JURIDICAL SCIENCES
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE COAL INDUSTRY
Shpinev Iu.
PhD in Law, Senior Researcher in the Sector of Business and Corporate Law, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,
Moscow, Russian Federation
Abstract
This article discusses the problems and prospects of one of the most important branches of the mining industry in Russia - the coal industry. Based on a large number of official documents, the author analyzes the most pressing problems facing the industry and suggests possible solutions. When considering the tasks facing the industry in the article, the main attention is paid to solving the issues of legal regulation and increasing the attraction of investment in the coal industry. Analyzing the current situation in the coal market, the author comes to the conclusion that, despite the gradual abandonment of the use of hydrocarbons (and primarily coal) in the economy provided for by the «green economy», the global economic situation indicates that in the coming decades coal will remain the second (after oil) source of energy. In this regard, the consideration of the problems and prospects of the coal industry, including from the point of view of legal regulation, is quite relevant. During the research, both general scientific methods of cognition and special legal methods (formal-legal and comparative-legal) were used.
Keywords: coal industry, legal regulation, legal regulation, prospects of the coal industry, problems of the coal industry.
Вопросы правового регулирования всех секторов энергетики ввиду их важности для экономики всегда было объектом пристального внимания ученых. Так основы ядерного экспорта США были предметом рассмотрения М. С. Лизиковой [7], проблемам электроэнергетики в интеграционных процессах ЕАЭС посвящена статья Л. И. Черкесовой [2], а правовым вопросам энергетической безопасности России - работа С. С. Занковского [17]. Необходимо отметить, что направление «Энергетическое право» активно развивается в Институте государства и права Российской академии наук [16].
Вопросам правового регулирования угольной промышленности посвящены работы Р. А. Курба-нова [5], В. В. Романовой [13], В. В. Левенцева [6].
В настоящее время в России имеется достаточное количество разведанных и прогнозируемых месторождений каменного угля, что дает все основания для дальнейшего развития угольной промышленности в целях как внутригосударственного обеспечения угольной продукции, так и экспортных поставок.
Угольная промышленность сравнительно быстро, относительно других отраслей топливно-энергетической сферы приспособилась к новым реалиям рыночной экономики. Подавляющее большинство предприятий отрасли являются частными компаниями. Инвестиционные проекты в отрасли осуществляются преимущественно за счет собственных средств этих предприятий, а также привлеченного капитала.
Вместе с тем привлечение инвестиций является одной из проблем отрасли. В последние годы государством реализован целый комплекс мер по созданию комфортных налоговых условий для привлечения дополнительных инвестиций, а также оказанию всесторонней поддержки новых высокотехнологичных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Так, в 2013 году был принят федеральный закон, который предоставил участникам региональных инвестиционных проектов, реализуемых в том числе в угольной промышленности, на территориях Дальнего Востока и других отдаленных территориях дополнительные налоговые льготы, предусматривающие в том числе нулевую ставку по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых, а также пониженную ставку налога в субъекты Российской Федерации [4].
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации на территории Республика Саха (Якутия) в Нерюнгринском районе с 2006 года функционирует территория опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» [11]. Основными инвестиционными проектами этой территории являются шахта «Восточная», фабрика по производству угольного концентрата и горно-обогатительный комбинат «Инаглинский». Резидентам этой территории предоставлены налоговые льготы с 2018 по 2027 год.
Путем расширения границ территории опережающего социально-экономического развития «Бе-ринговый» на ее месте создана территория опережающего социально-экономического развития «Чукотка», одним из основных резидентов которой является ООО «Берингпромуголь» [12].
В 2015 году в Хабаровском крае инвестиционному проекту АО «Ургалуголь» по угледобыче и обогащению одобрена государственная субсидия на возведение железнодорожных путей, мостов, технологической автодороги и других объектов промышленной инфраструктуры, причем согласно примененному механизму государственной поддержки понесенные затраты инвестора подлежат возмещению [15].
