Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСШТАБЫ МИГРАЦИИ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / СТРУКТУРА ПОТОКОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля И.В.

Вопросы нелегальной миграции в России как никогда актуальны. Вместе с повышением рисков усиления этнической преступности, наркотрафика, эпидемий и других государство лишается существенных налоговых поступлений, так как взимание налогов с незарегистрированных лиц крайне затруднено. В статье рассматриваются тенденции изменения динамики миграционных показателей - масштабов, структуры потоков, интенсивности, территориальной дифференциации. Отметим, что указанные параметры зависят от одновременного действия различных факторов, многие из которых мы не можем пока идентифицировать и количественно оценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ»

прекращении деятельности или санации банка, требования о его внешнем управлении. Данный орган может быть создан с помощью выделения Управления инспектирования банков из структуры ЦБ РФ.

Использованные источники:

1.Симановский, А.Ю. Банковское регулирование: революция (тезисы) /А.Ю. Симановский // Деньги и кредит. 2014 №1. С. 44-47.

2.Данные Центрального банка Российской Федерации (Банка России) о количестве банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/hd_base/default.aspx?prtid=valmt (Дата обращения: 22.03.2017)

3.Корнеев, Ю. В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе / Ю.В. Корнеев // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 233-236.

4.Лаврушин, О.И. Банковская система в современной экономике: учебное пособие / под ред. проф. О.И. Лаврушина.— М. : КНОРУС, 2016. — 360 с.

5.Тосунян, Г.А. Создание эффективной банковской системы в России / Г.А. Тосунян // Финансы и кредит. - 2016. -№ 8. - С. 152-156

б.Эриашвили, Н.Д. Банковское законодательство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления, специальности «Юриспруденция»/ Н.Д. Эриашвили [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 423 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52441.— ЭБС «IPRbooks»

Зозуля И. В. зам. начальника отдела кадров ООО « ПСК-Союз» Россия, г. Красноярск ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ

Аннотация

Вопросы нелегальной миграции в России как никогда актуальны. Вместе с повышением рисков усиления этнической преступности, наркотрафика, эпидемий и других государство лишается существенных налоговых поступлений, так как взимание налогов с незарегистрированных лиц крайне затруднено. В статье рассматриваются тенденции изменения динамики миграционных показателей - масштабов, структуры потоков, интенсивности, территориальной дифференциации. Отметим, что указанные параметры зависят от одновременного действия различных факторов, многие из которых мы не можем пока идентифицировать и количественно оценить.

Ключевые слова: Масштабы миграции, нелегальная миграция, снижение налоговых поступлений, структура потоков, территориальная дифференциация.

На первый взгляд, тенденции миграции объясняются ее недоучетом, хотя в принципе неясно, как изменялась полнота учета миграции в целом. В то же время действующие с 1996 года правила регистрации населения "на постоянное жительство", по-видимому, стабильны. Поэтому степень полноты учета довольно устойчива [1, 2, 3, 4, 5].

Как показала Всероссийская перепись населения 2002 года, о чем шла речь выше, недоучет населения ограничен как группой районов массового оттока, так и притока населения. И хотя, как отмечалось выше, существуют проблемы повышения качества учета миграции, в целом же кризисная оценка состояния текущего учета миграции относится в большей мере к учету внешней миграции [6, 7, 8, 9, 10].

Вторая гипотеза объясняет современную динамику заменой миграции временными перемещениями. Действительно, исследования, проведенные в 1990-е годы, подтвердили тесные связи различных видов перемещений. Так, беженцы и вынужденные переселенцы принимали активное участие во внутренних перемещениях в России. В 2011-2013 годах только 57% опрошенных беженцев и вынужденных переселенцев не предполагали сменить место жительства, 23% хотели бы уехать, в их числе 8% выразили желание уехать как можно скорее. Вынужденные мигранты и беженцы, проживавшие в сельской местности, хотели мигрировать в 2,8 раза чаще, чем эта же группа мигрантов в крупных городах16. По другим данным, значительная часть нелегальных трудовых мигрантов из стран СНГ (35,6% женщин и 40% мужчин) намерена перейти в состав постоянных жителей России17. Каналы легализации нелегальных мигрантов - покупка жилья, изменение брачного статуса, регистрация "на постоянное местожительство" и т.д. Следовательно, анализируя миграцию, необходимо учитывать влияние различных видов временных перемещений: некоторые из них ее "замещают". С другой стороны, временные перемещения выступают предпосылкой развития миграции.

