Научная статья на тему 'О социальной направленности формирования и использования платы за землю: Международный опыт и рекомендации для Донецкой Народной Республики'

О социальной направленности формирования и использования платы за землю: Международный опыт и рекомендации для Донецкой Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
87
16
Поделиться
Ключевые слова
земельный налог / налог на недвижимость / земельный рынок / нормативная денежная оценка / дифференцированная ставка налога / налого-вая льгота

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — А.С. Павлий, А.О. Паскевич

Статья посвящена анализу зарубежного опыта формирования и использования платы за землю с точки зрения социальной направленности этого налога. Особое внимание отведено вопросу построения системы имущественного налогообложения, где земельный налог выполняет не только фискальную функцию, но и является эффективным инструментом обеспечения развития социальной сферы региона. В работе проведен анализ земельного налогообложения ДНР в разрезе элементов земельного налога. Рассмотрена возможность использования международного опыта для становления системы земельного налогообложения в Донецкой Народной Республике. Предложено ряд направлений по совершенствованию системы земельного налогообложения ДНР как с социальной точки зрения, так и с экономической, направленных на обеспечение социальной справедливости в процессе имущественных взаимоотношений.

On the social orientation of formation and use of the land fee: the international experience and recommendations for the Donetsk People’s Republic.

The article is devoted to the analysis of the international experience of formation and use of the land fee in terms of social orientation of this tax. A special attention is given to the issue of the construction of the property tax system, where the land tax accomplishes not only a fiscal function, but also is an effective tool for ensuring the development of social sphere of the region. The analysis of the land value taxation in the DPR has been conducted in the article. The possibility of applying the practices of analyzed countries for the formation of the land taxation system in the Donetsk People’s Republic has been considered. A range of benchmarks for improvement of the land value taxation system from both the social and economic standpoints, which are aimed at ensuring social justice in the process of property relations, has been offered.

Текст научной работы на тему «О социальной направленности формирования и использования платы за землю: Международный опыт и рекомендации для Донецкой Народной Республики»

УДК 332.6:336.227

А.С. ПАВЛИЙ, младший научный сотрудник, е-mail: pavlii-alona@mail.ru, А.О. ПАСКЕВИЧ, главный экономист, е-mail: ostap5555@mail.ru

ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР

О СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья посвящена анализу зарубежного опыта формирования и использования платы за землю с точки зрения социальной направленности этого налога. Особое внимание отведено вопросу построения системы имущественного налогообложения, где земельный налог выполняет не только фискальную функцию, но и является эффективным инструментом обеспечения развития социальной сферы региона. В работе проведен анализ земельного налогообложения ДНР в разрезе элементов земельного налога. Рассмотрена возможность использования международного опыта для становления системы земельного налогообложения в Донецкой Народной Республике. Предложено ряд направлений по совершенствованию системы земельного налогообложения ДНР как с социальной точки зрения, так и с экономической, направленных на обеспечение социальной справедливости в процессе имущественных взаимоотношений.

Ключевые слова: земельный налог, налог на недвижимость, земельный рынок, нормативная денежная оценка, дифференцированная ставка налога, налоговая льгота.

Pavliy A.S., Paskevich A.O. On the

social orientation of formation and use of the land fee: the international experience

and recommendations for the Donetsk People's Republic.

The article is devoted to the analysis of the international experience of formation and use of the land fee in terms of social orientation of this tax. A special attention is given to the issue of the construction of the property tax system, where the land tax accomplishes not only a fiscal function, but also is an effective tool for ensuring the development of social sphere of the region. The analysis of the land value taxation in the DPR has been conducted in the article. The possibility of applying the practices of analyzed countries for the formation of the land taxation system in the Donetsk People's Republic has been considered. A range of benchmarks for improvement of the land value taxation system from both the social and economic standpoints, which are aimed at ensuring social justice in the process of property relations, has been offered.

Keywords: land tax, real estate tax, land market, standard monetary valuation, graduated tax rate, tax concession.

