Якуб ЯКУБОВ
Аспирант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана
(Баку, Азербайджан).
МИГРАЦИОННАЯ КАТАСТРОФА
В АРМЕНИИ КАК ПОСЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТА
Резюме
Статья посвящена миграционной ситуации в Армении. Исследованы экономические предпосылки мигра-
ционного процесса в Армении, проведен сравнительный анализ экономического развития Армении и Азербайджана.
В в е д е н и е
Миграционные процессы на Кавказе вызывают большой интерес у исследователей, политиков и экономистов, поскольку их состояние показывает динамику развития страны. Как известно, за последние двадцать лет конфликтные ситуации на Кавказе приняли формы «замороженных конфликтов». Но это вовсе не означает, что они больше не влияют на миграцию.
Одним из таких конфликтов является армяно-азербайджанский нагорно-карабах-ский конфликт. Как хорошо известно, в результате войны часть азербайджанских земель была оккупирована Арменией и около миллиона азербайджанцев превратились в беженцев. Но и сама Армения с точки зрения демографической ситуации оказалась в проигрыше.
Экономическое развитие Азербайджана и Армении: реалии сегодняшнего дня
После подписания в 1994 году перемирия с Арменией Азербайджан в результате экономической политики Гейдара Алиева стал самым сильным и богатым государством Центрального Кавказа. Нефтяные контракты и политика привлечения инвестиций улучшили социально-экономическую ситуацию. Сократился массовый отток населения из страны. В дальнейшем проводимая президентом Ильхамом Алиевым политика социально-экономического развития регионов еще больше повысила возможности страны по трудообеспечению населения. Более того, часть людей, мигрировавших в 1990-х годах, предпочла вернуться в страну. Кое-кто — с неким капиталом, который также влился в экономику страны. Тем самым негативная динамика миграции в Азербайджане была остановлена. По состоянию на 2009 год Азербайджан лидировал среди стран СНГ по темпам экономического роста. А за период с 2003-го по 2008 годы ВВП Азербайджана вырос в 2,6 раза, уровень бедности снизился с 45 до 11%. В 2011 году экономика Азербайджана характеризовалась устойчивым развитием — экономический рост поддерживался повышением доходов населения, приведшим к увеличению платежеспособного спроса. Активизация социальной политики, рост доходов частного сектора способствовали увеличению номинальных доходов населения в январе — ноябре на 19,2% и средней заработной платы в экономике — на 8,7% — до 355,7 манатов. В результате объем розничного товарооборота вырос на 10,3%, а рынок услуг — на 7,4%. Показатели роста потребительского рынка этого года оказались самыми высокими за 20 лет.
Продолжал усиливаться инвестиционный спрос, масштабы которого превзошли объем потребительского спроса. За 11 месяцев 2011 года инвестиции в основной капитал выросли на 28,3%, составив 10 млрд манатов; расширение строительных, восстановительных и реконструкционных работ в ходе подготовки к проведению Евровидения-2012 года в Баку стимулировало постоянный рост инвестиций в капитальное строительство.
Следует отметить, что из вложенных в основной капитал средств 73,6% (7 373,9 млн манатов) были направлены на развитие ненефтяного сектора. Этот сектор к концу 2011 года вырос на 9,5%, что отвечает задачам правительства — сократить зависимость от нефтегазового экспорта и добиться диверсификации экономики. Главной тенденцией на финансовом рынке на протяжении 2011 года оставалась стабилизация курса маната.
С начала 2011 года Центральный банк Азербайджана (ЦБА) проводил курсовую политику в условиях расширения каналов предложения на валютном рынке и нового операционного механизма. Курса маната укреплялся, однако с целью предотвращения его чрезмерного роста, который мог негативно отразиться на конкурентоспособности ненефтяного сектора, ЦБА провел стерилизацию валютной массы. На сегодня объем валютной интервенции Центробанка превышает 620 млн долл.1
Ничего подобного нельзя сказать про Армению. Цифры Национальной статистической службы Армении относительно экономической активности в марте ясно свидетельствуют, что Армения все еще не вышла из экономического кризиса. После спада на уровне 14,3% в 2009 году (это был второй по уровню крупнейший спад в мире) можно было ожидать, что через два года, когда мировая экономика уже преодолела кризис, экономика Армении вырастет по меньшей мере на 5—6%. Между тем выясняется, что эко-
1 См.: Экономика Азербайджана: итоги года [http://news.day.az/economy/306048.html].
номический рост Армении в марте 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года был нулевым. Причин этому много.
