УДК 304.2
ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Тельманова Анастасия Сергеевна, старший преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема трактовки понятия «социально-культурное пространство» на основе анализа существующих научных подходов. Социально-культурное пространство - это социокультурный феномен, отражающий условия создания, сохранения, презентации, передачи и интерпретации культурных и социальных ценностей посредством непосредственного контакта с человеком. Формирование социально-культурного пространства актуализирует значение социального фактора в культурном освоении пространства, делая культуру основополагающей категорией деятельности различных социальных субъектов.
Ключевые слова: культура, культурное пространство, пространство, социальное пространство, социально-культурное пространство, социокультурное пространство.
THE PROBLEMS OF DEFINITION OF SOCIOCULTURAL SPACE
Telmanova Anastasia Sergeevna, Senior Lecturer of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Conditions, methods and problems of formation of sociocultural space are the important tasks of Russian culture and directly affect the general trend of development of the state in domestic and foreign policy on economic conditions, on intellectual and emotional state of all layers of the population.
Complexity of theoretical study and practical application of this concept lies in the ambiguity of its interpretation and application in the fields of science without a specific methodological approach.
We offer our own interpretation of the concept based on the analysis of modern approaches to understanding the social and cultural space.
Sociocultural space is an organic unity of institutions of culture, education, information, recreation, sports and state (regional and local) cultural policy, emerging and designed to meet the needs and interests of members of all population groups within a single geographic area. "Social" is not simply a subject of cultural space, it points to the importance of the cultural space for humans.
In this context, the sociocultural space acts as a sociocultural phenomenon which reflects the conditions of creation, preservation, presentation, transmission and interpretation of cultural and social values through direct human contact.
The sociocultural space is able to form a system of the social values, relationship of people to each other and to the world. In this infrastructure, customs, traditions, preferences space, it satisfies the needs of the given territory, but they can differ, both qualitatively and quantitatively, in another place. This fact makes the sociocultural space original, unique and specific.
"Social" and "cultural" cannot exist separately in space because the subject of all social is man, who presents oneself as the creator, custodian and consumer of culture. Interaction of society and culture is a process bilateral and continuous.
Sociocultural space, directly and indirectly, educates and develops the cultural norms and values oriented on the individual in the regional space and in the system of social relations.
Keywords: culture, cultural space, space, social space, social and cultural space, sociocultural space.
Условия, методы и проблемы формирования социально-культурного пространства в настоящее время являются одной из важных задач российской культуры, так как прямым образом затрагивают общую тенденцию развития государственной внутренней и внешней политики, экономических условий функционирования общественных институтов, интеллектуального и эмоционального состояния всех слоев населения. Социально-культурное пространство представляет собой многоаспектное и многоуровневое явление, что затрудняет изучение данного вопроса в контексте узкоспециального научного направления.
Сложность теоретического изучения и практического применения данного понятия заключается в неоднозначности его трактовок и применении в научных областях без определенного методологического подхода.
Цель нашего исследования заключается в формулировке дефиниции социально-культурного пространства, на основе анализа существующих научных подходов.
Являясь конгломератом общественной и культурной характеристик определенной территории, социально-культурное пространство должно рассматриваться в ракурсе междисциплинарного научного знания. Включая социально-культурные явления в пространство региона, необходимо изначально учитывать общефилософские подходы к трактовке понятия пространства. Пространство здесь представляется как одна из основных форм существования материи, оно характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах [19, с. 69]. Э. Кант в своей работе «Критика чистого разума» представляет пространство как внешнее восприятие действительности, независящее от индивида, а воспринимающееся им как данность (см. [12]).
