Научная статья на тему 'Проблемы детерминации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий'

Проблемы детерминации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3508
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / МОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ABUSE OF POWER / ABUSE OF OFFICE / THE JOB OF CRIME PREVENTION / ECONOMIC CAUSES OF MALFEASANCE / PSYCHOLOGICAL CAUSES OF CORRUPT BEHAVIOR / AND MORAL FACTORS OF THE JOB OF CRIME / CRIMINAL DETERMINANTS OF OFFICIAL CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирных Дмитрий Алексеевич

В статье раскрываются криминогенные факторы злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий, посредством характеристики каждой из детерминант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the criminogenic factors of abuse of power and abuse of power by the characteristics of each of the determinants.

Текст научной работы на тему «Проблемы детерминации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий»

Смирных Дмитрий Алексеевич

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (е-mail: dimaitvrn@rambler.ru)

Проблемы детерминации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий

Аннотация

В статье раскрываются криминогенные факторы злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий, посредством характеристики каждой из детерминант.

Annotation

The article describes the criminogenic factors of abuse of power and abuse of power by the characteristics of each of the determinants.

Ключевые слова: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, профилактика должностной преступности, экономические причины должностных преступлений, психологические причины коррупционного поведения, моральные факторы должностной преступности, криминогенные детерминанты должностной преступности.

Key words: abuse of power, abuse of office, the job of crime prevention, economic causes of malfeasance, psychological causes of corrupt behavior, and moral factors of the job of crime, criminal determinants of official crime.

Важнейшим направлением в борьбе со злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий является выявление и устранение причин и условий, их порождающих, поскольку применение норм уголовного закона по отношению к лицу, совершившему преступление, должно рассматриваться как реакция государства на уже свершившийся факт. Достаточно сложным в борьбе с должностной преступностью является вопрос о том, как должны соотноситься меры - профилактические и карательные. Необходимость обеспечения приоритета предупреждения коррупции перед наказанием за нее смело можно отнести к числу аксиом [1]. В реальности же большинство современных государств тратит на преследование за коррупционные правонарушения гораздо больше средств, чем на их предупреждение [2]. Вместе с тем, профилактика должностной преступности, в основе которой находится ликвидация или

ослабление ее криминогенных факторов, стоит для государства намного дороже обычных мер уголовно-правового реагирования.

Оптимальным средством предупреждения преступления с этих позиций является, прежде всего, устранение причин его совершения.

В этиологии злоупотребления должностными полномочиями и их превышения в числе факторов, оказывающих определяющее влияние на рост количества названных преступлений, следует назвать экономические причины и условия их совершения. Экономическая нестабильность, вызванная кризисными явлениями последних лет, сопровождающаяся бессистемными изменениями инфляции и сверхвысокими темпами обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих провоцирует поиск должностными лицами любых дополнительных источников доходов, которые зачастую носят криминальный характер и являются прямым следствием ненадлежащего использования властных, административно-хозяйственных и

_180

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

организационно-распорядительных полномочий. Так, например, развитие рынка купли-продажи жилья породило параллельное формирование у должностных лиц убеждения, что в силу своего положения они должны бесплатно получить от государства несколько квартир с целью их дальнейшей перепродажи.

Если в дореформенный период заработная плата сотрудника милиции была относительно высока, то на этапе развития рыночных реформ она оценивается ниже среднего уровня, что является одной из причин использования представителями власти своих полномочий для личного обогащения. При этом необходимо иметь ввиду, что лица, обладающие властными полномочиями, не склонны терпеть пренебрежительного отношения к себе и выполняемой работе со стороны их нанимателя -государства. В изученных материалах следственно-судебной практики по фактам должностных злоупотреблений неоднократно встречались объяснения совершения преступления трудностями материального характера и отсутствием социальной защищенности должностных лиц по месту их службы.

Широкий спектр должностных злоупотреблений наблюдается и в связи с развитием отношений конкуренции. Законодательная власть в лице депутатов различных уровней, используя должностные полномочия, лоббирует интересы финансовых групп, исполнительная власть в лице сотрудников министерств и ведомств, используя вопреки интересам службы должностные полномочия, выдают лицензии, контролируют предпринимательскую деятельность. Росту уровня коррупции способствует и появление представительного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для подкупа чиновников.

