Социология
УДК 364-785.14-054.73
СТЕГНИИ Василий Николаевич — д.соц.н., профессор кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29, корп. А; [email protected])
АНТИПЬЕВ Константин Анатольевич — к.соц.н., доцент кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29, корп. А; [email protected])
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ ИЗ УКРАИНЫ В РОССИИ
Аннотация. В статье проводится эмпирический социологический анализ социального состава беженцев, вынужденных переселенцев из Украины в 2014 г. Рассматриваются их планы, проблемы взаимодействия с ФМС, источники получения информации о легализации в России, их представления о помощи в России. Исследуются отношение граждан РФ к вынужденным переселенцам, ожидания переселенцев в отношении первоочередной помощи, дается характеристика помощи, оказанной органами власти и волонтерами. Приводятся впечатления беженцев о России, мотивы получения гражданства в РФ, причины отказа от гражданства, ежемесячный доход, ориентация на будущее место жительства. Ключевые слова: беженцы, вынужденные переселенцы, формы и средства адаптации в РФ, Украина, Федеральная миграционная служба
В 2014 г. в связи с событиями на Украине в России в течение нескольких месяцев появилась очень большая новая социальная группа беженцев из Украины. Понятие «беженцы» имеет устоявшееся определение в международном праве. В российском законодательстве наряду с этим появилась категория «вынужденные переселенцы», к которой относят граждан, вынужденных (или намеревающихся) покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства или на территории России вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека [Прокушева 2007: 20].
По данным СМИ, численность группы составляет около 2,5 млн чел. По официальным данным, учитывающим только лиц, проходящих по учетной базе Федеральной миграционной службы (ФМС), в экстренно-массовом порядке к нам прибыли порядка 940 тыс. чел. с юго-востока Украины. Около 300 тыс. из них обратились за статусом временного убежища, около 170 тыс. получили разрешение на временное проживание1. Представители этой группы появились почти во всех регионах Российской Федерации, особенно в приграничных с Украиной субъектах: Ростовской, Белгородской, Брянской обл. и Краснодарском крае.
В связи с появлением этой группы возникло множество социальных проблем, требующих решения на различных уровнях власти. Поскольку эта группа новая и многочисленная, то необходимо провести ее качественный анализ. С этой целью нами проведено эмпирическое исследование среди граждан Украины, вынужденных искать убежище на территории России2.
Первая проблема, которую беженцам приходится решать сразу после пересечения
1 Интервью руководителя ФМС России Константина Ромодановского ИА«ТАСС». 2015. — Официальный сайт ФМС России. Доступ: http://www.fms.gov.ru/press/puЫюations/news_detail.php?ID=122978 (проверено 09.04.2015).
2 Исследование проводилось в ноябре—декабре 2014 г. Опрошено 640 чел. Среди них 126 мужчин и 514 женщин; средний возраст 31,3 года; в 62 регионах РФ, во всех 7 федеральных округах; в зависимости от уровня образования: начальное — 5 чел., общее среднее — 147 чел.; среднее профессиональное — 187, высшее — 284, не указали — 17; по семейному положению: замужем — 354 чел., женат — 75, не замужем — 76, гражданский брак — 36, вдовы — 6, в разводе — 47, холост — 37, не указали — 9; время прибытия на территорию России: февраль—апрель 2014 г. — 2,5 %, май — июль 2014 г. — 42,9%, август — сентябрь 2014 г. - 43,5%, октябрь-ноябрь 2014 г. - 11,1%.
границы, это поиск жилья, определение своего места жительства. Опрос беженцев о том, где они жили сразу после пересечения границы РФ, представил следующую картину: у родственников — 31,1%; в арендованном жилье — 24,9%; бесплатно у незнакомых людей — 13,5%; в приграничном «палаточном» лагере — 13,0%; в стационарном пункте временного размещения (ПВР) — 12,8%; другие ответы — 4,7%.
Беженцев, определившихся с временным жильем, уже начинает интересовать информация о способах легализации своего правового статуса в России, которую они получали из ряда источников (см. табл. 1).
Таблица 1
Источники информации о способах легализации своего статуса в России*
Источники информации % ответивших
Из неофициальных групп и сайтов помощи беженцам в Интернете 40,2
Из официальных интернет-источников (сайт ФМС, МВД) 43,4
Непосредственно от официальных структур (ФМС, МЧС, МВД) 46,5
От друзей, соседей, родственников 27,5
Непосредственно от волонтеров 7,7
От власти ДНР и ЛНР 0,4
Другие источники 1,8
* Примечание. Поскольку можно было указать несколько источников, то сумма больше 100%.
