Научная статья на тему 'Проблемные вопросы взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Узбекистан (2002-2012гг. )'

Проблемные вопросы взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Узбекистан (2002-2012гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ДВУХСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕЛИМИТАЦИЯ / ДЕМАРКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / TAJIKISTAN REPUBLIC / UZBEKISTAN REPUBLIC / CENTRAL ASIA / BILATERAL COOPERATION / INTERNATIONAL RELATIONS / DELIMITATION / DEMARCATION / POLITICAL COOPERATION / DIPLOMACY / OUTWARD POLICY / ҶУМҳУРИИ ТОҷИКИСТОН / ҶУМҳУРИИ УЗБЕКИСТОН / ОСИЁИ МАРКАЗӣ / ҳАМКОРИИ ДУҷОНИБА / МУНОСИБАТИ ДИПЛОМАТӣ / ДЕЛИМИТАТСИЯ / ДЕМАРКАТСИЯ / РАВОБИТИ СИЁСӣ / СИЁСАТИ ХОРИҷӣ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фармонова Дилрухсор Жумабоевна

В статье приведены сведения о проблемных вопросах взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в 2002-2012 годы. Отмечается, что таджикской народ с древнейших времён имеет тесные связи, братские узы сотрудничества с узбекским народом. Нужно отметить, что в таджикско-узбекских отношениях в указанные годы наблюдались определённые негативные явления, в частности, имели факты остановки движения железнодорожных составов, прекращения авиасообщения, блокады автотрасс и т.д. Указывается, что Республика Таджикистан в рассматриваемый период всегда стремилась к укреплению контактов с Республикой Узбекистан и впредь она заинтересована в дальнейшем продолжении тесных отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества во всех направлениях с нашими соседями. Подчеркивается, что реальность, наглядная жизнь показали, что экономическая, энергетическая, экологическая, и социально-гуманитарная взаимозависимость бывших советских среднеазиатских республик является неоспоримым фактором и игнорировать эту реальность невозможно и неразумно. На основе приведенных в статье материалов делается вывод о том, что наши государства, наши народы обязаны, учитывая эту реальность, развивать всесторонние взаимовыгодные отношения, которые служат интересам всех государств и народов Центральной Азии и являются важным фактором и гарантом укрепления безопасности не только в этом важном стратегическом регионе, но и во всём мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic Issues of Relations between the Republic of Tajikistan and the Republic of Uzbekistan (2002-2012)

The article dwells on information concerning the problematic issues of relations between Tajikistan Republic and Uzbekistan Republic referring to 2002-2012. It is underscored that the Tajik nation since the ancient times has close ties, fraternal ones of cooperation with the Uzbek nation, in general. It is worth mentioning that in the relevant years there were certain negative phenomena between the Tajik-Uzbek relations. Particularly, they had facts aimed at stopping the movement of trains, termination of flights, and blockade of highways. It is indicated that Tajikistan Republic in the period in question has always stoke to strengthen contacts between Uzbekistan Republic and henceforth it is interested in further continuing close relations of friendship and mutually beneficial cooperation in all directions with our neighbors. The post-Soviet reality, visual life has shown that the economic, energy, environmental, and sociohumanitarian interdependence of the former Soviet Central Asian republics is an indisputable factor, and it is impossible and unwise to ignore this reality. Therefore, our states, our peoples are obliged, taking into account this reality, to develop comprehensive mutually beneficial relations that serve the interests of all states and peoples of Central Asia and is considered to be an important factor and guarantee of strengthening security not only in this basic strategic region, but throughout the world either.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Узбекистан (2002-2012гг. )»

УДК 323 (575.3) ББК 66.4 (06)

МАСОИЛИБАХСТАЛАБИ ФармоноваДилрухсор Чумабоевна, номзади

ХАМКОРИХОИ ЧУМХУРИИ илмуои таърих, докторанти кафедраи

ТОЧИКИСТОНБО таърихи ватан ва археологияи МДТ «ДДХ

ЧУМХУРИИ УЗБЕКИСТОНДАР ба номи академик Б. Гафуров»

СОЛХОИ 2002-2012 (Тоцикистон, Хуцанд)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Фармонова Дилрухсор Жумабоевна, к.и.н.,

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ докторант кафедры отечественной истории

