаимно дополняя друг друга. Так, по мнению Ю.И. Черняка /1/, в отличии от системного анализа, представляющего собой преимущественно научно-теоретическое исследование кабинетного типа, диагностика системы является «полевым» исследованием и базируется на непосредственном обследовании объекта. Некоторые авторы рассматривают диагностику как часть управленческого консультирования и как совокупность специфических методов и методик, направленных на выявление и решение конкретных трудностей и проблем.

Под экономической диагностикой системы выпуска продукции нами будет пониматься процесс всестороннего исследования уровня конкурентоспособности предприятия по продуктовой составляющей с использованием преимущественно экономических методов, моделей, процедур оценок и т.д. в целях выявления проблем, «узких мест» в исследуемой области. К целям диагностического исследования системы создания и освоения нового продукта можно отнести: 1) оценку эффективности системы управления продуктовой стратегией; 2) выявление элементов иррациональности в процессе освоения нового продукта;

3) диагностику «заболеваний» системы управления продуктовой стратегией; 3) оценку состояния процесса освоения и перспектив выпуска продукта на рынок;

4) диагностику организационного и кадрового потенциала предприятия при вступлении в этап освоения;

5) диагностику соответствия задач и целей маркетинговой политики условиям приема продукта на рынке.

Оценка эффективности системы управления продуктовой стратегией должна базироваться, на наш взгляд, на оценке эффективности воплощения компо-

нент потребительского выбора в выпускаемом продукте, а также непосредственно на измерении продуктовой эффективности. В данном направлении прослеживаются два подхода:

1) под эффективностью будет пониматься отсутствие потерь ресурсов в производственном процессе, то есть эффективность производства продукта будет означать, что в условиях текущей технологии и потребления в производстве доступных производственных мощностей будет отсутствовать альтернативный вариант применения этих мощностей в производстве, а настоящий вариант использования будет: а) позволять производить продукт без сокращения выпуска других продуктов; б) продукт в условиях применения данных ресурсов, как минимум, находится в точке безубыточности;

2) под эффективностью будет пониматься оптимальность ценовой составляющей, что акцентируется и в некоторой зарубежной литературе: «...the term 'efficiency' is used to correspond to what economists call 'technical efficiency'. А firm is 'competitive' if it can set a price which is both profitable and sustainable. An increase in technical efficiency (курсив мой) is equivalent to an increase in competitiveness in this sense» /2/. На данном этапе необходимо изучать конкурентную стратегию в условиях оперативного наблюдения за природой конкуретного взаимодействия предприятий, занятых выпуском и освоением продуктов-аналогов. Данное направление диагностики может относиться к измерению изменений маржинальной прибыли в условиях изменения доходов предприятий-конкурентов, а также к изучению конкурентной стратегии по элементам: 1) измерение чистого дохода; 2) измерение чистого объема продаж; 3) измерение чистого объема продаж конкурентов; 4) прогнозирование изменения денежных потоков в процессе создания и освоения нового изделия путем построения простой корпоративной финансовой модели расчета окупаемости создаваемого продукта.

Таким образом, необходимо вводить в анализ показатель свободного денежного потока (free cash flow) от инновации, который покажет то количество денежных средств в фиксированный период времени, которое необходимо для продолжения освоения. При этом стоимостная оценка процесса производства и освоения новой продукции должна в процессе диагностики предъявить собой приведенную оценку денежных выгод нового производства. При данном под-

ходе появляется специфическое понятие экономической прибыли в противовес бухгалтерской.

Экономическая прибыль трактуется как добавочный результат, получаемый собственником предприятия над той величиной, которую он мог бы получить, используя старые варианты производства. В отличие от учетного подхода к прибыли нулевая экономическая прибыль (процесс освоения новой продукции с точки зрения учетного подхода, как правило, убыточен) должна рассматриваться как признак благополучия. Положительная экономическая прибыль на данном этапе диагностики будет являться индикатором наличия конкурентных преимуществ, т.е. фактором создания стоимости.

Таким образом, под экономической диагностикой системы создания и освоения новой продукции будет пониматься направление АХД, позволяющее выявить и локализовать нарушения нормального хода инновационного процесса на основе минимального числа показателей, взятых в динамике, а экономическая диагностика представит собой способ определения характера нарушений и области создания продуктовой инновации, в которой произойдут отклонения соответствующих показателей.

С. Биир, определяя задачи диагностики систем организаций, отмечает в качестве основной из них интерпретацию маркетинговых многофакторных сценариев с использованием методик моделирования и систем экспертных оценок. Данные сценарии позволят определить потенциальные изменения в структуре отношений среди решающих составляющих социо-экономических систем: « ... multiple scenarious allow also decision makers to formulate subject-change strategies and test them in alternative future environments. Scenarious provide a framework for identifying variables to be monitored in order to provide early warning system of potential subject change impacts, and they also serve as a guide for the developing contingency plans» /3/. Таким образом, процессу диагностики отводится функция раннего предупреждения, направленная на разработку поведенческих стратегий в условиях наметившихся изменений, равно как и на разработку планов экстренного вмешательства.

Цель экономической диагностики-выявление проблем, «узких мест» в ее осуществлении. Объектом диагностики, состояние которого определяется на основе всестороннего исследования, в данном случае является процесс создания и освоения новой продукции. Предметом-проблемы, «узкие места» в его осуществлении.