В 2018 году между Правительством Российской Федерации и АО «Тувинская Энергетическая
Промышленная Корпорация «Кызыл-Курагино» заключено концессионное соглашение о финансировании создания и эксплуатации железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино [9].
Владельцы предприятий угольной промышленности за счет собственных средств инвестируют в строительство новых угольных терминалов и увеличение действующих в портах по всей территории Российской Федерации. Так, в качестве примера таких инвестиций можно назвать:
- порты Дальнего Востока (Восточный, Ва-нино, Посьет, Вера, Шахтерск);
- Азовско-Черноморский бассейн (порт Тамань);
- Арктический бассейн (угольные терминалы в устье Лавны и на мысе Чайка, порт Диксон).
В ближайшее время заканчивается реструктуризация угольной промышленности с использованием бюджетных средств, проводимая на основе принципов, изложенных в статье 5 Федерального закона от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» [3]. К этим принципам, в частности, относятся:
- предприятия угольной промышленности самостоятельно, в рамках своей компетенции устанавливают производственную, экономическую и социальную политику;
- финансовое обеспечение со стороны государства действий по реструктуризации угольной промышленности, а также осуществление социальной политики в части уволенных и других лиц в случаях, установленных законом;
- дополнительные социальные гарантии лицам, уволенным в процессе сокращения предприятий угольной промышленности за счет средств как федерального бюджета, так и собственных средств предприятий.
На сегодняшний день в результате реструктуризации угольной промышленности закрыто более 200 шахт и разрезов, в результате чего угольная отрасль насчитывает 133 разреза и 58 шахт, большинство из которых являются новыми и введены в эксплуатацию уж в третьем тысячелетии. Практически все новые шахты оборудованы новейшей высокотехнологичной техникой для добывания угля. Так, более половины шахт работают с использованием современной технологии «шахта-лава» [8].
В последнее время увеличивается доля российских предприятий на внешнем рынке. Существенно выросли поставки угля и на Восток, и на Запад. Для дальнейшего формирования восточного железнодорожного направления Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности приято решение ускорить выполнение задач по Долгосрочной программе развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с целью реконструкции Транссиба и Байкало-Амурской магистрали с целью их одновременного ввода
совместно с предприятиями угольной промышленности. С этой целью, в частности, планируется
- первый этап программы закончить в соответствии с графиком осуществить, обеспечив при этом сохранение значений, предусмотренных Правительством Российской Федерации;
- второй этап осуществить с использованием финансирования АО «Российские железные дороги» с задачей увеличить поставки отечественного угля 195 млн. тонн в год до 2025 года;
- перейти на использование долгосрочных и понятных тарифов на железнодорожные перевозки после 2025 года [10].
За последнее десятилетие внешняя торговля углем в России существенно увеличилась, и в настоящее время наша страна занимает 15 процентов общемирового рынка торговли углем. Отечественные компании успешно осваивают новые рынки, среди которых в первую очередь необходимо выделить страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Индия, Япония. Вместе с тем необходимо отметить, что одним из вызовов в настоящее время является Китаем, Австралией, Японией и еще 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона самой крупной на настоящий момент зоны свободной торговли - «Всестороннего регионального экономического партнерства» (ВРЭП). Такое решение было принято 12 ноября 2020 года по итогам саммита стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в столице Вьетнама Ханое [1, 696].
В тоже время на внутреннем рынке ситуация другая. Спрос на уголь в последнее время стабилизировался и остается на постоянном уровне. Связано это в первую очередь с тем, что с учетом более дешевой цены и экологичности газового топлива, потребители выбирают именно его.
Для современного угольного рынка необходима качественная угольная продукция. В связи с этим начиная с 2008 года более чем в полтора раза выросло количество обогащаемого. Добиться таких результатов удалось путем запуска 17 обогатительных фабрик и установок, причем 10 из которых предназначены для переработки энергетического угля. Практически все вновь созданные фабрики представляют собой обогатительные производства, построенные по последнему слову науки и техники [8].
