Персонал и финансовые хищения в условиях кризиса
Д.В. Лысенко
президент некоммерческого партнерства «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров «Содружество», член экспертного совета комитета Государственной Думы по вопросам собственности, советник председателя контрольно-счетной палаты Москвы, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук (г. Москва)
Денис Владимирович Лысенко, [email protected]
Часто собственники и руководители видят или чувствуют, что их обманывают, однако поделиться своими мыслями и чувствами на работе не с кем - бывает страшно обидеть человека подозрением или потерять дружеские и рабочие отношения. Зачастую руководитель не говорит о своих подозрениях из опасения быть осужденным своими сотрудниками. В результате он может не только потерять деньги, но и подвергнуться стрессу.
Однако решение есть! Сотрудники Ассоциации Профессиональных Бухгалтеров нашли его, основываясь на собственном опыте. Мы классифицировали «воровство» на предприятии и научились с ним работать: выявлять, доказывать, предлагать рекомендации, как поступать обеим сторонам после обнаружения «хищения».
Кризис затронул в той или иной степени практически все компании. Расходы сократили, предприятия стали жить экономнее, порой сокращая статьи, доход от которых пока малоожидаем. До кризиса все старались вкладывать деньги в перспективные проекты, принимали участие в тренингах, обучениях, «корпоративах» для сплочения коллектива и поднятия корпоративного духа. Сейчас пришло время считать деньги, «изыскивать резервы», повышать требовательность к персоналу и вообще экономить.
Причем компании экономят на всем, начиная с ресурсов и заканчивая персоналом,
отсюда и сокращение заработных плат и штатов, накладных расходов. Борьба за экономию развернулась на всех фронтах, иногда принимая форму «охоты на ведьм». На протяжении всей истории человечества нарушались общепризнанная мораль и закон. В первую очередь это связано с культурой человечества в целом, нации и конкретного индивида в частности, во вторую - с предоставлением возможностей, чтобы мораль или закон нарушать, и созданием для этого условий. Так и в компании - при создании «благоприятной атмосферы» ослабляется внутренний контроль ее хозяйственной жизни. И обязательно найдется человек, который польстится на то, что «плохо лежит».
Опыт работы Ассоциации Профессиональных Бухгалтеров показывает, что, несмотря на то, что наша страна уже давно перешла от плановой экономики к рыночной, способы и методы хищения остались прежними, добавились лишь современные «рыночные» особенности, например использование средств современной связи и коммуникаций. Вот небольшой перечень раскрытых нами злоупотреблений:
1) сотрудники покушаются на наличные денежные средства компании;
2) кассиры похищают денежные средства из кассы компании посредством их списания по поддельным ведомостям или имитации подписей сотрудников на расхо-
дных кассовых ордерах на выдачу депонированной заработной платы (это возможно, поскольку или их вообще не контролируют, или контролируют от случая к случаю);
3) кассиры, которым руководитель и главный бухгалтер доверяют чековую книжку с подписанными «на всякий случай чеками - вдруг в банке к подписи прицепятся», с легкостью подделывают выписки банка или изымают и похищают сотни тысяч рублей;
4) кассиры в сговоре с расчетчиками перечисляют заработную плату «ошибочно» на свою карточку или на карточки своих родственников вместо карточек сотрудников;
5) линейные работники (прорабы, мастера, начальники цехов), работающие в обособленных подразделениях, набирают по паспортам «мертвых душ» и, получая наличные для выдачи заработной платы по подготовленным в центральном офисе ведомостям, кладут себе в карман деньги «мертвецов»;
6) материально ответственные лица списывают с «запасом» или «экономят» для себя в обход требований о списании материально-производственных запасов в производство (будь то материалы в строительстве или продукты в общепите) на основании первичных документов, утверждаемых уполномоченными лицами в строгом соответствии с разработанными и утвержденными нормами.