Беженцы получают необходимую для них первоочередную информацию не из одного, а из целой системы каналов ее передачи. Прежде всего, 1А из них получили информацию от официальных структур, из официальных интернет-источников, чуть меньше получили информацию из неофициальных групп и сайтов помощи беженцам в Интернете: 1/6 беженцев воспользовались информацией, полученной от друзей, родственников и соседей. Мы осознанно убрали из числа источников СМИ, поставив целью выявить силу влияния других каналов информирования. Указанные источники информации для беженцев являются самыми массовыми. Очень важно, что среди них информацией официальных источников воспользовалась основная группа беженцев. Роль неофициальных источников информации для беженцев менее значима, чем официальных, но также существенна, т.к. получать необходимую информацию беженцы сначала начинают из неофициальных источников, и это позволяет им выйти уже на официальные. Такой информацией по неформальным каналам делятся как волонтеры, так и обустроившиеся беженцы, попавшие на территорию России раньше.
В указанных источниках информации (см. табл. 1) беженцев интересует в первую очередь текущий правовой статус вынужденных переселенцев. У опрошенных нами текущий правовой статус следующий: 59,1% получили или оформляют временное убежище; 16,3% получили или оформляют вид на жительство; 9,5% получили или оформляют статус беженца; 11,2% особый статус не оформляли; 5% правовой статус не определили. Следовательно, около 80% беженцев определились со своим статусом на территории РФ, и только 20% пока еще не разобрались с данной проблемой. Последняя группа оптимистично ожидает нормализации обстановки на юго-востоке Украины в ближайшее время, поэтому колеблется между проживанием в России и возвращением на родину.
Определившись с временным статусом, вынужденные переселенцы начинают выстраивать свои планы на будущее (см. табл. 2).
Среди опрошенных М уже определились со своими планами на будущее место
жительства. При этом около 70% среди определившихся с планами на место жительства связывают их с РФ. 7,0% твердо решили вернуться в Украину. Группа не определившихся составляет среди опрошенных И. Это достаточно много, но вполне закономерно в связи со сложностью проблемы.
Таблица 2
Планы вынужденных переселенцев
Содержание планов % опрошенных
Участвовать в программе «Соотечественники» с последующим получением гражданства РФ 46,0
Самостоятельно подать документы на ПМЖ без участия в специальных программах 14,5
Подтвердить статус «временного убежища» 6,1
Вернуться на территорию Украины 6,8
Затрудняюсь ответить 23,2
Другое 3,4
Любой беженец, прибыв на территорию другой страны, имеет дело с Федеральной миграционной службой (ФМС). Более 90% беженцев положительно оценили деятельность ФМС РФ, вместе с тем им пришлось столкнуться с рядом проблем (см. табл. 3). Таблица 3 Проблемы, с которыми столкнулись беженцы при взаимодействии с ФМС*
Содержание проблем % опрошенных
Отсутствие четкой, понятной, доступной информации 41,5
Большие очереди 34,4
Длительный период рассмотрения заявления 5,7
Плохая организация работы 21,2
Длительный период принятия решений 14,1
Безразличие работников 15,0
Неудобное время работы 16,7
Затруднились ответить 1,7
* Примечание. Поскольку можно было указать несколько проблем, то сумма больше 100%.
Хотя проблем, с которыми сталкиваются беженцы, не одна и не две, а целая система, их можно свести к общему знаменателю: они связаны с организацией работы ФМС и очень большим наплывом беженцев в короткое время и на узкий участок южной границы РФ, тем более что многомиллионного наплыва беженцев никто не ожидал. Законодательство менялось буквально «на ходу», чтобы дать вынужденным переселенцам преимущества перед трудовыми мигрантами из других стран. Поэтому быстро решить проблемы многомиллионной группы людей практически не реально. Тем не менее все они решаются ФМС в координации с региональными и местными властями. Именно на последние легло бремя размещения
беженцев, решения их первичных социальных проблем. Большинство региональных и местных властей с подобными проблемами до этого не сталкивались.
По содержанию проблемы взаимодействия с ФМС можно разделить на три группы. Первая группа проблем — это отсутствие понятной, доступной информации для беженцев. Вторая группа — это организационная работа ФМС. Третья группа — низкий уровень профессионализма, производственной культуры ряда работников ФМС. Решение указанных проблем будет положительно сказываться не только на эффективности деятельности ФМС, но и на отношении беженцев к нашей стране, ее способности реагировать на новые вызовы.
