5. КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО; ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.07)
5.1. ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
©Жерелина Ольга Николаевна, преподаватель кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России
e-mail:[email protected]
©Бобров Никита Александрович, советник отдела оперативной деятельности и регионального взаимодействия Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике
Место работы: Министерство энергетики Российской Федерации
Аннотация: в работе авторы проводят анализ нормативного регулирования электроэнергетической отрасли Российской Федерации. Авторами анализируются существующие проблемы в государственном регулировании электроэнергетики, в частности особое внимание уделяется антимонопольному регулированию на оптовом и розничном рынке электроэнергетики.
В исследовании рассматриваются общие нормы функционирования розничных рынков электроэнергии и существующие «узкие места» по привлечению сотрудниками Федеральной антимонопольной службы субъектов электроэнергетики к ответственности.
Ключевые слова: энергетика, государственное регулирование энергетики, министерство энергетики, поставка мощности, биржа электроэнергии, рынок электроэнергии.
Одной из основных особенностей современного состояния электроэнергетической отрасли является наличие конкурентных сфер, таких, например, как производство электроэнергии, ее сбыт, а также осуществление работ по ремонту и обслуживанию электросетей. Наряду с этим, в отрасли сохранились естественно-монопольные сферы, такие как оперативно-диспетчерское управление электросетями, и сама передача электроэнергии. В данных условиях, крайне важным становится вопрос государственного регулирования как розничных, так и оптовых рынков исследуемого ресурса.
Для более тщательного изучения данной проблемы, необходимо обратиться к определениям упомянутых терминов: розничного и оптового рынков. Для этого обратимся к статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике». Розничные рынки представляют собой те рынки, в рамках которых обращение электрической энергии происходит при участии потребителей, вне оптового рынка. Оптовый рынок, в свою очередь, имеет в качестве участников крупных покупателей электромощностей и энергии, и являет собой сферу обращения особых товаров в рамках единого экономического пространства1.
В данных условиях, государство предусмотрело возможность применения таких методов контроля за отраслью, как надзор и антимонопольное регулирование2. В статье 20 Федерального
1 Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzi-na T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902
2 Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев -Москва: ИД «Международные отношения», 2018. - 866 с.: табл. ил.
закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», а именно в пункте 2 указано, что государство вправе устанавливать единые унифицированные правила доступа к электросетям, а также услугам по передаче данной электроэнергии на всей территории Российской Федерации.
Исследуемый Федеральный закон содержит структурированную регламентацию полномочий Федеральный антимонопольной службы РФ (ФАС России) в сфере электроэнергетики. Таковыми являются пункт 4 статьи 21 ФЗ «Об электроэнергетике», а также статья 25 данного Федерального закона. Следует отметить, что особыми полномочиями ФАС являются:
- надзор за поставщиками для обеспечения населения достаточным количеством электроэнергии;
- разработка и установление норм надбавок, способствующих сбыту электрической энергии;
- определение основных векторов развития отрасли;
- разработка и утверждение программ развития и регулирования розничного и оптового рынков электроэнергии3;
- разработка и утверждение инвестиционных программ отрасли;
- утверждение цен и тарифов на передачу электроэнергии по линиям электросетей4;
- контроль над применением установленных цен и тарифов со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ;
- выдача разрешений на размещение объектов электроэнергетики на территориях различных субъектов России;
- надзор за взимание платы за технологическое присоединение со стороны территориальных сетевых организаций.
3 Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.
4 Лахно П.Г. Энергетическое право в XXI в.: опыт России и зарубежных
стран // Предпринимательское право. 2017. № 2. С. 15-20.
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
Таким образом, изучив полномочия ФАС России, мы видим, что этой организации отдан контроль над происходящим в сфере электроэнергетики. Именно она осуществляет антимонопольное регулирование на розничном и оптовом рынках электроэнергии. Базисом осуществляемого контроля является применение превентивных мер, исключающих появление нарушений. Основными объектами контроля в исследуемой сфере являются:
- цена;
- доли участников ранка в уставных капиталах и процедура их перераспределения;
- образование монополий, олигополий картелей5.
Важно также отметить, что для более детального регламентирования деятельности Федеральной антимонопольной службы применяется Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»6. Применяя его, нельзя забывать о том, что на рынке существует такое явление, как естественная монополия7. Как было отмечено ранее, к ней относятся такие виды деятельности в электроэнергетической отрасли, как оперативно-диспетчерское управление и услуги по передаче электрической энергии. Для регулирования их деятельности в законодательстве Российской Федерации существует вышеупомянутый закон «О защите конкуренции», а также Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»8.
