Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN616.pdf
Статья опубликована 14.12.2016
Ссылка для цитирования этой статьи:
Романова Е.С., Панина О.В. Проблемы антикоррупционной деятельности, как важнейшей составляющей кадровой политики государственного органа // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 35
Романова Евгения Сергеевна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, Москва
Студент
E-mail: [email protected]
Панина Ольга Владимировна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, Москва Заместитель заведующего кафедрой по учебно-методической работе
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Проблемы антикоррупционной деятельности, как важнейшей составляющей кадровой политики государственного органа
Аннотация. В кадровой политике государственных и муниципальных органов существует множество проблем. Одна из этих проблем - это отсутствие развитой антикоррупционной политики, что отрицательно влияет на взаимоотношения между властями и населением, и как следствие недоверие к власти. Данная проблема важна, так как в мировом рейтинге по восприятию коррупции мы занимаем 119 место, кроме того Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2015 года поставил данную проблему на уровень терроризма и высказал мнение, что она угрожает национальной безопасности России. В статье выделены основные проблемы в области противодействия коррупции, такие как: пробелы в законодательстве, нежелание населения участвовать в общественном контроле, неурегулированность данной процедуры общественного контроля, отсутствие федерального органа по контролю за антикоррупционной деятельностью, закрытость информации о деятельности органов власти. Как пути решения даны рекомендации по редактированию определения коррупции и включению в него нематериальных благ, создание специального органа, подчиненного конституционному суду, заполнение пробелов в законодательстве, таких как определить в каких случаях государственный служащий может не подавать декларацию на жену и несовершеннолетних детей, закрепить обязательное декларирование расходов. Кроме того, необходимо закрепить прохождение полиграфа при аттестации государственных служащих.
Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная деятельность; противодействие коррупции; коррупция в органах государственной и муниципальной власти; опыт Сингапура; индекс по восприятию коррупции
Анализ современного состояния кадровой политики на государственной и муниципальной службе позволяет увидеть ряд серьезных проблем. Одной из самых важных проблем является коррупция в органах власти.
Если смотреть международный рейтинг индекса восприятия коррупции, то можно заметить, что до 2010 года место в рейтинге по восприятию коррупции значительно ухудшалось, но с 2010 года оно начало незначительно расти по сравнению с другими странами (граф. 1). Данный рейтинг показывает, что положение России среди всех стран улучшается и население более положительно относится к коррупции. Рейтинг формируется на основе опросов населения, экспертов и бизнесменов. Но он выражает только субъективное отношение населения к власти. Кроме того, до 2012 года количество оцениваемых стран было значительно меньше. В 2012 году были точно установлены 180 стран, среди которых проводится анализ, к примеру, в 2000 году было только 86 анализируемых стран.
Индекс восприятия коррупции
180
20 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Индекс восприятия коррупции
График 1. Положение России в рейтинге индекса по восприятию коррупции1
Согласно данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году ущерб от коррупции составил 44 млрд рублей2. Кроме того, в 2015 году к ответственности привлекли 2000 государственных и муниципальных служащих, из всех 651 человек с федерального уровня.
Следовательно, данная проблема остро стоит перед государственными органами и требует решения.
Объектом исследования в данной статье является коррупция в органах государственной власти. Цель данной статьи выявить основные проблемы в данной области и дать рекомендации по их урегулированию. Исследование направлено на состояние коррупции в настоящее время и основные пробелы, которые не позволяют устранить ее.
1 Составлено автором1. Индекс восприятия коррупции - URL: http://gtmarket.ru/news/2016/01/27/7287.
2 Оценка ущерба коррупции - [Электронный ресурс] - https://slon.ru/posts/65723
Для написания статьи использовались методы изучения литературы по данному вопросу и обобщение общих проблем. Кроме того, использовался метод мысленного моделирования для конструирования рекомендаций и путей решения проблем.