Земля как объект налогообложения имеет важное значение как для государства в целом, так и для отдельного региона. Из-за ограниченности земельных ресурсов и возможности многофункционального использования земли, а именно,

© А.С. Павлий, А.О. Паскевич, 2016

как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства, налогообложение земли стало приоритетным и важным направлением в налоговых системах мира. Несмотря на то, что за рубежом земля облагается налогом преимущественно вместе с расположенными на ней зданиями и сооружениями, такая система налогообложения обеспечивает не только постоянный приток денежных средств в местные бюджеты, но и справедливое распределение налоговой нагрузки, а также позитивное восприятие обществом самого института налогообложения недвижимости. Поскольку система имущественного налогообложения во многих странах основана на соблюдении принципа горизонтального равенства и требований социальной справедливости, при обосновании направлений реформирования отечественной налоговой системы значительное внимание целесообразно уделить созданию такой системы земельного налогообложения, которая выполняла бы не только фискальную функцию, но и обеспечивала развитие социальной сферы государства. Инструментом для достижения этой цели является плата за землю.

Исследование вопроса социальной направленности формирования и использования платы за землю подробно изложено в работах М. Карлина, Н. Бобох [1], Т. Шульги [2], Т. Бутырской, А. Рачин-ского [3], А. Третьяка [4], А. Дороша [5], С. Козловского и О. Заболотного [6]. Значение земельного налога для социально-экономического развития государства рассмотрено в публикациях С. Криницы [7] и М. Болдуева [8], которые отмечают, что причиной социальной напряженности в обществе и кризисных явлений в экономике является фискальная направленность платы за землю, которая преобладает над ее социальной и стимулирующей функциями. Однако в украинском законодательстве и в науч-

ных трудах отечественных исследователей и экономистов вопросы построения эффективной социально ориентированной системы земельного налогообложения раскрыто не в полной мере и требует более детального научного исследования. В связи с этим целесообразным является анализ зарубежного опыта по вопросу построения системы имущественного налогообложения, где земельный налог выполняет не только фискальную функцию, но и является эффективным инструментом обеспечения развития социальной сферы региона. Вопросы социальной направленности земельного налога и его соответствия принципам социальной справедливости и эквивалентности исследовали ученые со всего мира, а именно R. Dye, R. England [9], R. Bird, E. Slack [10], A. Wightman [11], A. Seely [12], C. Volkan, G. Mehmet, K. Vildan [13], T. Dunne [14], C. Gurdgiev [15], I. McLean [16]. В их публикациях освещаются отдельные аспекты мирового опыта использования земельного налога, перспективы его введения и значение в формировании доходов местных бюджетов.

Несмотря на многочисленные исследования в сфере налогообложения земли нерешенным остается вопрос об определении и обосновании путей совершенствования системы земельного налогообложения именно с социальной точки зрения, т.е. тех направлений, которые бы способствовали обеспечению социальной справедливости в процессе имущественных взаимоотношений.

В этой связи в качестве цели исследования предлагается проанализировать зарубежный опыт налогообложения земли и на основе этого анализа разработать рекомендации по обеспечению эффективного налогообложения земли в Донецкой Народной Республике как с социальной, так и с экономической точек зрения.

Зарубежный опыт имущественного налогообложения свидетельствует о том, что в развитых странах важнейшим аспектом налогообложения земли с точки зрения социальной направленности является перераспределение доходов от наиболее обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным [1, с. 132].

В странах, где налогообложение земли осуществляется в составе налога на недвижимость (таких, как Германия, Италия, Финляндии, Франция, Швейцария, Швеция, Латвия, Польша, Аргентина, Чили), для справедливого распределения налогового бремени, исходя из асоциального характера единой ставки, используют дифференцированные налоговые ставки [10, с. 35-36; 17]. Земельный налог в этих странах играет значительную роль именно в социальном плане, поскольку он дает возможность существенно увеличить бюджетные поступления за счет состоятельных слоев населения и тем самым сбалансировать социальные интересы.

Более того, за рубежом земельный налог представляет собой не просто некий обязательный платёж, а наоборот -вполне добровольную плату за предоставляемые муниципалитетами общественные услуги [13, с. 7]. Иначе говоря, поступления от этого налога тратятся на мероприятия, связанные с выгодами от владения и пользования землей, то есть их можно рассматривать как своего рода плату за те местные общественные услуги, которые получают землевладельцы.

