Научная статья на тему 'Проблемы деятельности государственных дошкольных образовательных бюджетных учреждений в период реформирования'

Проблемы деятельности государственных дошкольных образовательных бюджетных учреждений в период реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СУБСИДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Е.Ю.

Представленная статья посвящена основным проблемам дошкольных образовательных бюджетных учреждений, возникших при переходе на новые формы финансирования и тормозящих повышение финансовой эффективности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы деятельности государственных дошкольных образовательных бюджетных учреждений в период реформирования»

Е.Ю. Ветрова

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ

PROBLEMS OF ACTIVITY OF THE STATE PRESCHOOL EDUCATIONAL BUDGETARY

INSTITUTIONS IN REFORMING

Аннотация. Представленная статья посвящена основным проблемам дошкольных образовательных бюджетных учреждений, возникших при переходе на новые формы финансирования и тормозящих повышение финансовой эффективности деятельности.

Abstract. The article is devoted the basic problems of the preschool educational budgetary institutions which have arisen at transition to new forms of financing and braking increase of financial efficiency of their activity.

Ключевые слова. Эффективность использования бюджетных средств, бюджетное учреждение, подушевое финансирование, субсидия, государственная услуга.

Keywords. Efficiency of use of budgetary funds, budgetary institutions, financing per capita, subsidy, public services.

Новые формы и правовой статус бюджетных учреждений вводятся ФЗ №83 «0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон №83-ФЗ). К существующим двум типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавляется еще один - казенное учреждение.

В новом качестве бюджетные учреждения, кроме казенных, смогут функционировать на основе рыночных принципов с расширенными полномочиями.

C 1 января 2011 года бюджетные учреждения классифицированы на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение.

Рассмотрим их основные характеристики.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Основным объединяющим признаком для всех бюджетных учреждений является то, что учредителем могут быть только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Другим общим признаком для бюджетных учреждений является перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе. Также сохраняются ограничения на распоряжение имуществом бюджетного учреждения в зависимости от типа учреждения.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. По замыслу законодателя процедура перевода бюджетных учреждений в другие типы должна содержать в себе минимальный объем организационных мероприятий, связанных с изменением их статуса (повторного наделения имуществом, переоформления прав на земельные участки и так далее).

© Ветрова Е.Ю., 2012

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.

Основная идея проводимой в настоящее время реформы бюджетных учреждений очевидна -необходимо оптимизировать их деятельность, сократить неэффективные расходы на содержание. Данный вид учреждений может выполнять несколько функций финансовых инструментов управления бюджетными потоками.

Во-первых, оказание бюджетных услуг, которые гражданам гарантированы конституцией. На выполнение данной функции предоставляется бюджетная субсидия, что гарантирует выполнение обязательств, принятых государством по отношению к гражданам. Субсидия выделяется по факту оказания услуги, что позволяет не отвлекать средства бюджета из оборота и направлять их непосредственно на финансирование расходов, произведенных для конкретного потребителя.

Во-вторых, у учреждений появляется возможность предоставлять услуги на платной основе, привлекая в бюджет дополнительные средства. Чем больше спектр услуг и соответствие реальным потребностям граждан, тем больше доходы учреждения и соответственно бюджета. Одновременно с ростом доходов учреждение становится более самостоятельным и получает возможность решать собственные проблемы за счет полученных от предпринимательской деятельности средств, что приводит к фактическому сокращению расходов бюджета на содержание данного учреждения. Кроме того, возможность получить услуги, повышающие качество жизни, в бюджетной сфере отвлекают средства граждан из частного бизнеса в бюджет.

Переход на новые формы хозяйствования бюджетных учреждений связан с изменениями финансовыми, организационными, кадровыми и психологическими.

Следует отметить, что вид деятельности бюджетных учреждений диктует специфику их развития, поэтому нельзя сравнивать проблемы перехода на новые формы деятельности учреждений, например, лечебных и учебных. В связи с этим в данной статье я остановлюсь на тех проблемах, с которыми сталкиваются учреждения дошкольного воспитания (детские сады или ДОУ) города Москвы.

Основные трудности в области повышения финансовой эффективности деятельности, с которыми сталкиваются названные учреждения можно разделить на несколько групп.

