УДК 378.1(1.571.56-81)
Алексеев Виталий Владиславович
доцент кафедры североведения. Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова vva72@mail.ru
Алексеева Анастасия Егоровна
старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета. СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова alnaste@mail.ru Vitaly V. Alekseev
Associate professor of the NEFU North studies
department North-Eastern Federal University
named after M. K. Ammosova
vva72@mail.ru
Anastasia E. Alekseeva
Senior lecturer of the Russian language
department of NEFU philological faculty
department North-Eastern Federal University
named after M. K. Ammosova
alnaste@mail.ru
Проблемы адаптации и подготовки представителей коренных малочисленных народов Севера к учебе в системе высшего профессионального образования
The problems of aboriginal adaptation in the university education system
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема адаптации студентов младших курсов из числа представителей коренных малочисленных народов Севера к системе обучения в университете. Именно нехватка специалистов из числа коренных народов, имеющих качественное вузовское образование, соответствующие навыки и знания, способных вести традиционные промыслы в условиях рыночной экономики, применяя инновационные формы хозяйствования, является одним из факторов низкого уровня жизни аборигенов в северных территориях страны. При этом число представителей коренных народов, окончивших университет, остается небольшим. Одна из причин - неспособность студентов младших курсов из числа коренных народов адаптироваться в силу отсутствия организационно-
академических условий. Необходимо изучить данную проблему, и площадкой проведения эмпирических методов исследования является Северо-Восточный федеральный университет, расположенный в Якутске, Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: адаптация, интеграция в систему вузовского обучения, методы исследования, традиционные виды, хозяйствование, система вузовского обучения, организационно-академические условия.
Annotation. In this article the problems of aboriginal adaptation in the university education system is researched. The acute lack of well-educated aborigines as specialists who could successfully accomplish the projects in traditional economy in the northern territories and adapt their economy to marketing economy. This lack has become as one of the factors of low quality of living conditions in the North. Today the number of indigenous people successfully finished their studies at university still remains quite small. One of the reasons of it is shortage of academic and organizational conditions. It is very important to research this problem, especially on the basis the North-Eastern federal university located in Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia).
Key-words: adaptation, research methods, traditional kinds, economy, university system of education, research methods, educational and organization conditions of study.
Сегодня для Северо-Восточного федерального университета, главного научно-образовательного центра в Республике Саха (Якутия), весьма актуальна проблема адаптации и подготовки представителей коренных малочисленных народов Севера к учебе в системе высшего профессионального образования.
В Якутии проживают более 20 коренных народов Севера, которые продолжают заниматься традиционными видами природопользования и хозяйствования. Дети, выпускники кочевых, малокомплектных и сельских школ, привыкшие к учебе в условиях традиционного образа жизни, неизбежно сталкиваются с трудностями в процессе учебы после поступления в университет, даже несмотря на меры государственной поддержки. Действительно, представитель коренного народа при одинаковом с другим абитуриентом балле ЕГЭ имеет преимущество; молодые эвенки и юкагиры после поступления в вуз получают дополнительные стипендии и социальные льготы.
Однако, эти меры государственной поддержки касаются, в основном, только финансово-организационных действий. Для обеспечения эффективной адаптации молодых аборигенов к процессу учебы в университете необходимо создать организационно-академические условия, выработать модель интеграции студентов из числа коренных малочисленных народов Севера в процесс обучения в вузе.
Данная проблема распространена в странах, в которых компактно проживают коренные народы. В 90-ые годы студенты-аборигены Аляски имели мизерные шансы окончить университет. Так, по состоянию на 1993 год, в Университете Аляски в г. Фербэнкс только 5% из числа студентов-аборигенов заканчивали свое обучение и получали степень бакалавра. Даже сегодня, несмотря на некоторые успехи в адаптационной работе, проблема полностью не решена. В Канаде в 1960-1970-е годы была развита система так называемой интернатовской подготовки детей аборигенов к университету. В результате, дети в подростковом возрасте, оторванные от привычной среды, родителей, родственников и знакомых испытывали настоящий стресс и вовсе не доходили до этапа непосредственной вузовской подготовки. Три года назад премьер-министр Канады Стивен Харпер был вынужден признать трагические ошибки федерального правительства того времени и принести официальные извинения коренным народам - индейцам, метисам и инуитам [1].