В случае, если субъект хозяйствования в состоянии доказать, что им осуществляется естественно-монопольная деятельность, для него не требуется проведение анализа рынка. Согласно пояснению, приведенному в части 5 статьи 6 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение субъекта хозяйствования, находящегося в состоянии естественной монополии. Однако для того, чтобы установить доминирующее положение других хозяйствующих субъектов, таких как, например, энергосбытовые компании, компании производители электроэнергии, Федеральная антимонопольная служба обязана проанализировать соответствующий товарный рынок. На такие субъекты хозяйствования распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением, зафиксированный в статье 10 ФЗ «О защите конкуренции». Более того, основные функции Федеральной антимонопольной службы содержит в себе статья 22 исследуемого закона.
Кроме того, важную роль в регулировании электроэнергетической отрасли в Российской Федерации на современном этапе играют и другие нормативные правовые акты и документы. Так, например, общеправовые основы функционирования оптового рынка электроэнергии определены в Правилах оптового рынка электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
5 Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.
6 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЭ (ред. от 29.07.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434
7 Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
8 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях»// «Собрание законодательства РФ», 21.08.1995, № 34, ст. 3426
Федерации по вопросам организации функционирования
9 п
оптового рынка электрической энергии и мощности» . В пункте 2 данных Правил отмечено, что манипулирование ценами на оптовом рынке электроэнергии является необоснованным действием, способным повлечь существенные изменения цен на оптовом рынке. В рамках данного действия используется исключительное положение субъекта на рынке.
На оптовом рынке существует особый порядок торговли электрической энергией:
- в рамках регулируемых договоров, торговля осуществляется по установленным ценам и тарифам, отраженным в договорах продаж;
- в рамках свободных договоров, торговля осуществляется по нерегулируемым ценам10;
- в рамках конкурентного отбора, торговля мощностями осуществляется по свободным ценам;
- с целью сбалансирования системы, торговля осуществляется по конкурентному отбору;
- для дальнейшей торговли используются свободные договора купли-продажи отклонений11;
- после проведения дополнительного отбора инвестпроектов, на их основе ведется торговля по договорам купли-продажи;
- торговля происходит на основе договоров о предоставлении мощности.
В свою очередь, нормы функционирования розничных рынков электроэнергии содержаться в ином документе: в постановлении Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»12. В пункте 27 данного постановления указано, что реализация электроэнергии на розничных рынках происходит путем заключения договоров купли-продажи, а также договоров энергоснабжения. Субъектами данных рынков, согласно пункту 2 исследуемого постановления, являются участники отношений по производству электроэнергии, по ее передаче и потреблению, участники отношений по поставке электрической энергии потребителям, и по оказанию услуг, неотъемлемо связанных с данной поставкой.
Отдельное внимание стоит обратить на постановление Правительства от 29.12.2011 № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»13. Нерегу-
9 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 27.09.2018) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»// «Собрание законодательства РФ», 04.04.2011, № 14, ст. 1916.
10 Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
11 Usenko L.N., Bogataya I.N., Bukhov N.V., Kuvaldina T.B., Pavlyuk A.V. Formation of an integrated accounting and analytical management system for value analysis purposes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 63-71.
12 Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 27.09.2018) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энер-гии»)//»Собрание законодательства РФ», 04.06.2012, № 23, ст. 3008
13 Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179 (ред. от
30.06.2018) «Об определении и применении гарантирующими постав-
щиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»
(вместе с «Правилами определения и применения гарантирующими
лируемые цены встречаются в особых зонах. Данные цены варьируются в рамках своих предельных уровней и определяются гарантирующими поставщиками14. Ставки нерегулируемых цен могут быть применены к объемам закупки электроэнергии и мощности лишь в том случае, когда из них уже исключен реальный (фактический) объем закупки мощности и энергии, необходимых для обеспечения населения электрической энергией. Кроме того, нерегулируемым ценам предписаны свои предельные установленные уровни, распределенные по группам потребителей. В соответствии с установленными Правилами недискриминационного доступа населения к услугам по передаче электроэнергии, устанавливается объем доступных мощностей.
Для осуществления государственного контроля за происходящим на оптовом и розничном рынках электроэнергии, а также за действиями хозяйствующих субъектов в рамках данных рынков, включая манипулирование ценами, Федеральной антимонопольной службой России был утвержден приказ от 26.06.2012 г. № 413 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)»15.
