Яньшина М.М.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУХА ОРЕНБУРГСКОЙ КОЗЫ В КАЧЕСТВЕ УТЕПЛЯЮЩЕГО ПРОКЛАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА
Обоснована идея использования пуха Оренбургской козы в качестве утепляющего прокладочного материала при дизайн-проектировании верхней женской одежды. Проведен художественно-конструкторский анализ коллекции женских пуховиков. Определены конструкторские и технологические параметры изготовления изделий с использованием козьего пуха.
Ключевые слова: козий пух, дизайн-проектирование, конструкторское решение, технологическое решение.
Костюм находится во взаимосвязи с человеком, его предметным окружением и с обществом, являясь продуктом его культурной и социально-экономической деятельности.
Создание массового костюма относится также к сфере промышленного производства и требует серьезного дизайнерского подхода. На стадии проектирования должны учитываться основные факторы, влияющие на форму будущего костюма. Важную роль здесь играют свойства используемых материалов.
В настоящей статье рассказывается о первой попытке реализовать идею замены традиционного утеплителя на пух Оренбургской козы в качестве утепляющего прокладочного материала при дизайн-проектировании верхней женской одежды.
Из множества разновидностей пуха (пух птицы, кролика, верблюжий пух) для нашего региона в качестве утеплителя наиболее подходит пух Оренбургской козы. Это ценное сырье имеется в достаточном количестве на территории Южного Урала. Пуховых коз разводят в Оренбургской области и некоторых регионах Башкирии. Пух, получаемый от коз местной породы, имеет ряд уникальных свойств, которые определил суровый, резко континентальный климат. Оренбургская порода коз - единственная в нашей стране обладает самым тонким (14-16 мкм) эластичным пуховым волокном, не грубеющим с возрастом. Данный пух отличают блеск и шелковистость, относительная крепость и естественная однотонная окраска, малая теплопроводность и уравненность волокна по длине.
Козий пух - это экологически чистый материал, который абсолютно безопасен для здо-
ровья. Он не вызывает аллергической реакции, а также не провоцирует возникновения зуда и неприятных ощущений на коже при носке изделий из него [1] . Такого нельзя сказать о синте-понах, изготовленных с применением клеевых методов связки волокон в полотне. Козий пух в отличие от синтепона и других синтетических связных и несвязных утеплителей поглощает до 35% влаги, обладает низкой теплопроводностью, и поэтому тепло, вырабатываемое организмом человека, не рассеивается, а накапливается, согревая в течение длительного времени носящего пуховое изделие.
Этот великолепный материал используется в качестве сырья для изготовления оренбургских пуховых платков. Платки и паутинки из оренбургского пуха обладают множеством достоинств: тонкой и нежной структурой, высокой прочностью и теплозащитными свойствами, художественным совершенством и изысканной декоративностью, основанными на учете свойств этого уникального материала. Оренбургские пуховые платки превратились в настоящий и никогда не стареющий символ русской национальной культуры.
При анализе литературных источников найдено упоминание об использовании пуха в повседневной одежде кочевников в качестве прокладочного материала. По устным свидетельствам жителей глубинки (провинции, периферии) в некоторых районах Оренбургской области и Казахстана по сей день имеются в обиходе стеганые жилеты и куртки на козьем пуху.
В связи с этим появилась идея расширить диапазон ассортимента изделий с использованием козьего пуха не только в традиционном приме-
нении, но и в одежде массового спроса, изготавливаемой промышленными способами. Была сделана попытка с иной точки зрения подойти к дизайн-проектированию такого распространенного и популярного ассортимента, как пуховики.
Пуховики вошли в нашу жизнь уже давно и успели прочно закрепить свои позиции. Сегодня пуховик - это самая удобная и практичная зимняя верхняя одежда. Данная коллекция представляет собой попытку по-новому подойти к формированию дизайна пуховиков и расширению ассортимента верхней одежды в целом.
