Научная статья на тему 'Оценка результативности контрольных мероприятий в коммерческом банке'

Оценка результативности контрольных мероприятий в коммерческом банке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова О. П., Семенов Д. В.

В статье представлены направления оценки результативности внутреннего корпоративного контроля в кредитной организации, включающие комплексную оценку эффективности и действенности контрольных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности контрольных мероприятий в коммерческом банке»

Банковский менеджмент

оценка результативности контрольных

о ,

мероприятии в коммерческом банке*

О. П. ОВЧИННИКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов E-mail: [email protected]

Д. В. СЕМЕНОВ, аспирант кафедры экономики и финансов E-mail:[email protected] Орловская региональная академия государственной службы

В статье представлены направления оценки результативности внутреннего корпоративного контроля в кредитной организации, включающие комплексную оценку эффективности и действенности контрольных мероприятий.

Ключевые слова: корпоративный контроль, результативность внутреннего контроля, кредитная организация.

Менеджмент любого коммерческого банка не может быть действенным без анализа достигнутых результатов и оценки деятельности коммерческого банка на том или ином этапе за тот или иной период, без чего невозможно принять объективное решение о стратегии дальнейшего развития банка. Как правило, руководство каждой кредитной организации разрабатывает свою систему критериев, позволяющую оценить результаты деятельности своего банка с наибольшей объективностью и достоверностью. В этом им должен оказать существенное содействие внутренний корпоративный контроль.

Очевидно, что внутренний корпоративный контроль является составной частью корпоративного управления.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Орловском государственном техническом университете.

Внутренний корпоративный контроль в коммерческом банке — это динамическая система контроля со стороны собственников и стейкхолдеров банка за соблюдением законности и целесообразности ведения банковского бизнеса в целях обеспечения его финансовой устойчивости и прибыльности с учетом изменений внешней среды и стратегического развития кредитной организации.

С одной стороны, система внутреннего корпоративного контроля является элементом системы корпоративного управления, с другой — это понятие более широкое, включающее внутренний контроль и внутренний аудит кредитной организации.

Внутренний корпоративный контроль предполагает, что объектом контроля является менеджмент банка и институциональные основы ведения банковского бизнеса в конкретной кредитной организации (традиции, внутренние правила и т. п.). Субъектами контроля являются собственники и стейкхолдеры банка, которые с помощью служб внутреннего контроля и аудита выясняют состояние менеджмента банка.

Во время анархичного периода развития внутреннего контроля не существовало организованных мероприятий внутреннего контроля и, соответственно, руководство коммерческих банков не ставило перед собой задачи оценить эффективность внутреннего контроля. Во время действия положения

Центрального банка РФ № 5091 перед коммерческими банками была поставлена задача по обеспечению эффективности внутреннего контроля. Исходя из этого, в настоящее время сложилось понимание, что внутренний контроль должен отождествляться со службой внутреннего контроля. Внутренний корпоративный контроль как бы «растворяется» во внутреннем контроле в целом. Поэтому зачастую оценка эффективности внутреннего контроля отождествляется с оценкой эффективности деятельности самой службы внутреннего контроля.

Единого подхода к оценке эффективности контрольных мероприятий в настоящее время не существует. Существующие подходы охватывают отдельные блоки, как, например, государственный финансовый контроль, внутренний контроль в коммерческой организации и контроль в кредитной организации.

Общий критерий управленческого эффекта от контрольных мероприятий, значение факторов и система показателей, однако, пока не нашли отражения в статистической отчетности. Представляется, что внутренний корпоративный контроль должен быть нацелен именно на повышение финансовой устойчивости банка и эффективности его менеджмента. Результаты одного качественного контрольного мероприятия с принятыми эффективными мерами по устранению выявленных нарушений и наказанию виновных влияют на повышение эффективности принимаемых управленцами решений, в том числе и по оценке рисков.

К косвенным методам определения эффективности внутреннего контроля относится метод корреляционных моделей, при котором используется следующее соотношение:

Р = (П1 - П0) / Зк X 100, где Р — рентабельность внутреннего аудита, %.

