Научная статья на тему 'Проблемные вопросы внутреннего контроля в коммерческих банках'

Проблемные вопросы внутреннего контроля в коммерческих банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1477
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / FINANCIAL CONTROL / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / COMMERCIAL BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин Дмитрий Алексеевич

Обнажившаяся практически во всем мире несостоятельность системы финансового контроля подняла вопрос о том, какими путями можно ее усовершенствовать. Контроль — не самоцель. Он является неотъемлемой частью системы регулирования, которая направлена на выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов. Главное, чтобы учредители и менеджмент банков сами поняли, а не только неохотно выполняли указания Центрального Банка Российской Федерации, связанные с тем, что именно внутри предприятий заложены резервы повышения эффективности использования имеющихся и привлекаемых ресурсов и без контроля над их использованием и действиями персонала предприятия невозможна успешная длительная деятельность компаний на конкурентном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial control system failure that came to life in almost all parts of the world raised a question: in what ways can it be modernized? Control is not a goal in itself. It is an essential part of the regulation system aimed at discovering deviations from accepted standards and violations of legitimacy, efficiency and economy in material resources spending. The main thing is that banks' shareholders and top-management should not only comply with the Central Bank's instructions unwillingly but also realize themselves that the reserves to raise the present and attracted resource usage efficiency are laid exactly in the enterprises. They should also.understand that companies' successful long-term activity in competitive market is impossible without control over their use and personnel's work.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы внутреннего контроля в коммерческих банках»

ФИНАНСЫ

УДК: 347.73

I ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

Демин Дмитрий Алексеевич, аспирант кафедры «Финансы» экономического факультета, zavodnaya_ptica@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва

Financial control system failure that came to life in almost all parts of the world raised a question: in what ways can it be modernized? Control is not a goal in itself. It is an essential part of the regulation system aimed at discovering deviations from accepted standards and violations of legitimacy, efficiency and economy in material resources spending. The main thing is that banks' shareholders and top-management should not only comply with the Central Bank's instructions unwillingly but also realize themselves that the reserves to raise the present and attracted resource usage efficiency are laid exactly in the enterprises. They should also .understand that companies' successful long-term activity in competitive market is impossible without control over their use and personnel's work.

Обнажившаяся практически во всем мире несостоятельность системы финансового контроля подняла вопрос о том, какими путями можно ее усовершенствовать. Контроль — не самоцель. Он является неотъемлемой частью системы регулирования, которая направлена на выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов. Главное, чтобы учредители и менеджмент банков сами поняли, а не только неохотно выполняли указания Центрального Банка Российской Федерации, связанные с тем, что именно внутри предприятий заложены резервы повышения эффективности использования имеющихся и привлекаемых ресурсов и без контроля над их использованием и действиями персонала предприятия невозможна успешная длительная деятельность компаний на конкурентном рынке.

Keywords: financial control, internal financial control, commercial banks

Ключевые слова: финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, коммерческие банки

Банковский контроль являет собой надзор, который ведется банком и обращенный им на самого себя. Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, которые применяются банком для контроля операций, проводимых им [4]. Внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру.

Эффективный контроль над деятельностью банков является неотъемлемым компонентом экономики, где банковская система играет основную роль, которая состоит в осуществлении расчетов, мобилизации и распределении денежных сбережений. Если деньги — это кровь экономики любой страны, то банки — это система вен, благодаря которой деньги переливаются из одного сектора в дру-

гой. Именно налаженность работы этих самых «вен» — единственное, что способно удержать мировые банковские системы от эффекта домино во время наступления кризисных периодов. Ведь именно плохо налаженный контроль способствует учащению и утяжелению протекания кризисов. Чтобы мировые экономики больше не испытывали на себе серий сокрушительных ударов, имевших место на протяжении последних четырех лет, все силы должны быть брошены на повышение эффективности банковских организаций, так как зачастую именно от нее зависят темпы развития субъектов хозяйствования всех сегментов бизнеса.

