Научная статья на тему 'Использование элементов конструкции пелерины в современной женской одежде'

Использование элементов конструкции пелерины в современной женской одежде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА / СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА / ОДЕЖДА / ПЕЛЕРИНА / ПРООБРАЗ ПЕЛЕРИНЫ / ИСТОРИЯ КОСТЮМА / МУЖСКОЙ ГАРДЕРОБ / МУЖСКАЯ МОДА / ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ / ВЯЗАНЫЕ ПЕЛЕРИНЫ / МОДЕЛИ ПЕЛЕРИН / ЗАЩИТНЫЕ ПЕЛЕРИНЫ / ЖАКЕТЫ / МОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Путинцева Людмила Александровна, Кукушкина Зоя Ивановна, Хан Елена Брониславовна

В статье представлен анализ истории пелерины, рассмотрены варианты использования ее элементов в женской одежде, способствующих созданию стильного образа современной женщины. В результате анализа источника творчества и тенденций современной моды разработана модель женского жакета с использованием конструктивного элемента, прототипом которому послужила пелерина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов конструкции пелерины в современной женской одежде»

УДК 687.1. 016.5

Л.А. Путинцева, З.И. Кукушкина, Е.Б. Хан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ПЕЛЕРИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ

В статье представлен анализ истории пелерины, рассмотрены варианты использования ее элементов в женской одежде, способствующих созданию стильного образа современной женщины. В результате анализа источника творчества и тенденций современной моды разработана модель женского жакета с использованием конструктивного элемента, прототипом которому послужила пелерина.

The article presents an analysis of the history of the cape and consider options for using elements of its design in contemporary women's clothing.

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития оставляют свой отпечаток на одежде, которой пользуется социум.

Открыв значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, человек стал размышлять о ее эстетической и стилизующей функциях. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, в первую очередь смог выразить свое художественное мировоззрение.

Прообразом одежды, именуемой пелериной, явилась «пелерина из Молда» (рис. 1),

представляющая собой изделие из цельного листа золота, датируемое примерно 1900-1600 гг. до н. э. и относящееся к бронзовому веку Европы. Изделие обнаружено в г. Молд, графство Флинтшир, северный Уэльс, в 1833 г. По-видимому, она представляла собой часть церемониального одеяния и в настоящее время хранится в Британском музее [1].

Современная пелерина позаимствована у мужского костюма, появившегося предположительно в ХУ1-ХУ11 вв. во Франции. Различные словари истолковывают пелерину как накидку*, которую первоначально носили пилигримы (рис. 2) [2].

Рис. 1. Золотая пелерина из Молда, хранящаяся в Британском музее.

*

Пелерина [фр. pelerine] - накидка на плечи, немного не доходящая до пояса; воротник в виде такой накидки (Словарь иностранных слов).

Пелерина: 1) короткий плащ до пояса в виде круглой накидки или короткая круглая накидка с капюшоном, надеваемая поверх плаща; 2) большой круглый воротник на верхней одежде или на женском платье (Т.Ф. Ефремова. Новый толковословообразовательный словарь русского языка).

Пелерина: 1) в женской одежде - короткая, обычно не доходящая до пояса накидка на плечи; большой, всегда съемный, закрывающий плечи воротник; 2) в мужской одежде - воротник-накидка, пришитый у ворота под верхним маленьким воротничком (Современный толковый словарь).

Пелерина - это слово, имеющее значение «накидка на плечи», заимствовано из французского языка, где буквальное значение pelerine - «платье пилигрима». Образовано от pelerin - «пилигрим», восходящего к латинскому peregrinus - «чужеземец». См. также «пилигрим» (Этимологический словарь Крылова).

Сложно определить точно, когда такой декоративный элемент как воротник модифицировался в пелерину. Однако на протяжении всей истории до сегодняшнего дня этот необычный, оригинальный вид одежды не давал забыть о себе и широко использовался в различные периоды реформации костюма.

В первой половине XVII в. во всех европейских странах наблюдается резкая перемена в отношении моды. Маньеристическая мода, господствовавшая целых пятьдесят лет, в начале века отступила. В основе нового костюма остается веяние испанской одежды: конусообразного плаща, воротников, манжет, шляп. На эскизах знаменитого гравера Вацлава Голлара можно увидеть различные виды пелерин того времени - в зависимости от времени года и от назначения (рис. 3) [2].