Появившись изначально, как философская категорийная единица, пространство стало предметом научных исследований в различных областях научных знаний. На рубеже Х1Х-ХХ веков социологическая наука обратила свое внимание на неотделимость человеческого физического существования от пространственного. Э. Дюркгейм в своей работе «Метод социологии» представил свои взгляды о социальном пространстве как
о массе людей, обладающей известной плотностью, расположенной на территории, которая предлагает им возможность межличностного общения, используя всякого рода пути сообщения [6, с. 276]. У М. Вебера социальное пространство представлено в качестве концентрации определенных социальных групп и не называется «пространством», а вместо него представлено понятие «место», что указывает на географическую привязку социума к конкретной территории [4, с. 10]. Позже П. Сорокин в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» характеризует пространство как «народонаселение Земли». На основе данного заключения он выделяет понятие «социальное пространство» и его качественные характеристики - социальное положение, связь положений человека в социальной вселенной [16, с. 298-299].
Фундаментальные исследования социального пространства легли в основу осмысления роли пространства во всех аспектах жизнедеятельности человека. В научных кругах стали разрабатываться новые формы пространства: экономического, правового, нравственного, культурного, педагогического и др.
В основе эмоционального, гносеологического, потребительского и репродуктивного восприятия человеком окружающего мира лежит культурологический фактор, определяющий систему личностных ценностно-смысловых установок, принципов и жизненных ориентиров. И в данном контексте важную роль играет культурное пространство.
В основе понимания культурного пространства первоначально лежит понятие культуры как таковой. Данная категория наиболее часто и широко обсуждалась, описывалась и изучалась как философская величина. В трудах каждого философа отводилось место решению вопроса культуры. Но каждый из них вкладывал в этот термин свое понимание и видение этой проблемы. «Нет ничего менее определенного, чем это слово -"культура", и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам» - писал И. Г. Гердер в своей книге «Идеи к философии истории человечества» [5, с. 6].
Ю. М. Лотман понимал культуру только как качество присущее образованному человеку:
«...механизм культуры может быть описан в следующем виде: недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящей индивидуальности, делает необходимым путь для нее к другой такой же единице» (см. [14, с. 235]). Он делал акцент на том, что только образованный человек может понимать культуру и сохранять ее.
Лесли А. Уайт рассматривал культуру уже с двух сторон. «Для одних культура - научаемое поведение. Для других - не поведение как таковое, а его абстракция. Для одних антропологов каменные топоры и керамические сосуды - культура, для других ни один материальный предмет таковой не является. Одни полагают, что культура существует лишь в сознании людей, другие считают культурой лишь осязаемые предметы и явления внешнего мира» (см. [1, с. 17]). При этом Уайт утверждал, что поведение людей является ничем иным, как функцией культуры. Следовательно, в этом контексте можно утверждать, что именно от поведения человека зависит окружающий его мир. Культура при этом выступает как константа, а поведение как переменная величина.
Многообразие философских, исторических, социологических и других научных взглядов на культуру делает неоспоримым существование культурного пространства.
М. С. Каган представляет культурное пространство как многоаспектное явление, включающее в себя природные условия в их первозданном виде («дикая природа»), природу преобразованную человеком для своего комфортного существования (изменение рельефа, насаждения, система коммуникаций, природные и исторические охранные зоны и т. п.), свидетельства исторической памяти (памятники, артефакты) и сферу межличностный и общественных отношений, объединяющую предыдущие аспекты в цельную, уникальную среду определенной местности [8].
Культурное пространство как жизненную и социокультурную сферу общества, «вместилище» культурных процессов, представляющую из себя территориальную протяженность с присущими ей национально-этническими языками общения и духовными ценностями, традиционным бытовым укладом и образом жизни определяет С. Н. Иконникова. При этом С. Н. Иконникова, как и М. С. Каган отмечает многомерность культур-
ного пространства, его связь с географическим, этническим, экономическим и политическим положениями и зависимость от этих факторов.
А. С. Кармин при определении культурного пространства отрицает влияние физического пространства, измеряющегося километрами, годами. По его мнению, культурное пространство -это пространство, сложившееся из множества феноменов культуры. Культурное пространство включает в себя отдельные феномены культуры и их комплексы, национальные культуры и культурную политику, цивилизации и культурные конгломераты [9].
