Научная статья на тему 'Проблемы административно-правовой защиты информации ограниченного доступа'

Проблемы административно-правовой защиты информации ограниченного доступа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1274
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТАЙНА / ОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП / PROTECTION OF THE INFORMATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / SECRET / LIMITED ACCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занин Константин Анатольевич

Статья посвящена проблемам административной ответственности в сфере обеспечения защиты информации ограниченного доступа. Рассмотрены общественные отношения, складывающиеся в процессе административно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности. Основной результат исследования проблемы заключается в ряде изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в административное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of administrative responsibility in the sphere of maintenance of protection of the information of limited access. The public relations developing during administrative legal regulation of maintenance of information safety are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы административно-правовой защиты информации ограниченного доступа»

К. А. Занин,

кандидат юридических наук, Воронежский институт ФСИНРоссии

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL PROTECTION OF THE INFORMATION OF THE LIMITED ACCESS

Статья посвящена проблемам административной ответственности в сфере обеспечения защиты информации ограниченного доступа. Рассмотрены общественные отношения, складывающиеся в процессе административно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности.

Основной результат исследования проблемы заключается в ряде изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в административное законодательство.

The article is devoted to the problems of administrative responsibility in the sphere of maintenance ofprotection of the information of limited access. The public relations developing during administrative — legal regulation of maintenance of information safety are considered.

The basic result of the problem under study consists in a number of changes and additions offered for entering into the administrative legislation.

Формирование законодательства в сфере информационной безопасности следует осуществ-лять в совокупности с административно -правовыми мерами. Решение о введении ком -плекса административных санкций за правона-рушения в данной сфере обеспечит возможность органам, осуществляющим регулирование сис-темы защиты информации на общегосударственном уровне, более действенно влиять на субъектов, нарушающих нормативные предписания. В органах государственной власти основную часть сведений составляет информация ограниченного доступа. Под такой информацией ученые понимают информацию, доступ к ко торой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну[1].

Существует несколько методик классифика-ции такой информации, но автор будет придерживаться типологии, в соответствии с которой информация с ограниченным доступом содержит в себе:

- государственную тайну;

- конфиденциальную информацию.

Напомним, что в настоящее время конфиденциальная информация включает множество видов тайн, которые стоит свести к пяти основ -ным видам: тайна частной жизни, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тай -на и служебная тайна.

Общей нормой, устанавливающей ответственность в сфере оборота информации с ограниченным доступом, выступает статья 13.14 КоАП РФ «Разглашение информации с ограниченным

доступом», состав которой — «разглашение ин -формации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголов-ную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанно -стей...»[2]. Как считает А.В. Швецов, одним из аспектов, усложняющих квалификацию деяния в рамках данного состава административного правонарушения, является оговорка в диспозиции нормы — «за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность». Правовая логика подсказыва-ет, что, скорее всего, оговорка имеет своей направленностью исключение возможности при -влечения к административной ответственности лиц за деяния, образующие состав преступления. Если это так, то возникает следующий вопрос: возможно ли привлечение к административной ответственности за данное деяние лица, в отно -шении которого прекращено уголовное пресле -дование по основанию отсутствия состава пре-ступления?[3]

По нашему мнению, такой вывод является не совсем верным. Уголовный кодекс РФ в ст. 283 устанавливает уголовную ответственность за разглашение государственной тайны [4]. Субъектом данного преступления являются не только лицо, которому государственная тайна была до -верена, но и лица, которым тайна специально не доверена, но может быть известна по роду дея -тельности, в силу специфики службы или работы

(охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений). Однако субъектом данного состава преступления, например, не могут являться журналисты.

В отношении журналистов не производится процедура допуска к государственной тайне в соответствии с требованиями Закона «О го -сударственной тайне», и им по своему роду деятельности не может быть доверена данная информация, следовательно, они не могут вы -ступать в качестве субъекта преступления. За -кон ограничивает доступ средств массовой информации к охраняемой законом тайне на стадии отказа в предоставлении информации, если запрошенная информация содержит све-дения, составляющие государственную, ком -мерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Таким образом, в отношении журналиста уголовное преследование по осно -ванию отсутствия состава преступления будет прекращено.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: средства массовой информации (журналист) подлежат административной ответственности по данному составу правонарушения только за разглашение конфиден-циальной информации.

Это связано с тем, что в ст. 59 Закона о средствах массовой информации установлена ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, где в действиях журнали -стов могут содержаться такие составы административных правонарушений, как ст. 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), ст. 13.11 (нарушение установ -ленного законом порядка сбора, хранения, ис-пользования или распространения информации о гражданах (персональных данных), ст. 13.14

(разглашение информации с ограниченным доступом), ст. 17.13 (разглашение сведений о мерах безопасности)[5].

Тем самым Закон о средствах массовой информации не выделяет примечания относительно ст.13.14 КоАП РФ, где журналист будет подле -жать административной ответственности только за разглашение информации конфиденциального характера. Комментарий к КоАП РФ поясняет, что субъектом рассматриваемого правонарушения являются как граждане, так и должностные лица.