Так, в Германии поступления от земельного налога, как составляющей налога на недвижимость, играют большую роль в финансировании муниципальных задач, таких как строительство дорог, противопожарные мероприятия, обеспечение школ и детских садов [18, с. 6]. В ряде стран (США, Канада, Дания, Эстония, Испания, Италия) за счет имущественных налогов покрываются расходы на

жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство) [10, с. 38]. В Норвегии и Финляндии 50% поступлений от налога на недвижимость (в том числе от земельного налога) расходуется на здравоохранение и образование [15, с. 46]. Однако в Бельгии и Швеции земельный налог относится к общегосударственным и не является источником финансирования расходов местных бюджетов [14, с. 3].

В соответствии с земельным законодательством некоторых стран (Россия, Украина, Беларусь, Венгрия, Литва) денежные средства от земельного налога зачисляются в местные бюджеты и используются только по своему целевому назначению, а именно, для финансирования мер по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия почв, экономическому стимулированию землевладельцев и землепользователей за улучшение качества земель, а также для земельно-хозяйственного устройства и развития инфраструктуры населенных пунктов [19; 4].

Международная практика показывает, что несмотря на то, что удельный вес поступлений от налога на недвижимость, и в частности от земельного налога, в ВВП многих стран невелик (от 0,3 до 4,1%), налогообложение земли является достаточно эффективным рычагом наполнения доходной части местных бюджетов [17].

Земельный налог, который может взиматься как самостоятельный налог, так и в составе налога на недвижимость, занимает высокий удельный вес в доходах местных бюджетов. Так, в США удельный вес земельного налога в совокупном доходе местных бюджетов составляет около 40-45%, в Канаде - 40%, во Франции, Германии и Румынии - от 19 до 25%, в Польше 14%, в Великобри-

тании и Литве - 13% [20; 18, с. 2]. Ситуация, при которой в некоторых странах доля земельного налога в местных бюджетах достаточно велика, обусловлена высокими ставками такого налога (от 1 до 5%), которые дифференцируются в зависимости от стоимости недвижимости и земли. Также высокий уровень наполняемости бюджетов этим налогом объясняется развитостью рынка недвижимости, низким уровнем теневых операций и коррупционных схем (за счет более лояльной налоговой политики), эффективной системой налогообложения и, как результат, высокой степенью собираемости земельного налога [20; 16, с. 17].

Также выявлено, что за рубежом предпочтение отдается льготированию объектов налогообложения (то есть определенных категорий земельных участков), а не налогоплательщиков, поскольку налогом облагается сам земельный участок, а не его владелец. В некоторых странах (США, Россия, Чили, Япония) имеет место сочетание того и другого, но в основном льготы обычно распространяются на объекты [12, с. 19].

Одной из регулятивных предпосылок социально и экономически эффективного влияния государства на состояние и развитие земельных отношений является земельный рынок. Взвешенная государственная политика формирования и развития рынка земель используются во многих зарубежных странах (Австралия, США, Канада, Дания, Германия, Франция, Эстония) и способствует организации полноценного оборота земельных активов [21, а 14]. Именно введение прозрачного земельного рынка способно обеспечить установление равновесных цен на землю в разных регионах страны.

В результате анализа зарубежных систем имущественного налогообложения, в частности, налогообложения земли, выявлено, что наиболее приемлемым вариантом построения отечественной

системы земельного налогообложения может быть: дифференцирование ставки земельного налога; введение полноценного земельного рынка; использование рыночной стоимости в качестве базы налогообложения; целевое использование поступлений от земельного налога органами местного самоуправления; льготирование объектов налогообложения, а не налогоплательщиков; создание комплексной системы государственных стандартов, норм и правил в сфере землеустройства, землепользования и государственного земельного кадастра.