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И и археологии ГОУ «ХГУ имени

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН академика Б.Гафурова» (Таджикистан,

(2002-2012ГГ.) Худжанд)

PROBLEMATIC ISSUES OF Farmonova Dilrukhsor Jumaboevna, c.h.s., of RELA TIONS BETWEEN THE the department of home history and archeology

REPUBLIC OF TAJIKISTAN under the SEI «KS U named after acad. AND THE REPUBLIC OF B.Gafurov» (Tajikistan, Khujand) UZBEKISTAN E-mail: [email protected] (2002-2012)

Вожа^ои калидй: Цумуурии Тоцикистон, Цумуурии Узбекистон, Осиёи Марказй, уамкории дуцониба, муносибати дипломатй, делимитатсия, демаркатсия, равобити сиёсй, дипломатия, сиёсати хорицй

Дар мацола сухан оид ба масоили баусталаби уамкориуо миёни Чумуурии Тоцикистон ва Чумуурии Узбекистонмеравад. Кайд гардидааст, ки халцуои тоцику узбек аз замощои цадим бо уам алоцауои наздик, пайвандуои бародарона ва уамкориуои ногусастанй доштанд. Таъкид шудааст, ки дар як давраи муайяни муносибати ин ду халци масоили манфии махсус мушоуида мегардад. Аз цумла, манъ карда шудани уаракат дар роуи оуан, цатъ гардидани роуи уавой, мууосираи роууои ауамияти байналхалцидошта ва гайра. Собит мешавад, ки_Чумуурии Тоцикистон дар давраи тадцицотй доимо кушиш менамуд, ки алоцаро бо Чумуурии Узбекистон мустаукам намояд ва минбаъд низ ба идома додани муносибатуои цавии дустона ва уамкориуои манфиатбахш дар уама самт манфиатдор аст. Тазаккур меравад, ки уамбастагии ицтисодй, энергетики,, экологи ва ичтимой-фаруангии цумууриуои собиц шуравии Осиёи Марказй факти бауснопазир буда, чашм пушидан аз он ва барканор намудани ин уацицат номумкин мебошад. Дар асоси маводи фароуамомада хулоса мешавад, ки халцу давлатуо уудадоранд, уамкории бисёрцанбаро, ки ба манфиати давлат ва халцуои Осиёи Марказй мебошад уаматарафа рушду нумуъ бахшанд, зеро ин факти мууим ва кафолати мустаукамии бехатарии на тануо минтаца, балки тамоми чауон мебошад.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Центральная Азия, двухстороннее сотрудничество, международные отношения, делимитация, демаркация, политическое сотрудничество, дипломатия, внешняя политика

В статье приведены сведения о проблемных вопросах взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в 2002-2012 годы. Отмечается, что таджикской народ с древнейших времён имеет тесные связи, братские узы сотрудничества с узбекским народом. Нужно отметить, что в таджикско-узбекских отношениях в указанные годы наблюдались определённые негативные явления, в частности, имели факты остановки движения железнодорожных составов, прекращения авиасообщения, блокады автотрасс и т.д. Указывается, что Республика Таджикистан в рассматриваемый период всегда стремилась к укреплению контактов с Республикой Узбекистан и впредь она заинтересована в дальнейшем продолжении тесных отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества во всех направлениях с нашими соседями. Подчеркивается, что реальность, наглядная жизнь показали, что экономическая, энергетическая, экологическая, и социально-гуманитарная взаимозависимость бывших советских среднеазиатских республик является неоспоримым фактором и игнорировать эту реальность невозможно и неразумно. На основе приведенных в статье материалов делается вывод о том, что наши государства, наши народы обязаны, учитывая эту реальность, развивать всесторонние взаимовыгодные отношения, которые служат интересам всех государств и народов Центральной Азии и являются важным фактором и гарантом укрепления безопасности не только в этом важном стратегическом регионе, но и во всём мире.

Key words: Tajikistan Republic, Uzbekistan Republic, Central Asia, bilateral cooperation, international relations, delimitation, demarcation, political cooperation, diplomacy, outward policy

The article dwells on information concerning the problematic issues of relations between Tajikistan Republic and Uzbekistan Republic referring to 2002-2012.