Для достижения этой цели был сформулирован и последовательно решался ряд задач:
1. Провести сравнительный анализ данных о свойствах пуха различных животных и птиц и аспектах его применения в одежде;
2. Провести сравнительный анализ свойств пуха и искусственных прокладочных материалов в ассортименте верхней женской одежды;
3. Разработать коллекционный ряд верхней женской одежды для молодежной группы потребителей;
4. Провести художественно-конструкторский анализ коллекций и изделий с использованием пуха Оренбургской козы;
5. Разработать технологические условия и режимы изготовления изделий верхней одежды с утеплителем из козьего пуха.
Перечисленные пункты исследования исходных данных четче очертили главную проек-
тную задачу и концепцию коллекции верхней женской одежды, в которой впервые была осуществлена замена давно привычного утеплителя - синтепона - на пух козы.
Исходя из поставленных задач и модных тенденций был разработан модельный ряд верхней женской одежды (см. рисунок 1).
Коллекция женской одежды состоит из пяти экспериментальных художественных систем -комплектов. Поскольку комплект - открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, изделия коллекции могут носиться практически в любых сочетаниях друг с другом. Это позволяет на практике реализовать принцип капсульности разработанной коллекции. Эффект многовариантного решения усиливают детали - трансформеры.
В коллекцию, предназначенную для молодежной группы потребителей, входят удлиненные парки и шорты на пуху, укороченные куртки, сочетающиеся с юбками с завышенной талией, пелерины и накидки различной длины с капюшонами и без. Кроме того, в коллекции используются массивные воротники-хомуты, при необходимости превращающиеся в головные уборы, напоминающие надетый на голову платок, а также нарукавники и удлиненные перчатки, выполненные крупной вязкой. Цветовую гамму и стиль коллекции определили модные тенденции текущего сезона осень - зима. Главные оттенки коллекции - цвет слоновой кости,
Рисунок 1. Эскизы коллекции «Снежная...»
(Выполнила студентка кафедры дизайна ОГУ Королева Надежда, руководитель Яньшина М.М.)
теплые оттенки коричневого и серого, что также подтверждено тенденциями 2013-2014 года.
Цветовая гамма коллекции основана на сочетании родственных теплых оттенков. Такие цвета создают ощущение уюта и психологически «защищают» в холодное время года.
Таким образом, в цветовой гамме использованы закон нюанса, а в светлотном решении -закон контраста. Особое внимание в решении цветовой композиции уделялось пропорциональной взвешенности размеров и конфигурации цветовых пятен разной светлоты как в каждой отдельной модели, так и при взгляде на коллекцию в целом.
Значимым композиционным приемом является стежка, выполненная в стилистике традиционного орнамента, используемого в пуховом платке.
Первая модель представляет собой светлое пальто длиной немного ниже колена. Изделие выполнено без рукавов, которые заменяет пристегивающаяся накидка, значимость которой как композиционного акцента подчеркнута светлотным контрастом. Комплект дополнен длинными перчатками и нарукавниками. В случае, если пальто используется без пелерины, можно одевать под пальто толстый свитер с длинными рукавами (см. рисунок 2).
Модель №2 включает накидку длиной до колен с большим капюшоном и центральной застежкой на тесьму-«молнию». Шею защищает вязаная манишка. Завершают комплект стеганые шорты на пуху (см. рисунок 3).
Рисунок 2. Модель №1 (Выполнила студентка кафедры дизайна ОГУ Королева Надежда, руководитель Яньшина М.М.) Фото Королева Н.
Модель №3 состоит из трех отдельных, но взаимосвязанных частей, которые могут использоваться отдельно и в сочетаниях с другими деталями. В комплект входит укороченный жакет, широкий корсет и юбка. Соединенные вместе, они представляют собой пальто полуприлегаю-щего силуэта длиной ниже колен. В верхней части асимметричная застежка на 3 кнопки. Средняя часть («корсет») пристегивается на тесьму-«молнию» и имеет но переду планку с кнопками, продолжающуюся в нижней части «пальто». Юбка в нижней части асимметрично декорирована отделочными строчками в виде стилизованного узора пухового платка (см. рисунок 4).
