ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ К МЕЖДУНАРОДНЫМ
СТАНДАРТАМ Маматкасимова В.А.
Маматкасимова Васила Акрамжановна - кандидат филологических наук, преподаватель французского языка,
кафедра романо-германских языков, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на современном этапе развития высшего образования особое внимание уделяется международной деятельности вузов, как фактору повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг. Международные образовательные программы являются новыми возможностями и перспективами развития вуза, но в то же время, имеют ряд особенностей и трудностей, которые необходимо учитывать в процессе их реализации.
Ключевые слова: международная деятельность вуза, международные образовательные программы, адаптация иностранных студентов.
PROBLEMS OF ADAPTING CURRICULUM TO INTERNATIONAL STANDARDS
Mamatkasimova V.A.
Mamatkasimova Vasila Akramzhanovna - candidate of philological sciences, teacher of French, DEPARTMENT OF ROMANCE-GERMANIC LANGUAGES, UNIVERSITY OF WORLD ECONOMY AND DIPLOMACY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: at the present stage of development of higher education, special attention is paid to the international activities of universities, as a factor in increasing the competitiveness and quality of educational services. International educational programs are new opportunities and prospects for the development of a university, but at the same time, they have a number of features and difficulties that must be taken into account in the process of their implementation.
Keywords: international activities of the university, international educational programs, adaptation of foreign students.
УДК 13.00.04
В связи с интеграцией Узбекистана в мировое сообщество и интернационализацией образования, в процессе реализации современных образовательных реформ все большую популярность носит развитие международных отношений отдельного вуза. Международная деятельность вузов открывает новые возможности для развития профессорско-преподавательского состава и для обучения студентов, а также возможность повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг.
Исследователи в области организации международной деятельности вуза определяют международное академическое сотрудничество как «процесс установления равноправного и взаимовыгодного партнерства между субъектами образования разных стран, в результате которого осуществляются такие виды деятельности, как:
- обучение иностранных студентов;
- организация международной академической мобильности студентов, преподавателей и персонала;
- участие в международных образовательных программах различного профиля;
- участие в работе международных образовательных организаций».
На сегодняшний день задачи развития международной деятельности решают сами вузы. Согласно подсчетам, один иностранный студент окупает бесплатное обучение трех наших студентов, поэтому узбекские вузы заинтересованы в дальнейшем росте контингента иностранных учащихся. Условиями успешного привлечения иностранных студентов являются: рейтинг профессорско- преподавательского состава, определяемый квалификацией, качеством учебно-материальной базы, бытовые условия, обеспечение безопасности, а также финансовые условия, которые отличаются как по регионам, так и по конкретным вузам [3. С. 74]. Для привлечения иностранных студентов, а также стремительного роста контингента иностранных учащихся необходимо обеспечить наилучшие условия для успешной адаптации и эффективности обучения иностранных студентов в принимающем вузе. Очевидно, что процесс адаптации иностранных студентов к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом [1. C. 78].
Для того, чтобы определить, какие условия для иностранных студентов должен обеспечить вуз, мы проанализировали процесс реализации международных образовательных программ, а также провели опрос иностранных студентов, в результате которого был сформулирован ряд наиболее распространенных проблем, с которыми им приходится сталкиваться:
1. Лингвистические проблемы (проблема изучения практического языка, языка специальности; проблема понимания речи);
2. Этнокультурные проблемы (проблема межкультурной коммуникации, повседневного общения; культурные и физиологические противоречия в традициях);
3. Психологические проблемы (ложное ощущение свободы, граничащее с одиночеством; психологический стресс, чувство страха и тревоги перед неизвестностью; тоска по родине, близким людям; религиозные факторы);
4. Проблемы интеллектуальной адаптации (недостаток уровня базовых знаний по фундаментальным дисциплинам и различие учебных программ средней школы; сложность при работе с литературой);
5. Информационные проблемы (проблема доступности, актуальности данных; своевременного информационного обеспечения).
Поэтому, на основе анализа зарубежного опыта, а также выявленных проблем, возникающих у иностранных студентов при обучении в наших университетах можно сделать вывод, что принимающий университет должен обеспечить иностранных студентов конкретными условиями и организацией мероприятий как для успешной адаптации и эффективности обучения конкретного студента, так и для перспективного развития международной деятельности вуза в целом.
Список литературы /References
1. Арсеньев Д.Г. Алексанков А.М., Кораблев В.В., Антонов С.С., Беляевская Е.А. и др. Организация международной деятельности вуза / Под ред. Д.Г. Арсеньева, А.М. Алексанкова: Учеб. пособие СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.
2. Всемирный доклад по образованию. 2005. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: Институт Статистики ЮНЕСКО, 2005.
3. Ременцов А.Н., Кузнецов А.Л. Участие России в системе международных академических обменов: некоторые аспекты/Интеграция образования. Народное образование. Педагогика. 2002, №2.