Проблема создания эффективной системы образовательной подготовки студентов младших курсов - представителей коренных народов достаточно исследована в России и за рубежом. Однако, стремительное развитие информационных и инновационных технологий в условиях глобализации, оказывающей негативное влияние традиционной культуре коренных народов, создает дополнительные трудности для создания условий по обучению студентов из числа аборигенов. Студенты младших курсов - представители коренных народов, даже имея высокий уровень школьных знаний, оказываются неготовыми для учебы в совершенно новых условиях, продиктованных требованиями Болонской университетской системы. Отрываясь от дома, привычной семейной обстановки, оказываясь в большом городе и современном университете, студенты-аборигены получают настоящий культурный шок, не адаптируются к вузовским требованиям учебы и в результате не завершают свое обучение.
Проблемы адаптации усугубляются трудностями межкультурной коммуникации, которые происходят, в основном, из особенностей мировоззрения коренных малочисленных народов Севера, живущих на территории национальной республики. Это ярко выражается, например, в особом значении эмотивных фразеологических оборотов у представителей коренных народов. Как известно, фразеологическая картина мира представляет собой универсальную модель мира, которая обусловлена логико-понятийными основами человеческого мировосприятия. Однако данная модель, формируясь в рамках конкретного национального языка, интерпретирует факты реальной действительности в соответствии со своими культурно-историческими традициями, нормами, верованиями и образом жизни.
В частности, эвенкам, эвенам и долганам присуще трепетное отношение к природе, малой родине - общине, деревне, семье, матери. Это выражается, например, в приводимых ниже выражениях, фразеологизмах, пословицах, присущих только эвенкийскому народу. Итак, в значении бережного отношения
к природе: «Если много грибов - в этом году много белок будет», «зверя не ругай, рассердится», «когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу» [2, с. 19]. В философском значении «жизнь вечна» - «огонь не имеет конца», в значении «труд бесценен»: «труд для человека - самое главное, необходимое и естественное его качество»,
«бесполезно работать — только силу терять» [3].
Коренные народы очень трепетно относятся к матери, старикам, детям, что выражают следующие поговорки: «муж без жены сирота», «жену потеряешь, потухнет огонь», «обидишь ребёнка, старуху, мать - можешь на всю жизнь захромать» [2, с. 19]. Поговорки и выражения показывают, насколько отличным являются их мировоззрение, отношение к жизни от системы ценностей других народов.
Многие зарубежные и отечественные исследователи, в том числе исследователи, работающие в якутских научных институтах, рассматривали факторы, которые приводят к тому, что высшее профессиональное образование получают ограниченное число студентов-аборигенов.
Например, исследователь Северо-Восточного федерального университета И.А. Дранаева в статье «Проблемы интеграции коренных малочисленных народов Севера в систему высшего образования» приводит статистические данные, а именно динамику изменения количества студентов из числа коренных малочисленных народов Севера, обучающихся в Северо-Восточном федеральном университете в Якутске в течение периода с 2008 год по 2011 год. Согласно этим данным, количество студентов-аборигенов невелико, а по состоянию на 2011 год число студентов по сравнению с 2008 годом даже уменьшилось. Как считает автор, основными причинами немногочисленности студентов-аборигенов являются слабая школьная подготовка, неукомплектованность школ учебной и учебно-методической литературой на родном языке, невысокий уровень информационно-технического оснащения средних общеобразовательных учреждений. Также одной из главных причин является большая доля ветхих и аварийных зданий, отведенных под школы, в которых учатся дети из числа коренных народов. В качестве мер по решению данной проблемы исследователь предлагает стимулировать создание специализированных учебных центров подготовки предпринимателей из числа коренных малочисленных народов Севера, разработать систему мер поддержки молодых научно-педагогических кадров и специалистов инновационного профиля, приезжающих на работу в районы Крайнего Севера [4].