Модель №4 состоит из двойной укороченной накидки и юбки с завышенной линией талии. Юбка декорирована стеганой строчкой. Боковые срезы юбки обработаны тесьмой-«молнией». Большой вязаный «хомут» крупной вязки может служить также головным убором (см. рисунок 5).
Модель №5 представляет собой пальто благородного «молочного» цвета полуприлега-ющего силуэта с кокеткой на полочках. В плечевые швы втачана пелерина такого же цвета. С изнаночной стороны пелерина темно-коричневого цвета с отделкой в виде декоративной строчки, представляющей собой стилизацию орнамента пухового платка. Неожиданный светлотный контраст возникает при движении фигуры и придает мягкому, спокойному композиционному решению пальто своеобразную динамичность (см. рисунок 6).
Разработка технологических условий и режимов изготовления изделий верхней одежды с утеплителем из козьего пуха проходила в несколько этапов.
1. Определение ткани верха изделий.
Пух козы, как и другие разновидности пуха, имеет повышенную проникающую способность. Согласно рекомендациям по пошиву пуховиков с изнаночной стороны ткани должно находиться тефлоновое или пленочное покрытие. В розничной продаже встречаются различные виды тканей (такие как Oxford, Дюспо и др.), имеющие на внутренней части пленочное покрытие, но их цветовая гамма ограничивается одним-двумя цветами. Этого не достаточно для воплощения в материале замысла автора дипломного проекта. Поэтому для пошива моделей коллекции была выбрана плащевая ткань, дублированная клеевым способом, в нашем слу-
Рисунок 3. Модель №2
(Выполнила студентка кафедры дизайна ОГУ Королева Надежда, руководитель Яньшина М.М.)
Фото Королева Н.
Рисунок 4. Модель №3 (Выполнила студентка кафедры дизайна ОГУ Королева Надежда, руководитель Яньшина М.М.) Фото Королева Н.
Рисунок 5. Модель №4 (Выполнила студентка кафедры дизайна ОГУ Королева Надежда, руководитель Яньшина М.М.) Фото Королева Н.
Рисунок 6. Модель №5
(Выполнила студентка кафедры дизайна ОГУ Королева Надежда, руководитель Яньшина М.М.)
Фото Королева Н.
чае - трикотажным полотном. Именно она на момент создания коллекции была представлена достаточным количеством цветов. Клеевое покрытие препятствует миграции утеплителя на поверхность изделия, а двухслойность улуч-щает теплозащитные свойства.
2. Определение количества и качества прокладочного материала. За основу прокладочного материала были взяты два вида ткани:
- сорочечная (х/б+полиэстр);
- шифон (полиэстр).
Эксперементальным путем (отшива образцов) было выявлено, что для предотвращения проникновения пуха сорочечная ткань должна прокладываться с внутренней стороны изделия и со стороны подкладки, что так же обусловлено гигиеническими требованиями (воздухопроницаемость). Но использование 2 слоев х/б ткани существенно увеличивает вес изделия и уменьшает драпируемость пакета. Поэтому в качестве прокладочного в некоторых изделиях коллекции применялся шифон в качестве внешней и внутренней прокладки, в качестве внешней прокладки, чтобы уменьшить проникновение пуха на лицо изделия, а также способствовать облегчению пакета и уменьшению жесткости.
3. Определение толщины утепляющего слоя. Для определения толщины пухового слоя были отшиты 5 экспериментальных моделей, в которых варьировалась толщина утепляющего материала (пуха козы). В нашем случае за основу были взяты три вида пуха, различающиеся по количеству остевого волоса, длине и с различной толщиной утепляющего слоя.
