Научная статья на тему 'Общие тенденции влияния психофизиологических нагрузок учебного процесса на школьную популяцию'

Общие тенденции влияния психофизиологических нагрузок учебного процесса на школьную популяцию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевкунов А. А.

В работе проводится анализ воздействия психофизиологических нагрузок учебного процесса на состояние здоровья школьной популяции г. Москвы и Московской области на фоне гипокинезии и неблагоприятной экологической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic tendency of mental and phisiological stress in school population during educational process

This work analyse the influense of mental and physiological stress on school population health in Moscow and Moscow area against a background of hypokinesia and negative ecological environment.

Текст научной работы на тему «Общие тенденции влияния психофизиологических нагрузок учебного процесса на школьную популяцию»

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЛИЯНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАГРУЗОК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ШКОЛЬНУЮ ПОПУЛЯЦИЮ

А.А. Шевкунов

Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское ш., 8/5, 113093, Москва, Россия

В работе проводится анализ воздействия психофизиологических нагрузок учебного процесса на состояние здоровья школьной популяции г. Москвы и Московской области на фоне гипокинезии и неблагоприятной экологической обстановки.

Осуществляемая в настоящее время реформа структуры образования -введение новых дисциплин, перепланировка учебного дня — ведет к повышению интенсивности как информационной, так и физической нагрузки на школьников. Подобные преобразования поставили перед школой целый ряд новых вопросов, требующих немедленного решения. Одним из таких вопросов является уровень психофизической нагрузки, которую испытывают учащиеся младших классов в возрасте 6-11 лет. Согласно данным системы здравоохранения РФ 85-90% выпускников школ имеют разнообразные функциональные нарушения. В первую очередь они связаны с низким уровнем рациональной физической активности и планированием учебного процесса, не учитывающим некоторые физиологические возрастные особенности учащихся. Особого внимания требует структура заболеваемости в популяции младших школьников и меры по ее профилактике - повышение адаптационных возможностей и неспецифической резистентности организма.

В связи со значительным возрастанием учебных нагрузок и усилением воздействия неблагоприятных экологических факторов оценка адаптационных возможностей и резервов организма учащихся представляет одну из важнейших проблем современной физиологии, медицины, экологии человека и педагогики. Школьный фактор исключительно сложен по набору одновременно воздействующих на организм раздражителей и стимулов. Он включает в себя экологический, социальный, поведенческий, психологический и физиологический компоненты.

Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Ребенок занимает совершенно новое для него место в системе отношений людей: у него происходит формирование новой сферы деятельности, связанной с учебой [12]. Поступление в школу накладывает на ребенка новые обязанности, повышает требования к нему окружающих, вводит в новую социальную среду. Стрессогенная ситуация в значительной мере отражается на физическом и психическом состоянии ребенка [2]. В этой ситуации особо остро встает вопрос о необходимости разработки и исследования средств физической культуры, повышающих адаптационные возможности детей младшего школьного возраста, как наиболее восприимчивой группы учащихся к психофизическим нагрузкам учебного процесса. Исследования, проводящиеся в течение ряда лет на кафедре экологии человека экологического факультета РУДН, посвященные распространению физиологических нарушений и заболеваний среди школьников и студентов позволили сделать ряд

предположений о причинах их возникновения. Одной из наиболее важных причин является недостаток двигательной активности в процессе занятий детей (рис. 1) и отсутствие должного внимания со стороны педагогов и родителей к их начальной физической подготовке.

Оптимальное Спортклуб Школа/ВУЗ Рнс. 1. Время для запятой физической культурой (минут в день)

Резкое ухудшение экологической обстановки во многих крупных городах России, связанное в первую очередь с увеличением количества автотранспорта, ведет к развитию патологий и увеличению аллергических заболеваний. Использование новых синтетических материалов для производства детской, школьной мебели и одежды, рост шумового и электромагнитного загрязнения среды, превышение ПДК вредных веществ в воздухе и воде — все это является тем фоном, на котором идет развитие и других нарушений основных функциональных систем организма. Формирование растущего организма происходит в экстремальных экологических условиях [6]. Негативные тенденции в состоянии здоровья зачастую усугубляются некорректным педагогическим воздействием, характерным для современной школы [3;4;5]. Меди-ко-биологические исследования показывают, что обучение в школе носит стрессовый характер, а в критические периоды возрастного развития сопровождается снижением адаптационных возможностей организма, развитием целого ряда нозологических состояний. Наиболее значимым, на взгляд большинства исследователей, является гипокинезия [7; 10].

Эта проблема особенно актуальна для учащихся школ крупного города: уроки физической культуры лишь на 10% ликвидируют двигательный голод, а естественная двигательная активность неуклонно снижается по мере перехода от класса к классу.