Некоммерческое партнерство «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров «Содружество» (далее - НП «АБС») условно разделило финансовые хищения на три уровня:
1) хищения, совершаемые рядовыми сотрудниками. Это уровень банальных «несунов», которые выносят с завода запасные части, или менеджеров, которые за небольшой откат устраивают контракт;
2) уровень руководителей среднего звена (финансовый директор, заместитель) -сотрудников, имеющих право подписи значимых документов. Топ-менеджеры, совершая хищения, используют более изо-
щренные способы, поскольку в зоне именно их ответственности находятся финансовые потоки, обязанность сохранения и оптимального использования активов собственника. Приведу примеры:
• завышение (занижение) объемов продаж;
• скрытые хищения материалов, оборудования, комплектующих;
• завышение цен на товар без их достоверного отражения в финансовой отчетности;
• осуществление неучтенных финансовых операций и сделок с активами;
• выпуск неучтенной продукции;
• разукомплектование целого предмета и продажа его по частям;
• незаконные схемы с таможенными и налоговыми платежами;
3) мошенничества, совершаемые высшим звеном (акционеры, генеральный директор), то есть преступления против корпорации совершают те, кто обычно бывают заинтересованы в процветании компании. Приведу примеры хищений, которые совершают собственники:
• уклонение от уплаты налогов (затем соответствующие суммы обналичиваются);
• рейдерские захваты объектов собственности;
• хищения с помощью поддельных документов через банковскую и иные системы расчетов и платежей;
• выпуск акций и иных ценных бумаг, не обеспеченных финансами;
• проведение «лжелотерей»;
• организация финансовых пирамид;
• преднамеренное банкротство и вывод капитала;
• мошенничество с недвижимостью, землей, иной собственностью.
Часто «помощь» в совершении таких преступлений оказывают государственные чиновники, которые отвечают за фиксирование и регистрацию всех движений и сделок с собственностью, выполняют иные контрольные функции.
Разница в том, что если при расследовании преступлений второго уровня вы можете опереться на поддержку акционеров высшего руководства, то на третьем уровне это редко помогает.
В практике НП «АБС» есть яркие случаи раскрытия скрытых финансовых хищений в компаниях. Во всех инцидентах, несмотря на различные профили деятельности компаний, причины, схема и инструменты хищений были очень схожи - везде их инициаторами и организаторами являлись сотрудники подразделений по работе с клиентами. На любой стадии развития бизнеса наступает момент, когда услуги, оказываемые фирмой как юридическим лицом, заказчик начинает идентифицировать с конкретным менеджером, то есть взаимоотношения с клиентом переходят в личный формат. С одной стороны, это хорошо, но, с другой - именно в этом случае проявляются все «белые пятна» политики компании. Если менеджер или коллектив менеджеров ждут изменений в стиле руководства (по причинам низкой заработной платы, пресекаемых инициатив, жесткой корпоративной политики и т. д.), то менеджеры по работе с клиентами начинают работать «на себя». Соответственно, финансовые платежи, предназначавшиеся компании как юридическому лицу, начинают поступать не по адресу.
Наши рекомендации
Построение системы внутреннего
контроля
Система внутреннего контроля необходима в первую очередь для управления эффективностью работы подразделений компании. Ее наличие помогает решать в компании пять основных задач:
1) обеспечение надежности и достоверности информации;
2) защита активов и собственности;
3) эффективное использование ресурсов предприятия;
4) обеспечение соответствия выполняе-
мых работ стратегии, процедурам и регламентам компании;
5) помощь менеджерам в достижении целей и задач компании.
Система внутреннего контроля прежде всего предотвращает возникновение подобных ситуаций. Для того чтобы внедрить систему внутреннего контроля коммерческой деятельности, потребуется жестко регламентировать все бизнес-процессы, связанные с закупками и продажами, разработать необходимые формы отчетов и обеспечить строгое выполнение регламентов.
Рассмотрим это на примере регламента продаж. В этот регламент обычно включают такие разделы, как порядок отгрузки продукции, ее резервирование, перечень документов, оформляемых при отгрузке, принципы изменения плана продаж. Для снижения риска мошенничества со стороны менеджеров по продажам важно досконально описать бизнес-процессы, связанные с планированием продаж, утверждением прайс-листа и порядком предоставления скидок, а также последовательность согласования отгрузки товаров покупателю.
Введение регламентов по всем рисковым бизнес-процессам снизит зависимость от конкретных исполнителей и сведет к минимуму возможности для мошенничества сотрудников.
