Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА МОДЫ'

ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФЭШН-РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА МОДЕЛИ / РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКЦИИ / ИСХОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ / МОДИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ / РАЗНООБРАЗИЕ ФАСОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Н.А., Жолобова А.В.

В статье обозначается проблема изменения частоты сменяемости трендов моды под воздействием объективных факторов развития социокультурной и научно-технической среды. В связи с чем актуализируется необходимость корректировки подходов к промышленному проектированию моделей одежды, определяется лидирующее значение промышленного проектирования одежды методами «Серия» и «Линия» по типу матриц. Авторы называют необходимость углубленного маркетингового исследования для формирования обоснованных потребительских предпочтений, реализуемых в проектировании матриц коммерческой одежды. Приводят примеры технологических приемов для расширения модельного ряда матричных коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Еремина Н.А., Жолобова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ACTUALIZATION OF THE METHOD OF STANDARDIZATION FOR THE DEVELOPMENT OF COMMERCIAL PROPOSALS OF ENTERPRISES OF THE FASHION SERVICE

The article deals with the problem of changing the frequency of fashion trends under the influence of objective factors of the socio-cultural and scientific-technical environment. In this connection, the need to adjust the approaches to industrial design of clothing models is actualized, the leading importance of industrial design of clothing methods "Series" and "Line" by type of matrices is determined. The authors call the need for in-depth marketing research to form a reasonable consumer preferences, implemented in the design of matrices of commercial clothing. Examples of technological methods for the expansion of the model range of matrix collections are given.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА МОДЫ»

УДК 687.1

Еремина Н.А.

член Союза дизайнеров РФ, старший преподаватель кафедра «Индустрии моды и художественных технологий»

Жолобова А.В. студент 3 курса факультет «Технологии и дизайна» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет Россия, г. Нижний Новгород ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

СЕРВИСА МОДЫ Аннотация: В статье обозначается проблема изменения частоты сменяемости трендов моды под воздействием объективных факторов развития социокультурной и научно-технической среды. В связи с чем актуализируется необходимость корректировки подходов к промышленному проектированию моделей одежды, определяется лидирующее значение промышленного проектирования одежды методами «Серия» и «Линия» по типу матриц. Авторы называют необходимость углубленного маркетингового исследования для формирования обоснованных потребительских предпочтений, реализуемых в проектировании матриц коммерческой одежды. Приводят примеры технологических приемов для расширения модельного ряда матричных коллекций.

Ключевые слова: мировой фэшн-рынок, потребительская культура, структура модели, разработка коллекции, исходная конструкция, модификация модели, разнообразие фасонов

Eremina N.A., a member of the Union of designers of Russia senior lecturer in fashion industry and art technologies Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University

Russia, Nizhny Novgorod Zholobova A. V. student

3th year, faculty of Technology and design Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics

Russia, Nizhny Novgorod PROBLEMS OF THE ACTUALIZATION OF THE METHOD OF STANDARDIZATION FOR THE DEVELOPMENT OF COMMERCIAL PROPOSALS OF ENTERPRISES OF THE FASHION SERVICE Abstract: the article deals with the problem of changing the frequency of fashion trends under the influence of objective factors of the socio-cultural and scientific-technical environment. In this connection, the need to adjust the

approaches to industrial design of clothing models is actualized, the leading importance of industrial design of clothing methods "Series" and "Line" by type of matrices is determined. The authors call the need for in-depth marketing research to form a reasonable consumer preferences, implemented in the design of matrices of commercial clothing. Examples of technological methods for the expansion of the model range of matrix collections are given.

Keywords: world fashion market, consumer culture, the structure of the model, development of the collection, the original design, a modification of the model, a variety of styles

Современные маркетологи отмечают интенсивную динамику развития мирового фэшн-рынка. В течение последних трех лет ежегодный темп увеличения объема рынка одежды составил 4%. Этот прогноз дает основание предполагать, что к 2020 году объем мирового рынка одежды увеличится в 1,4 раза [8].

Активный рост фэшн-рынка обусловлен, в том числе, принципиально новыми вызовами современного постиндустриального общества, сформулированными в концепциях мегатрендов как «ценностная инверсия», которая определяет перестановку низовых ценностей личности на позиции доминирования [10]. Престижный ранг приобретает потребление, как доступный способ «подключения» к высокостатусной группе, члены которой, по мнению индивида, ведут «достойное человека существование» [4]. Возможность мимикрирования под высокую социальную группу обеспечивается через приобретение знаковых товаров индустриального фэшн-рынка.