[5];

П1, П0 — прибыль коммерческой организации отчетного года (после внедрения внутреннего аудита) и прибыль организации базисного периода (до внедрения внутреннего аудита) соответственно, тыс. руб.; Зк — затраты на содержание и деятельность службы внутреннего контроля, тыс. руб. Недостатки данной методики следующие:

— рассчитать рентабельность работы внутреннего аудита (с достаточной степенью точности) можно только в первый год его деятельности;

— динамика прибыли коммерческой организации зависит в большей степени от производственных

(внутренних и внешних) экономических факторов;

— наблюдается тождественность понятий «внутренний контроль» и «внутренний аудит».

Такие авторы, как Д. Н. Хорохордин и Н. Н. Хо-рохордин предлагают нивелировать данные недостатки с помощью построения корреляционных моделей зависимости динамики прибыли от ряда факторов, одним из которых должны стать затраты внутреннего аудита или количество аудиторских процедур (выполненных заданий). Модель зависимости прибыли от динамики показателей, в том числе и тех, которые характеризуют работу отдела внутреннего аудита, имеет следующий вид:

П = а0 + а1У1 + а2У2

а У,

п П

1 Документ утратил силу.

где П — прибыль коммерческой организации, тыс. руб.;

а0, а1, а2, ап — статистические коэффициенты, полученные при построении корреляционной модели;

У1, У2, Уп — факторы, влияющие на динамику прибыли [5].

Использование указанного метода позволяет выявить пропорцию изменения прибыли организации в зависимости от изменения затрат на внутренний аудит.

Следует отметить, что показатель прибыльности коммерческой организации является существенным, но не определяющим показателем деятельности предприятия. Так, например, показатель прибыльности коммерческого банка еще не является гарантией отсутствия финансовых махинаций внутри кредитной организации [4]. Кроме того, к недостаткам данного метода следует отнести его зависимость от уровня технического и кадрового обеспечения коммерческой организации.

К прямым методам определения эффективности службы внутреннего аудита относится метод сегментарной эффективности, при котором эффект, рассчитанный по отчетам внутреннего аудитора, соотносится с затратами (трудовыми и материальными), которые отдел внутреннего аудита понес при выполнении того или иного задания [5].

Применение данного метода предполагает решение следующих задач:

— расчет себестоимости 1 чел. -ч работы внутреннего аудитора;

— оценка результатов выполнения каждого задания внутреннего аудитора в разрезе прямого, косвенного и последующего эффекта;

— определение сегментов, по которым будет рассчитываться эффективность работы внутреннего аудитора.

Приведенный анализ свидетельствует, что эффективность проведения внутренних проверок оценивается в основном по затратам. Как представляется, такой упрощенный подход нельзя считать исчерпывающим. Кроме того, в затраты кредитной организации не внесены затраты на повышение квалификации персоналом самой службы внутреннего аудита.

Банк России излагает подходы к оценке службы внутреннего контроля в кредитной организации в следующих документах: в указании от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (приложение 5); в письме от 24.03. 2005 № 47-Т «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях» (далее — Письмо № 47-Т). Эти документы: определяют организацию деятельности службы внутреннего контроля, определяют такие принципы деятельности службы, как постоянство, независимость, беспристрастность, профессиональная компетентность; оценивают выполнение утвержденного плана проверок, соответствие плана проверок характеру и масштабам деятельности кредитной организации и т. д.

В качестве показателя, характеризующего качество деятельности службы внутреннего контроля, используется факт выявления службой внутреннего контроля банка недостатков и нарушений, аналогичных устанавливаемым в ходе проверок, проводимых Банком России.

В соответствии с п. 1 приложения 1 Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах Центрального банка РФ от 16.12.2003 № 242-П (далее — Положение № 242-П) совет директоров должен регулярно рассматривать эффективность внутреннего контроля на своих заседаниях. Однако четких критериев оценки данной эффективности нет ни в нормативно-правовой базе, ни в научных трудах различных авторов.

Согласно Положению № 242-П оценка состояния внутреннего контроля в кредитной организации осуществляется:

— путем анализа предоставляемой в составе годового отчета справки о внутреннем контроле;

— в ходе проведения инспекционных проверок.

Оценка эффективности внутреннего контроля Банком России осуществляется исходя из выполнения банком правовых норм, в связи с чем наиболее важным при формулировании норматив-

ных требований является максимальное снижение вероятности фактической неэффективности внутреннего контроля при формальном выполнении обязательных требований.