Около 75% опрошенных должностных лиц, среди криминогенных детерминант должностной преступности выделяют именно экономические факторы, что означает наличие такого экономического состояния, при котором значительная доля этих лиц лишена существенного материального и социального обеспечения, обладая при этом властными, административно-хозяйственными и организационно - распорядительными полномочиями.

Экономические причины должностных преступлений тесно связаны с политическими факторами. Наметившаяся в последние годы тенденция к централизации власти повлекла за

собой отчуждение большей части населения от управления имуществом, правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника при решении любых, даже самых мелких вопросов. Тип управления, который в большинстве случаев имеет ситуативный, а не нормативный характер, позволяет должностным лицам решать многие вопросы по своему усмотрению, что оказывает значительное влияние на возможность совершения должностных злоупотреблений и превышений полномочий. Распространенность разрешительного, а не уведомительного порядка решения физическими или юридическими лицами тех или иных вопросов способствует практической реализации чиновниками их корыстной мотивации.

Нельзя не учитывать, и комплекс психологических причин коррупционного поведения. По мнению специалистов Института национальной стратегии, неформальный "моральный кодекс", который сформировался в нашей стране за годы реформ, фактически разрешает и даже поощряет коррупцию [3]. В новой общественной психологии нравственные нормы более не являются поведенческим мотивом, поскольку в современной России произошла очевидная переориентация ценностей. Для нашего общества, как справедливо отмечает А.И. Долгова, характерно следующее: во-первых, мерой всего оказываются исключительно деньги, материальные ценности, социальный статус, карьера и т.п., девальвируются духовные ценности, поскольку ценность человека определяется размерами его личного состояния независимо от способов получения последнего; во-вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом действия самых разных цивилизационных социальных регуляторов поведения людей, норм, морали, права, религии, общественного мнения и т.п [4]. Именно по этой причине крупные коррупционеры сегодня зачастую не скрывают своих нелегальных доходов и прямо афишируют уровень потребления, существенно превосходящий их официальные заработки. На фоне многовековых традиций злоупотреблений на государственной службе в России подобное поведение не вызывает удивления в обществе, а рассматривается в качестве некоей константы поведения чиновника. Более того, как показывают опросы общественного мнения, значительная часть населения психологически готова к подкупу государственных служащих для реализации как

181

законных, так и незаконных интересов.

Из анализа изученных материалов следственно-судебной практики можно сделать вывод о том, что большинство виновных в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 285, 286 УК РФ, имели профессионально-нравственную деградацию. К числу негативных личностных характеристик, влияющих на совершение должностных злоупотреблений и превышений, как уже было отмечено, можно отнести: антиобщественную установку, корысть, зависть, карьеризм. На формирование психологически негативных личностных установок должностного лица оказывает влияние комплекс факторов, среди которых не только общее психологическое состояние общества, но и климат в коллективе. Внутренние ценностные установки по месту службы должностного лица, безусловно, влияют на формирование преступной мотивации. Так, наличие в служебном социуме лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности, ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами, могут сформировать у должностного лица желание включиться в общий процесс коррупции.

Значимыми являются и моральные факторы. Достаточно трудно бороться с должностной преступностью в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть "честней и правильней" избирателя, называя преступлениями те деяния, которые, к сожалению, стали социальной нормой.

В качестве общих организационных причин злоупотребления и превышения должностных полномочий необходимо назвать: отсутствие полной и объективной уголовной статистики по преступлениям, предусмотренным ст. 285, 286 УК РФ; полное отсутствие учета лиц, которым запрещено занимать государственные должности и должности по государственной и муниципальной службе; низкий уровень подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью в условиях отсутствия эффективного механизма взаимодействия правоохранительных органов.

