Научная статья на тему 'Теоретические аспекты системы внутреннего контроля и их совершенствование'

Теоретические аспекты системы внутреннего контроля и их совершенствование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ВНУТРЕННЕЙ КОНТРОЛЬ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РИСКИ / BANK / INTERNAL CONTROL / THE BANKING SYSTEM RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова В.В.

Улучшение качества и повышение эффективности управления в банке на основе совершенствования важнейшей его функции контроля, способствует стабилизации всей отечественной банковской системы, а следовательно, развитию российской экономики в целом. Система внутреннего контроля выступает одним из элементов банковского менеджмента. Если внутренний контроль осуществляется эффективно, то коммерческий банк способен достигать долгосрочные цели с точки зрения корпоративного управления, достижения стратегических целей, в том числе быть рентабельным и поддерживать систему финансовой и управленческой отчетности на высоком уровне. Необходимо заметить, что такая система будет обеспечивать соблюдение законодательства, внутренних положений, процедур и правил, установленных банком, при этом контролировать уровень рисков, принимаемых банком и препятствовать подрыву деловой репутации банка. Несомненно, что система внутреннего контроля нуждается в совершенствовании, а именно становиться более риск-ориентированным из-за постоянно усложняющихся процессов в банковой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL AND THEIR IMPROVEMENT

Improving the quality and efficiency of management in the bank on the basis of improving its most important functions control, it contributes to the stabilization of the entire domestic banking system, and consequently, the development of the Russian economy as a whole. The internal control system is one of the elements of bank management. If the internal control is carried out effectively, the commercial bank is able to achieve long-term goals in terms of corporate governance, to achieve the strategic objectives, including to be profitable and maintain a system of financial and management reporting at a high level. It should be noted that such a system will ensure compliance with laws, internal regulations, procedures and rules established by the Bank, at the same time to control the level of risk taken by the Bank and to prevent the undermining of the business reputation of the bank. There is no doubt that the internal control system needs to be improved, namely to become more risk-oriented due to the increasingly complex processes in the banked area.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты системы внутреннего контроля и их совершенствование»

УДК 336

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ИХ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Трофимова В.В., студент 4 курса, факультет «Кредитно-экономический», ФГОБУВО «Финансовый университет при

Правительстве РФ», e-mail: tvalerchik@inbox.ru

Улучшение качества и повышение эффективности управления в банке на основе совершенствования важнейшей его функции - контроля, способствует стабилизации всей отечественной банковской системы, а следовательно, развитию российской экономики в целом. Система внутреннего контроля выступает одним из элементов банковского менеджмента. Если внутренний контроль осуществляется эффективно, то коммерческий банк способен достигать долгосрочные цели с точки зрения корпоративного управления, достижения стратегических целей, в том числе быть рентабельным и поддерживать систему финансовой и управленческой отчетности на высоком уровне. Необходимо заметить, что такая система будет обеспечивать соблюдение законодательства, внутренних положений, процедур и правил, установленных банком, при этом контролировать уровень рисков, принимаемых банком и препятствовать подрыву деловой репутации банка. Несомненно, что система внутреннего контроля нуждается в совершенствовании, а именно становиться более риск-ориентированным из-за постоянно усложняющихся процессов в банковой сфере.

Ключевые слова: банк, внутренней контроль, банковская система, риски.

THEORETICAL ASPECTS OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL AND

THEIR IMPROVEMENT

Trofimova V., 4th year student, Credit-economic faculty, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian

Federation», e-mail: tvalerchik@inbox.ru

Improving the quality and efficiency of management in the bank on the basis of improving its most important functions - control, it contributes to the stabilization of the entire domestic banking system, and consequently, the development of the Russian economy as a whole. The internal control system is one of the elements of bank management. If the internal control is carried out effectively, the commercial bank is able to achieve long-term goals in terms of corporate governance, to achieve the strategic objectives, including to be profitable and maintain a system of financial and management reporting at a high level. It should be noted that such a system will ensure compliance with laws, internal regulations, procedures and rules established by the Bank, at the same time to control the level of risk taken by the Bank and to prevent the undermining of the business reputation of the bank. There is no doubt that the internal control system needs to be improved, namely to become more risk-oriented due to the increasingly complex processes in the banked area.

Keywords: bank, internal control, the banking system risks.

Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке уже давно ни у кого не вызывает сомнений, поскольку практика показывает, что грамотное построение системы внутреннего контроля обеспечивает качество работы банка, его продуктов и услуг.

В реальной жизни, когда российская банковская система развивается, растет рынок банковских услуг и продуктов, увеличивается число осуществляемых банковских операций, необходимость во внутреннем контроле только возрастает. Специалисты утверждают, что контроль над деятельностью организации является важнейшей функцией управления. В последнее время условия работы банков заметно ухудшились из-за влияния негативных внешних и внутренних экономических и политических факторов, что, следовательно, повышает требования к качеству управления банком. Повышение внимания к внутреннему контролю происходит от возросшей цены ошибки неверного решения.

На протяжении последних десятилетий система внутреннего контроля осложнялась. Разнообразие и количество операций, которые выполнял Госбанк в 1960-1980-ые года было заметно меньше, нежели сейчас. Устав Госбанка СССР содержал информацию о ревизионном аппарате, формирующимся самим Госбанком СССР. Данный аппарат возглавлял главный ревизор Госбанка СССР, главная задача которого была контролировать законность проводимых операционно-кассовыми работниками действий. В СССР существовали правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждения банков от 30 сентября 1987 г. № 7 и под организацией внутрибанковского контроля при осуществлении банковских операций понимали контроль «за законностью их выполнения и сохранностью государственных средств и ценностей». Далее следовала редакция данного документа, появившаяся в 1990 году, когда в стране появились и работали первые частные банки. Данная редакция содержала в себе более полные указания по оформлению банковских операций и контроля над ними. Контролер или бухгалтер при приеме денежно-расчетных документов обязан был проверить

их соответствие установленной форме бланка, правильность указанных реквизитов, соответствие печати и подписи распорядителя заявленным банку образцам. После этого ответственный исполнитель заверял документ своей подписью.

Однако такие меры все равно не уберегли главный банк страны и коммерческие банки от ущерба, который был нанесен фальшивым авизо. Такая ситуация сложилась благодаря преступным действиям сотрудников банков. Стали случаться и других случаи, когда сотрудники банка списывали средства с расчётных и депозитных счетов клиентов, оформляли кредиты по подложным документам, осуществляли мошенничество с кассовыми и другими операциями, что все в совокупности сказывалось на клиентах, акционерах и на самом банке в целом. Нужны были меры защиты от случайных ошибок и преступных действий персонала банка.

28 августа 1997 г. Банк России ввел в действие «Положение об организации внутреннего контроля в банках» № 509 своим Приказом № 02-372.

Положение об организации внутреннего контроля в банках №509 утратило силу 15 февраля 2004 года. Данное Положение было разработано в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О рынке ценных бумаг» и определяло общий порядок организации внутреннего контроля для всех банков.

Под основной целью внутреннего контроля понималась защита интересов инвесторов, банка, клиентов банка путем осуществления контроля за соблюдением работниками банка законодательства, нормативных актов, стандартов профессиональной деятельности, обеспечения определенного уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам деятельности кредитной организации, а также урегулирование конфликтов в процессе деятельности банка и минимизация рисков, возникающих в процессе деятельности.

Система внутреннего контроля в каждом отдельном банке должна соответствовать данному Положению, другим нормативным актам, а также быть адаптирована в соответствие с масшта-

бом деятельности и обеспечить выполнение задач, поставленных перед ней органами управления кредитной организации.

В соответствии с Положением №509 внутренний контроль создавался для обеспечения следующих целей и задач.

В первой редакции Положения № 509 обязанность за организацию системы внутреннего контроля возлагалась на службу внутреннего контроля, она самостоятельно определяла методы и периодичность контроля рисков банковской деятельности. Руководитель службы внутреннего контроля был заместителем руководителя банка, утверждался высшим органов управления и давал отчет перед Советом банка не реже одного раза в год.

Служба внутреннего контроля была наделена значительными полномочиями, имела право приостановить операции, ведущие к нарушению законодательства, с ней согласовывались особо рискованные операции. Это ложилось тяжелым бременем штатную структуру и зарплатную ведомость небольших банков. Задачи, поставленные перед службой внутреннего контроля, остались нерешенными, что показал финансовый кризис 1998 г., который многие банки не смогли пережить.

