Научная статья на тему 'Проблемы анализа влияния миграционных процессов на развитие сельских общин Армении'

Проблемы анализа влияния миграционных процессов на развитие сельских общин Армении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ОБЩИНА / COMMUNE / СООБЩЕСТВА / COMMUNITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КРИЗИС / CRISIS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бахшян Арташес Жораевич, Саакян Армен Коляевич

В статье авторы рассматривают актуальный вопрос, связанный с макросоциальным анализом мобильности, изучением миграционных процессов, в частности они отмечают проблему развития сельских общин в Армении, которая отражает социальные процессы, затронувшие все государства мира. В работе анализируется вопрос глобальных и региональных проблем миграционного влияния на локальное, исследуется существенная проблема, которая отражает отток населения с социальными и психологическими характеристиками. Авторы связывают процесс миграции с экологией, культурой, этической идентичностью, показывают специфические особенности сельских общин Армении, рассматривают их развитие в контексте политических преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the Impact of Migration on the Growth of Armenia''s Rural Communities

The review discusses migration's impact on the growth of Armenia's rural communities (RCs). Its data, which is derived from Bakhshyan and Saakyan's article entitled 'Problems in Analyzing the Impact of Migration on the Development of Rural Communities in Armenia,' also reveals the global and regional influences affecting Yerevan's rural towns and townships. In so doing, the commentary notes the problems — reflecting social processes enveloping all countries in the world — attached to the development of these RCs. Moreover, the document states that there is a commonality between Armenia's RCs and their Russian counterparts: both groups have been subjected to social and economic oppression. Separately, the paper evaluates migration's social and psychological facets. The critique claims that these reflect, inter alia, ecological, cultural, ethical and identity values. The study has, in conclusion, assessed Armenia's RCs, forecasting their development as part of a political transition.

Текст научной работы на тему «Проблемы анализа влияния миграционных процессов на развитие сельских общин Армении»

ш 0.

Проблемы анализа влияния миграционных процессов на развитие сельских общин Армении

Analyzing the Impact of Migration on the Growth of Armenia's Rural Communities

УДК 325.111

Бахшян Арташес Жораевич

заместитель министра территориального управления Республики Армении (г Ереван), кандидат социологических наук 375010, Республика Армения, г Ереван, пл. Республики, Дом Правительства 2

Bakhshyan Artashes Zhoraevich

Ministry of Territorial Administration of Armenia Respubliki Sq., Dom Pravitel'stva 2, Yerevan, 375010, Republic of Armenia

Саакян Армен Коляевич

заведующий кафедрой Ереванского государственного университета, доктор социологических наук, профессор 0025, Республика Армения, г. Ереван, ул. Алека Манукяна, д. 1

Saakyan Armen Kolyaevich

Yerevan State University

Aleka Manukyana Str. 1, Yerevan, 0025, Republic of Armenia

В статье авторы рассматривают актуальный вопрос, связанный с макросоциальным анализом мобильности, изучением миграционных процессов, в частности они отмечают проблему развития сельских общин в Армении, которая отражает социальные процессы, затронувшие все государства мира.

В работе анализируется вопрос глобальных и региональных проблем миграционного влияния на локальное, исследуется существенная проблема, которая отражает отток населения с социальными и психологическими характеристиками.

Авторы связывают процесс миграции с экологией, культурой, этической идентичностью, показывают специфические особенности сельских общин Армении, рассматривают их развитие в контексте политических преобразований.

The review discusses migration's impact on the growth of Armenia's rural communities (RCs). Its data, which is derived from Bakhshyan and Saakyan's article entitled 'Problems in Analyzing the Impact of Migration on the Development of Rural Communities in Armenia,' also reveals the global and regional influences affecting Yerevan's rural towns and townships. In so doing, the commentary notes the problems — reflecting social processes enveloping all countries in the world — attached to the development of these RCs. Moreover, the document states that there is a commonality between Armenia's RCs and their Russian counterparts: both groups have been subjected to social and economic oppression. Separately, the paper evaluates migration's social and psychological facets. The critique claims that these reflect, inter alia, ecological, cultural, ethical and identity values. The study has, in conclusion, assessed Armenia's RCs, forecasting their development as part of a political transition.