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение [11, 12, 13].

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик [14, 15, 16].

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится, настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых

отраслей национальной экономики строительства, угольной

промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции [17, 18, 19].

Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития процессов трудовой миграции складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие [20, 21, 22].

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств [23, 24 ,25].

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств [26, 27].

Дебаты по вопросу эмиграции российской рабочей силы сегодня несколько поутихли, хотя проблема остается. Ведь почти половина выехавших на заработки не возвращаются. По оценкам Госкомстата из России ежегодно уезжает 250 тысяч человек, то есть страна каждый год теряет в среднем от 100 до 125 тысяч специалистов, что, несомненно, отражается на трудовом потенциале. Назрела необходимость активного вмешательства государства в регулирование этого процесса с учетом мирового опыта приобретений и потерь [28, 29, 30].

Наиболее ярким примером миграции по экономическим причинам является перемещение рабочей силы внутри Европы. До начала 1970-х в благополучные западноевропейские страны на заработки переехали миллионы работников из отсталых регионов, так называемые гастарбайтеры [31, 32].

Феномен гастарбайтера наглядно иллюстрирует как положительные, так и отрицательные стороны международной миграции. Страны, имеющие в избытке трудовые ресурсы, но нехватку капиталов, могут импортировать капиталоемкие товары или занимать капитал за границей, а с относительно избыточным капиталом могут импортировать трудоемкие товары или прибегнуть к найму рабочих-мигрантов [33, 34, 35 , 36].

В межстрановом аспекте перераспределение трудовых ресурсов ведет к выравниванию заработной платы. В странах, где наблюдается их избыток, работники получают меньшую зарплату, по сравнению с теми, где ощущается нехватка рабочих рук. Вместе с тем отъезд за рубеж приводит к сокращению занятости, способствуя тем самым повышению уровня оплаты труда. И если бы не существовали препятствия для перемещения, могло бы произойти полное выравнивание цены труда [37, 38, 39, 40].

Однако, несмотря на общий выигрыш некоторые группы эмигрантов оказываются в проигрыше. Так, если отъезжающие на заработки за рубеж выигрывают в заработной плате, то трудящиеся в странах, принимающих их, теряют, поскольку рынок труда мгновенно реагирует на повышение предложения рабочей силы, соответственно понижается цена на труд. В то же время на родине мигрантов падает предложение труда и работодатели вынуждены искать более неприхотливых работников [41, 42, 43].

По мнению ряда специалистов, международная подвижность рабочей силы, предоставляя определенные принципиальные преимущества, на деле приводит и к уменьшению благосостояния общества. Ведь в большинстве случаев иммигранты соглашаются на непривлекательную для местных жителей работу, поэтому немногие из них смогут стать высококвалифицированными специалистами, а в итоге уменьшается потенциал своей страны.

В этом случае применяется государственное регулирование иммиграционных потоков. Существует огромное количество ограничений на перемещение трудовых ресурсов. Нестабильность в Восточной Европе, война в бывшей Югославии и распад Советского Союза заставили многие европейские страны ужесточить иммиграционное законодательство. В 2014 году Франция ограничила въезд желающих, Германия приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентами на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту. В основном, это относится к туркам, которые раньше имели по закону такие права. Ужесточили иммиграционное законодательство Австрия, Италия, Испания и Португалия.

Активизация интеграционных процессов в Западной Европе, является важным фактором для интернационализации рынка труда. В настоящее время в ЕС достигнута высокая степень объединения национальных рынков труда. С 2009 года, все работающие по найму в странах Сообщества, получают единый документ о занятости, в котором указывается лишь работодатель,

место и продолжительность работы, величина вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования. В то же время этот процесс имеет и обратную сторону, а именно значительную сложность для иммигрантов в получении работы, что нашло свое отражение в иммиграционном законодательстве.

Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам от переводов средств мигрантов на родину. Их доля довольно значительна, суммы достигают миллиардов долларов. Из 80 стран, дающих сведения о своих платежных балансах в Международный Валютный Фонд, 52 страны имеют доходы от экспорта рабочей силы. За последние пятнадцать лет 37 стран имели ежегодные поступления доходов по статье "переводы работающих за рубежом" на общую сумму более 100 млрд. долларов.

