Научная статья на тему 'Проблемы автоматизации процесса составления расписания в организации общего образования'

Проблемы автоматизации процесса составления расписания в организации общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАСПИСАНИЕ УРОКОВ / ЗАВУЧ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ИНТЕРФЕЙС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галаванова Юлия Игоревна

В статье дан исторический обзор этапов автоматизации задачи составления расписания и проблем, встающих на пути внедрения автоматического метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы автоматизации процесса составления расписания в организации общего образования»

изменяющимися потребностями пользователей. Данный критерий от выбора модели жизненного цикла также не зависит.

В качестве последнего критерия оценки эффективности КИВС можно выделить мобильность, которая, фактически представляет собой способность КИВС быть перенесенной с одной аппаратной платформы на другую [3, с. 7]. Необходимо отметить независимость данного критерия эффективности от выбора модели жизненного цикла КИВС.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что проанализированные выше критерии оценки эффективности корпоративной информационной вычислительной системы выступают в качестве основных, однако, они не являются исчерпывающими в силу того, что приведенных в рамках данной работы перечень может быть расширен в зависимости от вида КИВС, условий ее внедрения и дальнейшего использования, выбора жизненного цикла, типа организации и т.д. Однако, с опорой на те критерии оценки эффективности, которые были проанализированы выше, возможно создание экономически выгодной и эффективной КИВС для любого типа организации.

Список литературы

1. Бунова Е.В., Буслаева О.С. Оценка эффективности внедрения информационных систем // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика, 2012. № 1. С. 158164.

2. Кошкарова А.А., Амиров А.Ж., Попов С.Н. Анализ корпоративных информационных систем // Молодой ученый, 2016. № 9. С. 63-66.

3. Подвальный, С.Л.Многоальтернативные системы: обзор и классификация // Системы управления и информационные технологии, 2012. № 48 (ч. 2). С. 4-13.

4. Федяева Е. М., Федяев А.А. К вопросу об оценке качества корпоративных информационных систем // Молодой ученый, 2015. № 16. С. 58-61.

5. Шевченко А.Л.Организации мониторинга функционирования корпоративных информационных систем // Молодой ученый, 2010. № 4. С. 109-113.

ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галаванова Ю.И.

Галаванова Юлия Игоревна - студент магистратуры, кафедра информационных систем, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва

Аннотация: в статье дан исторический обзор этапов автоматизации задачи составления расписания и проблем, встающих на пути внедрения автоматического метода.

Ключевые слова: общее образование, расписание уроков, завуч, автоматизация, программное обеспечение, пользователь, интерфейс.

К общему следует отнести дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей. Эта область в целом регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ [1, 6 с].

Стандарты образования с годами повышаются, программы усложняются, появляются новые предметы, поэтому усложняется задача составления расписания

уроков, прежде всего в мегаполисах и больших образовательных комплексах, которых становится все больше.

Задача составления расписания является одним из основных видов деятельности заместителя директора общеобразовательного учреждения. Умело составленное расписание определяет эффективность работы школы, создаёт условия для плодотворной работы учителей и учащихся.

При составлении расписания занятий следует учитывать значительное число факторов. Максимум умственной активности школьников приходится на период 10-12 часов дня. Отсюда ясно, что основная нагрузка должна приходиться на 2, 3, 4 уроки. Уровень умственной работоспособности детей нарастает к середине недели и остаётся низким в понедельник и в пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Следует чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. Объяснение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Трудность каждого предмета можно отразить в баллах.

1. Предмет. Количество баллов

2. Математика, русский язык 11

3. Иностранный язык 10

4. Физика, химия, информатика 9

5. История, обществознание 8

6. Литература 7

7. Биология, география, экономика, астрономия 6

8. Физкультура, ОБЖ 5

9. Технология 4

10. Черчение 3

11. ИЗО, МХК 2

12. Музыка 1

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны сочетаться в один день расписания [3, 6 с].

Следует стремиться, чтобы в расписании уроков наибольшая сумма баллов за день по всем предметам для старших школьников приходилась бы на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность, выраженная в баллах за день, должна падать на вторник и четверг, среда должна быть облегчённым днём. Расписание не отвечает санитарным нормам, если наибольшее количество баллов приходится на первый и последний дни недели или, когда оно одинаково во все дни недели.

Для составления расписания уроков школы необходимы следующие документы: учебный план; учебная нагрузка учителей; расписание учителей; расписание по классам на неделю; временное расписание по дням недели; перечень кабинетов.

С появлением ЭВМ в развитых странах на повестку дня встала задача разработки автоматизированных систем управления (АСУ) производственными процессами. С годами назрела потребность автоматизации задач управления различными сферами деятельности, в том числе такого важного института, как общего и профессионального образования.

В эру больших ЭВМ появилось первое поколение программ составления расписания. Но задача оставалась до конца нерешенной, а электронно-вычислительная техника для главного пользователя, школ, недоступной. И вот в 90-е годы произошел прорыв, появились персональные компьютеры, школы воспряли. Но компьютер едва рассчитывал самые простые варианты расписаний. Сложные случаи в виде уроков иностранного языка с делением на три группы, большого количества совместителей, ограничений по кабинетам их приводили в ступор. К тому же программы того периода считали очень долго, порой сутками. Программы 90-х были разработаны под операционную систему MS DOS, в которой очень трудно было создать по-настоящему эргономичный интерфейс. В результате ввод данных даже по несложной школе мог занимать несколько дней.