Ключевые слова: миграция, община, сообщества, глобализация, кризис, общество, либерализм, стратегия, безопасность, миграционные процессы

Keywords: migration, community, commune, globalization, crisis, society, liberalism, strategy, security, migration processes

В современной социально-управленческой системе за последние десятилетия получила толчок к развитию новая предметная область, связанная с макросоциальным анализом мобильности и изучением на уровне микросоциологического исследования миграционных процессов и их проявлений в локальных общественных структурах и организациях. Глобализация и научно-технический прогресс, упростившие возможность и распространив-

шие опыт смены места жительства и работы, привели к тому, что мобильность из инструментальной ценности достижения более высокого социального статуса и лучшего экономического благосостояния стала самостоятельной, финальной ценностью для современного участника социально-экономической среды.

По экспертным оценкам ООН, полные объемы миграции, включая внутреннюю миграцию, начиная с 1980-х гг. составляют от 750 млн до 1 млрд человек (почти каждый шестой житель планеты считая младенцев) [1].

ООН констатирует, что 90% лиц этой категории проживают в 55 странах. Вектор миграционных потоков направлен от менее развитых к более развитым регионам. В результате фактор миграции сильнее воздействует на страны и регионы с наиболее заметными различиями: например, западные — африканские страны или государства — бывшие республики Советского Союза.

Сравнение населением уровня благосостояния таких стран приводит к активизации принятия решений о личной миграции, что на макросоциальном уровне вырастает до значительных проблем миграционных процессов.

Для стран-реципиентов миграционные процессы представляют важный предмет социально-управленческого анализа: в развитых странах иммигранты составляют 4,6% от численности постоянного населения, в то время как в развивающихся странах — не более 1,6%. Одновременно возникает две проблемы:

• развитие территорий-доноров, отдающих наиболее мобильные человеческие ресурсы;

• интеграция этих ресурсов, групп населения со спецификой их этнического, культурного, религиозного комплекса.

Предметом статьи является анализ первого сектора данной проблемной области — влияния миграционных процессов на регионы-доноры на примере развития сельских общин Армении.

Глобальные и региональные проблемы миграционного влияния на локальное развитие

В начале III тысячелетия социальные науки постоянно ставят социетальные и социально-философские во-

просы глубокой трансформации функционирования личности и общества.

Если до начала ХХ в. человек не воспринимал себя вне общины (даже эмигранты в ХУИ-Х!Х вв. формировали общины по этническому, территориальному, социопрофессиональному или иному признаку), то с распространением урбанизированного индустриального устройства общества атомизация стиля жизни разорвала связи человека с его родом.

Технологический прогресс дал возможность человеку победить не только природу в окружающей его среде, но и природу в себе самом, оторвав его от корней. Ответом на возникшую дисгармонию стал постмодернизм во всем эклектическом его разнообразии, среди которого для темы данного материала важно отметить расширение инициативных и ассоциативных форм социального действия, заполнение лакун рыночного и государственного вмешательства вмешательством людей, очеловечивание общества и ревитализацию общинных отношений.

В этой связи проблема развития сельских общин в Армении отражает социетальные процессы, затронувшие практически все государства мира в течение последнего столетия. Сегодня эта проблема определяется комплексом взаимосвязанных вопросов:

1) в мировом информационном обществе происходит глубокая трансформация роли и социальных функций сельских общин на индивидуальном (социализация), локальном (обеспечение), национальном (рост) и глобальном (развитие) уровнях;

2)экономический кризис вновь продемонстрировал сложные взаимоотношения между общественными интересами и экономическими задачами, вывел на первый план вопросы определяющих регуляционных механизмов;

3) борьба за природные, финансовые и человеческие ресурсы приобретает новые формы, политические игры на мировой арене несут все более серьезные угрозы: от прямых военных конфликтов на границах страны (например, ситуация в Афганистане или Иране) до принуждения к выбору политического режима (давление западных стран на Сирию или боевые действия НАТО в Ливии). Отмеченные формы постановки социетальных,

экономико-управленческих и этно- и геополитических вопросов в рамках осмысления перспектив развития сельских общинах Армении требуют теоретического обоснования.

Социетальные проблемы развития сельских общин

В эпоху глобализации, эпоху смены мира наций всеобщим «человейником» [2], проблема общинного типа социальной структуры приобрела новый смысл.

С одной стороны, на новом, глобальном уровне ставится вечный вопрос: нужна ли общинность как островок закрытых тесных межличностных отношений и одновременно идентификационная база для различения «своих» и «чудих», отличия конкретного индивида и конкретной группы от других людей или групп, или же превращение всех 6 млрд человек, населяющих планету, в однородную массу допустимо и даже желательно, например, для повышения управляемости в планетарном масштабе?