Сложился определенный круг государств как бы "специализирующихся" на экспорте трудовых ресурсов. Ведущее место здесь занимают республики бывшей Югославии, Пакистан, Турция, в последние годы к ним добавились Польша, Израиль, Испания и Португалия.

По оценкам, реальные поступления в национальный доход страны-экспортера рабочей силы в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собой и ценности, и сбережения.

По данным МВФ, средняя норма прибыльности по экспорту товаров составляет 20 %, по экспорту услуг - 50 %. В 90-е годы страны бывшей Югославии, ведущего мирового экспортера трудовых ресурсов, по этой статье в среднем ежегодно получали около 10 млрд. долларов, из них в виде переводов из-за рубежа своим семьям - 3,5 млрд. долларов, и около 7 млрд. долларов по возвращении мигрантов.

Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов, многие государства поддерживают подобную специализацию, ставшую для них не только важнейшим источником валютных поступлений, но и условием социальной стабильности. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.

Существует и ряд других причин, побуждающих отдельные страны (Италия, Португалия, Греция, а в последнее время и Канада) обращаться к экспорту рабочей силы. Дело в том, что при переводе части заработной платы на родину иммигранты сдают в банк свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладая пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода.

Трудовая миграция с точки зрения платежного баланса России рассматривается как экспорт рабочей силы, поскольку связана с притоком

валютных поступлений за счет перевода заработной платы работающих за рубежом, приобретения ими технических новшеств, товаров длительного пользования и т.д., которые суммируются в общенациональном масштабе с накопленными страной активами.

Правовой основой экспорта рабочей силы из России является закон "О занятости населения РФ", где в статье 10 "Право граждан на профессиональную деятельность за границей" указано на то, что граждане "имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей". Право на трудовую миграцию за рубеж закреплено и в статье 42 Конституции РФ, определяющей право граждан на свободный выезд за пределы страны и беспрепятственное возвращение.

Сегодня трудоустройство российских граждан за границей в большинстве своем отдано на откуп частным агентствам, которые не всегда оказываются достаточно компетентными и добросовестными. В результате страдает гражданин, оказывающийся в другой стране бесправным и брошенным.

Не пора ли государству активнее вмешиваться и брать на себя роль "ответчика и регулировщика" миграционных потоков российских специалистов за границу. Выгода очевидна - человеку и государству.

Миграционная обстановка в Москве - результат противоречивых социально-экономических и политических процессов в стране и мире. Рост массовой вынужденной и экономической миграции, в том числе незаконной, ставит перед органами власти Москвы сложные нестандартные задачи регулирования миграционной ситуации в столице.

Благодаря принятым мерам снижены объемы вынужденной миграции, наводится порядок в организации привлечения иностранной рабочей силы, городские гостиницы освобождаются от беженцев. Положено начало установлению контроля за применением иностранной рабочей силы на рынках города, за деятельностью фирм, занимающихся экспортом рабочей силы.

Вместе с тем миграционная обстановка в Москве остается напряженной. Неблагоприятным фактором служит пребывание в городе значительного числа незаконных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, не имеющих регистрации в органах внутренних дел и разрешений на работу и образующих "теневое" экономическое поле. В общежитиях города продолжает пребывать значительная часть беженцев "первой волны". Внешние факторы, формирующие миграционную ситуацию в столице, прозрачность границ, наличие очагов напряженности, недостаточность нормативной базы - остаются дестабилизирующими. Правительство Москвы отмечает, что для ее нормализации не в полной мере используются имеющиеся возможности, недостаточно эффективно и комплексно ведется работа по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной деятельности, включая подготовку законодательных

инициатив в федеральные органы власти и в Московскую городскую Думу. Не обеспечено необходимое взаимодействие исполнительных органов власти города Москвы в сфере регулирования миграции.

В целях ускорения социально-экономического развития города, противодействия негативным тенденциям в миграционных процессах, обеспечения законных прав постоянных жителей Москвы, вынужденных переселенцев и беженцев, укрепления общественной безопасности Правительство Москвы постановляет утвердить Программу регулирования миграции в г. Москве на 2013-2015 годы и считать приоритетными задачами регулирования миграции на указанный период:

1. Ограничение роста избыточной вынужденной миграции.

2. Обеспечение защиты рынка труда Москвы от избыточной трудовой миграции.

3. Выявление и предупреждение незаконной миграции.

4. Активизация миграционных процессов, благоприятствующих

5. социально-экономическому развитию Москвы

6. Предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в результате концентрации в городе различных категорий мигрантов.