Задача внутрибанковского контроля — обеспечивать исполнение и надежность операций кредитных учреждений и контролировать

достаточность капитала и резервов банков для поддержания занятых ими рисковых позиций. Строгий банковский надзор служит общему благу, которое не может быть достигнуто исключительно с помощью рыночных рычагов, и наряду с эффективной макроэкономической политикой является важнейшим условием финансовой стабильности в любой стране. Организация и дальнейшее функционирование системы внутрибанковского контроля требуют затрат: например, средняя заработная плата контролеров, по данным, представленным на сайтах о предложении работы, варьируется от $ 1000 до $ 5000. Однако за отсутствие этой системы приходится платить более высокую

цену (вспомним Lehman Brothers, проблемы которого были значительно усугублены фальсификацией отчетности).

В систему внутреннего контроля входят проведение собственно контроля банковской деятельности и организация мониторинга на всех участках работы банка. На основании полученных в процессе проведения мониторинга результатов руководство банка принимает решения, реализация которых должна привести к устранению имеющихся недостатков и нормализации финансового положения коммерческого банка.

Элементы системы внутреннего контроля показаны на рис. 1.

Контрольная среда

-политика и методы управления

- организационная структура -деятельность руководства

- распределение функций управления и ответственности

-кадровая политика

Регламентация

Внутренняя Внешняя

Нормативные Законы

внутренние Норматив-

документы: ные акты

- руководства ЦБ РФ

положения и других

процедуры органов

инструкции

стандарты

Отдельные виды контроля

Административный

Бухгалтерский

Финансовый

Правовой

Технологический

Управленческий

Компьютерный

Контрольная деятельность

Процесс

взаимодействия

различных

видов, методов

контроля

сотрудников

и подразделений

Мониторинг

Специальный контроль

- обследование проблем

- внутренний аудит

Рис. 1. Элементы системы внутреннего контроля коммерческого банка

Контрольная среда включает корпоративную культуру, управленческий стиль высшего менеджмента, кадровую политику, корпоративный кодекс, организационную форму и полномочия структур внутреннего контроля, содержание программ по противодействию внутреннему мошенничеству, хищениям, системы бюджетирования, политики в сфере ИТ, закупок, сбыта и т. п. Формируют контрольную среду внутренние документы банка, что в конечном счете предопределяет качество отчетности и эффективность деятельности банков.

Последний финансово-экономический кризис вскрыл серьезные внутренние проблемы в деятельности кредитных организаций. Практика показывает, что организация систем контроля в кредитных организациях не соот-

ветствует современным требованиям и нуждается в серьезной модернизации.

По действующему законодательству все банковские операции подлежат проверке в выборочном порядке как внутренними, так и внешними аудиторами.

В отличие от других направлений деятельности, банковское имеет, в связи со своей спецификой, заключающейся в работе с сотнями тысяч клиентов, чуть ли не крупнейший документооборот среди всех. Ведь на каждую сделку банка как с физическими, так и с юридическими лицами, должен приходиться как минимум один договор, подтверждающий ее заключение, а это значит, что работа службы внутреннего контроля растет с каждым днем, поскольку задача контролера заключается в проведении

проверки правильности оформления каждого расходного кассового документа.

Если сравнивать документооборот банковской деятельности с документооборотом, например, в производственной сфере, разница будет разительной. Конечно, и в производственной сфере обращаются тысячи контрактов по купле-продаже и множество других документов, но если зайти в любой из банков, по очередям у касс уже можно представить, сколько работы добавляется контролирующим органам ежечасно. Однако работа с наличными деньгами является только одной из граней деятельности коммерческих банков. Например, некоторые виды банковских операций вообще подвергаются двойному текущему контролю: заявления на выдачу чеков и чековых книжек, акцепт платежных поручений помимо ответственного исполнителя заверяются подписью контролера. Двойного контроля требуют также операции по транзитам и текущим субсчетам, по счетам государственного бюджета, лицевым пенсионным счетам, ссудным счетам индивидуальных заемщиков. В отдельных случаях по решению банка контролируются в аналогичном порядке и другие операции. Законодательно подобная «ловля блох» не требуется, но для того, чтобы финансовую отчетность было невозможно подделать, банкам иногда приходится перестраховываться. Из-за этого происходит

дробление поступающей в отдел информации и искажение итоговых данных, предоставляемых акционерам.

