Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С РЕЙДЕРСТВОМ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С РЕЙДЕРСТВОМ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕЙДЕРСТВО / КРИМИНАЛЬНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ / "АНТИРЕЙДЕРСКИЕ" СТАТЬИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларичев Василий Дмитриевич

Раскрываются вопросы борьбы с рейдерством в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности, требования гражданского и другого законодательства, противодействующие этому явлению, статьи, позволяющие привлечь рейдеров к уголовной ответственности, их недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF COMBATING RAIDING IN THE MEMBER STATES OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION

The article reveals the issues of combating raids in the member states of the Collective Security Treaty Organization, the requirements of civil and other legislation that counteract this phenomenon, articles that allow the Raiders to be prosecuted, their shortcomings.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С РЕЙДЕРСТВОМ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 343

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ЛАРИЧЕВ,

заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С РЕЙДЕРСТВОМ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раскрываются вопросы борьбы с рейдерством в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности, требования гражданского и другого законодательства, противодействующие этому явлению, статьи, позволяющие привлечь рейдеров к уголовной ответственности, их недостатки.

Ключевые слова: государства - члены Организации Договора о коллективной безопасности, рейдер-ство, криминальное установление контроля над хозяйствующим субъектом, «антирейдерские» статьи.

V. D. Larichev, RF Honorary Scientist, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: larichev48@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-43-84.

The problems of combating raiding in the member states of the Collective Security Treaty Organization.

The article reveals the issues of combating raids in the member states of the Collective Security Treaty Organization, the requirements of civil and other legislation that counteract this phenomenon, articles that allow the Raiders to be prosecuted, their shortcomings.

Key words: comparative legal analysis, Member States of the Collective Security Treaty Organization, raiding, criminal establishment of control over an economic entity, «anti-raider» articles.

Современную эпоху характеризует процесс глобализации, в связи с чем можно говорить о взаимозависимости государств, сближении и сопоставимости их правовых систем. В этом плане заслуживает внимания рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением единых подходов к законодательству государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят шесть государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия и Таджикистан.

В рамках ОДКБ проводятся различные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. В частности, сотрудниками ФГКУ «ВНИИ МВД России» готовились рекомендации по сближению и гармонизации законодательств государств - членов ОДКБ об оперативно-розыскной деятельности, рекомендации, регулирующие отношения в сфере предупреждения и борьбы с организованной преступностью, рекомендации, а также модельный закон по гармонизации законодательства, регулирующего отношения в сфере предупреждения и борьбы с криминальным установлением контроля над хозяйствующим субъектом, и др.

В странах ОДКБ получило распространение

рейдерство. Так как для них характерно определенное различие в хозяйственной деятельности, каждая страна криминализует разные способы его совершения.

Для того чтобы лучше были понятны вносимые в уголовно-правовое и другое законодательство изменения, кратко остановимся на способах совершения криминального установления контроля над хозяйствующим субъектом.

Проведенный анализ уголовных дел показал, что к основным, наиболее распространенным схемам и приемам (способам) криминального установления контроля над хозяйствующим субъектом относятся следующие:

изменение объема правомочий участников хозяйственного общества с целью установления незаконного контроля над хозяйствующим субъектом, осуществляемое путем изготовления фиктивных правоустанавливающих документов, фиктивных передаточных распоряжений, которые представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги. Когда договор или другие действия должны быть нотариально удостоверены, в этом случае подделываются печать и подпись

нотариуса на заявлении о государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица либо осуществляется преступный сговор с нотариусом;

использование различных обстоятельств для отказа в созыве или уклонения от созыва общего собрания владельцев ценных бумаг участников общества с ограниченной ответственностью;

исключение отдельных владельцев ценных бумаг и других из числа лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

проведение собрания акционеров, участников общества с ограниченной ответственностью или заседания совета директоров (СД) хозяйственного общества, на котором присутствуют не все члены, имеющие право на участие. В отсутствие кворума на таком собрании принимается незаконное решение о назначении нового генерального директора, увеличении уставного капитала, включении новых членов общества, исключении прежних и т. п.;

подделка протоколов собраний участников хозяйственного общества путем неправильного подсчета голосов, подтасовки бюллетеней, заведомо неверного указания результатов голосования и др.;

заключение договора на ведение реестра с другим подконтрольным регистратором, зачастую в удаленном регионе, и иные аналогичные действия;

создание фиктивного судебного документа и др.

