Научная статья на тему 'Армяно-европейские отношения в контексте «Восточного партнерства» ЕС'

Армяно-европейские отношения в контексте «Восточного партнерства» ЕС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО" / АРМЕНИЯ / ЕВРОСОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арутюнян Оксана Вагифовна, Сергунин Александр Анатольевич

В статье рассматриваются армяно-европейские отношения на современном этапе. Особое внимание уделяется реализации программы Евросоюза «Восточное партнерство» в отношении Армении. Анализируются как позитивные, так и негативные последствия этой программы для двусторонних отношений Брюсселя и Еревана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армяно-европейские отношения в контексте «Восточного партнерства» ЕС»

УДК 327.2

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 2

О. В. Арутюнян, А. А. Сергунин

АРМЯНО-ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ «ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА» ЕС

Целью данной статьи является анализ современных армяно-европейских отношений. Особое внимание уделяется реализации программы Евросоюза «Восточное партнерство» в отношении Армении.

Армяно-европейские отношения стали складываться и развиваться после обретения Арменией независимости, а это случилось не так давно. Начало было положено в 1996 г., когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ратифицированное Арменией в 1999 г.

В 2003 г. первым специальным представителем ЕС по Южному Кавказу был назначен Хайкки Талвитие. Основная задача специальных представителей ЕС заключается в урегулировании конфликтов, а также содействии экономическим и политическим преобразованиям. Армения, которая на протяжении всего постсоветского периода занимается урегулированием нагорно-карабахского конфликта, восстановлением своей экономики, решением политических, демографических проблем, особенно нуждается в помощи со стороны Евросоюза.

В декабре 2003 г. президент Армении Роберт Кочарян (занимал этот пост в 19982008 гг.) после своего переизбрания на второй срок совершил официальный визит в Брюссель, во время которого заявил о готовности Армении к развитию сотрудничества с Европой.

Активизация деятельности ЕС на Кавказе в целом и в отношениях с Арменией в частности начинается с 2004 г. Это объясняется очередным раундом расширения Евросоюза и принятием концепции «Расширенная Европа — Новое соседство», в рамках которой Кавказу было уделено большое внимание. 14 июня 2004 г. Армении было предложено присоединиться к Европейской политике соседства (аналогичное предложение поступило Азербайджану и Грузии). В сентябре того же года Представительство ЕС в Армении было преобразовано в Делегацию [1]. В 2006 г. был принят пятилетний план совместных действий ЕС и Армении.

Новый этап отношений ЕС—Армения начался в 2008 г., когда Евросоюзом была предложена программа «Восточное партнерство» (ВП). «Партнерство» являлось совместной польско-шведской инициативой [3]. Первоначально речь шла о трех странах (Белоруссии, Молдавии и Украине). Армения, Азербайджан и Грузия были включены в программу позднее. Официально ВП было учреждено в мае 2009 г. на пражском саммите. ВП предполагает как многостороннее сотрудничество, так и двусторонние отношения ЕС с каждой из шести постсоветских стран.

В декларации о создании ВП, принятой на первом саммите «партнерства», говорилось, что «главной целью Восточного партнерства является создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами» [2]. Достичь этой цели

© О. В. Арутюнян, А. А. Сергунин, 2012

планировалось путем содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах — участницах ВП, сближения законодательства последних с правовыми нормами ЕС. В частности, были названы четыре основных приоритета преобразований в странах-партнерах и одновременно их сотрудничества с Евросоюзом:

— демократия, совершенная система управления и стабильность (административные реформы, антикоррупционные меры, обучение управленческого аппарата, развитие институтов гражданского общества, свободных СМИ и пр.);

— экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли (по мере успешного развития торгово-экономических связей и гармонизации законодательства с правовой базой ЕС);

— энергетическая безопасность (меры по обеспечению надежного энергоснабжения как стран-партнеров, так и ЕС, энергосбережению и развитию источников возобновляемой энергии);

— развитие контактов между людьми (либерализация визового режима при одновременном обеспечении мер по пресечению незаконной миграции) [2].

Более конкретное выражение ВП получила в пяти так называемых флагманских инициативах:

— программа пограничного менеджмента;

— интеграция энергетических рынков, повышение эффективности энергетики и развитие возобновляемых источников энергии;

— специальная программа по развитию малого и среднего бизнеса;

— южный «газовый коридор»;

— борьба со стихийными бедствиями [3-4].

ВП также предусматривает заключение в перспективе (при условии успешного выполнения намеченных реформ) двусторонних соглашений между ЕС и странами-партнерами об ассоциации, что должно послужить важным шагом на пути дальнейшей интеграции стран-партнеров в европейское социально-экономическое и политическое пространство.

