Научная статья на тему 'Компетентностный подход к формированию социально-культурного пространства вуза'

Компетентностный подход к формированию социально-культурного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL-CULTURAL SPACE / SOCIAL-CULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Дильбар Валиевна

Рассмотрено социально-культурное пространство в вузе в рамках компетентностного подхода. Раскрыта реализация педагогического потенциала социокультурной среды, показаны организационные элементы, регуляторы и содержание социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинова Дильбар Валиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO FORMING SOCIAL-CULTURAL SPACE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article has considered social-cultural space of Higher Educational Institution in the context of competence-based approach. It has discovered realization of pedagogical potential of socio-cultural environment, has shown the organizational elements, regulators and content of socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к формированию социально-культурного пространства вуза»

УДК 37В

Д. В. Шамсутдинова

КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Рассмотрено социально-культурное пространство в вузе в рамках компетентностного подхода. Раскрыта реализация педагогического потенциала социокультурной среды, показаны организационные элементы, регуляторы и содержание социокультурной среды.

Ключевые слова: социально-культурное пространство, социально-культурная среда, культурно-образовательная среда, средовой подход, компетентностный подход

The article has considered social-cultural space of Higher Educational Institution in the context of competence-based approach. It has discovered realization of pedagogical potential of socio-cultural environment, has shown the organizational elements, regulators and content of socio-cultural environment.

Keywords: social-cultural space, social-cultural environment, cultural-educational environment, environmental approach, competence-based approach.

В настоящее время в педагогической теории и практике широко осваивается компетентностный подход [1; 3; 5; 9]. Он базируется на концепции компетенций как основе развития у обучающегося способностей решать важные практические задачи. Предполагается, что компетентность - это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях.

Компетентностный подход - явление прогрессивное. Его признание учеными и общественностью означает переход к новой образовательной парадигме - от «знаниевой» к «деятельностной».

В данном случае вопросы оптимизации и использования социально-культурного пространства вуза для подготовки будущего специалиста выходит на первый план.

Категория «пространство» традиционно выступает в самых различных контекстах - экономическом, политическом, культурном, информационном, образовательном [6; 8]. С формальной точки зрения пространство - это система, формируемая множеством взаимодействующих субъектов, между которыми устанавливаются отношения, определяемые их функциональной спецификой. Системность пространства формируется такими взаимоисключающими его свойствами, как протяженность и фрагментарность, непрерывность и прерывистость, сохранение и изменение. Часть пространства, которая объективно или субъективно воздействует на личность, рассматривается нами как среда, в том числе культурно-образовательная, если речь идет о педагогически управляемом воздействии на личностное развитие.

Социально-культурное пространство - это содержательно-смысловой и пространственно-временной континуум, способствующий включению личности в ценностно-смысловой мир культуры, сохранению социальной целостности и личностной самореализации.

В социально-педагогическом плане пространство - это совокупность условий и возможностей личностного развития, целенаправленно создаваемых различными субъектами педагогического процесса и формируемых социально-культурной средой жизнедеятельности личности. В методологии средового подхода развитие личности (как и процесс ее воспитания) представляется как способ и результат преобразования природных задатков и возможностей, при этом основную роль, помимо технологических моментов, играет историкокультурная глубина включенного в сферу совместной деятельности материала.

Методологической основой понимания педагогической роли среды является культурно-историческая концепция Л. С. Выготского о развитии личности как опосредованном общением процессе освоения и присвоения индивидом ценностей культуры. Интериори-зируя и оперируя знаками, языком как «орудиями» культуры, человек в процессе взаимодействия с другими людьми преобразует «натуральные» психические функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный «мир культуры», который составляют значения, ценности и смыслы. Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, «высшие функции» вращиваются в сознание личности, переходят в интрапсихическую плоскость [2]1. Всемирно-исторический процесс породил огромное многообразие условий и форм культурного развития, однако без «встречной активности» личности, без ее внутрен-

1 Пониманию значимости «зоны ближайшего развития» способствуют мысли и идеи, высказанные Л. С. Выготским в разные годы: его идея о развитии личности как культурно-историческом процессе, о значимости искусства в развитии личности, о «культурном восхождении» и расширении личности посредством овладения собой через знак и текст культуры, путем преодоления противоречия между индивидуально-психологическим и культурно-историческим, его понимание основной задачи формирования человека путем создания «культурной истории и исторической культуры», трактовка развития как параллельного и взаимодополняемого процесса куль-турогенеза (филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза) [См.: 2].

