Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ В СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕАЛИЯХ'

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ В СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганова И.Г.

Налоги представляют собой один из основных инструментов государственной финансовой политики, а проблемы налогообложения в силу их прямой связи с решением социальных, экономических и политических задач развития общества традиционно относятся к перечню наиболее дискуссионных. В налоговой системе особое место принадлежит имущественным налогам, одним из которых является рассматриваемый в работе земельный налог. На фоне кардинальных реформ налогообложения недвижимости исследование земельного налогообложения приобретает особую актуальность. Последствия этих реформ оказали влияние, как на корпоративных налогоплательщиков, так и на домохозяйства. Тем не менее, говорить о каких-либо результатах реформы пока рано, поскольку она ориентирована на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ В СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕАЛИЯХ»

2.Шаталова, Е.П., Шаталов А.Н. Оценка кредитоспособности заемщиков в банковском риск-менеджменте: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2011. - 168 с. З.Эриашвили, Н.Д. Банковский менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с.

4. Stiglitz J. E., Bhattacharya A. Underpinnings for Stable and Equitable Global Financial System. N.-Y.: World Bank, 2013.

Статьи в периодической печати 1.Ефимова, Ю.В. Анализ денежного потока как инструмент оценки кредитоспособности заемщика // Банковское кредитование. - 2015. - №6 (34). - С. 8-20.

Аганова И. Г. директор ООО «Север-Аудит» Россия, г. Красноярск ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ В СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕАЛИЯХ Аннотация. Налоги представляют собой один из основных инструментов государственной финансовой политики, а проблемы налогообложения в силу их прямой связи с решением социальных, экономических и политических задач развития общества традиционно относятся к перечню наиболее дискуссионных. В налоговой системе особое место принадлежит имущественным налогам, одним из которых является рассматриваемый в работе земельный налог. На фоне кардинальных реформ налогообложения недвижимости исследование земельного налогообложения приобретает особую актуальность. Последствия этих реформ оказали влияние, как на корпоративных налогоплательщиков, так и на домохозяйства. Тем не менее, говорить о каких-либо результатах реформы пока рано, поскольку она ориентирована на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: Земельный налог, имущественное налогообложение, кадастровая оценка, налогообложение недвижимости, местные бюджеты.

Земля как объект налогообложения обладает визуальной определённостью, стабильностью, долгосрочностью существования, обязательной государственной регистрацией, а также высокими стоимостными параметрами, которые формируются в условиях свободного рынка [1]. Неслучайно налог на недвижимое имущество - один из основных исторически сложившихся налогов в развитых странах мира, и один из основных источников пополнения местных бюджетов [2].

У нашей страны - огромное земельное пространство, а, значит, и большой потенциал получения дохода с этой земли. Это предопределяют повышенный интерес государства к земельным ресурсам [3].

Земельный налог - один из основных источников доходной части местных бюджетов, но поступления от него в бюджет крайне малы. Поэтому

перед государством стоит задача обеспечить эффективное использование земли, обеспечить оптимальность исчисления земельного налога, повысить его собираемость [4].

Следует помнить, что нововведения в налогообложении земли при отсутствии их детальной проработки могут серьезно ухудшить социальное положение незащищенных групп населения [5, 6, 7]. Поэтому должны быть обстоятельно изучены и решены проблемы последствий применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы [8]; совершенствования методологии кадастровой оценки земли и др.

Не следует забывать, что земельный налог относится к группе местных налогов, поэтому напрямую влияет на размер доходной части местных бюджетов, определяя уровень жизни населения, проживающего на территории данного муниципального образования [9].

Земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации, он является одним из двух поимущественных местных налогов и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований [10]. Являясь составной частью налоговой системы в большинстве стран мира, земельный налог или налог на недвижимость занимают весомое место в структуре общегосударственных доходов [11]. Это наиболее устойчивый источник доходов, поскольку находится вне зависимости от таких факторов, как изменение цен на сырье, финансовое состояние организации и др. Его применение на местном уровне способно значительно приумножить доход, который необходимых для решения социально-экономических и иных государственных задач [12].

Однако в настоящее время данный налог занимает небольшую долю в налоговых доходах местных бюджетов - около 12 %.