Рис. 2. Нюрнбергский купец-пилигрим. Немецкая гравюра

Рис. 3. Эскизы женских костюмов Вацлава Голлара, XVII в.

В период Великой французской революции в мужском костюме к цилиндру с кокардой носили длинный плащ с несколькими, положенными друг на друга воротниками, предшествовавшими возникновению пелерины (рис. 4) [2].

Новая эпоха в развитии костюма началась уже в условиях капиталистического общества. Промышленный прогресс изменяет экономику Европы XIX в., особенно Англии и Франции. В моде XIX в. господствовали два противоположных направления: одно было подчинено спорту, другое - модным салонам.

Бесспорно, Англия была более удачлива в мужской моде, творцами которой были лорды, артисты и денди. Деловые англичане подарили миру прообраз современного пальто - редингот. Это приталенный кафтан, с длинными полочками и несколькими воротниками (рис. 5, а). Верхней мужской одеждой, наряду с рединготом, становится сюртук, а модной деталью одежды для холодного времени - пелерина (рис. 5, б). Следует отметить, что пелерина в XIX в. переживает пик популярности.

Во второй половине XIX в. в мужском гардеробе появляется короткое, свободное пальто, пользовавшееся большим успехом и быстро завоевавшее прочное место, которое сохраняет до сих пор. В путешествиях носят «raglan» или «macfarlane» - однобортное пальто без рукавов с большой пелериной и отложным воротником (рис. 5, в). Для выездов в холодное или сырое

Рис. 4. Фотография из журнала «Дес Люксус унд дер Модерн», 1791 г.

и грудь. В совершать iLX

„ 1шт

а б

время используют каррик - свободное пальто с несколькими воротниками или с одной пелериной (рис. 5, г) [3].

Рис. 5. - Модели мужского пальто XIX в.:

а - редингот с пелериной (гравюра из журнала мод, 1814 г.); б - короткий редингот с пелериной (гравюра из журнала мод, 1838 г.); в - вечернее пальто с рукавами-крыльями (гравюра из журнала мод, 1856 г.); г - каррик с пелериной.

В женском костюме в начале XIX в. быстро сказывается влияние стиля ампир. Разнообразие фасонов женской одежды достигалось различного рода воротниками. Появляется «guimpe» -маленькая пелеринка с воротником, закрывающим шею этот период возникает интерес к природе, обычаи регулярные прогулки. В связи с этим появляется необходимость в ' более теплой и разнообразной верхней одежде. В женском гардеробе в начале XIX в. появляются разнообразные рединготы, чаше с застежкой на петлицы или однобортные. Пелерину делают в зависимости от сезона из легких или шерстяных тканей, с разнообразной отделкой (рис. 6) [2].

В 20-е гг. XIX в. в моду вошли пелерины из различных материалов, часто на меховой подкладке и вышитые. Короткие пелерины являлись принадлежностью выходного туалета. Они отделывались мехом и сочетались со шляпой, украшенной перьями.

В 30-40 гг. популярностью пользовался «гавелок» - длинный мужской плащ без рукавов с пелериной, названный по имени генерала Генри Гавелока (1795-1857). Традиционно «гавелок» имел меховую отделку. Для дам он нередко изготавливался из узорчатой ткани. Мужской «гавелок» имел тот же фасон, что и дамский, но был короче. Изготавливался он в основном из однотонной ткани и украшался меховым воротником (рис. 7) [2,4].

В конце XIX в. пелерина превращается в широкий воротник и имеет длину до пояса. К ней, как правило, надевалась шляпа с вуалью.

Резкий поворот в моде произвел в 1947 г. Кристиан Диор, продемонстрировавший новые интересные модели. В 1948 г. вся Европа и Америка приняли новый стиль Диора, получивший название «нью лук» (новый силуэт). Еще через год коллекция парижских от кутюр полностью перешла на новый стиль. Это была романтическая линия с новым вариантом кринолина, тонкой

Рис. 6. Женский костюм с пелериной, XIX в.