С.Г. Анисимова, И.А. Дранаева провели исследование по выявлению особенностей жизнедеятельности коренных народов, которые компактно проживают в северных улусах (районах) Республики Саха (Якутия). Исследование, которое было предназначено определить уровень жизни населения в муниципальных образованиях на Севере, проводилось посредством различных методов: фокус-группа, экспертный опрос специалистов из различных сфер, сравнительный анализ результатов пилотного исследования
2010г. по теме «Форсайт этносов Северо-Востока РФ до 2050 года» среди коренных малочисленных народов Красноярского края и Республики Саха (Якутия). В качестве причины низкого уровня жизни аборигенов Севера авторы рассматривают проблему нехватки специалистов со средним специальным и высшим образованием. Отсутствие подготовленных кадров приводит к замедлению темпов развития северных хозяйств, в том числе традиционных видов хозяйствования, а также росту безработицы.
Для решения этой проблемы авторы предлагают, в частности, создать на базе региональных вузов научно-образовательные центры, мобильно реагирующие на задачи интегрирования коренных народов в систему высшего образования. Зарубежные исследователи также разрабатывают различные предложения по интеграции представителей коренных народов в процесс учебы в вузе [5].
Американские исследователи Р. М. Галлори и М. Уолвертон приводят следующие данные - в 2002 году коренные народы США оставляли менее 1% от общего числа студентов колледжей. Для решения этой актуальной проблемы в статье предлагается несколько моделей интеграции студентов-аборигенов в вузовскую систему. Несмотря на определенные различия, основная идея этих моделей заключается в создании в вузе среды, которая была бы максимально похожей на обстановку в резервации, общине или семье, что будет способствовать интеграции студентов в вузовский образовательный процесс [6].
Дж. Клейнфилд и Дж. Эндрюс рассматривают опыт интеграции студентов из числа коренных народов в вузовскую систему, применяемый на Аляске. Авторы отмечают эффективность шестинедельных подготовительных курсов для выпускников отдаленных деревенских школ. Университет Аляски также предлагает систему стипендий и грантов для 10% лучших выпускников с каждой школы, в число которых обязательно попадают учащиеся-аборигены, так как именно они составляют подавляющее большинство таких образовательных учреждений. Авторы также рассматривают проблему различия в степени успешности в процессе учебы в вузе между аборигенами юношами и девушками. Исследователи предлагают разработать и внедрить необходимые изменения в учебный план и образовательное направление с тем, чтобы мотивировать у мужчин желание учиться в вузе. Тогда возрастет процент мужчин-аборигенов, успешно завершающих свое обучение в вузе [7].
Дж. Льюингтон анализирует опыт реализации комплексной программы интеграции студентов из числа аборигенов по востребованным специальностям к учебе в Университете Саскачеван в Канаде. В рамках реализации программы студентам обеспечивается индивидуальный, дифференцированный подход. Некоторые занятия проводятся в общинах, ведется летняя подготовительная учеба-разъяснение по вузовским требованиям, университетом проводится профориентационная работа по школам. Также университет внедряет
образовательные программы по востребованным среди коренных народов специальностям, таким как менеджмент по сельскому хозяйству [8].
Другой американский исследователь С. Агбо рассматривает экспериментальный проект по внедрению в образовательные программы школы Аквасасне в районе Детройта, вблизи границы с Канадой, в котором преимущественно учатся дети индейцев, специально разработанные стандарты с элементами культуры коренного народа. Данные стандарты способствуют учащимся школы в получении знаний. Стандарты разработаны на основе двух положений: обязательное присутствие элементов культуры в содержании учебных курсов, бикультурная конфигурация процесса обучения. В результате действия проекта учащиеся старших классов и выпускники школы успешнее интегрируются в систему вузовского обучения [9].
