Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РУКОВОДЯЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РУКОВОДЯЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовная ответственность / уголовные наказания / преступность среди несовершеннолетних / воспитательные меры / принципы. / criminal liability / criminal penalties / juvenile delinquency / educational measures / principles.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазанаев Наби Курбанович

Статья рассматривает уголовную ответственность в отношении несовершеннолетних, которая может играть воспитательную роль для преступников, не достигших возраста совершеннолетия, а также для несовершеннолетних из неблагополучных семей, которые могут быть потенциально склонны к преступлениям по разным причинам. В связи с отсутствием законодательного закрепления специальных целей и принципов уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в действующем на данный момент уголовном законе, возникает определенный пробел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ISSUES OF THE GUIDELINES OF THE INSTITUTE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY AND PUNISHMENT OF MINORS

The article examines criminal liability against minors, which can play an educational role for criminals who have not reached the age of majority, as well as for minors from dysfunctional families who may be potentially prone to crimes for various reasons. Due to the lack of legislative recognition of special goals and principles of criminal liability and punishment of minors in the currently valid criminal law, a certain gap arises.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РУКОВОДЯЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-468-471 NIION: 2018-0076-11/23-932 MOSURED: 77/27-023-2023-11-932

МАЗАНАЕВ Наби Курбанович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала Дагестанского государственного университета в г. Дербенте, e-mail: mazanaevnk@mail.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РУКОВОДЯЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. Статья рассматривает уголовную ответственность в отношении несовершеннолетних, которая может играть воспитательную роль для преступников, не достигших возраста совершеннолетия, а также для несовершеннолетних из неблагополучных семей, которые могут быть потенциально склонны к преступлениям по разным причинам. В связи с отсутствием законодательного закрепления специальных целей и принципов уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в действующем на данный момент уголовном законе, возникает определенный пробел.

Ключевые слова: уголовная ответственность, уголовные наказания, преступность среди несовершеннолетних, воспитательные меры, принципы.

MAZANAEV Nabi Kurbanovich,

Ph.D.,Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Disciplines of the branch of Dagestan State University in Derbent

PROBLEM ISSUES OF THE GUIDELINES OF THE INSTITUTE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY AND PUNISHMENT OF MINORS

Annotation. The article examines criminal liability against minors, which can play an educational role for criminals who have not reached the age of majority, as well as for minors from dysfunctional families who may be potentially prone to crimes for various reasons. Due to the lack of legislative recognition of special goals and principles of criminal liability and punishment of minors in the currently valid criminal law, a certain gap arises.

Key words: criminal liability, criminal penalties, juvenile delinquency, educational measures, principles.

Институт уголовной ответственности несовершеннолетних играет огромную роль в борьбе против преступлений, совершаемых подростками. Более того, он является неотъемлемым элементом уголовно-правовой политики нашего государства в отношении несовершеннолетних, в том числе и в сфере профилактики правонарушений среди данной категории граждан [6, а 64].

Для А.А. Горшенина, который является автором многочисленных научных источников по данной теме, институт уголовной ответственности несовершеннолетних имеет в системе российского правосудия несколько ролей, а именно: социальную, нравственно-педагогическую, юри-

дическую, социально-психологическую, политическую и информационную [5, с. 77].

Данный социальный институт обуславливается следующими причинами:

1. В первую очередь, его главная функция заключается в том, чтобы восстанавливать справедливость и законность, которые были нарушены преступником. Кроме того, этот институт гарантирует соблюдение закона и соответствующих нравственных норм, которые лежат в основе каждого уголовного запрета.

2. Он оказывает влияние на несовершеннолетних, которые могут быть как уже состоявшимися преступниками, так и потенциальными нарушителями. Цель данного воздействия заключа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ется в том, чтобы внушить им уважение к правовым требованиям, которые установлены законами государства, а также к моральным устоям общества. Это помогает социализировать их и формировать разумные, приемлемые социальные потребности.

3. Для несовершеннолетних преступников оказывается влияние как со стороны государства, так и со стороны общества, которые выносят нравственную оценку как на личность преступника, так и на само преступление. Такое воздействие помогает осознать подросткам, что их поступки являются аморальными и противоречат всем существующим в социуме нормам. Они могут угрожать безопасности общества в целом, а также жизни и здоровью конкретного человека.

Следовательно, уголовная ответственность в отношении несовершеннолетних может играть воспитательную роль для преступников, не достигших возраста совершеннолетия, а также для несовершеннолетних из неблагополучных семей, которые могут быть потенциально склонны к преступлениям по разным причинам [7, с. 118125].

С.А. Боровиков верно подмечает, что основными факторами, влияющими на преступные поступки несовершеннолетних, являются недостатки и влияние окружения. В такой ситуации общество вынуждено брать на себя ответственность или переложить ее на небольшие социальные группы и отдельных людей, которые не обеспечили должного воспитания или негативно повлияли на правонарушителей. Это позволяет смягчить уголовную ответственность нарушителей [3, с. 64].