Москва восприняла появление ВП довольно настороженно. Она опасалась, что за разговорами о необходимости поощрения экономических реформ и демократии в странах-партнерах кроется стремление Брюсселя окончательно «вырвать» постсоветские государства из сферы российского влияния и параллельно обеспечить себе альтернативные пути поставки энергоносителей из Азербайджана и Средней Азии [5-6]. По этой причине Москва не без скрытого удовлетворения наблюдала за тем, с каким трудом происходило становление «партнерства», которому пришлось пробивать себе дорогу через бюрократические препоны ЕС и нехватку финансирования в условиях кризиса еврозоны [7].

Второй саммит ВП, который состоялся в Варшаве в конце сентября 2011 г., был призван подвести первые итоги этого проекта и наметить дальнейшую программу действий. Несмотря на то что руководство ЕС и шесть стран — участниц «партнерства» возлагали на этот форум определенные надежды, в экспертно-аналитическом сообществе все-таки возобладали скептические оценки этого события. Решения саммита именовались не иначе как «декларации о намерениях», содержащие мало конкретных результатов и серьезных гарантий на будущее. Отмечался тот факт, что европейские «тяжеловесы» (кроме германского канцлера А. Меркель) попросту проигнорировали саммит. Например, французский президент Н. Саркози в это время демонстративно

116

совершал вояж в Марокко для открытия там линии скоростной железной дороги, построенной с французской помощью. Вместо него в Варшаву приехал глава МИД Франции. Политические обозреватели язвили по поводу того, что Варшаве это мероприятие было нужно лишь «для галочки»: ей было важно представить свой период председательства в ЕС как успешный и уверить самих участников «партнерства» и другие страны в том, что этот проект «скорее еще жив, чем мертв».

Однако если подойти к оценке результатов реализации проекта ВП без эмоций, то наряду с его очевидными провалами можно отметить, что за два с половиной года были достигнуты и определенные (весьма скромные) успехи.

Отметим, что в рамках ВП ЕС в основном отдает приоритет регулированию и реформированию законодательства, органов власти и политической системы страны. Армения же, как, впрочем, и остальные участники ВП, стремится с помощью ЕС решить в первую очередь экономические проблемы, либерализовать торговый и визовый режимы и т. д. ЕС выделил на помощь Армении только в 1991-2006 гг. более 380 млн евро (120 млн из этой суммы приходится на гуманитарную помощь в середине 1990-х годов).

К числу достижений ВП относится развитие диалога между Ереваном и Брюсселем по вопросу о соглашении об ассоциации. Переговоры на эту тему стартовали 19 июля 2010 г. Замминистра иностранных дел Армении Карине Казинян отметила по этому поводу: «Сегодня был дан старт переговорам об ассоциации. Учитывая широкий спектр обсуждаемых сфер и вопросов, могу сказать, что это новый и долгий процесс... Трудно сказать, сколько он продлится — три, четыре или пять лет, но важно, что они начались, и мы готовы к этому пути, готовы приложить все усилия, чтобы завершить процесс евроинтеграции» [8].

Очевидно, что ассоциации с ЕС Армении следует ожидать нескоро. Тем не менее в ходе своего визита в Ереван в ноябре 2011 г. Представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики в области безопасности К. Эштон отметила определенный прогресс в переговорах о соглашении об ассоциации и особенно по вопросу о создании зоны свободной торговли [9].

В 2011 г., в связи с истечением срока совместного плана действий, Еврокомиссией была принята Национальная индикативная программа для Армении. Основными задачами на этот период являются создание Зоны свободной торговли и подписание соглашения об ассоциации. В программе были выделены три приоритетные сферы:

— демократические структуры и надлежащее управление;

— торговля и инвестиции; согласование национального права с нормами ЕС и проведение реформ;

— социально-экономические реформы и устойчивое развитие.

На эти направления планируется выделить 157 млн евро, основную часть этих средств предполагается направить на социально-экономические реформы и устойчивое развитие. 32 млн евро пойдут на программу создания институтов в рамках ВП, что подготовит основу для будущего соглашения об ассоциации [10].

Экономическое положение Армении по-прежнему остается весьма сложным. Страна небогата природными ресурсами, в ней нет хорошо развитой промышленности. Основная торговля приходится на ЕС, Россию, Израиль, Иран. Уровень инфляции в декабре 2010 г. достигал 8,1%. Но есть и положительные моменты: экспорт из ЕС в Армению в 2010 г. вырос на 4,2% по сравнению с предыдущим годом [11]. Кроме того, ЕС предоставил Армении таможенные льготы, предусмотренные торговым режимом «Комплексная,

дополненная система привилегий» (Generalized System of Preferences+). 9 декабря 2008 г. Еврокомиссией был одобрен список из 16 стран, которым в 2009-2011 гг. было разрешено экспортировать в страны ЕС 6400 наименований товаров по нулевой или существенно сниженным таможенным пошлинам. Например, системой было предусмотрено сокращение таможенных пошлин на табачные изделия на 52%, на фруктовые соки — 30%, на фрукты — 29%, овощи — 14%, рыбные продукты — 20%, мед — 17% [12].