37

На рубеже веков на свет появился класс программ-редакторов расписаний, которые перенесли приемы работы с миллиметровкой, карандашом и резинкой на экран компьютера. Государство закупало в больших объемах и раздавало «бесплатно» примитивные редакторы.

Большим достижением считалось, что программа безошибочно определяет случаи наложения часов нагрузки учителя в разных классах и может показать свободное окно, куда можно поставить очередной час. В некоторых программах имелась кнопка с надписью: «Автоматический расчет», однако интеллекта ПК едва хватало на расстановку часов одной параллели, после чего предлагалось снять все возможные ограничения и расставить часы далее вручную.

В начале нового тысячелетия пришли программы третьего поколения. Они разрабатывались с использованием нового на то время графического интерфейса пользователя с использованием ОС Windows, который предоставляет разработчику принципиально большие возможности по сравнению с текстовым интерфейсом. Стали появляться так называемые АРМы «Расписание».

Надо отметить, что задача составления расписания является областью исследования операций. «С математической точки зрения задача построения оптимального расписания учебных занятий является достаточно сложной. Это задача комбинаторной оптимизации «Составление временных таблиц»» считает Юрий Сотсков, доктор ф.-м. н., главный научный сотрудник Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси. Это задачей занимались даже академики РАН В.С.Танаев и В.С. Михалевич.

Поскольку образование является бюджетной сферой, государство лоббирует внедрение в школах АРМов определенных производителей. По мнению завучей с большим стажем работы, практика показывает, что многие из данных программ могут быть использованы только в качестве инструмента для первоначальной расстановки предметов с дальнейшей ручной доводкой расписания, а также для сохранения информации и вывода ее на печать. После автоматизированного распределения предметов (программный пакет, как правило, расставляет от 40 до 70 нагрузки) учитывать гигиенические требования к расписанию уроков практически невозможно.

В настоящее время жесткость бюджетирования в системе образования усиливается. При желании купить что-либо реально работающее, школы не всегда могут провести оплату.

В современных условиях количество факторов, которыми руководствуется завуч при составлении расписания, увеличивается. Чиновнику приходится выбирать одну из трех стратегий составления расписания: установка «от ученика», «от учителя» или «жесткий компромисс». Класс на уроке иностранного языка может делиться на три группы. На ряде уроков бывает, что одна часть класса идет на математику, а другая на биологию.

В вопросе составления школьного расписания учителя и учащиеся находятся по разные стороны баррикад, их интересы расходятся.

В любом случае АРМы помогают исключить субъективные оценки и личные симпатии завуча при планировании занятий. Расчет распределения педагогической нагрузки и расписания на компьютере помогает улучшить психологический климат в учительском коллективе.

В настоящее время на рынке представлено несколько программных продуктов, которые во многом избавились от недостатков программ 90-х и обосновано претендуют на то, чтобы стать эффективным рабочим инструментом администрации современной школы.

Многие программные пакеты применяются в различных странах мира. Они имеют очень широкие возможности, позволяют:

1. ограничить количество окон в неделю и в день у учителя;

2. обеспечить учителей методическими днями;

3. выдерживать параллели учителям;

4. закреплять «проблемные» уроки в расписании;

38

5. отмечать уроки (дни), когда учитель/класс/кабинет/предмет не может иметь уроков;

6. ограничить количество свободных дней в середине недели;

7. составить расписание за считанные секунды;

8. производить доводку расписания в ручном режиме;

9. добавлять взаимосвязи между уроками (например, если два предмета не могут быть в один день, или если урок/занятие должно быть первым или последним);

10. экспортировать расписание на мобильный телефон, а также на школьный сайт;

11. подбирать замены отсутствующим учителям с помощью специального модуля;

12. распечатывать расписание.

13. составлять расписание с учетом индивидуальных учебных планов;

Программа по умолчанию составляет расписание классов без окон, все классы начинают занятия с первого урока. В случае учреждений дополнительного образования есть опция «Неравномерное распределение уроков/игнорировать окна для классов» -позволяет назначать начало занятий с любого урока. Этот метод подходит для внешкольных заведений. Программа имеет многоязычный интерфейс. В России разработан ряд удобных программ. К примеру, в числе достоинств одной из программ -автоматический расчет, высокая скорость расчета, быстрый и удобный ввод исходных данных [6, 7 с].

В ней пользователь применяет графические элементы управления, в которых предполагаемые действия достаточно очевидны и исключают совершение синтаксических ошибок ввода. В программу встроен модуль предварительного анализа на предмет исключения логических противоречий в исходных данных. Все это говорит о повышении качества программных продуктов в условиях конкуренции разработчиков.

Так или иначе, наличие автоматически составленного расписания всегда является хорошим аргументом в общении с любыми проверяющими инстанциями.

Список литературы

1. Национальная доктрина образования в РФ Народное образование, 2000. № 2.

2. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). М., 2001.

3. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднею (полного) общего образования. Кн. 1, 2 / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, 1998.

4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

6. Баранок А.В. Разработка автоматизированной системы расписания занятий учебного заведения. Дипломная работа. ВГУ им. Машерова. Витебск, 2013.

7. Кириллов И. Автоматизированное составление расписания занятий в школе. Опыт разработки и применения программы «НИКА». // Школьное планирование, 2009. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.