По причине того, что высший менеджмент многих банков отнеся к организации деятельности внутреннего контроля формально, банки не смогли правильно оценить риски и принять меры по их минимизации. Также недостатками послужили отсутствие достаточного методического обеспечения, квалифицированного персонала и оценок эффективности этих служб. Можно еще отметить, что структура службы внутреннего контроля была фрагментарна, что создавало неудовлетворительное взаимодействие между различными уровнями руководства.

Банк России, следуя в русле рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, разработал Положение «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. № 242-П, которое заменило Положение «Об организации внутреннего контроля в банках № 509. Теперь это не служба внутреннего контроля во главе с руководителем, а высший менеджмент банка. По мнению разработчиков, особое внимание Банка России к ответственности органов управления банка, должно стимулировать создание такой полноценно функционирующей системы внутреннего контроля, которая затрагивает каждую операцию, каждый бизнес-процесс и исполнение планов, утверждённых Советом банка или его правлением.

Тема совершенствования системы внутреннего контроля в коммерческом банке очень актуальна на данный момент, как для Банка России, так и для всего финансово-банковского сообщества в целом. В последние годы особенно четко прослеживается тенденция поиска общих путей совершенствования внутреннего контроля в разных странах, формируется общая модель внутреннего контроля. Причинами сложности и важности проблемы совершенствования в современных условиях является ряд основных факторов.

Первым фактором является интеллектуальный аспект. Банковский и финансовый сектор с каждым годом становятся все более сложными и динамичными, появляются новые и нестандартные продукты и услуги.

Логичное падение доходности ряда финансовых инструментов и возрастающая конкуренция, которая особенно остра в кризисных периодах, вынуждают субъектов рынка осваивать новые для них сегменты, такие как: розничный бизнес, овердрафты, лизинговые и факторинговые операции, кредитование малого и среднего бизнеса, а также искать другие, ранее не используемые инструменты. Помимо этого предлагаются и новые услуги, с использованием скоринговых, других экономико-математических моделей, которые раньше были невостребованными.

Аналогично, анализ состояния внутреннего контроля требует более совершенных методов, соответственно более сложных, которые в свою очередь тоже не должны отставать от своего объекта наблюдения.

Второй фактор определяется как международный или транснациональный. Данный фактор имеет под собой причину международной интеграции денежных рынков различных стран и соответственно необходимость создания единых моделей внутреннего контроля, которые соответствовали определенным нормам и стандартам. Наличие наднациональных регуляторов и комитетов, работа которых заключается в унификации отчетности (например, МСФО) и различных методик, является

практическим шагом в этом направлении.

Третьим фактором является унификационный аспект. До того момента, как Банк России приобрёл статус мегарегулятора, банки имели возможность маскировать ряд банковских услуг под небанковские и выводить их из сферы банковского надзора. Примером данного факта может послужить то, что кредитную деятельность вполне можно проводить по факторинговым, лизинговым, закладным и иным сферам, а в свою очередь, депозитно-сберегательную деятельность через схемы управления или выводить проблемные активы в паевые инвестиционные фонды. Риски от проведения таких операций не снижались, однако уходили от надзора регулятора. Так, после наделения Банка России функциями мегарегулятора, его возможности по надзору сильно возросли.

Четвертый фактор определяется как информационный. В современных условиях объем информации по денежным транзакциям растет быстрыми темпами, и структура информации становится гораздо сложнее. Поэтому необходимо создавать единую информационную базу, обладающую стандартизированной структурой , которая была бы способна передавать информацию от поднадзорных органов надзорными, и в свою очередь от них к другим заинтересованным организациям, имеющим федеральное значение.

Пятым фактором является фактор риска. Иногда он рассматривается не как самостоятельный, а как компонент других факторов. Смысл данной фактора в том, что многие риски в финансово-банковской сфере связаны и зависят от рисков некредитных организаций, поэтому они имеют большую вероятность. Необходимо создание риск-ориентированного контроля, которое является первоочередной задачей на пути совершенствования банковского надзора в целом и в частности совершенствования системы внутреннего контроля.

Очевидно, что данные факторы сильно взаимосвязаны и производят синергетический эффект.

Несмотря на сложность совершенствования системы внутреннего контроля, нельзя не сказать о принципах функционирования «трех линий защиты» и о преимуществах их наличия.

Каждая из трех линий защиты имеет свой функционал и ответственных за его исполнением.

