ББК 67.628
К.А. Титова
Проблемные вопросы, связанные с повышением эффективности предварительного и судебного следствия по делам о хищениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
K.A. Titova
Problematic Questions Connected
with Rising Effectiveness of the Inquiry and Investigation on the Cases of Embezzlement in the Sphere of Housing and Communal Services
Рассматриваются проблемы, связанные с повышением эффективности предварительного и судебного следствия по делам о хищениях в сфере ЖКХ. Изложен ряд обстоятельств, оказывающих негативное влияние на эффективность следствия. Приведены сведения о хозяйственной и производственной деятельности отрасли. Данные знания необходимы для познания механизма совершения хищения и выработки определенных тактико-технических средств, методов и методик, направленных на повышение эффективности предварительного и судебного следствия по делам о хищениях в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: методы, хищения, жилищно-коммунальное хозяйство, преступление.
The problematic questions connected with rising effectiveness of the inquiry and investigation on the cases of embezzlement in the sphere of housing and communal services are considered in this article. The researcher offers some circumstances causing negative effects on the investigation and induces data about economic and production activity of the housing and the communal services. This information is necessary for studying the reasons of embezzlement and for working out different tactic and technical means and methods aimed at rising effectiveness of the inquiry and investigation on the cases of embezzlement in the sphere of housing and communal services.
Key words: methods, embezzlement, housing and communal services, crime.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) занимает основополагающее место в системе национального хозяйства и представляет собой сложную систему деятельности предприятий, организаций, служб и хозяйств по бесперебойному обеспечению жизнедеятельности страны и обслуживанию населения [1]1. Начавшиеся преобразования в данной сфере привели как к положительным (постепенное снижение бюджетных средств на дотирование сферы, создание предпосылки к ее рыночной экономике и пр.), так и к неблагоприятным результатам (отсутствие эффективных экономических отношений между действующими в сфере ЖКХ компаниями, обострением криминогенной обстановки в ней и пр.).
Обострение криминогенной обстановки привело, в частности, к увеличению хищений, злоупотреблений со стороны лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные
1 В настоящий момент данный документ утратил силу, но он внес существенный вклад в становление и развитие сферы ЖКХ в России.
функции в сфере ЖКХ. Преступники стали активно приспосабливаться к новой системе функционирования отрасли и формам контроля за ее деятельностью. Хищения денежных средств, товарно-материальных ценностей вышли на первый план. Расширились возможности преступного обогащения.
Следственными подразделениями МВД России за период с 2009 по 2011 г. возбуждено 368 уголовных дел о преступлениях в ЖКХ [2]. Криминогенная обстановка в данной сфере остается тревожной во всех регионах России, об этом свидетельствуют данные не только правоохранительных органов, но и средств массовой информации. Например, в интервью «Rc-online.ru» от 01.11.2011 начальник отдела №6 СЧ ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области С. Чеканов, возглавляющий следственно-оперативную группу по контролю за раскрытием и расследованием преступлений в сфере ЖКХ, сообщил, что «сказать точно, насколько криминализована сфера ЖКХ, не сможет никто - преступления в ней сложно не только раскрыть и довести уголовное дело до суда, но и вооб-
ще выявить. За январь - сентябрь 2011 г. следователи направили в суды 18 уголовных дел. Общий ущерб от указанных в них преступлений, подтвержденный экспертизами, достигает 6,31 млн руб. Еще 18 уголовных дел находятся в производстве - потерпевшие оценивают свои убытки почти в 50,23 миллиона рублей» [3].
Актуальность борьбы с хищениями в сфере ЖКХ, как видим, очевидна. Вопросы расследования корыстно-хозяйственных преступлений, совершаемых путем присвоения или растраты и злоупотребления служебным положением в различных отраслях хозяйствования (строительстве, мясной, молочной и др.), рассматривались в трудах С.М. Астапкиной, И.И. Белозеровой, Л.В. Бертовского, В.К. Гавло, С.П. Голубятникова, В.Д. Грабовского, С.А. Грачева, Г.А. Густова, Н.А. Даниловой, А.В. Дулова, Л.Я. Драп-кина, М.Г. Иванова, М.К. Каминского, И.Н. Кожевникова, В.А. Козлова, В.Е. Корноухова, Н.А. Лопашенко, И.И. Рожкова, К.Ф. Скворцова, В.Г. Танасевича, Д.А. Турчина, А.Г. Филиппова, М.П. Хилобок, А.А. Хмырова, М.П. Шаламова, А.В. Шмонина, И.Л. Шраги и других авторов. Многие их теоретические положения и рекомендации имеют большое практическое значение и в борьбе с хищениями в сфере ЖКХ. Однако, как показывает исследование, их недостаточно в силу специфики деятельности данной отрасли. Необходимы самостоятельные исследования в части разработки криминалистической методики расследования экономических преступлений в сфере ЖКХ, на что нами обращалось внимание ранее [4; 5]. В настоящее время научная разработанность вопросов, связанных с хищениями в сфере ЖКХ, расширила свои границы, в частности не только в криминалистических аспектах, но и в уголовных [6]. Несмотря на данный факт, вопросы, касающиеся расследования хищений в сфере ЖКХ, нуждаются в дальнейших исследованиях.
