ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ _ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чудаев Антон Константинович.
старший специалист отдела УФМС России по г. Москве по району Чертаново-Северное, референт ГГС РФ 1 класса, ветеран боевых действий, член международной ассоциации учёных преподавателей и специалистов,
член русского географического общества, член Ассоциации Юристов России, советник российской академии естествознания, преподаватель высшей школы, аспирант Международного юридического института, капитан полиции в запасе. ANTI-CORRUPTION ISSUES IN THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION Chudaev Anton Konstantinovich, Senior Specialist of the Russian Federal Migration Service in Moscow in the district Chertanovo-North, assistant HHS RF 1 class, a veteran of the fighting, a member of the international association of scientists teachers and specialists, a member of the Russian Geographical Society, a member of the Association of Lawyers of Russia, Advisor Russian Academy of Natural Sciences, a teacher of high school, post-graduate student of the International Law Institute, the police captain in the reserve.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются организационные проблемы противодействия коррупции в служебной деятельности сотрудников полиции. Предлагаются меры по минимизации коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Говорится, что коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Выделяется ряд правонарушений, создающих условиях для возникновения коррупции в полицейской среде. Также выделяется ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах. Отмечается, что коррупция может проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Предлагаются основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел. Делается вывод, что комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становиться все более угрожающей.
ABSTRACT
The article examines the organizational problems of counteraction of corruption in the performance of police officers. Proposed measures to minimize corruption offenses in public administration. It is said that corruption in the activities of the internal affairs bodies contributes to the development of organized crime, creates a breeding ground for the development of centers of extremism and terrorism, makes it extremely difficult to almost all state and legal reforms that are currently underway in our country. It provided a number of offenses creating conditions for corruption in the police environment. Also highlighted a number of factors causing corruption processes in law-enforcement bodies, as well as other executive bodies. It is noted that corruption can manifest itself in violation of the rules of financial, informational and administrative law. It offers basic tactical steps aimed at reducing corruption threats in the internal affairs bodies. It is concluded that the combined application of all the measures that weaken the corrosive effects of corruption in the police, can in no small measure to correct the situation that every day becomes more and more threatening.
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, полиция, противодействие, государственная служба, коррупционный риск, ответственность, исполнительный орган, административно-правовые средства, государственное управление.
Keywords: corruption, internal affairs agencies, the police, the opposition, civil service, corruption risk, responsibility and executive authority, administrative and legal means, public administration.
Проблема коррумпированности государственного аппарата настолько очевидна и широкомасштабна, что вынудила Д.А. Медведева, занимавшего на тот момент пост главы государства, в своем открытом письме сравнить ее по уровню катастрофичности воздействия на государство и общество с Великой Отечественной войной.
Под коррупцией понимается социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью госу-
дарственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных лиц, путем эксплуатирования авторитета занимаемой должности, возможностей предоставляемых ею и неформальных связей. Президентом страны В.В. Путиным коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития Российского государства, борьба с ней является прио-
ритетной задачей всего общества.
В 2014 г. органами внутренних дел (далее - ОВД) выявлено 45 тыс. преступлений коррупционной направленности, к уголовной ответственности привлечено более 10 тысяч граждан.
Тем не менее, в марте 2014 г. Президенту Российской Федерации представили доклад по коррупции, подготовленный рабочей группой по формированию «открытого правительства», в котором указывается, что незаконные вознаграждения в России при ведении бизнеса и оказании государственных слуг составляют от одного до двух процентов ВВП. Примечательно, что в последние годы практически к минимуму сведены какие-либо упоминания об организованной преступности. Между тем, коррупция немыслима без теснейшей с связи с организованной преступностью. Криминогенные явления, порождаемые коррупцией, органически взаимосвязаны, взаимообусловлены и практически не отделены от организованной преступности.
Кроме того, различного рода правонарушения, граничащие с преступлениями, стали характерными практически для всех служб полиции. Например, тыловые подразделения полиции стали лоббировать интересы коммерческих структур при заключении хозяйственных договоров на поставку товарно-материальных ценностей и проведение строительных работ, что ведет к необоснованному завышению расходов бюджетных средств, поставке некачественных товаров. В полиции общественной безопасности распространились злоупотребления, связанные с обслуживанием юридических и физических лиц, поборы при осуществлении контроля за их деятельностью, а также при выдаче разрешений, лицензий, регистрационной документации, паспортизации и т.п. Стали нередкими факты «сращивания» сотрудников полиции с криминальными структурами, попытки преступных элементов внедриться в полицию на всех уровнях.
Необходимо отметить, что коррупция в полиции приводит к деградации и дискредитации самой полицейской службы, создает целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка: не реагирование на факты совершения правонарушений, умышленное затягивание проверки со-общений о преступлениях, предвзятое отношение с обвинительным уклоном в отношении любых граждан, волокита при расследовании преступлений, нарушение прав и законных интересов граждан и др. Коррупция в полиции, в конечном итоге, препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж. Очевидно, что коррупция создает благоприятную среду для проявлений терроризма и экстремизма.