Неиспользованный доходный потенциал и нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, связанных с налогообложением земли во многом обусловлены исторически [13].

В 90-х гг. ХХ века была введена плата за землю, что выразилось в принятии Закона РФ от 11.01.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». В нем платой за землю названы такие формы реализации принципа платного землепользования, как земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Пока закон действовал, в него вносились изменения и дополнения относительно ставок налога, льгот, размера долей, по которым налог зачисляли в бюджеты разных уровней [14].

Следует отметить недостаточную систематизированность нормативного материала определяющего порядок и условия взимания земельных платежей в период с 1991 года по 2005 год, данные нормы были прописаны в многочисленных правовых актах.

В процессе разгосударствления государственной собственности на землю в РФ была поставлена практически нерешаемая задача - рассчитать налогооблагаемую базу (с учетом рыночной стоимости) по земельным

участкам, никогда не продававшимся, то есть не имевшим рыночной стоимости [15]. При этом нельзя забывать, что Государственная кадастровая оценка земель поселений была проведена в 2002-2003 годы, а статистическая база для ее определения была значительно беднее, чем в настоящее время.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ вступает в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Происходит переход к исчислению земельного налога вместо фиксированных платежей за единицу земельной площади, который существенно изменил систему налогообложения собственников земельных участков и многие элементы этого платежа. В частности, налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка вместо использования в качестве налоговой базы площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов [16].

От того, насколько качественно будут решены вопросы по формированию доходной части местных бюджетов, будет зависеть уровень расходов, которые муниципальное образование может позволить произвести [17]. Отсутствие фискальной автономии органов местного самоуправления значительно снижает возможности муниципалитетов принимать самостоятельные решения по развитию российских городов [18].

Важнейшим элементом национального богатства страны выступает земля, тот ресурс, которому принадлежит особое место в жизни любого общества. В географическом плане она является пространственным базисом обитания людей; в плане политическом - является территорией, где государство формирует определенную правовую систему; в экономическом плане, она - основное средство сельскохозяйственного производства и основа для размещения и развития всех других отраслей экономики [19].

Столь большая роль земли для общества позволяет удовлетворять большой спектр потребностей людей: физиологические, экологическую безопасность, психологические, социальные, производственные [20]. Причина состоит в специфических потребительских свойствах земли. Речь идет о многоцелевом использовании земли (как пространстве для социально-экономического развития, средстве труда, предмета труда); о невозможности перемещения в пространстве и ограниченности; об отсутствии альтернативных вариантов заменить землю другими ресурсами; о сохранении натурально-вещественной формы за все время использования. Земля может быть неотъемлемой частью здания, сооружения какого-либо строения, а также самостоятельным, отдельным объектом. У земли - неодинаковая товарность, следовательно, есть некоторые ограничения ее коммерческого оборота [21].

Принцип, установленный ст. 1 ЗК РФ, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, находит

выражение в обязанности собственниками, землевладельцами, землепользователями вносить установленную законом плату за землю [22].

Для обладателей вещных прав на землю такой платой является земельный налог. Платность землепользования выражается также и в правиле, согласно которому земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются за плату, если иное не предусмотрено законодательством [23].

Земельное налогообложение - один из видов имущественного налогообложения. Категория «налогообложение имущества» проистекает из классификации налогов на основе объекта налогообложения на имущественные, взимаемые с собственников имущества, налоги с дохода, взимаемые при получении дохода, налоги с потребления (налог на добавленную стоимость) и налоги с использования ресурсов (земельный налог). Поскольку земля также может находиться в частной собственности, то земельный налог правомерно многие авторы также относят к имущественным, тем более, что на это есть правовые основания, к которым мы вернемся позднее [24].

Налог на землю основан на самом факте владения на определенном праве некоторыми таким видом имущества как земля. Облагаемое налогом владение не обязательно должно осуществляться на праве собственности. Так в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога в общем случае признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения [25].

Сам факт наличия такого имущества, как земля, уже предполагает, что у лица есть возможности для уплаты налога исходя из факта владения имуществом, его использования и содержания. Это связано с тем, что владелец земли получает или может получать доход от использования данного имущества. Так, Президиум ВАС указал, что принцип экономической обоснованности взимания земельного налога как поимущественного налога означает, что лицо обладает земельным участком и имеет юридическую возможность извлекать доход от его использования [26].