Недостатками Положения № 242-П являются:

— осуществление контроля со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации представлены в качестве рекомендаций, следовательно, их невыполнение не может повлечь мер воздействия со стороны надзорных органов;

— контроль за функционированием системы управления банковскими рисками регламентирован в ограниченном объеме. В частности, не закреплена обязательность контроля за всеми основными рисками, принимаемыми на себя кредитной организацией. При всей очевидности данного требования, практика показывает игнорирование многими банками необходимости контроля за нефинансовыми рисками. Положение № 242-П предусматривает осуществление банками контроля за функционированием системы управления банковскими рисками в порядке, установленном внутренними документами. При этом в отсутствие критериев качества внутрибанковских документов по управлению рисками и требования об обязательности их исполнения, составление данных документов может быть лишь формальным действием;

— согласно Положению № 242-П порядок распределения полномочий между подразделениями и служащими при совершении банковских операций и других сделок устанавливается внутренними документами, при этом перечислены способы контроля, которые должен включать этот порядок. Однако данное требование на практике может и не исполняться по причине формального составления внутрибанковского документа. При этом данные факты не смогут быть рассмотрены надзорным органом как нарушение нормативных требований. Этот парадокс относится также к составлению внутрибанковских документов, регламентирующих иные направления внутреннего контроля, по которым установлены обязательные требования Банка России;

— в Положении № 242-П не прописан такой показатель, как результативность внутреннего контроля.

Следует отметить, что в большинстве работ по внутреннему контролю отмечается, что понятие «эффективность» контроля первична по сравнению с понятием «результативность». Однако с данным подходом можно не согласиться в связи с тем, что

эффективность внутреннего корпоративного контроля позволяет отразить активность внутреннего контроля и оценить степень квалификации контрольных мероприятий.

Результативность внутреннего корпоративного контроля позволяет четко определить результирующую проверки, отразить дальнейшие управленческие воздействия по устранению выявленных нарушений, количественные показатели увязать с качественными. Помимо этого, внутренний корпоративный контроль должен в целом быть ориентирован на результат, отражая, насколько выполняются стратегические цели развития кредитной организации, в частности прибыльность функционирования и оптимизация рисков.

Результативность внутреннего корпоративного контроля включает следующие основные параметры:

1) эффективной и безопасной финансово-хозяйственной деятельности;

2) достоверности, полноты, объективности и своевременности составления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности;

3) соблюдения нормативно-правовой базы, стандартов, учредительных и внутренних документов кредитной организации, в том числе нормативных правовых актов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) корреляции стратегических целей развития кредитной организации с текущими показателями;

5) качества и оперативности управленческих воздействий.

Таким образом, оценку результативности внутреннего корпоративного контроля следует проводить с выделением понятий «действенность» и «эффективность». Под действенностью внутреннего корпоративного контроля следует понимать способность действовать, быть активным при условии соблюдения основных принципов, регламентирующих организацию контрольной деятельности в целом. Действенность внутреннего контроля следует определять с использованием таких критериев, как соблюдение принципов организации внутреннего контроля и выполнение плана проверок субъектами внутреннего контроля.

Под эффективностью внутреннего корпоративного контроля следует понимать способность достигать целей и задач контроля в соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Эффективность внутреннего корпоративного контроля следует оценивать степенью достижения

целей и задач контроля, которая может измеряться показателями:

— по выполнению финансовых планов деятельности;

— по оптимизации рисков;

— по отсутствию серьезных нарушений, установленных в ходе проверок;

— по отсутствию фактов повторения ранее выявленных ошибок;

— по наличию положительных аудиторских заключений о состоянии внутреннего контроля;

—по качеству и достоверности операционного учета;

— по качеству и своевременности управленческой информации и внешней отчетности.

Подобный подход позволяет оценивать результативность внутреннего корпоративного контроля кредитной организации в соответствии со стратегическими ориентирами ее развития.

«Увязка» стратегического и текущего прогнозирования в кредитной организации с осуществлением внутреннего корпоративного контроля представлена на рисунке.