Среди беженцев, прибывших в РФ, многие хотели бы получить первоочередную помощь от российских властей (см. табл. 4).
Таблица 4
Ожидания беженцев в отношении первоочередной помощи от российских властей*
Формы ожидания первоочередной помощи от РФ % опрошенных
Упрощение получения вида на жительство и гражданства 40,9
Содействие в решении жилищного вопроса 14,0
Содействие в поиске работы 37,9
Отмена жесткой привязки к регионам при помощи квот 22,7
Устройство детей в детские сады, школы 15,5
Получение бесплатной медицинской помощи 7,4
Выдача минимального набора продуктов 13,1
Содействие в переезде в другие регионы, населенные пункты 6,6
Другое 0,7
* Примечание. Поскольку можно было указать несколько видов помощи, то сумма больше 100%.
Формы первоочередной помощи беженцам от властей РФ по содержанию можно разделить на несколько групп. Первая группа — получение вида на жительство и гражданства; вторая — решение жилищного вопроса; третья — содействие в поиске работы; четвертая — решение социальных вопросов, устройство детей в школы, детские сады, получение бесплатной медицинской помощи; пятая — решение проблем питания в первое время; шестая группа — организационные вопросы, связанные с переездом в другие регионы, населенные пункты. Эти ожидания весьма реалистичны, хотя на их осуществление потребуется определенное время и достаточно большие материальные и организационно-административные ресурсы. Так, правительство РФ на 2014 и на 2015 гг. выделило миллиарды рублей на оказание помощи беженцам из Украины и гуманитарную помощь жителям ДНР и ЛНР. Всего власти РФ выделили на нужды беженцев за 3 летних месяца 2014 г. почти 5 млрд руб. Для сравнения: на реализацию принятой еще в 2007 г. программы переселения соотечественников государство тратит ежегодно 2 млрд руб.1
Рассмотрим, как, с точки зрения беженцев, эти ожидания реализуются практически, какую реальную помощь им оказали органы власти РФ разных уровней (см. табл. 5).
1 Козлов В. 2014. Как Россия справляется с потоком украинских беженцев? — ИноСМИ.т. Доступ: http://inosmi.ru/russia/20140819/222473682.html (проверено 09.04.2015).
Таблица 5
Помощь, оказанная органами власти РФ в оценках беженцев*
Помощь властей % ответивших
Разместили в ПВР 8,1
Помогли с одеждой, бытовыми предметами 18,5
Выделили небольшую сумму денег 10,2
Помогли устроить ребенка в школу 12,2
Оказали медицинскую помощь 14,2
Помогли устроить ребенка в детский сад 4,7
Вывезли подальше от границы 4,1
Помогли с билетами 3,6
Помогли с трудоустройством 12,2
Помогли с жильем 18,0
Никакой помощи не получили 46,9
* Примечание. Поскольку можно было указать несколько видов помощи, то сумма больше 100%.
Из сравнения данных табл. 4 и 5 (ожидаемая и реально полученная помощь беженцами в 2014 г.) видно, что ожидаемая и реальная помощь совпадают. Среди беженцев уже большинство получили конкретную помощь от органов власти.
Кроме органов власти беженцам оказали помощь обычные граждане, волонтеры, которую оценили как существенную 35,9% опрошенных; как незначительную — 34,3%; не обращались к ним — 22,4%; обращались, но помощь не получили — 32%; не ответили — 4,2%.
Формы оказания помощи обычными гражданами и волонтерами — те же, что и органов власти. Различие помощи в том, что если органы власти оказывают помощь беженцам «сверху», то обычные граждане делают все «снизу», через свою инициативу, опираясь на нравственные ценности, взаимопомощь, взаимную поддержку, уважение к человеку, сострадание к его горю, проблемам и т.д. По данным Общественной палаты России, в социальных сетях сформировано около 460 тематических групп по видам помощи украинцам, бежавшим на территорию России. Через эти группы происходит сбор финансов и вещей, поиск работы и жилья преимущественно обычными гражданами. Подобные инициативные объединения возникли не только в регионах, относительно недалеких от украинской границы, но и в отдаленных от нее областях России: в Новосибирске (2 403 участника), Мурманске (2 058 участников), Перми (2 000 участников) и др. Формулировка «помощь беженцам» в поисковых запросах на протяжении летних месяцев 2014 г. держится на уровне 105—115 тыс. запросов в месяц1.
Очевидно, что многие беженцы не были готовы к поспешному отъезду в Россию, поэтому им приходилось ускоренно адаптироваться на месте в условиях ограниченных средств, времени. Рассмотрим, где в данный момент живут беженцы, где нашли работу и каков сегодня их доход.
