Научная статья на тему 'Этноиммиграция: анализ сравнительного изучения'

Этноиммиграция: анализ сравнительного изучения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЭТНОЛОГИЯ / ЭТНОИММИГРАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ЭТНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Даллакян Камо

Статья представляет собой сравнительный анализ актуальных для России процессов этнической иммиграции. Объектами сравнения послужила готовность и способность к эмиграции среднестатистического крестьянства российского Нечерноземья и армянской Араратской долины. Автор предлагает разработку и целенаправленную реализацию законов и подзаконных актов, которые могли бы, с одной стороны, стимулировать этноиммиграцию и интеграцию в позитивные социальные отношения этноиммигрантов, с другой стороны, ограничивать их численность по регионам и населенным пунктам, в соответствии с потребностями общества и государства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOIMMIGRATION: ANALYSIS OF COMPARATIVE STUDYING

Article represents the comparative analysis of processes of ethnic immigration, actual for Russia. As objects of comparison, readiness and ability to emigration of the average peasantry of the Russian Non-Black Earth Region and the Armenian Araratsky valley served. The author suggests development and purposeful implementation of laws and bylaws which could stimulate, on the one hand, ethnoimmigration and integration into the positive social relations of ethnoimmigrants to limit, on the other hand, their number on regions and settlements, according to requirements of society and state, both in short-term, and in the long term

Текст научной работы на тему «Этноиммиграция: анализ сравнительного изучения»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

3.1. ЭТНОИММИГРАЦИЯ: АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Даллакян Камо, кандидат политических наук, научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория военно-правовых исследований

Место работы: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации

[email protected] Аннотация: Статья представляет собой сравнительный анализ актуальных для России процессов этнической иммиграции. Объектами сравнения послужила готовность и способность к эмиграции среднестатистического крестьянства российского Нечерноземья и армянской Араратской долины. Автор предлагает разработку и целенаправленную реализацию законов и подзаконных актов, которые могли бы, с одной стороны, стимулировать этноиммиграцию и интеграцию в позитивные социальные отношения этноимми-грантов, с другой стороны, ограничивать их численность по регионам и населенным пунктам, в соответствии с потребностями общества и государства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе

Ключевые слова: правовая этнология, этноиммиграция, миграция, эмиграция, этничность

ETHNOIMMIGRATION: ANALYSIS OF COMPARATIVE STUDYING

Dallakian Kamo, research associate, candidate of political sciences, research laboratory of military and legal researches

Work place: Federal government state military educational institution of higher education «Military university» of the Ministry of Defence of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: Article represents the comparative analysis of processes of ethnic immigration, actual for Russia. As objects of comparison, readiness and ability to emigration of the average peasantry of the Russian Non-Black Earth Region and the Armenian Araratsky valley served. The author suggests development and purposeful implementation of laws and bylaws which could stimulate, on the one hand, ethnoimmigration and integration into the positive social relations of ethnoimmigrants to limit, on the other hand, their number on regions and settlements, according to requirements of society and state, both in short-term, and in the long term

Keywords: legal ethnology, ethnoimmigration, migration, emigration, ethnicity

Соображение этноиммиграции умозрительное, не сразу обнаруживает смысловой посыл в обтекаемой формулировке научного толкования, само по себе едва ли может регламентироваться в правоприменительной практике без учета экономических соображений. Соображение этноиммиграции и экономическое соображение тесно связаны между собой, однако имеют разную природу, а этноиммиграция включает большое количество неэкономических факторов.

Исследования американского экономиста Г. Беккера (Гэри Стэнли Беккер, англ. Gary Stanley Becker; 19302014) показали, что массовый приток неквалифициро-

ванных и низкоквалифицированных иммигрантов1 не снижает заработную плату в стране-реципиенте: «Факты показывают, что на самом деле они берутся за работу, которую никто из местных работников выполнять не стремится» [Becker, 1997, p. 53]. В то же время иммиграционные потоки помогают поддерживать предсказуемые цены, ибо нехватка рабочих рук неминуемо вызвала бы инфляцию зарплаты и цен [Galbraith, 1993, p. 105]. Однако, несмотря на достаточно позитивные экономические показатели, проблема иммиграции, точнее этноиммиграции, продолжает оставаться едва ли не самой болезненной.

Вопрос этноиммиграции отражается на социокультурной, политико-правовой, экономической сферах жизни общества и государства как в нашей стране, так и во всех развитых странах ЕС, и зачастую влияет на исход муниципальных и национальных выборов.