С другой стороны, если все же необходимо сохранить принцип близкого и эмоционально значимого объединения людей в группы, ставится вопрос

оснований и механизмов, позволяющих поддержи- ^

вать такое объединение, — каким образом каждый =п

участник некоторой группы идентифицирует себя как х

член общины? Как сохраняются и поддерживаются ш

отношения общины в условиях глобализации и ато- х

мизации, с учетом новых возможностей миграции ^ выхода из-под общинной регуляции?

Выбор между формированием однородной общественной структуры с нивелированием культур или ^ же сохранением и развитием общинности не может к ограничиваться аргументами экономического благо- =Ц состояния. Это вопрос уровня выживания и развития < человека и человечества. ^

Община, сообщество, коммуны и их социальная о роль

Понятие общины, сообщества, коммуны или коммью-нити (соттип^у) весьма популярно в западной социологии. В социологическую науку понятие общины было введено Ф. Теннисом, который противопоставил коммуну (ОететвИа^) по характеру отношений и сущности функционирования современному обществу, ассоциации (Оеве^Иа^), выделив персонифицированный характер отношений внутри общины и свойственную ей «органическую» (Э. Дюркгейм) солидарность.

Сегодня понятие общины используется весьма широко. Дж. А. Хиллари [3, р. 363] приводит данные о 94 определениях этого термина в англоязычной литературе, в которых общим является объединительная функция сообщества.

В целом можно вывести следующие характеристики общин:

• община объединяет людей, проживающих в определенной географической зоне;

• члены общины объединены определенной культурой, ценностями, этническими или расовыми признаками, позволяющими идентифицировать «своих» и «чужих»;

• община предполагает устойчивое социальное взаимодействие между людьми.

Община эффективна для решения тех задач, которые требуют коллективных механизмов приспособления к окружающей среде, выживания и развития, в частности община опирается на коллективную ответственность жителей и на взаимную поддержку, защиту и помощь.

Сельская община в Армении выполняет множество социальных функций, среди которых можно выделить следующие:

• социализация — формирование и воспитание социальных качеств индивида в роли члена общества, патриота и гражданина;

• повышение эффективности использования локальных особенностей среды;

• расширение разнообразия приспособительных, адаптативных возможностей общества в целом к изменениям окружающей природной и техногенной среды;

• создание особых зон этнического и культурного наследия, привлекательных для самих жителей и для туристов, в том числе из армянской диаспоры.

Этническая устойчивость, национальная идентичность и поддержка культурного и социального развития являются одним из ключевых проблемных полей анализа влияния миграционных процессов на развитие армянских сельских общин.

^ Односторонние миграционные процессы

§ Как правило, в качестве наиболее острых проблемных ш областей, связанных с миграцией, исследуют разную х степень интеграции иммигрантов, приезжающих и ^ изменяющих локальные культурные фундаментальные ^ характеристики.

Эмиграция представляет существенную проблему, ^ отражая отток населения с конкретными социальными к и психологическими характеристиками, индивидов ^ с предпринимательским подходом к миру, открыто-< стью и творческим отношением к преобразованию ^Е окружающей среды, с инновационным типом и эко-^ номическими поведенческими моделей и в целом ^ социальной деятельности.

з Помимо краткосрочных последствий, которые выражаются в однократном отъезде наиболее активных индивидов, эмиграция имеет долговременные последствия, поскольку затрагивает генофонд: в поисках лучших условий жизни и работы родную общину покидают наиболее выдающиеся, талантливые, одаренные люди. Это касается «утечки мозгов», когда эмигрируют наиболее высококвалифицированные специалисты, и утечки силы, красоты, пассионарно-сти, когда уезжают спортсмены, фотомодели, предприниматели, художники и др. Они не только уезжают сами, но и увозят с собой будущие поколения своих потомков. Вместе с тем данный элемент негативных последствий миграции может быть смягчен на основе специфической формы трудовой миграции — виртуальной.

Новые телекоммуникационные технологии дают широкие возможности для эмиграции лишь одной функции человека — его деятельности.

Программисты, художники и дизайнеры, переводчики, писатели и многие другие профессиональные категории работников, деятельность которых осуществляется на компьютерной технике, а результаты ее могут быть переданы заказчику через Интернет, остаются на территории общины или региона происхождения, поскольку ценят превыше всего свою родную культуру и тесные отношения, сложившиеся с близкими людьми, родными, друзьями и соседями.