It is underscored that the Tajik nation since the ancient times has close ties, fraternal ones of cooperation with the Uzbek nation, in general. It is worth mentioning that in the relevant years there were certain negative phenomena between the Tajik-Uzbek relations. Particularly, they had facts aimed at stopping the movement of trains, termination of flights, and blockade of highways. It is indicated that Tajikistan Republic in the period in question has always stoke to strengthen contacts between Uzbekistan Republic and henceforth it is interested in further continuing close relations of friendship and mutually beneficial cooperation in all directions with our neighbors.

The post-Soviet reality, visual life has shown that the economic, energy, environmental, and socio-humanitarian interdependence of the former Soviet Central Asian republics is an indisputable factor, and it is impossible and unwise to ignore this reality.

Therefore, our states, our peoples are obliged, taking into account this reality, to develop comprehensive mutually beneficial relations that serve the interests of all states and peoples of Central Asia and is considered to be an important factor and guarantee of strengthening security not only in this basic strategic region, but throughout the world either.

Очень многих ученых и, прежде всего, историков интересуют вопросы сотрудничества в различных сферах народного хозяйства, политики, культуры между странами Центральной Азии, среди которых особенно важными для нас представляются отношения двух республик-Таджикистана и Узбекистана.

Взаимоотношения Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан, несмотря на усилия сторон в период с 2002 по 2012 годы не были лишены проблем. Так, таджикская сторона, согласно пункту 2 Протокола заседания рабочих групп от 21 декабря 2001 года, представила в 2002 году узбекской стороне документы, необходимые для признания права собственности на перевалочные базы АО «Ленинабадснаб», «Агротехснаб» и коллективное хозяйство «Маргедар». Согласно п.2 Протокола Заседания рабочих групп от 6 июня 2003года Стороны к единому мнению об ускорении решения данного вопроса. В соответствии с п.2 Протокола заседания рабочих групп от 27 декабря 2003года Стороны договорились, что оформление прав собственности будет осуществлено узбекской стороной в первом квартале 2004 года на основании представленных материалов рабочей комиссии. В состав которой вошли из заинтересованные представители сторон для проведения инвентаризации имущества прирельсовых баз, а также для рассмотрения вопросов взаимоотношения сторон.

Указанная комиссия провела инвентаризацию и предложила своим протоколом от 7 мая 2004 года Госкомимуществу Республики Узбекистан в течение второго квартала 2004 года рассмотреть и решить оформление прав собственности по прирельсовым базам, расположенным на территории Самаркандской области Республики Узбекистан к их числу относятся: акционерное общество «Ленинабадснаб», «Агротехснаб» и винзавода «Маргедар»(7).

По итогам рассмотрения документов заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Узбекистан, узбекская сторона отмечает, что таджикской стороной предоставлено недостаточно материалов для признания за Республикой Таджикистан права собственности на перевалочные базы. Узбекская сторона предложила таджикской стороне представить дополнительные подтверждающие документы в архивно-заверенном виде.

12 января 2005 года в Ташкенте состоялось заседание рабочих групп Республики Узбекистан и Республики Таджикистан по имущественным вопросам, где подписан соответствующий Протокол. Согласно данному Протоколу был рассмотрен вопрос урегулирования отношений прав собственности по перевалочным базам, находящимся на территории Самаркандской области.

В 2007 году в двусторонних взаимоотношениях между Таджикистаном и Узбекистаном наблюдались позитивные изменения в решении политических и экономических вопросов. Во время встреч руководителей пограничных ведомств и руководителей органов безопасности двух стран в городе Ташкенте были рассмотрены вопросы совместные действия по обеспечению безопасности, приграничные вопросы и подписаны соответствующие документы. Одним из основных направлений экономического сотрудничества являлась поставка электроэнергии и природного газа.

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон 1 сентября 2007 года направил поздравительную телеграмму Президенту Республики Узбекистан И. Каримову, в которой в частности, говорится: «Мне доставляет истинное удовольствие поздравить Вас и весь

узбекский народ с годовщиной государственной независимости Республики Узбекистан. Таджикистан дорожит прочными вековыми традициями искренней дружбы и добрососедства, нерушимыми узами, связывающими оба народа и государства. Мы полны решимости обогатить это бесценное наследство новым содержанием, созвучным требованиям нынешнего динамичного времени»(1,133).