Самой важной проблемой в противодействии коррупции является недостаток политической воли у высших руководителей страны, направленной на противодействие коррупции. Кроме того, законодательство, направленное на противодействие коррупции, изобилует множеством противоречий и пробелов, что приводит к использованию пробелов в своих целях. [6]
Так для решения данной проблемы необходимо ратифицировать 20 пункт Конвенции ООН против коррупции и рекомендацию группы ГРЕКО по введению в Уголовный кодекс статьи «Незаконное обогащение» и как следствие институт конфискации имущества, полученного незаконным способом. Конфискация является естественным наказанием за коррупционную деятельность, в случае если расходы чиновника значительно превышают его официально задекларированные доходы.
Согласно Указу Президента 559 от 18.05.2009 государственные служащие обязаны декларировать доходы, но при этом они не должны отчитываться о расходах. При этом в Указе Президента №821 от 01.07.2010 узаконена возможность отказа от декларации доходов и имущества супруги и совершеннолетних детей государственного служащего по «объективным причинам». В указе не описывается какие причины являются объективными, а какие нет, данная обязанность падает на членов комиссии по урегулированию конфликтов интересов, что ведет к росту коррупционных рисков.
Если рассматривать определение коррупции в ФЗ №273 - ФЗ «О противодействии коррупции», то можно прийти к выводу, что оно не полное и требует доработки. Так как в законе коррупция рассматривается чисто с позиции взяточничества и получения собственной выгоды, при этом в других странах под коррупцией еще понимают имущественные выгоды и нематериальные выгоды, например, выполнение услуги за услугу. Отсутствие рассмотрения и данных аспектов закладывает большую дыру в закон в области противодействия коррупции. [2]
Следующей проблемой в антикоррупционной деятельности является слабая демократия в обществе и как следствие слабое соблюдение общественнополитических свобод населения. Слабая демократия при этом способствует процветанию коррупции, а коррупция при этом ослабляет демократию. Так как кроме политической воли должно быть и желание населения в изменениях. [7]
Не менее важна проблема отсутствия прозрачности в деятельности органов государственной власти. Проблема заключается в том, что настоящая открытость заменяется на иллюзорную и власть имеет закрытый характер и основная информация не публикуется. Даже в самой демократичной стране в мире США раскрывается только 10% данных из деятельности государственных органов. Так как раскрытие всех данных приведет к избыточности и лишней затрате времени на их опубликование. Кроме этого, может быть выложена информация, составляющая государственную тайну.
Кроме того, в Конвенции ООН по противодействию коррупции в статье 36 закреплено обязательное создание специального уполномоченного органа по борьбе с коррупцией на федеральном уровне, но в России данный орган не был создан. Но если смотреть международный опыт Гонконга и Сингапура, то можно увидеть, что опыт внедрения нового органа был успешен и принес много хороших результатов. [4]
Данный орган напрямую подчинен руководству страны, и в качестве работников нанимаются выпускники университетов, которые не имеют коррупционных связей. После
контракта на 6 лет, они часто переходят в другие органы, а вместо них нанимаются новые молодые люди. Кроме того, данному органу даны большие полномочия, на их деятельность не распространяется презумпция невиновности и если кого-то подозревают в коррупционной деятельности, то он сам должен доказывать, что потраченные деньги были получены законным путем. Так как государственным служащим платят суммы значительно больше, чем в бизнесе, поэтому им и вводится ряд ограничений в презумпции невиновности. [5]
Не менее важна проблема того, что каждый государственный орган публикует информацию о деятельности в области противодействия коррупции, но при этом не публикует анализ данной деятельности и полученные результаты. Ни один орган не публикует информацию о совершенных коррупционных правонарушениях, о динамике их количества и о рисках совершения правонарушения. Данные органы не заинтересованы в публикации данной информации. При этом человеку сложно отслеживать насколько успешна была та или иная политика, направленная на противодействие коррупции, так как официальных данных с каждого органа нет. [ 1]
Довольно острой остается проблема в том, что сами государственные органы неохотно предоставляют информацию о собственной деятельности: о механизмах принятия решения, о бюджетном процессе, и негативно относятся к попыткам общественного контроля за собственной деятельностью. Недопуск представителей бизнеса или общественных организаций к общественным слушаниям чаще всего мотивируются некомпетентностью и неорганизованностью представителей. Из-за отсутствия законодательного урегулирования процедуры общественного участия и происходят такие проблемы. Поэтому надо официально закрепить, где и на каких заседаниях, при каких условиях могут участвовать общественные представители, чтобы больше не происходило необоснованных отказов. [3]
Кроме того, граждане сами не заинтересованы осуществлять контроль за органами государственной власти. Основными причинами такого поведения являются отчужденность, правовой нигилизм, недоверие властям. Поэтому необходимо объяснять законные права гражданам и законодательно обеспечить возможность участия.