Хищение возникает тогда, когда бизнес-процессы малопрозрачны и сложно отследить, где именно оно произошло. Их осуществляют те, кто имеет доступ к деньгам, то есть в основном менеджеры и материально ответственные лица, которые, распределяя деньги, игнорируют интересы акционеров.
Одним из важнейших элементов «антимошеннической» политики является наличие системы риск-менеджмента, включающей защиту активов, в том числе путем предотвращения и выявления случаев воровства и мошенничества.
Оценку наиболее существенных рисков в компании желательно осуществлять ежегодно.
00 СК
Оценка рисков
Бизнес-процесс Основные риски Вероятность реализации риска и степень воздействия на бизнес до внедрения системы внутреннего контроля Контроль за рисками Вероятность реализации риска и степень воздействия на бизнес после внедрения системы внутреннего контроля Запросы менеджмента на проведение аудита Дата последнего аудита
Отгрузки готовой продукции Отгрузки по некорректным накладным Высокая ПРОДАЖИ Разделение обязанностей по подготовке товарных документов и контролю за отгрузкой Продажи подтверждены договорными отношениями Низкая Проведение аудита ежегодно 1 квартал 2011 года
Предоставление скидок Предоставление скидок, не обусловленных политикой по скидкам Средняя Процедура контроля за предоставлением скидок разработана и соблюдается Менеджмент регулярно проверяет ее выполнение Низкая Аудит по требованию коммерческого директора
Управление складом готовой продукции Затоваривание или недостаток товара Высокая Планирование продаж и производства (закупок) Анализ и прогноз Средняя Ежегодный аудит V квартал 2010 года
Закупка сырья и материалов Некачественное или дорогое сырье Средняя ПРОИЗВОДСТВО Тендер для поставщиков Мониторинг цен на рынке Контроль качества Низкая Аудит по требованию директора по снабжению -
Ю О
Построение системы оценки рисков
Условный фрагмент сводного отчета об имеющихся рисках, о созданных специалистами НП «АБС» контрольных процедурах и планируемых аудиторских проверках представлен в таблице.
Отдельного внимания заслуживает сфера снабжения - «золотое дно» для нечистых на руку менеджеров. При взаиморасчетах между юридическими лицами на стоимость приобретаемого или реализуемого товара порой влияет не только сложившаяся конъюнктура рынка, но и величина «отката». Окончательное решение о выборе поставщика обычно принимается высшим руководством компании (собственником бизнеса, генеральным или финансовым директором), а организационная часть поручается функциональным менеджерам. При этом нельзя исключить, что благодаря усилиям последних в список рекомендуемых поставщиков попадут только те, кто проявит готовность предложить «интерес», а лицо, принимающее окончательное решение, будет медленно, но верно подводиться к выбору «нужного» поставщика. Если величина «отката» не влияет на закупочную стоимость товаров или услуг, то какие-либо негативные последствия для компании отсутствуют. Куда хуже, если фактор «отката» отражается на закупочной стоимости товаров, особенно если сумма сделки велика или речь идет о выборе стратегического поставщика. Предвидя возражения, оговоримся, что высшее руководство, бесспорно, уделяет внимание расходной части бюджетов и лично контролирует подобные сделки.
Так, к нам обратились акционеры известной компании, в которой крупные сделки можно осуществлять только с разрешения собрания акционеров. Чтобы не проводить сделку через собрание акционеров, менеджеры занижали ее стоимость. Например, порог сделки, которая должна пройти через собрание акционеров, составлял 50 тысяч. Менеджеры, скрывая от акционеров, снижали сумму сделки до 49 тысяч и проводи-
ли ее через несколько траншей. Конечно, в описанном случае менеджеры договаривались с другой стороной, но если есть интерес, договориться всегда можно.
Есть и другая весьма распространенная схема - с участием фирм-однодневок. Например, компании оказывается «ненужная» юридическая поддержка, и на эти расходы статья в бюджете компании есть. Появляется фирма N в каком-нибудь российском оффшоре, и на нее оформляется контракт на «необходимую» юридическую поддержку. Через некоторое время (обычно две-три недели) эта компания ликвидируется, причем не в Москве, а в том же оффшоре. Возникает дебиторская задолженность, которую сложно погасить услугой либо материальными ценностями. А вернуть деньги уже нельзя. Для раскрытия таких преступлений существуют процедура DUE DILIGENCE - изучаются компания со своими специфичными схемами вывода денег и отрасль, в которой она работает.
