Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, УЛЬЯНОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, УЛЬЯНОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Е.О.

Налоговый потенциал российских регионов имеет определяющее значение для развития страны. Статья посвящена анализу налогового потенциала разных по своим характеристикам субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, УЛЬЯНОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ»

2.О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров [Текст] : Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 376 (ред. от 03.11.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлю с ».

3.О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. 30.12.2012)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Савина Е. О. аспирант департамент Налогов Финансовый Университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, УЛЬЯНОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ

ОБЛАСТЕЙ

Аннотация. Налоговый потенциал российских регионов имеет определяющее значение для развития страны. Статья посвящена анализу налогового потенциала разных по своим характеристикам субъектов РФ.

Ключевые слова: Бюджетное планирование, бюджетное прогнозирование, бюджетный федерализм, налоговый потенциал, экономический потенциал.

По итогам 2015 года Челябинская область среди субъектов Российской Федерации сохранила лидирующие позиции по целому ряду направлений [1].

В регионе выпускается каждая 4-я тонна проката и стали, каждый 3-й кг макаронных изделий, 45% огнеупорных изделий, 12,5% стальных труб [2].

19 октября 2015 года агентство Fitch Raitings подтвердило Челябинской области высокий кредитный рейтинг (аналогичный рейтингу России) на уровне ВВВ [3].

Положительные тенденции социально-экономического развития области в 2015 году (в % к 2014 году):

- производство машин и оборудования увеличилось на 16,9%, добыча полезных ископаемых - на 15,6%, текстильное и швейное производство - на 13,7%, химическое производство - на 6,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 3,4%;

- грузооборот автомобильного транспорта - на 6,6%;

- объем продукции сельского хозяйства - на 5,9%;

- налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета -на 8,9%;

- прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям увеличилась в 2,1 раза.

_Отрицательные тенденции в 2015 году (в % к 2014 году):

- индекс промышленного производства снизился на 2%, в том числе: производство транспортных средств и оборудования - на 13,7%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - на 10,6%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - на 5,0%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 3,3%;

- реальная заработная плата - на 6,8%;

- реальные располагаемые денежные доходы населения - на 6,6%;

- внешнеторговый оборот снизился на 25,6%, в т. ч. экспорт - на 20,0%;

- индекс потребительских цен вырос на 12% к декабрю 2014 года и на 14,1% в среднегодовом выражении;

- численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 25,8%.

2. Ульяновская область.

Валовой региональный продукт за 5 лет (с 2011 по 2015 гг.) вырос в 1,7 раз со 178 до 300 млрд. рублей. Окончательные данные будут через несколько месяцев, но уже сейчас понятно, что ВРП почти удвоен.

Объём промышленного производства увеличился на 83% (со 144 млрд. рублей до 264 млрд. рублей). Для сравнения, по ПФО объем промышленного производства за этот же период вырос на 77%, по России -на 68%.

Важно отметить и стабильность такого роста. С 2005 по 2015 год было только два года, когда наш регион не имел позитивной динамики из-за кризисных процессов в экономике (2009 и 2013 гг.). При этом 5 из десяти лет индекс промышленного производства превышал общероссийский показатель [4, 5].

В предыдущее десятилетие (с 1995 по 2004 г.) расклад был принципиально иным: только 4 года с индексом промпроизводства выше 100%, и лишь однажды (в 2002 году) его показатель смог превысить среднероссийский уровень [6, 7, 8, 9, 10].

Суммарно за 2011-2015 годы реализовано порядка 180 проектов с объемом инвестиций почти в 400 млрд. рублей. В их рамках создано почти 21 тысяча новых высокопроизводительных рабочих мест, а планировали 7,5 тысяч рабочих мест. Мы создали столько же, сколько работает в настоящее время на УАЗе, Авиастаре и ДААЗе вместе взятых предприятиях [11, 12, 13, 14].

Для сравнения, за 2005-2010 годы осуществлено лишь 10 крупных инвестпроектов с суммарным объемом инвестиций чуть более 200 млрд. рублей, при этом было создано 4,2 тысячи новых рабочих мест [15, 16, 17].