Отмеченные способы и приемы криминального установления контроля над хозяйствующим субъектом позволяют определить основные криминологически уязвимые положения, используемые рейдерами для осуществления указанных деяний. К ним относятся следующие недоработки (несовершенство) гражданского, гражданско-процессуального законодательства, законодательства об исполнительном производстве:

а) государственная перерегистрация изменений объема правомочий участников хозяйственного общества с целью установления незаконного контроля над хозяйствующим субъектом проводится без надлежащей проверки подлинности представляемых в регистрирующий орган документов от имени заявителей;

б) руководители общества (участники общества, исполнительные органы и др.) не извещаются о проведенных изменениях долей в уставном капитале общества, в связи с чем они узнают об этом спустя длительное время;

в) законодательство допускает, что держателями реестра могут быть эмитенты;

г) нечеткая регламентаций требований к порядку и срокам проведения общего собрания акционеров или участников хозяйственного общества (дата, время, место проведения, состав участников общества, количество присутствовавших при принятии решения и т. п.);

д) возможность смены регистратора;

е) недостаточно жесткое регламентирование процедуры подтверждения подлинности подписи физических лиц на документах о переходе прав на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами;

ж) недостатки арбитражного (хозяйственного) законодательства по поводу подведомственности дел по корпоративным спорам, применения обеспечительных мер и др.;

з) недостатки законодательства об исполнительном производстве относительно обращения взыскания на ценные бумаги, изъятия реестра акционеров, предъявления судебных исков по мнимым основаниям, умышленного затягивания процесса и рассмотрения споров хозяйствующих субъектов и др.

В целях устранения указанных правонарушений в гражданское и другое законодательство государств - членов ОДКБ внесены определенные требования о порядке осуществления государственной регистрации, проведения общих собраний участников хозяйственного общества и т. п.

Законодательство государств - членов ОДКБ регламентирует порядок государственной регистрации юридических лиц (порядок представления документов в регистрирующий орган, основания отказа в государственной регистрации и другие вопросы).

В частности, в Российской Федерации [7] в гражданское законодательство внесены требования о том, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, уполномоченный государственный орган обязан провести проверку достоверности этих данных, сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава. Последние на основании полученных данных могут направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно этих действий. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение.

Федеральный закон [10] дополнен требованием о том, что информация о факте представления документов в регистрирующий орган в

определенные сроки должна быть размещена на официальном сайте регистрирующего органа.

Представляется, что законодательство Российской Федерации достаточно полно регулирует вопросы, позволяющие участникам общества, а также сотрудникам регистрирующего органа обнаружить фальсификацию документов заявителей при регистрации (перерегистрации) юридического лица.

В то же время данные требования создают определенные административные барьеры на пути развития бизнеса. Поэтому в других государствах - членах ОДКБ, где уровень рейдерства гораздо ниже, чем в России, действует заявительный принцип регистрации юридических лиц, которая осуществляется в соответствии с максимально упрощенной процедурой. Ответственность за достоверность представленных документов и содержащихся в них сведений несет сам заявитель. Данное обстоятельство связано с приведением в соответствие законодательства с международными актами в области регулирования деятельности юридических лиц, созданием благоприятного климата для бизнеса и повышением конкурентоспособности субъектов предпринимательства.

К примеру, в государствах - членах ОДКБ осуществляются отдельные меры, направленные на предупреждение обмана сотрудников регистрирующего органа заявителями. Так, согласно Закону Республики Казахстан [11] при внесении изменений в ЕГРЮЛ, помимо других документов, должны предоставляться подлинники прежних учредительных документов юридического лица.

В Кыргызской Республике [12] решение о государственной перерегистрации товарищества и общества должно быть подписано каждым учредителем (участником), при этом данная подпись должна быть заверена в нотариальной форме.

При выходе участника (участников) из хозяйственного товарищества и общества с отчуждением своей доли или изменением размера доли при их государственной перерегистрации в регистрирующий орган представляется соглашение о передаче доли. Подпись отчуждающего удостоверяется в нотариальной форме.

В Республике Таджикистан документы на государственную регистрацию подаются заявителем только в явочном порядке, что также способствует предупреждению рейдерства.

В России в этом плане документы могут быть направлены через электронные средства массовой информации, почтовым отправлением и т. п. При направлении таким образом фальсифицированных документов в регистрирующий орган

лицо, сфальсифицировавшее их, в большинстве случаев остается анонимным.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительным органом общества (единоличным или коллегиальным), который и производит неправомерные действия.

Законодательство многих государств - членов ОДКБ предусматривает ответственность указанных лиц перед акционерным обществом и его акционерами за убытки, причиненные обществу и его акционерам их виновными действиями (бездействием).