Конечно, выше в данном исследовании была рассмотрена малая часть ролей, играемых институтом уголовной ответственности несовершеннолетних в нашей реальности, в жизни нашего общества.

Разнообразные подходы позволяют понять и раскрыть сущность и роль данного института в политической жизни нашей страны. К ним относятся уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, управленческие, философские и многие другие роли. Некоторые функции этого правового института остаются неизученными, поэтому очевидно, что это юридическое явление требует дальнейшего исследования. Развитие юридической науки в этой области является перспективной отраслью, которая требует поддержки со стороны государства.

Наказание, применяемое в уголовных делах, может различаться в зависимости от обстоятельств, так как его виды и сущность определяются целями, нацеленными на достижение будущих результатов. Институт наказания и конкрет-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ный суд стремятся к достижению этих целей. Однако в ходе исторического развития человеческого общества произошли значительные изменения в отношении наказания несовершеннолетних [10, с. 415].

Цели применения наказания могут быть разнообразными в зависимости от многих факторов. Например, они могут направляться на устрашение, кару, возмездие, предупреждение, исправление преступников и другие. Такие факторы могут включать уровень социально-экономического развития общества, политический режим, культуру и социально-культурную среду народа, менталитет населения, уровень правосознания и многие другие. В результате, наказание может оказывать влияние на различные сферы человеческой жизни.

В условиях существования современного российского общества ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) закрепляет применение наказания в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений [1].

Следуя нашим законам, наказания, которые применяются по отношению к взрослым преступникам и несовершеннолетним осужденным, не имеют принципиальных отличий в своей природе и целях. Следовательно, можно утверждать, что в уголовном законодательстве специальных целей наказания для несовершеннолетних не выделяется, но при этом мы можем придерживаться общих целей наказания, которые закреплены в УК РФ. Это означает, что при применении наказаний к несовершеннолетним, мы должны руководствоваться теми же целями, что и в случае с взрослыми преступниками. Как будто наши законы не делают различий между теми, кто уже достиг возраста совершеннолетия, и теми, кто еще не считается таковым.

Очень важно уделить внимание корректировке поведения несовершеннолетних осужденных. Ведь из-за их недостаточной зрелости и опыта, их негативное поведение еще не так укоренилось, а значит, есть возможность изменить их мировоззрение и воспитать их как добросовестных граждан своей страны. Конечно, это потребует значительных усилий, но законодательство поддерживает такую идею и придает ей огромное значение, понимая, что такой подход может сыграть важную роль в процессе наказания.

Поэтому учреждения, в которых несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы, и называются воспитательными колониями (ст. 88 УК РФ [1] и ст. 74 УИК РФ [2]), а несовершеннолетние - воспитанниками.

Для исправления поведенческих проблем у молодых людей, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на их социализацию и уменьшение различий с подростками, не находящимися в учреждениях данного типа. Воспитываемые в воспитательных колониях несовершеннолетние получают не только общее образование, но и профессиональные навыки [9, с. 138-141].

В законодательстве имеется возможность использования воспитательных мер по отношению к нарушителям, которые еще не достигли возраста совершеннолетия, однако данная цель не прописана явно в УК РФ [1]. Это говорит о том, что в уголовном законодательстве России недостаточно признается моральное исправление и не уделяется им достаточно внимания. Основным методом исправления преступников, которые уже были ранее осуждены, в РФ является только юридическое исправление, при котором преступник не совершает повторных преступлений.

Юридическое исправление переплетается с третьей целью, заключающейся в предупреждении совершения новых преступлений. Многими авторами она тоже делится на два вида: общее и частное (специальное) предупреждение.

Юридическое исправление - это специальный вид исправления, который включает в себя использование принудительных воспитательных мер в отношении граждан, уже осужденных за совершение преступлений. Основная цель такого исправления заключается в том, чтобы предотвратить совершение новых преступлений и добиться юридического исправления, осужденного. Однако, общее предупреждение является более широким и включает в себя профилактические воспитательные меры, направленные на устрашение потенциальных преступников, правовое воспитание граждан и информирование их о преступности и наказуемости различных действий. В общем, юридическое исправление и общее предупреждение являются важными инструментами борьбы с преступностью [8, с. 66-67].

Безусловно, немаловажную роль играет профилактический аспект в отношении неполнолет-них правонарушителей. Во многих случаях именно страх заставляет подростка отказаться от совершения преступления, особенно учитывая психологические особенности, свойственные переходному возрасту. Страх может являться главным или единственным фактором, который держит подростка в узде. Это объясняется тем, что процесс социализации еще не завершен, а подросток стремится определить свое место в обществе, формируя свою личность и корректируя свои ценностные установки.

Система уголовной ответственности имеет одинаковые принципы для несовершеннолетних и взрослых преступников. Эти принципы включают в себя законность, гуманность, индивидуализацию, справедливость и соразмерность наказания. Тем не менее, хотя эти принципы одинаковы, их применение для несовершеннолетних имеет специфические черты и свойства, которые необходимо учитывать. Например, можно сравнить их с растущим деревом, которое нуждается в особом уходе и внимании.