Вот еще один пример из практики НП «АБС».
По заказу нашего клиента - основного акционера «убыточного» предприятия N, занимающегося розничной и оптовой продажей нефтепродуктов, был проведен комплексный анализ деятельности предприятия за три года. В летний период рост выручки предприятия не наблюдался, либо оно вообще оказывалось убыточным, однако в результате коммерческого исследования отрасли была выявлена тенденция, свидетельствующая о росте выручки в это время. Таким образом, был выявлен факт хищения на предприятии (применялись схемы с использованием косметических ремонтов или неразрешенных строительных работ). Для выявления факта наличия указанных схем специалисты НП «АБС» провели выборочный анализ на предмет завышения реальных объемов работ, выезжая на объект. Наши специалисты выявили «липовый» договор на замену полов в арендуемом здании.
Если в отрасли принято оплачивать сдел-
ки по схеме 50 процентов до и 50 процентов после, то очень странно, когда сделка совершается со 100-процентной предоплатой. Так, в ходе экспертизы договоров с поставщиками нефтепродуктов описанного предприятия N в рамках процедуры DUE DILIGENCE было выявлено, что договоры со 100-процентной предоплатой заключались с фирмами-однодневками. Закупки осуществлялись по стоимости выше среднерыночной, несмотря на то, что предприятие могло приобрести товар у производителя нефтепродуктов по рыночной стоимости.
В этом случае потеря части прибыли -это лишь часть проблемы, так как фискальные органы уделяют особое внимание взаимодействию с фирмами-однодневками, что может привести к налоговым последствиям - доначислению налогов, начислению штрафов и пеней.
Достаточно привлекательной сферой мошеннических действий являются закупки. Например, достаточно частое явление - фальсифицированные тендеры, заключение контрактов с аффилированными компаниями, создание личной фирмы или фирм на имя друзей или родственников, которые проводят поставки сырья, материалов, оборудования или услуг, закупки оборудования или услуг для личного пользования за счет организации.
Если говорить о продажах, то тут, конечно, трудно придумать достаточно действенную схему, однако если компания является монополистом в своей области, то наличие многоступенчатых посреднических договоров может свидетельствовать о недобросовестных действиях исполнителей.
Указанные факты могут быть в любых отраслях и сферах бизнеса. Но там, где есть четкий финансовый контроль, где руководство компании предлагает достаточную заработную плату ключевым топ-менеджерам, где налажена работа службы внутреннего контроля (аудита), эти факты можно свести к минимуму. Работая много лет в сфере аудита и проводя аудиторские проверки различных сфер деятельности,
мы можем сказать, что наибольшее количество злоупотреблений и хищений происходит в торговле, общественном питании, сфере услуг. Чаще всего хищения совершаются в тех отраслях и видах бизнеса, где есть легкий, короткий способ получить доступ к ценностям, деньгам, имуществу. Более всего подвержены таким опасностям торговля, транспорт, строительство, предприятия общественного питания, банки, предприятия сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, сфера производства товаров для населения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, энергетические компании, лесопромышленные и деревообрабатывающие компании, добывающие компании (рыболовецкие, угольные, нефтяные и т. д.).
Наши рекомендации
На наш взгляд, основа качественного контроля деятельности сотрудников и финансовых потоков компании - это правильно выстроенная управленческая структура. Если компания крупная, то она должна иметь очень жесткую и прозрачную иерархическую структуру. Все финансовые платежи (входящие и исходящие) необходимо «завязать» на головную компанию и отслеживать ее платежи.
Хорошо, когда деньги проходят через одну «воронку». Если компания ведет несколько видов деятельности, то каждый вид деятельности лучше зарегистрировать на отдельное юридическое лицо. При этом все договоры должны проходить через головную компанию. Чем прозрачнее компания, тем меньше возможностей вывести деньги. Это самый дешевый вариант. В противном случае, чтобы контролировать финансовые потоки, нужно вводить систему контроллинга или бюджетирования, что потребует расхода средств, создания новых рабочих мест. Но нужно понимать, что эти средства окупятся, ведь то, что могло быть выведено, останется в компании. Собственнику желательно иметь представление о том, сколько
могут вывести менеджеры (даже такие, которым можно доверять).