Текущий контроль в банковской системе происходит в процессе ежедневного проведения операций банка на каждом участке организации работы учетно-операционного аппарата. При организации документооборота основной целью текущего контроля является проверка законности операций, соблюдении установленных правил их совершения и правильности оформления документов. При организации текущего контроля большая часть внимания приходится на проведение проверки регистров аналитического и синтетического учета при закрытии каждого операционного дня.

Ответственные исполнители во время приема от клиентов денежно-расчетных документов осуществляют контроль правильности заполнения всех необходимых реквизитов и проверяют наличие средств на расчетном счете организации. Документы, представленные к оплате, проверяются, в том числе на законность совершаемой операции. На этом этапе работник банка определяет целевое назначение использования средств клиента.

На рисунке 2 представлены основные источники информации для внутреннего финансового контроля, позволяющие оценить объем информации, который должен проработать отдел финансового контроля.

Рис. 2. Источники информации внутреннего

Необходимость модернизации системы контроля в банке вызвана тем, что в процессе эволюции управления контроль не стоял на месте, а интенсивно развивался, однако не имел единой законодательной базы и единого подхода к системе его развития.

Методы и приемы, применяемые в одних ситуациях в определенное время, бывают совершенно не эффективны в других случаях. Потребность модернизации системы контроля в банке на основе современных технологий подтверждается анализом современного состо-

финансового контроля коммерческого банка

яния внешнего и внутреннего контроля в банках. В развитых странах банковская система формировалась десятилетиями. Система внутреннего финансового контроля в коммерческом банке является буквально единственной формой контроля, которая позволяет добиться сплошной проверки операций банка, в то время как другие формы внутреннего контроля, например, внутренний аудит или внешний контроль, дают возможность осуществлять лишь выборочную проверку операций банка. В совокупности контроль и аудит банка на-

правлены на комплексное и всестороннее исследование его деятельности с целью активизации роста прибыльности, предупреждения правонарушений и убытков его клиентов, населения, а также учредителей и акционеров.

Период финансовой дестабилизации заставил кредитные организации заново осмыслить роль контроля в связи с необходимостью повышения эффективности их деятельности. В последние годы роль внутреннего контроля значительно возросла, хотя в период кризиса именно в среде контролеров идут ожесточенные чистки, направленные на то, чтобы оставить на рабочих местах только высококвалифицированных специалистов, которые будут действительно полезны компании.

Внутренний контроль — это процесс, который осуществляется советом директоров, старшими должностными лицами и сотрудниками всех уровней. Он является не просто процедурой, которая выполняется в определенный момент времени, а процессом, который непрерывно осуществляется на всех уровнях управления банком. Совет и старшие должностные лица несут ответственность за внутренний контроль, однако в этом процессе должен участвовать каждый сотрудник организации [4].

Главными целями внутреннего контроля являются:

1) эффективность и действенность проводимых мероприятий;

2) достоверность и своевременность информации, как финансовой, так и управленческой;

3) соблюдение законодательства и нормативных актов.

При проведении внутреннего банковского контроля большое значение имеет последующий контроль. Его цель заключается в систематической проверке всех направлений учетно-операционной работы после совершения банковских операций.

Перечислим задачи организации последующего контроля:

— проверка постановки учета и документооборота;

— подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей;

— проверка законности и правильности оформления выполненных операций.

На предприятиях контролеры чаще всего становятся аутсайдерами из-за того, что отделы,

которые знают, что у них не все гладко, всячески препятствуют своевременной передаче необходимых документов в ревизионные отделы, надеясь либо быстро решить имеющиеся проблемы, либо оттянуть момент передачи данных, чтобы у контролеров не осталось времени на тщательную проверку документов. По указанным причинам деятельность всего отдела внутреннего финансового контроля замедляется, отчеты вовремя не попадают в руки менеджмента, а это, в свою очередь, приводит к тому, что в некомпетентности обвиняется ревизионный отдел.