Оценку эффективности контроля в области обеспечения качества составления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности можно проводить по ряду показателей:

— по реальности отражения действительно существующих операций и событий;

— по полноте отражения всех совершенных операций;

— по наличию разрешения на проводимые операции (все операции должны быть санкционированы в соответствии с политикой банка);

— по своевременности проводимых операций (все операции должны своевременно регистрироваться и «проводиться» в обозначенные сроки);

— по классификации проводимых операций (все операции должны правильно классифицироваться и разноситься по соответствующим счетам);

— по точности проводимых операций (все суммы должны быть правильно исчислены);

— по обобщению данных, которые должны быть правильно суммированы и обобщены (при условии соблюдения установленных требований относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности) [1, 2, 3].

Обобщающим критерием результативности внутреннего контроля является повторяемость ранее выявленных нарушений, которая отражает результативность принятия мер в ответ на действия внутреннего контроля. Помимо этого действенным

Стратегия развития кредитной организации

Среднесрочные программы развития

Приоритеты развития

Долгосрочные программы развития

План мероприятий (общий)

1 т

Планы мероприятий (по подразделениям)

Система внутреннего корпоративного контроля

Результативность внутреннего корпоративного контроля

Финансовый план

Эффективность контроля

Действенность контроля

«Увязка» стратегического и текущего прогнозирования с системой внутреннего корпоративного контроля

фактором является осуществление анализа направлений деятельности, где совершается наибольшее количество ошибок и не выполняются целевые ориентиры развития, что свидетельствует о необходимости внесения корректировок в механизм функционирования и контроля за данным направлением деятельности кредитной организации.

Наиболее полно критерии, характеризующие результативность внутреннего корпоративного контроля представлены в табл 1.

Данные критерии результативности основаны на использовании обобщающих показателей функционирования коммерческого банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценку критериев результативности можно проводить с использованием шкалы, предложенной кандидатом экономических наук Е. В. Худяковой.

Градация критериев проводится по трехуровневой шкале в зависимости: от степени тяжести допущенных нарушений и их последствий; от альтернативных оценок деятельности банка; от характера мер воздействий, примененных к кредитной организации; от степени выполнения плановых показателей; от тенденций изменения критериев эффективности, характеризующих результативность мер контроля (табл. 2).

В основу эффективной организации внутреннего корпоративного контроля были положены принципы, разработанные Базель-

Таблица 1

критерии результативности внутреннего корпоративного контроля кредитной организации

показатель

Действенность корпоративного контроля

Эффективность корпоративного контроля

критерий результативности

Соблюдение принципов организации внутреннего корпоративного контроля. Выполнение плана проверок субъектами внутреннего контроля

Соблюдение обязательных нормативов и лимитов.

Выполнение финансовых планов деятельности.

Качество составления отчетности.

Соблюдение нормативно-правовой базы.

Оптимизация рисков.

Минимизация фактов повторения ранее

выявленных ошибок.

Наличие положительного аудиторского

заключения.

Характер и оперативность управленческих воздействий

Таблица 2

оценка результативности внутреннего корпоративного контроля в коммерческом банке

показатель высокая оценка средняя оценка низкая оценка

Действенность внутреннего контроля Принципы организации внутреннего контроля соблюдаются более чем на 60 % Принципы организации внутреннего контроля соблюдаются в диапазоне от 40 до 60 % Принципы организации внутреннего контроля соблюдаются менее чем на 40 %

Планы проверок субъектами внутреннего контроля полностью выполняются Отмечается незначительное невыполнение (не более 10 %) планов проверок субъектами внутреннего контроля, обусловленное объективными причинами Планы проверок субъектами внутреннего контроля не выполняются

Окончаниен табл. 2

Эффективность

внутреннего

контроля

В банке отсутствуют факты нарушения норм законодательства и положений внутрибанковских документов или данные факты единичны В банке имеются факты нарушения нормативно-правовой базы. Данные нарушения не повлияли на изменение оценки финансовой устойчивости. Отмечается положительная динамика снижения количества нарушений В банке имеются нарушения нормативно-правовой базы, которые привели к изменению оценки финансовой устойчивости. Отмечается отрицательная динамика роста количества нарушений

В банке отсутствуют факты нарушения обязательных нормативов, лимитов и других внутрибанковских ограничений В банке имеются факты нарушения лимитов и других внутрибанковских ограничений, которые не привели к значительной концентрации риска. Уровень обязательных нормативов соблюдаются В банке имеются факты нарушения уровня обязательных нормативов, лимитов и других внутрибанковских ограничений