Между Президентом Республики Таджикистан Э. Рахмоном и Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым 26 декабря 2007 года состоялся телефонный разговор, в ходе которого в атмосфере взаимопонимания и конструктивности также были обсуждены состояние и перспективы развития комплекса двусторонних отношений, в частности вопросы интенсификации торгово-экономических связей. В этом контексте были затронуты вопросы взаимопоставок энергоресурсов. Стороны заявили о своей готовности решать все имеющиеся вопросы в духе вековых традиций дружбы и добрососедства(1,163-164).

Вопросы сотрудничества в области охраны государственной границы между Таджикистаном и Узбекистаном и другие вопросы, представляющие взаимный интерес, были обсуждены 14 февраля 2008 года в ходе встречи командующих Пограничных войск Государственного Комитета Национальной Безопасности Республики Таджикистан и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан в городе Душанбе. Были подписаны соответствующие документы в рамках программы сотрудничества этих структур в

2008 году и взаимодействия в области оперативной деятельности(2,5).

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон 27 августа 2008 года встретился с Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым, прибывшим в Душанбе для участия в работе Шанхайской организации сотрудничества. Главы двух соседних государств подтвердили свою готовность и заинтересованность в укреплении и расширении доброго сотрудничества между Таджикистаном и Узбекистаном(2,123).

Развитие сотрудничества с Республикой Узбекистан во внешней политике республики в

2009 году занимало важное место. Встречи на высшем уровне и межгосударственные мероприятия в городах Душанбе и Ташкенте имели положительные результаты, особенно в первой половине года. В рамках внеочередного заседания Организации Договора о коллективной безопасности 4 февраля 2009 года в Москве состоялась короткая встреча Э. Рахмона и И. Каримова, на которой достигнута договоренность по вопросам проведения очередных заседаний совместной Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и Межправительственной Комиссии по вопросам госграницы в городе Душанбе(3,6).

Второе заседание совместной Межправительственной Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и очередное заседание Межправительственной Комиссии по вопросам госграницы состоялось18 февраля 2009 года в городе Душанбе. На встречах руководителей Межправительственной комиссии по вопросам делимитации и демаркации государственной границы, Секретаря Совета безопасности Республики Таджикистан А. Азимова и Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Азимова, которые состоялись 29-30 апреля и 21-24 июля 2009 года в городе Ташкенте, были рассмотрены вопросы продолжения работы данной комиссии по четырем оставшимся участкам(8).

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон 18 февраля 2009 года_принял Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Азимова, который прибыл в Душанбе в качестве главы правительственной делегации для участия в заседании Межправительственной таджикско-узбекской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Одновременно с этой комиссией в Душанбе работала Межправительственная комиссия по вопросам демаркации и делимитации госграницы. В рамках деятельности двух комиссий были обсуждены вопросы развития двусторонних отношений. На встрече особое внимание было уделено вопросам улучшения таджикско-узбекских отношений, в частности, вопросам относительно использования водно-энергетических ресурсов Таджикистана, демаркации и делимитации госграницы, развития регионального торгово-экономического сотрудничества, а также вопросам транзита грузов(3,32).

Республика Узбекистан 1 декабря 2009 года вышла из объединенной энергетической системы Центральной Азии, и этот шаг сделал транзит электроэнергии из Туркменистана в Таджикистан в осенне-зимний период 2009-2010 гг. невозможным(3,6-7).

В 2010 году развитие двусторонних и многосторонних связей с Республикой Узбекистан и укрепление сотрудничества на принципах взаимопонимания и добрососедства являлись одним из важных направлений внешней политики Республики Таджикистана. За 2009год для обсуждения и решения существующих проблем двух государств были проведены двусторонние встречи и переговоры на различных уровнях.

Правительственная делегация Таджикистана во главе с заместителем Премьер-министра М. Алимардоном 27 апреля 2010 года с рабочим визитом посетила город Ташкент. На переговорах с делегацией узбекской стороны во главе с Первым заместителем Премьер-министра этой страны Р. Азимовым были обсуждены вопросы беспрепятственного прохождения транзитных грузов по железной дороге через территорию Узбекистана и другие направления двустороннего сотрудничества. Важные вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества были обсуждены на встречах министров иностранных дел Таджикистана и Узбекистана в Ташкенте в рамках заседания Совета министров иностранных дел ШОС (22 мая 2010г.) и Совещания министров иностранных дел диалога «Центральная Азия + Япония» 7 августа 2010 года(4,67).

