Научная статья на тему 'Проблемы адаптации студентов технических специальностей в профессиональной деятельности'

Проблемы адаптации студентов технических специальностей в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНЖЕНЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / OCCUPATIONAL ADAPTATION / ENGINEERING TECHNICAL STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCY / TECHNICAL SPECIALITY / PEDAGOGIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломоец М. В.

В статье отображены основные моменты и требования, предъявляемые современной высшей школой и современным обществом в условиях рыночной экономики, к профессионально-значимым качествам студентов технических вузов будущих инженеров. Даны основные понятия профессиональной адаптации, профессиональной компетентности, отражены условия для адаптации к будущей профессиональной деятельности, общие тенденции самоопределения через профессиональное образование, психоэмоциональная специфика адаптации молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems and aspects modern higher education requirements and modern society requirements by professional important qualities engineering technical students. The basic concepts of professional adaptation, professional competence are given, conditions for adaptation to future careers, the general trend of selfdetermination through vocational education, psycho-emotional specificity of adaptation of young specialists are reflected.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации студентов технических специальностей в профессиональной деятельности»

УДК 37:001.12/..18 М. В. Коломоец

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: профессиональная адаптация, инженеры, профессиональная компетентность, техническая

специальность, педагогическая модель.

В статье отображены основные моменты и требования, предъявляемые современной высшей школой и современным обществом в условиях рыночной экономики, к профессионально-значимым качествам студентов технических вузов - будущих инженеров. Даны основные понятия профессиональной адаптации, профессиональной компетентности, отражены условия для адаптации к будущей профессиональной деятельности, общие тенденции самоопределения через профессиональное образование, психоэмоциональная специфика адаптации молодых специалистов.

Key words: occupational adaptation, engineering technical students, professional competency, technical speciality, pedagogic

model.

The article is devoted to the problems and aspects modern higher education requirements and modern society requirements by professional important qualities engineering technical students. The basic concepts of professional adaptation, professional competence are given, conditions for adaptation to future careers, the general trend of selfdetermination through vocational education, psycho-emotional specificity of adaptation of young specialists are reflected.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях динамично изменяющихся социальных институтов общества становится все более актуальной. Потребность общества в

квалифицированных специалистах, обладающих

профессионально значимыми характеристиками, с необходимостью ставит задачу повышения качества профессионального образования, подготовки

профессионалов нового поколения, умеющих работать в условиях развивающегося информационного общества. В современном

психолого-педагогическом и методическом знании имеется множество концепций и моделей

становления профессионального образа будущих специалистов, среди которых проблема адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности выдвигается на первый план.

На наш взгляд, создание условий для адаптации к будущей профессиональной деятельности позволяет решить насущные задачи профессиональной подготовки специалистов.

Современная система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры характеризующегося совокупностью знаний, умений, а также определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения.

В настоящее время преобладают общие тенденции самоопределения через

профессиональное образование, связанные с изменениями на рынке труда. И если технологический подход к образованию акцентирует практическое обучение и опыт, подкрепленные соответствующей теоретической базой при минимизации теоретического и, в частности,

математического обоснования, то инженерный подход предполагает существенно большее внимание вопросам теории, математика в нем используется весьма основательно. Серьезной проблемой является обеспечение оптимального

баланса объема теоретических и фундаментальных наук по сравнению с прикладной и практической подготовкой, чтобы удовлетворить потребности промышленности как в количестве специалистов на краткосрочную перспективу, так и ее будущие потребности в более высоком уровне подготовки производственного персонала в долгосрочной

перспективе.

Как показывают исследования, усиливается потребность инструментального наполнения

образования: оно должно дать те знания и умения, сформировать те качества личности, которые могут быть использованы в любой сфере трудовой деятельности. Также меняется ценностный смысл образования для личности: познавательные интересы взрослых людей концентрируются вокруг потребности в научном понимании многообразных явлений жизни и осмыслении собственного опыта; в формировании своей позиции по отношению к

происходящему вокруг и использовании полученных знаний в практической деятельности.

Содержание будущей профессиональной деятельности изменяется вместе с личностным ростом молодого специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, ведет к углублению представлений о профессии. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему развитию личности в том случае, если цели данного процесса совпадают с внутренней позицией молодого специалиста, его потребностями, интересами, установками и ценностными ориентациями.