А.Г. Балаганская относит к целям диагностического исследования оценку эффективности (продуктивности) системы управления; выявление элементов иррациональности; диагностику «заболеваний» системы управления и проблем управления; оценку со-

стояния и перспектив развития системы управления; диагностику организационного и кадрового потенциала предприятия при выходе из кризиса и потенциальных возможностей предприятия; оценку адаптивности систем управления и анализ изменения факторов управления /4/.

О.А. Дейнеко рассматривает диагностику как специальные методы управления /5/, а М.В. Мельник - как методы анализа, выявляющие диалектические связи между причиной и следствием, частным и целым.

Рядом ученых диагностика рассматривается как часть управленческого консультирования и как совокупность специфических методов и методик, направленных на выявление и решение конкретных трудностей и проблем. По мнению Э.А. Смирнова /6/, теория диагностики изучает принципы, законы и закономерности изменения циклического состояния производственных систем, создание условий для эффективного функционирования.

В. Н. Гунин, В. П. Баранчев отмечают, что «ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации» /7/. При этом отмечается, что диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа: 1) должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта; 2) необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы, чтобы по состоянию какого-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо существенной ее части; 3) информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы.

Таким образом, системному подходу отводится главенствующая роль в проведении диагностического исследования.

Диагностическими параметрами, характеризующими внешние проявления, будут входные и выходные (относительно системы «инноватор») параметры. Это внешние параметры. Входные: численность специалистов, имеющих ученую степень, расходы на заработную плату и т.п. Выходные: продолжительность выполненных работ (длительность фаз ЖЦИ и

всего цикла, длительность выполнения проекта или программы); уровень, качество продукции, услуг, проектов; затраты на выполнение работ; увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п. В качестве диагностических параметров используются также интегральные параметры эффективности использования ресурсов (отношение входных параметров к выходным, т.е. отношение используемых ресурсов к полученным результатам).

Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, блоков фирмы. Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.

Внутреннее состояние системы описывается структурными параметрами. В свою очередь, структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, использованию организационного потенциала, управляющему воздействию. В части элемента «кадры» ресурсными параметрами в системе создания и освоения нового продукта будут квалификация инженерного персонала, сотрудничество, лояльность по отношению к необходимости приобретения новых навыков в процессе работы над новым продуктом, существующие навыки и опыт, способствующие с минимальными затратами переориентировать персонал на освоение незнакомой технологии, средний возраст коллектива и т.п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личностных характеристик сотрудников и руководителей и др.

Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации включает этапы: ведение каталога управляющих воздействий - ведение каталога ситуаций с состоянием среды - ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления - ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее

состояние - установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы - наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных - оценка структурных параметров -оценка состояния частных параметров и определение интегральной оценки потенциала организации.

В процессе диагностики комплекс данных параметров должен прилагаться к комплексу преобразований в системе «исследования - разработки - производство», имеющему следующее содержание:

1) блок изменений результатов деятельности: конструктивно новая или обновленная продукция с новыми характеристиками;

2) блок изменений в ресурсах: а) материально -техническая база: новое сырье, новые материалы и комплектующие, новое технологическое оборудование, новые рабочие места и производственные площади, новые поставщики и партнеры, новая логика потоков материально-технических ресурсов; б) информация: новая научно-техническая, производственная, экономическая и коммерческая информация, новые базы данных, новая логика потоков информации, новые системы связи; в) трудовые ресурсы: приобретение новых знаний сотрудниками, новые сотрудники, новые управляющие, новое движение кадров; г) финансы: новые задачи финансирования инновационного проекта, новые финансовые потоки;

3) блок изменений в деловых процессах: а) процессы НИОКР: новые задачи, сжатие процессов во времени за счет запараллеливания; б) процессы производства: перераспределение работ между производственными звеньями в самом предприятии и заказов между субподрядчиками, подготовка к освоению нового продукта;

4) блок изменений в системе управления: переход на проектное управление, новые процедуры принятия решений, обновление методов управления; обеспечение сочетания проектного, функционального и общего управления в организации;

5) блок изменений в организационной структуре: а) новые функции: выявление новых производственных и управленческих; б) новые структурные звенья и уровни управления: создание новых звеньев и наделение их функциями; в) новые связи: оформление новых связей между звеньями по функциям; г) новые отношения: формирование нового состава прав и ответственности, их распределение по звеньям и уровням управления в соответствии с функциями и связями.

Эффективно функционирующая система диагностики процесса создания и освоения новой продукции позволит предприятию избежать негативных последствий отсутствия подобных качественных наблюдений как в управляющей подсистеме, так и в самом воспроизводственном секторе.

Литература

1. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. - М.: Экономика, 1975.-191 c.

2. Quiggin, J. (1998), 'Micro gains from micro reform', Economic Analysis & Policy 28(1), 1-16.

3. Beer, S. (1985) Diagnosting the System for Organizations. Chichester. John Wiley & Sons.

4. Балаганская А.Г. Диагностические исследования в системе управления предприятием в условиях

переходной экономики // Организатор производства. 1997.-№ 1 (5). - С. 18-21.

5. Дейнеко О.А. Методологические проблемы науки и управления производством. - М.: Нарта, 1971. - 295 c.

6. Смирнов Э.А. Основы теории организации. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 375 c.

7. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 /В.Н. Гунин и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 272 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.