■ Во-первых, в 2008—2009 годах правительство не сумело оценить всю серьезность последствий мирового экономического кризиса для Армении.
■ Во-вторых, даже после того, как оно осознало, что последствия кризиса в Армении неизбежны, оно не сумело разработать и реализовать соответствующую политику.
■ В-третьих, огромные финансовые средства, спешно привлеченные в режиме цейтнота, были, по сути, использованы неверно.
■ В-четвертых, правительство не нашло смелости реализовать структурные изменения, крайне необходимые для экономики страны.
В результате сегодня Армения оказалась в тяжелой экономической ситуации. Список экономических проблем, возникших перед Арменией, очень длинный. Однако на данный момент с макроэкономической точки зрения наиболее актуальными являются две. Первая — крайне низкий рост в условиях высокой инфляции (согласно последним данным, 11,3%)2, в результате чего бедность усугубилась. Вторая — дефицит по четырем показателям: дефицит бюджета в размере 9% ВВП3, национальный долг в размере 43%4 ВВП, отрицательный торговый баланс в размере 23%5 ВВП и постоянное сокращение национальных резервов в результате валютных интервенций ради поддержания стабильности курса драма.
Известно, что отношение национального долга к ВВП не должно превышать 50%. В Армении оно составляет 43%, что свидетельствует о крайне негативной тенденции6.
Экономическому росту препятствуют еще два финансовых обстоятельства: чрезвычайно высокие процентные ставки по банковским кредитам, которые непривлекательны для инвесторов, и поверхностность финансового вмешательства, что ограничивает возможности источников альтернативного финансирования. В последние годы, несмотря на усилия правительства, в этих двух вопросах не удалось добиться прогресса.
Основная причина заключается в том, что правительство не сумело создать надлежащий механизм, с помощью которого денежно-кредитная политика Центрального банка своевременно и эффективно отражалась бы в действиях частных банков. Проще говоря, корректировки процентных ставок Центрального банка не сказываются на величине процентных ставок коммерческих банков. Кроме того, правительство не сумело создать новые денежные инструменты, которые обеспечили бы источники широкого финансирования инвестиций.
В результате можно сказать, что в банковской системе Армении сегодня сложились две крайне негативные тенденции.
■ Во-первых, ставки по кредитам не снижаются, а, наоборот, растут,
■ во-вторых, объемы ипотечных и потребительских кредитов существенно снизились и вместо них выросли ломбардные кредиты.
Люди закладывают последнее имущество, чтобы как-то выжить7.
2 [http://www.armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsГО=43718&SectюnГО=0&RegюnГО=0&Date= 05/08/2011&PagePosition=1].
3 [http://www.regionplus.az/ru/articles/view/1658].
4 См.: Там же.
5 См.: Там же.
6 См.: Там же.
7 См.: Вардан Осканян: Нулевой рост в экономике Армении [http://www.yerkramas.org/2011/05/07/ vardan-oskanyan-nulevoj-rost-v-ekonomike-armenii/].
Миграция из Армении как результат конфликтогенной политики
После заключенного в 1994 году перемирия Армения сама себя ввела в затруднительное положение. Так, она не смогла участвовать в крупных транснациональных проектах Центрального Кавказа. Геоэкономические возможности страны были сведены к минимуму. Армянское руководство не учло также и то, что ресурсы страны, даже с учетом захваченных территорий, не смогут обеспечить ее нормального развития. Динамичное развитие Армении без конструктивных отношений с Азербайджаном и его союзником Турцией оказалось просто-напросто невозможным. Более того, все дипломатические шаги по нормализации отношений с этими странами были в той или иной форме отвергнуты Арменией. В результате миграционные процессы в республике начали показывать негативную динамику. В 2010 году, согласно индексу развития человеческого потенциала, Армения заняла 76 место, что является худшим показателем среди центральнокавказ-ских государств8. В 2011 году Армения была одной из худших экономик мира.
Из Армении, по данным последних лет, выезжают в основном трудоспособные люди. Миграция преимущественно направлена в Россию, что прежде всего связано с историческими предпосылками. Кроме того, армянам легко найти работу в России, а ее руководство, несмотря на заявления в СМИ, не препятствует миграции. Армяне широко используют этот фактор. По некоторым оценкам, работающие в России граждане Армении ежемесячно присылают на родину около 10 млн долл.9
Но в последнее время направления миграции армян диверсифицировались. Армянские женщины охотно едут в Турцию, где в основном работают в качестве нянек и домашней прислуги. Более интеллектуальная часть армян предпочитает США и другие страны Запада. В США наличие сильной армянской диаспоры помогает армянам обосноваться. Все эти процессы ведут к тому, что Армения постепенно теряет свой человеческий потенциал.