Прежде чем говорить о требованиях к успешной профессиональной адаптации и профессиональному развитию будущего инженера в динамично меняющихся условиях его

профессиональной деятельности, следует отметить некоторые исходные позиции, которых обычно придерживаются при анализе инженерной деятельности. Во-первых, важной характеристикой инженерной деятельности считается регулярное применение научных знаний (то есть знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных технических систем. Этим инженерная деятельность отличается от

технической, которая основывается на практических навыках, догадке. Поэтому не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые часто

вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-нибудь конкретной системы). В то же время, крупные ученые нередко обращались и обращаются к изобретательству, конструированию,

проектированию, то есть по сути дела осуществляли какое-то время, параллельно с научной, инженерную деятельность. Поэтому инженерную деятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем она реализуется. Во-вторых, профессиональная деятельность инженера не идентична инженерной деятельности, так как она может включать и иные, не инженерные виды деятельности. Труд инженера более многообразен и включает характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т.д. Инженерные исследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определенной инженерной задаче. Именно такого рода инженерные исследования осуществляются крупными специалистами в области конкретных технических наук, когда они выступают в качестве экспертов при разработке сложных технических проектов.

В свою очередь профессиональная адаптация и построение профессиональной карьеры выпускника вуза являются важным условием профессионального развития и становления его как профессионала. Для выявления возникающих в этой сфере противоречий и проблем необходимо рассмотреть изменения в профессиональной деятельности инженера, их направленность и влияние на требования к профессиональной компетентности инженера. Выделенные требования должны включать знания, умения, навыки, способности и качества личности, обеспечивающие высокое качество ее работы по созданию искусственных систем и объектов, а также совершенствование видов деятельности, технологий, основным субъектом которых является человек, при этом важно учесть факторы рынка, вносящие значимые коррективы в требования к молодому специалисту.

Как правило, профессиональная адаптация молодых специалистов на рынке труда и на первом рабочем месте зависит от экономических,

политических и социальных условий, сложившихся в обществе, от уровня и качества его

профессиональной подготовки, а также от индивидуальных адаптационных способностей личности.

Адаптация представляет собой овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы на основе подготовленности к профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация в современном понимании представляет собой длительный

последовательный процесс, включающий ряд этапов: начальный или подготовительный, который завершается выбором профессии и подготовкой к будущей профессиональной деятельности, и непосредственный этап адаптации на рабочем месте. Успешность адаптации зависит от личностных особенностей специалиста и его подготовленности к профессиональной деятельности.

Подготовительный этап играет важнейшую роль в успешности профессиональной адаптации и предоставляет эффективные средства управления данным процессом.

Важным условием профессиональной адаптации является адаптация студентов к условиям учебной деятельности в вузе. Успешность последней связана с преодолением ряда затруднений:

отсутствием умений работать самостоятельно, поверхностным представлением о будущей профессиональной деятельности, отсутствием

адекватного представления о своих способностях, о требованиях профессии к способностям специалиста, отсутствием осознанного профессионального выбора и т.д. Условиями успешности па студентов на этапе обучения в вузе являются: наличие четкой

перспективы становления: посильная, но

напряженная деятельность: объективная оценка

учебных достижений; возможность активной, творческой деятельности в ходе освоения профессии.

Специфика адаптации молодых

специалистов состоит в их относительно более высоких способностях приспособления к новым условиям. В целом, молодые специалисты - это люди, не относящиеся к категории риска по возрасту или социальному положению. Они более мобильны, относительно свободны от сложившихся ранее стереотипов деятельности. С другой стороны, налицо слабая защищенность молодых специалистов, отсутствие у большинства из них материальной базы, производственного и социального опыта,

неустойчивость во взглядах и ценностных ориентациях. Таким образом, вхождение молодых специалистов в рыночные отношения существенно отличается от адаптации других групп населения.

Широкий профиль, динамизм, творчество и способность программно-целевой оценки производственного процесса в деятельности

инженера должны дополняться осознанием социальной ответственности за возможные

последствия ошибок и просчетов в использовании современных технических средств с их

потенциальными разрушительными возможностями. Поэтому важно обладать профессиональной способностью к быстрой реакции и принятию

самостоятельных компетентных решений, что требует соответствующей подготовки. Кроме того, в условиях конкурентности требуется модель социального поведения, связанная с большей социальной мобильностью, с осознанием

собственной ответственности за свое жизненное благополучие. Это требует значительно большей напряженности в работе, чем до недавнего времени на многих наших предприятиях. Необходимы готовность к риску, стремление к повышению квалификации, а в случае необходимости - и к переобучению.

Эксперты международного общества по инженерной педагогике (Ю1Р), Европейской Ассоциации Инженеров (БЕАМ), Американского общества инженерного образования (А8ЕЕ), Ассоциации инженерного образования Российской Федерации (ЛИО РФ) и других организаций выделяют следующие необходимые для современного инженера профессионально-значимые качества: профессиональная компетентность,

коммуникационная готовность; развитая способность творческого подхода к решению профессиональных задач; умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, разрабатывать план действий и реализовывать его; устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному совершенствованию; владение методами техникоэкономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации; владение методами экологического обеспечения

технологического процесса и инженерной защиты окружающей среды; владение методами моделирования, прогнозирования и

экспериментальных исследований, необходимыми для создания интеллектуальных ценностей и материальной продукции; понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники.