Виртуальная эмиграция широко распространена среди всех фрилансеров (фриланс подразумевает отсутствие привязки работника к конкретной компании и выбор заказчика по критериям размера гонорара, репутации для портфолио и возможностей работать с новейшими технологиями).

Работники на постоянном контракте могут успешно продолжать годами работать на западноевропейские и североамериканские корпорации, не выезжая из своего локального мира. В связи с этим художники компьютерной графики, аниматоры, специалисты в архитектурном и ином проектировании, юристы, консультанты и прочие профессионалы делают выбор в пользу зарубежных компаний.

Национальные компании, за исключением ресур-соориентированных монополий, не способны предложить адекватное, конкурентоспособное для рынка труда предложение рабочих мест, условий труда, технической оснащенности, не говоря уже о вознаграждении.

Безусловно, виртуальная миграция приводит к оттоку возможных доходов, поскольку налоги платятся в тех регионах, где зарегистрирован наниматель, если они вообще платятся, но при этом сама физическая деятельность таких виртуальных мигрантов остается на территории общины. Это означает, что индивид

продолжает участвовать в общинных мероприятиях, в принятии решений, в финансировании общинной инфраструктуры и других расходов.

Виртуальные мигранты прежде всего решают вопросы телекоммуникационных инфраструктурных решений на локальной территории, поскольку это обеспечивает им возможность получать свой доход от деятельности и виртуального общения с работодателем.

Одновременно виртуальные мигранты начинают больше осознавать и ценить экологию, культуру и этническую идентичность, которую они сохраняют, поддерживают и развивают на территории проживания.

В связи с этим интересны и явления реиммиграции, когда достигшие успеха за рубежом граждане возвращаются в общину и родной дом, привнося свои развитые социально-экономические компетенции в функционирование общины. Такие явления наиболее распространены в современном Китае, наблюдаются они сегодня и в России и Армении.

Сельские общины Армении

Специфика сельской общины как социальной системы состоит в локализации общественных процессов. В эпоху глобализации сельская община и семья, по сути, остались единственными примерами стабильности в кризисном универсуме планетарных социально-экономических процессов.

Армянская крестьянская община обладает типично восточными чертами, она была не просто поземельно-хозяйственным союзом, но и в первую очередь крестьянским миром со всем многообразием функций (включая экономические, административные, управленческие, культурные, карательные, оборонительные, т. е., по сути, была мини-государством [4].

Основание на владение землей человеку давал вложенный в нее труд. Община определяла время сельскохозяйственных работ, хотя работали не сообща, а каждый на своем наделе и в свою пользу, был распространен общинный обычай взаимопомощи.

Тенденция развития армянской общины вплоть до начала XX в. была направлена на ее укрепление и усиление уравнительного начала в ней, тогда как в арабской, персидской, турецкой и курдской крестьянских общинах наблюдался переход к частной собственности на землю [5].

Если в русской деревне социальная структура опиралась на две ступени — семья и община, и авторитет общины был сильнее авторитета семьи, то для армян авторитет семьи более значим и между семьей и общиной стоит кровнородственная группа (азг), как в общинах других народов Ближнего и Среднего Востока.

Азговые группы селились вместе, каждая деревня «делилась внутри себя на несколько кварталов, которые часто носили азгово-патрономический характер. В начале XX в. в некоторых деревнях еще сохранилось соответствие отдельных кварталов поселения одному азгу» [4, с. 29]. Браки между членами азга как ближайшими родственниками были нежелательными.

Кроме того, армянские общины почти не знали надобщинной ступени (земства) в институциализиро-ванном виде. В Армении община выполняла функции, сходные с государственными, «мирской» дух выливался в народный этатизм.

Еще в древности утратившие собственное государство армяне тосковали по государственности как таковой и обычно приживались в чужих империях (даже

в Османской империи до середины XIX в. они имели официальный титул «лояльного народа»).

Армянское население в любой империи было довольно конфликтно, но не из стремления к сепаратизму, а потому, что армяне не ощущали себя в империи чуждым элементом, временными жителями. Они стремились устроиться поудобнее, не только адаптироваться к чужим структурам, но и адаптировать эти структуры для себя и включиться в общий имперский процесс, как они его себе представляли.

Конфликт армян с Российским государством был в чем-то аналогичен конфликту с Российским государством русского крестьянского мира и земства, борющихся за свои местные особенности.

