Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЗАЩИТУ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЗАЩИТУ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ященко Сергей Владимирович

В данной статье автор раскрывает основные проблемы органов местного самоуправления в деятельности направленной на предупреждение и защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Представляются некоторые пути решения рассматриваемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ященко Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЗАЩИТУ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

4. Приказ министерства образования об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта от 17 января 2011 г. № 41 Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2011 г. Регистрационный № 20437. - 42 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.busmesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_ 163822.html (дата обращения: 05.10.2018).

УДК 352.075

Ященко Сергей Владимирович

Проблемные вопросы в деятельности органов местного самоуправления, направленной на предупреждение и защиту от чрезвычайных ситуаций

Аннотация: в данной статье автор раскрывает основные проблемы органов местного самоуправления в деятельности направленной на предупреждение и защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Представляются некоторые пути решения рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: орган местного самоуправления, предупреждение и защита населения от чрезвычайных ситуаций, местная администрация.

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день в нашей стране остается высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного, техногенного, биолого-социального и военного характеров. А проявляющаяся тяжесть в ежегодно имеющихся место быть происшествиях, техногенных катастрофах, природных бедствиях постоянно увеличивается: растет ущерб, не снижаются потери среди населения, повышается социальная напряженность, наносится непоправимый вред природной среде [3].

Поэтому, можно без преувеличения говорить о том, что без решения задач по организации деятельности всех органов власти в области предупреждения и защиты населения от ЧС и ликвидации их последствий практически невозможно обеспечить безопасность стабильного социально-экономического развития и безопасность населения нашей страны.

Роль муниципальной власти, как самой близкой к населению власти, наиболее велика. В соответствии с действующим законодательством, все, без исключения муниципальные образования должны создавать и организовывать деятельность системы предупреждения и ликвидации ЧС на высоком уровне. Да, но как показывает практика, во многих муниципалитетах нет даже самой простой специализированной техники, нет собственного резервного финансового фонда для предупреждения и ликви-

дации чрезвычайных ситуаций, вследствие проводимых в последнее время реформ по оптимизации деятельности МЧС России сокращены пожарные посты на 40, а в некоторых регионах на 50 % сокращена численность личного состава боевых подразделений.

Различные муниципальные целевые программы, направленные на повышение деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты от ЧС не несут никакого положительного эффекта, в большинстве своем это небольшие финансовые средства, а программы носят краткосрочный характер, в то время, как некоторые мероприятия требуют нескольких лет и значительного финансирования (к примеру, расчистка и углубление русел рек, отсыпка и укрепление оползневых зон и т.д.). При этом реализация таких финансовых средств, является одним из проблемных аспектов в рассматриваемой сфере. Это заключается в том, что согласно п.4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», аукцион - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по средствам которого победителем становится участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Доходит до того, что потенциальный подрядчик (исполнитель тех или иных работ) предлагает цену контракта меньше на 50 и более процентов начальной его стоимости [1]. Соответственно данный подрядчик выиграет электронный аукцион, а у муниципалитета начинаются проблемы с качеством и сроками выполнения работ. К примеру, начальная цена контракта на проведение противопаводковых мероприятий, заключающихся в расчистке и углублении русла реки Пивоварки в Железнодорожном районе города Барнаула, составляет 1 373 000 руб., после проведения электронного аукциона определяется победитель, предложивший цену контракта в размере 670 000 руб., что на 52 % меньше начальной стоимости контракта. Как показывает практика качество выполненных работ такими подрядчиками, оставляет желать лучшего. К тому же существует план проведения противопаводковых мероприятий, прогноз кассовых выплат, в которых четко определены сроки работ и сроки освоения финансовых средств. За нарушения, которых, грозит определенная ответственность администрации муниципального образования в целом. Поэтому даже если работы подрядчиком выполнены некачественно, администрации, в большинстве своем, принимают такие работы. Да, в контракте прописываются сроки выполнения работ, различные требования, штрафные санкции, гарантии и т.д. но даже если добиваться качественного выполнения работ, это требует трудовых и временных затрат, судебные тяжбы, бумажная волокита. А страдает, прежде всего, от этого население, которое проживает в зоне возможного подтопления.

В пункте 9 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес-

печения государственных и муниципальных нужд» указано, что при произошедшей ЧС природного или техногенного характера допускается заключение договора с единственным поставщиком на проведение работ по ликвидации ЧС, но это уже при сложившейся ситуации, что идет в разрез с предупредительными мероприятиями по предупреждению и защите населения от ЧС. Целесообразно было бы пункт 9 статьи 93 рассматриваемого закона изложить в следующей редакции: «9) закупки определенных товаров, работ, услуг в целях предупреждения или вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для предупреждения или ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера ...».

Одним из направлений защиты населения при чрезвычайных ситуациях военного характера является укрытие населения в подвальных и других заглубленных помещениях, которые необходимо дооборудовать до простейших укрытий. Ели взять городской округ - город Барнаул с населением около семи сот тысяч человек, то в этом случае необходимо дооборудовать примерно тысячу подвальных помещений, на что потребуются миллиардные затраты из местного бюджета, поэтому вывод напрашивается сам собой - ни одно муниципальное образование никогда не потянет таких затрат.

Согласно Методическим рекомендациям [2], утвержденными приказом Сибирского регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22.11.2016 г. № 758 в муниципальных образованиях должны создаваться и организовываться работы патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп. На территории городского округа - города Барнаула не в полной мере реализовывается данное направление. Законодательно не закреплено создание, организация и финансирование таких групп, нет четкого понимания функционирования и взаимодействия с территориальными органами.