В отличие от А. С. Кармина, А. Н. Быстро-ва [3] ставит культурное пространство в прямую зависимость от географической среды, которая оказывает влияние на формы и способы ее воспроизводства этносами, сообществами, коллективами. Картина мира, влияющая на формирование и развитие определенной культуры, напрямую зависит от территориальных ресурсов и возможностей. В результате освоения физического пространства идет процесс складывания определенных традиций, ценностей, идеалов, социальных норм и т. д.
Научные исследования в области социального и культурного пространства подтвердили взаимозависимость общественного и культурного фактора в определенной географической и временной среде бытования человека, что повлияло на продолжение изучения данных процессов в их совокупном существовании. Исследования в данном направлении привели к появлению двух новых дефиниций «социокультурное пространство» и «социально-культурное пространство».
Начало изучению социокультурного пространства положила социокультурная (социоло-гистская) школа, обратившая внимание на динамические свойства и закономерности социокультурных явлений. Ф. Теннис, Г. Зиммель, Э. Росс и другие ученые проанализировали и систематизировали огромное число исторически повторяющихся процессов, таких как социокультурная изоляция, война, аккультурация, социальный контроль и многие другие, с целью выяснения возникновения социокультурных систем, их организации, структурированного распределения внутренних ролей членов общества, воздействия на перемены в социальных нормах и нравах.
Современные ученые в большей степени опираются на понятие «социокультурного пространства» с точки зрения социального пространства. Исследуя работы видных философов, историков и социологов (О. Шпенглера, А. Дж. Тойн-би, А. С. Панарина), Е. Н. Ненахова характеризует социокультурное пространство как процесс и результат развертывания культуры во взаимосвязи с социальными параметрами [12, с. 174].
Тулиганова И. В. в своем диссертационном исследовании «Социокультурное пространство современного города» [18] рассматривает городскую среду как пространство, концентрирующее социальные структуры, выявляющее многочисленные смыслы и символические формы. Социокультурное пространство, И. В. Тулигановой включает в себя социум, символы и ценности, коммуникацию и информацию.
Социокультурная среда, по мнению И. В. Ко-линько, - это «важный аспект формирования модели мира, обладающий характеристиками протяженности и структурности, сосуществования и взаимодействия... Категория "социокульутрное пространство" предстает как связка понятий, что превращает ее в универсальную общесоциологическую категорию и включает в себя экономическое, политическое, педагогическое, физическое, туристическое и т. п. пространства» [10].
В работах О. В. Естриной и Н. В. Дулиной социокультурное пространство предстает как специфическая пространственно-временная целостность, представляющая из себя результат генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами [7, с. 14].
Таким образом, опираясь на проведенные исследования в области социокультурного пространства можно сделать вывод, что оно является пространством реализации социальных отношений всех индивидов на основе материальных и нематериальных контактов, посредством установленных культурных связей, эволюционно и революционно сформировавшихся в рамках временного периода и географической территории.
Наряду с понятием «социокультурное пространство» в работах современных исследователей встречается и другое понятие «социально-культурное пространство». Несмотря на орфоэпическую схожесть и однокоренные производные данных понятий необходимо отметить принципи-
альную разницу при трактовке этих категорий, что в свою очередь оказывает влияние на теоретико-методологическую базу их изучения.
В основе одного из составляющих понятия «социокультурное пространство» лежит латинское слово <«оиш» (товарищ, компаньон), которое явилось отправной точкой для появления понятия «социум» - общество, социальная среда человека, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей [11, с. 105].
В основе же понятия «социально-культурное пространство» лежит латинское слово ««оаа^» (общественный), в настоящее время использующееся в контексте прилагательного «социальный», то есть связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу [17]. Данное прочтение указывает на общественную направленность деятельности применительно к разным современным научным, политическим, антропологическим и т. п. институтам: социальная психология, социальные законы, социальное воспитание, социальная гигиена.