Общий объём инвестиций в 2015 году по сравнению с 2010 годом вырос почти в 2 раза (с 48 до 90,1 млрд. рублей). По России рост - только на 59%, по ПФО - на 70%, у нас рост в два раза. Если брать результаты за 10

лет - то это почти 3-х кратный рост инвестиций и 14 место среди российских регионов [18, 19, 20].

Доля инвестиций в ВРП в Ульяновской области ежегодно держится на уровне 27-30%.

3. Ставропольский край.

Основным драйвером развития Ставропольского края является динамичное развитие экономики региона.

Поступательное развитие экономики подтверждается положительной динамикой валового регионального продукта. В 2014-ом году ВРП составил более 501 млрд. рублей против 478 млрд рублей годом ранее (рис. 1).

2010 2011 2012 2013 2014

Рисунок 1 - Размер ВРП с 2010 по 2014 гг.

В структуре ВРП Ставропольского края преобладают: оптовая и розничная торговля (19.6%), сельское хозяйство (12.1 %), обрабатывающие производства (11.8%).

Динамику развития промышленного сектора экономики Ставропольского края отражает индекс промышленного производства, который характеризует изменение ВВП за счет трёх фундаментальных отраслей экономики: добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В 2014 году работа этих отраслей обеспечила 18,2% от ВРП Ставропольского края [21, 22, 23].

В 2015 году индекс промышленного производства составил 105,3%. По этому показателю Ставропольский край занимает 14 место в Российской Федерации, заметно превосходя среднероссийский уровень.

По темпам роста объема отгруженных товаров обрабатывающих производств в 2015 году Ставропольский край занял 7 место среди регионов России (в 2014 году - 60 место) с показателем 133% к уровню 2014 года. Всего в 2015 году обрабатывающими производствами было отгружено продукции на сумму более 241 млрд рублей.

Ставропольский край является энергоизбыточным регионом России, что позволяет реализовывать даже энергозатратные инвестиционные проекты в кратчайшие сроки. Объем собственного производства и распределения электроэнергии, газа и воды за 2015 год в Ставропольском крае составил 72 281 млн. рублей [24, 25, 26].

Развитию энергетической инфраструктуры в Ставропольском крае уделяется особое внимание, и по темпам роста объема собственного

производства и распределения электроэнергии, газа и воды регион занимает 7 место в России [27,28, 29].

Аграрную специализацию Ставропольского края определило наличие черноземов и каштановых почв.

По объему производства продуктов животноводства (скота и птицы) в хозяйствах всех категорий Ставропольский край занимает 6 место в Российской Федерации с показателем до 418 тысяч тонн в живом весе.

Важнейшим драйвером развития экономики Ставропольского края является привлечение инвестиций во все секторы экономики. Так, инвестиции в основной капитал в 2014 году превысили 143 млрд рублей.

Динамика инвестиций в основной капитал имеет ежегодный положительный тренд - за пять лет нам удалось достичь прироста в 70% в объеме привлекаемых инвестиций [30, 31].

В структуре инвестиций в основной капитал 22% занимают обрабатывающие производства, где 14 128 млн. рублей было привлечено в химические производства, 4 327 млн. рублей - в пищевое производство, 806 млн. рублей - в производство оборудования, 767 млн. рублей - в производство минеральных продуктов, 52 млн. рублей - в производство транспортных средств [32, 33, 34].

Ставропольский край популярен и на международном рынке капитала, что позволило в 2014 году привлечь 2 млрд рублей иностранных инвестиций в основной капитал. Наиболее распространённой формой вхождения на рынок Ставропольского края, в том числе с точки зрения диверсификации рисков, является реализация иностранными инвесторами совместных с российскими компаниями проектов. Совместные инвестиции в основной капитал по такой схеме превысили 5 млрд рублей. На территории Ставропольского края осуществляют свою деятельность 279 организаций с иностранным участием с общим оборотом более 156 млрд рублей за 2014 год, где трудоустроено 27 600 человек. Из всех компаний с иностранным участием 13% - это обрабатывающие производства. Рассмотрим отчетность по форме 1-НОМ. В Ставропольском крае 80% налогов составляют федеральные налоги (рис. 2).