В плане истории налоги на имущество, особенно налог на землю, предшествовали подоходным налогам. Это одна из первых форм изъятия средств в форме обязательных платежей.

Земля как имущество - один из наиболее стабильных объектов налогообложения, если сравнивать его с иными объектами - с доходом, добавленной стоимостью и др. При налогообложении земли лицо - владелец или собственник налогооблагаемого объекта стремится использовать его более эффективно. Такое имущество труднее скрыть от налогообложения, стоимость его для налогообложения определяется независимо от желания собственников [27].

При делении налогов на прямые и косвенные налог на землю относится к первым. Это означает, что сумма этого налога уплачивается напрямую, без включения её в какую-либо другую сумму. Уплата этого налога не связана ни с какими операциями или сделками, а зависит только от факта наличия или отсутствия права собственности на землю [28].

Земельный налог выступает в качестве платы за использование земельных ресурсов.

Цель введения такой платы - стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повысить плодородие почв, выровнять социально-экономические условия хозяйствования на земле разного качества, обеспечить развитие инфраструктуры в регионах и поселениях [29].

Взимание платежей за землю - составная часть финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленная на образование, распределение и использование денежных средств для выполнения государственных и муниципальных задач [30].

Платность землепользования предполагает выполнение земельным налогом следующих функций: фискальной, стимулирующей, регулирующей, обладает определенной гибкостью в ставках [31].

Особенность платы за землю состоит в том, что она является обязательным платежом, поступающим в бюджет государства и муниципальный бюджет. Прежде всего, земельный налог служит финансовому обеспечению государственного управления земельным фондом. Как платеж за природный ресурс он имеет особое назначение и направление использования, поэтому считается так называемым целевым платежом [32].

В доходной части соответствующих бюджетов земельный налог учитывают отдельной строкой.

В мировой практике налогообложения земли наблюдается многообразие. Каждая страна с учетом исторического опыта, традиций и обычаев проявляет особенности и в определении объекта налогообложения, и в условиях и конкретных ставках платежей по отношению к различным субъектам на рынке земли [33].

Подавляющее большинство стран считают объектом налогообложения весь объект недвижимости, включая земельный участок, и его застроенную часть. Среди таких можно упомянуть США, Канаду, Великобританию, Японию.

Сегодня в России также обсуждается введение единого налога на недвижимость. Такой налог имеет стимулирующий эффект - он вынуждает более эффективно использовать недвижимость, перестраивать здания, которые не приносят доходы [34].

Но следует подчеркнуть, что разделение единого налога на земельный участок и налога на здания, сооружения показало свою эффективность для

системы налогообложения в период перехода от плановой к рыночной экономике в ряде стран, таких как Чехия, Словакия, Румыния, Эстония.

Выбирая общие принципы налогообложения земли и связанной с ней недвижимости, нужно учитывать геополитические интересы конкретного государства [35]. Что касается российских интересов, то они определяются сложными природно-климатическими условиями в большинстве регионов и наличием огромных малоосвоенных и малозаселенных территорий, что требует увеличения затрат на освоение земельных участков и содержание зданий и сооружений. Также наблюдается большой разрыв между регионами по показателям демографического, социального и экономического развития; сложна ситуация с состоянием основных фондов в промышленности, которые серьезно изношена, проблемы вызывает социальная инфраструктура. Ко всему этому имеют место глубокие экологические проблемы в большинстве регионов; сырьевая направленность российской экономики, слабое использование большого научного потенциала. Это является причиной увеличения сложности перехода на финансово-экономические методы управления в сфере землепользования.

Развитие земельного налогообложения требует адекватного законодательного регулирования представительными органами местного самоуправления Российской Федерации вопросов установления и взимания земельного налога [36]. Это имеет важное значение для дальнейшего продвижения экономических преобразований не только в регионах, но и в Российской Федерации в целом.

Как известно, в земельном законодательстве действует принцип платности использования земли. Согласно п.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) одной из форм платы за использование земли считается земельный налог. Земельному налогу посвящена глава 31 НК РФ. Его относят к группе местных налогов, поэтому устанавливают его нормы НК и акты представительных органов муниципальных образований, уплачивается он также на территории этих муниципальных образований. Муниципалитетами определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, условия их применения.