По нашему мнению, полностью искоренить мошенничество сложно, это, к сожалению, часть нашей жизни. Но вот минимизировать риски мошенничества, сократить потери до малосущественных для компании сумм вполне реально.
Что касается способов выявления мошенничества, то их можно разделить на две категории:
1) при помощи механизмов тестирования системы внутреннего контроля на предприятии и систем управления рисками;
2)случайно.
Процедурами выявления фактов мошенничества являются:
1) сравнение с последними ценовыми предложениями на аналогичные предложения на рынке;
2) контроль над условиями заключаемых контрактов и порядком выставления счетов;
3) анализ данных о том, каким образом продавец (покупатель) «нашли друг друга»;
4) изучение «истории» продавца (покупателя) с целью выявления факторов зависимости;
5) контроль бюджета и другой финансовой информации;
6) независимые оценки работы предприятия.
Следует создать такую систему материального поощрения менеджеров, чтобы для них было выгоднее честно работать, чем заниматься отмыванием денег лично для себя, создать систему финансового контроля над деятельностью менеджеров, позволяющую отслеживать весь процесс работы менеджера с контрагентами предприятия. Эффективно и создание автоматизированной системы процесса сбыта и закупок, как, например, система CRM.
Перечислим мероприятия и действия, наиболее важные для предупреждения финансовых хищений и злоупотреблений:
1) организация четкой, дублированной системы движения финансовых потоков и система документооборота, позволяющего
отслеживать эти потоки, с возможностью проверки;
2) обеспечение и контроль четкого соответствия бизнес-процессов, операций и финансовой документации;
3) проведение мониторинга бизнес-процессов на предмет оценки рисков по условиям, объектам, способам, возможности совершения хищений;
4) проведение системной проверки и оценки персонала на «критичных» должностях;
5) отказ от антисоциальной политики в отношении сотрудников;
6) соблюдение требований законодательства о работе с материальными ценностями и материально ответственными лицами;
7) проведение мониторинга внешнего окружения компании с целью своевременного обнаружения интереса со стороны третьих лиц, проявляемого к деятельности компании, ее бизнес-процессам, активам, документообороту, ключевым сотрудникам;
8) стимулирование лояльности к компании, ее имуществу, ценностям, активам у ключевых сотрудников компании.
Для каждой компании существуют свои способы и методы такой работы, применить которые для других компаний в силу их специфики просто невозможно. Однако ряд мер все же позволит если не изжить в компаниях факты хищения, то хотя бы сократить их количество. На мой взгляд, эти меры, хотя просты и всем известны и малозатратны, являются высокоэффективными.
Во-первых, надо запомнить как аксиому: со всеми материально ответственными лицами (кладовщиками, прорабами, начальниками участков, цехов, производств, кассирами) в обязательном порядке должны быть заключены договоры о полной материальной ответственности. Доверие здесь должно быть исключено, будь то «брат или сват».
Во-вторых, каждое материально ответственное лицо должно предоставлять
руководству материальный (товарный) отчет. При этом важно помнить, что остатки материально-производственных запасов на конец месяца должны быть выведены, проверены бухгалтерией и самим материально ответственным лицом. Также помните о том, что требуется его собственноручная запись о том, что он с остатками на конец месяца согласен и все перечисленные материально-производственные запасы имеются в наличии. Категорически запретить вести материальные (товарные) отчеты в электронном виде, считать это ненужной бумажкой и распечатывать их только для контролеров или аудиторов.
В-третьих, самым эффективным способом контроля над материально ответственными лицами всегда была инвентаризация, проводимая в соответствии с требованиями законодательства, а еще лучше - с привлечением сторонних специалистов (аудиторов, контролеров). Сначала проводить ее нужно 2-4 раза в год. Кассу, наличные у «подотчетников» необходимо проверять один раз в месяц. Потом количество проверок можно сократить, не меняя тот же серьезный подход. Будет система, обязательно будет и эффект.