7. Завершение переселения беженцев и вынужденных переселенцев из гостиниц города и принятие мер по их расселению в другие регионы Российской Федерации.

8. Улучшение социально-бытовых условий пребывания вынужденных переселенцев и беженцев.

9. Внутренняя и внешняя трудовая миграция остается на повестке дня как злободневный вопрос.

В последние 20 лет трудовая миграция граждан юга Кыргызстана за пределы страны имеет вид стихийного, не поддающегося управлению явлению, в котором принимают участие крупномасштабные группы населения в трудоспособном возрасте. В силу того, что процессы в сфере внешней трудовой миграции реализуются в основном в нелегальной, неофициальной форме миграционные ведомства Кыргызстана и стран, принимающих кыргызстанских трудовых мигрантов не обладают достоверными данными о происходящих процессах. Зачастую информация о масштабах, основных направлениях и других характеристиках внешней трудовой миграции населения основывается на результатах социологических обследований. В миграционных процессах по линии внешней трудовой миграции участвует около 600 тыс. граждан республики. Около 2/3 потока трудовых мигрантов формируется в южных Ошской, Жалал-Абатской и Баткенской областях КР. В общей численности внешних трудовых мигрантов большинство составляют жители сел и малых городов. В структуре трудовых мигрантов доля мужчин составляет около 73 % . Основными векторами внешней трудовой миграции для жителей южного региона КР является

Российская Федерация, куда направляются до более 80 % мигрантов и Казахстан - около 15 % мигрантов Современная внешняя трудовая миграция, денежные переводы трудовых мигрантов оказывают сильное влияние на социально-экономическое развитие южного региона КР. В современный период внешняя трудовая миграция превратилась крупномасштабный неформальный сектор внешнеэкономической деятельности, в котором заняты сотни тысяч граждан республики, обращается большой объем финансовых ресурсов. Сумма финансовых средств, которые ежегодно пересылают в Кыргызстан из-за границы трудовые мигранты составляет около 1.5-2. млрд. долл. США, что сопоставимо с 1/3 валового внутреннего продукта и превышает величину госбюджета республики. Трудовая миграция создает мощный поток денежных переводов из России и Казахстана в южные области КР. Как отмечено в отчете Всемирного Банка «Финансирование глобального развития», наметился новый набирающий силу источник капитала для развивающихся стран - денежные переводы от мигрантов, работающих в благополучных странах. С 2013 года эти переводы постоянно растут, достигнув 2 миллиардов в 2015 г. Данные трансферты почти в два раза превосходят суммы, направляемые в виде помощи по официальным каналам. Переводы мигрантов более демократичны по сравнению с частным и официальным финансированием и представляют сугубо частные передачи фондов между членами домохозяйств и не создают каких либо обязательств у стороны, получившей средства. Деньги, заработанные мигрантами, используются, как правило, на создание элементарных условий существования домохозяйств, а если вкладываются в инвестиции, то направляются на основе выбора мигрантом в наиболее выгодное для него дело без указаний международных организаций и фондов. Чтобы направить денежные потоки мигрантов в нужное для республики русло правительство Кыргызстана должно создать условия, выгодные для мигрантов по вложению переводов в различные отрасли и сферы национальной экономики. Отсутствие переводов или незначительное их количество, наличие большого финансового дефицита обуславливает острое несоответствие текущего счета и это обуславливает зависимость Кыргызстана от иностранного капитала. Рост объемов переводов снижает дефицит по текущим операциям и сокращает возможность кризиса платежного баланса, а это позволяет проводить эффективные экономические реформы в республике. Основная часть кыргызстанских мигрантов ориентирована на временную трудовую миграцию и занята сфере неквалифицированного, низкооплачиваемого труда. Трудовые мигранты из Кыргызстана готовы занимать рабочие места с неблагоприятными условиями труда и низким уровнем оплаты. Согласно данным социологических исследований трудовая миграция является эффективной школой бизнеса и рыночных отношений. Мигрантские заработки позволили многим домохозяйствам южного региона, в котором есть работники на выезде, в России и в Казахстане открыть свой бизнес, а

