Научная статья на тему 'Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ'

Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / INTERNATIONAL ACTIVITY OF THE UNIVERSITY / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMMES / ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширина Татьяна Геннадьевна

На современном этапе развития высшего образования особое внимание уделяется международной деятельности вузов, как фактору повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг. Международные образовательные программы являются новыми возможностями и перспективами развития вуза, но в то же время, имеют ряд особенностей и трудностей, которые необходимо учитывать в процессе их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS UNDER THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMMES

At the present stage of the higher education development special attention is given to the international activities of universities as a factor for competitive growth and improvement of educational services quality. International educational programmers are new possibilities and development for a university, but at the same time they have a number of features and complications that should be considered during the implementation period.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ»

Т.Г. Ширина

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ...

УДК 378.14

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

© 2013

Т.Г. Ширина, аспирант, ассистент кафедры социологии и билингвального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Россия)

Аннотация: На современном этапе развития высшего образования особое внимание уделяется международной деятельности вузов, как фактору повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг. Международные образовательные программы являются новыми возможностями и перспективами развития вуза, но в то же время, имеют ряд особенностей и трудностей, которые необходимо учитывать в процессе их реализации.

Ключевые слова: международная деятельность вуза, международные образовательные программы, адаптация иностранных студентов.

В связи с интеграцией России в мировое сообщество и интернационализацией образования, в процессе реализации современных образовательных реформ все большую популярность носит развитие международных отношений отдельного вуза. Международная деятельность вузов открывает новые возможности для развития профессорско-преподавательского состава и для обучения студентов, а также возможность повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг.

Арсеньев Д.Г., Алексанков А.М., Кораблев В.В., Антонов С.С., Беляевская Е.А., Никончук Е.Г. и другие исследователи в области организации международной деятельности вуза определяют международное академическое сотрудничество как «процесс установления равноправного и взаимовыгодного партнерства между субъектами образования разных стран, в результате которого осуществляются такие виды деятельности, как:

- обучение иностранных студентов;

- организация международной академической мобильности студентов, преподавателей и персонала;

- участие в международных образовательных программах различного профиля;

- участие в работе международных образовательных организаций».[1]

Международные студенческие обмены в настоящее время становятся основной характеристикой глобальной системы высшего образования. В количественном отношении динамика этих процессов выглядит впечатляюще. За последние 40 лет темпы увеличения потоков студентов, пересекающих национальные границы для получения высшего образования, превысили темпы распространения самого высшего образования. В соответствии со статистикой ЮНЕСКО, за последние 25 лет уровень международной мобильности студентов вырос на 300%. По некоторым прогнозам, к 2025 году это число составит около 4.9 млн. человек [2]. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Однако, по словам Ременцова А.Н., Кузнецова А.Л.[3], нельзя сказать, что популярность образовательных обменов связана только с текущим историческим событием. Программы образовательных обменов, стажировки профессорско-преподавательского состава за границей и академическая мобильность студентов имеет длительную историю. Особый интерес студентов разных стран привлекали первые университеты Европы, появившиеся в Италии (X в.), В Англии и Франции (XIII в.), в Чехии, Польше, Австрии (XIV в.), в Германии (XV в). Кроме того, в России популярность образовательных обменов пришлась в эпоху Петра I, который, как известно, сам являлся стажером и обучался корабельному делу в Англии и Голландии [3]. По документам архива, первые иностранные студенты Санкт-Петербургского университета появились в середине XVIII в. В этот же период приходится максимальное количество исследований по теме международных обменов опытом и стажировок за рубежом. После Второй мировой войны обучение иностранных студентов стала носить массовый характер. Уже в конце 40-х гг., у нас обучались студенты из Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Китая. С 1957 г., в Советский Союз стали приезжать студенты из стран Азии, Африки

