Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ'

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная деятельность вуза / международные образовательные программы / адаптация иностранных студентов. / international activities of the university / international educational programs / adaptation of foreign students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маматкасимова Васила Акрамжановна

на современном этапе развития высшего образования особое внимание уделяется международной деятельности вузов, как фактору повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг. Международные образовательные программы являются новыми возможностями и перспективами развития вуза, но в то же время, имеют ряд особенностей и трудностей, которые необходимо учитывать в процессе их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маматкасимова Васила Акрамжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTING CURRICULUM TO INTERNATIONAL STANDARDS

at the present stage of development of higher education, special attention is paid to the international activities of universities, as a factor in increasing the competitiveness and quality of educational services. International educational programs are new opportunities and prospects for the development of a university, but at the same time, they have a number of features and difficulties that must be taken into account in the process of their implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ»

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ К МЕЖДУНАРОДНЫМ

СТАНДАРТАМ Маматкасимова В.А.

Маматкасимова Васила Акрамжановна - кандидат филологических наук, преподаватель французского языка,

кафедра романо-германских языков, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: на современном этапе развития высшего образования особое внимание уделяется международной деятельности вузов, как фактору повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг. Международные образовательные программы являются новыми возможностями и перспективами развития вуза, но в то же время, имеют ряд особенностей и трудностей, которые необходимо учитывать в процессе их реализации.

Ключевые слова: международная деятельность вуза, международные образовательные программы, адаптация иностранных студентов.

PROBLEMS OF ADAPTING CURRICULUM TO INTERNATIONAL STANDARDS

Mamatkasimova V.A.

Mamatkasimova Vasila Akramzhanovna - candidate of philological sciences, teacher of French, DEPARTMENT OF ROMANCE-GERMANIC LANGUAGES, UNIVERSITY OF WORLD ECONOMY AND DIPLOMACY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: at the present stage of development of higher education, special attention is paid to the international activities of universities, as a factor in increasing the competitiveness and quality of educational services. International educational programs are new opportunities and prospects for the development of a university, but at the same time, they have a number of features and difficulties that must be taken into account in the process of their implementation.

Keywords: international activities of the university, international educational programs, adaptation of foreign students.

УДК 13.00.04

В связи с интеграцией Узбекистана в мировое сообщество и интернационализацией образования, в процессе реализации современных образовательных реформ все большую популярность носит развитие международных отношений отдельного вуза. Международная деятельность вузов открывает новые возможности для развития профессорско-преподавательского состава и для обучения студентов, а также возможность повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг.

Исследователи в области организации международной деятельности вуза определяют международное академическое сотрудничество как «процесс установления равноправного и взаимовыгодного партнерства между субъектами образования разных стран, в результате которого осуществляются такие виды деятельности, как:

- обучение иностранных студентов;

- организация международной академической мобильности студентов, преподавателей и персонала;

- участие в международных образовательных программах различного профиля;

- участие в работе международных образовательных организаций».

На сегодняшний день задачи развития международной деятельности решают сами вузы. Согласно подсчетам, один иностранный студент окупает бесплатное обучение трех наших студентов, поэтому узбекские вузы заинтересованы в дальнейшем росте контингента иностранных учащихся. Условиями успешного привлечения иностранных студентов являются: рейтинг профессорско- преподавательского состава, определяемый квалификацией, качеством учебно-материальной базы, бытовые условия, обеспечение безопасности, а также финансовые условия, которые отличаются как по регионам, так и по конкретным вузам [3. С. 74]. Для привлечения иностранных студентов, а также стремительного роста контингента иностранных учащихся необходимо обеспечить наилучшие условия для успешной адаптации и эффективности обучения иностранных студентов в принимающем вузе. Очевидно, что процесс адаптации иностранных студентов к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом [1. C. 78].

Для того, чтобы определить, какие условия для иностранных студентов должен обеспечить вуз, мы проанализировали процесс реализации международных образовательных программ, а также провели опрос иностранных студентов, в результате которого был сформулирован ряд наиболее распространенных проблем, с которыми им приходится сталкиваться:

1. Лингвистические проблемы (проблема изучения практического языка, языка специальности; проблема понимания речи);

2. Этнокультурные проблемы (проблема межкультурной коммуникации, повседневного общения; культурные и физиологические противоречия в традициях);

3. Психологические проблемы (ложное ощущение свободы, граничащее с одиночеством; психологический стресс, чувство страха и тревоги перед неизвестностью; тоска по родине, близким людям; религиозные факторы);

4. Проблемы интеллектуальной адаптации (недостаток уровня базовых знаний по фундаментальным дисциплинам и различие учебных программ средней школы; сложность при работе с литературой);

5. Информационные проблемы (проблема доступности, актуальности данных; своевременного информационного обеспечения).

Поэтому, на основе анализа зарубежного опыта, а также выявленных проблем, возникающих у иностранных студентов при обучении в наших университетах можно сделать вывод, что принимающий университет должен обеспечить иностранных студентов конкретными условиями и организацией мероприятий как для успешной адаптации и эффективности обучения конкретного студента, так и для перспективного развития международной деятельности вуза в целом.

Список литературы /References

1. Арсеньев Д.Г. Алексанков А.М., Кораблев В.В., Антонов С.С., Беляевская Е.А. и др. Организация международной деятельности вуза / Под ред. Д.Г. Арсеньева, А.М. Алексанкова: Учеб. пособие СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.

2. Всемирный доклад по образованию. 2005. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: Институт Статистики ЮНЕСКО, 2005.

3. Ременцов А.Н., Кузнецов А.Л. Участие России в системе международных академических обменов: некоторые аспекты/Интеграция образования. Народное образование. Педагогика. 2002, №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.