Однако ответственность могут нести только те из них, которые получили доступ к указанной выше информации в связи с исполнением слу -жебных или профессиональных обязанностей [6]. Таким образом, законодатель выделяет один и тот же субъект состава административного правонарушения как за разглашение конфиден -циальной информации, так и за разглашение го -сударственной тайны, тем самым приравнивая

сведения конфиденциального характера к государственной тайне, объединив в один состав административного правонарушения. Поэтому если в отношении лица (журналиста) невозможно уголовное преследование по основанию состава преступления за разглашение государственной тайны, то и привлечение к административной ответственности за данное деяние так же не представляется возможным. Таким образом, получается правовая коллизия, связанная с тем, что журналист может подлежать только административной ответственности за разглашение конфиденциальной информации, где исключается административная ответственность за разглашение государственной тайны.

Следующей причиной отсутствия административной ответственности за данное деяние ли -ца, в отношении которого прекращено уголовное преследование по основанию отсутствия состава преступления, является установление судом факта, согласно которому данная информация не подпадает под перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Если суд устанавливает данный факт, то уголовное дело подлежит прекращению, и впоследствии лицо также не будет подлежать административной ответственности за разглашение государственной тайны, хотя ст.13.14 КоАП содержит оговорку «за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность». Следо -вательно, название ст.13.14 КоАП следует изменить на «Разглашение конфиденциальной ин-формации».

Следующим спорным моментом является использование в статье лишь одного негативного информационного процесса «разглашение», ко -гда уничтожение, блокирование, копирование и т.д. обладают далеко не меньшей общественной опасностью.

Однако, как справедливо считает О.А. Федотова, необходимо включение в главу 13 КоАП РФ следующего состава административного правонарушении: «Утрата носителей сведений, составляющих государственную тайну». Обосновывается это тем, что при отсутствии тяжких последствий, закрепленных в ст. 284 УК РФ, под которыми понимается важность разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, ис -пользования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д., любой факт выхода объекти -вированных (зафиксированных на материальном носителе) сведений, составляющих государственную тайну, из-под контроля является деяни-ем, несущим в себе определенную потенциальную опасность[7].

Утрата носителей сведений, составляющих государственную тайну — это не единственный состав, которым необходимо дополнить главу 13 КоАП РФ. Другой статьей, регулирующей административную ответственность в сфере защиты

конфиденциальной информации, должна стать норма, устанавливающая ответственность за на -рушение определенных правил обращения с конфиденциальной информацией.

Состав данного правонарушения определяется тем, что лицо, на которое возложена обязан -ность по соблюдению установленных правил обращения с конфиденциальной информацией, в частности при хранении документов, содержа -щих конфиденциальную информацию, либо предметов, сведения о которых составляет кон -фиденциальная информация, нарушает правила обращения с такими документами или предметами, в результате чего они выходят из его вла -дения, если все эти действия не приводят к тяж -ким последствиям. Предлагаемая норма очень тесно перекликается с авторским предложением

О.А. Федотовой относительно состава «Утрата носителей сведений, составляющих государственную тайну», однако здесь речь идет только о государственной тайне.

Следующим проблемным вопросом, приобретающим для отечественной системы защиты конфиденциальной информации актуальное зна -чение, является обеспечение защиты данной ка -тегории сведений в условиях массированного подключения органов государственной власти, организаций и учреждений к информационным системам общего пользования.

Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законов, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны. Эти правила должны быть регламентированы законодательством и подзаконными актами.

Нарушения установленных правил поведе-ния в едином информационном пространстве в органах государственной власти способны привести к раскрытию конфиденциальной информации, к нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам. Чтобы предотвратить такие нарушения, правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкцио -нированные действия, в том числе административную. Информационные ресурсы и интернет-сервис образуют единое мировое пространство, которое поддерживается правительствами, университетами, научными центрами, крупнейшими библиотеками, коммерческими центрами всего мира, предоставляя пользователям уникальные возможности, которые трудно себе представить: от передачи материалов в любую точку земного шара за считанные секунды до выдачи самой свежей и оперативной информации по любому вопросу.

Тем не менее, положительные моменты использования отправки электронных сообщений в информационно-телекоммуникационных сетях

общего пользования сопряжены с рядом отрица -тельных, связанных с проблемами защиты ин-формации, в том числе сведений, составляющих конфиденциальную информацию. Это связано с тем, что в органах государственной власти кон -фиденциальная информация хранится в виде компьютерных файлов, которые зачастую при взаимодействии передаются через информационно-телекоммуникационные сети общего поль -зования, что значительно облегчает возможность несанкционированного доступа к данным сведе -ниям.

Резюмируя сказанное, предлагается главу 13 КоАП РФ дополнить статьей в следующей редакции: «Передача конфиденциальной информации через информационно-телекоммуникаци -онные сети общего пользования без применения должных мер защиты».

Таким образом, КоАП РФ к настоящему времени не в полной мере адекватно прореагировал на уже существующие общественные отно -шения, возникающие в процессе автоматизации хранения и передачи сведений ограниченного доступа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник. — СПб.:

Юридический центр Пресс, 2005. — С. 347— 348.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // Собр. законодатель -ства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1, № 18. — Ст. 1721; № 30. — Ст. 3029.

3. Швецов А.В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. — Воронеж, 2005. — 189 с.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

5. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2124-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — №7. — Ст. 300.

6. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. — М.: Юстицинформ, 2006.

7. Федотова О.А. Административная ответственность в сфере обеспечения информационной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук. — М, 2003. — 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.