Состояние внутреннего контроля банка регулярно проверяют в ходе проведения внешнего аудиторского контроля. Задача такой проверки — установить, насколько совершенным является внутренний контроль банка, чтобы надежно защитить его вкладчиков от невозвращения денежных средств, рисков, правонарушений в хранении денежной наличности, злоупотреблений с ценными бумагами и др. Без интенсивной помощи внутренних контролеров ни один даже самый искусный аудитор не сможет абсолютно точно отразить в своих исследованиях и отчетах реальную ситуацию на предприятии, так как только внутренние контролеры могут знать все нюансы и подводные камни.

Если внешний аудитор доверяет данным, предоставляемым отделом внутрифирменного финансового контроля, то компания, которая проходит проверку, получает значительную скидку на оказываемые аудиторами услуги из-за того, что стоимость аудиторской проверки резко снижается: ведь аудиторам не надо будет проделывать работу, которую за них уже сделали контролеры. В таком случае они просто выборочно проверяют некоторые показатели, и если в их расчетах нет ошибок репрезентативности, хлопоты с обеих сторон значительно снижаются.

В связи с тем, что банки предлагают все новые и новые услуги, соответственно увеличиваются и обязанности внутренних контролеров. Однако их квалификация не всегда успевает угнаться за рядом предлагаемых услуг. Для того чтобы это не приводило к штрафам или предупреждениям со стороны аудиторов, контролеры обязаны постоянно повышать уровень своей квалификации, чему могут способствовать сами банки, организуя соответствующие курсы или посылая своих работников на стажировку (в том числе за границу, для ознакомления

с иными взглядами на контрольную деятельность, чтобы иметь возможность впоследствии интегрировать их в России).

Внутренний контроль должен быть направлен на обеспечение эффективности осуществляемых банком операций при пользовании своими активами и другими ресурсами, а также на защиту банка от потерь. Процесс внутреннего контроля должен способствовать тому, чтобы все сотрудники организации действовали эффективно и добросовестно для достижения поставленных целей, не допуская непреднамеренных или неоправданных издержек и не ставя прочие интересы (сослуживцев, партнеров или клиентов) выше интересов банка.

Для налаженного функционирования любой организационной структуры необходимо взаимодействие звеньев и подразделений всех уровней на основе поставки контрольной информации, обеспечивающей рефлексию функциональных звеньев и предсказуемость ситуации. Основой дифференциации подходов и критериев при организации контроля в зависимости от уровня налаженности скалярной цепи являются следующие принципы: использование синергетического эффекта информации, разделение полномочий, ответственности и подотчетности. Необходимо начать процесс слияния внутреннего финансового контроля (из-за того, что он живет только сегодняшним днем) с аудитом и планированием, чтобы во взаимодействии и взаимодополнении они могли более активно и обоснованно участвовать в разработке политики компании и адекватно минимизировать количество рисковых решений. Нужно стремиться к созданию всех условий для того, чтобы контролеры стали не советчиками, а указчиками.

Высокий уровень отзывов лицензий, в частности, может служить сигналом для банков о том, что стоит больше внимания уделять системе внутреннего финансового контроля. Банки обычно закрывают (хотя данное слово не совсем приемлемо: поскольку для банковского помещения законодательно предъявляется огромное количество требований, чаще всего на том месте, где банк был закрыт, вскоре возникает другой) по нескольким причинам:

1) Центральный банк РФ отзывает лицензию (к этому, чаще всего, приводят систематические нарушения указаний ЦБ);

2) акционеры продают акции, не видя возможностей роста в данном секторе;

3) акционеры совершают слишком много рисковых операций и теряют все деньги, либо их инвестиционная политика не успевает покрыть долги банка (и никто не выкупил их долг).