В-четвертых, выборочный контроль заключаемых договоров на приобретение материально-производственных запасов, работ, услуг, а также подотчетных лиц. Сравнив закупочные цены в одной-двух профильных компаниях, можно прийти к изумительным выводам (например завышение закупочных цен). Сделать это может любой сотрудник компании, вплоть до секретаря. Дополнительных финансовых и трудовых затрат для этого не требуется.
В-пятых, попытаться отказаться от менеджерских «откатов». Работа при этом предстоит колоссальная, в каждой компании это будет революцией, а в революционный период могут быть и массовые беспорядки, и восстания, и шантаж. К этому надо быть готовым, запасаясь терпением, уверенностью, успокоительными лекарствами. Если ситуацию изменить, эта статья бюд-
жета позволит в значительной степени стимулировать тех же менеджеров законным, а главное, контролируемым способом.
В-шестых, организовать многоступенчатую систему прохождения банковских платежей, будь то уплата налогов или закупка салфеток.
Все это важно на начальной стадии «боевых» действий с хищениями в компаниях, в дальнейшем способы и методы борьбы могут быть другими.
Итак, мы классифицировали мошенничество на три вида:
• совершаемые рядовыми сотрудниками;
• совершаемые руководителями среднего звена;
• совершаемые топ-менеджерами.
Что касается низшего уровня, то тут в основном нужна система контроля. С этими хищениями надо бороться прежде всего техническими способами - тщательно заполнять первичную документацию, поставить, допустим, в цехе весы, камеры.
Чтобы избежать хищений второго уровня, возможно, придется что-либо изменить в политике управления компанией.
Хищения третьего уровня, как правило, совершаются в случаях слияния и поглощения. Когда холдинг покупает предприятие, на какое-то время акционеры вынуждены оставлять прежнее руководство, которое, считая себя ущемленным, начинает обворовывать холдинг.
Рассмотрим, как можно построить управление компанией. С точки зрения наших специалистов, в наибольшей степени подвержены внутрикорпоративной коррупции многоступенчатые, многоуровневые системы управления. Чем больше ступеней управления, чем больше заместителей руководителя, тем больше возможности для хищений. Во избежание этого ряд функций можно заменить системами программного обеспечения. Иначе говоря, можно уволить одного из заместителей и его заработную плату потратить на покупку программного обеспечения, которое позволит сократить
штатные единицы и исключить некоторые промежуточные звенья управления. Каждый вид деятельности, даже интеллектуальной, должен быть измерим - начиная с руководства компании, заканчивая рядовым сотрудником. Важны критерии эффективности, ежедневные, ежемесячные и ежегодные показатели деятельности.
Необходимо регулярно проводить анализ ситуации в компании и искать ответы на вопросы:
• почему происходит скачкообразное снижение или увеличение клиентской базы и, как результат, прибыли компании?
• почему начинается массовый отказ клиентов от сотрудничества и куда они исчезают?
Регулярный анализ финансовых показателей деятельности предприятия поможет определить, с чем связаны изменения -с объективной ситуацией на отечественном или мировом рынке или с некими субъективными причинами.
Инструменты контроля могут быть разные, но все они важны и дополняют друг друга. ЗАО «РБТС» рекомендует компаниям, например, контроль входящих и исходящих звонков. Это помогает установить, какой процент потенциальных клиентов отработан и на каком уровне. Также следует вести контроль внешней переписки по ряду ключевых слов. Безусловно, все эти правила корпоративной культуры мы рекомендуем озвучивать сотруднику при приеме на работу. Это фиксируется в подписываемом им договоре и положении о коммерческой тайне.
Психологический климат в коллективе очень важен. Люди должны понимать, что им доверяют, но проверяют, что на них лежит ответственность, под которой они подписались, и за нарушение правил последует наказание.
На наш взгляд, в построении системы должен принимать участие собственник, а не основные менеджеры - главные потенциальные расхитители. Ведь именно
собственники предоставляют ресурсы, а менеджеры их расходуют и имеют на это право. Чем больше внимания вы уделите своей компании, чем больше будете знать о ней, тем сложнее будет вывести из нее финансы и активы.