За первую линию защиты несет ответственность Высшее руководство банка или Правления в лице Совета директоров. На первую линию защиты возложена бизнес-функция, выражающаяся в операционном руководстве, несущим ответственность за оценку, регулирование, минимизацию рисков и за обеспечение эффективности системы внутреннего контроля.

Вторую линию защиты представляет также Высшее руководство банка и Президент банка. Вторая линия защиты выполняет функцию мониторинга, которая выражается в обеспечении и отслеживании внедрения эффективной практики управления рисками, внутреннего контроля, также в соблюдении законодательства, административных правил и внутренних регламентов, отвечает за расследование фактов мошенничества.

Сопоставляя первую и вторую линии защиты, можно выделить основные направления функционала каждой из них. В компетенцию первой линии защиты входит: -владение и управление рисками;

-ответственность за эффективность службы внутреннего контроля, включая в себя разработку мероприятий по исправлению выявленных недостатков службы внутреннего контроля; -выполнение контрольных процедур;

-разработка и внедрение политики и процедур, регламентирующих бизнес-процессы.

В компетенцию второй линии защиты входит: -предоставление Руководству банка консультационных услуг по разработке дизайна правлению рисками, внедрению контрольных процедур, применимым комплаенс требованиям, предотвращению мошенничества.

-определять единую концепцию по выявлению, оценке, пересмотрю и разработке мер реагирования на риски;

-мониторинг внедрения эффективной практики службы внутреннего контроля, оценки рисков и комплаенс-контроля;

-оказание поддержки руководству в разработке и внедрении политик и процедур, затрагивающих внутренний контроль и оценку рисков.

-акцентирование внимания на новых рисках;

-обучение руководства и сотрудников.

Третья линия защиты находится в функциональном подчинении у комитета по аудиту и в административном подчинении у президента кредитной организации и выполняет независимую функцию. Внутренний аудит, используя риск-ориентированный подход, информирует Совет об эффективности оценки банком своих рисков и управления ими, а также о эффективности работы первой и второй линии.

В организации и функционировании трех линий защиты существует ряд сложностей:

-неэффективность или ненадлежащая организация линий защиты;

-неэффективное взаимодействие между выявлением риска, мерами реагированиям и мониторинга;

-нескоординированность деятельности, выраженная в дублировании функций и недостаточно эффективном использовании инструментария;

-недостаточное использование информационных систем в процессе автоматизации внутреннего контроля, оценки рисков и внутреннего аудита;

-ограниченная компетенция персонала, необходимая для выявления рисков, разработки мер реагирования и мониторинга появляющихся рисков.

Три линии предполагают непрерывный мониторинг и аудит, что представляет собой методику, которая позволяет непрерывно отслеживать риски, проверять соответствие действующих отклонений от заданных показателей, действующих процедур и установленных, путем непрерывного потока аналитической информации по выбранным объектам.

Таким образом, основную роль в системе внутреннего контроля, в настоящее время, в условиях экономической неопределенности, имеет регулирование и управление рисками банковской деятельности. Банк выделяет для контроля значимые

для него риски. Под такими рисками понимают риск потери ликвидности, кредитный риск, рыночный риск, процентный риск банковского портфеля, операционный риск и регуляторный риск. Главная цель риск - ориентированного контроля - это ограничение рисков, которые принимает на себя банк, путем выполнения установленных процедур контроля.

Литература:

1.Алексеевских А. Центробанк накажет крупные банки за отсутствие самоаудита // Известия. - 3 октября 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://izvestia. ru/news/577442 (дата обращения: 29.01.2015).

2.Андреева Н.С. Регламенты внутреннего контроля и внутреннего аудита: что общего и в чем различия? // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2014. - № 3. - С. 81-88.

3.Кириллов Р.А. Теоретические основы управления ре-гуляторным риском. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2014. - № 4. - С. 628—633.

4.Клюев И.В. Система внутреннего контроля как инструмент банковского менеджмента // Инновационная среда и управление финансами. - 2013. - № 4-5. - С. 106-111.

5.Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. № 242-П // Вестник Банка России. 2004 г. № 7. с изм. и допол. в ред. от 24.04.2014.

6.Цыпурко Т.А. Как оценить эффективность системы внутреннего контроля в банке? // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2014. - № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL:http://www.reglament.net/ bank/control/2014_3/get_article.htm?id=341 (дата обращения: 29.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.