Научная статья на тему 'Анализ побочных эффектов системы составления расписания в школе'

Анализ побочных эффектов системы составления расписания в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / РАСПИСАНИЕ / СОСТАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галаванова Юлия Игоревна

Рассмотрены различные побочные эффекты, возникающие при составлении учебного расписания. Выявлены их недостатки. Проведен анализ программных средств на основе предложенных критериев качества. В ходе анализа принято решение, что система грамотного формирования учебного расписания должна строиться в соответствии с гигиеническими требованиями и нормами российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ побочных эффектов системы составления расписания в школе»

Рассматривая субъект (L) и окружающую среду (E), под окружающей средой понимаем внутреннюю среду (температура, вибрации, шум или освещение, ...) и внешнюю среду. И внешняя, и внутренняя среды могут влиять на умственные способности персонала, на их взаимоотношения друг с другом.

Отмечая человеческие ошибки, которые могут быть результатом сознательных или несознательных действий, обычно выделяют промахи и упущения, которые относят к неумышленным действиям, и заблуждения, предполагающие умышленные действия [2, с. 2-7].

Таким образом, анализ модели SHEL на основе взаимодействия ее компонентов предоставляет возможным спрогнозировать человеческие ошибки.

Первоначально попытки снизить уровень АП были связаны с совершенствованием авиационной техники, однако в конце 70-х гг. пришло осознание того, что никакие разработки не помогут устранить человеческие ошибки. Произошло понимание влияния ЧФ на процессы проектирования, адаптации и эксплуатации систем, техническое обслуживание.

Для того чтобы минимизировать количество человеческих ошибок, необходимо знать характер их происхождения и влияние их на БП. Совершенствование мер в этой области помогут в значительной степени содействовать повышению уровня БП. С этой целью необходимо уделить особое внимание информационному обмену в сфере ЧФ; совершенствовать методы отбора и комплектации кадров, применять полученные знания во время обучения и тренировок персонала и курсантов, при создании уставов и процедур; учитывать их при разработке профилактических мер по предотвращению АП и в процессе их расследования.

Список литературы

1. Глобальный план обеспечения безопасности полетов 2017-2019 гг.: Doc 10004. ICAO, 2016.

2. Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов: Doc 9806-AN/763. ICAO, 2002.

3. Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Управление безопасностью полетов: Doc 9803. ICAO, 2002.

4. Руководство по обучению в области человеческого фактора: Doc 9683-AN/950. ICAO, 1998.

АНАЛИЗ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ СИСТЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ

РАСПИСАНИЯ В ШКОЛЕ Галаванова Ю.И.

Галаванова Юлия Игоревна - магистрант, кафедра информационных систем, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва

Аннотация: рассмотрены различные побочные эффекты, возникающие при составлении учебного расписания. Выявлены их недостатки. Проведен анализ программных средств на основе предложенных критериев качества. В ходе анализа принято решение, что система грамотного формирования учебного расписания должна строиться в соответствии с гигиеническими требованиями и нормами российского законодательства. Ключевые слова: школа, расписание, составление.

Одним из важнейших шагов в планировании учебно-воспитательного процесса является грамотное составление расписания в общеобразовательном учреждении. Это один из основных организационных документов школы, направляющий учебную деятельность обучающихся и преподавательского коллектива, а также деятельность администрации учебного заведения.

Оно обязано полностью соответствовать целям школы и тем задачам, которые она перед собой ставит, должно быть положительно ориентированным на качество получения образования, учитывать психо-физические особенности каждого возрастного периода развития учащихся [1, с. 10], нормы и правила СанПиНа [3], преподавательскую нагрузку и многое другое. Наряду со всем выше перечисленным школьное расписание обязано быть гибкими мгновенно реагирующим на внезапно возникающие ситуации, которые нельзя оставить без внимания, к примеру, болезнь преподавателя, либо технические проблемы в кабинете и т.д.

При составлении качественного школьного расписания занятий необходимо учесть все побочные эффекты, которые могут помешать выстроить его грамотно. Побочные эффекты — это эффекты не основные, а дополнительные (как желательные, так и нежелательные) последствия.

