педагогические науки
2. Всемирная энциклопедия: философия. М.: АСТ, 2001.
3. Дьюи Д. Общество и его проблемы / пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Косило-вой. М.: Идея-Пресс, 2002.
4. Конт О. Дух позитивной философии // Развитие личности. 2008. №. 4. С. 144-185.
5. Лукас Ч. Основы образования. Нью-Йорк: Прайм, 1984.
6. Малахов В. Культурный плюрализм versus мультикультурализм // Логос. 2000. № 5-6. С. 159166.
7. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Минск: БелЭН, 2006.
8. Тейлор Ч. Этика аутентичности. K.: Дух и буква, 2002.
9. Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 256-274.
10. Bisin A., Verdier T. "Beyond the melting pot": cultural transmission, marriage, and the evolution of ethnic and religious traits // The Quarterly Journal of Economics. 2000. Т. 115. №. 3. P. 955-988.
11. Brameld T.B.H. Toward a reconstructed philosophy of education. N.Y., 1956.
12. Troper H. An uncertain past: Reflections on the history of multiculturalism // TESL talk. 1979. Т. 10. №. 3. P. 10.
* * *
1. Avksent'ev V.A. Jetnicheskie konflikty: isto-rija i tipologija // Sociologicheskie issledovanija. 1996. №. 12. S. 43-50.
2. Vsemirnaja jenciklopedija: filosofija. M.: AST, 2001.
3. D'jui D. Obshhestvo i ego problemy / per. s angl. I.I. Mjurberg, A.B. Tolstova, E.N. Kosilovoj. M.: Ideja-Press, 2002.
4. Kont O. Duh pozitivnoj filosofii // Razvitie lichnosti. 2008. №. 4. S. 144-185.
5. Lukas Ch. Osnovy obrazovanija. N'ju-Jork: Prajm, 1984.
6. Malahov V. Kul'turnyj pljuralizm versus mul'-tikul'turalizm // Logos. 2000. № 5-6. S. 159-166.
7. Spenser G. Vospitanie umstvennoe, nravst-vennoe i fizicheskoe. Minsk: BelJeN, 2006.
8. Tejlor Ch. Jetika autentichnosti. K.: Duh i bukva, 2002.
9. Jetcioni A. Masshtabnaja povestka dnja. Pere-straivaja Ameriku do XXI veka // Novaja tehno-kraticheskaja volna na Zapade. M.: Progress, 1986. S. 256-274.
О Солянкина Л.Е., 2018
Philosophic origins of multicultural education
The article deals with the approaches of various philosophers, whose ideas became the basis for the theory of multicultural education. The specific features of development of multiculturalism as a pedagogical category are under consideration in the article.
Key words: multicultural education, philosophic foundations of education, multicultural educational environment, foreign language professional training.
(Статья поступила в редакцию 19.02.2018)
л.е. солянкина
(Москва)
формирование навыков профессиональной адаптации у студента в условиях вузовской подготовки
Рассматриваются вопросы создания условий, способствующих формированию навыков профессиональной адаптации у студентов. Отмечается, что профессиональная адаптация - это сложный многоуровневый процесс, влияющий на время и глубину погружения студента в профессию, поэтому навыки профессиональной адаптации могут быть сформированы при взаимодействии студента с практико-ориентированной образовательной средой вуза, приближенной к профессии по содержанию и формам профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, практико-ориентированная образовательная среда вуза, интеграция.
Сегодня востребованным на рынке труда выступает компетентный специалист-практик, способный в кратчайшие сроки адаптироваться к технологическим, информационным и другим производственным инновациям, реализовать свои потребности в личностно-профессиональном развитии, а при столкновении с производственной проблемой - уметь ее
выявить и решить. Работодатели хотят видеть у себя специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и адаптивными способностями, поскольку считают адаптацию выпускника вуза важной составляющей качества специалиста.
Таким образом, проблема формирования навыков профессиональной адаптации у студентов на сегодняшний момент является актуальной и значимой как для выпускника, так и для вуза, в котором он обучается, поскольку успешная профессиональная адаптация выпускника образовательной организации выступает приоритетом вуза и показателем мониторинга его эффективности. Значимость и своевременность обращения к данной проблеме обусловлены и тем, что профессиональная адаптация регулярно декларируется, но не всегда достигается.
зачастую молодые специалисты, проработав незначительное время (месяц или два), увольняются и устраиваются на работу не по специальности. При этом уходят из профессии не самые худшие студенты. В этой связи каждая профессиональная образовательная организация старается решить проблему адаптации своих выпускников - создать условия, разработать механизмы, обеспечивающие формирование у студентов навыков профессиональной адаптации.