4. Конструкторское решение моделей коллекции. Сохранение теплозащитных свойств одежды происходит не только за счет утепляющего слоя, но и с помощью кроя. Согласно все тем же рекомендациям по пошиву пуховиков вдоль молнии обязательно должна быть пристрочена планка - мы воспользовались этой рекомендацией и сохранили планку в изделиях. В коллекции представлен вариант изделия с теплым разъемным капюшоном, который в закрытом состоянии защищает голову и шейный отдел позвоночника от холода, а в открытом создает дополнительную защиту верхней части туловища человека. Использование пелерин также дает дополнительную защиту от холода и ветра.
Основываясь на особенностях климатических условий нашего региона, были разработаны
конструкции юбок длиной ниже колена и завышенной талией. Длина пальто варьируется до колена и ниже. Для разнообразия ассортиментной группы одежды в коллекции (основываясь на тенденциях моды текущего сезона), предложен комплект, состоящий из парки и шорт. Чтобы предотвратить миграцию пуха, в изделиях были проложены строчки, расстояние между которыми составляет 13 и 15 см, как на лицевой стороне некоторых изделий, так и с изнаночной стороны по подкладке, что создает некоторое разнообразие внешних поверхностей моделей коллекции.
В заключение нужно сказать, что в процессе изготовления изделий коллекции была разработана технология соединения пуха с изделием, определены технологические условия и режимы изготовления изделий верхней одежды с утеплителем из козьего пуха. Вариативная толщина утепляющего слоя позволила спроектировать изделия с различными теплозащитными свойствами. Изделия рассчитаны на носку при пониженных температурах в диапазоне от -150 С до -300 С. Малая толщина утепляющего слоя и соответственно небольшая объемность изделия позволяют разместить внутреннюю дополнительную съемную утепляющую прокладку, необходимую при носке изделий при ^ ниже -200 С. В отдельных опытных образцах роль дополнительной утепляющей прокладки играют наружные съемные детали (пелерины, пояса, воротники). Опытные образцы прошли испытание ноской и получили хорошие отзывы не только от носителей, но и от потенциальных потребителей в процессе демонстрации коллекции на мероприятиях различного уровня. В 2012 году коллекция «Снежная...» была представлена на Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» и получила высокие оценки жюри, войдя в число 37 финалистов из более чем 150 участников конкурса.
Работы в обозначенном в статье направлении будут продолжены. Уже спроектированы и изготовлены опытные модели женской домашней одежды дома с использованием пуха Оренбургской козы, обеспечивающего дополнительный согревающий эффект в зонах дискомфорта (плечи и шея, суставы, поясница и пр.). Данная одежда, по нашему мнению, наряду с традиционными защитными, утилитарными, эстетическими, обладает своеобразными
профилактическими свойствами, способствующими облегчению самочувствия людей, имеющих заболевания неврологического, ревматического характера или здоровых людей, подверженных простудам, воспалениям и т. п. Кроме того, такая одежда позволяет не лишать внешний вид женщины эстетической привлекательности в период обострения заболеваний, поскольку не требует дополнительного утепления груди и поясницы платком, шалью, шар-
фом, и пр. [2] Разработаны и изготовлены коллекции женской и мужской одежды с использованием Оренбургской паутинки в качестве декоративных элементов.
Предполагается спроектировать и изготовить еще несколько коллекций одежды с различными вариантами использования козьего пуха, на основе которых затем определить возможный диапазон его целесообразного использования.
25.02.2014
Список литературы:
1. Ермилова, Н. Козье молоко, козий сыр и козья шерсть / Н. Ермилова - М. : ACT, 2010. - 123 с.
2. Тарасова, О.П. Некоторые аспекты дизайн-проектирования женской домашней одежды с использованием пуха Оренбургской козы / О.П. Тарасова, М.М. Яньшина // Архитектон. - 2014. - №45.
Сведения об авторах:
Яньшина Майя Михайловна, старший преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 912212, e-mail: [email protected]