По данным, приведенным Центробанком России на своем сайте в разделе «О ликвидации кредитных организаций», в период с 1 января 2006 года до 1 января 2011 года лицензии были отозваны у 214 кредитных организаций. Одной из основополагающих причин для этого оказались нарушения законодательства, которые в ряде банков в совокупности с недостаточностью имущества для удовлетворения требований кредиторов привели к плачевным результатам. В отчете Банка России отмечено, что в ходе проведенных в 2010 году проверок деятельности коммерческих банков было выявлено 14 841 нарушение.

Анализ динамики и состава нарушений показал, что основными явились: нарушения банковского законодательства (22 банка, или 35%), недостаточность капитала (21 банк, или 33%), невозможность исполнить требования кредиторов (9 банков, или 14,3%), нарушение требований Федерального закона № 115-ФЗ по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем (3 банка, или 4,8%).

Самые распространенные нарушения (4 385 фактов) связаны с проведением кредитных операций; 2 935 нарушений были отнесены к несоблюдению требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 909 нарушений в организации кассовой работы и 914 случаев несоблюдения требований валютного законодательства РФ. В работе по ведению бухгалтерского учета — 880 нарушений, а в 1347 случаях нарушения, выявленные в ходе проверок, привели к недостоверности учета и отчетности кредитных организаций и т. д. Кроме этого, причиной для отзыва лицензий у 17 банков в 2008—2009 годах стали нарушения правил ведения бухгалтерского учета и существенная недостоверность отчетных данных [6].

Основными проблемами внутрибанковского финансового контроля являются: • организационные проблемы, обусловленные низким уровнем автоматизации процессов контроля и формальным подходом к их проведению;

• толерантность по отношению к нарушениям этики и мошенничеству.

В 2010 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: 302 случая предупредительных мер, 151 случай — принудительных мер (предъявление требований об устранении выявленных нарушений); 104 случая — наложение штрафов; 87 случаев — введение ограничений либо запретов на осуществление отдельных видов банковских операций.

Улучшить контроль в кредитных организациях невозможно только посредством увеличения количества проверок и проверяющих как внутренних, так и внешних, в том числе надзорных органов и аудита. На первый взгляд может показаться, что простое увеличение числа проверяющих органов и усложнение системы проверки могут положительно сказаться на результатах контроля. Однако вместо ожидаемых положительных результатов такого рода нововведения могут, скорее, привести к значительному и не покрываемому результатами деятельности увеличению расходов и росту коррупции.

Уже сейчас одной из самых болезненных проблем местного самоуправления стало чрезмерное внимание со стороны проверяющих органов. Огромное количество отчетностей и проверок отвлекают местные администрации от решения насущных проблем. Максимальное количество отчетов, предоставленных одним из опрошенных муниципалитетов, составило 4035 документов в год. Значит, каждый рабочий день муниципалитет в различные инстанции должен направлять по 16 отчетов. Дело доходит до того, что специально для работы с контролирующими инстанциями сельским администрациям, где служат в основном по два-три человека, приходится выделять отдельного сотрудника. И не только Российская экономика сталкивается с подобными проблемами. Новый режим финансового регулирования, вступивший в силу в США с 15 июля 2011 года (закон Фрэнка-Додда), предполагает появление нового регулирующего органа, в который войдут представители уже существующих регуляторов, основной целью которого является защита американских налогоплательщиков от чрезмерных рисков, возникающих в финансовой системе, а также недопущение повторения масштабного финансового кризиса (в число полномочий регуляторов будет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

входить даже возможность ликвидации компании, если надзорный орган сочтет, что эмитент нежизнеспособен). По прогнозам аналитиков, указанные меры могут привести к снижению годовой прибыли восьми крупнейших американских банков (Bank of America, Citigroup, Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Morgan Stanley, PNC Financial, US Bancorp и Wells Fargo) на $ 19,5—22 млрд.