и Латинской Америки. В начале 90-х гг. заметен спад иностранных студентов по политическим и финансовым соображениям. Однако в 1993 г. буквально за 3-4 года удалось преодолеть эту негативную тенденцию. И в настоящее время наша страна стоит в списке лидирующих стран по предоставлению иностранным студентам образовательных услуг. Причиной столь стремительного роста числа иностранных студентов в России послужили три фактора. Первый фактор - усиление внимания к набору студентов на контрактной основе. Таких студентов у нас уже более 60 тысяч. Это объясняется тем, что цены в российских вузах конкурентоспособные по сравнению с США и Западной Европой. Второй фактор - предоставление иностранным студентам возможности образования по ранее закрытым специальностям (авиационная, ракетная, космическая техника и т.д.). Третий фактор -сохранение теплых чувств к нашей стране со стороны бывших выпускников. В Россию приезжают уже дети, внуки, а также другие родственники и знакомые учившихся ранее студентов [3].

На сегодняшний день задачи развития международной деятельности решают сами вузы. Согласно подсчетам Министерства образования и науки РФ, один иностранный студент окупает бесплатное обучение трех наших студентов, поэтому российские вузы заинтересованы в дальнейшем росте контингента иностранных учащихся. Условиями успешного привлечения иностранных студентов являются: рейтинг профессорско-преподавательского состава, определяемый квалификацией, качеством учебно-материальной базы, бытовые условия, обеспечение безопасности, а также финансовые условия, которые отличаются как по регионам, так и по конкретным вузам [3]. Для привлечения иностранных студентов, а также стремительного роста контингента иностранных учащихся необходимо обеспечить наилучшие условия для успешной адаптации и эффективности обучения иностранных студентов в принимающем вузе. Очевидно, что процесс адаптации иностранных студентов к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом. Считается, что во время первого года обучения иностранного студента происходит адаптация к комплексному стресс-фактору, включающему в себя следующие формы адаптации: формальную (приспособление к высшей школе и ее требованиям), социально-психологическую (приспособление к новой культуре и социальной среде, языку общения, факультету), дидактическую (усвоение форм, методов и организации учебной работы) и биологическую (приспособление к климату, новому временному поясу и т.д.) [4]. Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация иностранных студентов во многом зависит от условий, предоставляемых университетом. Для того, чтобы определить, какие условия для иностранных студентов должен обеспечить вуз, мы проанализировали процесс реализации международных образовательных программ, а также провели опрос иностранных студентов, в результате которого был сформулирован ряд наиболее распространенных проблем, с которыми им приходится сталкиваться:

1. Лингвистические проблемы (проблема изучения практического языка, языка специальности; проблема

Т. Г Ширина

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ...

понимания речи);

2. Этнокультурные проблемы (проблема межкультурной коммуникации, повседневного общения; культурные и физиологические противоречия в традициях);

3. Психологические проблемы (ложное ощущение свободы, граничащее с одиночеством; психологический стресс, чувство страха и тревоги перед неизвестностью; тоска по родине, близким людям; религиозные факторы);

4. Проблемы интеллектуальной адаптации (недостаток уровня базовых знаний по фундаментальным дисциплинам и различие учебных программ средней школы; сложность при работе с литературой);

5. Информационные проблемы (проблема доступности, актуальности данных; своевременного информационного обеспечения).

Рассмотрев специфику процесса обучения иностранных студентов в вузе-партнере, и выделив проблемы, с которыми сталкиваются студенты, мы обратились к международному опыту (Германия), на основе которого для решения данных проблем нами были разработаны практические рекомендации по обеспечению процесса обучения иностранных студентов в российском вузе, учитывающие особенности и специфику реализации данного процесса. К ним относятся:

1. Организация курсов таких как, «язык по специальности», «языковой стиль научной работы», «деловой язык». Изучение русского языка не только разговорного, но и научного, необходимого для освоения специальности и проведения научно-исследовательской работы.

2. Обучение русскому языку с русским студентом, желающим изучать родной язык иностранного студента, что поможет, не только более быстро адаптироваться к новой среде, но и развить коммуникативные навыки.

