ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Д.С. Проконова, старший прокурор
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры
(Россия, г. Москва)
Б01:10.24412/2500-1000-2024-10-5-185-188
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Анализируются, а также предлагаются пути их разрешения. Проводится анализ законодательных изменений и особенностей правового регулирования, возникающие при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Результатами исследования являются выявленные проблемы нормативного регулирования и предложения по совершенствованию правовых механизмов, направленных на улучшение контроля за коррупциогенными факторами.
Ключевые слова: коррупция, экспертиза, федеральный закон, иностранные агенты, независимые эксперты.
Противодействие коррупции неизменно остается одним из приоритетных направлений государственной политики современной России. Она важную роль в формировании правового государства. Высшее руководство страны, а также ключевые фигуры прокуратуры и правоохранительных органов неоднократно подчеркивают важность объединенных усилий для борьбы с коррупцией. Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин акцентировал внимание на том, что одной из самых главных задач, стоящих перед благосостоянием страны, является целенаправленная и непрерывная борьба с коррупцией, которая разрушает общество, ставит препятствия законопослушным предпринимателям и похищает средства, которые требуются для защиты страны, её экономического роста и социального прогресса [6].
Среды мер по предупреждению коррупционных преступлений находится и особенная антикоррупционная экспертиза, которая применяется в отношении нормативных проектов и актов, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ N 273, ст. 6). Данный механизм правового воздействия оставаться современным и актуальным как для юристов-практиков, так и для представителей юридической науки. В разные
периоды его основополагающие аспекты разрабатывали такие ученые, как Е.Р. Россинская, П.А. Кабанов,
Е.В. Каменская, А.А. Рождествина,
Ю.А. Тихомиров и их коллеги [1, 5, 7].
В ряду других трактовок, в академическом сообществе антикоррупционная экспертиза как правило определяется как некий «процесс, который выполняется уполномоченными представителями, с целью произвести анализ нормативов текущего законодательства страны и его проектов, для того чтобы обнаружит и устранить факторы, способствующие коррупционному преступлению, а также обеспечить соблюдение правопорядка и законности» [3]. Одновременно можно отметить, что определение данного понятия по нормативам некторым образом отличается. А именно она трактуется как некая деятельность, которая направлена на обнаружение и описание коррупционных факторов, которые оказывают противодействие в нормативных и правовых проектах и актах, и кроме этого в разработке рекомендаций по ограничению их влияния или полному устранению» [9].
Федеральный закон под номером N 172-ФЗ (от 17 июля 2009 года), а также Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г являются главными нормативными документами в сфере проведения антикоррупционной
экспертизы. В данных документах изложен порядок проведения мер экспертизы, ее правила и методология процедуры. Принятый закон содержит и определяет в себе принципы проведения экспертизы, а также перечень всех организаций и органов, которые имеют полномочия для ее выполнения. Помимо этого, в законе приводятся формы актов реагирования, материалов и документов, которые необходимо подготовить по итогам проведенной экспертизы. В нем же закрепляются организационные и правовые основы всей процедуры.
По информации статьи 3 ФЗ N 172-ФЗ, полномочиями для проведение антикоррупционной экспертизы в области нормативных правовых актов (далее НПА) и их проектов наделяются: 1) органы прокуратуры Российской Федерации; 2) федеральные органы исполнительной власти, которые относятся к сфере юстиции; 3) некоторые отдельные органы и организации (и их отдельные должностные лица). В статье 5 этого акта предусмотрено, что как представители гражданского общества, так и отдельные граждане страны имеют право осуществить собственную независимую антикоррупционную экспертизу НПА, а также их проектов, соблюдая при этом условия, которые указаны в указанных нормативных актах.
Порядок осуществления аккредитации и условия, на которых эксперты получают допуск к проведению экспертных процедур, определяются специализированным уполномоченным федеральным органом юстиции.
Подобным образом для законодателя предполагается всесторонний подход по проведению и организации указанного рода деятельности, и при этом одновременно обеспечивается принцип доступности и прозрачности работы госорганов и местного самоуправления. Данные принципы закреплены основными положениями законодательства по противодействию коррупции.
Для реализации положения статьи 5 ФЗ N 172-ФЗ, Минюст РФ в 2019 г принял Приказ No57, в котором был утвержден особый Административный регламент, позволяющий предлагать официальную государственную услугу, благодаря которой происходит аккредитация лиц (как юридических, так и физических), желающих иметь статус независимого
эксперта в сфере антикоррупционной деятельности. В этом же законе (част 1.1 статьи 5) определен круг лиц, которые не имеют права стать независимыми экспертами. К таким лицам относятся:
1. Осужденные лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;
2. Лица, уволенные, которые были уволены в связи с утратой доверия, чьи сведения добавлены в реестр коррупционных правонарушений;
3. Лица, работающие в органах и учреждениях, обозначенных в пункте 3 части 1 статьи 3 данного закона;
4. Международные организации;
5. Иностранные агенты.