Постмодернистская потребительская культура охватывает абсолютно разные социальные группы и сообщества. Неизбежная проблема диссонанса между экономическими возможностями индивида и стоимостным эквивалентом стабильных маркеров статусной одежды оригинально разрешается в коммерческих предложениях брендов фэшн-индустрии. Уже с конца 50-х годов XX века люксовые бренды начинают выпускать коллекции вторых (а сегодня - и третьих) линий, ориентированные на потребителей со средним достатком [5]. Подобная маневренность говорит, скорее, о грамотном позиционировании бренда, чем о его маргинализации. Новые мемы постмодернистской культуры потребления задают высокие стандарты. При этом стратегии фэшн-индустрии позволяют выпускать на рынок доступную для большинства одежду, отражающую символы дизайнерской, статусной моды [6].

Помимо ценностной инверсии на потребительскую культуру влияет «fast fashion» («быстрая мода»). Этот феномен сформировался под воздействием Интернет, ресурсы которого способны с высокой скоростью тиражировать новые образы и облики, побуждая у индивида желание быстрого включения в пространственную и временную ситуацию.

Покупатель начинает стремиться к частому обновлению гардероба с целью обладания вещами, предпочтительными для данного периода моды, позволяющими идентифицировать себя с семантическим обликом разрекламированных субъектов [5]. Доминирующими для потребительского фэшн-рынка становятся категории морального износа (старения) вещи, тогда как физический износ отходит на второй план. Феномен «быстрой моды» заставил изменить стратегию разработки коммерческих коллекций не только мобильный сектор среднего бизнеса, но и титанов сетевых брендов фэшн-индустрии: Mango, Zara, H&M, Topshop и др. [1]. Сегодня маркетологи констатируют, что ежегодный рост «fast fashion» в среднем составляет 15-17 % [7].

Российские производители одежды максимально интегрируются в мировой фэшн-рынок. Современные отечественные предприятия считают проблему расширения и обновления номенклатуры изделий повседневного спроса в новых социо-культурных и экономических условиях важной стратегической задачей.

Специфика покупательского поведения заставляет творческий конвейер мобильно корректировать методики маркетинга. Обеспечение производителей одежды достаточно точными сведениями о фиксированных и прогностических предпочтениях потребителей напрямую связано с пониманием потребностей целевого сегмента. Поиск максимально объективных критериев качества коммерческого фэшн-продукта теперь осуществляется стратегиями «целевого маркетинга», который позволяет подстроиться под особенности коммуникаций ограниченных сегментов и определить предпочтения в границах даже небольших групп [9].

Если 20 лет назад подобные сведения, затрагивающие интересы микрогрупп, были не актуальны для крупных игроков фэшн-бизнеса, то сегодня ситуация изменилась. Опыт адресного подхода маркетологов, нацеленный на узкую группу потребителей с особыми запросами, позволяет выявлять нюансы в качественных предпочтениях фэшн-продуктов. Можно сказать, что процесс тиражирования «индивидуальной» одежды на обширном фэшн-рынке становится регулируемым [3].

Маневренность стратегий целевого маркетинга выводит на конкурентный рынок сектора фэшн-индустрии предприятия малого бизнеса и даже индивидуальных производителей. Это факт заставляет крупные предприятия «играть с опережением», предлагая вариативной целевой аудитории оригинальные решения моделей, созданные в течение сокращённого производственного цикла: сегодня выигрывает тот, кто поставляет новые коллекции в розницу быстрее других.

Внедрение требований различных потребительских групп в разработку продуктов единого производственного цикла актуализирует креативный подход к проектированию. Одним из эффективных ресурсов изменения композиции для получения вариантов аутентичной эстетики становится

технологическое усложнение изделий на основе единого стандартного конструктивного решения. Стандартизация позволяет при сохранении конструкции или её незначительном изменении выпускать коммерческие партии одежды разнообразных фасонов.

Расширение ассортиментной линейки промышленных коллекций возможно двумя способами: разработка моделей по типу «Линия» и моделей по типу «Серия». Это не новаторские методики. Но включение в типовой конструкторско-технологический процесс современного роботизированного оборудования, позволяющего оптимизировать формирование настила из тканей различных рисунков и артикулов, качество раскладки и раскрой моделей, быстро обрабатывать узлы и сшивать крой по унифицированным линиям, выполнять комплекс технологических отделок и отделок-имитаторов ручной работы, выводит стандартизированное проектирование на инновационный уровень авторского дизайна.

Коллекция «Линия» или «Линейка» разрабатывается как комплекс одноассортиментных моделей, объединенных образом, цветом, тканями. Разработка коллекции выполняется на одной базовой (исходной) конструкции, поэтому может считаться частично унифицированной. Разнообразие фасонов достигается модификацией в исходной конструкции:

1) силуэта модели;

2) местоположения и конфигурации вытачек;

3) объёма формы в локальных зонах не опорных поверхностей, например, головки рукава;

4) линейных параметров главных структур: лифа, рукавов, полотнищ юбки/половинок брюк;

5) количества структур модели, например, добавление/исключение воротника, баски, кокетки, рукава;

6) качества структур модели, например, включение драпировок, складок.

