Научная статья на тему 'Problems of increase of power safety and economically an electric power industry sustainable development'

Problems of increase of power safety and economically an electric power industry sustainable development Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENERGY / ELECTRICITY / ENERGY EFFICIENCY / THE CONCEPT OF ENERGY SECURITY / NATIONAL INTERESTS IN THE ENERGY SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

The basics of energy security in the sphere of electric power industry for the national economy. Measures to ensure reliability of operation of the industry. System implementation of the concept of energy security in the sphere of electric power industry. Improving energy efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Problems of increase of power safety and economically an electric power industry sustainable development»

О.И. Гассиева1

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

В настоящее время система энергообеспечения стала настолько интегрированной, что практически любое нарушение в ее функционировании неизбежно ведет к последствиям, ощущаемым всеми [3, с. 4]. Поэтому основной целью функционирования топливно-энергетического комплекса является создание экономических, организационных и правовых условий, гарантирующих надежную работу системы энергоснабжения для обеспечения энергетической безопасности страны, которая определяется возможностью электроэнергетической отрасли обеспечить энергоресурсами потребителей. Развитие мировой энергетики, как правило, основано на сжигании невозобновляемых ископаемых углеводородов. На сегодняшний день остро необходима разработка путей перехода от классической «огневой энергетики» на более эффективный уровень. И как считает Президент РФ Д. А. Медведев, «...в самих энергетических компаниях, в энергетике в целом очень серьезный потенциал инновационного развития, и именно поэтому в числе приоритетов есть и энергоэффективность, и создание новых видов энергии, потому как это и есть высокие технологии с большой буквы, это и есть та самая модернизация, которую мы осуществляем в нашем государстве» (цит. по [1, с. 5]). Но при этом необходимо иметь в виду, что энергетическая безопасность зависит как от внутренних проблем, так и от внешних вызовов. Растущее потребление энергии, ограниченность источников преобладающих ныне невозобновляемых энергоресурсов заставляют по-новому взглянуть на привычные пути решения проблем энергетической безопасности применительно как к экономике отдельных

1 Ольга Измаиловна Гассиева, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии» Северокавказского Горно-металлургического института (Государственный технический университет),канд.экон.наук, e-mail: izmailh@mail.ru

стран, так и ко всему мировому сообществу. По прогнозам, потребность в энергоресурсах в мире вырастет к 2025 г. в 1,5 раза, а доля органического топлива как источника энергии будет повышаться и к 2030 г. превысит 90%. Растущий спрос на энергию, особенно со стороны развивающихся стран, и дефицит ресурсов обострят конкуренцию на мировых рынках и существенно повлияют на динамику цен и определяющие ее факторы [11, с. 7]. Определение приоритетов энергетической политики, разработка новых структурных, технологических и технических решений, обеспечивающих устойчивое энергоснабжение национальной экономики в XXI в., являются основой энергетической безопасности.

Сегодня энергетики на внутреннем рынке энергоносителей сталкиваются с множеством проблем, решение которых является неотъемлемым условием реализации стратегии устойчивого экономического роста [7]. К ним можно отнести:

□ рост дебиторской задолженности электроэнергетических компаний за счет роста неплатежей за потребленные энергоносители;

□ недостаток инвестиционных ресурсов. Рост промышленного производства и увеличение потребления энергии требуют капитальных вложений в строительство новых генерирующих мощностей и инфраструктуры;

□ значительный износ основных фондов энергетических компаний (более 70%). Причин, порождающих эту проблему, много, но необходимость ее решения диктуется возрастающими технологическими и коммерческими потерями, авариями, прямо пропорционально влияющими на рост тарифов и снижение надежности энергосбережения;

□ низкий уровень энергосбережения, консерватизм потребителей и недостаточное понимание обществом реальной стоимости энергоносителей. Высокая энергоемкость российской экономики обусловливает высокие показатели удельного расхода энергоресурсов [6];

□ отсутствие реальных конкурентных отношений в сфере производства, распределения энергоресурсов и реализации электрической энергии. Решение этой проблемы связано с проблемой кадров на всех уровнях власти;

□ недостаточно социально ориентированная процедура регулирования тарифов на услуги естественных монополий;

□ неудачная реформа в сфере электроэнергетики, последствия которой привели в катастрофическому росту тарифов и снижению надежности функционирования отрасли (рост тарифов для конечных потребителей по свободным ценам с начала реформы составил более 50%).