Таким образом, в отличие от социокультурного пространства, которое заключает в себе ценности и нормы, взаимодействие групп на основе культурных, социальных и личностных уровнях,социально-культурноепространствоимеет четко выраженную общественную направленность и представляет собой так называемую «инфраструктуру» социокультурного пространства. В данной связи социально-культурное пространство выполняет две важные функции: с одной стороны, оно является индикатором социокультурных процессов, происходящих в обществе (во временном и пространственном векторах), с другой стороны, оно является базисом для формирования, развития и изменения социокультурного пространства.
Понятие «социально-культурного пространства» используется многими учеными, политиками и общественными деятелями, но при этом остается недостаточно отрефлексированным в научном плане. Существующие трактовки зачастую противоречат друг другу и несут в себе многозначность, неструктурированность и терминологическую неопределенность.
По мнению И. П. Сморжок, социально-культурное пространство - это ценностно-нормативная
система определенной субкультурной группы (профессиональной, возрастной, досуговой и др.), формирующуюся в процессе культурогенеза [15].
В работе С. Б. Брижатовой «Современная социально-культурная среда региона: состояние, условия и факторы формирования» предложено свое понимание социально-культурного пространства. Рассматривая вещественные, личностные, вещенственно-личностные и духовные компоненты в единстве и взаимодействии, автор понимает социально-культурное пространство как «...целостность объектов, определяющих условия и основную направленность формирования человека, его духовного мира и связанных в этом взаимодействии генетическими, структурными и функциональными отношениями» и отождествляет это понятие с «культурной средой региона» [2, с. 5].
На основе анализа современных подходов к пониманию социально-культурного пространства, нами предлагается собственная трактовка данного понятия.
Социально-культурное пространство является органичным единством учреждений культуры, образования, информации, рекреации, спорта и государственной (региональной, местной) культурной политики, формируется и предназначается для удовлетворения потребностей и интересов представителей всех категорий населения в рамках единого географического пространства. При этом «социальность» не просто определяет субъекта культурного пространства, а указывает на значимость культурного пространства и фиксирует его адресную направленность.
В данном контексте социально-культурное пространство выступает как социокультурный феномен, отражающий условия создания, сохранения, презентации, передачи и интерпретации культурных и социальных ценностей посредством непосредственного контакта с человеком.
Социально-культурное пространство региона способно формировать систему жизненных ценностей, поведение потребителей, отношение людей друг к другу и к окружающему миру. При этом сложившаяся инфраструктура, обычаи, традиции, предпочтения оказывают влияние, отвечают запросам в рамках данной территории, но они могут быть совершенно иными, в качественном
и количественном отношении, в другом месте. Именно этот факт делает социально-культурное пространство региона оригинальным, неповторимым, специфичным.
Социально-культурное пространство выполняет ряд функций:
1. Информационно-просветительская (познавательная).
2. Культуросозидающая и культуроформи-рующая.
3. Художественно-зрелищная.
4. Рекреационная.
5. Оздоровительная.
6. Социализирующая.
В реализации данных функций социально-культурного пространства участвуют социально-культурные институты, которые классифицируются в зависимости от их функциональной роли по отношению к потребителям производимой ими социально-культурной продукции.
Формирование социально-культурного пространства актуализирует значение социального фактора в культурном освоении пространства, делая культуру основополагающей категорией деятельности различных социальных субъектов. Суть социально-культурного пространства, как на личностном так и на государственном уровнях, заключается в поиске созидающего аспекта выводящего социальное общение индивидов на качественно другой уровень, отвечающий внутренним потребностям человека, открывающий перспективы личностного развития, определяющий смысловые целеполагания.
Социальное и культурное не могут существовать в пространстве автономно, потому что субъектом всего социального является человек, выступающий в свою очередь главным творцом, хранителем, транслятором и потребителем культуры. Взаимодействие общества и культуры должно является процессом двусторонним и непрерывным.