К. Бересфорд и Г. Моделс детально рассматривают вопросы обучения детей аборигенов в Австралии. Авторы критически рассматривают современные подходы обучения детей из числа коренных малочисленных народов. В статье выстраивается модель образования представителей коренных народов Австралии с точки зрения государственной политики [10].
М. Кастеллано и Л. Девис рассматривают возможность совершенствования системы образования коренных народов с учетом движения аборигенов за свои права. Исследователи считают, что главным для аборигенного образования остается уважение традиционных ценностей [11].
Отечественный исследователь проблемы И.В. Фрумак рассматривает особенности системы обучения коренных народов на каждый определенный исторический период развития государства. Например, в период после отмены крепостного права, или в период становления и развития советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке в 20-30-ых годах прошлого столетия. Исследователь рассматривает проблемы образования коренных народов с учетом конкретных исторических условий, сложившихся на определенный период [12].
После проведения анализа зарубежных и отечественных исследователей по данной теме можно сделать вывод о том, что сегодня в России до конца не сформированы методы и конкретные пути обеспечения условий для успешной учебы молодых аборигенов в системе университетов. В связи с этим появляется необходимость в выработке модели интеграции студентов младших курсов из числа коренных народов в процесс учебы в университете. Такая модель имела бы практическую ценность для университета, так как появляется возможность набрать большое количество студентов из числа коренных малочисленных народов, упорядочить работу административных структур, которые отвечают за профориентационную работу с выпускниками школ, подготовку абитуриентов.
Для создания данной модели необходимо, в первую очередь, определить ее основные ориентиры. Для определения этих ориентиров авторами данной статьи было проведено исследование с использованием эмпирических методов, включая опрос и анкетирование представителей трех групп стейк-холдеров
Северо-Восточного федерального университета: студентов из числа коренных малочисленных народов Севера, преподавателей и сотрудников аппарата университета.
Всего было опрошено 50 студентов первых и вторых курсов из числа коренных малочисленных народов Севера, 20 преподавателей и 30 работников управленческих подразделений СВФУ. Анкетирование было проведено во второй половине ноября т.г. Анкеты были составлены таким образом, чтобы определить факторы, вызывающие трудности студентов-аборигенов при адаптации к системе вузовского обучения, а также обозначить те инструменты и технологии, с помощью которых можно выстроить эффективную модель интеграции студентов из числа коренных народов. Ниже приводится таблицы -результаты анкетирования и опроса.
Результаты анкетирования студентов
Таб.1 Демографические показатели студентов
Возраст (лет) пол Национальность
17- 19-20 Свыше жен муж Эвен (- Эвенк (- Юкагир (-
18 20 ка) ийка) ка)
28 19 3 16 14 26 22 2
Таб. 2 Факторы трудностей адаптационного процесса после поступления
в СВФУ
Факторы трудностей в адаптации Количество (%)
Непривычная обстановка в студгородке 16
Сложный учебный материал 33
Атмосфера большого города 23
Множество людей с различной культурой 27
Недостаток общения 3
Несоответствие требованиям университетского обучения 3
Не испытывали трудностей в адаптации 16
Таб. 3 Предложения студентов для лучшей интеграции в вуз
Предложения студентов Количество (%)
Регулярное (частое) присутствие рядом родителей, родственников во время учебы 23
Создание обстановки родной деревни, общины (привычной атмосферы) 10
Более интенсивная подготовка к требованиям вузовского образования, профориентационная работа 50
во время учебы в старших классах родной школы
Регулярное общение со сверстниками, однокурсниками 10
Более удобный режим учебы 7
Таб. 4 Отношение к возможности установления договорных связей между СВФУ и родной школой для оказания качественной профориентационной и подготовительной помощи
Считаю необходимым установление договорных связей 30
Не считаю необходимым в установлении договорных связей 13
Затруднюсь ответить 10
Таб. 5 Степень адаптированности студентов после первых месяцев учебы
в вузе
Адаптировался полностью (%) Адаптировался частично (%) Не адаптировался (%)
53 23 10
Результаты анкетирования преподавателей
Таб. 6 Проблемы студентов младших курсов из числа коренных
малочисленных народов Севера после поступления в университет
Проблемы студентов из числа КМНС после поступления в вуз (с точки зрения преподавателей) Количество (%)
Непривычная обстановка в студгородке 10
Низкий уровень успеваемости 40
Сложность в адаптации к большому городу 40
Трудности в общении с людьми с отличной культурой 10
Все в совокупности 10
Таб. 7 Факторы, вызывающие проблемы в интеграции к системе вузовского обучения студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.__
Факторы, вызывающие проблемы в интеграции в систему вузовского обучения студентов из числа КМНС (с точки зрения преподавателей) Количество (%)
Слабая подготовка в школе 70
Низкий уровень профориентационной подготовки 30
Культурный шок студентов-представителей коренных 50
народов - эффект «большого города».