Значительное количество преступлений по установлению криминального контроля над хозяйствующим субъектом связано с различными злоупотреблениями с реестром акционеров. В настоящее время в соответствии с п. 4 ст. 97 ГК РФ реестр публичного акционерного общества ведется только лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию. Такие же требования с небольшими отличиями установлены в Республике Беларусь, Республике Казахстан.

В Республике Таджикистан уполномоченный орган по регулированию рынка ценных бумаг может вести реестр акционеров акционерных обществ, в которых имеется доля государства.

Приняты и другие меры, противодействующие криминальному установлению контроля над хозяйствующим субъектом. В частности, ряд хозяйственных обществ имели один юридический адрес, но фактически находились по другому, что приводило к различным недоразумениям, в частности при заочном голосовании анкеты, направленные в эти адреса, не учитывались при подсчете голосов, в связи с чем искажались результаты голосования.

Для противодействия таким правонарушениям в Республике Казахстан, Российской Федерации отмечено, что юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие юридического адреса фактическому.

Существенным барьером на пути фальсификации протоколов общих собраний участников хозяйственных обществ является требование о порядке проведения общего собрания (подтверждение даты, времени, места его проведения и др.).

В этом плане следует отметить, что в Российской Федерации и Республике Казахстан в гражданском законодательстве предусмотрены меры, противодействующие этому явлению.

В незаконном установлении криминального контроля над хозяйствующим субъектом значительна роль и законодательства об исполнительном производстве. В частности, в Российской Федерации [15] судебные приставы до недавне-

го времени имели возможность выбирать между арестом и продажей акций, принадлежащих должнику, и денежными средствами, находящимися на счетах должника.

В настоящее время [6] взыскание на имущество должника обращается в первую очередь на его денежные средства и иные ценности.

В других государствах - членах ОДКБ для противодействия данному явлению обращение взыскания на долю участника ООО допускается лишь при недостатке у этого участника иного имущества.

Наряду с этими мерами, приняты и уголовно-правовые, противодействующие криминальному установлению контроля над хозяйствующим субъектом. В частности, в уголовные кодексы ряда государств - членов ОДКБ внесены отдельные статьи, позволяющие привлечь рейдеров к уголовной ответственности на ранних стадиях криминального установления контроля над хозяйствующим субъектом. Наиболее существенные изменения внесены в УК Российской Федерации и Республики Казахстан.

В России федеральными законами [8; 9] для борьбы с данными противоправными деяниями были введены ст. 170.1, 185.2., 185.4, 185.5, 285.3. Особенностью данных статей является то, что большинство из них по своей конструкции -формальные.

В то же время результативность применения данных статей оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что они являются достаточно громоздкими, излишне регламентированными, казуистичными и это затрудняет их применение и понимание правоприменителем сущности статьи и т. п. Конкретизация способов совершения преступления, изложенных в диспозициях данных статей, снижает эффективность действия данных норм, поскольку описать в законе все способы невозможно.

Так, в диспозиции ч. 1 ст. 170.1 УК РФ указывается, какие сведения могут быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, Реестр владельцев ценных бумаг или в Систему депозитарного учета, хотя данные сведения раскрыты в законах [10; 14; 15], в связи с чем, на взгляд автора, необходимости в их перечислении нет.

Наряду с этим, в диспозиции данной статьи сказано о том, что указанные выше деяния должны быть направлены на приобретение права на чужое имущество, что осложняет определение состава преступления (формальный или материальный), квалификацию преступлений и др. Фактически же эти деяния направлены на криминальное установление корпоративного контроля над хозяйствую-

щим субъектом, что и следует отразить в диспозиции указной статьи [2, с. 188-190; 3, с. 160-163].

Отдельные авторы указывают на то, что система государственного учета юридических лиц существенно отличается от системы учета прав на ценные бумаги, в связи с чем их нецелесообразно объединять в одной статье [16, с. 69].

Статья 185.4 УК РФ в определенной степени дублирует ст. 185.5 УК РФ. Данная статья сформулирована с материальным составом. В то же время деяния, указанные в диспозиции данной статьи, могут причинить имущественный ущерб или повлечь за собой извлечение какого-либо дохода только опосредованно, а не в результате указанных действий. Например, каким образом будет причинен имущественный ущерб в результате незаконного отказа в созыве общего собрания владельцев ценных бумаг?

Статья 185.5 УК РФ сконструирована слишком громоздко, она излишне перегружена, казуистична. В ней имеются определенные дублирования. В частности, в статье неоднократно используется слово «путем». Кроме того, как отмечает Я. В. Вуйчич, указанные в ст. 185.5 УК РФ способы, обозначенные термином «путем», затем дублируются новыми способами, охватывающимися термином «посредством». Он также отмечает и другие несовершенства данной статьи [1, с. 121-122].