Проведенный нами в ходе исследования контент-анализ современной научной литературы по исследуемой проблеме показал, что термин «профессиональная адаптация» в такой трактовке появился сравнительно недавно и в настоящее время ученые понимают его неоднозначно. Считаем, что в концептуальном плане важными для решения обозначенной нами проблемы являются сущностные характеристики дефиниции «профессиональная адаптация», разработанные учеными В.А. Сла-стениным, В.П. Кашириным, В.Р. Весниным, Д.А. Ашировым, А.К. Марковой и др. [1].
В своих трудах ученые трактуют понятие «профессиональная адаптация» как процесс, включающий вхождение специалиста в профессию и выстраивание перспектив своей жизни в связи с профессией за счет гармонизации взаимодействия с профессиональной средой [5]; как приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде [6]; как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается
с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность [1]. Ученые-психологи A.A. Реану, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов и др. рассматривают адаптацию не только как сложный процесс и его результат, но и как основу формирования новообразований психических качеств [3, с. 37].
В ходе эмпирического исследования мы пришли к выводу о том, что профессиональная адаптация является неотъемлемой частью профессионализма и формируется осознанно одновременно с развитием личности и становлением профессионала. При этом навыки профессиональной адаптации у обучающихся могут быть сформированы только на основании потребности личности в способности добиваться успеха в решении производственных задач, на основе потребности молодого специалиста самореализоваться в профессии и даже больше - в жизни. Профессиональная адаптация определяет основные направления развития и пути достижения вершин профессионального мастерства и карьерного роста.
Поиск механизмов формирования у студентов навыков профессиональной адаптации в период обучения в вузе инициировал изучение условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. в ходе исследования мы установили, что профессиональная адаптация имеет активно-действенный характер, поскольку овладеть профессиональными навыками и ценностными ориентирами можно только при активной познавательно-научной, когнитивной деятельности студента.
в связи с этим актуализируется проблема создания в вузах психологического комфорта образовательного процесса, условий, механизмов, обеспечивающих эффективность формирования навыков профессиональной адаптации обучающихся. При этом успешность профессиональной адаптации во многом зависит от формирования у студента психического образа профессии в целом и его я-концепции в ней.
Как показали результаты нашего исследования, взаимодействие студента с профессией, а также ориентация процесса обучения на трудовую деятельность и востребованность возможны только в условиях интеграции вуза и производства, при активном участии в образовательном процессе представителей работодателей, а следовательно, функционирования вуза как комплекса, объединившего производ-
ственную науку и образование. Основная миссия комплекса - это подготовка конкурентно-способного, компетентного специалиста.
Именно в этой связи нами был создан в вузе учебно-научно-производственный комплекс «Вуз - коммерческое предприятие», сущностной характеристикой которого является дея-тельностный и творческий характер профессиональных практик [4]. В результате теоретического анализа психолого-акмеологической литературы и эмпирических исследований было установлено, что детерминантом учебно-научно-производственного комплекса выступает специально организованная образовательная среда, обладающая практической направленностью и акмеологическими свойствами [Там же], обеспечивающая формирование профессионально важных и личностно-деловых качеств студентов и корректировку их профессионально-ценностных ориента-ций. Студенты приобретают профессиональный опыт в решении практических задач в выбранной сфере деятельности за счет выполнения рабочих заданий, обсуждения реальных производственных ситуаций, полученных от работодателя. решая задачи не из учебника, а непосредственно производственные, студенты не только познают свою профессию, но и осознают себя в профессии, как бы примеряя ее на себя. При достижении студентом определенных значительных результатов наступает удовлетворенность трудом, происходят саморазвитие и саморегуляция личности в профессии и жизни.
Таким образом, у студентов, которые погружены в практико-ориентированную образовательную среду, формирование навыков профессиональной адаптации происходит за счет интеграции приобретенных в процессе обучения профессионально важных и лич-ностно-деловых качеств с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности.
заметим, что традиционно организованная образовательная среда не обладает возможностями интеграции вуза с производством, «когда на основе договорных отношений и в результате погружения студентов в производственный процесс вуз решает проблему трудоустройства выпускников, а партнерские предприятия получают компетентных специалистов, готовых включиться в профессиональную деятельность без доучивания» [Там же, с. 3]. Следует отметить и такой факт, что многие выпускники не выдерживают период адап-
кие науки -
тации на производстве, у них зачастую возникает эффект «блокады» взаимодействия в системе «среда - субъект», вызываемый несоответствием готовности обучаемого требованиям трудовой среды. Погружение же студента в практико-ориентированную образовательную среду, приближенную к профессии как по содержанию, так и по формам профессиональной деятельности, характеризующуюся прежде всего практической доминантой, позволяет избежать выпускнику вуза такой «блокады».
