4. Инструктивные указания по организации вагонопо-токов на железных дорогах ОАО «РЖД». М. : Те-хинформ, 2007. 527 с.
5. Тимохин Э.Ю. Организация вагонопотоков при реконструкции станций // Тр. ВНИИЖТ. 1982. Вып. 641. С. 34-63.
6. Владимирская И.П. Имитационное моделирование как метод оптимизации расчета инфраструктуры в инвестиционных транспортных проектах // Автоматизация в промышленности 2010. №1. С. 52-54.
7. Козлов П.А., Осокин О.В., Тушин Н.А. Использование автоматизированного анализа на железнодорожном транспорте // Наука и техника транспорта. 2012. № 1. С. 24-31.
8. Козлов П.А., Осокин О.В., Колокольников В.С. Структура современной имитационной системы //
Тр. НИИАС : сб. науч. тр. Вып. 10. М.: ИД Технологии, 2014. С. 102-111.
9. Иванкова Л.Н., Иванков А.Н., Фуфачева М.В. Учет задержек длинносоставных поездов под обгонами при выборе оптимальной этапности удлинения станционных путей // Железнодорожный транспорт. 2008. № 2. С. 24-26.
10. Иванкова Л.Н. Дарманский С.И. Планирование эксперимента при исследовании работы грузовых специализированных станций // Наука и техника транспорта. 2012. №1. С. 63-67.
11. Гозбенко В.Е., Иванков А.Н. Автоматизация расчетов внутридорожного плана формирования поездов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. №4. С. 127-134.
УДК 330.322 Ивановский Антон Владимирович,
аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8 (950) 0650-426, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРОГРАММЫ ОАО «РЖД»
A. V. Ivanovskii
PROBLEMATIC ISSUES OF INTERACTION BETWEEN THE PARTICIPANTS OF THE INVESTMENT PROCESS IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INVESTMENT PROGRAM OF JSC «RUSSIAN RAILWAYS»
Аннотация. Затронута тема развития современного инвестиционного процесса при формировании новых тенденций, которые стали оказывать существенное влияние на формирование экономической среды холдинга ОАО «РЖД». В связи со структурным реформированием железных дорог в холдинге ОАО «РЖД» проведен анализ обновлённого процесса разработки и утверждения инвестиционной программы. Подробно рассмотрен инвестиционный процесс при формировании и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД». Представлена существующая организационная схема выполнения инвестиционной программы ОАО «РЖД», факторы, прямо влияющие на увеличение сметной стоимости проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ, а также предложена новая организационная схема причастных служб и дирекций для оптимизации инвестиционного процесса. Отмечена важность планирования стадии предпроектных проработок структурными подразделениями ОАО «РЖД» на этапе разработки обоснования инвестиционной программы.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, корпоративный центр, убытки, инвестиционная программа, железная дорога.
Abstract. Development of modern investment process at formation of new trends, which began to influence significantly over shaping the the JSC "RZD" holding economic environment of is considered. In connection with the railways structural reform, the JSC "RZD" holding process of development and approval of the investment program analysis was held. Investment process at of investment program formation and realization in JSC "RZD" is considered in detail. Current organizational scheme of of the investment program execution in JSC "RZD" and the factors directly affecting the cost of design and survey works and construction works are presented. A new organizational scheme for investment process optimization is proposed. The importance of of pre-design studies planning by the JSC "RZD" structural subdivisions when justificating the investment program is noted.
Keywords: investment process, corporate center, losses, investment program, railroad.
Инвестиционный процесс является одной из составных частей современной экономики [6]. Он пронизан многообразными экономическими отношениями между его участниками с целью повышения качества и количества экономического роста, а инвестиции представляют собой наследственную категорию воспроизводства и накопления капитала.
Следует отметить, что в развитии современного инвестиционного процесса сформировались
новые тенденции, которые стали оказывать существенное влияние на формирование внешней по отношению к национальным экономикам среды, активно воздействовать на развитие национальных инвестиционных процессов [5]. В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить два: принятие решения об инвестировании и осуществление, эксплуатация инвестиций [3].