Социально-культурное пространство прямо и опосредовано воздействует на человека в его представлениях об окружающем мире, воспитывает и развивает культурные нормы и ценности, ориентирует индивида в региональном пространстве и в системе общественных отношений.
Литература
1. Антология исследований культуры. - СПб.: Университет. кн., 1992. - Т. 1. - 727 с.
2. Брижатова С. Б. Современная социально-культурная среда региона: состояние, условия и факторы формирования // Кризис и культура: диалог регионов: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г. Г. Волощенко, Л. В. Секретова, Н. А. Томилов, Н. Ф. Хилько. - Омск: Наука, 2009. - С. 5-6.
3. Быстрова А. Н. Модель культурного пространства: граница и безграничность [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - Режим доступа: http://vestnik.tspu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1211 &Itemid=276
4. Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. - М.: Юристъ, 1994. - 704 с. - (Лики культуры).
5. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - 703 с.
6. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 350 с.
7. Естрина О. В., Дулина Н. В. Социокультурное пространство: определение понятия // Человек. Культура. Общество. - Волгоград, 2007. - Вып. 5. - С. 13-15.
8. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. - СПб., 2003. - Кн. 1. - 383 с.; кн. 2. - 320 с.
9. Кармин А. С. Культурология. Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000. - 128 с.
10. Колинько И. В. Социологические основы развития социокультурного пространства [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития 2005. - Вып. № 3. - Режим доступа - URL: http://www. teoria-practica.ru/ru/2005/3-2005.html (дата обращения: 05.02.2014).
11. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов. (С переводом, этимологией и толкованием). - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 144 с.
12. Ненахова Е. Н. Теоретико-методологические подходы к формированию социокультурного пространства образовательного учреждения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: ГОУ ВПО РГПУ им. Герцена, 2010. - Вып. № 128. - С. 172-181.
13. Рассел Б. История западной философии. Кн. II [Электронный ресурс] // Философский портал. Philosophy.ru. -URL: http://philosophy.rU/library/russell/01/06.html#20 (дата обращения: 01.04.2014).
14. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия. - М.: Аграф, 1997. - 781 с.
15. Сморжок И. П. Проектирование социально-культурного пространства (Теоретический и организационно-педагогический аспекты): дис. канд. пед. наук: 13.00.05. - М., 2002. - 221 с.
16. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.
17. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=72979 (дата обращения: 01.03.2014).
18. Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города [Электронный ресурс]: дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2009 // Человек и наука. - URL: http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnoe-prostranstvo-sovremennogo-goroda
19. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. - Изд. 3-е. - М.: Политиздат, 1975. - 495 с.
20. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона, как основа социализации молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово, 2012. - № 19, ч. II. -С. 195-203.
References
1. Antologiya issledovaniy kul'tury [Anthology of Cultural Studies]. St. Petersburg, University Book Publ., 1992, vol. 1. 727 p. (In Russ.)
2. Brizhatova S.B. Sovremennaya sotsial'no-kul'turnaya sreda regiona: sostoyanie, usloviya i faktory formirovaniya [Modern social and cultural environment of the region: the state, conditions and factors of formation]. Krizis i kul'tura: dialog regionov. Materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Crisis and Culture: Dialogue regions. Materials interregional scientific conference]. Holes. ed. G.G. Voloshchenko, L.V. Sekretova, N.A. Tomilov, N.F. Khil'ko. Omsk, Nauka Publ., 2009, pp. 5-6. (In Russ.)
3. Bystrova A.N. Model' kul'turnogo prostranstva: granitsa i bezgranichnost' [Model of cultural space: the border and immensity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. Available at: http://vestnik.tspu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1211& Itemid=276 (In Russ.)
4. Veber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva [Favorites. Image of society]. Moscow, Yurist Publ., 1994. 704 p. (In Russ.)
5. Gerder I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva [Ideas to the philosophy of history]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 703 p. (In Russ.)
