Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОАП РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султанов Камиль Арифович

Предметом исследования данной работы являются вопросы направления сотрудниками полиции в судебные инстанции материалов для вынесения постановлений по делу об административном правонарушении. Объектом исследования являются различные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Рассмотрены современные принципы и нормативная база процедуры рассмотрения судебными инстанциями административных материалов, составленных сотрудниками полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Султанов Камиль Арифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES THAT ARISE FOR POLICE OFFICERS WHEN CONSIDERING CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES BY COURTS OF GENERAL JURISDICTION

Subject of research in this paper is the issue of sending materials by police officers to the courts for making decisions in the case of an administrative offense. The object of the study is the various stages of proceedings in cases of administrative offenses. The author examines the modern principles and regulatory framework of the procedure for judicial review of administrative materials compiled by police officers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ»

УДК 342.92 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10488

ББК 67.401.011 © К.А. Султанов, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Камиль Арифович Султанов, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат экономических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: mpkr@mail.ru

Аннотация. Предметом исследования данной работы являются вопросы направления сотрудниками полиции в судебные инстанции материалов для вынесения постановлений по делу об административном правонарушении. Объектом исследования являются различные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Рас-смотрины современные принципы и нормативная база процедуры рассмотрения судебными инстанциями административных материалов, составленных сотрудниками полиции.

Ключевые слова: правонарушение, полиция субъект, объект, административная деятельность, КоАП РФ.

PROBLEMATIC ISSUES THAT ARISE FOR POLICE OFFICERS WHEN CONSIDERING CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES BY COURTS

OF GENERAL JURISDICTION

Kamil A. Sultanov, Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: mpkr@mail.ru

Abstract. Subject of research in this paper is the issue of sending materials by police officers to the courts for making decisions in the case of an administrative offense. The object of the study is the various stages of proceedings in cases of administrative offenses. The author examines the modern principles and regulatory framework of the procedure for judicial review of administrative materials compiled by police officers.

Keywords: legal offense, police subject, object, administrative activity, Administrative code of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Султанов К.А. Проблемные вопросы, возникающие у сотрудников полиции при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):231-4.

В соответствии с нормами 28.3, 23.1, 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), сотрудники полиции по отдельным правонарушениям обязаны составленные протоколы об административных правонарушениях направить в суды общей юрисдикции и арбитражные суды для принятия процессуального решения.

Ежедневно территориальными органами МВД России возбуждаются и направляют сотни дел об административных правонарушениях в различные суды общей юрисдикции и арбитражные суды по подведомственности для рассмотрения и принятия процессуального решения. Также в суды общей юрисдикции направляются дела, по которым сотрудники полиции приняли решения о передаче их на рассмотрение су-

дье для назначения более строго наказания — административного ареста или исправительных работ.

К таким делам в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ можно отнести статьи, имеющие исключительную подведомственность судей — например, 6.1.1, 7.27 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и иные дела, требующие по мнению органов внутренних дел, назначение более строго наказания в виде ареста — ст. 20.1, 20.21, ч. 1 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ). Работающие на «земле» сотрудники полиции (участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовой и дорожно-патруль-ной служб) знают, что для постоянных нарушителей общественного порядка, общественной безопасности и семейных дебоширов, назначение очередного штрафа не помеха для совершения новых правонарушений. Только назначение административного ареста для злостных нарушителей закона и «хронических» неплательщиков штрафов по нашему мнению может сыграть превентивную функцию и обеспечить реализации задач административной ответственности [1].

В процессе работы по привлечению нарушителей к административной ответственности сотрудники полиции сталкиваются с рядом проблем, одна из которых: отсутствие взаимопонимания между мировыми судьями и руководством полиции по организации процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ) и иных дел, рассмотрение которых отнесено исключительно к компетенции судьи [2].

При принятии дел об административных правонарушениях судьи большинства районных судов, отказывают в приёме дел об административных правонарушениях возбужденных по ст.20.25 КоАП РФ для рассмотрения, в виду отсутствия на момент передачи материалов лица привлекаемого к административной ответственности.