части домохозяйств расширить свой бизнес. Работа на выезде позволила значительной части мигрантов улучшить свое финансовое положение.Уровень жизни миграционных домохозяйств, по самооценкам членов семей, в среднем выше, чем в целом по республике. Миграционные семьи, как правило, лучше обеспечены жильем, современными предметами длительного пользования: автомобилями, мебелью, компьютерами, чем хозяйства, не имеющие мигрантов. Мигранты из Юга Кыргызстана в ходе работы за рубежом приобретают ценный деловой опыт, квалификацию, навыки. Они активно осваивают нормы поведения, методы эффективной работы, культуру труда на рынках труда разных стран. Мигранты, усваивая опыт работы на рынках разных стран, выступают как проводники рыночных отношений.Трудовые мигранты из Кыргызстана осваивают рынки не только в рамках СНГ, но и рынки дальнего зарубежья. Данные исследований домохозяйств Кыргызстана показывают, что основной целями трудовой миграции являются выживание семьи, борьба с бедностью. Для значительной части лиц, работающих на выезде, миграционная деятельность является основным средством поправить материальное положение семьи, а для определенной части семьи просто средством выжить в сложившейся социально-экономической обстановке. Заработанные деньги используются главным образом для удовлетворения насущных жизненных потребностей в питании, одежде, образовательных услугах, отдыхе, для приобретения товаров длительного пользования, улучшения жилищных условий (покупка, ремонт жилья, дачного участка). При этом, практически никто из мигрантов не смог выйти с помощью доходов от мигрантской деятельности на уровень престижного потребления, купить недвижимость за рубежом, обучать детей в дальнем зарубежье и т.п. Определенная часть мигрантских семей не сумела решить свои сколько - нибудь серьезных проблем. Их мигрантские заработки могут удовлетворить лишь самые элементарные, насущные потребности в питании, одежде. Это тоже имеет положительное значение, так как спасает семьи от голода и нищеты. Трудовая миграция в современных условиях остается эффективным средством выживания населения юга КР и борьбы с бедностью и видимо еще длительное время будет выполнять эту роль. Результативность деятельности домохозяйств по выездной деятельности далеко не одинакова и это сказывается на уровне их жизни. Это объясняется не только возросшим уровнем их квалификации, но и приобретенной уверенностью в результатах миграционной работы. Мигранты достигают высокой психологической мотивации, позволяющей им идти на риск и заниматься совершенно новым бизнесом, изменять социальную среду, темп и образ жизни. На основе вышеизложенного можно резюмировать, что основной массе мигрантских домохозяйств в результате мигрантской деятельности удалось не только выжить, но и добиться определенных положительных результатов, что выражается в высокой степени

удовлетворенности общим уровнем своего благосостояния, своим имуществом, качеством питания, одеждой и т.п.

Выводы и предложения Трудовая миграция, таким образом, является эффективным средством приспособления населения к изменившимся социально-экономическим условиям. Для большинства мигрантов выездная работа является одной из основных, а иногда и единственной возможностью поправить материальное положение семьи. Таким образом, трудовая миграция оказывает благоприятное влияние на экономический рост и снижение бедности на юге Кыргызстана. Однако к этому вопросу нет должного внимания со стороны властей. Нет точного учета трудовых мигрантов за границей, оценки численности трудовых мигрантов значительно разнятся. Отсутствует надежная система учета переводов работающих кыргызстанцев за рубежом. Переводы выездных мигрантов оказывают положительное воздействие на текущий счет платежного баланса Кыргызстана. Денежные переводы мигрантов увеличивают национальный доход государства, увеличивают поступление иностранной валюты и содействуют росту национальных сбережений. За счет переводов частично финансируется импорт, что предотвращает кризисы платежного баланса. Поступления переводов, также как и движение частного и общественного капитала, увеличивает запасы иностранной валюты и сбережения населения, которые используются на целях экономического развития.

Использованные источники: 1.Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции / В.В. Зозуля, П.Д. Журавлев // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 31. - С. 2027.

2. Зозуля В.В. Таможенные платежи и налоги в рамках действия Таможенного Союза / В.В. Зозуля // Наука и практика. - 2013. - № 1 (9). - С. 114-118.

3. Зозуля В.В., Хочаев И.М. Перспективы развития трансфертного ценообразования / В.В. Зозуля, И.М. Хочаев // Международный бухгалтерский учет. -2013. - № 45(291). - С. 26-31.

4.Шумаев В.А., Романченко О.В., Ранюк В.В. Социально-экономические проблемы демографического кризиса / В.А. Шумаев, О.В. Романченко, В.В. Ранюк // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 247-252.