Заработная плата государственных служащих тоже является большим фактором коррупции. Так как заработная плата на начальных должностях 20 тысяч рублей, а заработная плата на уровне начальника отдела может доходить только до 50 тысяч. При том, что в бизнесе практически невозможно в Москве найти работу со стартовой заработной платой 20 тысяч, практически везде она больше. Поэтому люди идут на государственную службу либо от безысходности, либо за стабильностью, либо с целью получать другие выгоды, кроме денежных. В Сингапуре для борьбы с коррупцией значительно подняли заработную плату государственным служащим до 25000$ в год при средней заработной плате 12616$. Поэтому государственные служащие держатся за свои места и не стремятся нарушать законы. В Сингапуре самая высокая заработная плата у государственных служащих при сравнении с другими странами. В США средняя заработная плата государственного служащего 22000$ при средней заработной плате по стране 13263$3. И США и Сингапур находятся в первой десятке индекса восприятия коррупции, что говорит о том, что население хорошо относится к власти и считает, что коррупции в государственных органах нет. В России же средняя заработная плата государственных служащих по России примерно 5400$, при средней заработной плате 5225$. Как можно заметить заработная плата государственного служащего
3 Данные о средней заработной плате - [Электронный ресурс] - https ://m.wikipedia.org/wiki/%D0%A 1 % D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA %Б1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD %D0%BF%D0%B E %D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9 %D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0 %B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9 %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5.
практически не отличается от средней заработной платы по стране, при том, что большинство государственных служащих имеют высшее образование и навыки, за которые бизнес бы платил много денег.
Для борьбы с коррупцией необходимо применять следующие методы:
1. Привлекать государственных служащих в разработке стратегии по противодействию коррупции в государственном органе. Если сам государственные служащие будут участвовать в разработке стратегии, то они будут стремиться соблюдать данные правила.
2. Проводить семинары, курсы, конференции среди государственных и муниципальных служащих, чтобы они сами понимали необходимость и цели антикоррупционной деятельности. При этом чтобы они сами находили новые пути усовершенствования и улучшения политики. Это позволит понимать государственным служащим политику как органа, так и антикоррупционную политику других органов и других стран. Кроме того, участие в конференциях позволит обмениваться опытом различных государственных органов в области противодействия коррупции.
3. Ввести обязательную проверку на полиграфе при проведении аттестации каждые 3 года. Данная проверка позволит определить, как отношение к коррупционным действиям, так и брал ли человек взятки или нет.
4. Проводить ротацию кадров на уровне руководителей, чтобы сократить коррупционную составляющую. Если менять руководителей, то они не успеют привыкнуть к месту и обзавестись связями, но если и успевают обзавестись связями, то в связи с перемещением в другой регион или на другую должность он их практически теряет и связи оказываются не такими нужными на новой должности.
5. Создать нормативно-правовой акт регулирующий область общественного участия населения в контроле деятельности государственных органов. Так как до сих пор данная область не отрегулирована, возникает множество разногласий между государственными и муниципальными служащими и общественными представителями.
6. Откорректировать понятие коррупции в соответствии с зарубежным понятием. То есть ввести нематериальное понимание коррупции в определение. Необходимо запретить осуществлять услугу за услугу в органах государственной и муниципальной власти, так как в других странах это считается коррупцией, но не в России.
7. Создать специальный орган федерального уровня, который будет регулировать антикоррупционную политику. Подчинить его конституционному суду России и нанимать на работу молодых и способных выпускников вузов. Дать ему специальные полномочия, которые позволят успешно бороться с коррупцией.