Очевидным недостатком в организации служебной деятельности, который, на наш взгляд, должен рассматриваться как одна из причин коррупционной преступности, является объективное бессилие законов в условиях кризиса правоприменения. По нашему мнению, правоприменитель всевластен везде, где у него есть выбор меры применимости нормы. Сегодня суд без каких-либо однозначно воспринимаемых оснований может назначить за получение взятки

в крупном размере наказание в виде лишения свободы и на семь и на двенадцать лет. И это не является исключительно российской спецификой. Даже меры борьбы с коррупцией могут быть коррупциогенны [5].

От правовой грамотности законодателя во многом зависит установление оптимального уровня неопределенности правовых норм, когда работу правоприменителя легко контролировать, а нормы права служат определяющим началом любых правоотношений.

Нормы права должны четко регулировать все сферы деятельности должностных лиц и нейтрализовать возможности для манипулирования ими в личных противоправных целях. Законодатель должен сделать деятельность должностных лиц открытой, подконтрольной и максимально уменьшить возможности незаконного обогащения лиц, обладающих властными, административно-хозяйственными и организационно-распорядительными полномочиями. В значительной степени коррупционным проявлениям способствует и принятие нормативно-правовых актов, определяющих статус государственных органов и органов местного самоуправления, с превышением компетенции и содержащих коррупциогенные нормы. Так, например, в ходе проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году, было выявлено свыше 60 норм, создающих "законные" условия и предпосылки для коррупционных действий государственных служащих [6]. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах Российской Федерации.

Большинство ученых, изучающих данную проблему, считает, что отсутствие нормативных определений понятий должностного преступления является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с ними [7]. Эта положение, тем не менее, нуждается в уточнении. Законодательное определение должностного преступления - это лишь предпосылка к тому, чтобы "наиболее точно идентифицировать круг деяний и над ними мог бы быть установлен эффективный контроль. Не всякое определение должностного преступления может играть эту роль, а лишь такое, которое исключает неоднозначность и для применения которого не нужно никаких толкований.

Несовершенство уголовного закона - одна из причин того, что лица, совершившие общественно опасные деяния, злоупотребив своим должностным положением, не всегда несут

_182

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

уголовную ответственность. Разрыв между количеством зарегистрированных преступлений данного вида и количеством лиц, привлеченных к уголовной ответственности, значителен [8].

Еще одной причиной организационного характера, обусловливающей совершение должностных преступлений, являются недостатки кадровой политики. Не вызывает сомнений тот факт, что государственные должности и должности в органах местного самоуправления должны занимать люди, сочетающие определенный уровень правосознания с хорошей профессиональной подготовкой, владеющие современными методами управления. Получение должностного статуса лицами, не имеющими необходимого уровня профессиональной подготовки, стало возможным вследствие пренебрежительного отношения к кадровому отбору. Немаловажную роль в этом процессе играет непотизм, заключающийся в предоставлении родственникам и близким людям доходных и выгодных должностей, без учета степени их соответствия занимаемой должности, в нарушение общего и справедливого порядка.

Таким образом, общие криминогенные детерминанты должностной преступности включают большое число взаимодействующих элементов, которые следует принимать во внимание при разработке мер профилактики злоупотреблений должностными полномочиями и превышений должностных полномочий.

1. Авдеев С.В. Злоупотребление должностными полномочиями: уголовно-

правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. - 163с.

2. Александрова В.А. Соблюдение законодательства о борьбе с коррупцией // Законность. 2010. № 5. С. 9 -13.

3. Антикоррупционная программа для современной России //Агентство политических новостей. 2007. 20 февраля.

4. Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России: проблемы законодательного закрепления и правоприменения:Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. 478с.

5. Берестов В.П. Превышение полномочий должностными лицами в Вооруженных Силах, войсках и других воинских формированиях (уголовно-правовая и криминологическая характеристика): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов, 2003. 212с.

6. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. //Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 19-22.

7. Марьина Е.В. Современная антикоррупционная политика: тенденции и акценты // Общество и право.2009. № 4. С. 111-112.

8. Прудников В.В. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (уголовно-правовые аспекты). Краснодар, 2003. 132с.

9. Уланов В.В. К вопросу о мерах по борьбе с коррупцией в регионах России // Российский следователь. 2009. № 12. С.21-23.

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.