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон 11 июня 2010 года, в рамках Саммита Шанхайской организации сотрудничества в городе Ташкенте встречался с Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым. Стороны в откровенной и заинтересованной обстановке обсудили вопросы состояния и дальнейшего развития отношений между двумя странами. Особое внимание обратили на проблемные вопросы взаимоотношений двух стран, в том числе путям дальнейшего развития энергетики Таджикистана и нормального функционирования межгосударственной транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Достигнута договоренность о пропуске на территорию Таджикистана продовольственных, горюче-смазочных и иных народнохозяйственных грузов, не предназначенных для строительства Рогунской ГЭС, в том числе по железнодорожной ветке Термез- Амузанг -Курган-Тюбе. Углубленно были обсуждены проблемы, связанные со строительством Рогунской ГЭС. Таджикская сторона ещё раз подтвердила своё намерение при содействии Всемирного банка провести независимую международную экспертизу социально-экономических и экологических аспектов строительства этого гидротехнического сооружения. По остальным деталям затронутых проблем стороны условились продолжить контакты с целью обеспечения открытости и транспарентности этого процесса. Были рассмотрены и другие вопросы, имеющие региональный и международный характер, включая ситуацию, связанную с обеспечением безопасности и стабильности в Центральной Азии(4,166).

12-13 августа 2010 года в городе Ташкенте состоялись переговоры делегации двух стран по вопросу реструктуризации государственного долга Таджикистана перед Узбекистаном. По результатам этих переговоров в конце декабря было подписано Межправительственное Соглашение об условиях третьей реструктуризации долговых обязательств Таджикистана перед Узбекистаном(4,с.7).

В 2011 - 2012 гг. во взаимоотношениях Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан наблюдается определенная активность различных структур по налаживанию взаимовыгодных контактов. Так, 5 января 2012 года в городе Ташкенте состоялась встреча заместителя Премьер-министра Республики Таджикистан М. Алимардона с первым заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Азимовым. Министр образования Республики Таджикистан Н.Саидов 17-18 февраля 2012 года в городе Ташкенте встречался с Министром общего образования Республики Узбекистан Ш. Темировым и Министром высшего и среднего специального образования Б. Ходиевым(9).

Анализ внешней торговли за указанный период показывает, что Таджикистан и Узбекистан имеют необходимый для развития взаимовыгодного сотрудничества потенциал, а также большие неиспользованные возможности и резервы, которые необходимо задействовать. Имея огромное культурно-гуманитарное пространство, общие границы и развитые коммуникации, стороны могут обеспечить свободное перемещение населения, товаров и услуг, содействовать более эффективному развитию многих отраслей экономик двух стран и полнее использовать транзитный потенциал друг друга для выхода на другие рынки. История, общие культурные и духовные ценности, а также многовековые традиции взаимоуважения и добрососедства заложили прочный фундамент и основополагающие принципы взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном(5,96).

Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон при встрече с Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым заявил, что «несомненно, для Таджикистана отношения с Узбекистаном считаются из числа основных приоритетов». Также было подчеркнуто: «Хочу особо отметить, что мы искренне заинтересованы в укреплении равноправных отношений с братским Узбекистаном, в расширении горизонтов взаимодействия и связей на всех уровнях и инстанциях». С сожалением было отмечено, что объем товарооборота между двумя соседними странами из 300 млн. американских долларов в 2007 году снизился до 2,1 млн. американских долларов в 2014 году. Это в то время, когда с учетом имеющихся возможностей ежегодный товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном может достигнуть более 500

млн. американских долларов. В ходе конструктивной беседы, проходившей в теплой и искренней атмосфере, была выражена уверенность в том, что имеющиеся трудности и препятствия на пути развития взаимоотношений двух соседних стран будут устранены, в том числе в рамках Договора о вечной дружбе, подписанного в 2000 году(5,9б).