а б в

талией. Вскоре Диор создал целый ряд других модных линий, которые также стали всеобщим достоянием [2]. В его новое направление прекрасно вписалась и пелерина.

Рис. 7. Модели женского и мужского «гавелока»:

а - мужской «гавелок» на атласной подкладке, украшенный меховым воротником; б - мужской однотонный «гавелок» и женский из узорчатой ткани; в - женский «гавелок» без рукавов с пелеринкой, отделанный мехом.

Столь популярная в XIX в., она по-новому заиграла как в вечерних, так и повседневных

нарядах. В некоторых моделях пелерина вернулась к своим истокам и вновь превратилась в широкий воротник, лишь имитирующий пелерину (рис. 8).

Рис. 8. Модели из модного журнала «Вог», апрель 1949 г.

Не только в Европе, но и в России эта деталь одежды имеет богатую историю существования. Первые намеки на нее можно было наблюдать еще в XVII в. Широко использовали ее в качестве верхней одежды путешественники. Плащ-пелерина имел различную длину и, как правило, был с капюшоном.

Начиная с XIX в., пелерина активно входит в гардероб русских женщин. В России изготовление ее превратилось в целое искусство.

С 1830-х гг. накидки, мантильи, пелерины стали одним из важных элементов женского костюма. Пелерина была самой яркой и востребованной деталью одежды при активной светской жизни того времени. Шикарные бальные платья требовали не менее богато декорированных пелерин. На балу дамы появлялись в нарядных платьях с кружевными пелеринами, с ручной отделкой, с отложными воротниками. По моде 1840-х г. пелерина имела на спинке декоративный капюшон с

кистями на конце («бурнус»). Нарядные накидки, так называемые «сорти де баль», надевали на бальное или подвенечное платье (рис. 9).

Рис. 9. Женский русский костюм XIX - начала XX вв.: а - платье из шелкового кружева-блонды с накидкой «бурнус», 1840-е гг.; б - платье с мантильей,

1840 - 1850-е гг.; в, г - нарядные накидки «сорти де баль», 1900-е гг.

Такие накидки стоили баснословно дорого, поэтому их обладательницами были исключительно богатые дамы. Для среднего класса накидки-пелерины шились из менее дорогих тканей, со скромной отделкой [6].

Новый век и смена великих календарных эпох привели к тому, что мода последних лет старается навести мосты между прошлым и будущим, соединить эти два полюса. XXI в. характеризуется развитием техники, электроники, Интернета - мощного средства массовой информации. Все это не могло не отразиться на современном костюме. Но и сегодня мир моды не оставил без внимания столь модную в прошлом пелерину. Широкое разнообразие используемых

материалов и вариантов кроя позволяет использовать ее в самых различных вариантах, - например, в меховых моделях, представленных на рис. 10 [5].

Рис. 10. Модели современных меховых пелерин.

Меховые пелерины бывают разных фасонов, длинные и короткие, узкие и широкие. К низу их часто пришивают хвосты шкурок, меховые помпоны. При изготовлении пелерин применяют только ценные меха и сложные методы раскроя. Для декорирования меховых пелерин используют и нетрадиционные способы отделки: фигурную стрижку, выщипывание остевого волоса, лазерную перфорацию, создающую меховое кружево и др.

Материалом века поистине стал трикотаж. Одежда из трикотажа занимает прочные позиции в гардеробе современного человека, что объясняется прекрасными потребительскими качествами трикотажа - комфортностью, универсальностью, красивым внешним видом, большим разнообразием потребительских свойств, хорошей посадкой на любой фигуре.

Большое разнообразие видов трикотажных полотен и их цветовой гаммы создает неограниченные возможности для достижения художественных эффектов при моделировании трикотажных изделий. Определенный художественный эффект может быть получен и благодаря удачному использованию в одном изделии разных переплетений, что можно увидеть на моделях пелерин, представленных на рис. 11 [5].

Рис. 11. Современные модели вязаных пелерин.

Пелерины могут быть не только связанными вручную, но и выкроенными из трикотажного полотна (рис. 12).

Рис. 12. Пелерины могут быть связаны или сшиты из трикотажного полотна.