Качество составления отчетности высокое и характеризуется реальностью, полнотой, своевременностью, точностью Составление отчетности в большей части характеризуется реальностью, полнотой, своевременностью, точностью. Имеются единичные нарушения, не приводящие к значительному искажению информации Составление отчетности имеет существенные недостатки

Имеется положительное аудиторское заключение о деятельности банка Аудиторское заключение в целом носит положительный характер, отмечены незначительные нарушения Аудиторское заключение в целом носит отрицательный характер, отмечены значительные нарушения

В анализируемом периоде к кредитной организации не применялись меры воздействия со стороны контролирующих органов В анализируемом периоде к кредитной организации применялись меры воздействия со стороны контролирующих органов, носящие предупредительный характер В анализируемом периоде к кредитной организации применялись меры воздействия со стороны контролирующих органов, носящие предупредительный и принудительный характер

Ранее выявленные нарушения полностью устраняются и не повторяются вновь Имеются единичные случаи повторения ранее выявленных нарушений. Отмечается положительная динамика снижения количества повторений ранее выявленных нарушений Имеются частые случаи повторения ранее выявленных нарушений. Отсутствует положительная динамика снижения количества повторений ранее выявленных нарушений

Финансовые планы деятельности полностью выполняются Финансовые планы деятельности не выполняются, но имеется положительная тенденция «роста процента» выполнения плана Финансовые планы деятельности не выполняются, имеется отрицательная тенденция «снижения процента» выполнения плана

ским комитетом. Нормативным значением показателя соблюдения принципов результативной организации внутреннего корпоративного контроля можно считать соблюдение признаков результативности минимум на 40 %. Выбор данного уровня достаточности обусловлен допустимыми значениями показателя оценки организации внутреннего контроля, который рассчитывается на основании Письма № 47-Т и определяет качество организации внутреннего контроля в кредитной организации.

Для проверки результативности предлагается вносить все контрольные мероприятия за отчетный период (квартал, полугодие или год) в специальную таблицу, где отражается оценка результативности проводимых контрольных процедур и мероприятия по устранению выявленных недостатков (табл. 3).

Таким образом, контроль осуществляется на «входе» и «выходе», т. е. выполняется принцип ориентации внутреннего корпоративного контроля на результат.

Следует отметить, что цель построения идеальной системы внутреннего корпоративного контроля на практике является недостижимой, так как существуют некоторые препятствия на этом пути:

1) наличие требования о непревышении затрат на внутренний корпоративный контроль над полезным эффектом от его функционирования;

2) существующая возможность допущения персоналом ошибок;

3) невозможность документарно закрепить абсолютную гибкость системы внутреннего корпоративного контроля, так как нереально предусмотреть и описать все возможные изменения

Таблица 3

оценка результативности контрольных мероприятий в кредитной организации

контрольное дата результат мероприятия по устранению выявленных недостатков, ответственные лица и сроки устранения оценка

мероприятие проверки проверки результативности

1. 2. 3. N

Итоговое значение

условий, в результате которых процедуры внутреннего контроля не будут отвечать предъявляемым требованиям;

4) процедуры внутреннего корпоративного контроля можно «обойти» при осуществлении «сговора» внутри организации или при участии «внешних» сторон.

Общие принципы результативности внутреннего корпоративного контроля не в полной мере применимы для проведения практической оценки качества системы внутреннего корпоративного контроля, для этого необходим комплекс более конкретных критериев, в том числе необходимо проведение стандартизации внутреннего корпоративного контроля.

Список литературы

1. Бурцев В. В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации М.: Экзамен. 2000.

2. Заварихин Н. М. Методология и методика внутреннего аудита в коммерческих банках //Аудит и финансовый анализ. 2006. № 4.

3. Робертсон Д. Аудит. М.: Контакт. 1993.

4. Рубченко М. Обыкновенная история // Эксперт. 2010. № 7.

5. Хорохордин Д. Н., Хорохордин Н. Н. Концептуальные положения эффективности функционирования внутреннего аудита //Аудит и финансовый анализ. 2005. № 4.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

Ii Ь

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Mastü

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.