Налоги,

Ггмж*млттл/1ьский край

Региональные 10%

Федеральные

80%

Рисунок 2 - Налоговые поступления в Ставропольском крае

В Челябинской области 86% налогов составляют федеральные налоги (рис. 3).

Челябинская область

Местные

2%

Региональные 8%

Федеральные 86%

Налоги, предусмотренн ые специальными налоговыми режимами 4%

Рисунок 3 - Налоговые поступления в Челябинской области

В Ульяновской области 89% налогов составляют федеральные налоги (рис. 4).

Налоги, предусмотренн ые специальными налоговыми режимами 4%

Ульяновская область

Региональны

6%

Местные

,1%

Федеральные 89%

Рисунок 4 - Налоговые поступления в Ульяновской области

Итак, мы можем сказать, что в Ульяновской области больше, чем в двух других регионах, представлена доля федеральных налогов. При этом, стоит отметить, что, в целом, структура налоговых поступлений одинакова для трех рассмотренных регионов.

Перейдем к рассмотрению отчетности по форме 4-НОМ.

В Ставропольском крае только 18% недоимок приходится на региональные налоги, а 64% - на федеральные (рис. 5).

Ставропольский край

4*MV И И сборы

■ Р*ГИОкДО*ИМ£ 4W0IH И (6opw - V*l ГИЫ* И С босы

■ ми.ихи (О сии«ул*ль-«нм ьлгою^ми WMHWfiW

Рисунок 5 - Налоговые недоимки в Ставропольском крае

В Ульяновской области 32% недоимок приходится на региональные налоги, а 50% - на федеральные (рис. 6).

Рисунок 6 - Налоговые недоимки в Ульяновской области

В Челябинской области 22% недоимок приходится на региональные налоги, а 62% - на федеральные (рис. 7).

Челябинская область

•фсдем/акые -деэгм м ссорь ■ рсиомгггмыс -илоги и сбэрь

«естмые и сборы

• малок со спе1ил»ли<м« ммвгеми режи«оу

3*

Рисунок 7 - Налоговые недоимки в Ульяновской области

Итак, мы можем сказать, что в трех регионах разное соотношение недоимок по разным уровням. В Ульяновской области наибольшая из трех регионов доля недоимок приходится на региональные налоги и сборы. В Ставропольском крае больше, чем в других регионах, недоимок приходится на федеральные налоги и сборы.

Ставропольский край, являющийся приграничной территорией, занимает лидирующее место в стране по масштабам и интенсивности притока вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и стран СНГ [35, 36, 37]. На край приходится до 10% миграционного прироста России ежегодно при том, что здесь проживает всего 1,8% российского населения. По численности вынужденных переселенцев, находящихся на его территории (6,4% от общего числа зарегистрированных в России) Ставропольский край стабильно занимает первое место среди субъектов государства. Направленный в Ставропольский край миграционный поток состоит, в основном, из жителей СНГ, использующих безвизовый режим. Трудовые мигранты пополняют местные и краевой бюджеты, обеспечивают стабильный доход своих домохозяйств, а значительную часть населения региона доступными по цене товарами [38, 39, 40].

Особенностью миграционного движения населения Ульяновской области является увеличение числа прибывших иностранных граждан, которое в 2008 году достигло максимума - 29568 человек. Однако это не способствует росту качества трудовых ресурсов Ульяновской области по причине отсутствия или низкой профессиональной квалификации иммигрантов [41, 42, 43].

В Челябинской области работает 27 тысяч иностранных граждан (менее 1,5% от всего экономически активного населения области). По

итогам же 2012 года закрепилось в регионе вообще всего лишь 4780 трудовых мигрантов, из которых 69% приходится на граждан Казахстана и республик Средней Азии (существенную долю которых, ориентируясь на данные опросов, составили русские репатрианты).