О состоянии экономических дел на предприятии весьма уверенно можно судить по харак-
теру процессов, происходящих в инвестиционном сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение данного предприятия и его привлекательность. Таким образом, структура инвестиционного процесса и внутреннее взаимодействие его участников играют немаловажную роль в успешной деятельности данного предприятия, добиться этого возможно путем регламентирования взаимодействия участников инвестиционного процесса.
В процессе реализации программы развития железнодорожного транспорта до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 г № 877-р [1], инвестиционный процесс претерпел значительные изменения. В целях обеспечения качественного планирования и реализации инвестиционной программы в условиях реформирования структуры управления ОАО «РЖД» были внесены изменения в Регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса при формировании и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» [2]. На данный момент инвестиционный процесс строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта не систематизирован и не уточнены отдельные важные элементы.
Укрупненно эти процессы можно обозначить следующим образом:
1) подготовка инвестиционной заявки и формирование инвестиционной программы;
2) разработка, экспертиза, согласование и утверждение проектной документации;
3) разработка, приемка заказчиком и передача к производству работ рабочей документации;
4) подготовка строительства;
5) технический надзор, авторский надзор;
6) организация строительства;
7) приемка, регистрация и передача балансодержателю объекта, завершенного строительством;
8) организация поставки оборудования.
Несогласованность действий служб, дирекций, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» может привести к тому, что реализация инвестиционной программы может принести прямые убытки материнской компании, в том числе удорожание сметной стоимости проектно-изыскательских (ПИР) и строительно-монтажных (СМР) работ.
Основными аспектами, которые могут повлиять на удорожание сметной стоимости ПИР и СМР, являются:
— подготовка качественных и полных исходных данных и технических требований для
проектирования;
— проведение технико-технологической экспертизы проектной и рабочей документации по инвестиционным проектам;
— особый контроль над качеством и объемом выполняемых инженерных изысканий.
Факторы, прямо влияющие на увеличение сметной стоимости ПИР и СМР, представлены на рис. 1.
Рис. 1. Факторы, прямо влияющие на увеличение сметной стоимости
Одним из главных факторов, способных повлиять на весь инвестиционный процесс, является предпроектная подготовка, по результатам которой должны быть подготовлены техническое задание на проектирование, технические условия, правоустанавливающие документы на земельный участок с приложением ситуационной схемы и т. д. Основной причиной невыполнения предпроект-ных работ на данный момент считается отсутствие средств на их выполнение, несмотря на то, что затраты на предпроектные проработки несопостави-
мы с затратами, которые появляются на стадии проектирования рабочей документации или строительства объектов и которых можно было бы избежать на стадии предпроектных проработок.
Один из важнейших критериев оценки инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» - их соответствие программе структурного реформирования на железнодорожном транспорте [4]. На сегодняшний день организация инвестиционного процесса ОАО «РЖД» выглядит следующим образом (рис. 2): структурные подразделения служб и дирекций (линейные предприятия - балансодержатели) в большей степени не вовлечены в решение вопросов по реализации инвестиционных проектов.
Начальник дороги
У
Балансодержатель
Главный инженер
Проектировщик
Заказчик
Подрядчик
Рис. 2. Существующая организационная схема выполнения инвестиционной программы ОАО «РЖД»
Зачастую на одном участке железной дороги, включающем в себя общие объекты инфраструктуры и инженерные сети, ведется проектирование нескольких объектов для разных дирекций. За один этап изысканий можно определить все узкие места с меньшими затратами, а также предусмотреть общие проектные решения. Региональному представительству корпоративного центра нужно стараться предусматривать в одном техническом задании на проектные работы сразу нескольких дирекций. На данный момент каждая дирекция работает только в своих интересах, не учитывая нужд своих коллег.
Примером служит строительство комнат отдыха локомотивных бригад по станции Наушки Восточно-Сибирской железной дороги. На данном объекте предусматривается строительство трансформаторной подстанции общей мощностью 3200 кВА, однако на данный момент есть информация, что в скором времени будет вестись проектирование и строительство склада топлива на этом же участке, но уже другой дирекцией, а значит, другим титулом, и тоже будет предусмотрено строительство трансформаторной подстанции. Предусмотрев это заранее в техническом условии на проектирование первой дирекции, увеличив мощность трансформаторной подстанции, не проекти-
руя еще одну, можно добиться солидной экономии денежных средств компании ОАО «РЖД».