Осуществляются меры по кардинальному снижению уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли. С 2009 года реализуется программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей, утвержденная Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору, ассоциацией «Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности», Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности. В целях снижения уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли внедряется инновационная система управления промышленной безопасностью и охраной труда.
С 1 июня 2018 г. введен в действие информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «Добыча и обогащение угля», использование которого позволяет достигать наилучшего сочетания технологических возможностей и критериев охраны окружающей среды.
Продолжаются работы по развитию трудовых отношений, совершенствуются системы оплаты труда, подготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности. В части трудового законодательства установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, условно-постоянная часть заработной платы горняков увеличена с 2011 года с 45 до 70 процентов, установлены условия выплат страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Начата разработка профессиональных стандартов. В 2016 и 2017 годах разработаны и утверждены 2 профессиональных стандарта - горнорабочий и проходчик.
Угольными компаниями созданы корпоративные системы подготовки и повышения квалификации кадров. Корпоративная социальная политика угольных компаний направлена на переход к более совершенным трудовым отношениям, обеспечивающим устойчивый рост уровня и качества жизни не только работников компаний, но и в целом населения углепромышленных территорий, прежде всего молодежи, с целью усиления стимулирующей и мо-тивационной роли повышения престижа шахтерского труда.
Для формирования кадрового резерва отрасли осуществляется системная работа по развитию личностного и профессионального потенциала будущих горных специалистов, привлечению молодежи на инженерные специальности в топливно-энергетическом комплексе.
За последние 10 лет среднемесячная заработная плата работников отрасли, занятых в основном производстве, выросла в 2,5 раза (с 23,1 до 57,8 тыс. рублей). Более 15 тыс. человек за этот период прошли переподготовку и повышение квалификации.
Обеспечена экономическая стабильность функционирования угольной промышленности. Ежегодные инвестиции в основной капитал угольных компаний выросли за 2008 - 2018 годы с 60 до 144 млрд. рублей, или в 2,4 раза. Суммарный объем налоговых и прочих выплат субъектов угольной отрасли в бюджеты всех уровней за этот период составил около 550 млрд. рублей (в номинальных ценах).
Вместе с тем, не смотря на положительную динамику развития отрасли в последнее время, существуют глобальные вызовы, которые могут уже в ближайшее время оказать серьезное влияние на отрасль. К таким вызовам можно отнести:
- нестабильность ситуации на международных угольных рынках, что в конечном счете может привести к увеличению количества убыточных отечественных компаний и, в итоге, к банкротству или ликвидации;
- постоянно нарастающая конкуренция в международной торговле среди экспортеров угля, среди которых в первую очередь можно выделить Австралию и Индонезию;
- уменьшение потребности в угле в связи с усилением экологической и климатической повесток в ряде развитых стран, и как следствие постепенный переход их экономик преимущественно на низкоуглеродную модель развития, которая предусматривает использование в первую очередь возобновляемых источников энергии, а также природного газа;
- активные разработки в области инновационных, альтернативных углеводородным и газовым источникам энергии, среди которых в первую очередь можно назвать водородную энергию.
Перечисленные выше вызовы способствуют возникновению определенных последствий и проблем, одной из важнейших среди которых является необходимость увеличения финансовой стабильности угольных предприятий, которая складывается из:
- существенной зависимости от внешнеторговых сделок с углем и ситуации на угольном рынке во время снижения мировых цен;
- слабой конкурентоспособностью некоторых отечественных предприятий в связи с удаленностью от покупателей;
- невысокого внутреннего спроса по причине соперничества между природным газом и углем;
- возможного уменьшения использования необработанного угля по причине постепенного изменения характеристики его потребления, заключающейся в повышенном спросе на результаты глубокой переработки угля;
- увеличения размера расходов на производство, перевозку и перемещение угля в портах;
- удаленного нахождения основных угольных предприятий, связанных с географией угольных месторождений;
- зависимости от иностранного современного оборудования;
- производительности труда, которая существенно ниже, чем в развитых странах экспортеров угля.
