Научная статья на тему 'Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формирования познавательных компетенций учащихся на уроках химии'

Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формирования познавательных компетенций учащихся на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савчик Е. А.

Слушаю – забываю. Смотрю – запоминаю. Делаю – понимаю. Конфуций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемный и исследовательский эксперимент как средство формирования познавательных компетенций учащихся на уроках химии»

ПРОБЛЕМНЫЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

© Савчик Е.А.

Средняя общеобразовательная школа № 39, г. Тула

Слушаю - забываю.

Смотрю - запоминаю.

Делаю - понимаю.

Конфуций

Одно из перспективных направлений модернизации образования - использование компетентностного подхода в процессе обучения.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориента-ций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.

На мой взгляд, эффективно реализовать данные направления можно с помощью организации экспериментального и исследовательского обучения на уроках химии [1].

Целью моей работы является развитие ключевых компетенций учащихся в процессе изучения химии на основе организации проблемного и исследовательского эксперимента на уроках и во внеурочное время.

Исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности [2].

Поэтому я считаю, что в условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать компетенции школьников.

На практических занятиях по химии можно выделить четыре группы компетенций:

- экспериментальные (использование различных методов количественных измерений, выполнение химических операций, правильное обращение с реактивами и оборудованием, составление плана эксперимента, зарисовка схем, приборов, запись уравнений реакций, письменное оформление результатов с привлечением справочной и научной литературы);

- коммуникативные (комментирование опыта, обсуждение результатов эксперимента, планирование эксперимента и теоретическое его

108

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

обоснование, применение критериев контроля и самоконтроля, самостоятельное определение очередности всех операций);

- интеллектуальные (определение целей и задач эксперимента, наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов);

- контрольно-оценочные (осуществление самоконтроля по ходу эксперимента, применение различных видов контроля деятельности товарищей) [3].

Во время проведения практических занятий формируется исследовательский подход в обучении, функциями которого являются:

1. воспитание познавательного интереса;

2. создание положительной мотивации учения и образования;

3. формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

4. развитие интеллектуальной сферы личности;

5. формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Уровень познавательного интереса определяется как к предмету химия в целом, так и к отдельным видам деятельности на уроках химии. Организуя индивидуальную работу с учащимися, мы должны знать отношение каждого ученика к конкретному виду деятельности для того, чтобы в дальнейшем учитывать это отношение. При постепенном привлечении его к различным видам деятельности, развивается интерес к изучаемому предмету.

Можно выделить следующие основные критерии, определяющие уровень сформированное™ исследовательских умений и навыков:

- характер суждений и выводов (умение проводить аналогичные исследования, высказывать собственную аргументацию, находить рациональные пути решения проблемы);

- степень самостоятельности учащихся (самостоятельное выполнение исследования);

- степень сложности и число используемых учащимися понятий (привлечение знаний, полученных при изучении конкретной темы; использование знаний из разных тем курса и различных школьных дисциплин).

Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности позволяет учитывать эти специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении. Эти показатели не являются неизменными, они развиваются в процессе работы с учащимися.

Исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности.

Наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:

Решение качественных химических задач.

Данный вид исследования можно предложить учащимся при решении следующей экспериментальной задачи: « Вам выданы две пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, в какой из них щелочь, а в какой кислота».

Для создания внешней мотивации у учащихся, учитель в начале урока знакомит с целями практической работы, объясняет важность для понимания свойств данных веществ. Для создания внутренней мотивации при обсуждении условий экспериментальной задачи создается проблемная ситуация, при которой у ученика возникает стремление ответить на вопрос: «Каким образом можно определить состав растворов?».

Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.

Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока, поэтому для решения проблемы необходимо вне урока использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.

Учащийся должен ответить на вопросы:

1. какое направление (тему) я выберу? (родители, учитель, сам).

2. каким будет вид моей работы? (обычно я советую именно исследовательскую работу, а не реферат, т.к. очень важен процесс успешной реализации работы на конференциях).

3. как я буду её выполнять? - один или в группе?

4. когда я буду её выполнять - в течение года или летом?

5. где я буду её выполнять? - в школе под руководством учителя, в учреждениях дополнительного образования, самостоятельно [4].

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя.

Занятие научно-исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя - организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

110

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Одним из средств инновационной деятельности в практике моей работы стало использование проблемных и исследовательских экспериментов.

Практическим результатом использования проблемных и исследовательских экспериментов на уроках и во внеурочное время можно считать активное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Таким образом, систематическое применение проблемного и исследовательского эксперимента в обучении химии дает реальные результаты в формировании химических компетенций учащихся, а также их творческого потенциала.

Список литературы:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1980.

2. Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции // ХвШ. -2009. - № 6. - С. 21.

3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В.С.Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004. - 128 с.

4. Воскобойникова Н.П. Азбука КСО // Химия в школе. - 1993. - № 1-5; 1994. - № 1.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.

© Шимаковская С.Ю.*

Смоленский областной институт развития образования, г. Смоленск

В статье раскрываются результаты изучения проблемы сохранения здоровья учащихся в отечественной педагогике конца XIX - первой половины XX вв., связанной с организацией целостного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на заботу о психическом, физическом и социальном здоровье ребёнка, на устранение негативных влияний школы.

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из важнейших проблем современности. Однако анализ научной литературы по вопросам организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в большин-

* Доцент кафедры Педагогики и методики дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.