Армянская община, как и русская, относительно легко выносила социальный и экономический гнет, но отчаянно боролась с государством за те прерогативы, которые, по мнению народа, входили в компетенцию «мира». Так, в 1903 г. «по закону 12 июля царское правительство секуляризировало армянское церковное имущество, вследствие чего множество школ и культурных учреждений, содержавшихся за счет доходов от этого имущества, закрылось.

Вслед за изданием закона во всех армянских населенных центрах стали проходить многочисленные собрания, на которых принимались решения ни в коем случае не соглашаться с законом и бороться с осуществлением его, даже если дело дойдет до вооруженных столкновений с правительством» [6, с. 13]. Сразу же в армянских общинах возникли, в пику российскому правительству, армянские национальные школы, уездные суды и т. п. Но как только наступление российского правительства на армянскую крестьянскую общину прекратилось, прекратилась конфронтация [7].

Армянская общинная самоорганизация фактически реализовала народный этатизм, стихийно восполняя утрачиваемые элементы структуры, занимающие приоритетные места в ценностной шкале. В ходе армянской истории это касалось грамотности, книжной культуры, образования, армянской церкви.

Армянская сельская община играла роль «основной локальной формы этнополитической организации в борьбе армян против чужеземных угнетателей» [8, с. 22]. Структура внутриобщинных связей также была приспособлена к тому, чтобы нейтрализовать последствия агрессивности внешней среды.

Переселенцы из других культурно-этнографических зон Армении допускались в состав уже сложившейся общины по решению всей общины в целом, но селились в отдельном квартале. Внутренняя конфликтность сознания экстериоризирована во внешнюю среду, принадлежность к той или иной ценностной ориентации в армянском этносе не санкционируются.

Экстериоризация конфликта и стала причиной консервации сельской общины в Армении, создав уникальные условия для сохранения национальной идентичности во всем богатстве и многообразии ее специфики.

Даже модернизация общества, с урбанизированным образом жизни и индустриализацией экономики, не привела к разрушению традиционного сознания сельской общины [9], как это произошло практически во всех нациях-государствах.

В советский период коллективные бригады составлялись по характерному для семейной общины принципу родственных связей (принадлежности к азгу) [10]. Так, в Нагорном Карабахе размеры каждого колхоза совпадали с размерами одной деревенской общины.

Распад общинных структур начался лишь в 1950-е гг., ^

в период укрупнения хозяйств [7], но многие черты =п

общинного духа сохранились до сегодняшнего дня, х

особенно в горных районах Армении. ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миграционная проблема, весьма остро стоявшая х в 1990-х, к началу 2010-х гг. смягчилась. Так, по ре- ^ зультатам социологического исследования «Оценка ^ нужд общин» Института политических и социологических советов (1РБС) в марзах, в 80% опрошенных ^ семей нет членов, выехавших за рубеж даже на се- к зонную работу, а у 92% нет проживающих за границей =Ц членов семей. При этом подавляющее большинство < опрошенных (82,4%) не намерены менять место жи- ^ тельства, 6,4% собираются уехать в Ереван, лишь ^ 9,5% — выехать из Армении. ^

Таким образом, сегодня сельская община Армении 2 сохраняет свою функцию формирования армянского гражданина и армянской национальной идентичности.

Экономико-управленческие задачи сельских общин Армении

Перефразируя лозунг либерализма («Богатая страна — это страна богатых людей»), можно сказать, что «Благополучное национальное общество — это общество благополучных семей и общин».

В концепции развития регионов Армении сделан акцент на соразмерность локального развития. Экономическая функция сельской общины, прежде всего, ориентирована на реализацию местных факторов социально-экономического развития, использование адаптированных к специфической среде особых повседневных технологий.

Община представляет собой единую локальную интегрированную систему жизнеобеспечения, способную самостоятельно и эффективно решать социальные проблемы.

Около 83% общин Армении — это преимущественно малые сельские общины, имеющие население численностью менее 1000 человек, за исключением ряда крупных сельских общин, 47 городских общин, 12 муниципальных общин Еревана.

За прошедшие два десятилетия с обретения Арменией независимости был предпринят ряд мер по реформированию местного самоуправления общин.

