УДК 303.446:332.624(477)+(470+571)
А.В. МАТЮШИН, канд. экон. наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]
А.С. ПАВЛИЙ, младший научный сотрудник E-mail: [email protected]
ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена сравнительному анализу систем земельного налогообложения Украины и Российской Федерации. Особое внимание отведено установлению ставок земельного налога, налоговых льгот, а также базы налогообложения в анализируемых государствах. В работе проведена оценка и анализ последних изменений в налоговом законодательстве касательно платы за землю, выделены общие черты, а также различия в налогообложении земли обоих государств. Рассмотрена возможность применения опыта анализируемых стран для становления системы земельного налогообложения в Донецкой Народной Республике. Предложено ряд направлений по повышению эффективности использования земельного налога.
Ключевые слова: земельный налог, система земельного налогообложения, нормативная денежная оценка, земельный кадастр, дифференцированная ставка налога, налоговая льгота, Налоговый кодекс.
Matyushin A.V., Pavliy A.S. Comparative analysis of land value taxation in Ukraine and the Russian Federation.
The article is devoted to the comparative analysis of systems of the land value
taxation in Ukraine and the Russian Federation. A special attention is given to setting the land value tax rates, the tax concessions and the tax base of the analyzed countries. The article provides the assessment and analysis of the latest changes in tax legislation concerning the land use fees; the commonalities and differences in the land value taxation of both states have been considered. The possibility of utilizing the experience gained by the countries under analysis for the development of the land taxation system of the Donetsk People's Republic has been considered. A range of directions for the improvement of the land tax usage efficiency has been offered.
Keywords: land tax, system of the land value taxation, standard monetary valuation, land cadaster, graduated tax rate, tax concession, the Tax code.
Для устойчивого экономического развития любого государства одной из важнейших целей является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Основной причиной, препятствующей этому, является несовершенство системы земельного налогообложения, которое зачастую проявляется в
© А.В. Матюшин, А.С. Павлий, 2016
нестабильности законодательных актов, отсутствии интегрированной системы взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере земельного налогообложения, а также несовершенстве процедуры администрирования платы за землю. В связи с этим в условиях стабилизации экономики возникает необходимость создания такой системы земельного налогообложения, при которой плата за землю выступала бы эффективным инструментом развития земельных отношений между органами местного самоуправления и землепользователями (землевладельцами) .
Оценку и анализ последних изменений в налогообложении земли проведено и изложено в ряде работ как украинских, так и российских исследователей, в частности, А.А. Алексеевой [1], А.А. Барлыбаева [2], О.А. Даниленко [3], Т.Ф. Сидорченко и В.А. Фоменко [4], И.В. Шварца [5], Т.М. Шульги [6] и др. Все авторы отмечают некоторые недостатки, существующие в действующих системах земельного налогообложения, а также предлагают свои рекомендации касательно их устранения. Так, в работах [1; 2; 7] предлагается комплекс мер по совершенствованию механизма взимания земельного налога в Российской Федерации (РФ) посредством увеличения налоговой базы, оптимизации налоговых ставок, а также совершенствования процедуры администрирования земельного налога, связанной с большими временными, трудовыми и финансовыми затратами. В работах [3-6; 8] выполнен анализ проблем, существующих в системе земельного налогообложения Украины, в частности, исследуются вопросы касательно совершенствования системы оценки земель для целей налогообложения, создания условий для формирования земельного рынка, а также формирования
интегрированной системы взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами. Проблема земельного налогообложения рассматривалась также в работах многих зарубежных исследователей и экономистов. Так, F. Dye Richard, W. England Richard [9] исследовали теоритические и практические аспекты земельного налогообложения в США. Сравнительному анализу систем земельного налогообложения стран ЕС свои работы посвятили A.Wightman [10], A. Seely [11], M. Karl [12], R. Bird и E. Slack [13].
Несмотря на многочисленные исследования в сфере налогообложения земли нерешенным остается вопрос о возможности использования опыта РФ и Украины для формирования и становления собственной системы земельного налогообложения в Донецкой Народной Республике (ДНР).
В этой связи целью статьи является сравнительный анализ положений, связанных с налогообложением земли, которые закреплены в налоговом законодательстве Российской Федерации и Украины, для выявления приоритетных направлений совершенствования системы земельного налогообложения ДНР, которая сейчас находится на стадии формирования.