Непривычный образ жизни 20
Ментальность и несоциализированность 10
Таб. 8 Мнение преподавателей относительно предложения по внедрению индивидуального, дифференцированного обучения студентов из числа коренных народов в течение первых двух лет обучения в университете._
Мнение преподавателей относительно предложения по внедрению дифференцированного обучения студентов из числа КМНС Количество (%)
Да, считаю это необходимым 70
Нет, это нецелесообразно 10
Затрудняюсь ответить 30
Таб. 9 Предложения преподавателей по внедрению изменений в процесс обучения СВФУ для обеспечения успешной интеграции студентов из числа коренных народов Севера в систему вузовского обучения._
Предложения преподавателей Количество (%)
Активное участие родителей студента в период адаптации к вузу 20
Введение института семейных тьюторов для обеспечения максимально комфортной среды (атмосферы) обучения и проживания студентов из числа коренных народов 30
Длительные периоды стажировок или производственной практики студентов-аборигенов в родном наслеге, районе, родной общине, территории, в течение которых могут быть применены дистанционные формы обучения 30
Включение кочевых, малокомплектных школ в Университетский образовательный округ для обеспечения лучшей профориентационной подготовки студентов из числа коренных народов 80
Результаты анкетирования сотрудников университета
Таб. 10 Сфера деятельности сотрудников университета
Управленческий аппарат (%) Технический персонал (%) Учебно-вспомогательный персонал (%)
26 26 47
Таб. 11 Проблемы студентов младших курсов из числа коренных малочисленных народов Севера после поступления в университет с точки зрения сотрудников университета
Проблемы студентов из числа КМНС после поступления в вуз (с точки зрения преподавателей) Количество (%)
Низкий уровень успеваемости 33
Сложность в адаптации к большому городу 33
Трудности в общении с людьми с отличной культурой 33
Таб. 12 Факторы, вызывающие проблемы в интеграции к системе вузовского обучения студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.__
Факторы, вызывающие проблемы в интеграции в систему вузовского обучения студентов из числа КМНС (с точки зрения сотрудников) Количество (%)
Слабая подготовка в школе 47
Низкий уровень профориентационной подготовки 40
Культурный шок студентов-представителей коренных народов - эффект «большого города». 20
Непривычный образ жизни 26
Затрудняюсь ответить 7
Таб. 13 Мнение сотрудников относительно предложения по внедрению индивидуального, дифференцированного обучения студентов из числа коренных народов в течение первых двух лет обучения в университете._
Мнение сотрудников относительно предложения по внедрению инновационного обучения студентов из числа КМНС Количество (%)
Да, считаю это необходимым 13
Нет, это нецелесообразно 20
Затрудняюсь ответить 47
Таб. 14 Предложения сотрудников по внедрению изменений в процесс обучения СВФУ для обеспечения успешной интеграции студентов из числа коренных народов Севера в систему вузовского обучения._
Предложения сотрудников Количество (%)
Активное участие родителей студента в период адаптации к вузу 33
Введение института семейных тьюторов для обеспечения максимально комфортной среды (атмосферы) обучения и проживания студентов из числа коренных народов 13
Длительные периоды стажировок или производственной практики студентов-аборигенов в родном наслеге, районе, родной общине, территории, в течение которых могут быть 20
применены дистанционные формы обучения
Включение кочевых, малокомплектных школ в Университетский образовательный округ для обеспечения лучшей профориентационной подготовки студентов из числа коренных народов 47
Создание элементов традиционного образа жизни коренных народов («аборигенного уголка» в общежитиях, др.) 7
Кроме анкетирования, также проводился и опрос представителей данных стейк-холдеров. Анализируя итоги исследования, можно отметить основные выводы.