В своем сотрудничестве ЕС и Армения также уделяют большое внимание безопасности атомной энергетики. Евросоюз выделит в ближайшее время 11 млн евро на оборудование АЭС в г. Медзамор. В 2008-2010 гг. на эти цели уже было выделено 13,6 млн евро. Кроме того, Армения и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве новой АЭС [11].

ЕС и Армения начали диалог по облегчению визового режима. 27 октября 2011 г. ЕС и Армения приняли декларацию о партнерстве в области мобильности, которая предусматривает меры по интенсификации обменов в области науки, образования, культуры, спорта и пр. Обе стороны также подтвердили свою готовность начать переговоры по скорейшему заключению соглашений о реадмиссии, которое является типовым условием со стороны ЕС для введения упрощенного визового режима в отношениях с международными партнерами. Следует отметить, однако, что в этой области Армения отстает от некоторых других стран — участниц ВП (Украины, Молдовы и Грузии), которые продвинулись в вопросе о введении облегченного визового режима с ЕС гораздо дальше.

Еще одна проблемная сфера в отношениях Брюсселя и Еревана — социальная политика. В Армении остро стоит демографический вопрос. После развала СССР и войны в Нагорном Карабахе численность населения существенно снизилась из-за эмиграции в США, Европу, Россию и другие страны. Причем армянская диаспора в несколько раз превышает население самой Армении, которое составляет около 3 млн чел. В России проживает 1,13 млн армян, в США — 1 млн, а в Европе более 700 тыс. армян [13]. В стране очень высок уровень бедности и безработицы (последняя к концу 2010 г., по официальным данным, составила 6,7%) [11]. Большой разрыв наблюдается не только между богатыми и бедными, но и в уровне жизни в столице (Ереване) и остальных регионах страны, которые часто не имеют инфраструктуры, школ, больниц, водоснабжения. Хотя нельзя не отметить, что работа в этом направлении ведется, ситуация улучшается. В июне 2010 г. Армения внесла поправки в Трудовой кодекс, расширив права профсоюзов. В конце 2010 г. правительством Армении была принята Стратегия по проведению реформ качества инфраструктуры Армении.

Определенный прогресс был достигнут в области политических реформ. В настоящее время Армения — формально демократическая республика, со свободными выборами, ее законы не противоречат нормам международного права. Но их выполнение и сама система управления оставляют желать лучшего. Так, недовольство ЕС было вызвано ситуацией в стране после выборов 2008 г., когда произошли столкновения с оппозицией, в стране было введено чрезвычайное положение, представители оппозиции были арестованы. У Европы появились сомнения в справедливости правосудия и осуществления политических свобод.

Одной из основных внутриполитических проблем является высокий уровень коррупции в стране. Согласно индексу компании «Transparency International», которая ежегодно публикует доклад об уровне коррупции в мире, в Армении в 2010 г. он достиг 2,6 (индекс от 10 — нет коррупции до 0 — очень высокий уровень коррупции). Армения

118

занимает 123-е место из 178 стран, представленных в отчете, т. е. находится среди наиболее коррумпированных стран. Если проследить данные за несколько лет, то улучшения ситуации не наблюдается, даже наоборот: в 2004 г. индекс Армении был равен 3, в 2008 г. — 2,9 [14]. Для борьбы с коррупцией Армения подписала и ратифицировала Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, присоединилась к Группе государств совета Европы против коррупции (GRECO). В 2004 г. президент Армении объявил о создании Совета по борьбе с коррупцией. Но проблема далека от окончательного решения, что подтверждается Национальной индикативной программой для Армении на 2011-2013 гг., где борьба с коррупцией обозначена приоритетом № 1. Аналогичным образом обстоят дела с системой правосудия в стране. Сейчас Армения проводит реформу системы правосудия, на которую выделено 18 млн евро.

Многие внутриполитические проблемы страны обусловлены сложной внешнеполитической ситуацией. Это касается отношений с Турцией и Азербайджаном, ближайшими соседями Армении. Отношения с Турцией были давно испорчены из-за геноцида армянского населения в 1915 г. и отказа Турции признавать этот факт. Нагорно-кара-бахский конфликт между Арменией и Азербайджаном до сих пор не урегулирован.