В целях защиты населения и территорий, обнаружения и ликвидации очагов природных пожаров (палов травы), пресечения случаев сжигания мусора на территории городского округа - города Барнаула в пожароопасный сезон во взаимодействии с представителями отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Барнаулу, Управления МВД РФ по городу Барнаулу, отдела лесных отношений по Барнаульскому лесничеству необходимо закрепить нормативно правовым актом организацию и работу патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп, определить функционал

Согласно Положению о создании при администрации Железнодорожного района города Барнаула постоянно действующего органа управления звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определен орган управления, который представлен штабом по делам ГО и ЧС, в состав которого входит начальник штаба (муниципальный служащий в штате администрации района) и члены штаба - работники муниципального казенного учреждения «Управление по делам ГОЧС г. Барнаула» (не являющиеся муниципальными служащими), переданные в оперативное подчинение начальнику штаба по делам ГО и ЧС района. Данные специалисты не могут выполнять множество функций, возложенных на штаб по делам ГО и ЧС, т.к. не являются муниципальными служащими.

На сегодняшний день предлагается создать полноценный отдел по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, состоящий, как минимум, из трех специалистов - муниципальных служащих администрации района.

Имеют место быть случаи, когда администрация городского округа -города Барнаула инженерно-технические мероприятия проводит без согласования и консультаций с районной администрацией. К примеру, возведение нового моста через реку Пивоварку в Железнодорожном районе в 2016 году. Специалисты местной администрации, работники ТОС, местные жители имеют представление о природных особенностях той местности в отличие от подрядчика, который выиграл аукцион на проведение данных работ, причем никогда не занимался этим видом деятельности. В результате чего после приема работ дождевые и сточные воды стали уходить не в русло реки, а в дома и на участки местных жителей и вот в этом случае работа с населением и его защитой от подтопления ложится на местную администрацию. Конечно, подрядчика принуждают исправлять недостатки, но это, как уже упоминалось ранее, требует дополнительного времени. Поэтому целесообразным было бы контроль данных работ передавать в полномочия местной администрации, или проводить работы предварительно согласовав их с местными органами управления.

Не имея своего финансового резерва, техники, квалифицированных специалистов, согласованности в проведении инженерно-технических и строительных работ с администрацией городского округа районные администрации не могут выполнять весь комплекс мероприятий, направленный на предупреждение и защиту населения от чрезвычайных ситуаций, который устанавливает действующее законодательство.

Таким образом, современное состояние местного самоуправления в нашей стране, практика обеспечения защиты от ЧС, говорит о том, что на сегодняшний день нецелесообразно ставить вопросы предупреждения и защиты населения от ЧС к вопросам, решаемым органами местного самоуправления, данное направление должно относиться к деятельности органов государственной власти.

Но это не означает, что органы местного самоуправления не должны участвовать в решении рассматриваемых вопросов, потому как значительное количество ЧС за границы отдельных муниципальных образований не выходят и чаще всего являются муниципальными, поэтому элементарные меры по предупреждению и защите от ЧС в реальных условиях могут быть осуществлены органом местного самоуправления. По аналогии с полномочиями органов местного самоуправления в области пожарной безопасности необходимо разработать поправку - «первичные меры защиты от чрезвычайных ситуаций» - меры, связанные с территорией и населением муниципального образования, которые своевременно должны выполнять силы и средства органа местного самоуправления, до прибытия федеральных и/или региональных специализированных сил, а также не требующие значительных финансовых затрат.

Создание и содержание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС должно быть отнесено к ведению органов государственной власти, что позволит гарантировать их создание в достаточном объеме, т.к. во многих случаях органы местного самоуправления не имеют для этого достаточных средств [4].

За органами местного самоуправления необходимо закрепить полномочия по оповещению населения об угрозе и возникновении ЧС, информированию о возможных угрозах ЧС, организации первоочередных мероприятий по эвакуации населения, пропаганде знаний в области защиты от ЧС, обучению неработающего населения, потому что указанные полномочия не повлекут за собой значительных финансовых затрат, но в то же время, они тесно связаны с местным населением.

Библиографический список

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп.,

вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

2. Методические рекомендации по созданию и организации работы патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп, утвержденные приказом Сибирского регионального центра МЧС России от 22.11.2016. № 758.

3. Безопасность жизнедеятельности /под ред. Э.А. Арустамова. -Москва: Юнити, 2006. - 75 с.

4. Чакалова, М.С. Решение органами местного самоуправления вопросов, связанных с общественной безопасностью / М.С. Чакалова // Практика муниципального управления. - 2009. - № 5. - С. 76-81.

УДК 34. 347. 2/3

Бондаренко Светлана Александровна

Соотношение частных и публичных интересов при защите права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными

Аннотация: В статье автор рассматривает отдельные специальные способы защиты прав и имущественных интересов собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, показывают правовые средства разрешения проблем, возникающих при столкновении частных и публичных интересов муниципальных образований.

Ключевые слова: жилое помещение, аварийный многоквартирный дом, специальные способы защиты права собственности

Одной из сфер, в которой сталкиваются частные интересы собственников жилых помещений и публичные интересы муниципальных образований, является сфера защиты права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах (далее - МКД), признанных аварийными. В соответствии со ст.2 ЖК РФ муниципалитеты в пределах своих полномочий обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище и защиту их прав и законных интересов граждан как титульных владельцев.

Развитие рыночных отношений в жилищной сфере, в определённой мере, ослабило степень защищенности жилищных интересов граждан. Как показала практика, приватизация преследовала не только цель приобретения гражданами права собственности на жилые помещения, но и как отмечает П.В. Крашенинников, замыслом законодателя, было постепенное снятие с бюджетов муниципальных образований бремени содержания недвижимого имущества и передача этого бремени частным соб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.