Мы уже отмечали, что исследуемый налог отнесен к категории местных, в связи, с чем его устанавливают, вводят и прекращают его действие представительные местные органы своими актами [37].

Кроме того, местные органы решают вопрос о дифференцированных налоговых ставках с учетом категории земель, разрешенного использования земельного участка.

Муниципалитеты могут не устанавливать отчетные периоды по налогу, освободить отдельных налогоплательщиков от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу в течение налогового периода; установить местные налоговые льготы и основания их применения.

Все остальные элементы земельного налога регулирует НК РФ, и на местном уровне они не изменяются.

Объект налогообложения в данном случае - это земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования или города федерального значения, где действует данный налог.

В ЗК РФ есть понятие земельного участка, где он определен как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю, как недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносят сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Итак, объект налогообложения земельным налогом - это земельный участок, у которого определены границы, и сведения об этом содержатся в государственном кадастре.

Если же границы земельных участков не определены, то земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке.

Перечень видов прав на земельные участки, которые допускают налогообложение земельным налогом, является закрытым и не включает все возможные виды прав на земельный участок. Земельный налог -единственный из отечественных поимущественных налогов, который допускает обложение имущества, находящегося на праве пользования [38].

Платят земельный налог организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признанными объектом налогообложения, на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения [39].

Если в ЕГРН нет информации о существующих правах на земельные участки, налогоплательщика по земельному налогу определяют на основании государственных актов, свидетельств и иных документов, которые удостоверяют права на землю и выданы физическим или юридическим лицам до того, как вступил в силу Закон № 122-ФЗ. Не будут налогоплательщиками согласно п. 2 ст. 388 НК РФ организации и физические лица, у которых земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданы в пользование на праве аренды.

Те налогоплательщики, которые применяют упрощенную систему налогообложения, от уплаты земельного налога не освобождаются [40].

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков.

Для её определения производится кадастровая оценка земельных участков согласно законодательству об оценочной деятельности. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» именует кадастровой стоимостью стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Если ранее заказчиками работ по определению кадастровой стоимости были органы исполнительной власти субъектов Федерации или представительные органы муниципальных образований, а исполнителями работ - отобранные путём проведения конкурса юридические лица (при этом субъектами оценочной деятельности были физические лица - оценщики), то теперь введен институт государственных кадастровых оценщиков. Им переданы полномочий по определению кадастровой стоимости - это государственные бюджетные учреждения, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость.

Информация о кадастровой стоимости участка включается в государственный кадастр недвижимости.

Если суд установит рыночную стоимость земельного участка, это будет основанием, чтобы внести эту стоимость как новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости после вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, которая указана в судебном решении.

Ставки земельного налога устанавливают представительные органы муниципальных образований и городов федерального значения, при этом они не могут быть выше 0,3% в отношении земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Причем, по мнению представителей Минфина России, к земельным участкам, отнесенным к землям сельхозназначения, но фактически не используемым для сельскохозяйственного производства, пониженная ставка не применяется

[41].

Эта же ставка применяется к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. При этом в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от факта использования участка для этих целей исчисление земельного налога производится исходя из ставки, не превышающей 0,3% и кадастровой стоимости, и повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ.

Эту ставку применяют и к приобретенным (предоставленным) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Однако если такие земельные участки принадлежат коммерческим организациям на праве собственности, в отношении них не может применяться ставка, установленная в отношении участков, предоставленных (приобретенных) для дачного хозяйства.

В отношении иных земельных участков налоговая ставка по земельному налогу не может быть выше 1,5%.

Налоговые ставки могут быть дифференцированными налоговых в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

НК РФ определяет, какие категории налогоплательщиков и виды земельных участков освобождаются от земельного налога.

Положениями ст. 395 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения ряда налогоплательщиков. Данный перечень является закрытым и включает, например, организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов и др. Дополнительные льготы устанавливаются органами местного самоуправления.

На величину земельного налога, прежде всего, влияет законодательство о налогах, а также кадастровая стоимость земельных участков, которую органы власти определяют, используя достаточно непрозрачную процедуру. Завышенную, с точки зрения налогоплательщика, кадастровую стоимость можно оспорить.