Сложные политические отношения с соседними странами сказываются в первую очередь на экономике страны, препятствуют внешней торговле. ЕС оказывает помощь в решении этих политических вопросов. Хотя по карабахскому вопросу основную помощь в урегулировании конфликта оказывает Минская группа ОБСЕ, специальный представитель ЕС по Южному Кавказу также вносит определенный вклад.

Ухудшение (фактически «замораживание») отношений России с Грузией после событий августа 2008 г. также негативно отразилось на Армении (хотя отношения Грузии и Армении внешне не изменились). Дело в том, что Армения не имеет общих границ с Россией, и транзитной территорией до военного конфликта 2008 г. служила Грузия. Очень важны отношения с Ираном, с которым ведется активная торговля.

Уникальное географическое положение (закрытые границы с Азербайджаном и Турцией) привело к тому, что Ереван стал придерживаться концепции «комплимен-таризма» или политики «взаимодополнения». Эта концепция подразумевает баланс интересов сторон (постсоветских государств и западных держав) и отсутствие строго определенной ориентации в своей внешней политике (прозападной либо пророссий-ской). Отметим, что Армения поддерживает отношения со 140 странами [15].

В заключение подчеркнем, что, несмотря на многочисленные проблемы и препятствия на пути реализации ВП, а также «прохладное» отношение России к этому проекту, Армения возлагает большие надежды на «партнерство» с ЕС. Она видит в нем как способ решения своих внутренних социально-экономических и политических проблем, так и средство эффективной евроинтеграции. Успех (или неудача) этого проекта будет зависеть и от того, насколько серьезно Армения «вложится» в реализацию поставленных в рамках ВП целей и задач, и от поведения других влиятельных акторов (прежде всего самого Евросоюза).

Литература

1. Commission staff working paper. Annex to "European Neighbourhood Policy". Brussels, 2005.

2. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit. Prague, 7 May 2009 (8435/09 (Presse 78)). URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/ 107589.pdf (дата обращения: 11.05.2009).

119

3. Eastern Partnership. Memo/09/217. Brussels, 5 May 2009. URL: http://europa.eu/rapid/ pressRe-leasesAction.do?reference=MEM0/09/217&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en (дата обращения: 11.05.2009).

4. Eastern Partnership Summit to strengthen EU links with Eastern Europe and South Caucasus. IP/09/700. Brussels, 6 May 2009. URL: http://europa.eu/rapid/pressReleases Action.do?reference=IP/09/ 700&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en (дата обращения: 11.05.2009).

5. Сергунин А. А., Тихонов В. Г. «Восточное партнерство» и «Большой Каспийский регион»: проблемы и перспективы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 3. С. 30-39.

6. Сергунин А. А., Тихонов В. Г. «Восточное партнерство» и российские интересы на Кавказе // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2010. № 4. С. 35-39.

7. Сергунин А. А. «Восточное партнерство»: вызов российской дипломатии в Восточной Европе // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1. С. 205-210.

8. Армения готова к долгим переговорам по соглашении об ассоциации с ЕС — МИД. URL: http://sngdaily.ru/2010/07/19/armeniya-gotova-k-dolgim-peregovoram-po-soglasheniyu-ob-associacii-s-es-mid.html (дата обращения: 11.11.2011).

9. Remarks by HRVP Catherine Ashton following her meeting with Foreign Minister Edward Nalbandian at the end of her visit in Armenia. Brussels, 17 November 2011. URL: http://europa.eu/ rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEM0/11/804&format=HTML&aged=0&language=EN&gui Language=en (дата обращения: 21.11.2011).

10. European Neighbourhood and Partnership Instrument. Armenia National Indicative Programme 2011-2013. URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/country/2011_enpi_nip_armenia_en.pdf (дата обращения: 10.05.2011).

11. European Neighbourhood Policy in 2010. Country Report: Armenia. Joint staff working paper. URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/action_plans/progress2011/sec_11_639_en.pdf (дата обращения: 10.05.2011).

12. Страны Южного Кавказа в 2009-2011 гг. будут торговать с ЕС в таможенном режиме GSP+. URL: http://www.regnum.ru/news/1102319.html (дата обращения: 11.11.2011).

13. Численность армян в странах мира по данным журнала Nouvelles d'Armenie (Франция) // Армпортал URL: http://www.armportal.ru/184-armjanskaja-diaspora.html (дата обращения: 11.10.2010).

14. Corruption Perceptions Index. Berlin: Transparency International, 2010.

15. Минасян С. Некоторые концептуальные основы внешней политики Армении // Хайинфо-диаспора. URL: http://www.hayinfo.ru/ru/analytics/policy/50760.html (дата обращения: 11.05.2010).

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2011 г.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.