В результате анализа исследований нами были выявлены показатели навыков сформи-рованности профессиональной адаптирован-ности у студентов в условиях их вузовской подготовки, основными из которых являются:
• сформированность ценностного отношения к выбранной профессии и желание проявить себя в ней;
• направленность на личный успех и самореализацию в профессиональной среде;
• готовность к преодолению трудностей в производственной деятельности;
• владение основными приемами работы;
• умение соотнести собственные способности и возможности с требованиями профессии;
• способность решить производственные затруднения, выявить и устранить их причины и т. п.
В ходе исследования проблемы было установлено, что основными психолого-организационными механизмами (механизм мы рассматриваем как движущую силу) формирования навыков профессиональной адаптации в условиях практико-ориентированной образовательной среды выступают профессиографи-ческий, акмеологический и карьерографиче-ский. они позволяют сформировать у студентов социально-психологическую модель профессионального поведения в трудовой деятельности. Механизмы содержат эффективное содержательное и технологическое обеспечение процесса развития личности как субъекта труда и формирования навыков профессиональной адаптации.
В рамках одной статьи не представляется возможным полностью осветить результаты исследования названной проблемы. однако они позволяют нам констатировать, что приобретенные студентом практический опыт работы по выбранной специальности и навыки профессиональной адаптации в результате его взаимодействия с практико-ориентированной образовательной средой позволяют не просто
значительно сократить срок профессиональной адаптации на производстве и избежать негативных ее последствий, а даже больше -профессиональная адаптация способствует принятию молодым специалистом наиболее верных решений для достижения целей организации.
Список литературы
1. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: моногр. М., 2008.
2. Дрофа В.М. Образовательная среда как объект управления. [Электронный ресурс]. URL: http:// ooipkro.nm.ru/Text/tlO72.html (дата обращения: 05.03.2015).
3. Реан A.A., Кудашев А.Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм-Еврознак, 2006.
4. Солянкина Л.Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. Тамбов, 2011.
5. Сластенин В.А., Каширин В.П., Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
6. Патрахина Т.Н., Ткаченко Ю.И. К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект //
Молодой ученый. 2015. № 7. С. 464-466.
* * *
1. Bezjuleva G.V. Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'noj adaptacii uchashhihsja i studentov: monogr. M., 2008.
2. Drofa V.M. Obrazovatel'naja sreda kak ob#-ekt upravlenija. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// ooipkro.nm.ru/Text/tlO72.html (data obrashhenija: 05.03.2015).
3. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psihologija adaptacii lichnosti. Analiz. Teorija. Praktika. M.: Prajm-Evroznak, 2006.
4. Soljankina L.E. Psihologo-akmeologicheskaja koncepcija razvitija professional'noj kompetentnosti specialista v praktiko-orientirovannoj obrazovatel'-noj srede: avtoref. dis. . d-ra psihol. nauk. Tambov, 2011.
5. Slastenin V.A., Kashirin V.P., Psihologija i pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2001.
6. Patrahina T.N., Tkachenko Ju.I. K voprosu ob adaptacii personala: teoreticheskij aspekt // Molodoj uchenyj. 2015. № 7. S. 464-466.
Development of skills of students' professional adaptation in terms of university training
The article deals with the issues of creating the conditions that favour the development of the skills of students' professional adaptation. It is proved that professional adaptation is a complex multilevel process that affects the time and depth of students'involvement in the profession, so the skills of professional adaptation can be formed in the process of interactionof students and the practice-oriented educational environment of the university close to the profession in its content and forms of professional activity.
Key words: professional adaptation, practice-oriented educational environment of a university, integration.
(Статья поступила в редакцию 20.02.2018)
с.в. белова, е.д. мархакова
(Элиста)
формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни как педагогическая проблема
Освещаются вопросы исследования целостного образования в методологии гуманитарного подхода. Раскрывается зависимость результатов профессионального образования студентов колледжа от их ценностного отношения к здоровому образу жизни. Данное отношение, включающее физический и эмоциональный виды разумности, представлено как педагогическая проблема, которая решается в контексте этнопедагогики и в рамках реализации гуманитарных образовательных технологий.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценностное отношение, ценностное отношение к здоровому образу жизни, сознание.
Тема здоровья и здорового образа жизни сегодня уже перестает быть только медицинской. Она все более интересна педагогике. Парадоксальный факт, отмеченный в ряде исследований [5; 7; 11]: двадцать первый век, несмо-
О Белова С.В., Мархакова Е.Д., 2018