8. Повысить заработную плату государственным служащим до уровня менеджеров бизнеса, чтобы на государственную и муниципальную службу шли наиболее способные люди и их не могли перетянуть в структуры бизнеса. Повышение заработной платы снизит коррупцию, так как государственные служащие будут держаться за свои места и страх потерять место будет сильнее, чем желание наживы.
9. Повысить престиж государственной службы путем взращивания государственных служащих со школьной скамьи. Отбирать наиболее успешных и развитых молодых людей и оплачивать их учебу по данному направлению. Тогда все население страны будет стремиться к данной работе, так как попасть на нее могли бы только лучшие.
10. Ввести институт конфискации имущества, который предполагает в случае судебного признания вины конфискацию украденных материальных средств.
Коррупция в настоящее время является одной из самых важных проблем на государственной службе. В индексе противодействия коррупции Россия находится чуть ниже середины списка, но по сравнению с 2014 годом в данном рейтинге наша страна выросла на 17 пунктов. Необходимо разработать и внедрить наиболее успешный опыт противодействия коррупции на всех уровнях власти. Так как решение данной проблемы позволит повысить доверие населения к органам государственной и муниципальной власти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Mamitova N. Problems of forming anti-corruption law policy in modern Russia // Law and modern states. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problems-of-forming-anti-corruption-law-policy-in-modern-russia (дата обращения: 30.10.2016).
2. TatishviliTengiz Anti-corruption examination in the system of measures designed to counteract and prevent corruption // Law and modern states. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/anti-corruption-examination-in-the-system-of-measures-designed-to-counteract-and-prevent-corruption (дата обращения: 30.10.2016).
3. Антипьев А.Г., Антипьев К.А. Коррупция в современном российском обществе: состояние и борьба с ней // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №1 (19). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve-sostoyanie-i-borba-s-ney (дата обращения: 30.10.2016).
4. Вейберт С.И. Нормативно-правовой и управленческий опыт Сингапура в противодействии коррупции // Вопросы управления. 2014. №5 (11). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoy-i-upravlencheskiy-opyt-singapu ra-v-protivodeystvii-korruptsii (дата обращения: 30.10.2016).
5. Копачёв Владимир Пантелеевич Факторы реализации антикоррупционных программ (опыт зарубежных стран) // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. URL: http://cyberlemnka.m/artide/n/faktory-realizatsii-antikorruptsionnyh-programm-opyt-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 30.10.2016).
6. Мамитова Н.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Право и современные государства. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-gosudarstvennoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-oblasti-protivodeystv iya-korruptsii (дата обращения: 30.10.2016).
7. Старостенко А.М. Проблемы и основания реализации политики противодействия коррупции в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-osnovaniya-realizatsii-politiki-protivodeystviya-korruptsii-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.10.2016).
Romanova Evgeniya Sergeevna
Financial university under the government of the Russian Federation, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Panina Olga Vladimirovna
Financial university under the government of the Russian Federation, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Problems of anti-corruption activities as an essential part of human resource policy of the public authority
Abstract. In the personnel policy of the state and municipal authorities have many problems. One of these problems is the lack of a developed anti-corruption policy, which negatively affects relations between authorities and population, and as a consequence distrust of the government. This problem is important because in the world rankings for perceptions of corruption we take 119 place, besides Vladimir Vladimirovich Putin in his address to the Federal Assembly of December 4, 2015 put this issue on the level of terrorism and expressed the opinion that it threatens Russia's national security. The article highlights the main problems in combating corruption, such as: lack of political will of state authorities, gaps in legislation, the reluctance of the population to participate in public control, lack of regulation of the procedure of public control, no Federal body monitoring anticorruption activities, the closeness of information on the activities of the authorities. As a solution to the guidelines for editing the definition of corruption to cover intangible goods, the creation of a body subordinate to the constitutional court, filling of legislative gaps, such as to determine in which cases a public employee may not file a Declaration for a wife and minor children, to secure the mandatory Declaration of expenses. In addition, it is necessary to secure the passage of a polygraph in the assessment of state employees.
Keywords: corruption; anticorruption; anti-corruption; corruption in bodies state and municipal authority; the Singapore experience index on perception of corruption