Специалистами отмечается, что реформирование ОВД необходимо было начинать с борьбы с коррупцией. Среди первоочередных мер - активизация работы по выявлению, пресечению фактов коррупции и расследованию уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Коррупция в правоохранительных органах, вообще, и в полиции, в частности, представляет повышенную общественную опасность, поскольку сотрудники именно этих органов призваны вести борьбу с этим крайне опасным социально-негативным явлением. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффек-
тивно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. Причем коррупция в полиции превращается в общегосударственную политическую проблему, поскольку под угрозой оказываются экономические и демократические преобразования в стране.
В последние десятилетия, в ОВД, в том числе в полиции, широкие масштабы приобрели злоупотребления служебным положением, взяточничество, вымогательство и другие преступления. Сложилась тенденция покровительства со стороны полиции представителям организованных преступных групп, оказание им помощи в реализации преступных замыслов и уклонении от ответственности, фактическом незаконном сотрудничестве с коммерческими структурами, предательстве интересов службы.
Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет сегодня непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики, а также финансовой системы и всей инфраструктуры российского государства в целом.
Коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел, как одного из важнейших правовых механизмов, которые сегодня могут и должны противостоять коррупции.
Растущая коррупция в органах внутренних дел (полиции), создала целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка, помимо всего прочего коррупция в ОВД снижает престиж государственного управления в Российской Федерации, как внутри страны, так и за рубежом. Коррупция, в том числе и коррупция в органах внутренних дел препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства. Коррумпированный государственный аппарат не способен противодействовать ни терроризму, ни экстремизму, ни организованной и экономической преступности. Исходя из вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что повышение эффективности административно-правовых и организационных средств противодействия в органах полиции представляется крайне актуальной проблемой.
Анализируя опыт специальных исследований в области противодействия коррупции, представляется возможным выделить целый ряд правонарушений,
создающих условиях для возникновения коррупции в полицейской среде:
• использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов;
• оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящих в компетенцию сотрудника ОВД;
• участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируются (или проверяется) сотрудниками ОВД.
• использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий;
• нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;
• необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее представления;
• требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;
• незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.
Считаем возможным также выделить целый ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах.
1. Правовой нигилизм значительной части сотрудников, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти.
2. Назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.
3. Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения.
Эффективное противодействие коррупции в органах полиции, возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер:
• антикоррупционное образование и воспитание;
• антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов МВД России;
• мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
• принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;
• поощрение сотрудников за длительное и бе-
зупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;
• развитие института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
• создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
• формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование.
Развитие в последние годы административно-правовых средств противодействия коррупции в самих органах внутренних дел обусловлено в том числе и тем, что коррупция может иметь место в самых различных сферах правоохранительной деятельности. Коррупция может также проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Представляется, что именно административно-правовые средства, в первую очередь, могут и должны(!) поставить барьер на пути возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти.
Коррупция в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи коррупция в органах полиции может рассматривается с экономической, политологической и правовой точки зрения. Такой подход позволит выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, дает возможность выявить связь полицейской коррупции с чиновничьей. Рассмотрев проблему зарождения и процветания коррупции в системе органов внутренних дел, мы можем еще раз, подытожив все вышесказанное, предложить следующие основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел:
• активное внедрение (на разных уровнях) в сознание сотрудников органов внутренних дел идеологии неукоснительного соблюдения законов;
• повышение эффективности кадровой политики МВД, направленной на повышение уровня профессионализма;
• обеспечение «прозрачности» назначений на руководящие должности в МВД России и достижение хотя бы минимального уровня целесообразности с точки зрения интересов службы, таких назначений;
• честное и неукоснительное подавление протекционизма и фаворитизма, кумовства и т.д. в работе с кадрами органов внутренних дел (полиции);
• проведение мероприятий в системе МВД России, направленных на выработку позитивного отношения к службе, закрепление у сотрудника желания честно служить в органах внутренних дел Российской Федерации.
Все перечисленное органично связано между собой и только комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становиться все более угрожающей.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / Российская газета 25.12.1993 №237 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [1]
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. От 28.12.2013 г.) «О противодействии коррупции». (25.12.2008 г.)
3. Актуальные проблемы судебно-правовой политики. Сборник статей. Приволжский дом знаний. Пенза - 2007,-489с.[2]
4. Правовые аспекты свободы личности. Юридическая литература.
Санкт-Петербург - 2009, -249с.[3]
5. Актуальные проблемы юридической науки. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, «ООО» Га-руда - 2013, - 466с.[4],[5]
6. Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996 г. №63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996 г.)
Bibliography:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) / the Russian newspaper 25.12.1993 No. 237 (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL). [1]
2. Federal law of 25.12.2008 № 273-FZ (ed. From 28.12.2013)
"On combating corruption". (25.12.2008)
3. Actual problems of judicial policy. A collection of articles. Privolzhsky house of knowledge. Penza - 2007,-489с.[2]
4. Legal aspects of individual freedom. Legal literature.
Saint Petersburg - 2009, -249с.[3]
5. Actual problems of legal science. Collection of scientific works. St. Petersburg, OOO" Garuda - 2013, -466с.[4],[5]
6. Criminal code of the Russian Federation (criminal code of the Russian Federation) of 13.06.1996, No. 63-FZ (as adopted by the state Duma of the Federal Assembly of the RF 24.05.1996)