151

ней духовно-смысловой работы значение этих культурных факторов осталось бы «нулевым» [4]. Культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью развиваться универсально.

Реализация педагогического потенциала социокультурной среды возможна на методологии средо-вого подхода, способной концептуально синтезировать глубинные факторы личностного становления: с одной стороны, социокультурную среду как условие формирования и социализации личности, с другой -как деятельностную активность человека по освоению и формированию своего жизненного пространства в единстве его социально-психологических, духовнонравственных, событийно-поведенческих и предметно-пространственных аспектов.

В организационно-педагогической плоскости социально-культурное пространство представляет собой совокупность социально-психологических и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих человека в процессе его обучения. Среда повседневного обитания человека многомерна и динамична, включает сложившиеся формы общения, духовные ценности, значимые для учебного заведения события, символы. Актуальность оптимизации культурнообразовательной среды обусловлена тем, что она является основополагающей, определяя ценности личности, ее нормы, идеалы, профессиональную успешность. Как известно, развитие личности, богатство человеческой индивидидуальности во многом определяется и обеспечивается социально-культурными условиями ее бытия - содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в духовный мир личности. Смысловые и символические составляющие культурно-образовательного пространства играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство корпоративности, «семейной близости», «родственности» составляющих его людей, мотивируют их характер и формы поведения.

Организационными элементами социокультурной среды могут быть музей, любительские объединения и клубы, педагогически целесообразные и социально значимые социокультурные мероприятия и акции (тематические вечера и встречи, конкурсы и смотры творческих достижений), публичные лекции, конференции и реферативные выступления студентов, факультативы и спецкурсы, культивирующие тот или иной образовательный профиль. Регулятором социально-культурной среды становятся вузовские традиции, устанавливающие поведенческий спектр нормативных отношений между студентами и педагогами, доминирование тех или иных способов самовыражения, характер совместной деятельности студентов и педагогов, критерии оценки и способы разрешения возникающих конфликтных ситуаций. Важным элементом социально-культурной среды

является психологический климат коллектива, который может быть доброжелательным или агрессивным, свободным или авторитарным, творческим или формализованным. Особую роль в структуре среды играет предметно-пространственное окружение, создающее благоприятный социально-психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех участников социально-культурного пространства. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания в том случае, если оно персонифицировано и субъективно значимо, является предметом заботы студентов, которые инициативно поддерживают и творчески преобразуют предметное пространство своего «дома».

В рамках превентивной педагогики средовое проектирование рассматривается как процесс моделирования оптимальных параметров среды, а также условий средообразовательного процесса, включающих определение целей, способов и средств их достижения и получения нормативных результатов. Основу средового проектирования составляют: анализ ситуации, прогнозирование динамики педагогических возможностей среды, моделирование средообразовательных стратегий, способных придать среде максимально комфортные для личности значения. Проектирование и прогнозирование педагогических возможностей среды предполагает характеристику доступности развивающих ресурсов среды, ниш личностной самореализации и зон повышенного риска, пространств межличностных контактов, информационного потенциала среды.

На локальном пространстве образовательного учреждения оптимизация социально-культурной

среды осуществляется путем насыщения социальнокультурного пространства духовно-нравственными образами и символами. Дело в том, что важнейшим условием формирования духовности выступает ориентация на абсолютные и в то же время персонифицированные нравственные ценности. Личность, являющая собственным примером эти ценности, есть своеобразный духовный референт, поэтому процесс духовной преемственности всегда обеспечивался путем идентификации человека с образами, воплощающими базовые ценности культуры. Духовный референт - это образец для подражания, идеал для самовоспитания, поиска и определения смысла собственного бытия. Значение духовно-нравственных референтов уникально в плоскости личностного становления: каждый человек в силу своей изначальной незавершенности потенциально бесконечен в вариантах своего будущего, поэтому он должен дополнить себя референтным образом другого, который становится условием определения жизненного призвания и выбора пути максимально полной самореализации личности.