Таким образом, рассматривая взаимоотношения Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан в 2002 - 2012 гг. можно прийти к следующим выводам:

- в рассматриваемый период во взаимоотношениях Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан нашли свое выражение в концентрированном и наиболее завершенном виде практически все основные проблемы региона;

- таджикско-узбекские взаимоотношения являются важнейшим фактором в региональной интеграции опровергающим широко распространенный мифа о якобы нежелании ирано-язычного Таджикистана объединяться с четырьмя тюрко-язычными странами региона;

- наличие больших диаспор в государствах (таджикская диаспора в Узбекистане и узбекская диаспора в Таджикистане) - результат тесной переплетенности судеб, культуры и истории двух народов - выступает как мощная основа народной дипломатии;

- таджикско-узбекские отношения также имеют ключевое геополитическое и стратегическое значение для всего региона Центральной Азии. С одной стороны, два государства играют наиболее заметную роль в деле разрешения афганского конфликта и противодействия угрозам Центральной Азии, исходящим с территории этой страны. С другой - совместный геополитический потенциал Таджикистана и Узбекистана может способствовать раскрытию совместного геополитического потенциала всех пяти стран региона в сложных перипетиях отношений этих стран с великими державами. Вышеуказанные моменты превращают таджикско-узбекские отношения в жизненно важный фактор регионального развития. «Объявление города Самарканд «столицей Центральной Азии» в перспективе будет способствовать усилению центростремительных процессов в регионе, кристаллизации ее «регионального лица». Инициатива также улучшит доступ таджикоговорящих граждан Узбекистана к образованию на родном языке и, соответственно, узбекоговорящих граждан Таджикистана на их языке»(6);

- важность дальнейшего углубления сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, сохранения духовно-культурного наследия двух братских народов, создания благоприятных условий для налаживания контактов между деятелями культуры, науки и образования. Перевод на языки двух государств классической и современной литературы, а также изучение и преподавание узбекского и таджикского языков в Таджикистане и Узбекистане, соответственно, в будущем прилагать усилия по активизации взаимодействия в данной области;

- достижение взаимопонимания по вопросам тесного сотрудничества в сфере рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов с учетом интересов всех стран региона также продвигалось с трудом. Таджикская сторона доказала, что существующие и строящиеся гидроэнергетические сооружения будут способствовать решению водно-энергетических проблем региона;

- сторонами в рассматриваемый период подписаны соглашения о дальнейшем сотрудничестве в области безопасности, а также в сфере обороны. Данные документы определяют порядок тесного взаимодействия правоохранительных органов, оборонных ведомств и специальных служб двух государств в обеспечении мира и стабильности в наших странах и в регионе в целом. В рамках региональных структур, стороны обменялись мнениями по афганской проблематике и принятию усилий по установлению мира и согласия в Афганистане, оказанию всяческой поддержки афганскому народу в этом процессе(10);

- на территории наших стран проживают большие диаспоры таджиков и узбеков. Наша жизненно важная задача, как политиков и руководителей, заключается в том, чтобы уделять постоянное внимание их потребностям в деле сохранения наследия предков и создания благоприятных условий для расширения сети учебных заведений, свободного развития таджикского и узбекского языков, их изучения и применения. Иначе говоря, мы должны утвердить для своих народов атмосферу дружбы и искренности, взаимопонимания и сотрудничества, как это было во времена Мавлоно Джами и Алишера Навои;

- договорно-правовая база двусторонних таджикско-узбекских отношений составляет 111 соглашений и договоров, подписанных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях в период с 1992 по 2018 годы. Принятые между двумя странами документы охватывают все ключевые направления сотрудничества двух стран и обеспечивают правовую базу для дальнейшего укрепления двустороннего сотрудничества Таджикистана и Узбекистана в политической, торгово-экономической и других сферах.

Традиционно исторические узы дружбы, экономические, политические, культурные, духовные и другие интересы и ценности наших народов очень близки и во многом совпадают.

Постсоветская реальность, наглядная жизнь показали, что экономическая, энергетическая, экологическая, и социально-гуманитарная взаимозависимость бывших советских среднеазиатских республик является неоспоримым фактором, игнорировать эту реальность невозможно и неразумно.

Поэтому наши государства, наши народы обязаны, учитывая эту реальность, развивать всесторонние взаимовыгодные отношения, которые служат интересам всех государств и народов Центральной Азии и являются важным фактором и гарантом укрепления безопасности не только в этом важном стратегическом регионе, но и во всём мире.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дипломатия Таджикистана. Ежегодник - 2007 год. Внешняя политика Республики Таджикистан: хроника и документы. Под общей редакцией Хамрохона Зарифи. Составители: Д. Назриев и др. - Душанбе, «Ирфон», 2010. -с.196.