1) Среди студентов из числа коренных малочисленных народов Севера достаточно много учащихся, которые даже по истечении почти трех месяцев учебы в Северо-Восточном федеральном университете чувствуют, что частично адаптировались или не адаптировались вовсе - 33% из числа опрошенных.
2) Велика доля представителей всех групп стейк-холдеров, которые выступают за активное участие родителей в процессе адаптации и учебы учащихся первых курсов университета - от 23% до 33%. Также велика доля преподавателей - 30%, сотрудников - 30%, выступающих за внедрение длительных периодов стажировок или производственной практики студентов-аборигенов в родном наслеге, районе, родной общине, территории, в течение которых могут быть применены дистанционные формы обучения;
3) Абсолютное большинство преподавателей - 70% высказались за дифференцированные, индивидуальные методы обучения студентов из числа коренных малочисленных народов Севера. Участники анкетирования и опроса считают, что в университете необходимо создать организационно-академические условия, которые предоставили бы студентам больше возможностей для академической самореализации и творческой работы. Университет может создать обстановку, которая имела бы элементы семейной, привычной для аборигенов среды. По мнению участников исследования, обстановка семьи позволяет создать дружественное общество в студгородке, на факультете. Университет также может поддерживать тесную связь с общинами, семьей студента. Студенты могут пройти практику в общине, в непосредственной близости с семьей. Они могут учиться по некоторым дисциплинам дистанционно, с применением информационных технологий. В рамках концепции университета-семьи предусматривается значительная финансовая помощь не только самому студенту, но и его детям, семье. В организации комплекса организационных и академических мер, учитывающих особенности традиционного образа жизни коренных народов, большую роль играет институт семейных советников (тьюторов) в учебных подразделениях университета.
4) По мнению абсолютного большинства участников опроса (преподавателей - 80%, сотрудников - 47%), для обеспечения лучшей профориентационной подготовки студентов из числа коренных народов, повышения их уровня знаний необходимо включить кочевые, малокомплектные школы в Университетский образовательный округ - сеть общеобразовательных школ-партнеров СВФУ. Это позволит университету на основе договорных, партнерских связей активнее помогать школам для подготовки будущих студентов.
Данные ориентиры, полученные в результате исследования, войдут в основу модели подготовки и адаптации молодых аборигенов к университетской среде, которая приведет к успешной академической учебе. Практическая значимость модели заключается во внедрении модели интеграции студентов из числа коренных малочисленных народов Севера в систему вузовской подготовки, в применении разработанных показателей эффективности процесса адаптации студентов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и Сибири.
Полученные данные предполагается рассмотреть и проанализировать в целях совершенствования процесса адаптации и обучения студентов, представляющих коренные малочисленные народы Севера.
Литература
1. Сайт телеканала CBCNews Canada [Электронный ресурс] URL: http://www.cbc.ca/news/canada/prime-minister-stephen-harper-s-statement-of-apology-1.734250
2. Марфусалова В.П. Обучение эвенкийскому языку в период предварительного устного курса. Якутск: Издательство ЯГУ, 1993. 30 с.
3. Сайт Литературные страницы: эвенкийские пословицы и поговорки [Электронныйресурс]URL: http://osiktakan.ru/lit_poslov.html
4. Дранаева И.А. Проблемы интеграции коренных малочисленных народов Севера в систему высшего образования / Проблемы народонаселения Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 1417 июня 2012 г.) Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. С. 237-242.