5.Жидков А.С., Романченко О.В. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития Арктики / А.С. Жидков, О.В. Романченко // В сборнике: Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI международной научной конференции: в 2-х частях. 2015. С. 102-111.

6.Романченко О.В., Виттенбек В.К., Шумаев В.А. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за

рубежом - монография / О.В. Романченко, В.К. Виттенбек, В.А. Шумаев. - М.: Новые печатные технологии, 2013, 128 с.

7. Зозуля В.В. Реструктуризация народного хозяйства: регионально-отраслевой аспект / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2006. - № 4. - С. 110.

8. Зозуля В.В. Роль государства и бизнеса в повышении доходности лесного сектора / В.В. Зозуля // Лесной экономический вестник. - 2009. - № 4. - С. 5761.

9.Зозуля В.В., Лобанова Н.А. Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор социальной защиты населения / В.В. Зозуля, Н.А. Лобанова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2006. - № 9. - С. 11-16.

10.Зозуля В., Романченко О., Апалькова И. Управление инвестиционными проектами: экономический аспект / В. Зозуля, О. Романченко, И. Апалькова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 4. - С. 213217.

11.Зозуля В.В., Исмаилов М.В. Проблемы и перспективы повышения фискального значения по акцизному налогообложению / В.В. Зозуля, М.В. Исмаилов // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет им. С.Ю. Витте". 2015. С. 486-495.

12.Романченко О.В., Зозуля И.В. Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации / О.В. Романченко, И.В. Зозуля // Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - С. 64-67.

13. Зозуля В.В. Совершенствование системы платежей за лесопользование: налоговые и неналоговые формы / В.В. Зозуля // Финансы и кредит. - 2010. -№ 45 (429). - С. 36-39.

14. Зозуля В.В., Сергеева А.Ю. Методические рекомендации по развитию инвестиционного налогового кредита / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Транспортное дело России. - 2015. - №2 (117). - С. 11-13.

15. Зозуля В.В., Сергеева А.Ю. Теоретические вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 18 (408). - С. 33-42.

16.Зозуля В.В. Методология формирования системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами -автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2011.

17. Зозуля В.В., Романченко О.В. Развитие предпринимательства как фактор стратегической политики России / В.В. Зозуля, А.В. Романченко // В сборнике: От научных идей к стратегии бизнес-развития Сборник статей-

презентаций научно-исследовательских работ студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых - участников Международной Межвузовской Студенческой конференции по проблеме «Финансовая безопасность бизнеса и государства: проблемы и решения». Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Москва, 2016. С. 240244.

18.Зозуля В.В., Саханов В.В., Фитчин А.А. Российская Федерация в мировой торговле лесоматериалами: проблемы импортозамещения / В.В. Зозуля, В.В. Саханов, А.А. Фитчин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 3 (2016). - С. 15-25.

19. Зозуля В.В. Концепция развития системы налогов и иных обязательных платежей за лесопользование - монография: [принципы платности, лесной налог, налоговый кодекс РФ, фонд воспроизводства, неистощительное лесопользование] / В. В. Зозуля. Москва, 2011.

20.Зозуля В.В. Проблемы совершенствования налогообложения в условиях структурных изменений экономики: теория, практика, последствия -монография / В. В. Зозуля; Федеральное агентство по образованию, Сибирский федеральный ун-т, Ин-т естественных и гуманитарных наук. Красноярск, 2007.

21.Зозуля В.В. Современная налоговая политика России: проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. - 2012. - № 7-8. - С. 43. 22.Зозуля В.В. Налоговые механизмы развития лизинговой деятельности в условиях рецессии / В.В. Зозуля // Инновационное развитие экономики. -2016. - № 3-1 (33). - С. 189-193.

23. Зозуля В.В., Зуйков А.В. Классификация имущества для целей налогообложения / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // Международный бухгалтерский учет. -2015. - № 14(356). - С. 41-50.

24.Зозуля В.В., Зуйков А.В. Налогообложение инвестиций в недвижимость в Австралии и в России / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет им. С.Ю. Витте". - 2015. - С. 476-485. 25.Зозуля В.В. К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов / В.В. Зозуля // Финансы и кредит. 2009. № 22 (358). С. 80-83.

26. Зозуля В.В. Рентные и арендные отношения в налогообложении возобновляемых природных ресурсов / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. 2009. № 10. С. 32-35.