Хочу заметить, что в ряде случаев у сотрудников полиции нет оснований и возможностей для доставления правонарушителя в помещение полиции, как следствие этого повода для его задержания (протокол составляется на месте), при данных обстоятельствах осуществить доставление нарушителя в помещение суда без вынесения судьёй определения о принудительном приводе, не возможно (пример: составление протокола вне помещения полиции — дома у нарушителя, в его автомобиле, составление протокола в отсутствии лица при его надлежащем уведомлении о месте и времени составлении протокола — категория

лиц проживающих не по месту регистрации или не имеющих постоянного места жительства) [3].

В тоже время судом применение административного наказания в виде административного ареста, к лицам, совершающим подобные нарушения, практически не применяется. К примеру, за 9 месяцев 2020 года мировые судьи, например в г. Калуги всего 2 раза применили административный арест, из 150 направленных дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ [4].

Существует также, проблема организации скорейшего и своевременного рассмотрения дел об административных правонарушениях с обязательным участием в процессе, правонарушителя.

Вследствие, не редко возникающих по причине загруженности судей ситуаций, которые не позволяют им своевременно рассмотреть поступившие вместе с нарушителями дела об административных правонарушениях, вынужденно производится перенос времени рассмотрения дел об административных правонарушениях. У руководства территориальных подразделений полиции в связи с этим возникают проблемы с обеспечением явки на процесс для рассмотрения дела привлекаемых к административной ответственности лиц. Указанные обстоятельства создают множество дополнительных препятствий и проблем для выполнения обязанностей возложенных на сотрудников полиции. В условиях сокращения штатной численности подразделений полиции указанные проблемы ставят полиции в затруднительное положение (например, существуют субъекты РФ в которых из-за отсутствия судьи сотрудники полиции вынуждены один раз в неделю собирать всех нарушителей для того чтобы мировой судья другого района рассмотрел дела об административных правонарушениях, Усть-Канский района Республики Алтай) [5].

В судебной практике также встречается неадекватно низкие санкции, применяемые к нарушителям при наличии дополнительных обстоятельств отягчающих их вину.

Мировые судьи, при наличии обстоятельств указанных в статье 4.3 КоАП РФ, отягчающих вину нарушителя совершившего правонарушение, за которое предусматривается в качестве наказания административный арест, применяют к указанным лицам неадекватно мягкие санкции в виде штрафов которые не позволяют достичь основной цели административного наказания — предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Подобные действия приводят к увеличению количества админи-

стративных правонарушений совершаемых на обслуживаемой сотрудниками МВД по Республике Алтай территории [6].

Особое внимание на наш взгляд, в свете последних событий в стране, следует обратить на нарушения Правил дорожного движения, в особенности в отношении граждан, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющих прав на управление транспортным средством, либо лишённых такого права (ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ). К указанным нарушителям, подвергающим риску жизни других граждан, назначаются наказания в виде административного ареста на срок до 2 суток, хотя санкция данной статьи предусматривает арест до 15 суток. За неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ) выносится решение в виде минимального штрафа 500 рублей, в том числе на граждан официально не имеющих постоянного источника дохода.

Несомненно, существует общая проблема это отсутствие контроля за исполнением вынесенных постановлений, по материалам дел об административных правонарушениях оформленных сотрудниками полиции. Судьями не всегда качественно отслеживается исполнение вынесенных ими постановлений по делам, об административных правонарушениях. Вынесенные постановления направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов с задержками, не редко указанные документы судебными приставами пересылаются по надуманным основаниям как обратно в суд, так и в территориальные подразделения МВД. При этом остаётся открытым вопрос о привлечении к административной ответственности лиц уклоняющихся от исполнения наказания по делам об административных правонарушениях рассмотренных судьями [7].

Быстрая реакция на нарушение и оперативное применение наказания — элементы принципа неотвратимости наказания. Оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Отдаление наказания по времени от факта нарушения позволяет правонарушителю утратить чувство ответственности перед государством, а потерпевшему — чувство защищенности [8].