Учитывая успешную зарубежную практику имущественного налогообложения, направленную, прежде всего, на соблюдение принципа горизонтального равенства и требований социальной справедливости, значимым для государства в социальном контексте также может быть:

во-первых, взимание большей суммы налога за более ценную землю посредством применения дифференцированных налоговых ставок, что будет способствовать более справедливому распределению нагрузки на налогоплательщиков и приведёт к снижению социальной напряженности;

во-вторых, финансирование общественных благ и услуг за счет поступлений от платы за землю (то есть органы местного самоуправления могут взять на себя ответственность за возложенные на них полномочия по предоставлению местных общественных благ, а налогоплательщики - за финансирование этих благ);

в-третьих, привлечение общественности к участию в процессе планирования использования земельных ресурсов, а также повышение уровня общественного сознания по вопросу финансирования общественных благ за счет поступлений от платы за землю.

Следует отметить, что зарубежные исследования по вопросу земельного налогообложения отражают традиции и опыт построения систем имущественного налогообложения в развитых странах с устойчивой институциональной средой и развитыми рыночными отношениями. Именно поэтому при реформировании отечественной системы земельного налогообложения следует ориентироваться на исторические и социокультурные особенности, присущие именно Донецкой Народной Республике.

По состоянию на начало 2016 г. отношения в сфере земельного налогообложения регулируются только Временным положением о земельном налоге на территории ДНР и Налоговым кодексом Украины в редакции от 28.12.2014 г. В табл. 1 приведен анализ земельного налогообложения в ДНР, где отражены дифференциация ставок земельного налога в зависимости от целевого назначения земельного участка, а также категории льготных лиц, которые освобождаются или не подлежат налогообложению.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что за основу при становлении системы земельного налогообложения в ДНР был взят опыт Украины, земельное законодательство которой длительное время находится на стадии реформирования.

В связи с этим, учитывая успешный зарубежный опыт в сфере имущественного налогообложения, проведенные исследования позволили сформулировать основные рекомендации по обеспечению эффективного налогообложения земли в Донецкой Народной Республике как с социальной, так и с экономической точек зрения.

Выводы. К направлениям совершенствования земельного налогообложения Республики с экономической точки зрения относятся следующие:

разработка и принятие нормативно-правовых документов, которые будут содержать основные положения касательно налогообложения земли, а именно, размеры налоговых ставок для различных категорий земель, перечень льгот, порядок исчисления и уплаты земельного налога и т.д.;

установление дифференцированных ставок земельного налога в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка, однако, не превышающих:

0,3% в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения; земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5% в отношении прочих земельных участков;

пересмотр налоговых льгот и обеспечения социальной справедливости в процессе владения и пользования землёй, поскольку льготы предоставляются бессрочно и довольно часто тем отдельным физическим или юридическим лицам, которые в них не нуждаются по причине достаточно высоких доходов, что приводит к неравномерной налоговой нагрузке на налогоплательщиков;

усиление контроля над обязательным привлечением средств местных бюджетов, в частности, от платы за землю, для финансирования мероприятий по рационализации землепользования, ведения государственного земельного кадастра, проведения земельной реформы, а также для развития инфраструктуры населенных пунктов;

проведение реформы по формированию и развитию полноценного земель-

Таблица 1

Анализ земельного налогообложения в ДНР

Элементы земельного налога Временный порядок о земельном налоге на территории ДНР

1 2

Налогоплательщики юридические лица и физические лица - предприниматели, являющиеся собственниками земельного участка, земельной доли (пая) и (или) землепользователями; физические лица, являющиеся собственниками земельного участка, земельной доли (пая) и (или) землепользователи, которые используют данные категории земель в коммерческой деятельности.

Объект налогообложения земельный участок, а также земельная доля (пай), находящийся в собственности или пользовании.

Налоговая база нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации (сейчас используется коэффициент за 2010 г. - 1,0).

Ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения):

для земельных участков, находящихся в собственности (выкупленные) юридических и физических лиц, а также в постоянном пользовании - 1%; для других категорий земель — 1,5%; для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1%; для многолетних насаждений — 0,03%.