Духовно-нравственные референты играют особую роль в педагогизации социально-культурной

152

среды - они создают поле культурного напряжения, в котором человек ощущает полноту бытия, познает себя через другого, расширяет сферу реального общения. Создание духовно насыщенной среды способствует социализации личности и самореализации творческих способностей, овладения студентами опытом культуросообразного поведения, обретения культурной самоидентификации личности.

В сегодняшней ситуации утраты нравственных ориентиров возникает необходимость в целенаправленном насыщении культурно-образовательного пространства личностями, олицетворяющими базовые ценности отечественной культуры, воплощающими лучшие нравственные качества народа2. Значимые образцы для подражания способны задать идеал саморазвития, стать точкой отсчета в определении смысла жизни, помочь человеку понять свое профессиональное и личностное предназначение.

В этой связи следует отметить важнейшую роль личности педагога, которую следует рассматривать как важнейший ресурс образовательной деятельности. Значительные возможности влияния на личность воспитанника ставит проблему высочайшей нравственной ответственности педагога - за то, какую духовность он созидает в себе и являет ее другим в образовательном пространстве коммуникаций. Важно понять, какие ценности и качества педагог должен транслировать в рамках образовательной деятельности. В формировании культурно-образовательной среды жизнедеятельности, помимо педагогов, участвуют родители, гости учебного заведения, сами студенты.

Оптимизация социально-культурного пространства - это прежде всего проблема воспитания [7]3. Специфика этого процесса состоит в том, что он осуществляется опосредованно - через создание оптимальной социально-психологической и социальнокультурной среды, включение личности в различные виды социокультурной деятельности4. Эффектив-

2 В последние годы в связи с разрушением системы духовного самовоспроизводства общества и мировоззренческим вакуумом, в котором оно оказалось, все отчетливее обнаруживаются симптомы кризиса идентичности, который в субъективном, личностном плане переживается как утрата духовных корней бытия, разрыв связей с социальным и культурным миром, неспособность отождествить себя в национально-государственном плане.

3 Современная педагогика строится на понимании взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости обучения и воспитания - в единой системе учебновоспитательного процесса. Однако в теоретико-исследовательских целях необходимо дифференцировать и выявить специфику этих понятий, ибо недостаточно четкое разделение данных феноменов мешает раскрытию двух различных сторон педагогической деятельности, а в конечном счете снижает эффективность последней [7].

4 Вместе с тем возможности среды не следует переоценивать: в благоприятной обстановке нередко формиру-

ность процесса развития личности зависит, с одной стороны, от внешних условий, от той среды жизнедеятельности, в которую личность включена в силу необходимости или собственного выбора, с другой -от «встречной» активности самого человека, его осознанного стремления стать личностью, понять и выразить себя как личность в непрерывно меняющихся условиях.

Проблема целенаправленного регулирования социально-культурного пространства актуальна не только в границах отдельного учреждения - особую значимость она получает в ситуации несбалансированности и нескоординированности усилий различных социокультурных институтов, участвующих в воспитании и социализации личности (семьи, школы, СМИ, культурно-досуговых учреждений). В рамках единой культурно-образовательной системы за счет целесообразного использования ресурсов различных социокультурных субъектов можно существенно усилить позитивные воздействия и изолировать вос-питуемого от негативных, нейтрализуя их специально продуманными мероприятиями.

Необходимость регулирования параметров социокультурной среды определяется также тем обстоятельством, что вне педагогически регулируемого процесса ее влияние не всегда однозначно позитивное - чаще всего эффект среды, скорее, стихийно социализирующий, а не воспитывающий. Превратить ее в воспитательное пространство можно в том случае, если будут скоординированы и интегрированы ее потенциалы и ресурсы, если в процесс ее преобразования будут включены сами студенты.

