УДК 687.1
Н. А. Казакова, О. В. Иванова, Э. А. Хамматова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ ФАКТУР ПРИ КАСТОМИЗАЦИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Ключевые слова: фактура, неопрен, кастомизация, онлайн-конструктор одежды.
В статье рассмотрены варианты создания новых фактур из неопрена. Выполнен анализ основных направлений использования онлайн-конструкторов одежды при создании кастомизированных продуктов в швейной индустрии. В качестве апробации предложен алгоритм создания новой модели из неопрена с авторской фактурой, который может быть выполнен в онлайн-режиме.
Keywords: texture, neoprene, customization, online designer clothing.
The article describes the creation of new textures of neoprene. The analysis of the main directions of use of online designers of clothes is made during creation of the customized products in the sewing industry. As approbation the algorithm of creation of new model from a neoprene with the author's invoice which can be executed in the online mode is offered.
В настоящее время при разработке моделей одежды большое внимание уделяется фактуре текстильных полотен. Благодаря использованию материалов с различной текстурой в изделиях с одинаковой конструкцией, можно добиться новых зрительных эффектов, что позволяет существенно расширить ассортимент изделий с минимальными затратами [1,2]. Рост популярности применения ручной отделки в дизайне одежды способствует тому, что в костюме широко применяются не только готовые фабричные, но и авторские материалы (например, в коллекции осень-зима 2017-2018 итальянского бренда Etro фактура поверхности материала получена сочетанием различных видов меха, а также объемной вышивкой пайетками и нитками, а британский бренд PeterPilotto предлагает изделия с объемной стежкой и вязаными аппликациями).
Одним из самых популярных материалов для создания одежды сложных объемных конструкций и новых фактур поверхности является неопрен. Благодаря своей формоустойчивости, он широко применяется при проектировании мягких округлых форм в костюме, а отсутствие осыпания по краям позволяет использовать данный материал без дополнительной обработки срезов. Это свойство способствует значительному снижению трудовых и временных затрат на изготовление одежды, а также расширяет границы применения материала в создании декоративных элементов.
Для авторской коллекции одежды из неопрена «FRIZA» (автор А.Р. Малых, рук. Казакова Н.А.) разработаны три вида фактуры поверхности материала с использованием декоративных плетений и резьбы на поверхности.
Первая фактура представляет собойплетение с использованием полосок из основной ткани. Полоски, выкроенные из основного либо отделочного материала, продеваются в надрезы, расположенные в шахматном порядке на поверхности изделия. Данное плетение позволяет скрыть конструктивные линии в изделии. Таким образом создается единая поверхность плавной формы, без деления на детали кроя. Так как полоски располагаются в шахматном порядке с воздушными
зазорами, достигается эффект динамики и легкости. Популярные на протяжении нескольких последних сезонов изделия «оверсайз» часто выглядят довольно громоздкими, но благодаря использованию описанной фактуры можно визуально сделать их более легкими и воздушными.
Рис. 1 - Применение фактуры №1
Вторая фактура создается за счет использования надрезов на ткани, расположенных параллельно друг другу. Контур, по которому выполняются надрезы, может быть любой формы: прямоугольной, трапециевидной, овальной или сложной. Надрезы выполняются по параллельным линиям, расположенным на расстоянии 1,5см друг от друга, затем центральные части надрезанного участка выворачиваются и стачиваются между собой. Использование двустороннего неопрена с разными цветами сторон позволяет создать динамику цвета и тени. При этом выполненная фактура имеет достаточно четкие ребра, благодаря чему возникает контраст гладкой формы поверхности изделия и ломаной формы поверхности резного элемента.
Рис. 2 - Применение фактуры №2
Третья фактура создается за счет надрезов, расположенных на поверхности по спирали или окружности. При этом, как и во втором варианте, центральная часть разрезанного участка переворачивается и настрачивается на подложку контрастного цвета. Таким образом, получается сложная трехмерная фактура поверхности материала.
Рис. 3 - Применение фактуры №3
Одной из важных задач производства одежды является кастомизация, позволяющая удовлетворить индивидуальные запросы потребителя с минимальными затратами, так как внесение конструктивных или дизайнерских изменений предполагается на конечных стадиях производственного цикла. Крупные зарубежные и российские производители широко используют в дизайне одежды так называемый «Интерактивный генетический алгоритм» [3], который подразумевает создание модели путем сочетания готовых наборов деталей (воротник, стан, рукав) различного кроя и нескольких видов ткани. Данные технологии позволяют учесть потребительские предпочтения и снизить риски производителей, так как в конечном итоге будет выпускаться продукт, получивший лучшую оценку потенциальных покупателей. Этот принцип создания одежды может быть применен и для рассмотренных фактур, так как фактура позволяет придать уникальность универсальным вещам базовых форм.
В настоящее время в индустрии моды используется огромное количество онлайн-конструкторов одежды, их можно разделить на три группы:
1. «Виртуальный стилист», который позволяет в онлайн-режиме подобрать образ из имеющихся в доступе предметов одежды, обуви и аксессуаров, часто используется интернет магазинами в форме «онлайн-примерочной». К таким ресурсам относятся приложения Suitapp, Clamotty, Stylebook и другие.
2. «Кастомайзинг» - подразумевает изменение, полный перекрой или декорирование уже готового изделия. Добавление заплаток и дырок на джинсы, укорачивание и удлинение штанин и рукавов, художественные надрезы, замена пуговиц и нанесение принтов и рисунков [4]. Наиболее известными компаниями на российском рынке являются студии Ямайка и Art-t-shok, которые занимаются нанесением оригинальных принтов на бланковые вещи (майки, толстовки, сумки). Рассмотренный вариант выбора фактуры относится как раз к этому типу.