Особенно актуальными в настоящее время являются проблемы, связанные с повышением эффективности как предварительного, так и судебного следствия по делам о хищениях в сфере ЖКХ. Анализ судебно-следственной практики по уголовным делам о хищениях, совершаемых в отрасли, помогает выделить ряд обстоятельств, на наш взгляд, оказывающих негативное влияние на процесс следствия.
1. Хищения в сфере ЖКХ носят скрытый характер. Это связано, во-первых, со специфичностью работы предприятий отрасли и, во-вторых, с тем, что изъятие денежных средств, товарно-материальных ценностей предполагает проведение ряда бухгалтерских операций, направленных на маскировку основного способа изъятия этих ценностей, например, из кассы предприятия или организации. Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а они же и материально ответственные лица, получают их в свое вверение
или имеют право ими распоряжаться в силу исполнения своих функциональных обязанностей, а после получения присваивают или растрачивают, тем самым причиняя ущерб предприятию. Так, руководители управляющих организаций после поступления денежных средств на счета предприятий или организаций ЖКХ путем искажения бухгалтерской отчетности могут представлять сведения о якобы проведенных работах на объектах ЖКХ или якобы приобретенных товарно-материальных ценностях, списывать деньги в фонд заработной платы и т.д. Полученные средства расходуют по своему усмотрению. Чтобы раскрыть такой способ хищения, необходимо прежде всего проверить поступление и оприходование данных денежных средств получателем. Кроме того, проверить наличие и правильность списания в расход. Если обнаружится неоприходование или необоснованное списание их в расход или отсутствие фактически произведенных работ на объектах ЖКХ, это и будет указывать на совершение хищения.
2. Сложности, возникающие с подсчетом ущерба, к которому можно отнести: 1) неполучение населением коммунальных услуг при их оплате за них;
2) затраты на экспертизы; 3) отсутствие денег на счетах ресурсоснабжающих организаций, влекущее невозможность модернизировать сети, нуждающиеся в реконструкции; 4) невозможность государству получить налоги от обанкротившихся фирм либо компаний, имеющих признаки фирм-«однодневок» или занимающихся незаконным переводом денег за рубеж, выделенных на модернизацию системы ЖКХ.
3. Как показало наше исследование, правоохранительные органы и суд испытывают недостаток теоретических знаний в области ЖКХ по вопросам, связанным с деятельностью данной сферы. Отсутствует и надлежащий уровень практической подготовки по расследованию данных видов преступлений. Усугубляет ситуацию и относительная новизна жилищного, гражданского законодательства, регулирующего отношения как в сфере экономики, так и в ЖКХ. Вместе с тем, используя знания о хозяйственной и производственной деятельности в данной отрасли народного хозяйства, можно устанавливать любые нарушения и вовремя вскрывать факты хищений.
Итак, традиционно в составе ЖКХ выделяют:
1) жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями; 2) дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт; 3) теплоэнергетическое хозяйство и др. Но три большие группы объектов в системе ЖКХ представляют особую сложность в управлении: 1) жилой фонд и объекты социальной сферы; 2) системы тепло-, электро- и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения; 3) сфера обслуживания предприятий и инженерных систем [7, с. 26].
Многообразие видов услуг и продукций перечисленных подотраслей, различие техники и организации
работ предусматривают разные методы их управления в сфере ЖКХ. Так, например, Жилищный кодекс РФ возложил на собственников помещений обязанность выбрать способ управления жилым домом и предложил три их вида: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья или иным жилищным кооперативом (ТСЖ, ЖК, ЖСК); 3) управление управляющей компанией [8, с. 67-72].