Сегодня во многих из 930 общин органы местного самоуправления не в состоянии успешно решать образовательные, культурные, жилищно-коммунальные, спортивные задачи. Закрепленные законодательством права этих органов не соответствуют реальным возможностям общин и органов местного самоуправления. Полномочия последних, как правило, ограничиваются предоставляемыми общинами (платными и бесплатными) услугами, порождая по причине неплатежеспособности населения задачу справедливого распределения бюджетных средств и возмещения преобладающей части расходов (отопление, водоснабжение, сохранение жилищного фонда, санитарная очистка и т. д.).

Основную часть собственных доходов общин составляют налоговые поступления (налог на землю и налог на имущество), уровень взимаемости которых достаточно низок. Кроме того, органы местного самоуправления почти не несут ответственности за строящиеся на территории общин объекты.

Несовершенство распределительных отношений в данном случае становится причиной неопределенности в аспекте взаимных обязательств, что в конечном счете выражается в низкой эффективности рычагов,

g которые призваны координировать деятельность ор-I ганов государственного управления и органов мест-х ного самоуправления для решения задач социальности экономического развития общин. х Анализ результатов социологических исследований ^ показывает, что общины сегодня в наибольшей мере ^ подвержены таким социально-экономическим рискам, как безработица, потеря дохода, ограниченный до-^ ступ к образованию.

к По мнению большинства опрошенных (57%), по оценкам IPSC, исполнительной власти следует пре-< жде всего заниматься созданием рабочих мест, за-^Е тем идут вопросы сельхозразвития марза и задача ^ благоустройства улиц и дворов (по 19% соответ-g ственно).

s В Стратегической программе преодоления бедности в Армении предлагается при выделении средств идти по пути реального объединения и укрупнения малых общин, сокращения их количества, предусмотрев определенную приоритетность для формирования межобщинных объединений и развития сети их инфраструктуры. Это предложение поддержала постоянный представитель и координатор Программ развития ООН (UNDP) в РА, посол К. Видал, выступая на Второй ежегодной конференции «Развитие сельских общин Армении» (10.07.2008 г.): «Сельские районы Армении на сегодня являются очень уязвимыми из-за низкого уровня развития коммуникаций, инфраструктур, из-за чего треть сельского населения лишается развития и в связи с чем приоритетной задачей становится вопрос сокращения недостатков и развития села», что ставит вопрос оценки возможностей содействия развитию малого и среднего бизнеса в регионах и налаживания партнерства между государственным и частным секторами.

В Армении существует хорошая база для развития кластеров и создания межобщинных союзов: «Органы управления общинами должны выработать общие проблемы и цели, а UNDP готово оказать содействие в решении имеющихся проблем, тем более что ООН создает почву для работы, а правительство выражает готовность активно работать» [11].

Организация по сельскому хозяйству и продовольствию ООН (FAO) организует программы в четырех приграничных селах Ширакской области для создания системы кластерного развития по восстановлению сельского развития и обмена опытом между Сюник-ской и Армавирской областями Армении и приграничными областями Грузии.

В 2011 г из госбюджета Армении было выделено 20 млрд драмов на решение актуальных проблем сельских общин. Выделенные средства были предоставлены губернаторам и органам местного самоуправления для того, чтобы они, посовещавшись с местными жителями, решили на месте наиболее актуальные из существующих проблем [12]. Бенефициариями этих программ, главным образом направленных на улучшение инфраструктур, на сегодняшний день являются 347 сельских общин. Глава государства подчеркнул, что в основе политики властей лежит создание процветающего села и процветающих общин.

Не менее важны и мероприятия, направленные на содействие устойчивому развитию сельских общин путем обмена опытом о реализуемых программах и информацией о проводимой политике. Так, во время работы секции «Развитие малого и среднего бизнеса в сельских общинах» в рамках Первого форума сельских общин Армении обсуждалась японская модель «Одна деревня — один товар» [13].

Председатель союза промышленников и предпринимателей Армении (СППА) А. Казарян отметил, что каждая деревня может иметь свою брендовую продукцию, которая позволит сельской общине конкурировать на внешних рынках и создавать новые рабочие места, решая проблему занятости. Среди перспектив развития сельских общин отмечены перерабатывающая промышленность и скотоводство.

Вместе с тем для развития сельских общин важны поддержка и возрождение таких ремесел, как ковроткачество, вышивка, гончарное, ювелирное искусство, медный промысел, кузнечное дело [14].

Помимо строительства и расширения инфраструктуры, следует оказывать поддержку существующим музеям и создавать новые музейно-научные и краеведческие исследовательские и культурные центры, которые будут полезны не только для воспитания армянских граждан, но и для развития туризма, который способен обеспечить рабочие места и занятость населения.