В процессе составления расписания уроков в общеобразовательной школе можно выделить ряд важных принципов, которые данные побочные эффекты мягко регулируют. Самый первый из них звучит как «учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета». В первые дни недели, понедельник и вторник, не стоит планировать в расписании большую учебную нагрузку, так как это взаимосвязано прежде всего с особенностями детского организма, который в начале недели еще только входит в ритм учебного процесса [2, с. 11]. Середина недели, а точнее на среду и четверг на третий и четвертый уроки можно планировать самую активную учебную нагрузку. На данном этапе следует проводить разнообразные контрольные, самостоятельные и лабораторные работы. Нагрузка обязана быть снижена на конец учебной недели и завершение каждого учебного дня, так как данные временные периоды непосредственно связаны с процессом некомпенсированного утомления.

Развитие работоспособности обучающихся непосредственно связано и со сложностью учебных предметов. В связи с этим нагрузка в виде сложных предметов отводится на дни и учебные часы, характеризующиеся высоким уровнем работоспособности. На дни и часы более низкого уровня данной способности отводятся предметы попроще. В данном случае хочется отметить, что уровень сложности учебных предметов - это понятие достаточно субъективное, так как обучающиеся имеют совершенно разный уровень обученности, развития способностей, восприятия предмета. Так же стоит упомянуть, что сложность предмета напрямую зависит и от профессионального мастерства, ведущего его педагога. Проведенные многочисленные исследования в данной области позволили сформулировать соответствующую классификацию сложности учебных предметов, в основу которой легла выраженность объективных признаков утомления, зарегистрированные по прошествии того или иного занятия. Немаловажным является и длительность учебной недели.

Следующим принципом составления расписания в общеобразовательной школе является «чередование предметов по их сложности». В то же время вполне возможно поставить друг за другом ряд таких сложнейших учебных дисциплин как математика и иностранный язык, в связи с тем, что характер учебного материала этих предметов абсолютно разный. Однако такие близкие однотипные предметы как русский язык и литература ставить рядом не стоит, так как может проявить себя побочный эффект в виде быстрой утомляемости обучающихся и абсолютному не восприятию учебного материала. Хочется отметить, что данный принцип соблюдается не во всех

общеобразовательных учреждениях, в связи с количеством учебных кабинетов, числом классов в параллели, преподавательским составом и т.д.

В качестве третьего принципа составления учебного расписания и недопущения разнообразных побочных эффектов хочется выделить принцип «избегания сдвоенных уроков по одному предмету». Сдвоенные уроки в рамках огромного количества исследований в данной области говорят об одном, а точнее говоря, о быстро наступающем и значительном утомлении. Кроме учебных классов, занимающихся по стандартной системе общеобразовательного курса, есть еще и специализированные классы, которые порой в первом учебном полугодии занимаются в первую смену, а во втором - во вторую. Данный факт полностью противоречит рекомендациям СЭС, говорящим о том, что классы с углубленным изучением какого-либо учебного курса предметов должны обучаться только в первую смену.

При составлении расписания уроков существуют рекомендации по использованию таблицы И.Г. Ситкова (1975 г.), в которой сложность предметов исчисляется в баллах.

Таблица 1. Таблица сложности предметов И.Г. Ситкова

Максимально-допустимая недельная нагрузка, ч.

Классы При 6-дневной учебной При 5-дневной учебной

неделе неделе

1 - 20

2-4 25 22

5 31 28

6 32 29

7 34 31

8-9 35 32

10-11 36 33

Если расписание составлено правильно, то наибольшее количество баллов должно приходиться на вторник и среду, как отмечалось уже выше. Такая схема приемлема для учащихся 9-11 классов. Для средних классов 5-8 максимальной количество учебной нагрузки в виде баллов должно приходиться на вторник и четверг. И учебное расписание абсолютно неправильно составлено будет в том случае, если наибольшее количество баллов будет приходиться на крайние дни недели.

Список литературы

1. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. М.: Академия, 2008.

2. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 416 с.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». М., 2010.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.