3. Организация периодических собраний, на которых иностранные студенты узнают свои права и обязанности в период проживания на территории России, знакомятся с российской образовательной системой. Это необходимо для комфортного проживания на территории РФ

4. Организация и проведение торжественных мероприятий, приуроченных к традиционным национальным праздникам иностранных студентов (восточный новый год и рождество и т.д.), на которые приглашаются русские студенты, преподаватели и жители города. Таким образом, создаются условия для формирования межкультурной коммуникации, направленной на более успешную адаптацию.

5. Проведение встреч с активистами молодежных движений, круглых столов, посвященных вопросам межнационального общения учащихся вузов, направлено на поликультурное воспитание, а также предотвращение возможных межнациональных конфликтах.

6. Организация участия иностранных студентов в университетских, региональных и всероссийских конкурсах, фестивалях, олимпиадах и спортивных соревнованиях, для более эффективной социальной адаптации.

7. Создание «информационного пакета» для иностранных студентов, с помощью которого иностранный студент получит необходимую общую информацию: о городе (карта города, телефонный справочник, история города), об университете (создание брошюры; перечень специальностей, необходимых документов для поступления и обучения, важные даты и мероприятия во вре-

мя вводной недели, контакты международных отделов университета, и отдела по работе с иностранными студентами), о культурно-досуговых мероприятиях города и университета (календарь праздников, даты проведения экскурсий, торжественных мероприятий).

8. Организация института кураторства на факультете/кафедре, занимающегося помощью в ориентации в университете, в составлении расписании занятий, в организации обучения (возможно в рамках деятельности различных международных центров). Это поможет иностранным студентам не только правильно организовать процесс обучения, но и получить ответы на все возникающие в процессе обучения вопросы.

9. Организация производственных, технологических, педагогических практик, которые обеспечивают органическое совмещение аудиторных занятий с целенаправленной последовательной внеурочной работой, направленной на скорейшую адаптацию иностранного студента, для раскрытия личности, мобилизации творческого потенциала студента и облегчения трудностей, связанных с образовательным процессом.

10. Создание и развитие института «тьюторов» для оказания своевременной помощи иностранным студентам на их родном языке по определенным предметам/курсам силами студентов старших курсов, имеющих прочные знания.

Таким образом, в процессе реализации международной деятельности вуза, с учетом перспектив развития международных отношений необходимо уделить особое внимание обеспечению условий, необходимых для иностранных студентов, обучающихся в вузах нашей страны. Ведь именно положительный опыт и успешное пребывание в вузе отражает не только качество образования, но и повышает шансы для дальнейшего роста контингента иностранных учащихся. Поэтому, на основе анализа зарубежного опыта, а также выявленных проблем, возникающих у иностранных студентов при обучении в российских университетах можно сделать вывод, что принимающий университет должен обеспечить иностранных студентов конкретными условиями и организацией мероприятий как для успешной адаптации и эффективности обучения конкретного студента, так и для перспективного развития международной деятельности вуза в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арсеньев Д.Г. Алексанков А.М., Кораблев В.В., Антонов С.С., Беляевская Е.А.и др. Организация международной деятельности вуза/Под ред.Д.Г.Арсеньева, А.М.Алексанкова: Учеб.пособие СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 165 с.

2. Всемирный доклад по образованию. 2005. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: Институт Статистики ЮНЕСКО, 2005

3. Ременцов А.Н., Кузнецов А.Л. Участие России в системе международных академических обменов: некоторые аспекты/Интеграция образования. Народное образование. Педагогика.2002,№°2, 72-79 с.

4. Зинковский А.В., Пономарев Н.И., Попов В.В. Биосоциальная адаптация иностранных студентов в России//Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран: Межвузовский научно-методический сборник. - С.-Пб.: С.-Петербургский Государственный Технический Университет, 1995. С. 152-153.

CONTENT AND PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS UNDER THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMMES

© 2013

T.G. Shirina, post graduate student, assistant of department of sociology and bilingual education

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Novgorod (Russia)

Annotation: At the present stage of the higher education development special attention is given to the international activities of universities as a factor for competitive growth and improvement of educational services quality. International educational programmers are new possibilities and development for a university, but at the same time they have a number of features and complications that should be considered during the implementation period.

Keywords: international activity of the university, international educational programmes, adaptation of foreign students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.