Рассматривая субъект (L) и окружающую среду (E), под окружающей средой понимаем внутреннюю среду (температура, вибрации, шум или освещение, ...) и внешнюю среду. И внешняя, и внутренняя среды могут влиять на умственные способности персонала, на их взаимоотношения друг с другом.
Отмечая человеческие ошибки, которые могут быть результатом сознательных или несознательных действий, обычно выделяют промахи и упущения, которые относят к неумышленным действиям, и заблуждения, предполагающие умышленные действия [2, с. 2-7].
Таким образом, анализ модели SHEL на основе взаимодействия ее компонентов предоставляет возможным спрогнозировать человеческие ошибки.
Первоначально попытки снизить уровень АП были связаны с совершенствованием авиационной техники, однако в конце 70-х гг. пришло осознание того, что никакие разработки не помогут устранить человеческие ошибки. Произошло понимание влияния ЧФ на процессы проектирования, адаптации и эксплуатации систем, техническое обслуживание.
Для того чтобы минимизировать количество человеческих ошибок, необходимо знать характер их происхождения и влияние их на БП. Совершенствование мер в этой области помогут в значительной степени содействовать повышению уровня БП. С этой целью необходимо уделить особое внимание информационному обмену в сфере ЧФ; совершенствовать методы отбора и комплектации кадров, применять полученные знания во время обучения и тренировок персонала и курсантов, при создании уставов и процедур; учитывать их при разработке профилактических мер по предотвращению АП и в процессе их расследования.
Список литературы
1. Глобальный план обеспечения безопасности полетов 2017-2019 гг.: Doc 10004. ICAO, 2016.
2. Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов: Doc 9806-AN/763. ICAO, 2002.
3. Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Управление безопасностью полетов: Doc 9803. ICAO, 2002.
4. Руководство по обучению в области человеческого фактора: Doc 9683-AN/950. ICAO, 1998.
АНАЛИЗ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ СИСТЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ
РАСПИСАНИЯ В ШКОЛЕ Галаванова Ю.И.
Галаванова Юлия Игоревна - магистрант, кафедра информационных систем, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва
Аннотация: рассмотрены различные побочные эффекты, возникающие при составлении учебного расписания. Выявлены их недостатки. Проведен анализ программных средств на основе предложенных критериев качества. В ходе анализа принято решение, что система грамотного формирования учебного расписания должна строиться в соответствии с гигиеническими требованиями и нормами российского законодательства. Ключевые слова: школа, расписание, составление.
Одним из важнейших шагов в планировании учебно-воспитательного процесса является грамотное составление расписания в общеобразовательном учреждении. Это один из основных организационных документов школы, направляющий учебную деятельность обучающихся и преподавательского коллектива, а также деятельность администрации учебного заведения.
Оно обязано полностью соответствовать целям школы и тем задачам, которые она перед собой ставит, должно быть положительно ориентированным на качество получения образования, учитывать психо-физические особенности каждого возрастного периода развития учащихся [1, с. 10], нормы и правила СанПиНа [3], преподавательскую нагрузку и многое другое. Наряду со всем выше перечисленным школьное расписание обязано быть гибкими мгновенно реагирующим на внезапно возникающие ситуации, которые нельзя оставить без внимания, к примеру, болезнь преподавателя, либо технические проблемы в кабинете и т.д.
При составлении качественного школьного расписания занятий необходимо учесть все побочные эффекты, которые могут помешать выстроить его грамотно. Побочные эффекты — это эффекты не основные, а дополнительные (как желательные, так и нежелательные) последствия.
В процессе составления расписания уроков в общеобразовательной школе можно выделить ряд важных принципов, которые данные побочные эффекты мягко регулируют. Самый первый из них звучит как «учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета». В первые дни недели, понедельник и вторник, не стоит планировать в расписании большую учебную нагрузку, так как это взаимосвязано прежде всего с особенностями детского организма, который в начале недели еще только входит в ритм учебного процесса [2, с. 11]. Середина недели, а точнее на среду и четверг на третий и четвертый уроки можно планировать самую активную учебную нагрузку. На данном этапе следует проводить разнообразные контрольные, самостоятельные и лабораторные работы. Нагрузка обязана быть снижена на конец учебной недели и завершение каждого учебного дня, так как данные временные периоды непосредственно связаны с процессом некомпенсированного утомления.
Развитие работоспособности обучающихся непосредственно связано и со сложностью учебных предметов. В связи с этим нагрузка в виде сложных предметов отводится на дни и учебные часы, характеризующиеся высоким уровнем работоспособности. На дни и часы более низкого уровня данной способности отводятся предметы попроще. В данном случае хочется отметить, что уровень сложности учебных предметов - это понятие достаточно субъективное, так как обучающиеся имеют совершенно разный уровень обученности, развития способностей, восприятия предмета. Так же стоит упомянуть, что сложность предмета напрямую зависит и от профессионального мастерства, ведущего его педагога. Проведенные многочисленные исследования в данной области позволили сформулировать соответствующую классификацию сложности учебных предметов, в основу которой легла выраженность объективных признаков утомления, зарегистрированные по прошествии того или иного занятия. Немаловажным является и длительность учебной недели.
Следующим принципом составления расписания в общеобразовательной школе является «чередование предметов по их сложности». В то же время вполне возможно поставить друг за другом ряд таких сложнейших учебных дисциплин как математика и иностранный язык, в связи с тем, что характер учебного материала этих предметов абсолютно разный. Однако такие близкие однотипные предметы как русский язык и литература ставить рядом не стоит, так как может проявить себя побочный эффект в виде быстрой утомляемости обучающихся и абсолютному не восприятию учебного материала. Хочется отметить, что данный принцип соблюдается не во всех
общеобразовательных учреждениях, в связи с количеством учебных кабинетов, числом классов в параллели, преподавательским составом и т.д.
В качестве третьего принципа составления учебного расписания и недопущения разнообразных побочных эффектов хочется выделить принцип «избегания сдвоенных уроков по одному предмету». Сдвоенные уроки в рамках огромного количества исследований в данной области говорят об одном, а точнее говоря, о быстро наступающем и значительном утомлении. Кроме учебных классов, занимающихся по стандартной системе общеобразовательного курса, есть еще и специализированные классы, которые порой в первом учебном полугодии занимаются в первую смену, а во втором - во вторую. Данный факт полностью противоречит рекомендациям СЭС, говорящим о том, что классы с углубленным изучением какого-либо учебного курса предметов должны обучаться только в первую смену.
При составлении расписания уроков существуют рекомендации по использованию таблицы И.Г. Ситкова (1975 г.), в которой сложность предметов исчисляется в баллах.
Таблица 1. Таблица сложности предметов И.Г. Ситкова
Максимально-допустимая недельная нагрузка, ч.
Классы При 6-дневной учебной При 5-дневной учебной
неделе неделе
1 - 20
2-4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8-9 35 32
10-11 36 33
Если расписание составлено правильно, то наибольшее количество баллов должно приходиться на вторник и среду, как отмечалось уже выше. Такая схема приемлема для учащихся 9-11 классов. Для средних классов 5-8 максимальной количество учебной нагрузки в виде баллов должно приходиться на вторник и четверг. И учебное расписание абсолютно неправильно составлено будет в том случае, если наибольшее количество баллов будет приходиться на крайние дни недели.
Список литературы
1. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. М.: Академия, 2008.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 416 с.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». М., 2010.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. 272 с.