Существо этноиммиграции заслуживает пристального внимания и по сути своей противоречиво. Первопричины, лежащие в основе вынужденного выезда этноиммигран-тов из своей страны, могут быть как экономического, так и политического, религиозного или иного характера.

Уже давно тиражируется огромное количество публикаций с изложением того или иного представления2, популярного среди определенного круга юристов, политиков, ученых разного направления, однако, несмотря на широкий научный и общественный резонанс, они не являются ни академически репрезентабельными, ни, тем более единственно верными. Вот почему политически ангажированные аргументации не должны служить артефактом исследований состояния этноимммиграции и заслонять изучение действенного многообразия существующих воззрений на ее природу и закономерно-

1 В рамках данной статьи под иммиграцией мы будем понимать внешнюю иммиграцию.

2 См.: Халбаева А.М. Политическое управление российскими миграционными процессами: уровни, тенденции / Научно-практический и аналитический журнал «Управление мегаполисом». 2014. № 6 (42). С. 87-90; Апанович М.Ю. Политические аспекты миграционных процессов в современной Европе: дис. ... канд. полит. наук. М., 2013; Glick Schiller N. From Immigrant to Transmigran: Theorizing Transnational Migration // Anthropological Quarterly. 1995. Vol. 68, No. l. p. 48-63.; McKenzie D, Rapoport H. Can migration reduce educational attainment?

Evidence from Mexico // Journal of Population Economics, Springer. 2011. Vol. 24 (4). p. 1331-1358; Волох В.А. Трудовая миграция: политико-правовые и социально-экономические аспекты привлечения и использования иностранной рабочей силы. М., 2010. 252 с.; Чесноков А.С. Специфика политического регулирования иммиграционных процессов в современном мире: автореф. дис. ... докт. полит. наук. Екатеринбург, 2010. 46 с.; Шапаров А.Е. Акторы и механизмы формирования государственной миграционной политики развитых стран: автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2010. 52 с.; Бекяшев Д.К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. М., 2014. 392 с.; Брик А.Д. Эволюция российского миграционного законодательства: проблемы и противоречия // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 3 (64). С. 65-69; Лынник А.А. Незаконная миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Пятиорск, 2013. 123 с.; Пи-тухина М.А. К вопросу о секьюритизации миграции в России // Национальная безопасность / Nota bene. 2014. № 2. С. 276-282; Прудникова Т.А. Организационно-правовые основы регулирования миграционных процессов. Административно-правовой аспект. М., 2014. 186 с.; Хаб-риева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. М., 2008. 336 с.; Ястребова А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации. М., 2014. 464 с.

Даллакян Камо

ЭТНОИММИГРАЦИЯ: АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

сти эволюции как феномен глобализации, современного мирового развития и этнофрагментации.

Эмиграция свойствена всем странам и народам. Думают об эмиграции многие, а реально собирают чемоданы и решаются на отъезд на постоянное место жительство лишь немногие люди, принадлежащие к определенной этнической, возрастной категории и квалификации, владеющие востребованными знаниями. Немало и репатриантов - тех, кто возвращается на родину на постоянное жительство. Мониторинг в социальных сетях выявил, что очень много и тех, кто ни при каких обстоятельствах не покинет страну.

Сравнительный анализ Санкт-Петербургского ученого А. Арсеньева показывает, что и среднестатистический крестьянин российского Нечерноземья и армянской Араратской долины [Арсеньев, 2001] демонстрируют тенденцию амелиорировать свое коммунальное положение за пределами родины, если дома это сделать затруднительно по тем или иным причинам. Однако если у россиян нет возможности эмиграции в развитые страны Запада в целях трудоустройства и повышения уровня благополучия, то армянское крестьянство, жизненный уровень которых несколько выше, чем в целом ряде российских депрессивных регионов, вполне комфортно эмигрироваться в Россию. В результате критического анализа всех полученных экспертных сведений с максимальным привлечением доступных открытых источников, сопоставлением мнений о событиях и фактах, вырисовывается следующее обстоятельство:

Во-первых, визовые ограничения в первом, и отсутствие таковых во втором случае. Дополнительным стимулом нежелательного эмиграционного потока является стимулирующее миграционное законодательство России [Еганян, 2011], в частности, принятие указом президента РФ от 22 июня 2006 г. «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Программа дала широкие возможности законопослушным иммигрантам находиться в России легально, иметь правовой статус и пользоваться полным набором прав, которых они зачастую лишены в силу определенных обстоятельств, и им порою приходится ютиться в лесополосе, в брошенных бараках, на матрасах прямо вдоль железнодорожного полотна3.