Так, производительность труда на самых современных шахтах нашей страны, при подземной добыче, почти в три раза меньше, чем на шахтах Австралии, и в четыре, чем в США, а при открытой добыче, в два и пять раз соответственно.
В качестве основных направлений по преодолению возможных негативных последствий миро-
вых вызовов можно выделить инновационное переоборудование угольной промышленности, развитие единых технологических комплексов, совмещающих добычу и переработку угля, а также ликвидация бесперспективных разрезов и шахт.
Для успешного преодоления стоящих перед угольной промышленностью вызовов, представляется целесообразным принять определенные меры, связанные в том числе и с правовым регулированием отрасли. В качестве таких мер могут быть:
- повышение качества действующего законодательства и подзаконных актов в части проектов работ и экспертизе документов при создании новых шахт и других предприятий угольной промышленности;
- облегчение получения разрешительной документации с помощью создания одного документа, а также одного органа, осуществляющего контроль за ее исполнением;
- создание и повышение качества нормативно -правовой базы, которая будет способствовать более эффективному использованию угольных запасов, а также активному применению в отрасли новейшей техники и инновационных разработок;
- совершенствование старых и развитие новых подходов налогового стимулирования для инвестиций в угольную промышленность, в том числе осуществление планов по развитию технологических комплексов, а также проектов усовершенствования технологий и процессов на угледобывающих и уг-леперерабатывающих предприятиях;
- выдача государственных гарантий для привлечения крупных кредитов, необходимых для строительства и оборудования новейшей техникой современных предприятий угольной промышленности;
- организация новых территорий опережающего социально-экономического развития в крупнейших угледобывающих регионах, где основными резидентами будут преимущественно предприятия угольной промышленности, нацеленные на осуществление инновационных программ;
- осуществление федерального финансирования работ по реструктуризации угольной промышленности.
Одним из направлений правового регулирования, отрицательно влияющих на инновационное развитие угольной промышленности, являются проблемы патентования. Особую озабоченность вызывает то обстоятельства, что трудности получения патентов на изобретение сегодня присутствуют во всех циклах производства отрасли. Так, в процессе разведки запасов угольного месторождения наиболее перспективными инновационными технологиями являются 3-Б моделирование и цифрови-зация, однако в соответствии с действующим патентным законодательством получить патент можно только на реализованную идею. В процессе добычи угля многообещающими выглядят роботизация процесса добычи, обеспечивающая безлюдную выемку, а также реализация проекта «Интеллектуальная шахта», которые предполагает работы с большими объемами информации. Вместе с тем
сложившая судебная практика показывает свидетельствует об определенных трудностях в процессе принятия к промышленному применению технологий роботизации и обработки больших объемов информации. В процессе переработки и обогащения угля перспективными направлениями являются исследования в области нанотехнологий и углехимии, однако развитию этих направлений препятствуют патенты с широкими притязаниями и патенты на изобретения, не имеющие аналогов, поскольку вначале они выдавались с очень большими притязаниями и дальнейшее развитие направление имеет все шансы затормозиться в связи с проблемами правового характера.
Таким образом, основными направлениями правового регулирования в угольной промышленности является инновационная модернизация
Таким образом, в России есть все предпосылки для создания современной территориально-производственной и технологической системы производственных мощностей по добыче и переработке угля, которая будет способна конкурировать с самыми развитыми угольными державами.
Список литературы
1. Cherkesova L. I. Legislation of Russia on electric power industry in the context of integration processes of the EAEU. The science. Education. 2021. pp. 695-707.
2. Cherkesova L. I. The energy integration of the EAEU as a factor influencing Russia's electricity legislation // The scientific heritage. 2021. Vol 3. № 62. Pp. 46-51.
3. Federal Law № 81-FZ of June 20, 1996 «On State regulation in the field of coal mining and use, on the specifics of social protection of employees of coal industry Organizations» // Rossiyskaya Gazeta. 27.06.1996.
4. Federal Law № 267-FZ of September 30, 2013 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation in terms of Stimulating the implementation of regional investment Projects in the territories of the Far Eastern Federal District and individual Subjects of the Russian Federation». 04.10.2013. № 223.