Последний пункт списка требует более тщательного обсуждения.
В настоящее время перед страной сохраняются угрозы национальной безопасности и внешние вызовы, в связи с этим законодательство России постоянно совершенствуется для того, чтобы снизить возможные риски, связанные с иностранным вмешательством. К примеру, с данной целью был принят Федеральный закон N 255 (14 июля, 2022 год), который вводит контроль и запрет на участие организаций и лиц, признанных иноагентами в проведении любого рода коррупционных экспертиз. Этот же запрет был внесен в часть 1.1 5 статьи ФЗ N 172 (изменения приняты в декабре 2022 г.) [7]. Согласно определению, отраженному в Федеральном законе (ФЗ N 255), в качестве иностранного агента рассматривается лицо, которое попадало под различные формы иностранного влияния или получало поддержку, а также осуществляет деятельность, описанную в статье 4 данного закона. Этот статус может присваиваться как российским, так и иностранным юридическим лицам, общественным объединениям, независимо от того, какую организационно-правовую форму они имеют, а также и физические лица, независимо от отсутствия или наличия у них гражданства страны.
Между тем, вышеуказанный Административный регламент Минюста России предусматривает ограничение на аккредитацию независимых экспертов лишь для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. При этом открытым остается вопрос о возможности участия в ка-
честве антикоррупционных экспертов коммерческих организаций, а также физических лиц - «иностранных агентов». Наряду с этим не проработан правовой механизм для аннулирования имеющейся аккредитации у данных лиц.
Данная проблема в анализируемой сфере не является единственной. Исследователями также отмечается несовершенство понятийного аппарата (отсутствие четкого определения понятия «коррупциогенный фактор»), недостаточная инициативность и низкая продуктивность независимых экспертов, получивших аккредитацию на право проведения антикоррупционной экспертизы , неоптимальные механизмы взаимодействия независимых экспертов и разработчиков нормативных правовых актов [2].
Полагаем, что решение этих, а также иных возникающих в практической плоскости вопросов должно стать инициативой органов прокуратуры, которые находятся на фронтире борьбы с коррупцией и имеют все необходимые ресурсы для достижения эффективности
этой борьбы. Значительный опыт прокуроров в этом вопросе способен «донастроить» имеющиеся механизмы и инструменты [4, 8].
Стоит отметить, что активная работа на данном направлении ведется прокурорами не только в контексте «сегодня» (например, в 2020 году прокурорами изучено более 1,3 млн нормативных правовых актов и их проектов, в которых выявлено свыше 70 тысяч корруп-циогенных факторов), но и с учетом перспектив, актуальных технологий и научных разработок, в числе которых применение искусственного интеллекта [6].
Представленный анализ позволяет сделать вывод об определенном несовершенстве действующего правового механизма и инструментария независимой антикоррупционной экспертизы. Изложенное, в свою очередь, предполагает не только оптимизацию законодательства в данной сфере, но и последовательную продолжаемую работу с обществом и населением, которое, в широком смысле, и является «главным независимым антикоррупционным экспертом».
Библиографический список
1. Азаров М.С., Астанин В.В., Барзилова И.С. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. - Москва: Проспект, 2010. - 96 с.
2. Бородина О.А. Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 1. - С. 136-146.
3. Бычков А.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - 2024.
4. Долотов Р.О., Крылова Д.В. Перспективы повышения эффективности института независимой антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. - 2019. - № 10. - С. 163-173.
5. Едкова Т.А., Иванюк О.А., Сороко А.В. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое. - М.: ИЗиСП, Полиграф-плюс, 2013. - 160 с.
6. Из выступления Президента РФ Путина В.В. на заседании коллегии МВД России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/20419661 (дата обращения 09.10.2024).
7. Каменская Е.В., Рождествина А.А. Независимая антикоррупционная экспертиза // Научно-практическое пособие. - М.: Система ГАРАНТ, 2010. - 64 с.
8. Липунцова А.В. О некоторых проблемных аспектах осуществления общественной экспертизы в России // Административное право и процесс. -2023. - № 12. - С. 53-57.
9. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции (Заключено в г. Астане 14.10.2022) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - 2024.
10. Федеральный закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - 2024.
PROBLEM ISSUES IN CONDUCTING INDEPENDENT ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS AND DRAFT REGULATORY LEGAL ACTS
D.S. Prokonova, Senior Prosecutor
Department for Supervision of Compliance with Legislation on Combating Corruption of the Prosecutor's Office (Russia, Moscow)
Abstract. The article examines the issues of conducting an independent anti-corruption examination of regulatory legal acts. It analyzes and proposes ways to resolve them. It analyzes legislative changes and features of legal regulation that arise during the independent anti-corruption examination of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts. The results of the study are the identified problems of regulatory regulation and proposals for improving legal mechanisms aimed at improving control over corruption factors.
Keywords: corruption, expertise, federal law, foreign agents, independent experts.