Еще один пример по станции Новая Чара Восточно-Сибирской железной дороги, где планируется реконструкция локомотивного депо, но при этом в техническом задании на проектировании не учтены интересы того же депо в вопросах заправки и экипировки локомотивов топливом, песком, маслами, так как эти вопросы в ведении дирекции (дирекции материально-технического обеспечения - ДМТО), другой титул. Работая в одной компании такие вопросы следует решать комплексно.
Также следует отметить, что не определена ответственность подразделений, проводящих ведомственную технико-технологическую экспертизу проектной документации, что, в свою очередь, приводит к низкому качеству ведомственной экспертизы на уровне отдельного регионального представительства Корпоративного центра.
Для оптимизации инвестиционного процесса и предотвращения увеличения затрат предлагаются новая организационная схема (рис. 3) взаимодействия и механизмы решения указанных выше проблемных вопросов.
Для успешной организации инвестиционной деятельности предлагается:
1) Разделить управление инвестиционным процессом на два блока.
Первый блок. Постоянно действующий совет, в компетенцию которого входят:
— общая организация и контроль;
— решение сложных, фундаментальных вопросов;
— определение и постановка стратегических задач, перспективы развития региона в границах регионального центра.
Второй блок. Координационная группа, в компетенцию которой входит:
— решение текущих вопросов;
— функции оперативного контроля, координация основных участников процесса;
— организация проектных и строительно-монтажных работ;
— ведение текущей работы по:
— подготовке исходных данных и технических условий для проектирования;
— проведению ведомственной технико-технологической экспертизы, экспертизы ЦУЭП, ГГЭ, ГЭЭ;
— дополнительному контролю за качеством и объемом выполняемых инженерных изысканий.
СНЕО 1
Координационная группа
Служба заказчика (координатор, председатель группы)
/ 1 \
Балансодержатель
Проектировщик
Подрядчик
Рис. 3. Новая организационная схема причастных служб и дирекций
2) Организовать рабочую группу (рис. 4) под каждый конкретный объект инвестиционной деятельности.
Следует отметить еще два важных вопроса для успешной инвестиционной деятельности:
- несогласованность действий проектных организаций в том случае, когда по одному объекту работает 2 или более проектные организации. Имеют место разные технические решения по одному и тому же вопросу, согласованные в разное время службами регионального центра. Вероятно, процессом должна управлять одна проектная организация, заранее наделенная функциями контроля за участниками проектирования. Как пример можно указать станцию Лена-Восточная Восточно-Сибирской железной дороги. На данном объек-
Рис. 4. Схема рабочей группы
те работает 3 проектные организации, и никто не увязывает их работу, у каждой есть согласованная схема реконструкции станции, притом все эти схемы абсолютно разные;
— допускаются случаи включения в инвестиционную программу объектов, по которым планируется выполнение проектно-изыскатель-ских и строительно-монтажных работ в один год, что негативно сказывается на качестве проекта, из-за сжатых сроков проектирования, связанных с длинными регламентными сроками прохождения ведомственной на уровне регионального центра, экологической, ведомственной на уровне ОАО «РЖД» и государственной экспертиз.
Оптимизация инвестиционного процесса и предотвращение увеличения затрат, а также выполнение инвестиционных задач в установленные сроки и с высоким качеством требуют:
— разработки регламента взаимодействия участников инвестиционного процесса при формировании и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД»;
— применения предложенной организационной схемы инвестиционного процесса;
— организация рабочей группы под каждый конкретный объект инвестиционной деятельности;
— проведения предпроектных проработок;
— недопущения случаев включения в инвестиционную программу объектов, по которым планируется выполнение проектно-изыскательс-ких и строительно-монтажных работ в один год;
— при работе двух или более проектных организаций на одном участке закреплять за одной проектной организации функции координатора.
Заключение
Региональным дирекциям необходимо больше интересоваться ходом проектирования и более принципиально подходить к качеству ведомственной экспертизы, что позволит обеспечить выполнение инвестиционных задач в установленные руководством ОАО «РЖД» сроки с высочайшим качеством и минимально возможной ценой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Программа развития железнодорожного транспорта до 2030 года : распоряжение правительства РФ № 877-р от 17.06.2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 29 (ч. II). Ст. 3537.