Имеются недостатки и в проводимых надзорными органами проверки в банках. Внутрихозяйственный финансовый контроль рассматривается как субинститут финансового контроля (наряду с внешним аудитом). Сегодня довольно часто невозможность корректного осуществления внутренними контролерами своей деятельности обусловлено давлением со стороны руководящего менеджмента и акционеров, которые нередко не хотят видеть в отчетах своих подчиненных реальную картину происходящего, заставляя их искажать данные, чтобы получить удовлетворяющие всех результаты. То же самое происходит и с результатами деятельности некоторых внешних аудиторов, которые заведомо нанимаются для того, чтобы получить положительный отзыв. Естественно, ни о каком позитивном развитии отрасли не может быть и речи до тех пор, пока подобные ситуации являются нормой.

Согласно отчету о развитии банковского сектора и банковского надзора, в 2009 году по результатам оценки качества 711 актов проверки кредитных организаций, составленных межрегиональными инспекциями территориальных учреждений Банка России, было направлено 200 заключений, содержащих сведения об имеющихся в них недостатках. На низкое качество аудиторских заключений указано в докладе Минфина России о состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2008 году, отмечен ряд существенных недостатков в выданных аудиторских заключениях. Однако существенную долю в них занимают заключения с выражением безоговорочно-положительного мнения (54,9% общего количества выданных заключений), заключения с выражением мнения с оговоркой (43,6%), аудиторских заключений с выражением отрицательного мнения (0,9%) и аудиторских заключений с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (0,6%). Доля аудиторских заключений с выражением сомнения в возможности клиента продолжать деятель-

ность и с указанием на значительную неопределенность в деятельности клиента составляла 1,6%. При этом в период с 1 января 2006 года до 1 января 2011 года лицензии отозваны у 214 банков [5].

Одной из основных проблем является проблема риска мошенничества собственного персонала и менеджмента и неготовность системы контроля противодействовать ему, что подтверждается исследованиями, проведенными международными компаниями. Особенно это касается взяток и искажения отчетности.

Так, по результатам опубликованного в 2009 году исследования по вопросам борьбы с мошенничеством, проведенного компанией «Эрнст энд Янг» в европейских странах, по мнению 13% опрошенных старших менеджеров, искажение финансовой отчетности компании является оправданным для выживания в период экономического кризиса. Мошенничество ради спасения бизнеса оправдывают 49% респондентов из Центральной и Восточной Европы, 42% — из Западной Европы и 60% — из России. По результатам исследования, допустимой дачу взятки для получения контрактов считают 25% опрошенных. Отмечается отсутствие четкого разграничения функций внутреннего аудита и внутреннего контро-

ля: из числа опрошенных только 44% указали разграничение функций внутреннего аудита и внутреннего контроля; 40% респондентов ответили, что «служба внутреннего аудита принимает участие в разработке системы внутреннего контроля», а ответы 11% респондентов свидетельствуют о том, что функции внутреннего контроля и внутреннего аудита входят в состав одного структурного подразделения [8].

Важно повысить требования к лицам, принимаемым на должности в отделы внутрифирменного финансового контроля. Такими людьми должны стать только те, кто уже имеет значительный опыт работы в сфере аудита, поскольку лишь изучив структуру работы с документами на этом уровне, поняв всю систему требований и запросов, которым должна соответствовать компания для взгляда извне, можно браться за такие серьезные дела, как финансовый контроль.

Российским коммерческим банкам необходимо перестать относиться к системе внутреннего контроля как к вмененной необходимости, а воспринимать ее как «помощника» в области управления банком. Только при таком подходе к внутреннему контролю можно добиться эффективного функционирования всей банковской системы России в целом.

Литература

1. Положение Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

2. Бородушко И. В., Васильева Э. К., Кузин Н. Н. Финансы. 2-е изд.: СПб: Питер, 2009. 192 с.

3. Василенко Г. Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе. М.: Юнити-Дана, 2010. 88 с.

4. Куницына Н. Н., Хисамудинов В. В. Банковский аудит. М.: Инфра-М, 2010. 126 с.

5. http://www.auditit.ru/articles/audit/a105/191932.html (дата обращения 23.10.2011).

6. http://www.cbr.ru (дата обращения 25.10.2011).

7. http://www.ey.ru (дата обращения 25.10.2011).

8. http://www.ibk.ru/52001.html (дата обращения 25.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.