5. Kurbanov R. A. pravovoe regulirovanie ugol'noy promyshlennosti i ugol'noy elektroenergetiki (North America) [Legal regulation of the coal industry and coal power industry (North America)]. 2014. № 5 (113). pp. 533-540.
6. Leventsev V. V. Features of state regulation of the work of the coal industry of Russia in the market economy // Mining Information and Analytical Bulletin. 1996. № 2. pp. 20-23.
7. Lizikova M. S. Principles of comprehensive control as the basis of the US nuclear export policy // Administrative and Municipal Law. 2008. № 12 (12). pp. 85-89.
8. Order of the Government of the Russian Federation of 13.06.2020 № 1582-r «On approval of the Program for the development of the coal industry of Russia for the period up to 2035» URL: http://govern-ment.ru/docs/39871/.
9. Order of the Government of the Russian Federation of 17.04.2018 № 687-R. URL: http://govern-ment.ru/docs/aM 16198.
10. Order of the Government of the Russian Federation of October 24, 2014. № 2116-p URL: https ://minfin. gov. ru/common/upload/li-brary/2014/11/main/ot_24_ok-tyabrya_2014_g._N_2116-r.pdf.
11. Resolution of the Russian Federation № 1524 of December 28, 2016 «On the creation of the territory of advanced socio-economic development "Southern Yakutia». URL: http://static.government.ru/me-dia/files/6K1GPgk2qA-eZMQXY2XZzQeksfR2Hye8j.pdf.
12. Resolution of the Russian Federation № 3 of January 10, 2019 «On Amendments to the Resolution of the Government of the Russian Federation № 876 of August 21, 2015». URL: http://static.govern-ment.ru/media/files/ZAADOjZQQ7KQU-MiLAQ9pRi4m7BSYKg3u.pdf.
13. Romanova V. V. Features of the legal status of the coal industry // Legal World. 2015. № 3. pp. 45-48.
14. Shaidullina V. K., Pavlov V. P., Sinelnekova V. N., Efimova N. A., Novitskaya L. Yu. Legal problems of patenting in the coal industry: challenges of the digital economy. 2019. № 1 (1114). pp. 58-62.
15. The company «Urgalugol» received a subsidy for the creation of infrastructure for the development of the field in the Khabarovsk Territory. Ministry of the Russian Federation for the Far East and the Arctic. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/18247/.
16. Zankovsky S. S. Development of the direction «Energy Law» at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences // Energy Law. 2008. № 1. pp. 39-40.
17. Zankovsky S. S. Energy security of Russia: legal issues // Energy law. 2006. № 2. p. 66.
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЕ
СУДОПРОИЗВОДСТВО
Потапов Д.В.,
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия старший преподаватель кафедры гражданского права
кандидат юридических наук Потапова Л.В. Крымский юридический институт (филиал) Университет прокуратуры Российской Федерации доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин кандидат исторических наук, советник юстиции
INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODERN LEGAL PROCEEDINGS
Potapov D.,
Crimean Branch of the Russian State University of Justice Senior Lecturer of the Department of Civil Law PhD in Jurisprudence Potapova L. Crimean Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines PhD in History, adviser of justice
Аннотация
В данной статье освещены наиболее актуальные проблемы, касающиеся развития и применения электронного правосудия в гражданском процессе на сегодняшний день, а также затронут вопрос о модернизации принципов гражданского судопроизводства в связи с осуществлением процессуальных действий в электронной форме
Abstract
This article highlights the most pressing issues related to the development and application of electronic justice in civil proceedings today, as well as the issue of modernizing the principles of civil justice in connection with the implementation of procedural actions in electronic form
Ключевые слова: электронное судопроизводство, электронные доказательства, электронный документооборот, гражданское судопроизводство, информатизация, эффективность работы судов, судебная система.
Keywords: electronic legal proceedings, electronic evidence, electronic document management, civil proceedings, information, efficiency of the courts, the judicial system.