5. Анисимова С.Г., Дранаева И.А. Социальные проблемы населения циркумполярного пояса: образовательный аспект / Современные проблемы науки и образования. Москва, 2013.
6. Галлори Р.М., Уолвертон М. Все о семье: упорство американских студентов - представителей коренных народов в высшем образовании / Журнал по вопросам высшего образования. Том 79, номер 1. Издательство Университета Огайо, январь-февраль 2008 г. С. 58-87.
7. Клейнфилд Дж., Эндрюс Дж. Гендерный вопрос в высшем образовании на Аляске / Арктика. Том 59, номер 4. Арктический институт Северной Америки, декабрь 2006. С. 429-494.
8. Льюингтон Дж. В Канаде новые стратегии содействуют быстрому развитию студенческого аборигенного сектора / Хроники высшего образования. Том 58, выпуск 14, 2011.
9. Агбо С. Увеличивая успех студентов-американских индейцев: исследование в Аквасасне / Журнал по вопросам образования американских индейцев. Том 40, номер 1, 2001.
10. Бересфорд К., Грей Дж. Модели развития политики в образовании аборигенов: вопросы и темы / Австралийский журнал об образовании. Том 50, номер 3, 2006. С.265-280.
11. Кастеллано М., Девис Л. Аборигенное образование: выполнение обещания. Издательство UBC, 2001.
12. Фрумак И.В. История образования у коренных народов Дальнего Востока в современной отечественной историографии // Сибирь в XVII-XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999-2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. С. 211-233.
Literature
1. Site of CBCNews Canada [Electronic resource] URL: http://www.cbc.ca/news/canada/prime-minister-stephen-harper-s-statement-of-apology-1.734250
2. Marfusalova V.P. Teaching Evenk language through oral communication courses. Yakutsk: Yakutsk State University Press, 1993. 30 p.
3. Site of literature patterns: Evenk phrases [Electronic resourse]URL: http://osiktakan.ru/lit_poslov.html
4. Dranaeva I.A. The problems of the North aborigins' integration into the system of higher education Проблемы интеграции коренных малочисленных народов Севера в систему высшего образования / People dispersing problems in Siberia: the materials of Russian scientific practical conference in Ulan-Ude, June 14-17, 2012 Ulan-Ude: Buryat state university, 2012. Р. 237-242.
5. Anisimova S.G., Dranaeva I.A. The social problems of the people of the Circumpolar belt / Modern problems of science and education. Moscow, 2013.
6. Gullory R., Wolverton M. It's about family: Native American student persistence in higher education. The Journal of higher education. Volume 79, Number 1, Ohio State University Press: January/February 2008, Р. 58-87.
7. Kleinfield J., Andrews J. The gender gap in higher education in Alaska. Arctic. Volume 59, Number 4, Arctic Institute of North America: December 2006, Р. 429-494.
8. Lewington J. In Canada, new strategies to help a fast-growing aboriginal student sector / Chronicle of higher education. Volume 58, issue 14.
9. Agbo S. Enhancing success in American Indian students: participatory research at Akwesasne as part of the development of a culturally relevant curriculum. Journal of American Indian Education. Volume 40, Number 1, 2001.
10. Beresford, Q., Gray, J. Models of policy development in Aboriginal education: Issues and discourse. Australian Journal of Education. Volume 50, Number 3, 2006 P. 265-280.
11. Castellano M.B., Davis L., Lanache L. Aboriginal education: fulfilling the promise. UBC Press, 2001.
12. Frumak I.V. The history of education among the indigenous peoples of the Far East in modern Russian historiography // Siberia in the XVII-XX centuries: problems of political and social history: Bakhrushin read 1999-2000; Meiwes. collected scientific articles. Tr. / Ed. by C. I. Shishkin. The Novosibirsk. state University, Novosibirsk, 2002. P. 211-233.