за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена:

за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта в пределах полос отведения), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, которые осуществляют эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий) - 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Республике; за земельные участки, предоставленные для железнодорожного транспорта в пределах полос отведения, воинским формированиям, образованным в соответствии с законодательством Республики, которые не содержатся за счет республиканского или местного бюджетов, подразделениям Вооруженных Сил Республики, которые осуществляют хозяйственную деятельность, - 0,02% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Республике; за земельные участки, предоставленные для предприятий промышленности на землях временного консервирования (деградированные земли), -0,03% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Республике. за земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий), - 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Республике; за земельные участки на землях водного фонда - 0,3% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Республике;

Окончание таблицы 1

1 2

за земельные участки на землях водного фонда, а также за земельные участки лесохозяйственного назначения, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями - 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Республике.

для физических лиц:

инвалиды первой и второй группы; физические лица, которые воспитывают трех и больше детей в возрасте до 18 лет; пенсионеры; ветераны войны и лица, на которых распространяется действие законодательства о статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты; физические лица, признанные лицами, пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы; физические лица, ставшие инвалидами и получившие ранения при защите Донецкой Народной Республики.

для юридических лиц:

Налоговые льготы заповедники, в том числе историко-культурные, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и муниципальной собственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, достопримечательности природы, заповедные угодья и парки-достопримечательности садово-паркового искусства; опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ; органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, предприятия, учреждения, организации, специализированные санатории Республики для реабилитации, лечения и оздоровления больных, воинские формирования, созданные в соответствии с законодательством Республики, Вооруженные Силы Республики и пограничная служба Республики, которые полностью содержатся за счет средств республиканского или местного бюджетов; детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Республики независимо от их подчиненности; религиозные организации Республики за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, а также благотворительные организации; санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов; общественные организации инвалидов, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов; дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств республиканского или местного бюджетов; предприятия, учреждения, организации, общественные организации физкультурно-спортивной направленности, вновь созданные фермерские хозяйства в течение трех лет, а в трудо-недостаточных населенных пунктах - в течение пяти лет со времени передачи им земельного участка в собственность.

ного рынка с сочетанием интересов государства и граждан при обеспечении гарантий каждого субъекта рынка на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, что будет способствовать соблюдению принципа социальной справедливости при перераспределении земли, ограничению спекулятивных операций на земельном рынке, предотвращению монополизации земельной собственности, сохранению земельного фонда, а также созданию условий для обеспечения продовольственной безопасности;

совершенствование системы оценки земель, в том числе развитие денежной оценки земель с учетом рыночных факторов, что позволит не только увеличить бюджетные доходы и укрепить материально-финансовую основу местного самоуправления, но и обеспечит, во-первых, справедливое распределение налоговой нагрузки, во-вторых, позитивное восприятие обществом самого института налогообложения земли.

К направлениям совершенствования земельного налогообложения Республики с точки зрения социальной направленности формирования и использования платы за землю относятся следующие:

взимание большей суммы налога за более ценную землю посредством применения дифференцированных налоговых ставок;

финансирование общественных благ и услуг за счет поступлений от платы за землю;

привлечение общественности к участию в процессе планирования использования земельных ресурсов, а также повышение уровня общественного сознания по вопросам земельного налогообложения путем:

формирования информационного пространства по вопросам использования и охраны земельных ресурсов;

осуществления общественного контроля над принятием решений по регулированию земельных отношений, а также проведения постоянных консультаций с общественностью о необходимости использования земельных участков по своему целевому назначению;

активного формирования у населения общественного сознания по вопросам необходимости земельного налогообложения;

создания государственной системы информирования населения о рынке земель, в том числе путем разработки атласов рыночных цен на земельные участки;

повышения качества подготовки специалистов в сфере земельных отношений в интересах устойчивого социально-экономического развития государства.

Приведенные выше рекомендации по совершенствованию налогообложения земли позволят, во-первых, расширить круг налогоплательщиков, придерживаясь принципа равенства и социальной справедливости налогообложения, во-вторых, увеличить поступления средств в местные бюджеты, в-третьих, улучшить финансирование общественных потребностей муниципалитетов, в-четвёртых, предупредить уклонение от уплаты налога.