Челябинская область находится на фронтире трудовой миграции в Россию. Это обусловлено:

1) пограничным характером региона и расположением его на одном из основных логистических путей из Средней Азии в российскую метрополию;

2) высоким для постсоветского пространства уровнем социально-экономического развития, превращением Челябинска в современный мегаполис;

3) наличием структурных трудовых вакансий в производственной и сервисной сферах.

Итак, мы можем сказать, что миграционные процессы наибольшим образом влияют на объем налоговых поступлений в региональный бюджет именно Ульяновской области. Только здесь трудовая миграция приводит к увеличению рабочей силы. В Челябинской области трудовые мигранты низко квалифицированы, поэтому от них поступления в региональный бюджет незначительны. Ставропольский край может быть в срединном положении. Здесь также трудовые мигранты пополняют местные и краевой бюджеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка налогового потенциала Ставропольского края за период 19952015 гг. с использованием количественных показателей позволяет говорить о его безусловном росте.

Хотя если сравнивать значения индекса физического объема ВРП (в % к предыдущему году) в 2012 и 2013гг., виден его незначительный рост, т.е. стоимостной прирост вызван в основном изменением цен.

Основу налогового потенциала Ставропольского края, судя по структуре ВРП, создают такие отрасли как оптовая и розничная торговля (21,1%), сельское хозяйство (12,1%) и строительство (10,4%).

В Ульяновской области налоговые поступления максимальны от обрабатывающих производств. Далее следуют финансовая деятельность и операции с недвижимым имуществом (рис. 8).

' СФЛЫХОФ ЯМИЙСТМ, С.1ИЯ4 »» МСно€ каЫом -» РмбОНПШ 1 Ч1>. рыбини/К 1»© ДаЬы-з полезных ис«о~>г.мих - асс*о

» ЫвМШДО МрСР-НОДИГМ - Н1*г о

Производство и рас-ргдс.:с»ч«в ллск-роэмерпли, гиэ + юль - оссго

Строительство

1 ОггТОМН И Р1>4ИИЧ»ММ -||р<-|.ЧОМ. р**ПД;1ИТ ЙЙ'У-

'Р*|игпор*нй* СМДСТ11

л 1ф»м,м»»ч:« ПИнм|>'|> I '1Ы1:ии«сн

»Госинищ» * рестораны

Трем* гор* и •

Операми с недвижимым имг*-и£сггом, аренда и предоставление услуг

Прндгк таианми» сочив кими^^кьчнх. | г-: .и.ыьмкх и и»ф»:>»мпнн*.х умтрг •

Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОЧВЭД

Рисунок 8 - Налоговые поступления от разных видов экономической деятельности в Ульяновской области

В консолидированный бюджет Российской Федерации за январь -сентябрь текущего года налогоплательщиками, находящимися на территории региона, перечислено 131,4 млрд. рублей, что на 20,4%, или 22,2 млрд. рублей выше уровня аналогичного периода прошлого года.

Рисунок 9 - Динамика налоговых поступлений в Челябинской области (источник nalog.ru)

В федеральный бюджет поступило 50,3 млрд рублей, что в 1,4 раза, или на 15,2 млрд. рублей, превышает уровень 9 месяцев минувшего года.

В отраслевой структуре поступлений ведущую позицию традиционно заняли платежи обрабатывающих производств - 48,7% всех налоговых поступлений, что соответствует структуре региональной экономики. По сравнению с 9 месяцами прошлого года их платежи выросли в 1,4 раза и составили 63,9 млрд. рублей.

Таким образом, наибольший налоговый потенциал отмечен в Челябинской области. Налоговые поступления не зависят лишь от какого-то одного вида экономической деятельности, при этом также налоговые поступления в целом растут.

Выводы и прогнозы

В трех регионах разное соотношение недоимок по разным уровням. В Ульяновской области наибольшая из трех регионов доля недоимок приходится на региональные налоги и сборы. В Ставропольском крае больше, чем в других регионах, недоимок приходится на федеральные налоги и сборы.

Миграционные процессы наибольшим образом влияют на объем налоговых поступлений в региональный бюджет именно Ульяновской области. Только здесь трудовая миграция приводит к увеличению рабочей силы. В Челябинской области трудовые мигранты низко квалифицированы, поэтому от них поступления в региональный бюджет незначительны.