Введение же единого налога на недвижимость станет возможным после ряда преобразований - как правовых, так и организационных. Однако претворение в жизнь данного проекта позволит повысить наполняемость бюджетов органов местного самоуправления, упростит процедуру исчисления налогов, улучшит администрирование и сократит расходы на него, а также сделает объективно невыгодным неэффективное использование недвижимости.

На сегодняшний день оптимизация налогов на имущество очень важна, так как от этих поступлений зависит экономика России. Если верно оптимизировать имущественные налоги, то можно добиться развития экономки страны в целом.

Выводы и предложения

Земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации, поскольку полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований, представляет собой наиболее устойчивый источник доходов, может обеспечить поступление стабильных и экономически эффективных доходов в бюджеты муниципальных образований.

Однако в настоящее время данный налог занимает небольшую долю в налоговых доходах местных бюджетов.

Земельное налогообложение - один из видов имущественного налогообложения. Земельный налог выступает в качестве платы за использование земельных ресурсов. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Платность землепользования предполагает выполнение земельным налогом следующих функций: фискальной, стимулирующей, регулирующей, обладает определенной гибкостью в ставках.

Земельному налогу посвящена глава 31 НК РФ. Исследуемый налог устанавливают, вводят и прекращают его действие представительные местные органы своими актами. Они также решают вопрос о дифференцированных налоговых ставках с учетом категории земель, разрешенного использования земельного участка. Все остальные элементы земельного налога регулирует НК РФ, и на местном уровне они не изменяются.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков. Для её определения производится кадастровая оценка земельных участков согласно законодательству об оценочной деятельности. Сегодня действует институт государственных кадастровых оценщиков - это государственные бюджетные учреждения, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость. Информация о кадастровой стоимости участка включается в государственный кадастр недвижимости.

Ставки земельного налога устанавливают представительные органы муниципальных образований и городов федерального значения, при этом они не могут быть выше 0,3% в отношении земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, представленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении иных земельных участков налоговая ставка по земельному налогу не может быть выше 1,5%.

Налоговые ставки могут быть дифференцированными налоговых в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

НК РФ определяет, какие категории налогоплательщиков и виды земельных участков освобождаются от земельного налога. Дополнительные льготы устанавливаются органами местного самоуправления.

В общем кошельке государства, каковым можно считать консолидированный бюджет России, роль земельного налога невелика, хотя в

сравнении с другими налогами на имущество в последние годы земельный налог был более существенен для консолидированного бюджета России.

Если же говорить о консолидированных бюджетах субъектов России, то здесь роль исследуемого налога повышается. В настоящее время роль земельного налога здесь составляет около 7% всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ. Земельный налог за период 2013-2016 гг. можно характеризовать положительной динамикой.

Поступления земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации несколько уменьшилось за счет снижения поступлений по земельному налогу с физических лиц, изменением срока уплаты налога, и, соответственно, более поздней рассылкой уведомлений на уплату имущественных налогов

Велика и задолженность по земельному налогу - на 01.10.2016 составила 45,8 млрд. рублей

На местном уровне стремятся увеличить поступления земельного налога путем роста его собираемости и оптимизации схемы налогообложения. В этом отношении успешна налоговая политика, проводимая властью Москвы и Московской области. Наибольшее поступление земельного налога в консолидированный бюджет России в 2015 году приходится на бюджет Московской области и Москвы, что в совокупности это составляет 30 % общей суммы поступлений земельного налога.

В Московской области ставки налога, сроки уплаты и льготы индивидуальны у каждого муниципального образования, как в целом и в Волгоградской области. На территории Московской области налогоплательщиков-организаций земельного налога в 4 раза больше, чем в Волгоградской области. При этом льготников-организаций в регионах -одинаковое число.

Количество земельных участков, с которых организации уплачивают земельный налог в Московской области в 8 раз больше, чем в Волгоградской области. А вот налоговая база земельного налога по организациям в Московской области в 10 раз превышает показатели Волгоградской области. Соответственно на такую же сумму отличается объем собираемого налога. Аналогичны показатели по налогоплательщикам - физическим лицам.