3. «Онлайн-конструкторы одежды и обуви» -предоставляют пользователю возможность самому выбрать материалы и цвет заказываемой одежды или обуви, то есть определить дизайн вещи в рамках готовых, сконструированных на производстве лекал и фасонов [4]. Например, бренд Burberry предлагает покупателю создать собственный дизайн тренча, выбирая цвет, крой и фурнитуру пальто (всего возможны 12 млн. вариантов тренчей). Российская марка Iddress позволяет создать «идеальное» платье, выбрав ткань и цвет (части платья могут быть окрашены в разные оттенки), поменять форму выреза, длину и объём юбки, а также добавить пару деталей — воротничок и баску [5,6].
В качестве апробации предложено создание базы данных фактур для ряда новых моделей на основе одной, выбранной в качестве базовой (рис.4).
Рис. 4 - Базовый комплект
Алгоритм выбора фактуры на примере комплекта из коллекции «FRIZA» состоит из трех этапов:
1. Выбор зоны расположения авторской фактуры: карман пальто, центральная часть платья, спинка пальто.
2. Выбор вариантов фактуры: Ф1, Ф2 и Ф3.
3. Построение дерева альтернатив возможных вариантов окончательной модели (рис.5) и эскизирование. В примере получено 27 вариантов окончательной модели (М1, М2.. .М27).
Рис. 5 - Дерево возможных вариантов для окончательной модели
На рис. 6 представлены 2 полученные модели (М8: карман фактура 1, центральная часть платья фактура 3, спинка пальто фактура 2 и М12: карман
фактура 2, центральная часть платья фактура 1, спинка пальто фактура 3).
В описанном случае нет ограничений применения фактур на выбранных участках, но, если по каким-либо причинам применение данной фактуры на участке невозможно (например, на боковых швах юбок и брюк нельзя выполнить фактуру 2) этот вариант исключается из дерева.
Выбор сочетания «детали-фактура» и отрисовка моделей выполняется дизайнером вручную, что требует больших трудовых и временных затрат даже при сравнительно небольшом числе участков и вариантов фактур, поэтому требуются платформенные решения, которые позволят выбирать дизайн изделия потребителем в онлайн-режиме. Таким образом, дальнейшая работа должна вестись в направлении автоматизации процесса создания новых моделей и создания массива Big Data авторских фактур.
Рис. 6 - Полученные модели М8, М12
Создание индивидуального дизайна изделия из неопрена с авторской фактурой в онлайн-режиме будет выполняться в следующей
последовательности:
1. Дизайн изделия.
1.1. Выбор основного материала изделия. На выбор предлагаются три типа неопрена: неопрен одноцветный двулицевой, неопрен двухцветный двулицевой и неопрен-сетка.
1.2. Выбор модели из предложенных вариантов.
1.3. Внесение изменений в базовую модель (изменение длины рукава и изделия, ширины изделия).
1.4. Выбор места расположения фактуры.
© О. В. Иванова - к.т.н., доцент, зав. кафедрой Дизайна, технологии, материаловедения и экспертизы потребительских товаров, ФГБОУ ВО «КГУ», olgavladivanоv@yandex.ra; Н. А. Казакова - аспирант той же кафедры, nadjushka89@yandex.ru; Э. А. Хамматова - кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: elm.kzn@mail.ru.
© O. V. Ivanova - Candidate of technical sciences, associate professor of the department «Design, technology, materials science and expertise of consumer coods», KGU, olgavladivanоv@yandex.ru; O. N. Kazakova - Post-graduate student of the department «Design, technology, materials science and expertise of consumer coods», KGU, nadjushka89@yandex.ru; E. A. Hammatova - Candidate of technical sciences, associate professor of the department «Design», of the «Kazan State Technological University», e-mail: elm.kzn@mail.ru.
1.5. Выбор фактуры с учетом заданных ограничений.
2. Выбор размера. Предполагает два варианта: задание своих размеров или выбор из стандартных.
Используя предложенный алгоритм,
пользователь может самостоятельно создать дизайн изделия из предложенного набора вариантов, при этом каждый шаг отображается на экране, что делает процесс выполнения более привлекательным и понятным широкому кругу потребителей.
Выводы
1. Рассмотрены варианты создания фактур из неопрена.
2. Выполнен анализ направлений применения онлайн-конструкторов одежды для кастомизированного рынка.
3. Разработан алгоритм создания новой модели из неопрена с авторской фактурой, который может быть выполнен в онлайн-режиме.
Литература
1. Казакова Н.А. Геометрическая классификация сложных пространственных форм в одежде и интерьерном текстиле / Н.А. Казакова, О.В. Иванова, В.В. Хамматова // Вестник технологического университета. 2017. Т. 20. № 3. С. 91-94.
2. Иванова О.В. Новые методы оценки способности тканей к складкообразованию и их использование в дизайне швейных изделий / О.В. Иванова, Н.А. Смирнова, А.В. Смирнов // Дизайн. Материалы. Технология. 2008. № 1 (4). С. 65-68.
3. Khajeh M., Fashion set design with an emphasis on fabric composition using the interactive genetic algorithm [Текст] / M. Khajeh, P. Payvandy, S. J. Derakhshan // Fashion and Textile. - 2016. - 16с.
4. Дизайн на заказ [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.be-in.ru/places/22861-bespoke/
5. Гид TheVillage: 11 онлайн-конструкторов одежды и обуви [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/service-shopping/service-shopping/129845-diy
6. Иванова О.В. Проектирование изделий текстильного декора интерьера на основе законов формообразования/ О.В. Иванова, В.В.Круглова // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2011. № 5. С. 83-86.