Ставропольский край может быть в срединном положении. Здесь также трудовые мигранты пополняют местные и краевой бюджеты.

Наибольший налоговый потенциал отмечен в Челябинской области. Налоговые поступления не зависят лишь от какого-то одного вида экономической деятельности, при этом также налоговые поступления в целом растут.

Использованные источники:

I.Зозуля В.В. Таможенные платежи и налоги в рамках действия Таможенного Союза / В.В. Зозуля // Наука и практика. - 2013. - № 1 (9). - С. 114-118.

2.Зозуля В.В., Хочаев И.М. Перспективы развития трансфертного ценообразования / В.В. Зозуля, И.М. Хочаев // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 45(291). - С. 26-31.

З.Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции / В.В. Зозуля, П.Д. Журавлев // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 31. - С. 20-27.

4.Савина О.Н. Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России / О.Н. Савина // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 19. - С. 4460.

5.Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Актуальные вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики / Л.И. Гончаренко, О.Н. Савина // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 5. - С. 117-125.

б.Зозуля В.В., Сергеева А.Ю. Методические рекомендации по развитию инвестиционного налогового кредита / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Транспортное дело России. - 2015. - №2 (117). - С. 11-13. 7.Зозуля В.В., Сергеева А.Ю. Теоретические вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 18 (408). - С. 33-42. 8.Гумеров М.Ф. и др. Современное состояние и особенности национальной экономики в условиях глобализации: монография / М.Ф. Гумеров и др. - М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (Москва), 2014. - 528 с.

9.Зозуля В.В. Реструктуризация народного хозяйства: регионально-отраслевой аспект / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2006. - № 4. - С. 110.

10.Зозуля В.В. Роль государства и бизнеса в повышении доходности лесного сектора / В.В. Зозуля // Лесной экономический вестник. - 2009. - № 4. - С. 57-61.

II.Савина О.Н. Актуальные вопросы развития налоговой системы в условиях глобализации экономических процессов / Сборник научных статей. Под общей редакцией Т.Г. Шешуковой. Пермь, 2014. С. 114-125.

12.Гумеров М.Ф. Эволюция теоретических основ организационного управления в современной экономике / М.Ф. Гумеров // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 118-121.

13.Зозуля В.В., Лобанова Н.А. Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор социальной защиты населения / В.В. Зозуля, Н.А. Лобанова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2006. - № 9. - С. 11-16.

14.Зозуля В.В. Совершенствование системы платежей за лесопользование: налоговые и неналоговые формы / В.В. Зозуля // Финансы и кредит. - 2010. - № 45 (429). - С. 36-39.

15.Зозуля В.В. Методология формирования системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами -автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2011.

16. Зозуля В., Романченко О., Апалькова И. Управление инвестиционными проектами: экономический аспект / В. Зозуля, О. Романченко, И. Апалькова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 4. - С. 213-217.

17.Зозуля В.В., Романченко О.В. Развитие предпринимательства как фактор стратегической политики России / В.В. Зозуля, А.В. Романченко // В сборнике: От научных идей к стратегии бизнес-развития Сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых - участников Международной Межвузовской Студенческой конференции по проблеме «Финансовая безопасность бизнеса и государства: проблемы и решения». Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Москва, 2016. С. 240-244.

18.Зозуля В.В. Концепция развития системы налогов и иных обязательных платежей за лесопользование - монография: [принципы платности, лесной налог, налоговый кодекс РФ, фонд воспроизводства, неистощительное лесопользование] / В. В. Зозуля. Москва, 2011.

19.Зозуля В.В., Исмаилов М.В. Проблемы и перспективы повышения фискального значения по акцизному налогообложению / В.В. Зозуля, М.В. Исмаилов // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет им. С.Ю. Витте". 2015. С. 486-495.

20.Смирнов Д.А. Теория и методология имущественного налогообложения / Д.А. Смирнов - Диссертация на соискание степени доктора экономических наук, 2010. - 392 с.