Если вам не хватает времени для построения системы контроля, то мы рекомендуем обратиться к независимым консультантам и передать им эти функции. Такие консультанты не зависят от менеджеров и могут представить относительно объективную картину происходящего в бизнесе, предварительно проведя комплексный анализ деятельности предприятия, то есть процедуру DUE DILIGENCE.
При формировании финансовых потоков на предприятии следует особое внимание уделять построению эффективной системы контроля на всех участках передачи данных.
Следует отметить, что вероятность мошенничества значительно снижается, если каждый служащий точно знает, за что он отвечает, когда существует четкая организационная структура предприятия, а также при наличии прозрачной и понятной системы реагирования на выявленные случаи мошенничества.
Повторим ключевые точки контроля за финансово-хозяйственной деятельностью:
• четкий и жесткий учет и контроль имущества, активов, ценностей;
• внедрение и постоянное использование системы нормирования и калькулирования при производстве товаров и предоставлении услуг;
• установление обоснованных и технологичных норм;
• оптимизация финансовых потоков;
• упрощение схемы прохождения финансовых потоков и введение достаточного количества контрольных точек;
• использование контрольной системы финансового моделирования, проектного финансового планирования, налоговых и иных платежей;
• применение четкой системы контроля над отклонениями от контрольных финансовых показателей;
• использование в расчетах с контрагентами полного спектра финансовых инструментов с системой отложенных обязательств - аккредитив, вексель, рассрочка платежа и т. д.;
• проведение мониторинга и использование информации правоохранительных органов о «сомнительных» ком-
паниях, заемщиках, новых методах и способах хищений;
• проведение системной работы с персоналом компании по улучшению морально-психологического климата в коллективе и повышению лояльности сотрудников к компании;
• проведение системного анализа и контроль служб, подразделений, дочерних компаний над финансовыми потоками внутри компании.
* * *
Продолжение. Начало на с. 12
4) при нормировании в декабре 2014 года процентов по рублевым долговым обязательствам (при отсутствии сопоставимых долговых обязательств) налогоплательщик вправе учесть в расходах проценты исходя из фактической ставки, но не более ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 3,5 раза (то есть не более 28,875 процента).
Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 32-Ф3 применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 года.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Если доказана реальность поставки товара, а также нет достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, то налогоплательщику не может быть отказано в применении вычетов по НДС, а также в праве учесть расходы по налогу на прибыль по этой поставке
Инспекция поставила под сомнение реальность операций налогоплательщика по приобретению им товаров у поставщика (посредника), посчитав, что товар приобретался непосредственно у изготовителя, а посредник был искусственно включен в цепочку поставки товара в целях получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. При проверке было установлено следующее:
• посредник не имел основных средств, других активов и персонала;
• директор посредника отказался от своего участия в деятельности посредника и от подписей на первичных документах, оформленных в адрес налогоплательщика;
• вместе с тем посредник надлежащим образом задекларировал и уплатил все налоги по операциям с налогоплательщиком.
Налоговый орган отказал в праве на вычет НДС по операциям с посредником, а также (частично) в праве признания расходов по налогу на прибыль (в сумме разницы между ценой продажи товара в адрес налогоплательщика и отпускной ценой изготовителя товара).
Коллегия Верховного Суда Российской Федерации, отклоняя кассационную жалобу налогового органа, указала, что в условиях, когда доказана реальность движения товара по всей цепочке поставок до налогоплательщика, а также при отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика и совершения им действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, право на вычет НДС и право на признание расходов по налогу на прибыль организаций не могут быть поставлены под сомнение. Само по себе наличие посредника при установленных обстоятельствах взаимоотношений организаций, участвующих в цепочке поставки товара, не позволяет расценивать действия налогоплательщика как совершенные с намерением получить необоснованную налоговую выгоду.
В целом определение Коллегии соответствует ранее сформированной практике Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по аналогичным спорам. Настораживает лишь упоминание термина «недобросовестность» вместо обычно используемого ранее в таких случаях «должная осмотрительность», но, вероятно, это не является принципиальным для уяснения смысла определения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2015 года по делу № А33-666/2013).
Окончание на с. 120