Первая группа. К ней можно отнести кадровые проблемы. До настоящего времени детские сады и школы в большинстве случаев не имели в своем штате собственных бухгалтеров, экономистов. Руководители имели педагогическое образование, поэтому любые вопросы, связанные с формированием и использованием собственных денежных фондов вызывает у них затруднения, что, безусловно, тормозит развитие предпринимательской активности и возможности зарабатывать дополнительные средства.

Вторая группа. К данной группе я бы отнесла проблемы законодательные. Прежде всего, они связаны с понятиями государственной услуги, а именно недостаточно четкой формулировкой образовательной услуги. Разногласия возникают по времени предоставления услуги, но не ее содержания.

Так, например, департаменты Москвы по-разному трактуют понятие услуги по дошкольному воспитанию. Одни указывают, что все время пребывания ребенка в детском саду является временем услуги (с 7 утра до 19 вечера), при таком подходе у детских садов не остается времени в рабочие дни времени на дополнительные занятия с детьми. В такой ситуации ДОУ может предлагать эти услуги только детям, не посещающим данное учреждение или своим детям в выходные дни, например занятия в кружках или пребывание ребенка в группе на несколько часов. В таких условиях активно развиваться могут только услуги направленные на повышение уровня родителей. В ряде садов предлагают психологические консультации родителям, организацию празднования дней рождения. Или услуги связанные с бытовым обслуживанием. Есть примеры, когда в детском саду предлагается услуга по стирке испачканной во время прогулки одежды детей или создание «Клуба нянь» из бывших воспитателей.

В других департаментах проведены расчеты по соответствию санитарным нормам времени пребывания ребенка в саду и его занятости во время базового цикла, и на их основе принято решение, что каждому ребенку можно предоставить в течение одного дня не более двух дополнительных образовательных услуг. Но эти занятия не должны дублировать занятия базового цикла этого дня. При таком подходе возможности учреждения возрастают, но тоже носят весьма ограниченные рамки, так как программа базового цикла ежедневно имеет большое количество разнообразных занятий, в соответствии с основными правилами деятельности ДОУ - постоянное переключение на разные виды деятельности ребенка.

Таким образом, складывается ситуация при которой возможности для получения дополнительных денежных средств детскими садами зависят от той трактовки законодательного акта, которую им предложит учредитель и собственник имущества.

Третья группа. На мой взгляд, она самая сложная. Неподготовленность общества.

С одной стороны, учреждения вынуждены навязывать платные услуги, в связи с тем, что от них зависит развитие учреждения, повышение оплаты труда персонала, с другой у населения существует

неполная информация о структуре государственной услуги, соотношении нормативов на содержание одного ребенка, реальных расходов и родительской платы.

Если посмотреть соотношение между родительской платой и нормативами подушевого финансирования, то оно следующее:

• младшая группа - 110 тыс. рублей в год;

• средняя группа - 115 тыс. рублей в год;

• старшая группа - 120 тыс. рублей в год;

• родительская плата составляет 11,8 тыс. рублей в год.

Соотношение родительской платы и выделяемых средств из бюджета составляет 10, 7%, 10,2% и

9,8%.

Направления использования родительской платы весьма ограничены, проведенные расчеты показали, что непосредственно на ребенка из этих денег в день может быть использовано не более 90 копеек. Эти деньги должны покрыть расходы на санитарную уборку помещений, канцтовары, средства гигиены. Проведенные обследования показывают, что дети не укладываются в заложенные нормы расходов, что и приводит к несанкционированным «поборам» с родителей на содержание группы.

Очевидно, что повысить качество услуги ДОУ может только при наличии дополнительных источников, для создания которых необходимо развивать систему платных услуг.

Таким образом, мы видим, что повышение финансовых результатов деятельности учреждения зависит совсем не от финансовых инструментов.

В заключении хотелось бы отметить, что на примере одной услуги мы видим мощный мультипликативный эффект, который может дать развитие бюджетных учреждений в новом виде.

Литература

1. Горегляд В.П. Бюджет как регулятор экономического развития. - М., 2002.

2. Жигалов Д., Канивец А. Оценка деятельности автономных и бюджетных учреждений. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.

3. Жигалов Д., Перцов Л., Чалая Ю. Использование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат в практике муниципального управления. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009.

4. Журнал «Бюджет».

5. Журнал «Бюджетный учет».

6. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика. - М.: ИД «Бюджет»,

2008.

7. Никифоров С.М., Стрелец О.А. Оценка полной стоимости бюджетных услуг в государственном и муниципальном управлении. - М.: Фонд «Институт экономики города».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.