Во-вторых, русский крестьянин не владеет западными языками и должен понести определенные затраты и усилия по изучению нового языка и преодоления культурной отчужденности. В то же время русский язык сегодня, как и на протяжении веков, имеет особый статус в армянском обществе, и армянские крестьяне репродуктивного возраста, как правило, владеют на достаточном уровне русским языком, а культурный разрыв в коммунальной жизни не столь ощутимы. Люди десятилетиями, всю свою сознательную жизнь прожили в единой социально-политической, культурной, правовой, экономической среде, в едином государстве, общими символами, ментальностью, и с восторгом и искренней бурной овацией встречают известную во всем бывшем Союзе актрису, исполнительницу роли Нины в знаменитой кинокомедии «Кавказская пленница» Наталью Варлей. По информации государственной миграционной службы

3 В московском лесу нашли лагерь нелегальных мигрантов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сетевого издания «РИА Новости» - иВ1_Мр://г1а.ги/тозсо\л//20110727/407895189.№т! (дата обращения: 18.02.2015)

Армении, около 60% мигрантов из Армении в качестве основного места проживания выбирают Россию.

В-третьих, русская толерантность, государственный патернализм и покорность судьбе и обстоятельствам, и, наоборот, отсутствие государственности на протяжении многих веков и исторически сложившая такая черта армянского крестьянства, как мобильность и способность быстро адаптироваться при изменении внешних обстоятельств. Некоторые исследователи высказывают мнение, согласно которому армянам свойственно мигрировать, с учетом того, что традиционно армяне жили с про-российской ориентацией, сделав свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с ней, на основе свободного выбора самоидентификации и самоопределения. Это кредо понимают, как интеллигенция, так и обыкновенные жители Армении, оно выражено в знаменитых словах: «Да будет благословен тот час, когда русские благословенной своей стопой вступили на армянскую светлую землю и развеяли проклятый злобный дух кизильбашей». Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного международным исследовательским центром «Gallup», для подавляющего большинства населения Армении наличие тесных связей с Россией однозначно относится к внешнеполитическим приоритетам страны. 80% населения Армении настроены пророссийски, выступают за тесные отношения с Россией, даже если это повредит армяно-американским отношениям [Ray, 2011]. Характерно, что по возвращению в Москву, докладывая на Президиуме ЦК КПСС о своем визите в Армению, руководитель Советского государства сказал: «Я не представлял себе, что в этой горной, полупустынной стране живет такой героический, до конца преданный нам народ».

В-четвертых, психологические издержки разрыва старых социальных связей и налаживание новых и прочие трудности, возникающие в адаптивной интеграции эт-ноиммигранта. Русский крестьянин все еще не изжил из себя социалистический характер социально-экономического порядка и еще сложнее вписаться в капиталистическое общество запада, в то время как армяне-этноиммигранты, с учетом наличия большой армянской диаспоры, в новой среде вовлечены в коммунальную жизнь этнической общины, где воспроизводятся привычные социальные связи, предполагающие историческую обусловленность процессов этнонацио-нального развития. Однако для эмиграции предопределяющее значение имеет не только психологическая, но и, прежде всего, практическая готовность жителей Армении на переселение в следствие социально-экономических и политических потрясений, и что едва ли не самое значимое, перманентное состояние войны и паническое настроение людей4. Из Армении массово

4 В служебном пользовании давно циркулирует полученная от ди-

пломатических и разведывательных источников достоверная инфор-

мация о недалеких 1992-1993 гг., когда турецкая армия была приведена в состояние повышенной боеготовности, по различным направлениям дважды подтягивала к границе Армении свои крупные войсковые, в том числе, механизированные, танковые и бронетанковые соединения, развернутые до штатов военного времени. Генеральный штаб Турции заявил, что все необходимые приготовления сделаны, армия уже проводит маневры и ждет приказа для вторжения армянскую территорию. Подразделения ВВС перешли на 24-часовое военное дежурство, готовые в случае приказа совершить боевой вылет и в течении пятнадцати минут нанести «хирургические» воздушные удары по территориям Армении. Основываясь на официальных отчетах Министерства обороны США, данных Центрального разведывательного управления и открытых военных публикациях, и стати-