2. Дипломатия Таджикистана. Ежегодник - 2008 год. Внешняя политика Республики Таджикистан: хроника и документы. Под общей редакцией Хамрохона Зарифи. Составители: Д. Назриев и др. - Душанбе, «Визапринт», 2010. -с.214.

3. Дипломатия Таджикистана. Ежегодник - 2009 год. Внешняя политика Республики Таджикистан: хроника и документы. Под общей редакцией Хамрохона Зарифи. Составители: Д. Назриев и др. - Душанбе, «Ирфон», 2011. -с.166.

4. Дипломатия Таджикистана. Ежегодник - 2010 год. Внешняя политика Республики Таджикистан: хроника и документы. Под общей редакцией Хамрохона Зарифи. Составители: Д. Назриев и др. - Душанбе, «Ирфон», 2011. -с.184.

5. Дипломатия Таджикистана. Ежегодник - 2014 год. Внешняя политика Республики Таджикистан: хроника и документы. Под общей редакцией Хамрохона Зарифи. Составители: Д. Назриев и др. - Душанбе, «Ирфон», 2015. -с.186.

6. Норов, В. Таджикистану и Узбекистану необходимо соглашение о рациональном использовании трансграничных рек. https://news.tj/ru/news/tajikistan/politics/20180331/ Tadzhikistan-uzbekistan-perezagruzka-c-regionalnoi- perspektivoi

7. Текущий архив Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан. Отчёт о деятельности за 2006-2007 годы.

8. URL: http://mfa.tj/?l=ru&cat=90&art=161 (дата обращения: 16.03.2018)

9. URL: http://mfa.tj/?l=ru&cat=90&art=161 (дата обращения: 16.03.2018)

10.URL: http://www.president.tj/ru/node/17207 (дата обращения: 27.03.2018)

11.URL: http://www.president.tj/ru/node/17214/roshtqala (дата обращения: 27.03.2018)

REFERENCES

1. Diplomacy of Tajikistan. Annual - 2007 Foreign Policy of Tajikistan Republic: Chronicle and Documents. Under the editorship of Hamrokhon Zarifi. Compiled by: D. Nazriev et al. -Dushanbe: Cognition, 2010. -P.196.

2. Diplomacy of Tajikistan. Annual - 2008 Foreign Policy of Tajikistan Republic: Chronicle and Documents. Under the editorship of Hamrokhon Zarifi. Compiled by: D. Nazriev et al. -Dushanbe, Visprint, 2010. - p. 214.

3. Diplomacy of Tajikistan. Annual - 2009 Foreign Policy of Tajikistan Republic: Chronicle and Documents. Under the editorship of Hamrokhon Zarifi. Compiled by: D. Nazriev et al. -Dushanbe: Cognition, 2011. - p. 166.

4. Diplomacy of Tajikistan. Annual - 2010 Foreign Policy of Tajikistan Republic: Chronicle and Documents. Under the editorship of Hamrokhon Zarifi. Compiled by: D. Nazriev et al. -Dushanbe: Cognition, 2011. - p. 184.

5. Diplomacy of Tajikistan. Annual - 2014 Foreign Policy of Tajikistan Republic: Chronicle and Documents. Under the editorship of Hamrokhon Zarifi. Compiled by: D. Nazriev et al. -Dushanbe: Cognition, 2015. - p. 186.

6. Norov, V. Tajikistan and Uzbekistan Need an Agreement on the Rational Use of Transboundary Rivers. https://news.tj/ru/news/tajikistan/politics/20180331/ Tadzhikistan-uzbekistan-perezagruzka-c-regionalnoi- perspektivoi

7. Current Archive of the Ministry of Economic Development and Trade of the Republic of Tajikistan. Activity report for 2006-2007.

8. URL: http://mfa.tj/?l=en&cat=90&art=161 (date of access: 03.16.2018)

9. URL: http://mfa.tj/?l=en&cat=90&art=161 (accessed: 03.16.2018)

10.URL: http://www.president.tj/ru/node/17207 (accessed: 03/27/2018)

11.URL: http://www.president.tj/ru/node/17214/roshtqala (accessed: 03/27/2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.