Основными катализаторами миграции являются политическая ситуация и недоверие к правительству. Сравнивая свое экономическое положение с соседними государствами, армяне все больше приходят к выводу, что их правительство неправильно использует и без того скудный потенциал страны. Энтузиазм 1990-х годов прошел, и население все меньше думает о проблемах исторического противостояния с соседями. В стране не очень-то и рады тому, что республика фактически оказалась в руках карабахского клана.
По состоянию на 1 апреля 2011 года население Армении составило 3 264 600 человек. Об этом сообщила начальник отдела переписи и демографии Национальной статистической службы Армении К. Куюмджян. При этом она отметила, что за первый квартал 2011 года чистый отток населения составил 458 человек. Общие цифры оттока населения настолько весомы и чреваты последствиями, что должны давать повод для беспокойства. Так, в 2011 году из страны уехали и не вернулись 30 тыс. человек, в 2012 году эти цифры значительно выросли. К. Куюмджян заявила: «Посему ситуация должна вызывать большую обеспокоенность»10.
В докладе Программы развития ООН «Миграция и развитие человеческого потенциала: возможности и вызовы» отмечалось, что с 1991 года из Армении эмигрировало от 700 тыс. до 1 млн 300 тыс. человек, или около 30% населения11, в том числе немало вы-
8 [http://www.propertyy.ru/country/armenia/].
9 См.: Искандарян А. Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. В кн.: Тезисы Международной научной конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. С. 110—115.
10 Специалисты прокомментировали миграционные процессы в Армении [http://www.aysor.am/ru/news/ 2011/05/26/migration/].
11 [http://www.inosmi.ru/caucasus/20110907/174346496.html].
сококвалифицированных специалистов, что крайне негативно сказалось на развитии страны, в частности на воспроизводстве социального и культурного капитала.
По данным государственной миграционной службы при Министерстве по территориальному управлению Армении, 65% мигрантов из Армении в качестве основного места проживания выбрали Россию, за нею следуют США и Украина.
Армянский социолог Г. Погосян отмечает, что сегодня миграционная волна формируется в основном среди граждан Армении 20—50 лет, причем эмигрируют прежде всего мужчины, что тяжело сказывается на трудовом потенциале. В этой связи эксперт полагает, что «через определенное время в Армении остро встанет проблема нехватки рабочей силы»12. В этих тревогах таится и боязнь потери боеспособности Армении. Ведь в Армении знают, что Азербайджан никогда не примирится с оккупацией своих земель. Да и ресурсы Азербайджана в любом аспекте во много раз больше.
Проблемы миграции в Армении настолько серьезны, что об этом нередко заговаривает и президент страны. Миграционные процессы являются предметом всеобщего интереса и беспокойства в Армении, заявил Серж Саргсян13. В некоторых публикациях миграционная ситуация в стране характеризуется даже как катастрофическая14.
Массовая эмиграция делает страну зависимой от ситуации за рубежом. Ведь перспективы демографического развития Армении могут резко измениться, если в развитие событий вмешается внешний фактор — серьезное изменение социально-экономической и политической ситуации в странах (регионах) массового сосредоточения эмигрантов из республики, кардинальный пересмотр иммиграционной политики и законодательства и т.д. Стремительное возвращение значительной массы эмигрантов может спровоцировать не только серьезные социально-экономические и демографические, но и тяжелейшие политические последствия15.
Таким образом, Армения вступила в третье тысячелетие с напряженной социально-экономической ситуацией. А это в той или иной мере отражается и на процессе воспроизводства населения: когда ведущей тенденцией становится уменьшение семьи16.
Безусловно, в некоторых случаях правительство Армении старается исправить положение. Проект действий по реализации концепции политики государственного регулирования миграции на 2012—2016 годы был представлен 5 августа на заседании коллегии Министерства территориального управления Армении17.
Начальник Агентства по миграции Министерства территориального управления Армении Г. Еганян пояснил, что в соответствии с программой предусматривается улучшить законодательное регулирование миграции, привести его в соответствие с законодательством и лучшими институциональными структурами ЕС. Будет внедрена единая система мониторинга миграции, анализа и оценки ситуации, разработаны механизмы получения информации о миграции из альтернативных источников, а раз в 2—3 года будут проводиться исследования миграционных потоков. Программа действий будет также направлена на защиту прав и интересов граждан Армении, работающих за рубежом.
12 Миграция в Армении сменилась депопуляцией — социолог [http://i-news.kz/news/2011/12/10/ 6189504.html].