уезжают в США, Украину и страны Европейского Союза - Францию, Польшу, Австрию, Бельгию, Чехию, Голландию, Грецию. В Греции, например, численность населения с гражданством Армении увеличилась примерно в четыре раза, в Польше армяне - третьи в списке этнических групп с самыми большими общинами. В 2000 - 2009 гг. около 10% (по некоторым данным - 20%) постоянного населения Армении навсегда уехали в США5. Армяне предпочитаю также жить в Грузии. В Турции, по словам премьер-министра Реджеп Тайип Эрдогана, проживает 170 тысяч армян, из них 100000 -граждане Армении. В самой Армении рождаемость сократилась вдвое, один работающий должен обеспечивать старость сразу троих пенсионеров [Газарян, 2011]. Если даже в домашнем хозяйстве работают все трудоспособные, они не могут не только накапливать, но и элементарно заботиться о себе и детях [Григорян, 2011]. Неэффективная занятость убивает желание работать, люди отвыкают работать, что вызывает только отрицательные эмоции и калечит сознание людей.

В-пятых, по аналогии микроэкономической модели индивидуального выбора (М. Тодаро, Л. Маружко) рациональный индивид в принятии решения основывается на сравнительном анализе издержек и ожидаемой прибыли, связанных с миграцией. Этноиммигрант выбирает страну реципиента таким образом, чтобы наиболее продуктивно использовали свою квалификацию с минимальными издержками миграции [Massey et al., 1993, pp. 431-466].

Еще 19 в. Э.Г. Равенштейн в изучении закономерностей миграции в качестве главной причины выделил экономические [Ravenstein, 1885, p. 167-169]. Так, до распада СССР союзные республики имели промыш-ленно развитую экономику, в то время как сегодня промышленность во всех постсоветских республиках упразднена. Например, Армения не богата углеводородами, не имеет выхода к морю, коммуникации с внешним миром мало развиты и многие авторитетные эксперты, и представители научно-творческой интеллигенции предсказывали такое развитие событий. Отрицательное сальдо между импортом и экспортом товаров и услуг в 2013 г. достигает 3 миллиардов долларов [Ара-мян, 2014], а в 2015 г. за 4 месяца внешнеторговый оборот составил $1.29 млрд., из которых экспорт товаров и услуг - $376.4 млн, (спад - 1,9%), импорт - почти на $ 881.7 млн (рост - 4,6%)6. Из года в год бюджет сокращается - за прошедшие 4 года с $ 3 млрд. до $2 млрд. По показателю ВВП на душу населения занимает

стических отчетах, Турция обладает второй (после США) по численности и боевой мощи армией НАТО, которая входит в пятерку сильнейших армий мира и является самой мощной среди исламских стран. И только Россия оградила Армению от реальной угрозы вторжения, недвусмысленно намекнув Турции, что мир может оказаться на грани третей мировой войны. См.: «Известия», 10.04.1993; http://www.azg.am/RU/2002092105; «Hurriyet», 11.04.1993; http://1 news.az/region/Turkey/20110714100651685.html; http ://www. islam news.ru/news-21128.html;

http://www.newsru.co.il/world/18sep2006/army.html; «Независимая газета», 22.05 1992; «Hurriyet», 25.03.1992; «Hurriyet», 22.05.1992; «The Financial Times», London, 22.05.1992.

5 http://factfinder.census.gov/servlet/DTTable?_bm=y&-ds_name=ACS_2009_1 YR_G00_&-

mt_name=ACS_2009_1YR_G2000_B04003&-C0NTEXT=dt&-

redoLog=true&-currentselections=ACS_2007_1YR_G2000_B04001&-

geo_id=01000US&-format=&-_lang=en

6 Национальная Статистическая Служба РА [Электронный ресурс]: Официальный сайт. Ереван, 2015.

uRL:http://www.armstat.am/ru/?nid=126&id=01510 Дата обращения: 20.05.2015.

144 место7. Недавно авторитетное мировое издание Forbes, основываясь на данных МВФ, оценил армянскую экономику второй с конца после Мадагаскара [Ходжоян, 2011]. По официальным данным национальной статистической службы, общий процент бедного населения страны, в 2008 году составлявший 28%, к концу 2009 года увеличился до 34%, а если ещё учесть, что используемая правительством методика расчета уровня бедности, мягко говоря, спорна, то в реальности в бедности живёт более половины населения [Мел-кумян, 2011]. Международная организация по миграции (МОМ) (International Organization for Migration) опубликовала результаты исследования, согласно которому в республике 80% населения живут менее, чем на $2 в день, треть населения Армении живет за чертой бедности8. Цены в долларовом эквиваленте выше, чем в Москве . Тарифы на выработанную дешевую электроэнергию на атомной электростанции и нескольких мощных ГЭС в Армении 2015 году самые высокие на территории бывшего СССР10, в то время, к примеру, как в соседней Грузии цены в 2 раза ниже, на Украине - в 4 раза11. Платежеспособный спрос населения низок, вследствие чего качество жизни людей продолжительно ухудшается ниже прожиточного минимума. Социальная политика имеет имитационный характер и, по существу, воспроизводит бедность.