В соответствии с «Временным положением о налоговой системе ДНР», до принятия соответствующих нормативных правовых документов, исчисление платы за землю, подача отчетности и уплата платы за землю в республике осуществляется в соответствии с требованиями и по ставкам (с учётом установленных льгот и особенностей), предусмотренными налоговой системой Украины по состоянию на 01.01.2014 г. [14].
В свою очередь, при формировании собственной системы земельного налого-
обложения в ДНР необходимо, прежде всего, обратить внимание на решение проблем, которые длительное время существуют в системе налогообложения земли в Украине, а именно: неразвитость земельного рынка; использование в качестве налоговой базы денежной оценки, а не рыночной стоимости земельного участка; недостаточное финансирование мероприятий по землеустройству из-за низкого уровня контроля со стороны государства за использованием поступлений от платы за землю, а также низкая экономическая эффективность налоговых льгот.
Следует также обратить внимание на то, что в Налоговый кодекс Украины за последнее время было внесено ряд изменений касательно платы за землю. В частности, плата за землю стала местным
налогом и вошла в состав налога на имущество. Кроме того, органы местного самоуправления получили право устанавливать ставки земельного налога, перечень льгот, а также размер нормативной денежной оценки земельных участков, расположенных на территории населённых пунктов.
На сегодняшний день в ДНР налогообложение земли регламентируется законодательными нормами, утратившими силу. С целью выявления ключевых направлений для формирования собственной нормативно-правовой базы в сфере налогообложения земли в табл. 1 приведена сравнительная характеристика положений Налоговых кодексов Российской Федерации и Украины в разрезе элементов земельного налога [15; 16].
Элементы земельного налога Налоговый кодекс РФ Налоговый кодекс Украины
1 2 3
Налогоплательщики организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. собственники земельных участков, земельных долей (паёв) - юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности; землепользователи.
Объект налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. земельные участки, земельные доли (паи), находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.
Налоговая база кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. нормативная денежная оценка земельных участков с учётом коэффициента индексации; площадь земельных участков (если нормативная денежная оценка не проведена).
Ставки налога для земельных участков сельскохозяйственного назначения; земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для лич- за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена: для сельскохозяйственных угодий: не более 1%; для других земель: не более 3% от базы налогообложения; за земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования
Таблица 1
Сравнительная характеристика земельного налогообложения в РФ и Украине
1 2 3
ного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства: не более 0,3%, в отношении прочих земельных участков: не более 1,5%. (кроме государственной и коммунальной формы собственности): не более 12% от базы налогообложения; за земельные участки, расположенные за пределами населённых пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена: не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.
Налоговые льготы Освобождаются от налогообложения:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов; организации народных художественных промыслов; организации - резиденты особой экономической зоны; организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"; судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны; организации участники свободной экономической зоны. сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий; земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения; земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков; земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования; земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения; земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев; земельные участки, на которых расположены дипломатические представительства; земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения деятельности религиозных организаций Украины.
Льготные категории физических лиц:
инвалиды, пенсионеры, ветераны, лица, воспитывающие двух и более детей в возрасте до 18 лет, лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы.
Льготные категории юридических лиц:
санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов; общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, основанные общественными организациями инвалидов; базы олимпийской и параолимпийской подготовки; дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.
Дополнительные сведения Земельный налог взимается на местном уровне. Органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Земельный налог взимается на местном уровне и входит в состав налога на имущество. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые ставки в пределах, регламентированных Налоговым кодексом, льготы, а также размер нормативной денежной оценки земельных участков.
По результатам проведенного исследования было установлено, что налогообложение земли в Украине и Российской Федерации имеет как общие черты, так и ряд существенных различий. Так, к общим чертам можно отнести следующие:
в обоих государствах основные положения касательно взимания, порядка исчисления и уплаты земельного налога регламентируется Налоговым кодексом;
земельный налог выступает исключительно в роли местного платежа, поскольку основной целью налогообложения земельной собственности в обоих государствах является пополнение местных бюджетов;
в соответствии с земельным законодательством анализируемых стран денежные средства от земельного налога зачисляются в местные бюджеты и используются только по своему целевому назначению, а именно: для финансирования мер по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия почв, экономическому стимулированию землевладельцев и землепользователей за улучшение качества земель, а также для земельно-хозяйственного устройства и развития инфраструктуры населенных пунктов.