2. О внесении изменений в Регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса при форми-
ровании и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» : распоряжение ОАО «РЖД» № 2042р от 15.10.2012 г.
3. Иванов В.В., Ковалев В.В., Лялин В.А. Инвестиции. / М. : Проспект, 2013. 592 с.
4. Компания «РЖД»: реальная инвестиционная программа // Евразия Вести. 2005. 15 февр.
5. Матвеев Ю.В., Матвеев Ю.К. Инвестиционный процесс и его особенности в России // Фундаментальные исследования. 2008. № 8. С. 143-146.
6. Навасардян К. Инвестиционный процесс и его участники [Электронный ресурс] // FB.RU. : сайт. URL: http://fb.ru/article/42977/investitsionnyiy-protsess-i-ego-uchastniki свободный. (Дата обращения 22.09.2012).
УДК: 531.36 Чайкин Сергей Васильевич,
к. ф.-м. н., н. с., Российское государственное бюджетное научное учреждение Институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова СО РАН,
тел. (3952) 45-30-32, e-mail: [email protected]
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАВНОВЕСИЯ ОРБИТАЛЬНОГО ГИРОСТАТА С УПРУГИМ СТЕРЖНЕМ, ДЕФОРМИРОВАННЫМ В ПЛОСКОСТИ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОЙ МЕСТНОЙ ВЕРТИКАЛИ
S. V. Chaikin
THE RELATIVE EQUILIBRIA OF ORBITAL GYROSTAT WITH THE ELASTIC BEAM DEFORMED IN THE PERPENDICULAR PLANE TO THE LOCAL VERTICAL LINE
Аннотация. Рассматривается в так называемой ограниченной постановке движение по кеплеровой круговой орбите в ньютоновском центральном поле сил гиростата с защемленным в его корпусе упругим стержнем. Первоначально прямолинейная ось недеформированного стержня помещается в плоскости симметрии главного центрального эллипсоида инерции механической системы. В процессе движения системы нерастяжимый стержень подвергается малым пространственным деформациям. При определенных предположениях найдены все относительные равновесия системы. В этих равновесиях деформированная ось стержня располагается в плоскости, перпендикулярной местной вертикали, в мгновенном центре масс системы. Найдены значения гиростатического момента, необходимые для реализации указанных выше равновесий.
Ключевые слова: гиростат, упругий стержень, круговая орбита, специальные нетривиальные относительные равновесия.
Abstract. The motion of gyrostat with the clamped in its body elastic beam on a circular orbit in the Newtonian field of forces is considered in the so-called restricted formulation of problem. The initially rectilinear axes of the plain bar is placed in the plane of symmetry of the principal central momentum ellipsoid of mechanical system. The beam is subjected to an infinitesimal spatial deformation in the process of system motions. The systems relative equilibria was found under certain assumptions. In this equilibria the deformed axis of the beam is in plane perpendicular to the local vertical in the instant center of mass of system. The special values of inner kinetic moment which are necessary for the realization of the above-mentioned equilibria were found, too.
Keywords: gyrostat, elastic beam, circular orbit, special nontrivial relative equilibria.
Введение
Рассматривается в ограниченной постановке [1] движение вокруг притягивающего центра по кеплеровой круговой орбите в центральном ньютоновском поле сил механической системы, состоящей из стационарного гиростата и однородного прямолинейного в недеформированном положении упругого стержня, защемленного одним концом (второй конец стержня свободен) в корпусе гиростата. Ось недеформированного стержня произвольно располагается в плоскости симметрии главного центрального эллипсоида и проходит через его центр масс. В процессе движения систе-
мы стержень совершает бесконечно малые пространственные изгибные колебания без растяжения. Стационарный гиростат есть твердое тело (корпус гиростата), в котором зафиксирована ось вращающегося вокруг оси симметрии с постоянной собственной угловой скоростью другого однородного твердого тела - маховика.
Данная работа продолжает исследования, начатые в [2, 3], где при некоторых предположениях, которые используются и здесь и для удобства чтения сформулированы ниже, рассматривалась эта же механическая система и силовое поле. В отличие от [2] соответствующее однопарамет-