Политические аспекты развития сельских общин Армении

Наконец, говоря о политической воле в отношении сохранения и развития сельских общин в условиях мощных миграционных процессов, приводящих прежде всего к оттоку населения из общин, представляется важным опираться на человеческий потенциал, движущей силой которого является принадлежность к сообществу армян.

Социально-психологические исследования свидетельствуют, что патриотизм рождается не в форме любви к государству, а в форме преданности своей семье, своему роду, месту, где человек родился и вырос. Лишь на этой осязаемой, тактильно воспринятой с младенчества основе рождается, воспитывается в ходе процесса социализации и образования национальный патриотизм.

Стратегия национальной безопасности Республики Армения определена как «система обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности, государственной политики сохранения армянской идентичности» [15, с. 1]. Далее в ней отмечается, что сохранение идентичности армян-ства должно опираться на мобилизацию диаспоры, развитие армянского языка и истории как факторов, обеспечивающих долговечность национального наследия и олицетворяющих национальную идентичность [15, с. 3-4], распространение армянского культурного наследия и достижений в мире.

Таким образом, общенациональная задача развития армянской культуры опирается на фундамент, который закладывается на родной земле — в сельской общине.

Литература

1. Zlotnic H. Trends of international migration since 1965, what existing data reveal // International Migration. 1999. N 37. P. 21-61.

2. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М.: Центр-полиграф, 2000.

3. Almgren G. Community // Encyclopedia of Sociology. N. Y., 2000.

4. Сегаль И. Л. Крестьянское землевладение в Закавказье. Тифлис: Типогр. К. П. Козловского, 1912.

5. Давыдов А. Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1979. 135 p.

6. Крестьянские движения в Армении / Сост. В. Ристуни. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1948.

7. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Академич. проект, 2004. 624 р.

8. Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении во второй половине XIX — начале ХХ в. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.

9. Кочарян Г. А. Нагорный Карабах. Баку: Общ-во обследования и изучения Азербайджана, 1925. С. 36-37.

10. Тер-Саркисянц А. Е. Современная семья у армян. М.: Наука, 1972. С. 42-82.

11. Информационно-аналитический центр ANALITIKA.at.ua. Сельские общины в Армении имеют огромный неиспользованный потенциал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://analitika.at.ua/news/2008-07-10-1195.

12. Данные представлены Президентом РА С. Саргсяном в ходе Первого форума сельских общин (10-11 октября 2011 г., г. Джермук Вайоц Дзорской области). Организаторы форума — Министерство территориального управления и Ассоциация общин Армении. Форум проводится в рамках мероприятий, посвященных 15-летию органов местного самоуправления. www.yerkramas.org/2011/10/10/ selskie-obshhiny-armenii-otkazalis-ot-tradicii-nakopleniya-Ьо1доу-р^Ьет/.

13. Информационно-аналитический центр ANALITIKA.at.ua. «Одна деревня — один товар»: японскую модель сельского хозяйства внедрят в Армении? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://analitika.at.ua/news/odna_derevnja _odin_tovar_japonskuju_model_selskogo_khozjajstva-_vned-rjat_v_armenii/2011-10-11-51662.

14. Погосян А. О проблемах развития традиционной культуры и об улучшении демографической картины в областях Республики Армения // Национальная идея. 2011. № 9.

15. Стратегия национальной безопасности Республики Армения / Одобр. Советом национальной безопасности при Президенте Республики Армения 26.01.2007 г.

References

1. Zlotnic H. Trends of international migration since 1965: What existing data reveal. International Migration, 1999, no. 37, pp. 21-61.

2. Zinov'ev A. A. Na puti k sverkhobshchestvu [Towards supersociety]. Moscow, JSC Tsentrpoligraf Publ., 2000.

3. Almgren G. Community. The encyclopedia of sociology. New York, Macmillan Publ., 2000.

4. Segal' I. L. Krest'yanskoe zemlevladenie v Zakavkaz'e m [Peasant land ownership in the Caucasus]. Tiflis, Kozlovskiy x Print. House, 1912, g

5. Davydov A. D. Sel'skaya obshchina i patronimiya v stranakh l_ Blizhnego i Srednego Vostoka [The rural community and cl patronymy in the Near and Middle East]. Moscow, Nauka g Publ., 1979. 135 p.