В условиях гипокинезии развиваются многочисленные нарушения обмена веществ, снижается резистентность организма, значительно ухудшается деятельность ССС: выявляются ее функциональные нарушения, низкие результаты кардиореспираторных проб у 66% школьников [1], 18-28% имеют повышенное и 20% пониженное артериальное давление [5].

Преобладание при гипокинезии катаболизма над синтетическими процессами в тканях и нарушение равновесия между этими фундаментальными процессами привели к тому, что современные дети в качестве основной причины дисгармоничного развития имеют низкую массу тела. Показано, что учащиеся с недостаточным весом реже занимались в спортивных секциях, чем дети с нормальным весом, а дополнительную учебную нагрузку имели чаще. С другой стороны, гипокинезия влияет на распространение избыточной массы тела. Дети, которые смог-

рят телевизор не менее 4 ч в деігь, имеют более высокие показатели развития жировой клетчатки (р < 0,001) и более высокий индекс массы тела (р < 0,001), чем дети, смотрящие телевизор менее 2 ч в день [8].

Научно-технический прогресс наряду с положительным влиянием оказал на школьную популяцию огромное отрицательное воздействие [2]. Возросший темп жизни, информационные перегрузки, мшгоподвижный образ жизни, неблагоприятная экологическая обстановка — все это способствует резкому усилению психоэмоциональных перегрузок. Нарушению здоровья под влиянием психоэмоциональных, стрессорных воздействий способствует и лояшіение множества химических и физических факторов, воздействующих на организм, необходимость быстрой адаптации к этим факторам в предельно короткий срок. Влияние неблагоприятных факторов приводит к снижению защитноадаптационных возможностей организма, развитию различных функциональных нарушений и психосоматических расстройств здоровья.

Особо необходимо отметить, что существенной причиной, негативно влияющей на состояние здоровья учащихся, является также хроническое психоэмоциональное напряжение, возникающее из-за невозможности выполнения требований учебных программ, сложности освоения отдельных дисциплин, интенсивных умственных нагрузок [3].

При напряженной умственной деятельности, сопровождаемой эмоциональными переживаниями, происходят определенные сдвиги физиологических параметров: значительно возрастают частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем работы сердца и дыхания, повышается возбудимость нервных центров, активность симпатического отдела нервной системы, что ведет к срывам механизмов апдптации.

Таким образом, состояние здоровья и прогноз уровня здоровья «фундаментальной» школьной возрастной группы вызывает чрезвычайную тревогу и диктует необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс комплекса социально-психологических и санитарно-просветительских мер, а также единой системы физической подготовки, которая может быть разработана на универсальной базе системы Боевых Искусств. Важнейшее значение приобретает анализ существующей программы и методы ее улучшения с учетом возрастных особенностей учащихся [12].

Многие предложенные на сегодняшний день методики медикаментозной реабилитации не привели к снижению заболеваемости, о чем свидетельствуют исследования ученых [9; 13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков КБ. и др. Экология, здоровье, качество жизни (Очерки системного анализа). Москва - Астрахані), 1996.

2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ. 1997. № 3. - С. 29-33.

3. Бородкина Г.В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия, 1994. № 4. - С. 77-80.

4. Давыдов Б.И., Вавилова В.П., Коба В.И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания // Здравоохранение РФ, 1992. № 9. - С. 17-19.

5. Коваленко ЕЛ, Гуровскиії Н.Н. Гипокинезия. - М.: Медицина, 1980.

6. Лебедькова С.Е., Кацкова Г.Б., Рахимова И.К. Распространенность и структура артериальных гипертензий в популяции детей 6-15 лет // Педиатрия, 1992. № 4-6. - С. 77-78.

7. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М., 1988.

8. Сидоренко Г.И., Румянцев Г.И., Новиков С.М. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария, 1998. № 4. - С. 3-8.

9. Соколов Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз. - М., 1991.

10. Судаков К.В. Физиология. Функциональные системы. Курс лекций. - М., 2000.

11. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 1991.

12. Шевкунов АЛ, Башкиров А.А., Родионова О.М. Боевые искусства как системы комплексного психофизического развития // Вестник РУДН №6. 2002. — С. 157-163.

13. Ross Е., Andersen R.D., Carlos J. Crespo et al. Relationship of Physical Activity and Television Waching With Body Weight and Level of Fatness Amonj Children. Results from the Third National Health and Nutrition Examination Survey. JAMA. - 1998. -279. - P. 938-942.

BASIC TENDENCY OF MENTAL AND PHISIOLOGICAL STRESS IN SCHOOL POPULATION DURING EDUCATIONAL PROCESS

A.A. Shevkunov

Ecological Faculty, Russian Peoples’ Friendship University,

Podolskoye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia

This work analyse the influense of mental and physiological stress on school population health in Moscow and Moscow area against a background of hypokinesia and negative ecological environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.