Статья 285.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений. В то же время, как отмечает Е. В. Никитин, реестровая система Российской Федерации достаточно обширна, однако в качестве предмета преступления выступают лишь единые государственные реестры [5, с. 63].

В связи с этим возникает вопрос о том, нужна ли данная статья, если указанные в ее диспозиции деяния могут полностью подпадать под действие других статей главы 30 УК РФ, в частности ст. 285 УК РФ, ст. 286 УК РФ. Анализ санкций, предусмотренных ст. 285.3 и 285, 286 УК РФ, показывает, что они практически одинаковы [2, с. 219-220; 3, с. 208].

Следует согласиться с Н. А. Лопашенко в том, что в последнее время законодателем достаточно часто «криминализируются частные случаи уже признанного преступным отклоняющегося поведения» [4, с. 131], что относится и к данному случаю.

В УК Республики Казахстан, где совсем недавно проведена уголовно-правовая реформа и 1 января 2015 г вступил в силу новый Уголовный

кодекс, также имеется значительное количество специализированных статей для противодействия криминальному установлению контроля над хозяйствующим субъектом.

В прежнем УК РК имелась ст. 226.1 «Рейдер-ство», которая была введена в 2011 г. и полностью воспроизведена в ст. 249 УК Республики Казахстан.

Редакционно данная статья во многом совпадает со ст. 185.5 УК РФ, поэтому ее прообраз, очевидно, был взят из российского законодательства, в связи с чем ей свойственны те же недостатки, что и ст. 185 УК РФ.

Остальные статьи в большей степени связаны с реестром держателей ценных бумаг (ст. 225, 226, 227, 228 УК РК).

Уголовные кодексы других государств - членов ОДКБ не содержат специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за рейдерство. В случае необходимости привлечения за совершение деяний, направленных на криминальное установление контроля над хозяйствующим субъектом, применяются общие нормы о мошенничестве, злоупотреблении полномочиями, подделке документов и др.

Список использованной литературы

1. Вуйчич, Я. В. Незаконное установление корпоративного контроля над хозяйствующим субъектом: уголовно-правовой и криминологический аспекты [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Вуйчич Ярослав Викторович. - Курск, 2017.

2. Исаев, О. Ю. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, связанными с противоправным установлением контроля над активами и управлением предприятия [Текст] : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 / Исаев Олег Юрьевич. - М., 2014.

3. Ларичев, В. Д. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые на ранних стадиях криминального установления контроля над управлением и активами предприятия (рейдер-ство) [Текст] / В. Д. Ларичев, О. Ю. Исаев. - М. : Юрлитинформ, 2013.

4. Лопашенко, Н. А. Размышления о регистрации преступности в России [Текст] / Н. А. Ло-пашенко // Союз криминалистов и криминологов. - 2013. - № 2.

5. Никитин, Е. В. Уголовно-правовые меры противодействия рейдерским захватам [Текст] / Е. В. Никитин // Правоохранительные органы:

теория и практика. - Екатеринбург : Урал. юрид. ин-т МВД России, 2012. - № 2.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности» [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 7 февр. 2011 г № 8-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям [Электронный ресурс] : [Фе-дер. закон от 28 июня 2013 г № 134-Ф3] // СПС КонсультантПлюс.

8. О внесении изменений в УК РФ и статью 151 УПК РФ [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 30 окт. 2009 г № 241-ФЗ] // СПС Консуль-тантПлюс.

9. О внесении изменений в УК РФ и в статью 151 УПК РФ [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 1 июля 2010 г № 147-ФЗ] // СПС Консуль-тантПлюс.

10. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 8 авг. 2001 г № 129-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

11. О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств [Электронный ресурс] : [Закон Республики Казахстан от 17 апр. 1995 г № 2198] // СПС КонсультантПлюс.

12. О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств) [Электронный ресурс] : [Закон Кыргызской Республики от 20 февр. 2009 г № 57] // СПС КонсультантПлюс.

13. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 22 апр. 1996 г № 39-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

14. Об акционерных обществах [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 26 дек. 1995 г № 208-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

15. Об исполнительном производстве [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 2 окт. 2007 г № 229-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

16. Соловьев, О. Г. Уголовно-правовой анализ признаков фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 1701 УК РФ) [Текст] / О. Г Соловьев // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники) : сб. науч. ст. - Вып. 1. - Ярославль : ЯрГУ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.