Первый способ управления характеризуется тем, что владельцы квартир лично, без посредников решают все вопросы, касающиеся домовладения. Эта система управления позволяет им постоянно быть в курсе всех «жилищных дел» и контролировать их ход. Любые решения (от реконструкции и капитального ремонта дома до увольнения, например, уборщицы помещений) принимаются общим собранием жильцов-собственников.
Второй способ управления характеризуется тем, что органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление. Общее собрание - это высший орган управления; правление -исполнительный орган, подотчетный общему собранию. Правление обязано: управлять многоквартирным домом; заключать договоры на управление; контролировать внесение членами ТСЖ установленных обязательных платежей и взносов; составлять сметы доходов и расходов и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности; вести делопроизводство. Председатель правления является высшим должностным лицом этой организации. Контроль осуществляет своя ревизионная комиссия.
Третий способ управления характеризуется тем, что выбор управляющей компании (УК) и утверждение условий договора происходят на общем собрании хозяев квартир и осуществляется либо очным, либо заочным голосованием. УК заключает договор с каждым жильцом-собственником о предоставлении ему жилищно-коммунальных услуг. Данная организация сферы ЖКХ имеет свою систему управления, которая предусматривает наличие определенного штата сотрудников для обеспечения функционирования вообще всей отрасли. Так как УК являются юридическими лицами, то они оформляют учредительные документы, составляют планы финансовой деятельности (сметы доходов и расходов), выбирают подрядные организации и поставщиков жилищно-коммунальных услуг для
обслуживания дома и заключают с ними договоры. Данный порядок жестко регламентирован [9, с. 180].
Обобщая практику деятельности управляющих организаций, следует, на наш взгляд, выделить несколько основных причин, затрудняющих их работу и ведущих к хищениям и злоупотреблениям в сфере ЖКХ, среди которых:
1) низкая активность собственников на собраниях;
2) отсутствие профессионалов по управлению;
3) отсутствие финансово-хозяйственного контроля за деятельностью управляющих организаций.
При исследовании вопросов неэффективности и непрозрачности деятельности управляющих организаций нам видится необходимость введения ряда механизмов воздействия на сферу ЖКХ с целью предотвращения хищений и злоупотреблений и обеспечения эффективности ее работы:
1) ввести прямые штрафы за игнорирование обязанностей, которые возложены на управляющие организации и на собственников;
2) установить уголовную персональную ответственность руководителей и учредителей управляющих организаций за несвоевременное или ненадлежащее исполнение работ и нарушения, допущенные в ходе их проведения;
3) управляющая организация должна выбираться самими жильцами в соответствии с Жилищным кодексом РФ. При этом она должна периодически отчитываться перед ними о проделанных работах и о расходовании средств;
4) полное раскрытие перед собственниками информации о финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации в сфере ЖКХ;
5) при выявлении фирм-«однодневок» или фактов хищений и злоупотреблений и незаконного перечисления денег за границу главы регионов обязаны ставить вопрос об увольнении глав соответствующих муниципалитетов.
Таким образом, затронутые вопросы, разумеется, далеко не исчерпывают круг всех проблем, возникающих в процессе расследования хищений в сфере ЖКХ. Но данные знания во многом будут способствовать раскрытию механизма совершения хищения и выработке определенных тактико-технических средств, методов и методик, направленных на повышение эффективности предварительного и судебного следствия по делам о хищениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Библиографический список
1. О реформе жилищно-коммунального хозяйства : Указ 2. Почти З70 уголовных дел о преступлениях в сфере
Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. .№425 ЖКХ возбуждено в России с 2009 г. [Электронный ресурс]. -
[Электронный ресурс]. - URL: http //www. consultant. ru. URL: http //www.rg.ru/2011/05/20.
3. «Коммунальный беспредел»: кто помогает руб-лям вылетать в трубу? [Электронный ресурс]. - URL: http //www Rc-online.ru/vse-o-zhkx.
4. Mаринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2009.
5. Гавло В.К., Титова К.А. Проблемы теории и практика предварительного и судебного следствия по делам о хищениях, совершаемых лицами с использованием служебного положения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства : монография. - M., 2011.
6. Казаков В.В. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, совершаемым в жилищно-коммунальной сфере : автореф. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
7. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищнокоммунального хозяйства города : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.
8. Эффективное управление жилым домом / под общ. ред. В.Н. Субботина. - М., 2007.
9. Багаев А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: все, что о ней слышали и хотим знать. - Ростов н/Д., 2006.