6. Dyurkgeym E. Sotsiologiya i sotsial'nye nauki [Sociology and Social Sciences]. Dyurkgeym E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its obyect, method, purpose]. Moscow, Kanon Publ., 1995. 350 p. (In Russ.)
7. Estrina O.V., Dulina N.V. Sotsiokul'turnoe prostranstvo: opredelenie ponyatiya [Socio-cultural space: definition]. Chelovek. Kul'tura. Obshchestvo[Man. Culture. Society]. Volgograd, 2007, iss. 5, pp. 13-15. (In Russ.)
8. Kagan M.S. Vvedenie v istoriyu mirovoy kul'tury [Introduction to the history of world culture]. Petersburg, 2003, vol. 1. 383 p., vol. 2. 320 p. (In Russ.)
9. Karmin A.S. Kul'turologiya. Kul'tura sotsial'nykh otnosheniy [Cultural Studies. Culture of social relations]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2000. 128 p. (In Russ.)
10. Kolin'ko I.V. Sotsiologicheskie osnovy razvitiya sotsiokul'turnogo prostranstva [Sociological basis for the development of socio-cultural space]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2005, iss. 3. Available at: http://www.teoria-practica.ru/ru/2005/3-2005.html. (accessed 05.02.2014). (In Russ.)
11. Komlev N.G. Slovar' novykh inostrannykh slov [Dictionary of new foreign words]. Moscow, MGU Publ., 1995. 144 p. (In Russ.)
12. Nenakhova E.N. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k formirovaniyu sotsiokul'turnogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Theoretical and methodological approaches to the formation of social and cultural space of the educational institution]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [News RSPUA. I. Herzen]. St. Petersburg, GOU VPO RGPU im. Gertsena Publ., 2010, no 128, pp. 172-181. (In Russ.)
13. Rassel B. Istoriya zapadnoy filosofii. Kn. II [History of Western Philosophy Vol. II]. Filosofskiy portal. Philosophy. ru. Available at: http://philosophy.ru/library/russell/01/06.html#20 (accessed 01.04.2014). (In Russ.)
14. Rudnev V.P. Slovar' kul'tury XX veka. Klyuchevye ponyatiya [Dictionary of the XX century culture. Key concepts]. Moscow, Agraf Publ., 1997. 781 p. (In Russ.)
15. Smorzhok I.P. Proektirovanie sotsial'no-kul'turnogo prostranstva (Teoreticheskiy i organizatsionno-pedagogicheskiy aspekty). Diss. kand. ped. nauk [Designing socio-cultural space (theoretical and organizational-pedagogical aspects). Diss. ped. sci.]. Moscow, 2002. 221 p. (In Russ.)
16. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. [People. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992. 542 p. (In Russ.)
17. Tolkovyy slovar' Ushakova [Explanatory Dictionary]. Available at: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid= 72979 (accessed 01.03.2014). (In Russ.)
18. Tuliganova I.V. Sotsiakul'turnoe prostranstvo sovremennogo goroda. Diss. kand. filos. nauk [Socio-cultural space of the modern city]. Saratov, 2009. Chelovek i nauka. Available at: http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnoe-prostranst-vo-sovremennogo-goroda. (In Russ.)
19. Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary]. Ed. M.M. Rozentalya. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 495 p. (In Russ.)
20. Yudina A.I. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoy sredy v sisteme infrastruktury regiona, kak osnova sotsializatsii molo-dezhi [Formation of socio-cultural environment in the region's infrastructure as the basis of socialization of youth]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Vestnik Kemerovo State University of Culture and Arts]. Kemerovo, 2012, no 19, pt. II, pp. 195-203. (In Russ.)
УДК 168.522:304.2
КУЛЬТУРНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОД СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЧИТАТЕЛЯ
Худолей Наталья Викторовна, аспирант, специальность 24.00.01 «Теория и история культуры», Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается одно из важнейших понятий культурологии - культурный код, приводятся различные его определения. Культурный код передается посредством различных каналов. В этом смысле тексты произведений художественной литературы являются трансляторами культурного кода