Важно отметить, что в «Линии» при модификации конструкции покрой рукава не изменяется.

Коллекция «Серия» разрабатывается по типу конструктивно-унифицированного ряда. Разработка коллекции выполняется на одной модельной конструкции. Силуэт и покрой основных деталей не меняются. Разнообразие фасонов достигается модификацией в исходной конструкции:

1) формы краевых линий, например, линии низа изделия, линии горловины и т.п.;

2) формы второстепенных структур: застежек, воротников, карманов, манжет и т.п.

3) линейных параметров главных и второстепенных структур;

4) количества структур модели, например, исключение воротника, баски, кокетки, рукава;

5) количества съемных деталей, например добавление пояса;

6) отделки и отделочных деталей.

Помимо технологических приёмов, художественная идея в промышленных коллекциях может быть воплощена с помощью методов дизайн-проектирования:

- кинетизма, выражающегося в компоновании цветовых пятен по формату силуэта с целью достижения визуальной динамики в нужном направлении. Например, размещение единичного принта или завершённого художественного изображения; применение тканей разных цветов и рисунков для основных структур модели без учета симметрии;

- инверсии, выражающейся в переносе деталей, традиционно размещаемых с изнаночной стороны изделия, на лицевую сторону. Например, нашивание бирок, петель, внутренних карманов. Или стачивание швов припусками наружу;

- модульности, выражающейся в построении обширного ряда комбинаций одной детали в заданном модуле силуэта, например, в изделиях типа «пончо». Этот прием заимствован из традиционной технологии «пэчворк» и успешно транслирован в современную массовую моду;

- перестановок, когда намеренно изменяется стандартное расположение деталей изделия в структуре модели. Например, переставляя накладной карман по поверхности переда или даже спинки, можно получить серию интересных композиционных решений, скажем, блузы-рубашки.

Проектируя промышленные «Линии» и «Серии» в соответствии с требованиями различных потребительских групп, предприятия получают возможность создавать коллекции разных объемов - от капсульной до полноматричной - по принципу just-in-time («точно вовремя»). Стратегии стандартизации позволяют расширить ассортимент одежды при сравнительно небольших затратах на стартовый дизайн, увеличить объемы производства, максимально сократить пути модного изделия от моделирующей организации до потребителя. Рациональная модель ассортиментной матрицы может достоверно спрогнозировать количество единиц выпускаемых моделей, облегчить позиционирование коллекции, освоить мероприятия по снижению остатков коммерческой коллекции.

Создание ассортиментных матриц на основе 2-5-ти базовых конструкций требует универсального опыта дизайнерского проектирования. В условиях современного рынка, актуализирующего «экономику идей» или креативную экономику, технологии матричного моделирования на основе стандартного элемента должны обязательно включаться в программы подготовки менеджеров сервиса индустрии моды и красоты, обеспечивая специалисту ключевые компетенции разработки и продвижения своевременного сервисного фэшн-продукта.

Использованные источники: 1. Анализ конкурентной среды сетевых брендов на рынке индустрии моды [Электронный ресурс]. URL:

http: //studbooks .net/864114/marketing/analiz_tendentsiy_sovremennogo_rynka_ mody

2. Бобрушева, В.В., Соловьева, С.В. Анализ тенденций развития российского рынка одежды. [Электронный ресурс]. URL: http: //mognovse.ru/mkt-analiz-tendencij -razvitiya-rossij skogo-rinka-odej di. html

3. Ильин, А.Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление. Монография: Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://unixone.ru/?p=1270

4. Ильин, А. Н. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность // Вести. Ом. ун-та. - 2009. - № 5

5. Конева, А. В. Мода в социальном бытии: от включенности к исключительности// Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009 - c. 127-145

6. Олейник, Т.П., Гусева, М.А., Данилова, О.Н. Проектирование моделей одежды [Электронный ресурс]. URL: https://abc.vvsu.ru/books/u_proektmod/page0001.asp

7. Проектирование серии моделей [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/84761/proektirovanie_serii_modeley

8. Российский и мировой рынок дизайнерской одежды. Текущая ситуация и прогноз. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/research/34145/

9. Целевой маркетинг//Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/guide/startbusines/market_sales/marketing/ m,f,714/

10.Be-in.ru Мегатренды [Электронный ресурс]. URL:https://www.be-in.ru/word/15072-megatrends/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.