Процесс иммиграции рабочей силы и населения в России регулируется национальным законодательством, прежде всего Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН 1951 г. о статусе беженцев, Протоколом 1967 г., касающемуся статуса беженцев, Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Международным конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которые, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, включены в правовую систему РФ, Федеральным законон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах», Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации12, другие федеральные законы.

Миграционное законодательство включает также целый пласт нормативно-правовых и подзаконных актов и в силу повышенной координирующей роли государства в социальных отношениях, обеспечивает централизованное осуществление интересов личности, общества, государства на федеральном, региональном и местном

7 Информационно-аналитическое агентство ARMENIA Today [Электронный ресурс]:. 27.07.2011.

URL:http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=48400&Section ID=0&RegionID=0&Date=07/28/2011&PagePosition=1 (дата обращения: 20.05.2015).

8 Национальная Статистическая Служба РА [Электронный ресурс]. URL:http://www.armstat.am/ru/?nid=126&id=15005&submit=%D0%9F%D 0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA (дата обращения: 11.12.2014).

9 Национальная Статистическая Служба РА [Электронный ресурс]. URL:http://www.armstat.am/ru/?nid=126&id=15005&submit=%D0%9F%D 0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA (дата обращения: 11.12.2014).

10 Национальная Статистическая Служба РА [Электронный ресурс]. URL:http://www.armstat.am/ru/?module=publications&mid=8&id=1603 (дата обращения: 11.12.2014).

11 Росбалт. Экономист не понимает, почему в Армении тарифы на электроэнергию выше, чем в РФ. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/06/24/1412142.html (дата обращения: 11.12.2014).

12 Российская газета 20 июля 2006 г. - Федеральный выпуск №4122

Даллакян Камо

ЭТНОИММИГРАЦИЯ: АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

уровне, со способностью своевременно и адекватно реагировать на изменения потребностей как в обществе, так и в государстве в целом. Особо актуально становится разработка и внедрение нормативных и правовых актов, регламентирующих адаптацию и интеграцию детей мигрантов в контексте государственной образовательной политики [Нестерчук, с. 44-48].

Между тем в силу объективных обстоятельств в законодательстве отсутствует нормы, позволяющие общедоступно довести до адресатов необходимую информацию об этноиммиграции. Правовое регулирование этноиммиграции в настоящее время требует разработки и практической целенаправленной реализации целого комплекса законов и подзаконных актов, которые могли бы, с одной стороны, стимулировать этноимми-грацию и интеграцию в позитивные социальные отношения этноиммигрантов, с другой, ограничивать их численность по регионам и населенным пунктам, в соответствии с потребностями общества и государства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Необходимость ужесточение иммиграционного законодательства должно учитывать возможные экономические, политические, социальные издержки и геополитические интересы России в постсоветском пространстве, что актуализирует поиск многоуровневого политико-правового регулирования процессов этноиммиграции.

Список литературы:

1. Becker G. The Economics of Life (Immigration). New York: McGraw-Hill, 1997. 308 p.

2. Galbraith J.K. The Nature of Mass Poverty. Harvard U.P., Cambridge (MA), 1993. 162 p.

3. Massey D.S., Arango J., Hugo G., Kouaouci A., Pellegrino A., and Taylor J.E. (1993). Theories of International Migration: A Review and Appraisal. Population and Development Review, Vol. 19, No. 3 (Sep., 1993), pp. 431-466.

4. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society of London, Vol. 48, No. 2. (June, 1885), pp. 167-235.

5. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society of London, Vol. 48, No. 2. (June, 1885), pp. 167-235.

6. Ray J. Russias Leadership Not Popular Worldwide. 5 August 2011. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.gallup.com /poll/148862/Russia-Leadership-Not-Popular-

World-

wide.aspx?utm_source=COUNTRY_ARM&utm_medium=topic&ut m_campaign=tiles (дата обращения: 21.01.2015).