Список используемой литературы

1. Карлш М.1. Роль податку на не-рухомють в сощальнш полчищ краши з транзитивною економшою / М.1. Карлш, Н.М. Бобох // Соцiально-економiчний розвиток. - 2009. - № 2 (12). -С. 132-140.

2. Шульга Т.М. К вопросу о земельном налоге как форме платы за землю / Т.М. Шульга // Порiвняльно-аналггичне право. - 2013. - № 3-1. -С. 292-295.

3. Бутирська Т.О. Змют i спрямова-шсть парадигми державного регулюван-

ня земельних вщносин / Т.О. Бутирська, А.П. Рачинський // Держава i ринок. -2010. - № 3 (5) - С. 145-149.

4. Третяк А.М. Теоретичш основи землеустрою / А.М. Третяк. - К.: Аграрна наука, 2002. - 152 с.

5. Дорош О.С. Окремi аспекти вдо-сконалення земельно! пол^ики в Укрш'ш щодо адмшютрування земельних вщно-син та системи землекористування [Елек-тронний ресурс] / О.С. Дорош // Ефекти-вна економша. - 2011. - № 9. - Режим доступу: http: // www.economy.nayka. com. ua/?op=1&z=815.

6. Козловский С.В. Регулирование земельных отношений в процессе рыночной трансформации [Электронный ресурс] / С.В. Козловский, О.Г. Заболот-ный // Эффективная экономика. - 2012. -№ 5. - Режим доступа: http://www. economy. nayka. com.ua/?op=1&z=1119.

7. Криница С.О. Бюджетное регулирование регионального развития / С.О. Криница // Финансовое пространство. - 2012. - № 1(5). - С. 54-60.

8. Болдуев М.В. Державне регулю-вання земельних вщносин [Електронний ресурс] / М.В. Болдуев // Державне будь вництво. - 2007. - № 1. - Режим доступу: http: // www.nbuv.gov.ua/e-journals/De Bu/ 2007-1/doc/2/03.pdf.

9. Dye R. F. Assessing the Theory and Practice of Land Value Taxation / Richard F. Dye, Richard W. England. - Cambridge: Lincoln Institute of Land Policy. - 2010. -34 p.

10. Bird R. Land and property taxation in 25 countries: a comparative review / R. Bird, E. Slack // CESifo DICE Report. -2005. - Ко. 3. - Pp. 34-42.

11. Wightman A. A Land Value Tax for England: Fair, Efficient, Sustainable / A. Wightman // Policy Focus Report. -2013. - 33 p.

12. Seely A. Land Value Taxation / A. Seely // Business & Transport Section. -2013. - 21 p.

13. Volkan C. Property Taxation and Land Management / C. Volkan, G. Mehmet, K. Vildan // 2nd FIG Regional Conference. - 2003. - 13 p.

14. Dunne T. Land Value Taxation: Persuasive Theory but Practically Difficult / T. Dunne // Property Valuer. - Dublin. -2005. - 5 p.

15. Gurdgiev C. Land Value Taxation and other Measures for Raising Public Investment Revenue: A Comparative Study / C. Gurdgiev. - Dublin: Trinity College, 2009. - 66 p.

16. McLean I. Land tax: options for reform / I. McLean // Nuffield College Politics Working Paper. - 2004. - 21 p.

17. Revenue Statistics: Tax on Property 2000-2015 [Electronic resource] // OECD Data. - Available at: https://data.oecd.org/ tax/tax-on-property.htm.

18. Karl M. The fiscal reform of land tax in Germany / M. Karl // FIG Working Week. - 2012. - No. 6. - Pp. 1-7.

19. Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-Ш // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2002. -№ 3-4. - Ст. 27.

20. Tax Card 2013 With effect from 1 January 2013 Lithuania [Electronic resource] // KPMG Baltics, UAB. - Available at: http://www.kpmg.codm/LT/lt/ Publishing Images/Tax%20card%202013/LT%20Tax% 20Card1%20Eng%20WEB.pdf.

Статья поступила в редакцию 04.11.16