Существуют и другие внутренние проблемы, в том числе сверхнормативные (коммерческие) потери [10] и недостаточный уровень взаимодействия государства и бизнеса [8, 12].

Проблема снижения энергоемкости и повышения эффективности использования электроэнергии в российской экономике обсуждается давно, однако никаких действенных мер до сих пор не принято. Обеспечить экономичность и эффективность использования электроэнергии позволят следующие мероприятия:

□ реализация и государственная поддержка разработанных программ энергосбережения;

□ масштабное внедрение автоматизированных коммерческих и технических систем учета энергоресурсов;

□ образование внебюджетных фондов энергосбережения и формирование схем финансирования работ по повышению эффективности использования энергоресурсов;

□ законодательное установление экономических санкций за нерациональное использование энергоресурсов и стимулов за повышение эффективности их использования.

Реформа электроэнергетики не привела к снижению стоимости энергоресурсов и привлечению инвестиций в производство и распределение электроэнергии. Для корректировки процесса реформирования необходимы:

1. Замена существующей системы тарифов для населения ступенчатой. Такая система является социально взвешенной и инициирует энергосберегающее поведение потребителей. Первая, льготная, ступень тарифа, которая устанавливается ниже экономически обоснованной величины, должна быть отнесена к социальной норме потребления, что позволяет иметь достаточный уровень комфорта без излишеств. Следующая ступень тарифа, равная среднеотпускной величине, относится к потреблению в 1,5 раза больше нормы. Третья ступень тарифа должна быть равна экономически обоснованной величине без учета перекрестного субсидирования. При такой системе тарифов перекрестное субсидирование переносится на состоятельных потребителей, которые в некоторых случаях имеют нагрузки в несколько десятков кВт и потребляют более 1000 кВт/ч в месяц. Предлагаемый тарифный план не противоречит закону, так как субсидирование происходит внутри одной группы потребителей (население).

2. Строительство газотурбинных и газопоршневых теплоэнергоцентралей (ТЭЦ) мощностью до 40 мВт и газопоршневых мини-ТЭЦ мощностью несколько сот кВт. Ориентировочная стоимость строительства первых составит до 20 млн долл., вторых - до нескольких сот тысяч долл. в зависимости от установленной мощности. Сроки строительства подобных станций колеблются от 15 месяцев до полугода в зависимости от мощности со дня начала финансирования работ. К примеру, для РСО-Алания, чтобы существенно снизить тарифы для населения и организаций бюджетной сферы, достаточно иметь одну ТЭЦ мощностью до 40 мВт, пуск которой позволит снизить стоимость электрической и тепловой энергии для всех потребителей не менее чем на 25 % и ликвидировать перекрестное субсидирование. Пуск малых ТЭЦ позволит сократить стоимость электроснабжения для групп домов на 30.. .20% [9].

3. Разработка системы тарифов оплаты за энергоносители. К 2011 г. цены на электроэнергию для потребителей достигнут 10.. .12 центов за кВт/ч. Ценовое регулирование естественно-монопольной сферой должно отказаться от методики «затраты+» и перейти на первом этапе к регулированию по принципу «инфляция», а к концу 2014 г. - к рыночным методикам экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала ^АВ-метод).

4. Пользование сетевым хозяйством электроэнергетики: реформа породила множество посредников и размыла зоны ответственности, что способствовало значительному росту тарифа на передачу электроэнергии и снижению надежности системы. Решение проблемы лежит в концептуальном подходе к вопросу собственности сетевого хозяйства: сетевая инфраструктура общественного пользования должна быть в собственности государства или муниципалитетов. Это значительно повысит надежность функционирования всей системы передачи и распределения, снизит издержки и будет способствовать конкурентным отношениям в области электроэнергетики благодаря обеспечению принципа недискриминационного доступа к сети.