Среди основных различий в земельном налогообложении анализируемых государств можно выделить следующие:
в Налоговом кодексе РФ предельные размеры ставок земельного налога гораздо ниже, чем в Украине, при этом ставки налога в обоих государствах дифференцируются в установленных пределах в зависимости от категорий земель или вида разрешенного использования;
в РФ предпочтение отдается льготированию объектов налогообложения (то есть определенных категорий земельных участков), а не налогоплательщиков,
поскольку налогом облагается сам земельный участок, а не его владелец. В Украине же имеет место сочетание того и другого, в основном льготы распространяются на юридических и физических лиц;
в РФ в отличие от Украины в качестве базы налогообложения используется кадастровая стоимость земли, а не нормативная денежная оценка, что способствует повышению отдачи от налогообложения.
Несмотря на то, что земельный налог является вторым по объему доходным источником налоговых поступлений, среднее значение этого обязательного платежа в налоговых поступлениях местных бюджетов Украины и РФ невелико.
По данным рис. 1 удельный вес платы за землю в 2014 г. в доходах общего фонда местных бюджетов в Украине по сравнению с данными предыдущих лет практически не изменился и составил 12% [17, с. 56].
В РФ земельный налог не является существенным источником дохода. Например, за 2013 г. поступления от земельного налога в целом по стране составили чуть больше 80 млрд. рублей. Учитывая, что всего доходов консолидированного бюджета РФ было собрано около16 триллионов рублей, доля земельного налога в консолидированном бюджете РФ составляет около 0,5%. Для сравнения налог на прибыль организаций составляет более 2,5 триллионов рублей (15,4%), а налог на доходы физических лиц - 1,66 триллиона рублей (10,2%) [1, с. 32].
Международная практика
показывает, что за рубежом доля земельного налога (который может взиматься как самостоятельно, так и в составе налога на недвижимость) в доходах местных бюджетов значительно
Рис. 1. Динамика поступлений платы за землю в Украине за 2009-2014 гг.
14000 11,8 11 8 ^2,4 12,5
' -- 12,0
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
10,0
6,0 4,0 2,0 0,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014
в Поступления платы за землю, млн грн
■-Удельный вес платы за землю в доходах местных бюджетов, %
выше, чем в Украине и РФ и составляет от 15 до 45%. Высокий уровень налоговых поступлений от налога на недвижимость, в частности земельного налога, в некоторых странах обусловлен высокими налоговыми ставками (от 1 до 5%), которые дифференцируются в зависимости от стоимости недвижимости и земли, а также развитостью рынка недвижимости, низким уровнем теневых операций и коррупционных схем (за счет более лояльной налоговой политики) и эффективной системой налогообложения и, как результат, высокой степенью собираемости земельного налога [18, с. 14].
В результате анализа особенностей земельного налогообложения Украины и Российской Федерации выявлено, что наиболее приемлемым вариантом построения системы земельного налогообложения ДНР может быть:
разработка и принятие собственных нормативно-правовых документов, которые будут содержать основные положения касательно налогообложения земли, а именно размеры налоговых ставок для различных категорий земель, перечень льгот, порядок исчисления и уплаты земельного налога и т.д.;
установление дифференцированных ставок земельного налога в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка, принимая за основу налоговые ставки, закреплённые в Налоговом кодексе РФ:
не более 0,3% в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения; земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, ого-
родничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
не более 1,5% в отношении прочих земельных участков;
пересмотр налоговых льгот и обеспечение социальной справедливости в процессе владения и пользования землёй, поскольку льготы предоставляются бессрочно и довольно часто тем отдельным физическим или юридическим лицам, которые в них не нуждаются по причине достаточно высоких доходов, что приводит к неравномерной налоговой нагрузке на налогоплательщиков;
усиление контроля над обязательным привлечением средств местных бюджетов, в частности, от платы за землю, для финансирования мероприятий по рационализации землепользования, ведения государственного земельного кадастра, проведения земельной реформы, а также для развития инфраструктуры населенных пунктов;
совершенствование системы оценки земель, в том числе развитие денежной оценки земель с учетом рыночных факторов, что позволит не только увеличить бюджетные доходы и укрепить материально-финансовую основу местного самоуправления, но и обеспечит, во-первых, справедливое распределение налоговой нагрузки, во-вторых, позитивное восприятие обществом самого института налогообложения земли.