Следует отметить существующие трудности при собираемости земельного налога:

1. Земельный налог слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия.

2. Довольно часто налогоплательщики в установленный законодательством о налогах и сборах срок сознательно не представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета.

3. Использование ряда земельных участков не по целевому назначению, отсутствие достоверной информации по некоторым владельцам земельных участков в базах данных.

Остается значительной задолженность по земельному налогу во всех регионах. Причина низкой собираемости земельного налога, на наш взгляд, заключается в отсутствии надлежаще оформленных прав на земельные участки в соответствии с существующим законодательством, а именно постановки земельного участка на кадастровый учет и наличия права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненно наследуемого владения. Особенно остро стоит проблема с оформлением права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности.

В государственном кадастре недвижимости обнаруживаются недостоверные сведения или неполная информация, что оказывает негативное влияние на формирование объектов налогообложения.

Не всегда эффективно строится взаимодействие между органами Росреестра и местными органами власти.

В современное время одна из причин низкой эффективности местного налогообложения - несовершенство налоговой базы по земельному налогу, выступающей как кадастровая стоимость участка. Такая стоимость зачастую не соответствует рыночной, в большинстве случаев. Но сегодня государство стремиться приблизить кадастровую стоимость участков к рыночной, вступили в силу соответствующие изменения в законодательство.

Собираемости земельного налога мешает и отсутствие контроля за использованием земельных участков в регионе. Эти и ряд других проблем земельного налогообложения требуют дальнейшей разработки мер по совершенствованию законодательства в данной области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо увеличить роль земельных ресурсов как источника доходов местных бюджетов, а также стимулировать охрану земель и рациональное землепользование.

для увеличения собираемости земельного налога провести следующий комплекс мер:

- в целях снижения потерь от поступлений земельного налога получить достоверную и полную информацию о земельных участках, поставленных на кадастровый учет;

- выявить собственников земельных участков;

- оказать помощь в оформлении прав собственности на земельные участки;

- увеличить налоговую базу путем периодической комплексной переоценки земли;

- создать условия, когда будет невозможно иметь неиспользуемые земли или их будет невыгодно использовать, одновременно ужесточив контроль со стороны налоговых органов по факту нецелевого использования

земельных участков и применению мер ответственности за незаконное использование земельного участка.

Если земли сельскохозяйственного назначения не используются, то ставка для них должна быть повышенной - 1,5 процента. Чтобы урегулировать этот вопрос, необходимо орган, который бы проверял земли, заявленные как сельскохозяйственные, на соответствие таковым.

Нуждаются в корректировке перечень льгот и порядок их предоставления. Представляется целесообразным установление в действующем законодательстве механизма системного и комплексного анализа целесообразности и эффективности предоставления тех или иных налоговых привилегий и льгот

Льготу в виде полного освобождения от уплаты налога, в том числе в отношении пенсионеров, инвалидов I и II групп целесообразно применять только при отсутствии на данном объекте других зарегистрированных лиц. При этом льготы по уплате налога следует предоставлять только в том случае, если данное имущество не используется для получения дохода.

Предлагается проиндексировать необлагаемый минимум для указанных в НК категорий граждан до 50 000 рублей, включить в перечень лиц, представленных в п.5 ст. 391 НК РФ пенсионеров, но разрешить использовать данную льготу только для одного участка на территории России.

Решением многих проблем могло бы стать слияние двух налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) и возможная заменена их одним новым - налогом на недвижимость. Решение о введении единого налога не было принято вследствие трудоемкого процесса по учету объектов недвижимости и установления по ним кадастровой стоимости.

Введение единого налога на недвижимость станет возможным после ряда преобразований - как правовых, так и организационных. Однако претворение в жизнь данного проекта позволит повысить наполняемость бюджетов органов местного самоуправления, упростит процедуру исчисления налогов, улучшит администрирование и сократит расходы на него, а также сделает объективно невыгодным неэффективное использование недвижимости.

На сегодняшний день оптимизация налогов на имущество очень важна, так как от этих поступлений зависит экономика России. Если верно оптимизировать имущественные налоги, то можно добиться развития экономки страны в целом.

Использованные источники:

1.Смирнов Д.А. Теория и методология имущественного налогообложения / Д.А. Смирнов - Диссертация на соискание степени доктора экономических наук, 2010. - 392 с.