Требования БЕА№ имеют в основе так называемый «компетентностный подход»[1] и включают следующие основные позиции:

- иметь целостное знание принципов инженерного искусства;

- иметь общие знания передовой практики инженерного искусства, а также свойств, производства и использования материалов, оборудования техники, ее узлов и соответствующих алгоритмов и программ;

- уметь пользоваться технической информацией и статистикой;

- быть способным применять принципы

прогрессивных концепций, облегчающих

производство, обслуживание, обеспечение высокого качества с учетом экономики;

- обладать интуицией в формировании производственных отношений и принципов управления, принимая во внимание технические, финансовые и человеческие условия;

- быть способным работать над многодисциплинарными проектами;

- понимать существо инженерной профессии так же, как ответственность по отношению к обществу и окружающей среде;

- быть способным создавать теоретические модели, позволяющие прогнозировать физические явления, и использовать указанные модели;

- уметь свободно выражать свои суждения по техническим вопросам на базе научного анализа и синтеза;

- уметь учитывать требования окружающей

среды;

- уметь мобилизовывать человеческие

ресурсы;

- владеть устной и письменной речью, в частности, уметь составлять ясные и убедительные технические отчеты;

- свободно пользоваться одним из

европейских языков, кроме своего родного;

- учитывать технический прогресс и

эволюцию потребностей, чтобы не базироваться только лишь на установившейся практике, но

принимать в исполнении профессии инженера позицию новаторскую и созидательную;

- быть способным найти разумный компромисс между различными[2], порой противоречивыми, требованиями, например, стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и предложить оптимальные решения;

- знать технологии и технику, относящиеся к области специализации (специальности).

Принципиальной особенностью этого перечня требований является то, что только три первые позиции, относящиеся к фундаментальной (в том числе общегуманитарной, социальноэкономической, математической, естественнонаучной и общеинженерной) подготовке и три последние позиции, относящиеся к специальной части подготовке, непосредственно связаны со

специальностью и являются ядром

профессиональной компетентности инженера. Все остальные позиции имеют комплексный (интегральный) характер.

Центральную роль играют требования, характеризующие «ключевые компетенции», то есть те сложные совокупности умений, способностей и качеств личности, которые не связаны напрямую со специальностью, а являются универсальными для широкой профессиональной области. Эти компетенции играют важнейшую роль в процессах профессиональной адаптации и развития специалиста, его профессиональной мобильности.

Профессиональная мобильность

предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические

процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видение и понимание перспектив развития производства.

Весьма близок (по существу и стилю интерпретации) перечень требований к инженеру XXI века, сформулированный ЮНЕСКО и всемирной ассоциацией инженерного образования (при активном участии ассоциации инженерного образования российской федерации). Помимо совокупной профессиональной компетентности, он включает, в частности:

- способность быстрой адаптации к техническим и технологическим изменениям;

- высокая коммуникационная готовность (владение одним из наиболее распространенных в деловом мире иностранных языков, владение литературной устной и письменной речью, основами этики общения и документоведения, методами пользования современными техническими информационными средствами);

- знание передовых научно-технических разработок;

- понимание основополагающих принципов инженерной деятельности и инженерных решений не только в техническом и технологическом, но и в экономическом, экологическом, социокультурном и глобальном аспектах;

- способность к участию в разработке многопрофильных, комплексных проектов и работе в многопрофильных профессиональных группах (коллективах);

- владение основами бизнес-деятельности, аудита и управления качеством;

- устойчивое позитивное отношение к своей профессии;

- осознанная готовность к постоянному

личностному и профессиональному

совершенствованию;

- способность к анализу возникающих проблем и ситуаций, выработке плана действий, принятию решений, а также готовность возложить на себя ответственность за результаты реализации принятых решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, компетентный инженер, работающий в условиях рынка, должен отвечать следующим требованиям: обладать обширными

техническими знаниями в области систем и процессов производства; иметь навыки в решении производственных проблем, включая анализ и синтез, а также обладать чувством нового; проявлять инициативу в реализации принятых решений; быть готовым работать как самостоятельно, так и в составе групп, быть коммуникабельным; иметь представление о потребностях рынка и уметь определять затраты на изготовление готовой продукции и её стоимость.

Литература

1. Елизаров Д.В. Профессиональная компетентность специалиста технического вуза // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. -№3.ч.1.-- С.108-111.

2.Schank, R. (1997). Virtual Learning: A revolutionary approach to building a highly skilled workforce, New York: McGraw-Hill.

© М. В. Коломоец - ст. препод. каф. АТПиП НХТИ КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.