Таким образом, с учетом обозначенной проблематики и судебной практике, считаем возможным высказать предложения по совершенствованию взаимодействия между подразделениями МВД России и судами общей юрисдикции:

1. Для решения организационных моментов, касающихся исполнения административного законо-

дательства, устранения возникающих в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях проблем, предлагаю организовывать на базе территориальных органов внутренних дел МВД России либо судебных участков совместные совещания не реже одного раза в полугодие.

2. Рассмотреть вопрос об ужесточении мер наказания к нарушителям, регулярно совершающим административные правонарушения, с применением административных арестов на максимальные сроки.

3. При вынесении судьями решений особо учитывать обстоятельства отягчающие ответственность.

Литература

1. Султанов К.А. Основные векторы и проблемы развития законодательства об административных правонарушениях // Научный журнал «Российская юстиция». М.: 2019. №7 , С. 25-29.

2. Петров А.Ю. Административный процесс в субъектах Российской Федерации: проблемы теории и законодательного регулирования. Челябинск, 2006. С. 157.

3. Шарафутдинов А.Ш. Производство по делу об административном правонарушении в отношении неустановленных лиц // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения права и свобод гражданина. Уфимский юридический институт МВД. 2015. № 18-4. С. 34-37.

4. Форма отчетности 1-АП УМВД России по г. Калуге Калужской области за 2018-2020 гг.

5. Султанов К.А. Вопросы возбуждения административного расследования в отношении неустановленного лица // КВ: Административное право и практика администрирования. 2017. № 3. С. 57-63.

6. Щепалов С.В. К вопросу о совершенствовании процессуальной формы административного судопроизводства // Российская юстиция. 2014. N 8. С. 29-32.

7. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права. М., 2015. С. 383

8. Сидорцов Р.В. Некоторые аспекты совершенствования деятельности органов административной юрисдикции субъектов Российской Федерации // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2005. Ч. 2. С. 299.

References

1. Sultanov K. A. Main vectors and problems of development of legislation on administrative offenses // Scientific journal "Russian justice", Moscow: 2019, No. 7, p. 25-29.

2. Petrov A.Yu. Administrative process in the subjects of the Russian Federation: problems of theory and legislative regulation. Chelyabinsk, 2006. P. 157.

3. Sharafutdinov A.Sh. proceedings in the case of an administrative offense against unidentified persons // Current problems of the state and society in the field of ensuring the rights and freedoms of citizens. Ufa law Institute of the Ministry of internal Affairs. 2015. No. 18-4. P. 34-37.

4. Reporting form 1-AP of the Ministry of internal

Affairs of Russia for the city of Kaluga, Kaluga region for 2018-2020.

5. Sultanov K.A. Questions of initiation of an administrative investigation against an unidentified person // NB: Administrative law and practice of administration. 2017. No. 3. P. 57-63.

6. Shchepalov S.V. On the issue of improving the procedural form of administrative proceedings // The Russian justice. 2014. N 8. P. 29-32.

7. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Actual problems of administrative law. Moscow, 2015. p. 383.

8. Sidortsov R.V. some aspects of improving the activities of administrative jurisdiction bodies of the subjects of the Russian Federation // Administrative and administrative-procedural law. Actual problems, Moscow, 2005, Part 2, p. 299.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предупреждение

преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Учебник Третье издание

Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. 639 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определена полицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений.

Особое внимание уделено предупреждению полицией преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; насильственных преступлений против личности; правонарушений в сфере экономики; рецидивной, профессиональной и организованной преступности; террористической и экстремистской преступной деятельности; преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с незаконным оборотом оружия, с миграционными процессами; преступлений и правонарушений коррупционной направленности; дорожно-транспортных правонарушений и др.

Дана оценка перспективам развития ведомственной системы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обоснованы стратегические направления предупредительной деятельности ОВД.

Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических образовательных учреждений, практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.