Подобные изменения позволят устранить существующий дисбаланс в системе земельного налогообложения ДНР и сделают муниципальные образования финансово более самостоятельными, что положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в государстве.
В свою очередь, обоснование возможности внедрения предложенных изменений в систему земельного налогообложения ДНР, а также оценка послед-
ствий адаптации к этим изменениям остаются перспективными направлениями дальнейших исследований.
Список использованной литературы
1. Алексеева А.А. Роль земельного налога в формировании местных бюджетов / А.А. Алексеева // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. -№ 4. - С. 31-34.
2. Барлыбаев А.А. Земельный налог как инструмент развития земельных отношений между органами местного самоуправления и землепользователями (землевладельцами) / А.А. Барлыбаев // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 25 (256). - С. 124-132.
3. Даниленко О.А. Аналiз системи оподаткування земель в Укрш'ш / О.А. Даниленко // Землевпорядний вю-ник. - 2002. - № 1. - С. 51-54.
4. Сидорченко Т.Ф. Земельна реформа як умова розбудови нащонально'1 економши / Т.Ф. Сидорченко, В.А. Фоменко // Економша: реалп часу. - 2014. -№ 1 (11). - С. 125-133.
5. Шварц 1.В. Актуальш питання земельно!' реформи, яка проводиться в Укрш'ш / 1.В. Шварц // Збiрник наукових праць ВНАУ. - 2012. - № 3 (69). -С.227-232.
6. Шульга Т.М. К вопросу о земельном налоге как форме платы за землю / Т.М. Шульга // Порiвняльно-аналггичне право. - 2013. - № 3-1. -С. 292-295.
7. Земельный налог: какие ставки применить? [Электронный ресурс]: Налоговая политика и практика. - 2012. -№ 10 (118). - Режим доступа: http:// nalogkodeks.ru/wp-content/ uploads/ 2012/ 11/10-40-43.pdf.
8. Зубенко В.В. Бюджетний монь торинг. Аналiз виконання бюджету за
2013 piK / B.B. 3yöeHKO, I.B. CaMHHHCbKa, A.M. PyguK. - K.: IECEfl, 2014. - 80 c.
9. Dye Richard F., England Richard W. Assessing the Theory and Practice of Land Value Taxation / F. Richard Dye, W. Richard England. - Cambridge: Lincoln Institute of Land Policy. - 2010. - 34 p.
10. Wightman Andy. A Land Value Tax for England: Fair, Efficient, Sustainable / Andy Wightman // Policy Focus Report. -2013. - 33 p.
11. Seel Antonyy. Land Value Taxation / Antony Seely // Business & Transport Section. - 2013. - 21 p.
12. Maximilian Karl. The fiscal reform of land tax in Germany / Karl Maximilian // FIG Working Week. - 2012. -№ 6. - P. 1-7.
13. Bird R.M., Slack E. Land and property taxation in 25 countries: a compar-
ative review / R. M. Bird, E. Slack // CESifo DICE Report. - 2005. - № 3. - Р. 34-42.
14. Временное положение о налоговой системе ДНР [Электронный ресурс]: Министерство доходов и сборов ДНР. -Режим доступа: http: // donbuh.com> data/ documents/ Vremenn.doc.
15. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalkodeks.ru.
16. Податковий Кодекс Украши вщ 02.12.2010 р. № 2755-VI // Вщомост Верховно'1 Ради Украши. - 2011. -№ 13-14, № 15-16, № 17. - Ст. 112.
17. Зубенко В.В. Бюджетний монь торинг. Аналiз виконання бюджету за 2014 рш / В.В. Зубенко, 1.В. Самчинська, А.Ю. Рудик. - К.: 1БСЕД, 2015. - 84 c.
18. McLean I. Land tax: options for reform / I. McLean // Nuffield College Politics Working Paper. - 2004. - 21 p.
Статья поступила в редакцию 17.03.16