2.Зозуля В.В., Зуйков А.В. Налогообложение инвестиций в недвижимость в Австралии и в России / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых

экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет им. С.Ю. Витте". - 2015. - С. 476-485. 3.Зозуля В.В., Зуйков А.В. Классификация имущества для целей налогообложения / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // Международный бухгалтерский учет. -2015. - № 14(356). - С. 41-50.

4. Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции / В.В. Зозуля, П.Д. Журавлев // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 31. - С. 2027.

5.Зозуля В.В., Сергеева А.Ю. Методические рекомендации по развитию инвестиционного налогового кредита / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Транспортное дело России. - 2015. - №2 (117). - С. 11-13. 6. Зозуля В.В., Сергеева А.Ю. Теоретические вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 18 (408). - С. 33-42. 7.Зозуля В.В. Реструктуризация народного хозяйства: регионально-отраслевой аспект / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2006. - № 4. - С. 110.

8. Зозуля В.В. Роль государства и бизнеса в повышении доходности лесного сектора / В.В. Зозуля // Лесной экономический вестник. - 2009. - № 4. - С. 5761.

9.Зозуля В.В. Совершенствование системы платежей за лесопользование: налоговые и неналоговые формы / В.В. Зозуля // Финансы и кредит. - 2010. -№ 45 (429). - С. 36-39.

10.Зозуля В.В. Методология формирования системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами -автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2011.

11. Зозуля В., Романченко О., Апалькова И. Управление инвестиционными проектами: экономический аспект / В. Зозуля, О. Романченко, И. Апалькова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 4. - С. 213217.

12. Зозуля В.В., Романченко О.В. Развитие предпринимательства как фактор стратегической политики России / В.В. Зозуля, А.В. Романченко //

В сборнике: От научных идей к стратегии бизнес-развития Сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых - участников Международной Межвузовской Студенческой конференции по проблеме «Финансовая безопасность бизнеса и государства: проблемы и решения». Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский

экономический университет имени Г.В. Плеханова». Москва, 2016. С. 240244.

13.Зозуля В.В. Концепция развития системы налогов и иных обязательных платежей за лесопользование - монография: [принципы платности, лесной налог, налоговый кодекс РФ, фонд воспроизводства, неистощительное лесопользование] / В. В. Зозуля. Москва, 2011.

14.Голикова О.М., Черняк В.З., Зуйков А.В., Анализ состояния туристической инфраструктуры на арктических территориях / О.М. Голикова, В.З. Черняк,

A.В. Зуйков, // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2016. - Том 5. - № 4(17). С. 109-113.

15. Зозуля В.В. Проблемы совершенствования налогообложения в условиях структурных изменений экономики: теория, практика, последствия -монография / В. В. Зозуля; Федеральное агентство по образованию, Сибирский федеральный ун-т, Ин-т естественных и гуманитарных наук. Красноярск, 2007.

16.Зозуля В.В. Современная налоговая политика России: проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. - 2012. - № 7-8. - С. 43. 17.Зозуля В.В. Налоговые механизмы развития лизинговой деятельности в условиях рецессии / В.В. Зозуля // Инновационное развитие экономики. -2016. - № 3-1 (33). - С. 189-193.

18. Зуйков А.В. Влияние имущественного налогообложения на фискальную нагрузку: методический аспект / А.В. Зуйков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10. - № 1 (331). С. 104-113. 19.Зуйков А.В. Совершенствование методических основ кадастровой оценки земель лесного фонда в целях налогообложения / А.В. Зуйков // Наука и практика. - 2017. - №1. - С. 114-118.

Зозуля В.В., Зуйков А.В. Вопросы оптимизации транспортного налога / В.В. 20.Зозуля, А.В. Зуйков // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 6 (429). - С. 107-114.

21.Зозуля В.В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика [лесной налог, фонд воспроизводства, лесная рента, Налоговый кодекс РФ, Лесной кодекс РФ]: монография / В. В. Зозуля. Москва, 2010.

23. Зозуля В.В., Саханов В.В., Фитчин А.А. Российская Федерация в мировой торговле лесоматериалами: проблемы импортозамещения / В.В. Зозуля, В.В. Саханов, А.А. Фитчин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 3 (2016). - С. 15-25.