Со слов С.А. Бурлаки следует, что принцип правосудия в отношении несовершеннолетних преступников требует учитывать не только общие положения закона, но и применяемые в конкретном случае нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующие ответственность несовершеннолетних и условия ее наложения. Особенно важно учитывать ст. 20 УК РФ, которая устанавливает возрастную границу уголовной ответственности несовершеннолетнего лица за его общественно опасные поступки [4, с. 34-39].

При рассмотрении случаев, связанных с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, справедливость играет важную роль. В этом контексте, принцип гуманности приобретает особое значение, так как законодательство учитывает возраст подростков при назначении наказания за их неправомерные действия. Такой принцип, однако, неоднозначен, ибо его главной целью является удовлетворение интересов общества в целом. Вместе с тем, для корректировки личности и учета ее законных интересов необходима не только требовательность, но и суровость.

При назначении наказания несовершеннолетним необходимо соблюдать принципы законности, обоснованности, гуманности и индивидуальности, которые взаимодополняют друг друга. Нельзя отделять один принцип от других и рассматривать его самостоятельно. Кроме того, для несовершеннолетних осужденных принцип справедливости играет особенно важную роль, так как он включает в себя множество других признаков наказания.

Чтобы гарантировать успешность общеупре-дительного воздействия назначенного наказания, необходимо строго следовать его правилам. Кроме того, справедливость является одним из ключевых принципов и методов достижения цели предупреждения специального. В связи с отсутствием законодательного закрепления специальных целей и принципов уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в действующем на данный момент уголовном законе, возникает определенный пробел.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Таким образом, считаем, что закрепление данных норм на законодательном уровне даст возможность обеспечить определенную единообразное^ в правоприменительной практике и укрепить общие принципы уголовной ответственности несовершеннолетних. Это будет подобно укреплению фундамента дома, который обеспечивает надежность всей конструкции. Кроме того, появление указанных норм в УК РФ [1] позволит официально установить, что несовершеннолетний является специальным субъектом уголовно-правовых отношений, требующим особого внимания при определении наказания.

Список литературы:

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).

[2] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).

[3] Боровиков С.А. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних как альтернатива уголовному наказанию: дис. ... канд. юр. н. - Вологда, 2007. -234 с.

[4] Бурлака С.А. Особенности правоотношений, возникающих в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. 2018. № 5. - С. 34-39.

[5] Горшенин А.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних / отв. ред. А.И. Чучаев. - Ульяновск: Ульяновский гос. у-т, 2006. - 165 с.

[6] Майстренко Г.А. Профилактика преступности среди молодежи: политологические аспекты // Теории и проблемы политических исследований. 2021. Т. 10. № 5А. - С. 63-69.

[7] Мухачева И.М. Применение положений ч. 3 ст. 20 УК РФ о «возрастной незрелости» // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6 (91). - С. 118-125.

[8] Панферов Р.Г. Некоторые вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних // Закон и право. 2020. № 9. - С. 66-67.

[9] Сосновская Е.А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних // Молодой ученый. 2020. № 7 (297). - С. 138-141.

[10] Энциклопедия уголовного права. Т. 17. Преступления против семьи и несовершеннолетних / Примаченок А.А. и др. - СПб: Издание проф. Малинина, 2011. - 544 с.

Spisok literatury:

[1] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consul-tant.ru/ (data obrashcheniya: 01.09.2023).

[2] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: http:// www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 01.09.2023).

[3] Borovikov S.A. Prinuditel'nye mery vospitatel'nogo vozdejstviya v otnoshenii nesoversh-ennoletnih kak al'ternativa ugolovnomu nakazaniyu: dis. ... kand. yur. n. - Vologda, 2007. - 234 s.

[4] Burlaka S.A. Osobennosti pravootnoshenij, voznikayushchih v svyazi s primeneniem prinuditel'nyh mer vospitatel'nogo vozdejstviya // Rossijskij sledo-vatel'. 2018. № 5. - S. 34-39.

[5] Gorshenin A.A. Uslovno-dosrochnoe osvobozhdenie ot otbyvaniya nakazaniya nesoversh-ennoletnih / otv. red. A.I. Chuchaev. - Ul'yanovsk: Ul'yanovskij gos. u-t, 2006. - 165 c.

[6] Majstrenko G.A. Profilaktika prestupnosti sredi molodezhi: politologicheskie aspekty // Teorii i problemy politicheskih issledovanij. 2021. T. 10. № 5A. - S. 63-69.

[7] Muhacheva I.M. Primenenie polozhenij ch. 3 st. 20 UK RF o «vozrastnoj nezrelosti» // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2018. № 6 (91). - S. 118-125.

[8] Panferov R.G. Nekotorye voprosy ugolovnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Zakon i pravo. 2020. № 9. - S. 66-67.

[9] Sosnovskaya E.A. Osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Molodoj uchenyj. 2020. № 7 (297). - S. 138-141.

[10] Enciklopediya ugolovnogo prava. T. 17. Prestupleniya protiv sem'i i nesovershennoletnih / Primachenok A.A. i dr. - SPb: Izdanie prof. Malinina, 2011. - 544 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.