В данный момент 61,9% опрошенных арендуют жилье; 12,2% живут у родствен-
1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год. 2014. — Общественная палата Российской Федерации. 184 с.
ников; 9,3% живут у незнакомых людей, которые их пустили пожить; 7,0% — в пунктах временного размещения; 3,2% — в жилье, предоставленном работодателем; 2,3% — у друзей; 3,9% — в других местах проживания. Места проживания беженцев разные, хотя среди них самая распространенная форма — аренда жилья. Но нельзя не отметить большую роль и других форм в решении жилищной проблемы беженцев.
Ситуация с поиском работы отражена в табл. 6.
Таблица 6
Наличие работы у беженцев
Удалось ли Вам лично найти работу? % опрошенных
Да, быстро 21,7
Да, но искал долго 21,7
Нет, работу ищу, но пока не нашел 26,4
Нет, и искать не собираюсь 0,5
Нет, не могу работать в силу объективных причин (возраст, декрет, состояние здоровья и т.д.) 21,4
Другое 8,3
Среди беженцев каждый второй уже нашел работу; каждый четвертый ищет, но пока не нашел, а каждый пятый не может работать в силу объективных причин. Группа тех, кто не собирается работать, меньше 1%.
С указанными выше обстоятельствами связан уровень их ежемесячного дохода в данный момент (из расчета на одного члена семьи, включая несовершеннолетних): менее 1 000 руб. — 17,6%; 1 000—3 000 руб. — 17,1%; 3 000—5 000 руб. — 19,7%; 5 000—8 000 руб. — 16,3%; 8 000—12 000 руб. — 12,2%; 12 000—15 000 руб. — 9,3%; свыше 15 000 руб. — 7,7%.
Из приведенных эмпирических данных видно, что проблемы очень большой миллионной группы беженцев решаются в разной степени, в разных формах, и идет процесс их адаптации к новой стране, новой культуре и т.д. В связи с этим интересно, как они оценивают отношение к себе простых россиян: 56% оценили отношение как разнообразное; 33% — хорошее, доброжелательное; 7,0% — прохладное; 4,0% — недоброжелательное. Таким образом, в целом основная группа среди опрошенных отмечает удовлетворительное отношение. Вместе с тем среди простых россиян есть те, кто относится к беженцам недоброжелательно (4,0%). Негативизм в отношении к беженцам связан со следующими причинами: 44% — из-за распространяемой ложной информации о высоком уровне обеспечения беженцев; 14% — из-за снижения уровня жизни россиян, вызванного событиями на Украине, санкциями; 14% — из-за боязни конкуренции с беженцами за рабочие места; 14% не смогли ответить на данный вопрос.
Все эти причины имеют место, хотя основная их масса имеет субъективное значение и связана с организационными, информационными недоработками органов власти на местах, которые такого массового наплыва беженцев в несколько регионов России просто не ожидали. Если вынужденная миграция русскоязычного населения из бывших республик СССР растягивалась на годы, то поток беженцев из Украины хлынул в очень сжатые сроки. Да и у человека идеальное представление о жизни всегда завышено по сравнению с реальной действительностью. Не избежали таких представлений и вынужденные переселенцы. В связи с этим интересны первые впечатления беженцев о России (см. табл. 7).
Беженцев впечатлило многое, что по содержанию можно объединить в следующие группы: первая группа — это высокие цены на товары, услуги и т.д.; вторая —
Таблица 7
Первые впечатления беженцев о России*
Что вас больше всего удивило в России? % ответивших
Дорогая аренда жилья 5,0
Высокие цены на продукты питания, одежду 22,8
Забюрократизированность процедур в органах власти 25,9
Доброта и сочувствие обычных граждан 14,9
Низкий уровень заработной платы 37,2
Негативизм обычных граждан по отношению к беженцам 16,7
Коррупция при оформлении документов 9,1
Хорошая система образования, здравоохранения 2,8
Климатические условия 4,6
Слабая развитость инфраструктуры (дороги, социальные объекты) 7,8
Низкие цены на товары и услуги 8,3
* Примечание. Поскольку можно было указать несколько позиций, то сумма больше 100%.
низкий уровень заработной платы; третья — забюрократизированность, коррупция; четвертая — климатические условия; пятая группа — высокий уровень качества образования и здравоохранения.
Учет замечаний беженцев ФМС, органам власти на местах безусловно позволит сделать работу этих организаций более эффективной, что изменит социально-психологические установки этой группы людей в позитивную сторону.