6. Ristuni V., compiler. Krest'yanskie dvizheniya v Armenii ^ [Peasant movement in Armenia]. Erevan, Acad. Sci. of the x Armenian SSR Publ., 1948. 2

7. Lur'e S. V. Istoricheskaya etnologiya [Historical ethnology]. ° Moscow, "Academic Project" Publ., 2004. 624 p. ^

8. Akopyan M. V. Sel'skaya obshchina v Vostochnoy Armenii ^ vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vekov [The rural com- oo munity in Eastern Armenia in the second half of XlX-early XX x centuries]. Erevan, Acad. Sci. of the Armenian SSR Publ., ^ 1988. ^

9. Kocharyan G. A. Nagornyy Karabakh [Nagorno-Karabakh]. § Baku, Society of research and study of Azerbaijan Publ., 1925. pp. 36-37.

10. Ter-Sarkisyants A. E. Sovremennaya sem'ya u armyan [A modern family of Armenians]. Moscow, Nauka Publ., 1972, pp. 42-82.

11. Rural communities in Armenia have huge untapped potential. Available at: http://analitika.at.ua/news/2008-07-10-1195. (In Russ.).

12. Data presented by S. Sargsyan, President of the Republic of Armenia during the 1st Forum of rural communities (Oct. 1011, 2011, Dzhermuk, Vayotsdzorsk region). Available at: http:// www.yerkramas.org/2011 /10/10/selskie-obshhiny-armenii-ot-kazalis-ot-tradicii-nakopleniya-dolgov-prezident/. (In Russ.).

13. "One village - one product": Will the Japanese model of agriculture be introduced in Armenia? Available at: http://analiti-ka.at.ua/news/odna_derevnja_odin_tovar_japonskuju_model_ selskogo_khozjajstva-_vnedrjat_v_armenii/2011-10-11-51662. (In Russ.).

14. Pogosyan A. O problemakh razvitiya traditsionnoy kul'tury i ob uluchshenii demograficheskoy kartiny v oblastyakh Respubliki Armeniya [On the problems of traditional culture development, and on the improvement of the demographic situation in the regions of the Republic of Armenia]. Natsional'naya ideya, 2011, no. 9.

15. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Respubliki Armeniya. Odobrena Sovetom natsional'noy bezopasnosti pri Prezidente Respubliki Armeniya 26.01.2007 [The National Security Strategy of the Republic of Armenia. Approved by the National Security Council under the President of the Republic of Armenia on Jan. 26, 2007]. 2007.

Образование европейского уровня

Уже в первые годы Университет активно развивал международные проекты в области подготовки кадров с участием зарубежных партнеров.

В настоящее время приоритетным направлением международной деятельности Университета стало активное участие в международной интеграции российской и европейской систем образования в соответствии с Болонской декларацией. Поддерживаются тесные связи более чем с 50 зарубежными университетами и организациями, среди которых: Немецкая служба академических обменов (DAAD), Университет Мюнхена и Стейгенбергергская академия (Бад-Рейхенхалле), Колумбийский университет, Фордхемский университет, Городской университет Нью-Йорка, Университет Ласса-ля, Принстонский университет, Университет Сиэтла, Калифорнийский университет Беркли, Университет Ла Са-пиенца, Гейдельбергский и Магдебургский университеты (Германия), Лондонский и Эдинбургский университеты (Великобритания), университет Хельсинки (Финляндия), Стокгольмский университет (Швеция), университет Ду-

блина (Ирландия), университет Рейкьявика (Исландия), Католический университет Чили (Чили).

Иностранные учебные заведения выражают свою заинтересованность в контактах с СПбУУиЭ, приглашая представителей Университета на международные конференции и семинары. В частности, по приглашению Торгово-промышленной палаты Баварии (ФРГ) состоялась деловая поездка в Мюнхен. В ходе визита обсудили вопросы развития сотрудничества с учебными заведениями федеральной земли Бавария — Университетом Мюнхена и Стейгенбергерской академией (Бад-Рейхенхалле), входящей в Университет прикладных наук Бонна.

Обширные и авторитетные зарубежные связи Университета дают возможность его студентам получить образование по международным стандартам. Вуз расширяет контакты не только с вузами стран, подписавших Болонскую декларацию, но и с другими образовательными системами развитых государств, в том числе США. Зарубежные ученые, многие из которых являются почетными профессорами СПбУУиЭ, читают в Университете открытые лекции и проводят семинары для студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.