13 См.: Миграционные процессы являются предметом всеобщего беспокойства в Армении — Саргсян [http://www.newsarmenia.ru/society/20110720/42493895.html].
14 См.: Мадатян Н. Россия и демографическая катастрофа в Армении [http://www.russian.rfi.fr/evropa/ 20110812-rossiya-i-demograficheskaya-katastrofa-v-armenii].
15 См.: Еганян Р. Демографические реалии и перспективы республики Армения на пороге XXI века. В кн.: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2000. Выпуск 5. С. 79—91.
16 См.: Ходжабекян В. Демографические процессы в Армении в городе и на селе // Общество и экономика, 2006, № 6. С. 163—173.
17 См.: Армения пытается регулировать миграцию [http://www.armtoday.info/ default.asp?Lang=_Ru& NewsID=48956&SectionID=0&RegionID=0&Date=08/07/2011&PagePosition=1].
Планируется заключение двусторонних договоров в сфере международного рынка труда, а также присоединение Армении к действующим международным договорам по защите интересов трудовых мигрантов.
В течение ближайших пяти лет в Армении будет усовершенствована система защиты иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, в системе единой государственной структуры будут сосредоточены функции по предоставлению иностранным гражданам убежища, вида на жительство. Программа обсуждалась при участии представителей государственных органов, международных и общественных организаций18.
Все эти меры теоретически возможны, однако на практике действия армянского правительства не вполне оправдывают возлагаемые на них надежды. Более того, ответственные за миграцию руководители Армении сами очень мало осведомлены о реальной ситуации в этой сфере. В интервью сайту «Новости — Армения» уже упоминавшийся Г. Еганян заявил, что, оценивая политику в какой-либо сфере, в том числе и миграционной, необходимо учитывать, насколько она содействует реализации стоящих перед государством задач. Однако регулирование миграции как сфера государственного управления является для Армении новой, в отличие от других сфер, существовавших и в советское время, таких, как социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Понятие «миграция» несравненно шире. Помимо работы с беженцами, она охватывает систему пограничного контроля и вопросы статуса иностранцев, прибывших в Армению, трудовую миграцию, вопросы предоставления убежища иностранным гражданам, трудовую деятельность иностранцев в стране, вопросы виз и т.п.
Пока трудно оценивать миграционную политику Армении, хотя и проводятся определенные шаги по урегулированию данной сферы. Уже разработана концепция государственного регулирования перемещения граждан, где отмечены приоритеты в миграционной сфере, цели и механизмы их достижения, представлены необходимые законодательные акты. Этот документ служит для проведения работ не только в Агентстве по миграции, но и в других госорганах, имеющих отношение к регулированию миграции.
Нельзя однозначно утверждать, ведется ли эффективная миграционная политика. Для этого необходимо урегулировать множество вопросов. Например, долгие годы Армения пытается довести до завершения законодательную инициативу по регулированию выезда из страны на временную работу. Одна из причин подобного затягивания состоит в том, что люди не совсем ясно представляют себе роль государственных органов в этой сфере. К тому же миграция — это не то явление, которое относится к компетенции только одного ведомства, в этой сфере осуществляют функции различные ведомства и крайне важно, чтобы их работа была скоординированной19.
Указанный фрагмент интервью показывает, что миграционная политика Армении управляется людьми, которые совсем не осведомлены о сущности миграционной политики, методах регулирования миграционных процессов.
3 а к л ю ч е н и е
Как видно, Армения на данный момент — самая неуспешная страна в плане реализации миграционной политики. Основным препятствием в осуществлении этой политики является нерешенность нагорно-карабахского конфликта, с которым связаны все
18 См.: В Армении представлен пятилетний план по регулированию миграции [http://regnum.su/news/ 1446349.html].
19 См.: Влияние мирового кризиса на миграционные потоки в Армении станет очевидным только весной [http://www.newsarmenia.ru/exclusive/20090213/42025895.html].
аспекты социально-экономической жизни армянского общества. И только если политика Армении изменится в лучшую сторону, миграционный процесс потеряет катастрофический характер. Подъем экономики страны станет возможен только с улучшением отношений с Азербайджаном, ключом к которому станет вывод Вооруженных сил Армении с захваченных азербайджанских территорий. Соотношение демографических показателей с соседями говорит, что настало время изменить основы общего политического курса. Если Армения урегулирует конфликт с Азербайджаном, то откроются возможности ее участия в транснациональных проектах в регионе; увеличатся инвестиции в Армению, это приведет к появлению рабочих мест в республике, что автоматически остановит отток населения.