Среди беженцев 36,2% хотели бы получить гражданство России; около 2/3 не собираются этого делать и желают вернуться на Украину по следующим причинам: «на Украине у меня остались родственники, друзья, имущество» — 20,6%; «очень сложно все начинать заново» — 16,7%; «в России дорогая жизнь» — 7,9%; «в России мы никому не нужны» — 6,3%; «Украина — это моя Родина, какая бы она ни была» — 3,3%; «не нравятся климатические условия» — 2,3%.
Эти причины достаточно объективны и весомы и свидетельствуют о том, что основная группа беженцев собирается вернуться к себе на родину. Из той группы, которая собирается получить гражданство России, определенная часть также через какое-то время, наверное, может пожелать вернуться в места своего бывшего постоянного проживания. А пока с ними нужно работать и решать проблемы.
Что же все-таки наиболее характерно для социальной группы беженцев 2014 г. из Украины? Прежде всего, это многочисленность данной группы (миллионы человек). Подобное уже наблюдалось в XX в.: в 1941 г., в начале Великой Отечественной войны с запада на восток СССР двинулась многочисленная группа беженцев (около 5 млн чел.). Еще одна волна вынужденных переселенцев хлынула в Россию после распада СССР. По официальным данным, с начала 90-х гг. из бывших союзных республик на территорию России прибыло более 5 млн чел., но лишь 1,3 млн были зарегистрированы как вынужденные переселенцы и беженцы и могли рассчитывать на содействие государственных органов в своем обустройстве в установленном законодательством порядке [Назарова 2000: 106].
Во-вторых, особенность данной группы — это неожиданность ее появления на территории России как для россиян, так и для самих беженцев. В-третьих, сознательная целенаправленная политика руководителей Украины сегодня, направленная через АТО на ДНР и ЛНР на физическое уничтожение жителей на данных территориях. В-четвертых, очень сложное материальное и моральное состояние данной группы граждан. В-пятых, эта группа создала очень много проблем для России, с которыми ранее наша страна не сталкивалась. В-шестых, современное руководство Украины не собирается решать мирным путем проблемы данной группы, хотя ему придется это сделать.
Список литературы
Прокушева Н.В. 2007. Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе: автореф. дис. ... к.соц.н. Улан-Уцэ.
Назарова Е.А. 2000. Особенности современных процессов миграции. — Социологические исследования. № 1. С. 106-111.
STEGNIY Vasiliy Nikolaevich, Dr.Sci.(Soc.), Professor of the Chair of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University (Komsomol'skij av., 29, bld. A, Perm, Russia; [email protected])
ANTIP'EV Konstantin Anatolievich, Cand.Sci.(Soc), Associate Professor of the Chair of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University (Komsomol'skij av., 29, bld. A, Perm, Russia; [email protected])
PROBLEMS OF ADAPTATION OF REFUGEES FROM UKRAINE IN RUSSIA
Abstract. The article presents an empirical sociological analysis of the social composition of refugees, internally displaced persons from Ukraine in 2014, discusses their plans, problems of interaction with the FMS, the sources of information about their legalization in Russia, their perceptions of help in Russia, the attitude of citizens of the Russian Federation to the IDPs, the expectations of Ukranian refugees in respect of primary care, describes the assistance provided by the authorities and volunteers. It also gives the impression of refugees about Russia, their motives for obtaining citizenship in the Russian Federation, the reasons for refusal of citizenship, their monthly income and focus on the future place of residence. Keywords: refugees, internally displaced persons, forms and means of adaptation in Russia, Ukraine, Federal Migration Service
УДК 323.2
РЕУТОВ Евгений Викторович — к.соц.н., доцент; доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85; [email protected])
ВЛИЯНИЕ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА НА ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ РОССИЯН
Аннотация. Влияние украинского кризиса на этнические стереотипы россиян проявляется в нескольких аспектах. Так, представления о специфике русского национального характера стали более выраженными, рефлексия в отношении качеств русского национального характера приобрела ярко выраженный позитивный оттенок. В то же время представления о других народах, так или иначе вовлеченных в украинский конфликт, стали менее лицеприятными. При достаточно широкой распространенности среди россиян представлений об этнокультурном единстве, «братстве» русских и украинцев последним стали приписываться преимущественно негативные качества национального характера. С одной стороны, акцентирование гетеростереотипов негативного толка стало реакцией массового сознания на антироссийскую и антирусскую риторику и действия части украинских элит и лидеров мнений, зачастую гиперболизируемые