27. Зуйков А.В. Влияние имущественного налогообложения на фискальную нагрузку: методический аспект / А.В. Зуйков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10. - № 1 (331). С. 104-113.

28.Зуйков А.В. Совершенствование методических основ кадастровой оценки земель лесного фонда в целях налогообложения / А.В. Зуйков // Наука и практика. - 2017. - №1. - С. 114-118.

29.Зозуля В.В., Зуйков А.В. Вопросы оптимизации транспортного налога / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 6 (429). - С. 107-114.

30.Зозуля В.В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика [лесной налог, фонд воспроизводства, лесная рента, Налоговый кодекс РФ, Лесной кодекс РФ]: монография / В. В. Зозуля. Москва, 2010. 31.Зозуля В.В. Роль налогового фактора в реализации принципа неистощительного лесопользования / В.В. Зозуля // Налоги и финансовое право. 2010. № 6. С. 252-258.

32.Зозуля В.В. О проблемах платежей за использование лесных ресурсов / В.В. Зозуля // Финансы. - 2007. - № 11. - С. 36-39.

33.Зозуля В.В. Налогообложение природопользования учебник и практикум /

Москва, 2014. сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.)

34.Зозуля В.В. Природоресурсные платежи и налоги в доходах бюджета / В.В.

Зозуля // Вестник Финансового университета. 2008. № 4. С. 139-149.

35. Зозуля В.В. Моделирование социально- экономического развития

лесопромышленного комплекса России / В.В. Зозуля // Экономика. Налоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право. 2014. № 6. С. 49-54.

36.Зозуля В.В. Налогообложение в лесном секторе экономики: проблемы и перспективы / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2010. - № 1. С. 56-60.

37.Зозуля В.В. Методическое обеспечение системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами / В.В. Зозуля // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 2-1. - С. 3-7.

38.Смирнов Д.А. Теория и методология имущественного налогообложения / Д.А. Смирнов - Диссертация на соискание степени доктора экономических наук, 2010. - 392 с.

39.Савина О.Н. Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России / О.Н. Савина // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 19. - С. 44-60.

40.Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Актуальные вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики / Л.И. Гончаренко, О.Н. Савина // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 5. - С. 117-125.

41.Гумеров М.Ф. и др. Современное состояние и особенности национальной экономики в условиях глобализации: монография / М.Ф. Гумеров и др. - М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (Москва), 2014. - 528 ^

42. Савина О.Н. Актуальные вопросы развития налоговой системы в условиях глобализации экономических процессов / Сборник научных статей. Под общей редакцией Т.Г. Шешуковой. Пермь, 2014. С. 114-125.

43.Гумеров М.Ф. Эволюция теоретических основ организационного управления в современной экономике / М.Ф. Гумеров // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 118-121.

Зуйков А.В. аспирант

кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение»

РЭУ имени Г.В. Плеханова Россия, г. Москва ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Аннотация. В современных мировых социально-экономических условиях имущественные отношения определяют дальнейшее развитие национальной экономики. От имущественного обеспечения зависят все отрасли народного хозяйства - сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, торговля и др. Имущественное налогообложение является важным направлением реформирования налоговой системы России. Важность имущественных налогов как источников обеспечения бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований финансовыми ресурсами особенно ощутима в период кризисов в экономике. Теоретическая база имущественного налогообложения в последние годы активно развивается. Тем не менее, вопросы имущественных налогов как части концептуальных инструментов налоговой политики и совершенствования налоговой системы, понятийный аппарат и терминологический инструментарий достаточно дискуссионны и нуждаются в дополнениях и изменениях в соответствии с последними достижениями экономической науки во взаимосвязи с потребностями национальной экономики РФ. Нормативно-правовое обеспечение имущественного налогообложения в РФ отличается повышенной сложностью и имеет комплексный характер. Оно состоит из двух частей - основной и вспомогательной. В основную часть входят непосредственно положения налогового законодательства, а во вспомогательную - отдельные положения гражданского, земельного, лесного, водного и других видов законодательства, оказывающих прямое или косвенное влияние на имущественное налогообложение. Между двумя частями есть определенные противоречия, имеющие во многих случаях различные финансовые последствия для субъектов налогообложения. Существует большое количество проблем частного характера непосредственно в налоговом законодательстве, значимых для имущественного налогообложения. Методическое обеспечение имущественного налогообложения в России представлено в форме методик и методических указаний по расчету

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.