7. Арамян А. Статус-кво // Голоса Армении. 10.03.2014.

8. Арсеньев А.М. К вопросу о численности населения Армении / [Электронный ресурс]. - URL: http://demoscope.ru/ weekly/2003/0131/analit06.php (дата обращения: 20.05.2015).

9. Арсеньев А.М. Политическая статистика // Армянский вестник № 1-2, 2001, [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hayastan.ru/Armvest/Jurnal06/j06_stat19.html$ (дата обращения: 20.05.2015).

10. В московском лесу нашли лагерь нелегальных мигрантов // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. -URL:http://ria.ru/moscow/20110727/407895189.html (дата обращения: 18.02.2015).

11. Газарян А. Армения: каждый третий житель готов уехать за рубеж // Русская редакция Deutsche Welle. 20.07.2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15249183,00.html (дата обращения: 18.02.2015).

12. Григорян А. Арцах: без вины виноватые // Информационно-аналитическое агентство ARMENIA Today. 14.02.2011 [Электронный ресурс]. - URL:http://armtoday.info/ default.asp?Lang=_Ru&NewsID=38924&SectionID=0&RegionID=6 &Date=05/20/2011 &PagePosition=13 (дата обращения: 18.02.2015).

13. Еганян Г. Российская программа «Соотечественники» провоцирует нежелательный эмиграционный поток // Информационно-аналитическое агентство ARMENIA Today. 29.07.2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://armtoday.info /default.asp?Lang=_Ru&NewsID=48543&SectionID=0&RegionID= 0&Date=07/30/2011 &PagePosition=1 (дата обращения: 20.05.2015).

14. Мелкумян Н. Армения погрязает в нищете? 12.04.2011 [Электронный ресурс]. URL:http://armtoday.infoс /default.asp?Lang=_Ru&NewsID=42015 (дата обращения: 11.12.2014).

15. Нестерчук О.А. Этнонациональная составляющая государственной политики профессионализации кадров в современных условиях// Человеческий капитал. - М.: ИПК РГСУ «Союз», 2009. - № 3. - С.44-48.

16. Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук / Российский государственный социальный университет. Москва, 2009.

17. Ходжоян С. Экономика Армении вызывает чувство стыда [Электронный ресурс]: 21.07.2011. URL:http://armtoday.info /default.asp?Lang=_Ru&NewsID=48034 tiles (дата обращения: 11.12.2014).

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью канд. полит. наук, доцента Даллакяна Ка-мо «Этноиммиграция: анализ сравнительного изучения» Научная статья кандидата политических наук, доцента Дал-лакяна Камо «Этноиммиграция: анализ сравнительного изучения» посвящена важной по своей сути теме и, в тоже время, недостаточной степени разработана в науке. Этническая иммиграция по сути своей противоречивая и отражается на социокультурной, политико-правовой, экономической сферах жизни общества и государства, как в России, так и во всех развитых странах. Сравнительный анализ среднестатистического крестьянина российского Нечерноземья и армянской Араратской долины выявляет факторы и первопричину выезда этноимми-грантов из страны-донора, что может служить ориентиром для установки правового режима этноиммиграции.

Детальные обзоры факторов этноиммиграции дают хорошее представление об основных тенденциях миграции в постсоветском пространстве. Одновременно внимание автора сосредоточено не только на этноиммиграции как социальном явлении, но и на ее политико-правовой регламентации.

Структура и содержание научной статьи, исследовательские ориентации автора строятся на солидной библиографической основе, включающей в себя многочисленные отечественные и зарубежные источники, а также Интернет-ресурсы по рассматриваемой проблеме.

Можно согласиться с тем, что рецензируемая научная статья углубляет не только политические, правовые представления об этноиммиграции, но и конструирует целостную парадигмаль-ную основу феномена этноиммиграции, расширяет исследовательские парадигмы, выходит за существующие рамки и на просторном пласте междисциплинарного дискурса предлагает новый уровень анализа заявленной проблемы.

В качестве положительного момента следует отметить также, что научная статья написана хорошим языком и легко читается.

Научная статья кандидата политических наук, доцента Дал-лакяна Камо «Политико-правовая регламентация этноимми-грации» может быть полезной и интересной студентам и слушателям, госслужащим, при изучении политологии, социологии, юриспруденции, всем тем, кто интересуется проблемами миграции. Она рекомендуется к изданию. Рецензент:

доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологи и социальной политики, ФГБУОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

О.А. Нестерчук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.