Многоуровневое образовательное пространство эффективно в силу своей изначальной открытости -оно представляет собой нелинейную, неравновесную, в значительной степени самоорганизующуюся систему. Здесь в процесс коммуникации вступают не просто педагоги и студенты, но равноценные личности, заинтересованные друг в друге. То есть культурнообразовательное пространство является неравновесной, открытой системой, с одной стороны, организуемой извне, а с другой - развивающейся в значительной степени спонтанно. Воспитательный потенциал субъектов, составляющих образовательную среду, обеспечивается дополнением и взаимоактивизирова-нием их ресурсов. Процесс обучения если не прямо, то косвенно работает на личностное развитие студента, на повышение их внутренней культуры, расширение кругозора. С другой стороны, цель воспитания заключается в том, чтобы, используя возможности различных учебных дисциплин и предметов, сформировать адекватное отношение человека к миру, другим людям, своей профессии. Но если дидактическая

ются личности с асоциальным стилем жизни (как и наоборот - в не очень благоприятных условиях формируются яркие и творческие субъекты).

153

система реализует свой воспитательный потенциал через включение студентов в учебный процесс, то воспитательные задачи во внеучебное время реализуются через включение студентов в различные сферы социально-культурной деятельности. Если в процессе обучения студенты приобретают знания, умения и навыки, необходимые им для успешного овладения будущей профессией, то культурно-образовательное пространство в большей степени формирует у них систему ценностей, создает дополнительные условия для социализации и самореализации личности.

Культурно-образовательное пространство - это вся совокупность информационно-познавательных, социальных и духовно-нравственных факторов и условий, непосредственно окружающих студента в процессе его обучения. Ее различные сегменты (художественный, историко-культурный, социальнопсихологический, духовно-нравственный), дополняя и компенсируя возможности учебной деятельности, в совокупности обеспечивают более полное развитие личности и прежде всего путем включения ее в различные виды деятельности - познавательную, ценностно ориентационную, коммуникативную, творческую. Особая роль в оптимизации культурнообразовательного пространства принадлежит спортивной и художественной деятельности, выступающей эффективным средством воспроизводства чело-

века целостного, способом саморазвития и самореализации личности (в том числе и средством профилактики разрушительных для личности способов и форм проведения досуга).

Следует отметить, что в рамках культурнообразовательного пространства меняются функции его основных составляющих. В частности, происходит расширение границ образовательной системы, обогащение функций самого процесса обучения, которое понимается не только как «промежуточный» социальный институт между ученичеством и взрослой жизнью, но как социально-культурная система, обеспечивающая культурную и личностную идентичность, способствующая социальной мобильности личности, ее профессиональной востребованности. Образовательное учреждение становится пространством, на котором происходит трансляция культурных норм и ценностей, институтом подготовки человека к оптимальному существованию в социуме и культуре. Оптимизация культурно-образовательного пространства как приоритет педагогических усилий образовательного учреждения соответствует и международным принципам образования, и его гуманистической функции - формировать социально интегрированную и самореализующуюся личность, способную успешно действовать в динамично меняющемся мире.

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 1934.

3. Краевский, В. В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / В. В. Краевский // Доклады 4-й Всерос. дистанционной августовской пед. конф. «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - Режим доступа: http://www.eidos.ru/conf/.

4. Кудрявцев, В. Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта / В. Т. Кудрявцев // Магистр. - 1998. - № 3.

5. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Шк. технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

6. Малянов, Е. А. Социально-культурные инновации в пространстве современной культуры / Е. А. Малянов // Вестн. Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств. - 2009. - № 4 (20). - С. 97-108.

7. Новикова, Л. И. «Воспитательное пространство» как открытая система. (Педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Обществен. науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-143.

8. Сморжок, И. П. Проектирование социально-культурного пространства (Теоретический и организационнопедагогический аспекты): дис. ... канд. пед. наук / И. П. Сморжок. - М., 2007.

9. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования / А. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

10. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учеб. / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. - М.:

МГУКИ, 2088. - 608 с.

Сдано 2.02.2012

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.