В случае, если хозяйствующий субъект нарушил любое из положений, указанных в исследуемых нормативных правовых актах, то государством предусмотрена административная ответственность. Нарушение положений ведет к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, что является основанием для привлечения субъекта хозяйствования к административной ответственности16.
Кроме того, для установления случаев манипулирования ценами, Федеральная антимонопольная служба разработала Приказ от 14.11.2007 № 37817, в рамках которого служба устанавливает правила по выявлению случаев подачи слишком высоких или же слишком низких ставок как на покупку, так и на продажу электрической энергии на оптовых рынках, а также
поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»// «Собрание законодательства РФ», 23.01.2012, № 4, ст. 505
14 Okriashvili T.G., Gurinovich A.G., Yakupov A.G. About the need to eliminate violations of the constitutional principle on equality of the legislative, executive and judicial branches of government in terms of remuneration and pensions paid to civil servants from office of the supreme state power bodies of the Russian Federation // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2018. Т. 6. № 1. С. 20.
15 Приказ ФАС России от 26.06.2012 № 413 (ред. от 10.04.2013) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)»// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 10, 11.03.2013
16 Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
17 Приказ ФАС РФ от 14.11.2007 № 378 «Об утверждении Порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»// «Российская газета», № 282, 15.12.2007
выявляет несоразмерность цен заявок, объем которых не соответствует объему энергии, выработанной мощностью.
Необходимо отметить, что ФАС, в свою очередь, нередко сталкивается с некоторыми проблемами в процессе привлечения субъектов электроэнергетики к ответственности. Одним из них является исчисление срока давности. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2011 № 923-О-О18, при совершении правонарушения в сфере антимонопольной деятельности субъектом хозяйствования, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с того момента, как в силу вступило решение Комиссии антимонопольного органа.
Важной особенностью деятельности антимонопольных органов являет то, что они имеют право формировать и направлять предостережения в адрес субъекта хозяйствования, в которых говориться о недопустимости совершения действий, способных привести к нарушению антимонопольного законо-дательства19. Основанием для формирования данного предостережения может являться заявление субъекта о намерении совершить некоторое действие, например, изменение тарифов, пересмотр условий договоров купли-продажи и оказания услуг. В случае, если хозяйствующий субъект не изменил своих решений и не исправил ситуацию в течение 10 дней с момента получения предупреждения, антимонопольные органы Российской Федерации в праве возбудить уголовное дело по факту нарушения российского законодательства, а именно закона 135-Ф3 «О защите конкуренции»20. Необходимость вынесения предупреждения отражена в статье 39.1 данного Федерального закона с 06.01.2012.
При привлечении субъекта к ответственности, стоить принимать во внимание статью 10 ГК РФ «Пределы существования гражданских прав»21, а также статью 3 и статью 10 вышеупомянутого закона 135-ФЗ. В данных документах содержатся пояснения о том, какое действие (бездействие) можно считать злоупотреблением доминирующим положением22. Так, данным злоупотреблением можно считать действие, результатом или возможным результатом которого станет устранение конкуренции, ее ограничения или недопущения, а также ущемление интересов третьих лиц. Отсылка к указанным нормативным правовым актам отражена в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»23.
18 Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 № 923-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коломийце-вой Сталины Семеновны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
19 Kolesnikov Y.A., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.
20 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434
21 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301
22 Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.
23 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применени-
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
Вынесение предупреждений, по оценкам ФАС, способно вдвое сократить количество возбужденных дел по факту нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Таким образом, в Российской Федерации существует особая система государственного регулирования электроэнергетической сферы. С целью тщательного контроля и детальной регламентации деятельности хозяйствующих субъектов как в конкурентных, так и в естественно-монопольных сферах, в российском законодательстве предусмотрен надзор со стороны различных органов власти.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,07%.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев -Москва: ИД «Международные отношения», 2018. - 866 с.: табл. ил. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301
2. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
3. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
4. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
5. Лахно П.Г. Энергетическое право в XXI в.: опыт России и зарубежных стран // Предпринимательское право. 2017. № 2. С. 15-20.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 № 923-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коло-мийцевой Сталины Семеновны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
7. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»// «Вестник ВАС РФ», № 8, август, 2008
9. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»// «Собрание законодательства РФ», 04.04.2011, № 14, ст. 1916.
10. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2012, № 23, ст. 3008
11. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» (вместе с «Правилами определения и применения гарантирующими постав-
ем арбитражными судами антимонопольного законодательства»// «Вестник ВАС РФ», № 8, август, 2008
щиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»// «Собрание законодательства РФ», 23.01.2012, № 4, ст. 505
12. Приказ ФАС России от 26.06.2012 № 413 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)»// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 10, 11.03.2013
13. Приказ ФАС РФ от 14.11.2007 № 378 «Об утверждении Порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»// «Российская газета», № 282, 15.12.2007
14. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»// «Собрание законодательства РФ», 21.08.1995, № 34, ст. 3426
15. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434
16. Kolesnikov Y.A., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.
17. Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век.
2017. № 1 (42). С. 13-21.
18. Okriashvili T.G., Gurinovich A.G., Yakupov A.G. About the need to eliminate violations of the constitutional principle on equality of the legislative, executive and judicial branches of government in terms of remuneration and pensions paid to civil servants from office of the supreme state power bodies of the Russian Federation // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2018. Т. 6. № 1. С. 20.
19. Usenko L.N., Bogataya I.N., Bukhov N.V., Kuvaldina T.B., Pavlyuk A.V. Formation of an integrated accounting and analytical management system for value analysis purposes // European Research Studies Journal.
2018. Т. 21. № S1. С. 63-71.
20. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference -Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902
21. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Проблемы антимонопольного регулирования электроэнергетической отрасли в Российской Федерации на современном этапе» преподавателя Кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России Жерелиной О.Н. и Советника отдела оперативной деятельности и регионального взаимодействия Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики Российской Федерации Боброва Н.А. Актуальность научной статьи «Проблемы антимонопольного регулирования электроэнергетической отрасли в Российской Федерации на современном этапе» состоит в том, что в монополизм в электроэнергетике является одной из наиболее острых проблем, оказывающих негативное влияние на все отрасли народного хозяйства. Монополизм в электроэнергетике приводит к серьезным проблемам, например, рост цен на электроэнергетику, сокращение производства товаров в связи с нехваткой электроэнергетики, невозможность произвести подключение как частного сектора, так и крупных промышленных предприятий.
Целью данного исследования является анализ существующих механизмов государственного регулирования антимонопольного регулирования в электронергетике.
Рецензируемый научный труд носит своевременный научный характер, так как представляет собой не только исследование проблем государственного регулирования электроэнергетики, но и глубокое практическое видение авторов проблематики исследования.
Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно: общефилософского (диалектический метод), общелогических методов (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также специально-юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и метод государственно-правового моделирования.
Научная новизна заключается в комплексном анализе проблем антимонопольного регулирования электроэнергетической отрасли в Российской Федерации на современном этапе, ввиду того, что в настоящее время в правовой доктрине не уделяется должного внимания этой теме.
Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.
В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.
Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.
Рецензент
канд. юрид. наук, доцент
Кафедры гражданского права
Юго-Западного государственного университета
Желтов О.Н.
PROBLEMS OF ANTITRUST REGULATION OF THE ELECTRICITY INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
©Zherelina Olga N, Lecturer of the Chair of Legal Basics of Management Faculty of governance and politics Work place: MGIMO-University
e-mail:[email protected]
©Bobrov Nikita A., counselor of section of operational activity and regional interaction of Department of operating control and management in power industry
Work place: Ministry of Energy of the Russian Federation
Bobrov. office@gmail. com
Annotation: in this paper, authors analyze normative regulation of the electric power industry of the Russian Federation. The authors analyze existing problems in the state regulation of the electric power industry, in particular, special attention is paid to anti-monopoly regulation in the wholesale and retail electric power industry market.
The study examines the general norms of the functioning of retail electricity markets and the existing «bottlenecks» for bringing the electric power industry subjects to responsibility by employees of the Federal Antimonopoly Service.
Keywords: energy, state regulation of energy, the Ministry of Energy, power supply, electricity exchange, electricity market.
Reference list:
1. Kolesnikov Y.A., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. V. 21. № S1. P. 187-197.
2. Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance / 2017. № 1 (42). P. 13-21.
3. Okriashvili T.G., Gurinovich A.G., Yakupov A.G. About the need to eliminate violations of the constitutional principle on equality of the legislative, executive and judicial branches of government in terms of remuneration and pensions paid to civil servants from office of the supreme state power bodies of the Russian Federation // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2018. V. 6. № 1. P. 20.
4. Usenko L.N., Bogataya I.N., Bukhov N.V., Kuvaldina T.B., Pavlyuk A.V.
Formation of an integrated accounting and analytical management system for value analysis purposes // European Research Studies Journal. 2018. V. 21. № S1. P. 63-71.
5. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference -Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. P. 3890-3902
6. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. V. 21. № 4. P. 268-279.