21.Зозуля В.В. Проблемы совершенствования налогообложения в условиях структурных изменений экономики: теория, практика, последствия -монография / В. В. Зозуля; Федеральное агентство по образованию, Сибирский федеральный ун-т, Ин-т естественных и гуманитарных наук. Красноярск, 2007.

22.Зозуля В.В. Современная налоговая политика России: проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. - 2012. - № 7-8. - С. 43. 23.3озуля В.В. Налоговые механизмы развития лизинговой деятельности в условиях рецессии / В.В. Зозуля // Инновационное развитие экономики. -2016. - № 3-1 (33). - С. 189-193.

24. Зозуля В.В., Зуйков А.В. Классификация имущества для целей налогообложения / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 14(356). - С. 41-50.

25.Зозуля В.В., Зуйков А.В. Налогообложение инвестиций в недвижимость в Австралии и в России / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет им. С.Ю. Витте". - 2015. - С. 476-485. 26.Зозуля В.В. К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов / В.В. Зозуля // Финансы и кредит. 2009. № 22 (358). С. 80-83. 27.Зозуля В.В. Рентные и арендные отношения в налогообложении возобновляемых природных ресурсов / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. 2009. № 10. С. 32-35.

28.Зуйков А.В. Влияние имущественного налогообложения на фискальную нагрузку: методический аспект / А.В. Зуйков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10. - № 1 (331). С. 104-113. 29.Зуйков А.В. Совершенствование методических основ кадастровой оценки земель лесного фонда в целях налогообложения / А.В. Зуйков // Наука и практика. - 2017. - №1. - С. 114-118.

30.Зозуля В.В., Зуйков А.В. Вопросы оптимизации транспортного налога / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // Региональная экономика: теория и практика. -2016. - № 6 (429). - С. 107-114.

31.Зозуля В.В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика [лесной налог, фонд воспроизводства, лесная рента, Налоговый кодекс РФ, Лесной кодекс РФ]: монография / В. В. Зозуля. Москва, 2010. 32.Зозуля В.В. Роль налогового фактора в реализации принципа неистощительного лесопользования / В.В. Зозуля // Налоги и финансовое право. 2010. № 6. С. 252-258.

33. Зозуля В.В., Саханов В.В., Фитчин А.А. Российская Федерация в мировой торговле лесоматериалами: проблемы импортозамещения / В.В. Зозуля, В.В. Саханов, А.А. Фитчин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 3 (2016). - С. 15-25.

34.3озуля В.В. О проблемах платежей за использование лесных ресурсов / В.В. Зозуля // Финансы. - 2007. - № 11. - С. 36-39.

35.3озуля В.В. Налогообложение природопользования учебник и практикум

/ Москва, 2014. сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.)

36.3озуля В.В. Природоресурсные платежи и налоги в доходах бюджета /

B.В. Зозуля // Вестник Финансового университета. 2008. № 4. С. 139-149. 37.3озуля В.В. Моделирование социально- экономического развития лесопромышленного комплекса России / В.В. Зозуля // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 49-54.

38.Зозуля В.В. Налогообложение в лесном секторе экономики: проблемы и перспективы / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2010. - № 1.

C. 56-60.

39.Зозуля В.В. Методическое обеспечение системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами / В.В. Зозуля // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 2-1. - С. 3-7.

40.Романченко О.В., Зозуля И.В. Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации / О.В. Романченко, И.В. Зозуля // Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - С. 64-67.

41.Шумаев В.А., Романченко О.В., Ранюк В.В. Социально-экономические проблемы демографического кризиса / В.А. Шумаев, О.В. Романченко, В.В. Ранюк // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 247-252.

42.Жидков А.С., Романченко О.В. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития Арктики / А.С. Жидков, О.В. Романченко // В сборнике: Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI международной научной конференции: в 2-х частях. 2015. С. 102-111.

43.Романченко О.В., Виттенбек В.К., Шумаев В.А. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом - монография / О.В. Романченко, В.К. Виттенбек, В.А. Шумаев. - М.: Новые печатные технологии, 2013, 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.