5. Альтернативные и возобновляемые источники энергии. Для повышения надежности энергосистем и снижения стоимости электрической энергии наобходимы разработка и внедрение государственно-частных инвестиционных проектов строительства генерирующих мощностей децентрализованной энергетики на базе возобновляемых источников энергии и небольших когенерационных установок.

Резкое повышение спроса на энергоресурсы при устойчивой тенденции роста цен на них может привести к энергетическим проблемам из-за нехватки энергоресурсов, политической нестабильности и угрозе экологической безопасности.

Кроме того, концентрация потребления и производства энергоресурсов значительно снижает надежность системы обеспечения энергоснабжения, так

как в случае техногенной катастрофы или аварии из строя выходит вся система и без энергоснабжения остается большое число потребителей.

Основой формирования энергетической стратегии должно стать противодействие энергетическим угрозам. Этого можно достичь, используя критерий энергетической безопасности как связующее звено дальнейшего развития мировой энергетики на всех уровнях: стратегическом, технологическом, экономическом и политическом (рис. 1).

Для решения проблем повышения энергетической безопасности необходимо разработать концепцию энергетической безопасности в сфере электроэнергетики, учитывающую все нюансы ее функционирования. В основу концепции энергобезопасности

Перечислим основные составляющие концепции энергобезопасности:

□ разработка политических средств реализации национальных интересов в сфере энергетики;

□ совершенствование антикризисных мер, обеспечивающих стабильное и надежное функционирование энергетики;

□ повышение роли государства в сфере регулирования и мониторинга внутренних рынков электроэнергии;

□ разработка и принятие нормативно-правовых актов в области энергетики, ужесточающих антимонопольное законодательство и обеспечивающих формирование прозрачных рынков электроэнергии;

• освоение энергоресурсов с учетом принципа интенсификации;

• развитие водородной энергетики;

• массовая децентрализация источников энергии, применение когенерационных технологий в электроэнергетике, обеспечивающих рост КПД до 80.90%;

• повышение безопасности и надежности атомной энергетики.

Безусловно, важными составляющими этого процесса являются

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышение квалификации и обучение работников энергетической отрасли,

научный менеджмент [2, 5]. Такую работу можно организовать на базе высших учебных заведений, которые располагают необходимой материальной базой и кадровым потенциалом [4]. Основными направлениями исследований могут стать:

• социально-экономические и экологические проблемы развития ТЭК;

• разработка мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов и энергосбережению;

• совершенствование методов энергетического менеджмента и основ ценообразования;

• разработка методов и технических средств для нетрадиционных решений в энергетике с использованием местных возобновляемых источников энергоресурсов;

• оценка эффективности принимаемых в энергетике решений;

• разработка концепций и программ развития энергетики;

• создание автоматизированных управляющих систем мониторинга и коммерческого учета энергоносителей;

• решение проблемы привлечения инвестиций в отрасли электроэнергетики.

Рис.1 Алгоритм реализации национальных интересов в сфере энергетики

Энергобезопасность ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ

Политические меры и средства реализации обеспечения направлений

Повышение роли государственных институтов контроля, мониторинга и регулирования

Совершенствование нормативно-правовой базы для повышения результативности и функциональности государственного воздействия

Создание условий для обеспечения надежности и развития отрасли

« к

К <и

<и „ Ч

ь 5 2 к; « ^ К Й С

s&g

а о ж а а * к G 3

^ S и

ю

ей

(U »-ъ 2

-х s

- о С^ И

«

S

4 g О н ей Р

^ о И «

5 ^ к

S m

о а н

со Я К со та О Л оз

И И Л m

Основную роль в обеспечении развития и надежного функционирования электроэнергетической отраслью в России должно играть государство. Только оно может стать гарантом надежности и стабильности в производстве и распределении энергии.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. «Я бы не стал противопоставлять курс России на модернизацию развитию энергетики»/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 4-5.

2. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). - С. 3-7.

3. Асаул, А. Н. Роль России в формировании единой европейской энергетической стратегии / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 3-7.

4. Гассиева, О. И. Основные направления развития инновационной энергетики в республике Северная Осетия - Алания/ О. И. Гассиева // Экономика и управление. - 2011. - № 7.

5. Голубцов, Н. В. Управление инновациями в энергетике: проблема подготовки кадров/ Н. В. Голубцов // Экономическое возрождение России. -2010. - № 3(25). - С. 121-126.

6. Данилевич, Я. Б. Энерго- и ресурсосбережение - условие и фактор экономического возрождения/ Я. Б. Данилевич, А. Н. Коваленко // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 8-15.

7. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 21-26.

8. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. -№ 3(9). - С. 31-32.

9. Ерофеев, П. Ю. Проблемы, предпосылки, условия партнерства государства и частного сектора в экономике/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 28-36.

10. Меркулов, А. В. Основные направления развития электроэнергетики Республики Северная Осетия - Алания/ А. В. Меркулов, И. К. Хузмиев, О. И. Хузмиева // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 1620.

11. Хузмиева, О. И. Основы энергетической безопасности/ О. И. Хузмиева // Материалы «круглого стола» «Экономический рост России» по теме «Итоги года: что дальше?»: науч. тр. Вольного экономического общества. - Т. 18 (32). - М., 2006. - С. 413-417.

12. Якутин, Ю. В. Энергетическая безопасность страны в условиях глобализации хозяйственной жизни / Ю. В. Якутин // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 7-11.

13. Ястребов, А. Я. Проблемы развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации в посткризисный период/ А. Я. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 8-12.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. «I would not oppose Russia in the course of moderations energy development»/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 4-5.

2. Asaul, A. N. Preparation of Engineers managers on innovation - the key to successful development of the company/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 3-7.

3. Asaul, A. N. Russia's role in forming a common European energy strategy-ray / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 2 (8). - P. 3-7.

4. Gasiyeva, O. I. Main directions of development of innovative energy-ki in the republic of North Ossetia - Alania / O. I. Gasiyeva // Economics and Management. - 2011. - № 7.

5. Colubtsov, N. V. Managing Innovation in energy: the problem of the preparation of training/ N. V. Colubtsov // Economic revival of Russia. - 2010. -№ 3 (25). - P. 121-126.

6. Danilevich, J. B. Energy - saving - and the condition factor of economic revival / J. B. Danilevich, A. N. Kovalenko // Russia's economic recovery. - 2006.

- № 2 (8). - P. 8-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Erofeev, P. Yu. Features and main trends of resource in the concept of sustainable economic development/ P. Yu. Erofeev // Economic revival of Russia.

- 2006. - № 2 (8). - P. 21-26.

8. Erofeev, P. Yu. Features and main trends of resource in the concept of sustainable economic development/ P. Yu. Erofeev // Economic revival of Russia.

- 2006. - № 3 (9). - P. 31-32.

9.Erofeev, P. Yu. Problems, conditions, terms of partnership between the state and the private sector in the economy/ P. Yu. Erofeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 28-36.

10. Merkulov, A. V. Main time-development power of North Ossetia - Alania / A. V. Merkulov, I. K. Huzmiev, O. I. Huzmieva // Economic revival of Russia. -2006. - № 2 (8). - P. 16-20.

11. Huzmieva, O. I. Fundamentals of energy security/ O. I. Huzmieva // Proceedings of the Round Table «The economic growth of Russia» on the «End of the Year: What Next?». Proceedings of the Free Economic Society. - T. 18 (32). M., 2006. - P. 413-417.

12. Yakutin, Ju. V. Energy security of the country in terms of globalization of economic life / Ju. V. Yakutin // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). -P. 7-11.

13. Jastrebov, A. Y. Problems of development partnership between the state and business in the Russian Federation in the post / A. Y. Jastrebov // Russia's economic recovery. - 2010. - № 2 (24). - P. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.