Пелерина может использоваться не только в качестве одежды для повседневной носки или для торжественных случаев, но и как средство индивидуальной защиты от неблагоприятных внешних

воздействий. Она может быть соединена с капюшоном, с пристегивающимся подшлемником для ношения с каской, служить для защиты от вредных рентгеновских излучений (рис. 13) [5].

Рис. 13. Различные виды защитных пелерин:

а - варианты утепленных подшлемников с пелериной; б - подшлемник пуховой с отстегивающейся пелериной для ношения с каской Супер У-Гард производства России; в - рентгенозащитная пелерина.

Не обходят вниманием пелерину и молодые современные дизайнеры и конструкторы одежды. Так, используя в качестве источника творчества пелерину и учитывая тенденции современной моды, делающей акцент на оригинальности одежды, в рамках дипломного проектирования по специальности «Конструирование одежды» на кафедре КиТО АмГУ разработана модель женского жакета с использованием конструктивного элемента, прототипом которого послужила пелерина (рис. 14).

Жакет изготовлен из полушерстяного трикотажного полотна с добавлением лавсана и нитрона. Пестровязаное полотно в серо-песочной цветовой гамме имеет светло-бежевого цвета отделку в виде ворса длиной 20 мм в форме плавных линий, расположенных по всему полотну. Шерстяное волокно, входящее в волокнистый состав, обладает хорошими упругими свойствами, достаточной прочностью, что снижает сминаемость изделий и обеспечивает сохранение первоначальной формы. Рис. 14. Жакет женский. Добавление лавсана придает материалу малоусадочность, повышенную стойкость к истиранию и упругость. Нитрон также отличается прочностью, которая не меняется и в мокром состоянии, и упругостью. В результате изделия после стирки полностью сохраняют форму, не требуют глажения. Нитрон не повреждается молью и микроорганизмами. В качестве отделки в данной модели используется искусственная кожа черного цвета, на тканой хлопчатобумажной основе (воротник-стойка, ремень).

Жакет, предназначенный для повседневной носки, имеет полуприлегающий силуэт, центральную застежку до верха на четыре обметанные петли и пуговицы. Полочки и спинка с вертикальными рельефными швами, идущими от плечевых швов. Рукава длиной % имитирует втачная пелерина. Пелерина конического покроя с плечевыми швами, переходящими в верхние швы.

Спинка ее втачана в шов горловины спинки. Пелерина втачана также в плечевые швы жакета, передние ее части - в рельефные швы полочек жакета. Полочки пелерины косого кроя под углом 45°.

Проймы жакета и срез низа окантованы косой бейкой из искусственной кожи. Воротник - втачная коническая стойка высотой 5,5 см - выполнен из искусственной кожи и декорирован тремя продольными складками и рюшем также из искусственной кожи, настроченным по верхнему краю и по шву втачивания воротника. Талия подчеркнута кожаным ремнем шириной 5 см, застегивающимся

на пряжку. Ремень продевается в отверстия, оставленные в боковых швах и рельефных швах полочек. Жакет на шелковой подкладке. Детали пелерины без подкладки.

Новизна конструктивного решения жакета заключается в оригинальном способе соединения деталей пелерины с основными деталями жакета, в использовании материала оригинальной фактуры и оригинальных отделок. Все это способствует созданию стильного образа современной женщины.

Подводя итог изложенному, можно повторить, что моду остановить невозможно, как невозможно остановить движение времени, потому что в самой природе человека лежит стремление к постоянному обновлению и совершенствованию. Однако отдельные элементы или виды одежды -такие как, например, пелерина - настолько универсальны, практичны и красивы, что человечество не может расстаться с ними на протяжении веков.

1. Powell T.G.E. The gold ornament from Mold, Flintshire, North Wales // Proceedings of the Prehistoric Society. 1953. - № 19. - Р. 161-79.

2. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1988.

3. Мерцалова М.Н. История костюма // Очерки истории костюма. - М.: Искусство, 1972.

4. Каминская Н.М. История костюма. - М.: Легкпромбытиздат, 1986.

5. http://www.google.ru.

6. Ефимова Л.В., Алёшина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в России. XV - начало XX века / Из собрания Государственного исторического музея. - М.: Арт-Родник, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.