24. Зозуля В.В. О проблемах платежей за использование лесных ресурсов /

B.В. Зозуля // Финансы. - 2007. - № 11. - С. 36-39.

25.Зозуля В.В. Налогообложение природопользования учебник и практикум / Москва, 2014. сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.)

26.Зозуля В.В., Хочаев И.М. Перспективы развития трансфертного ценообразования / В.В. Зозуля, И.М. Хочаев // Международный бухгалтерский учет. -2013. - № 45(291). - С. 26-31.

27.Зозуля В.В. Роль налогового фактора в системе регулятивных мер развития лесного сектора экономики России / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. 2010. № 10. С. 72-77.

28.Зозуля В.В. Рентные и арендные отношения в налогообложении возобновляемых природных ресурсов / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. 2009. № 10. С. 32-35.

29. Зозуля В.В. Моделирование социально- экономического развития лесопромышленного комплекса России / В.В. Зозуля // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 49-54.

30.Зозуля В.В., Исмаилов М.В. Проблемы и перспективы повышения фискального значения по акцизному налогообложению / В.В. Зозуля, М.В. Исмаилов // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет им. С.Ю. Витте". 2015. С. 486-495.

31.Зозуля В.В. Таможенные платежи и налоги в рамках действия Таможенного Союза / В.В. Зозуля // Наука и практика. - 2013. - № 1 (9). - С. 114-118.

32.Зозуля В.В., Лобанова Н.А. Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор социальной защиты населения / В.В. Зозуля, Н.А. Лобанова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2006. - № 9. - С. 11-16.

33.Зозуля В.В. К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов /

В.В. Зозуля // Финансы и кредит. 2009. № 22 (358). С. 80-83.

34.Зозуля В.В. Природоресурсные платежи и налоги в доходах бюджета / В.В.

Зозуля // Вестник Финансового университета. 2008. № 4. С. 139-149.

35.Романченко О.В., Зозуля И.В. Особенности формирования бюджетов

субъектов Российской Федерации / О.В. Романченко, И.В. Зозуля //

Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - С. 64-67.

36.Зозуля В.В. Налогообложение в лесном секторе экономики: проблемы и перспективы / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2010. - № 1. С. 56-60.

37.Зозуля В.В. Методическое обеспечение системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами / В.В. Зозуля // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 2-1. - С. 3-7. 38.Шумаев В.А., Романченко О.В., Ранюк В.В. Социально-экономические проблемы демографического кризиса / В.А. Шумаев, О.В. Романченко, В.В. Ранюк // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 247-252.

39.Жидков А.С., Романченко О.В. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития Арктики / А.С. Жидков, О.В. Романченко // В сборнике: Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI международной научной конференции: в 2-х частях. 2015. С. 102-111.

40.Романченко О.В., Виттенбек В.К., Шумаев В.А. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом - монография / О.В. Романченко, В.К. Виттенбек, В.А. Шумаев. -М.: Новые печатные технологии, 2013, 128 с.

41.Савина О.Н. Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России / О.Н. Савина // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 19. - С. 44-60.

42.Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Актуальные вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики / Л.И. Гончаренко, О.Н. Савина // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 5. - С. 117-125.

УДК 304

Агиев А.М. студент

4 курс, экономико-математический факультет Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск Научный руководитель: Беглова Е.И., доктор экономических наук СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация. В статье исследуется уровень развития социальной политики России на сегодняшний день, механизм реализации социальной политики России, а также анализируются проблемы социальной политики и пути их решения.

Ключевые слова: социальная политика, социальное обеспечение, уровень и качество жизни

Социальная политика - одно из важнейших направлений в деятельности государства. Мировоззренческие основы социальной политики были заложены в представлениях античных мыслителей об идеальном государстве. Именно социальная политика затрагивает жизненно важные сферы для общества и человека - здравоохранение, образование, семья, материнство и детство, пенсионное и социальное обеспечение, в общем, все то, что необходимо для обеспечения достойного уровня и качества жизни населения. Социальная политика напрямую влияет на народонаселение, поэтому без эффективной и успешной социальной политики не может быть и успешного государства.1

1 http://programs.gov.ru/Portal/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.