Научная статья на тему 'Проблемы адаптации младших школьников к психофизическим нагрузкам учебного процесса'

Проблемы адаптации младших школьников к психофизическим нагрузкам учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевкунов А. А.

Рассматривается вопрос о недостаточной двигательной активности и нерациональной организации учебного процесса младших школьников без учета их возрастных особенностей. Анализируется проблема повышения уровня адаптации учащихся начальных классов к психофизическим нагрузкам учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевкунов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of primary school pupils adaptation to the psychophisical load of the educational process

This article examines the problem of motional activity lack and nonrational organization of the educational process in the primary school according to pupils age-specific. The problem of rising level of adaptation to the psychophysical load of the educational process for junior pupils was analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации младших школьников к психофизическим нагрузкам учебного процесса»

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

А.А. Шевкунов

Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе, 8/5, 113093 Москва, Россия

Рассматривается вопрос о недостаточной двигательной активности и нерациональной организации учебного процесса младших школьников без учета их возрастных особенностей. Анализируется проблема повышения уровня адаптации учащихся начальных классов к психофизическим нагрузкам учебного процесса.

На сегодняшний день интенсивное изменение структуры образования — введение новых дисциплин, перепланировка учебного дня ведет к повышению интенсивности как информационной, так и физической нагрузки на школьников. Подобные преобразования поставили перед школой целый ряд новых вопросов, требующих немедленного решения.

Одним из таких вопросов является уровень психофизической нагрузки, которую испытывают дети младшего школьного возраста — ученики первых, вторых и третьих классов в возрасте 6-9 лет. К тому же особую тревогу вызывает введение «нулевых классов» обучения, где программа школьной подготовки дается детям в возрасте до 6 лет без учета их психического и физического развития. . •

Исследования, проводящиеся в течение ряда лет на кафедре экологии человека экологического факультета РУДН, посвященные распространению физиологических нарушений и заболеваний среди школьников и студентов, позволили сделать ряд предположений о причинах их возникновения. Одной из наиболее важных причин является нерационально организованный режим занятий детей и отсутствие должного внимания к их физической подготовке.

Исследования проводились на базе ряда школ Северо-западного административного округа города Москвы. Изучались условия и режим обучения учеников начальной школы. Средний возраст обследуемой группы составил 6-8 лет. Соотношение детей женского и мужского пола составило 60% : 40%.

В качестве метода исследования использовалось анкетирование и опрос родителей, а также анализ уровня физической нагрузки в соответствии с нормативами ВОЗ.

Опрос родителей показал, что у 70% детей имеются ярко выраженные нарушения режима дня. Повышенные нагрузки ведут к значительным изменениям эмоциональной сферы: ребенок заранее расстроен перспективой делать уроки вечером после школы. Это, в свою очередь, сказывается на качестве сна и питания. Нельзя не учитывать такой элемент, как «элитарность» некоторых школ, где к ребенку предъявляют сверхвысокие требования без учета его психофизиологических возможностей. В том случае, если ребенок не «соответствует уровню», он может оказаться в состоянии тяжелого дистресса. Около 87% родителей отмечают тот факт, что дети во втором классе часто не в состоянии самостоятельно выполнять домашние задания из-за явного несоответствия некоторых элементов школьной программы уровню восприятия

ребенка. Как следствие такого высокого уровня информационного воздействия у 40% детей отмечается возникновение различных нервных расстройств.

Уже со второго класса педагоги интенсивно используют контрольные и проверочные работы, так как традиционно это основной критерий оценки знаний. Частое проведение подобных работ среди учащихся младших классов оказывает сильнейшее психологическое давление. Как отмечают родители, многие дети часто не могут сосредоточиться на задании в ходе выполнения длительной контрольной работы из-за отсутствия соответствующего навыка, развитию которого в ходе учебного процесса не уделяется должного внимания. К тому же опыт показывает, что уровень нагрузки по одному предмету не зависит от нагрузки по другому. Это приводит к тому, что уже во втором классе школьники могут иметь по несколько проверочных и контрольных работ в день. Удивительно, что никто не отрицает, что весь ход учебного процесса напрямую зависит от психофизического состояния учащихся, и при этом школьная программа уделяет столь небольшое значение физическому развитию.

Анализ расписания занятий школьников выявил серьезные нарушения нормативов по физической нагрузке. Во втором классе 5 уроков по 45 минут, что составляет 225 минут, или 3 часа 45 минут. Урок физкультуры проходит два раза в неделю — суммарное время занятий составляет 90 минут, или 1 час 30 минут. Таким образом три дня в неделю дети находятся в состоянии статической нагрузки по 3 часа 45 минут в день, и два раза в неделю — 2 часа 41 минуту, или 15 часов 17 минут в неделю. На это приходится четыре перемены по 15 минут, или один час отдыха (рис. 1).

У детей 8-летнего возраста это ведет к значительному гипертонусу локальных групп мышц — шейного отдела, грудных мышц и мышц поясницы1. При таком режиме обучения прогнозируются и в действительности имеют место следующие нарушения: 1) нарушение осанки; 2) ухудшение зрения (80% выпускников российских школ имеют нарушения зрения); 3) нарушение пищеварения; 4) нервные расстройства; 5) развитие плоскостопия.

ШУроки □ Перемены

Рис. 1. Соотношение времени отдыха и физической нагрузки по расписанию

уроков второго класса

1 Для исследования использовалась методика биомеханического анализа положения тела в пространстве и определения уровня на1рузки рабочих мышц, применяемая в Высших физкультурных учебных заведениях.

Попытки выработать у детей правильную осанку не дают положительного результата, так как у детей нет сложившихся прочных динамических стереотипов по «самоуправлению» своим телом. Необходимость фиксировать внимание на изучаемом предмете, не отвлекаться, выводят контроль за осанкой из сферы внимания ребенка. Так называемый элемент «мышечной памяти» работает против: мышцы фиксируют то положение тела, в котором приходится длительное время пребывать ребенку. Навык правильной осанки обычно не успевает сформироваться.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

1. В существующей на сегодняшний день программе обучения младших школьников очень слабо проработаны аспекты сбалансированного развития ребенка. Отмечается явное преобладание интеллектуальной нагрузки, что при недостаточном физическом развитии детей при интенсивной статической нагрузке ведет к возникновению и развитию анатомических и физиологических нарушений.

2. В школе нет специализированной программы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Как следствие нет механизма компенсации нагрузок, возникающих в ходе учебного процесса.

Результаты исследований требуют принятия мер по реорганизации системы обучения и физического воспитания младших школьников. Проводимые на кафедре экологии человека РУДН исследования в области методов комплексного физического развития школьников и студентов и полученные на их основе разработки могут быть рекомендованы для внедрения в программу физического воспитания школьников, как младших, так и старших классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хрипкова АГ., Антропова М.В. Адаптация учащихся к учебной и физической нагрузкам. НИИ физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР - М.: Педагогика, 1982. - 240 с., с ил.

2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.— М.: Медицина, 1979. — 192 с.

3. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний: Монография. М.: «Медицина», 1997. — 235 с.: ил.

PROBLEM OF PRIMARY SCHOOL PUPILS ADAPTATION TO THE PSYCHOPHISICAL LOAD OF THE EDUCATIONAL PROCESS A.A. Shevkunov

Ecological faculty, Russian Peoples ’ Friendship University,

Podolskoe shosse, 8/5, 113093 Moscow, Russia

This article examines the problem of motional activity lack and nonrational organization of the educational process in the primary school according to pupils age-specific. The problem of rising level of adaptation to the psychophysical load of the educational process for junior pupils was analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.